Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Программирование»
(далее
Программа)
реализуется
в
соответствии
нормативно-правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyuobscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"//
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации
и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МАУ ДО ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ, утвержденный Приказом МУ «Комитет по образованию
Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.
Актуальность:
Программирование — область деятельности, направленная на разработку программного
обеспечения, которое, в свою очередь, направлено на улучшение и облегчение человеческого быта,
промышленной деятельности, сферы услуг и технологического прогресса.
Одним из детей программирования можно назвать сервис виртуальный номер для смс.
Благодаря ему вы можете отправлять, получать, осуществлять массовую рассылку смс даже без
наличия телефона. Аналогично виртуальному номеру телефона существует и факс-номер. Вы можете
купить себе для офиса эту услугу и получать факс, например, на электронную почту.
Что касается пользы в изучении и тренировки навыков программирования, то можно смело
сказать, что этот род деятельности не только приносит хороший заработок, но и неплохо развивает
мышление и логику. Как и любая точная наука, программирование развивает аналитические и
дедуктивные способности, абстрактное мышление. Можно смело сказать, что эта отрасль дает
развитие человека в целом. Навыки создания программ, позволят обрести такие качества как
упорядоченность мыслей, строгая организация и постановка решения проблем практически любого
уровня сложности и характера.
Обучение включает в себя следующие основные предметы: информатика.
Вид программы: модифицированная программа
Направленность программы: техническая
Адресат программы: старшие школьники:14-17 лет. Ведущее место в учебной деятельности у
школьников данного возраста занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к
взрослой
жизни.
Главным
становится
поиск
смысла
жизни.
Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего
обучения. Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить
основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к
разным явлениям мира, к людям, к законам, природе.
Срок и объем освоения программы: срок реализации программы 1 год, 3 часа в неделю, итого 111
часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: одновозрастные, разновозрастные
(один, два года разница).
Режим занятий: три часа в неделю.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: освоение ключевых методов решения типовых задач посредством программирования, в
частности на языке программирования python, развитие алгоритмического мышления, воспитание
целеустремленности, трудолюбия и терпения.
Образовательные задачи:
Обучающие- формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы через
создание оптимальной среды для изучения логики программирования.
Развивающие- развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей
учащихся, способов мыслительной деятельности.
Воспитательные- формирование целостной картины мира, формирование интереса к
профессиям, связанным с программированием. Повысить уровень общей культуры, сформировать
ключевые компетентности учащихся на пути их самореализации
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
• логическую символику;
• основные конструкции языка программирования;
• свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации
понятия алгоритма;
• виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства
компьютерной реализации информационных моделей;
• общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
• строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые
средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
• вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных
высказываний;
• подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и
результатов;
• личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных
средств коммуникаций;
• соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Программирование»
Стартовый уровень 1 год
Учебный план
Кол-во часов
№
п/п
Название раздела,
темы
Формы
аттестации/конт
роля
Всег Теори Практи
о
я
ка
1.
Вводное:
Основы информатики
12
3
9
устный опрос
4
27
Время
проведени
я занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
3
3
3
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Представление информации
Системы счисления и двоичном представлении
информации в памяти компьютера
3
Построение таблицы истинности и логические схемы,
решение нестандартных задач
Беседа,
практические
упражнения
3
9
13
20
9.00-11.00
11.00-13.00
1
2
Сентябрь
Месяц
№
п/п
Число
Зачет
Тема:
2. Понятие о языке программирования высокого и
21
7
14
низкого уровня.
зачет
Тема:
Система и язык программирования. Общая
характеристика системы программирования.
13
3
10
Система оперативной подсказки. Редактор
3. исходного текста. Пример простой программы.
Компиляция и откладка программы.
зачет
Тема:
Переменные и константы. Числа и символы,
строки и другие типа данных. Описание
13
3
10
4. переменных и констант различного типа. Вывод
на экран. Ввод с клавиатуры. Программирование
операций ввода-вывода.
зачет
Тема:
5. Создание и откладка элементарной программы.
13
3
10
Печать исходного текста. Комментарии.
зачет
Тема:
6. Оператор присваивания. Арифметические и
13
3
10
логические выражения. Стандартные процедуры
и функции.
зачет
Тема:
Логические условия. Оператор условия. Полная и
13
3
10
7. неполная формы оператора. Оператор выбора.
8. Тема:
творческое
Программирование простых вычислительных
задание,
13
3
10
алгоритмов. Вычисление простых и условных
защита проекта
математических выражений.
ИТОГО:
111
28
83
Формаконтроля: текущий (устный опрос, зачет), итоговый контроль (защита проекта)
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Михайлова Татьяна Степановна
Место проведения: МАОУ СОШ №47 г.Улан-Удэ
Форма занятия: очная
Месяц: Сентябрь-май
3
11
3
18
3
25
3
8
3
15
3
22
29
6
13
20
3
3
3
3
3
27
3
10
3
17
3
24
3
7
3
3
14
21
3
3
28
7
3
3
14
3
21
3
28
4
3
3
11
3
6
октябрь
5
7
8
декабрь
15
декабрь
10
11
12
13
14
ноябрь
9
16
18
январь
17
20
21
февраль
19
22
23
25
март
24
28
29
апрель
26
27
Технологии обработки информации в электронных
таблицах
Методы визуализации данных с помощью диаграмм и
графиков, мини-проект обработка массива информации
Определение скорости передачи информации при
заданной пропускной способности канала, объем
памяти, необходимый для хранения звуковой и
графической информации
Методы измерения количества информации, расчетные
задачи повышенного уровня Алгоритмы. Графы
Основные конструкции языка программирования,
понятия переменной, оператора присваивания
Язык программирования Python. Знакомство и первая
работа в среде разработки IDLE
Создание и проверка первой программы
Строки и списки
Синтаксис языка Python
Операторы Python
Программирование
простых
вычислительных
алгоритмов. Вычисление простых и условных
математических выражений.
Логические условия. Оператор условия. Полная и
неполная формы оператора. Оператор выбора.
Инструкция if – elif – else. Выбор подходящего
варианта. Ветвление
Циклы. Операторы цикла. Оператор цикла с известным
числом повторений (с параметром). Оператор цикла с
логическим условием. Вложенность циклов.
Цикл for. while. Требования к записи цикла. Работа
цикла. Порядок выполнея программ
Операторы break и continue
Одномерные массивы. Размерность массива. Способы
и примеры описания структур данных различного
вида. Ввод и вывод массивов.
Двумерные массивы.
Поиск экстремальных значений величин в одномерных
и двумерных массивах чисел. Перестановка элементов
массива. Сортировка массива.
Параметры и аргументы функций
Именные функции. Функция def. Синтаксис
программы, содержащей функцию
Аргументы функций. Анонимные функции.
Функция lambda. Область видимости
Программирование алгоритмов обработки текста.
Операции поиска и замены в символьных строках и
массивах.
Поиск выигрышной стратегии.
Шифровка и дешифровка текста..
Подпрограммы (функции и процедуры). Назначение.
Способы описания. Обмен информацией между
основной программой и подпрограммой..
Форма
контроля
4
часов
Время
проведени
я занятия
Форма
занятия
Кол-во
Тема занятия
Число
Месяц
№
п/п
32
33
34
35
май
30
31
18
25
2
3
3
3
8
16
23
30
3
3
3
3
Глобальные и локальные переменные
Примеры рекурсивного программирования.
Файлы. Текстовые файлы. Файлы с фиксированной
структурой записи.
Процедуры и функции для работы с файлами.
Проектная работа по написанию программ.
Итоговый урок (рефлексия)
Итоговый урок (рефлексия)
36
ИТОГО
111
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
36
36
08.09.24 -31.05.2025
Входная – октябрь
Промежуточная - декабрь
Рубежная – май
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Кабинет информатики – 40 м2
Нет-бук – 20 штук
Смарт-доска
Компьютер учителя
Информационное обеспечение
Python, Кумир
Кадровое обеспечение
Учитель информатики высшей категории
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Устный опрос, зачет, творческая работа (проект)
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества ДООП
Методики
Уровень творческого потенциала учащегося
Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в УДОД»
Уровень развития высших психических
Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова
функций ребенка
Уровень развития социального опыта учащегося
Уровень развития творческого
Методика «Креативность личности»
потенциала учащихся
Д. Джонсона
Уровень развития социального опыта
Тест «Уровень социализации
учащихся
личности»(версия Р.И.Мокшанцева)
Уровень сохранения и укрепления
«Организация и оценка здоровьесберегающей
здоровья учащихся
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными услугами
Оценочные материалы (указать конкретно по
предметам в соответствии с формами
аттестации)
Методики
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
(шаблоны, действующая диагностика,
мониторинг)
2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения:
● Словесный
● Наглядный
● Объяснительно-иллюстративный
● Репродуктивный
● Частично-поисковый
● Исследовательский
● Игровой
● Дискуссионный
● Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
● Индивидуальная
● Индивидуально-групповая
● Групповая
● Практическое занятие
● Беседа
● Защита проекта
● Презентация
Педагогические технологии с указанием автора:
● Технология группового обучения
● Технология модульного обучения
● Технология дифференцированного обучения
● Технология проблемного обучения
● Проектная технология
● Здоровьесберегающая технология.
Дидактические материалы:
● Раздаточные материалы
● Инструкции
● Технологические карты
● Образцы изделий
Литература:
Справочная литература: (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты
и др.):
1. Блиновская, Я.Ю. Введение в информатику – учебное пособие
2018
2. Велихов, А. С. Основы информатики и компьютерной техники: учебное пособие
2019
3. https://edu.sirius.online
Научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации,
описание экспериментов и др.):
1. Основы информатики: учебное пособие / [Г. В. Алехина и др.].
2020
2. Основы информатики: учебник / В. Ф. Ляхович, С. О. Крамаров, И. П. Шамараков.
2019
3. Патрушина, С.М. Информатика: Учебное пособие / С.М. Патрушина, Н.А. Аручиди. 2018
Методические пособия:
1. Федорова, Г.Н. Информатика и информационные системы: Учебник для студ. учреждений сред.
проф. Образования, 2019
2. Николай Пелагейченко: Информатика. 10 класс. Технологические карты уроков по учебнику И. Г.
Семакина, Е. К. Хеннера, 2019
3. Николай Пелагейченко: Информатика. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику И. Г.
Семакина. Базовый уровень, 2022