Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Буряад хэлэнэй баялиг» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • • • • • • • • • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374. Актуальность программы Актуальной становится задача воспитания толерантной, духовно-нравственной личности в связи с распространением в современной жизни различных форм агрессии ( Например, положение на Украине, Кавказе и др). Хотя, на современном этапе в российском обществе отмечается рост национального самосознания, интерес к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных традиций, возвращение к вере. Таким образом, данная программа отвечает современным тенденциям и требованиям, приобщая кадетов к культурно-историческим ценностям родного края, способствуя формированию основ духовно-нравственной личности, патриотическому воспитанию. Цель изучения – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, создавать и вести радиопередачи на бурятском языке. Программа также предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственных радиопередач, что позволяет совершенствовать умения чётко и ярко выражать свои мысли. Данная рабочая программа рассчитана 1 раз в неделю по три часа. Контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера. Обучение включает в себя следующие основные предметы: бурятский язык, бурятская литература. Вид программы: модифицированная программа Направленность программы: социально – гуманитарная Социально-гуманитарная направленность формируют мировоззрение, нравственные ценности, осуществляют общее развитие детей. Дают совокупность знаний в области общественных наук и связанных с ними практических умений и навыков. Создают условия для личностного и профессионального самоопределения личности в области литературы, истории, краеведения. Адресат программы: средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму). Срок и объем освоения программы: • Срок реализации Программы - 1 год • «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 111 педагогических часов; Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Режим занятий: 1 год обучения, 1 раз в неделю. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель изучения – Развитие нравственно-патриотических чувств на основе приобщения к исторически сложившейся традиционной культуре родного края. Для реализации данной цели ставятся следующие задачи: · Формировать чувство любви к родному краю путем ознакомления с культурноисторическим наследием бурятского народа; · Приобщать к духовно- нравственным ценностям своего народа; · Развивать речевую и музыкальную культуру средствами бурятского фольклора, произведений поэтов и писателей Бурятии; · Обучать детским народным играм; · Воспитывать чувство любви к традиционной культуре средствами детского игрового фольклора; Создавать условия для творческого развития детей. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Актуальность программы заключается во взаимосвязи двух аспектов деятельности учащихся: понимание и анализ устного и печатного слова и самостоятельное высказывание о происходящих событиях, социальном окружении. Планируемые образовательные результаты. Ожидаемые результаты освоения программы: Воспитанник будет знать: · Свою фамилию, имя, отчество, адрес на родном языке; · Название своего села, района, республики, страны; · Название деревьев и кустарников, животных и птиц, растений родного края; · Национальные блюда бурятской кухни и их ингредиенты; · Детали традиционного бурятского костюма и их символику; · Особенности жилища бурят (юрты, внутреннего), внутреннего убранства, предметы быта; · Виды и продукцию бурятских ремесел; · Обряды, обычаи традиции, связанные с воспитанием ребенка в бурятской семье; · Имена известных, знаменитых, прославленных людей села, района, республики; · Бурятский фольклор: пословицы и поговорки, благопожелания, загадки, считалки, сказки, легенды и предания; · Праздники: Сагаалган, Сурхарбаан, обрядовые праздники. Воспитанник будет уметь: · Передавать свои впечатления о родном крае в рисунках, рассказах, поделках; · Рассказывать о своей семье, ее традициях, близких родственниках, показывать их на изображении родословного древа; · Составлять рассказ о жизни, быте, традициях бурятского народа; · Правильно надевать традиционный бурятский костюм; Воспитанник будет способен проявлять интерес к историческому прошлому родного края, села, традиционной культуре; задавать наводящие вопросы в ходе тематической экскурсии в краеведческий музее, библиотеке, беседы, при прослушании произведений устного народного творчества. Воспитанник сможет участвовать в народных праздниках и развлечениях, театрализованных представлениях, обрядах. Воспитанник может использовать моральные ориентиры, подчеркнутые из народной мудрости, народные принципы и заповеди и норм и правилах нравственности. Формой подведения итогов реализации программы является участие детей и их родителей в праздниках, развлечениях, в выставках поделок, семейных газет, фотовыставок, а также в поселенческих, районных, республиканских фестивалях, конкурсах, концертах, интернет- конкурсах. Программа подкреплена учебно- методическим комплексом, который включает в себя комплексно- тематическое планирование, примерные конспекты занятий, бесед, развлечений, музыкальные произведения, устного народного творчества, игры, что способствует оптимизации воспитательно- образовательного процесса. Данная образовательная программа предназначена для учащихся 5—11 классов общеобразовательных школ. Количество обучающихся в группе – 15-18 человек. Программа курса «Буряад хэлэнэй баялиг» на этапе основной школы решает потребность углубленной подготовки учащихся, включенных в процесс гуманитарного образования. В основе данной программы лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: · Патриотическое воспитание и развитие качеств личности на основе толерантности и диалога культур; · Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов; · Духовно-нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; · Сотрудничество с детьми разных возрастов и взрослыми в процессе различных видов деятельности. 3. Содержание программы строится на следующих принципах: · Принцип развивающего образования (основная цель-развитие ребенка); · Принцип полноты, необходимости и достаточности (использование разумного «минимума» материала); · Принцип доступности изложения теоретического материала; · Принцип наглядности подачи практического материала; · Принцип интеграции образовательных областей (в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей); · Комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса; · Принцип построения образовательного процесса; · Принцип культуросообразности. 1. Учебный план Название Количество часов в программы неделю Буряад хэлэнэй баялиг 3ч Количество групп 2 Количество часов в год 111ч Календарный учебный график. IX 3 Входная диагностика. Устное собеседование 3 Давайте познакомимся Беседа 2 IX 10 Комбинированн ый урок 3 Кто это» Энэ хэн бэ? Опрос, тест 3 IX 17 3 Что это? Энэ юун бэ? 4 IX 24 5 X 1 Комбинированн ый урок 01.10 Занятие 29.10 Комбинированн .2024 ый урок 3 Мои родственники. Минии гэр булэ 6 X 8 3 Песня «Эжы» 7 8 X X 15 22 Комбинированн ый урок Занятие. 05.11 Комбиниро .ванный урок. 26.11 .2024 3 3 Цвет. Үнгэ Песня «Сэсэг соогуур» 9 X 29 3 Да или нет? Тиимэ бэшэ гү? Беседа, опрос 10 XI 5 3 Бурятские народные игры. Беседа, опрос. 11 XI 2 Практическое занятие. Комбинированн ый урок Практическое занятие. 3 День Матери.Эжын удэр. 12 13 XI XI 19 26 3 3 14 XII 3 15 XII 10 16 XII 17 Занятие. 03.12 Комбинированн .ый урок 24.12 Комбинированн .2024 ый урок Комбинированн ый урок Комбинированн ый урок. 5 пальцев. 5 хурган Домашние животные. Гэрэй амитад. 5 видов домашних животных. 5 хушуун мал. Дикие животные. Зэрлиг амитад Новый год. Шэнэ жэл. Выполнение практического задания. Беседа. Опрос. Беседа, опрос. 3 3 3 3 Счёт. Тоо Кадетская школа. Кабинет №8 Число 1 1.09.-24.09.2024 месяц Место проведения Кол-во часов Форма контроля № п/п Время проведения занятия Форма занятия Тема занятия Опрос, тест Творческое задание Беседа, опрос Творческое задание Беседа, опрос Творческое задание Беседа, опрос Беседа, опрос Опрос, тест. 17 XII 24 18 I 14 19 I 21 20 I 28 21 22 II II 4 11 23 II 18 24 II 25 25 III 4 26 III 11 27 III 18 28 III 25 29 IV 1 30 IV 8 31 IV 15 32 IV 22 33 IV 29 34 V 6 35 V 13 36 V 20 37 V 27 Комбинированн ый урок. Комбинированн ый урок. Комбинированн ый урок Практическое анятие. Занятие Комбинированн ый урок. 3 12 годов. Литын 12 жэл. Беседа, опрос. 3 Сагаалган. Шэнэ жэл. Беседа, опрос. 3 Национальная пища буря т. Сагаан эдеэн. Как красив танец ёхор. Ёохор наадан гоё даа. Профессия. Мэргэжэл. В магазине. Дэлгуур Беседа, опрос. Комбинированн ый урок. Комбинированн ый урок. 3 04.Комбинированн 3.ый урок. 25.03 .2025 Комбинированн ый урок. Практическое занятие. Комбинированн ый урок. 01.04 Практическое .занятие. 29.04 .2025 Комбинированн ый урок. Комбинированн ый урок. Комбинированн ый урок. 06.05 Комбинированн ый урок. 27.05 Комбинированн .2025 ый урок. Практическое занятие. Комбинированн ый урок. Практическое занятие. 3 14.01 .28.01 .2025 04.02 .25.02 .2025 3 3 3 Практическая работа беседа Беседа, творческая работа. Беседа, опрос. 3 Бурятская национальная одежда. Буряад дэгэл. День Защитника Отечества.Эхэ Ороноо хамгаалгын удэр. 8 Марта- Международный женский день. Эжын hайндэр. Пословицы, поговорки. Оньhон, хошоо угэнууд Благопожелания. Уреэлнууд. 3 Загадки. Таабаринууд. Беседа, опрос. 3 Моё тело. Минии бэе. Выполнение практического задания. 3 Поэты Бурятии. Ирагуу найрагшад Традиционная юрта бурят. Буряадуудай hэеы гэр. Бурятские народные песни. Беседа, опрос Беседа, опрос 3 9 Мая – День Победы. Майн 9 –Илалтын hайндэр. Герои Бурятии. Буряадай Баатарнууд. Итоговый урок. Шалгалта 3 Итоговый урок. Шалгалта. 3 Итоговый урок. Шалгалта Творческая работа. Опрос, тест. 3 3 3 3 3 3 Беседа, опрос. Беседа, опрос. Беседа, опрос. Беседа, опрос Беседа, опрос. Беседа, опрос. Опрос, тест. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Количество учебных недель Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года 37 недель 1 год обучения (111 час. -37 дней) С 3.09.2024 по 27.05.2025г. (по УТП) входная- октябрь Сроки промежуточной аттестации Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 3 года обучения (май) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Таблица 2.2.1. Аспекты Характеристика Площадь кабинета – 30 кв.м. Материально-техническое Учебные столы, стулья, классная доска, мел, наглядные обеспечение пособия и письменные принадлежности Кадровое обеспечение ПДО с высшим образованием, учитель бурятского языка. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формы аттестации: выпуск радиопередачи на буряад фм радио, выпуск рубрики на школьном телевидении. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Уровень развития творческого потенциала учащихся Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Уровень развития социального опыта учащихся Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей Уровень сохранения и укрепления деятельности образовательных учреждений» под ред. здоровья учащихся М.М. Безруких Уровень теоретической подготовки Разрабатываются ПДО самостоятельно учащихся Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный • Репродуктивный • Частично-поисковый • Исследовательский • Игровой • Дискуссионный Формы организации образовательной деятельности: • Индивидуальная • Индивидуально-групповая • Групповая • Практическое занятие • Беседа • Встреча с интересными людьми • Выставка • Галерея • Игра • Концерт • Мастер-класс Педагогические технологии: • Технологии дифференциации и индивидуального образования. Автор: Тулупова Татьяна. • Технология группового обучения Технология группового (коллективного) обучения. Авторы – В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е. Щуркова. Методические материалы. 1. Н.Г. Дамдинов. Русско- бурятский детский разговорник. г.Улан 1992г,Бурятское книжное издательство. 2. В.Липатова. Узэглэл. Шулэгууд. Улан –Удэ: Буряадай номой хэблэл. 1991г. –Удэ, 3. Д.Д.Ошоров, В.Д. Цыренова . Узэглэл. Нэгэдэхи класс. 1992г. Улаан –Удэ. Бурядай номой хэблэл. 4. Л.Намжилон. Оюун тулхюур. Учебник для ускоренного обучения бурятскому языку. Улан-Удэ. Издательство «Гуламта» 1993г 5. Буряад алфавит. Шулэгуудтэй ба зурагуудтай карточканууд. 6. Виктория Алагуева «Золотая книга о бурятах», «Серебряная книга о бурятах», «Бронзовая книга о бурятах». История, традиции, легенды.- Улан-Удэ: издательство ОАО «Республиканская типография» 2010 -2011г 7. Виктория Алагуева «Ключик».2008 г. 8. Усть- Ордын багшанарай мэргэжэл дээшэлуугын институт.Словарь диалектных слов. П Усть-Ордынский, 2008г. 9. Серия «Истоки» Бурятский слог. Пособие для самостоятельного изучения. История. Культура. Быт. Традиции. Исторические деятели. Эпос. 10. Бурятский орнамент. Раскраска. 11. Табан эрдэни. Пять драгоценностей. 12. Ж.А.Зимин. Туби дэлхэй, хун зун. Методическое пособие для 1 класса. п. Усть- Ордынский. 13. Усть-Ордынская Национальная библиотека им.М.Н.Хангалова. пословицы и поговорки. п.Усть-Ордынский,2016г. 14. Сборник благопожеланий. Издательство « Багульник», 2014г. Бурятские