Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Актерское мастерство для школьников» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативноправовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации. • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Актуальность: В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях. Среди молодежи наблюдается падение интереса к искусству, к коллективному творчеству, наблюдается разобщенность, действует девиз «каждый сам за себя». Уходят в прошлое коллективные игры, массовые походы по музеям и театрам. На смену приходят компьютеры и виртуальное общение по локальным сетям. К сожалению, в век «высоких технологий» дети просто разучились играть вместе в реальном мире. Часто молодежь, не встречающая должного понимания, стараясь найти себя, становится приверженцами различных субкультур, а то и просто весь интерес от общения со сверстниками сводиться к «бутылке пива да пачке сигарет». Театр – синтетическое искусство, объединяющее слова и действия с изобразительным искусством, музыкой, пластикой и т.д. Театр как ничто другое объединяет в себе все виды творчества и дает огромный потенциал для самовыражения личности. Театр так же искусство коллективное. Творческие проекты и есть результат усилий коллектива. Занятия актёрским мастерством могут и должны воспитывать у детей такие ценные качества как чувство партнерства, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы, требовательность к себе и к другим. Занятия помогают формированию у детей верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров. Практическое знакомство со сценическим действием имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости, культуры речи, слуха, пластики. Занятия актерским мастерством включают в себя проведение бесед об искусстве, истории, литературе, что так же способствует культурноэстетическому развитию детей. Таким образом, привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей и самореализации творческого потенциала личности. Обучение включает в себя следующие основные предметы: - основы актерского мастерства - основы сценической речи - сценическое движение - тренинг Вид программы: Модифицированная программа. Программа создана на основе трудов знаменитых театральных деятелей ХХ веков с элементами современных техник, тренингов и упражнений. Направленность программы: художественная. Адресат программы: Данная программа по актерскому мастерству предназначена для учащихся 1-11 классов (6-17 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих актерское мастерство в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (111 часов, 3 часа в неделю). Младшие школьники: 6-10 (11) лет – для детей этого возраста занятия проходят в игровом режиме, поэтому актерское мастерство помогает ненавязчиво раскрыть таланты ребенка, а также играет немалую роль в становлении личности. Средние школьники: 10 (11) – 14 лет – в подростковом возрасте школьники зачастую закрываются в себе и происходит перелом привычного поведения из-за чего происходят так называемые «зажимы». Актерское мастерство направлено на раскрепощение и устранение данных зажимов, что поможет в дальнейшем развитии подростка. Старшие школьники:14-17 лет – в данном возрасте актерское мастерство помогает выявить сильные стороны ребенка и развить их, что в дальнейшем поможет с выбором профессии (не обязательно театральной) т.к. актерское мастерство развивает внимание и память, фантазию и воображение, речь и пластику и др., поэтому данный предмет необходим для школьников этого возраста. Срок и объем освоения программы: • «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 108 педагогических часов; Форма обучения: очная. Особенности организации разновозрастные образовательной Режим занятий: Младшая группа (утро): 3 часа 1 раз в неделю Младшая группа (день): 3 часа 1 раз в неделю Старшая группа (утро): 3 часа 1 раз в неделю Старшая группа (день): 3 часа 1 раз в неделю деятельности: группы 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: гармоничное индивидуальности развитие подростка самостоятельной средствами актерского творческой мастерства. Формирование личности, обладающей широким кругозором в области театра, искусства, телевиденья и др. способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра. Образовательные задачи: Обучающие (предметные): - дать базовый уровень знаний по предмету; - Формирование стойкого интереса у детей к театральному искусству в целом и к предмету «Основы актерского мастерства» в частности; - выработка правильности произношения; - постановка правильного дыхания; - работа с партнером; Воспитательные (личностные): - формирование личности, способной к созидательному, систематическому, творческому труду, к самостоятельной работе в любой, выбранной в дальнейшем, профессиональной деятельности, то есть пробуждение творца; - создание творческой атмосферы обучения, гарантирующей развитие творческой индивидуальности, воспитывающей чувство причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважение к творческому «Я»; - воспитание чувства пространства и композиции; - воспитание зрительской культуры. Развивающие (метапредметные): - развитие внутренней и внешней техники психофизического аппарата учащегося; - развитие эмоциональной наблюдательности, памяти, сенсорной многоплоскостного и образной внимания, памяти, фантазии, воображения, логического, ассоциативного и метафорического мышления; - развитие внутренней свободы личности (освобождение от излишнего напряжения); Ожидаемые результаты: По завершению курса «Актерское мастерство» учащиеся должны получить представление как о профессии актёра, так и о театре в целом. Усвоить основы профессиональной культуры актёра, уметь воссоздавать образы персонажей, освоить навыки сценической речи и сценического движения. Учащиеся должны уметь не только «заучивать» или читать текст, а также и свободно импровизировать. Стартовый уровень Знать Уметь Владеть Проявлять Начальную терминологию Слушать и слышать партнеров, быстро включаться в творческий процесс Вниманием, памятью, фантазией и воображением Базовый уровень Базовую технику исполнения роли Правильно передать характер персонажа Своим телом, мимикой и голосом Активный Активный интерес и интерес и желание научиться желание чему-то новому научиться чемуто новому Продвинутый уровень Правильную технику исполнения разных ролей Быстро включатся в репетиционный процесс, слушать партнеров и импровизировать Основами актерского мастерства Актерские навыки и творческую свободу 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Актерское мастерство для школьников» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план Таблица 1.3.1 1.Учебный план занятий. № 1. Тематика Раздел 1. Теория: Инструктаж по технике безопасности и охраны труда. Правила поведения. Количество часов теория прак тика всего 1 2 3 Беседа, творческое задание Устный опрос Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с актерским мастерством и театральным искусством в целом. Формы аттестации/ контроля 2. Раздел 1. Тема 1.2. Тренинг на сплочение коллектива. 1 2 3 Беседа, творческое задание 3. Раздел 1. Тема 1.3. Тренинг на развитие актерского внимания и зрительной памяти. - 3 3 Беседа, творческое задание 4. Раздел 1. Тема 1.4. Упражнения на снятие мышечных зажимов. 1 5 6 Беседа, творческое задание 5. Раздел 1. Тема 1.5. Тренинг на развитие фантазии и воображения. - 3 3 Беседа, творческое задание 6. Раздел 1. Тема 1.6. Тренинг на развитие органов чувств восприятия (Слуха). - 3 3 Беседа, творческое задание 7. Раздел 1. Тема 1.7. Тренинг на развитие ассоциативного и образного мышления. - 3 3 Беседа, творческое задание 8. Раздел 1. Тема 1.8. Тренинг на координацию в пространстве. - 3 3 Беседа, творческое задание 9. Раздел 1. Тема 1.9. Тренинг на партнерское взаимодействие и общение. - 3 3 Беседа, творческое задание 10. Раздел 1. Тема 1.10. Упражнения на развитие импровизационного самочувствия. 1 2 3 Беседа, творческое задание 11. Раздел 2. Тема 2.1. Упражнения на ощущение атмосферы. 1 2 3 Беседа, творческое задание 12. Раздел 2. Тема 2.2. Ощущение пространства. - 3 3 Беседа, творческое задание 13. Раздел 2. Тема 2.3. Импровизация. - 3 3 Беседа, творческое задание 14. Раздел 2. Тема 2.4. Мизансцена. 1 2 3 Беседа, творческое задание 15. Раздел 2. Тема 2.5. Темпо-ритм 1 2 3 Беседа, творческое задание 16. Раздел 2. Тема 2.6. Овладением словесным действием. 1 2 3 Беседа, творческое задание 17. Раздел 2. Тема 2.7. Тренинг по сценической речи. Построение правильного дыхания. 1 2 3 Беседа, творческое задание 18. Раздел 2. Тема 2.8. Речь в движении. - 3 3 Беседа, творческое задание 19. Раздел 2. Тема 2.9. Упражнения на освобождения мышц. 1 2 3 Беседа, творческое задание 20. Раздел 2. Тема 2.10. Внутренний монолог. 1 2 3 Беседа, творческое задание 21. Раздел 2. Тема 2.11. Действия в предлагаемых обстоятельствах. - 3 3 Беседа, творческое задание 22. Раздел 2. Тема 2.12. Упражнения на беспредметное действие. - 6 6 Беседа, творческое задание 23. Раздел 2. Тема 2.13. Предлагаемые обстоятельства. Логика действия. 1 5 6 Беседа, творческое задание 24. Раздел 2. Тема 2.14. Оправдание места действия. - 3 3 Беседа, творческое задание 25. Раздел 2. Тема 2.15. Упражнения на память физических действий. 1 5 6 Беседа, творческое задание 26. Раздел 2. Тема 2.16. Тренинг на физическое самочувствие. - 3 3 Беседа, творческое задание 27. Раздел 3. Тема 3.1. Упражнения на перемену отношения к предмету. - 3 3 Беседа, творческое задание 28. Раздел 3. Тема 3.2. Отношение к событию (оценка факта). 1 2 3 Беседа, творческое задание 29. Раздел 2. Тема 3.3. Действия для достижения поставленной цели. - 3 3 Беседа, творческое задание 30. Раздел 3. Тема 3.4. «Я» в предлагаемых обстоятельствах. - 3 3 Беседа, творческое задание 31. Раздел 3. Тема 3.5. Перемена отношения к - 3 3 Беседа, творческое партнеру. задание 32. Раздел 3. Тема 3.6. Эмоциональная память. - 3 3 Беседа, творческое задание 33. Итоговое занятие - 3 3 Беседа, творческое задание 14 97 111 ИТОГО: Форма контроля: Устный опрос, творческое задание. Количество часов, отведенных на изучение темы, может изменяться в зависимости от усвояемости материала учащимися. Содержание учебного плана РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство с актерским мастерством и театральным искусством в целом. Теория: Инструктаж по технике безопасности и охраны труда. Правила поведения. Рассказ о профессии актера и о влиянии актерского мастерства на разные аспекты жизни. Погружение в историю театра. Постановка целей и задач на учебный год. Практика: упражнения на знакомство и сплочение коллектива. Цель: познакомиться, погрузить участников тренинга в атмосферу занятия, наладить контакт. Форма контроля: Устный опрос, творческое задание. РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1.2. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Настрой, Упражнения: «Зеркало», «Восприимчивость» Цель: найти подход к каждому участнику, понять, как устанавливать контакт со всей группой, а также научиться слышать и слушать своих партнеров. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1.3. ТРЕНИНГ НА РАЗВИТИЕ АКТЕРСКОГО ВНИМАНИЯ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Сыщики», «Шоу мода», «Предметы», «Передай позу», «Дружные звери», «Печатная машинка». Цель: постепенно развивать зрительную память и актерское внимание. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1.4. УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНЫХ ЗАЖИМОВ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Задуй свечу», «Ленивая кошечка», «Озорные щечки», «Рот на замочке», «Злюка успокоилась», «Голова тудасюда», «Лимон», «Слон», «Палуба», «Замедленное движение». Цель: Выработать правильный экономный выдох, Расслабление мышц лица, Расслабление мышц шеи, Расслабление мышц рук, Расслабление мышц ног, Расслабление всего организма. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1.5. ТРЕНИНГ НА РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Что общего?», «Хамелеон», «Обратная сторона медали», «Почемучки», «Афоризмы», «Метафоры», «Превращение», «Японская поэзия», «Я - образ», «Археологи», «Наводчик» Цель: научиться создавать визуальный образ и попытаться воплотить его в актерской игре. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1.6. ТРЕНИНГ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ВОСПРИЯТИЯ (СЛУХА). Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: позвонили?», Упражнения: «Где «Скажи, звенит?», «Где что ты постучали?», слышишь?», «Найди «Где игрушку», «Часовой», «Скажи, что звучит?», «Узнай по звуку», «Угадай, чей голос». Оборудование: Колокольчик или погремушка, палочка, стулья, повязки, небольшая яркая игрушка или кукла, различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.). Цель: Определение пространстве, развитие направления координации звука, развитие ориентации движений, развитие в слухового внимания, развитие фразовой речи, определение товарища по голосу. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1.7. ТРЕНИНГ НА РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО И ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Ассоциации себя», «Дорисуй», Работа с ресурсами в группах. Цель: Создать условия для изучения участниками тренинга некоторых приемов развития ассоциативного и образного мышления учащихся. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1.8. ТРЕНИНГ НА КООРДИНАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Невидимый камень», «Веер», «Баланс», «Пропасть», «Прыжки». Цель: улучшение координации движений выразительности учащихся Форма контроля: творческое задание и эмоциональной РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1.9. ТРЕНИНГ НА ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕНИЕ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Незнакомый гость», «Безмолвный разговор», «Неизвестный предмет», «Карточки на спине», «Поход», «Жизненные ситуации» Цель: развить навыки установления контакта, установление контакта с помощью невербального общения, передача информации без использования языковых средств общения, развить навыки приема и передачи невербальной информации, осознание действий, которые способствуют достижению успеха при убеждении партнера. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1.10. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИМПРОВИЗАЦИОННОГО САМОЧУВСТВИЯ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Важные слова», «Лайфхак», «Имя», «Детектив», «Газетная статья», «Удержать падающего», «История по слову», «Шляпа», «Диалоги», «Неожиданное обстоятельство», «Монолог вещи», «Ассоциации», «Задайте риторический вопрос», «Импровизация по маршруту». Цель: расширение кругозора участников мастер-класса и ознакомление с импровизацией в игре, как один из эффективных способов творческого самовыражения и индивидуального развития. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОЩУЩЕНИЕ АТМОСФЕРЫ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: «Угадайка», Упражнения: «Хлестаков и «Расставание», все-все-все», «Сумасшедший «Упражнение на дом», создание атмосферы», «Групповые импровизации на создание атмосферы», «Дети» Цель: научиться создавать атмосферу и ощущать себя в пространстве этой атмосферы Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.2. ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Открытие и закрытие пространства», «Я готов», «Броски энергии со звуком», «Смена поз», «Расслабление», «Найди партнера», «Доброе слово партнёру», «Брось – уклонись», «Чувствуй спиной», «Ведущий палец», «Счет», «Золотое кольцо». Цель: Развитие способности ребёнка анализировать предоставленное пространство, соотносить его со своими ощущениями и с поставленной задачей. Развитие способности ребёнка взаимодействовать с партнёром в предоставленном пространстве. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.3. ИМПРОВИЗАЦИЯ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Зеркало», «Зеркало с отставанием», «Зеркало и ассоциации», «Скульптуры», «Режиссер – актер», «История по слову», «Алфавит» Цель: знакомство с принципами логического и креативного мышления, обучение технике сценического оправдания роли посредством только движений, жестов и мимики, знакомство с принципами сценического движения, пластики. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.4. МИЗАНСЦЕНА. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Индивидуальная мизансцена», «Групповые мизансцены», «Пристройки 2—3—4 человек», «Групповые мизансцены по репродукциям с картин художников», «А авария-то местная, легко исправимая», «Вынужденная ночевка в лесу», «Массовые мизансцены», «Массовая мизансцена на заданную тему». Цель: развитие эмоционального интеллекта (идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием) в процессе сюжетно-ролевой игры на тему: «Разработка мизансцен». Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.5. ТЕМПО-РИТМ Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Коробка скоростей», «Круг темпо–ритмов», «Борьба темпо–ритмов», «Мостик», «Темп и ритм», «В разных темпо– ритмах» Цель: Умение точно чувствовать темп и ритм, соответствующие конкретным предлагаемым обстоятельствам Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.6. ОВЛАДЕНИЕМ СЛОВЕСНЫМ ДЕЙСТВИЕМ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Насос», «Свеча», «Расчёт на раз, два, три», «Снайпер». Цель: Освоение обучающимися навыков актерской игры через слова и действие; Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.7. ТРЕНИНГ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ. ПОСТРОЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: для постановки дыхания, артикуляции, звучания, дикции Цель: способствовать овладению сценической речи и дыханию Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.8. РЕЧЬ В ДВИЖЕНИИ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: хоботок-улыбка, круговые движение «пяточок», «заборчик» - показываем зубы, лошадиное «пр-пр-пр»; для языка: «жало змеи», «маятник», «горка», свернуть язык в трубочку, поставить на ребро, пожевать; для нижней челюсти: позевать, на «па-па-па» как ниже опустить челюсть, «лицо потекло» - расслабление мышц лица и нижней челюсти. «колокол», «Дядя Федя съел медведя». Цель: скоординировать рече-двигательную моторику. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.9. УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОБОЖДЕНИЯ МЫШЦ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Насос», «Манекены и тряпичные куклы», «Цепочка», «Упор», «Расслабление на стуле», «Тесто и пекарь», «Марионетка», «Мышечный контролёр», «Ревизия напряжений». Цель: научиться контролировать имеющиеся «зажимы» и избавляться от них. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.10. ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Кинолента прожитого дня», «Мысленные прогулки», «Фильм в голове», «Зима–лето», «Душ», «Волшебный графин», «Лимон», «Вспомни вкус», «Стакан чая», «Вспомни запах», «Волшебный тазик», «Физическое самочувствие», «В движении», «Реагируем сходу», «Лабиринт». Цель: дать понятие о внутреннем монологе актера, научиться использовать полученные знания в практике Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.11. ДЕЙСТВИЯ В ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Переставить стул», «Войти в дверь», «Элементарные действия», «Цепочка элементарных действий», «Переход». Цель: создание направленности воображения на сцене, активное фантазирование, основы импровизации. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.12. УПРАЖНЕНИЯ НА БЕСПРЕДМЕТНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Неожиданный рывок», «Единая линия», «Тьма» при ярком свете, «три оси», Голова «шарнирность», Корпус, Руки, Ноги «Сценический крест», Культура жеста, Эмоциональная пластика. Цель: добиться максимально точного подробного поведения в предлагаемых обстоятельствах. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.13. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ЛОГИКА ДЕЙСТВИЯ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Смена места действия», «Оправдание позы», «Отгадай, где я», «Оправдание позы2», «Лифт». Цель: Освоение техники «предлагаемые обстоятельства» в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.14. ОПРАВДАНИЕ МЕСТА ДЕЙСТВИЯ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: повторение и модификация упражнений: «Смена места действия», «Оправдание позы», «Лифт», «Где я». Цель: закрепление знаний о предлагаемых обстоятельствах, Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.15. УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Кинолента прожитого дня», «Фильм в голове», «Душ», «Волшебный графин», «Лимон», «Вспомни вкус», «Стакан чая», «Вспомни запах», «Волшебный тазик», «В движении», «Три слова». Цель: научить ребёнка правильно распределять внимание и мускульные напряжения при действии с предметами. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.16. ТРЕНИНГ НА ФИЗИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Расслабление по счету», «Напряжение – расслабление», «Перекат напряжения», «Упор», «Зажимы по кругу», «Огонь – лед», «Пластилиновые куклы», «Перекидка мяча», «Перекидка мяча с именем», «Печатная машинка», «Передай хлопок», «Осел», «Упражнение на внутреннее внимание», «Да» и «нет» не говорить», «Десять секунд», «Эстафета», «Путешествие картины», «Скульптор и глина», «Не очень реальный предмет», «Рядом с художником», «Образы идей», «Метафоры», «Синтез». Цель: личностное и эстетическое развитие детей средствами НА ПАМЯТЬ театрального искусства. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.15. УПРАЖНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Кинолента прожитого дня», «Фильм в голове», «Душ», «Волшебный графин», «Лимон», «Вспомни вкус», «Стакан чая», «Вспомни запах», «Волшебный тазик», «В движении», «Три слова». Цель: научить ребёнка правильно распределять внимание и мускульные напряжения при действии с предметами. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 3. ТЕМА 3.1. УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕМЕНУ ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТУ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Если бы стул был…», «предметы». Цель: научиться выстраивать правильные сценические отношения и оценивать факты. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.13. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ЛОГИКА ДЕЙСТВИЯ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Смена места действия», «Оправдание позы», «Отгадай, где я», «Оправдание позы2», «Лифт». Цель: Освоение техники «предлагаемые обстоятельства» в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 3. ТЕМА 3.2. ОТНОШЕНИЕ К СОБЫТИЮ (ОЦЕНКА ФАКТА). Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Мужчина на автобусной остановке», «Во что они были одеты?», «Мнемотехника», «Председатель», «Машина эмоций». Цель: Развитие способности внутренне проигрывать ситуацию, веры в правду вымысла, многогранность чувств. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 1. ТЕМА 1.4. УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНЫХ ЗАЖИМОВ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Задуй свечу», «Ленивая кошечка», «Озорные щечки», «Рот на замочке», «Злюка успокоилась», «Голова тудасюда», «Лимон», «Слон», «Палуба», «Замедленное движение». Цель: выработать правильный экономный выдох, Расслабление мышц лица, Расслабление мышц шеи, Расслабление мышц рук, Расслабление мышц ног, Расслабление всего организма. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 3. ТЕМА 3.3. ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Логичный подбор предметов», «хаотичный подбор предметов», «память физических действий», «внутренне действие». Цель: Четкое и подробное исполнение конкретного задания, поиск логики поведения в заданном действии с предметами. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 3. ТЕМА 3.4. «Я» В ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Если бы...», «Я в предлагаемых обстоятельствах», «Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами». Цель: совершенствовать навыки сценического взаимодействия; создать условия для самостоятельной творческой работы в индивидуальных и малых группах. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 3. ТЕМА 3.5. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПАРТНЕРУ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «качели», «сад скульптур», «Тень», «Сиамские близнецы». Цель: Установление контакта с партером, развитие навыков перемены отношений Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 2. ТЕМА 2.12. УПРАЖНЕНИЯ НА БЕСПРЕДМЕТНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «Неожиданный рывок», «Единая линия», «Тьма» при ярком свете, «три оси», Голова «шарнирность», Корпус, Руки, Ноги «Сценический крест», Культура жеста, Эмоциональная пластика. Цель: добиться максимально точного подробного поведения в предлагаемых обстоятельствах. Форма контроля: творческое задание РАЗДЕЛ 3. ТЕМА 3.6. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Теория: объяснение целей и задач на предстоящее занятие Практика: Упражнения: «повторные ощущения», «постепенное расширение зрительного представления», «комплекс повторных ощущений». Цель: обучить основным способам работы над собой при развитии эмоциональной памяти. Форма контроля: творческое задание 2. Комплекс организационно - педагогических условий 3\5 Сентябрь 15:0017:20. 2. 10\12 3 Раздел 1. Теория: Инструктаж по технике безопасности и охраны труда. Правила поведения. Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с актерским мастерством и театральным искусством в целом. 3 Раздел 1. Тема 1.2. Тренинг на сплочение коллектива. Форма контрол я Тема занятия Место проведе ния Кол-во часов Форма занятия Время проведе ния 09:0011:20; беседа, практические упражнения 1. Число № Месяц 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПДО: Будашеева Зоя Васильевна Ул. Устный Борсоева, опрос, 17 творческое каб.№8 задание. 17\19 3 Раздел 1. Тема 1.3. Тренинг на развитие актерского внимания и зрительной памяти. 4. 24\26 3 Раздел 1. Тема 1.4. Упражнения на снятие мышечных зажимов. 5. 1\3 3 Раздел 1. Тема 1.5. Тренинг на развитие фантазии и воображения. 6. 8\10 3 Раздел 1. Тема 1.6. Тренинг на развитие органов чувств восприятия (Слуха). 15\17 3 Раздел 1. Тема 1.7. Тренинг на развитие ассоциативного и образного мышления. 8. 22\24 3 Раздел 1. Тема 1.8. Тренинг на координацию в пространстве. 9. 29\31 3 Раздел 1. Тема 1.9. Тренинг на партнерское взаимодействие и общение. 10. 5\7 3 Раздел 1. Тема 1.10. Упражнения на развитие импровизационного самочувствия. 11. 12\14 3 Раздел 2. Тема 2.1. Упражнения на ощущение атмосферы. 12. 19\21 3 Раздел 2. Тема 2.2. Ощущение пространства. 13. 26\28 3 Раздел 2. Тема 2.3. Импровизация. 14. 3\5 3 Раздел 2. Тема 2.4. Мизансцена. 10\12 3 Раздел 2. Тема 2.5. Темпоритм 15. Ноябрь Декабрь 7. Октябрь 3. 17\19 3 Раздел 2. Тема 2.6. Овладением словесным действием. 17. 24\26 3 Раздел 2. Тема 2.7. Тренинг по сценической речи. Построение правильного дыхания. 18. 14\16 3 Раздел 2. Тема 2.8. Речь в движении. 19. 21\23 3 Раздел 2. Тема 2.9. Упражнения на освобождения мышц. 28\30 3 Раздел 2. Тема 2.10. Внутренний монолог. 21. 4\6 3 Раздел 2. Тема 2.11. Действия в предлагаемых обстоятельствах. 22. 11\13 3 Раздел 2. Тема 2.12. Упражнения на беспредметное действие. 18\20 3 Раздел 2. Тема 2.13. Предлагаемые обстоятельства. Логика действия. 24. 25\27 3 Раздел 2. Тема 2.14. Оправдание места действия. 25. 4\6 3 Раздел 2. Тема 2.15. Упражнения на память физических действий. 26. 11\13 3 Раздел 2. Тема 2.16. Тренинг на физическое самочувствие. 18\20 3 Раздел 2. Тема 2.15. Упражнения на память физических действий. 25\27 3 Раздел 3. Тема 3.1. Упражнения на перемену отношения к предмету. 27. 28. Февраль 23. Март 20. Январь 16. 1\3 3 Раздел 2. Тема 2.13. Предлагаемые обстоятельства. Логика действия. 30. 8\10 3 Раздел 3. Тема 3.2. Отношение к событию (оценка факта). 15\17 3 Раздел 1. Тема 1.4. Упражнения на снятие мышечных зажимов. 32. 22\24 3 Раздел 3. Тема 3.3. Действия для достижения поставленной цели. 33. 29 3 Раздел 3. Тема 3.4. «Я» в предлагаемых обстоятельствах. 34. 6\8 3 Раздел 3. Тема 3.5. Перемена отношения к партнеру. 35. 13\15 3 Раздел 2. Тема 2.12. Упражнения на беспредметное действие. 36. 20\22 3 Раздел 3. Тема 3.6. Эмоциональная память. 37. 27\29 3 Итоговое занятие Май 31. Апрель 29. 111 Формы контроля: Устный опрос, творческое задание. Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней 36 недель 1 год обучения (111 часов) С 2 сентября Даты начала и окончания учебного С ____09.2024 для обучающихся 1 года года 31.05.2025 г. (приказ № от ) (по УТП) входная- октябрь Сроки промежуточной аттестации Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения Сроки итоговой аттестации (при (по УП) в конце 1 года обучения (май) наличии) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Таблица 2.2.1. Аспекты Характеристика характеристика помещений для занятий по программе: -проветриваемое помещение площадью не менее 5 м2 перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: - раскладные стулья 16 шт. Материально-техническое - занавес, кулисы обеспечение - магнитофон\колонка - прожекторы для освещения - мячи теннисные 5 шт. Учебная литература: Пособие «Школьный театр» Автор: Гурков А. Н. Пособие «Театральные игры в школе» Автор: Безымянная О. Кадровое обеспечение ПДО по актерскому мастерству. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: творческое задание по теме пройденного материала, творческая групповая работа на основе проекта, показ. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития творческого потенциала учащихся Методики Уровень сохранения и укрепления здоровья Учебно-методическое пособие «Сценическое движение. Базовые упражнения» В.А.Нижельской Учебно-методические пособия по актерскому мастерству. Театральный институт имени Бориса Щукина: https://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii/uchebno--posobiya/ Показатели качества реализации ДООП учащихся Методики https://www.raikinschool.com/departments/actors/students/masterskaya_k _raikina_2_kurs/Plastika.pdf Тезаурус по актерскому мастерству: Уровень теоретической https://ocdod.ucoz.ru/hud_est_otdel/slovar_teatralnykh_ подготовки учащихся terminov.pdf Оценка ставится в зависимости от достижения Оценочные материалы ребенком поставленных задач, выполнения заданий и творческих работ. 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Частично-поисковый • Исследовательский • Игровой • Проектный Формы организации образовательной деятельности: • Индивидуально-групповая • Практическое занятие • Встреча с интересными людьми • Игра • Концерт • Мастер-класс • Спектакль Педагогические технологии с указанием автора: • Технология индивидуального обучения • Технология группового обучения • Технология коллективного взаимодействия 1.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Алянский Ю. «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература»,1990 2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М.,1991 3. Голубовский Б.Г. «Наблюдения. Этюд. Образ». Учебное пособие, М., Российская национальная библиотека, 2004 4. Горчаков Н. «Режиссерские уроки К.С.Станиславского» (Беседы и записи репетиций). М., Искусство, 1952 5. Гончаров А.А. «Режиссерские тетради». М., ВТО, 1980 6. Додин Л.А. «Путешествие без конца». СПб, Балтийские сезоны, 2009 7. Кнебель М.О. «Поэзия педагогики». О действенном анализе пьесы и роли. М., ГИТИС, 2005 8. Петрова Л.А. «Техника сценической речи». ВЦХТ 2010: №2 9. «Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского». ВЦХТ 2008: №1 10.«Режиссерский театр. Разговоры под занавес века». МХТ, 2004 11.Ремез О.Я. Режиссерский замысел и мизансцена: учеб. пособие по курсу "Режиссура и мастерство актера" для студ. высш. театр. учеб. заведений / О. Я. Ремез; Гос. ин-т театр. искусства им. А. В. Луначарского. - М.: ГИТИС, 1981 12.Станиславский К.С.«Моя жизнь в искусстве». М., «Искусство»,1972 13.Станиславский К.С. «Актерский тренинг. Работа актера над ролью». М., АСТ, 2009 14.«Театр, где играют дети», Учебно-методическое пособие под редакцией Никитиной А.Б. М., Владос, 2001 15.Товстоногов Г. «Зеркало сцены». Л., Искусство, 1980 16.Чехов М.А. «Об искусстве актера». М., «Искусство», 1999 17.Эфрос А. «Репетиция – любовь моя». М., «Парнас», 1993