Кованов Н.А. Основы шахматной культуры

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы шахматной
культуры» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативноправовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»
• Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
• Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2.
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
• Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию
Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.

Актуальность:
Вот уже много веков люди изучают истины шахмат. В последние годы
интерес к этому виду спорта значительно усилился.
Шахматы обладают огромными возможностями для развития
познавательной активности человека. Чем больше самостоятельности
предоставляется детям, тем надежнее и осознаннее становятся
приобретаемые ими знания, умения, навыки. Обучение шахматам
содействует не только достижению должного уровня шахматной
подготовки, но и формированию критичности мышления и
объективности самооценки, развитию способности планировать
собственные действия. В настоящее время, когда весь мир вступил в
эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно
большое значение приобретает способность быстро и разумно
разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать
ее и делать логические выводы. Занятия шахматами способствует
повышению уровня интеллектуального развития детей, умению
концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени. В итоге обучающийся выходит на свою
самостоятельную творческую дорогу жизни, в которой шахматы –
любовь, вдохновение и успех в любой профессиональной
деятельности.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
(математика. логика)
Вид программы: Модифицированная программа
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Адресат программы:
Дошкольники: 5-7 лет
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 года
5-7 лет – 114 час.
«Стартовый уровень» - 1 год обучения, 114 педагогических часов;
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности:
одновозрастные (детский сад),

группы

Режим занятий:(здесь просто пишем режим занятий, какой год обучения
сколько раз в неделю)
подготовительная группа: 1 час (по 30 мин) х 3 раза в нед. = 3 час в нед.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Цель: развитие творческих способностей детей через приобщение их к
шахматной игре.
Образовательные задачи привитие учащимся интереса к занятиям
шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры,
ознакомление с основными тактическими идеями и приемами,
получение первоначальных знаний по истории шахмат, приобретение
навыков участия в соревнованиях, выполнение норматива 1
юношеского разряда.
Обучающие (предметные):
развивать познавательный интерес к шахматной игре, приобретать
определенные знания по совершенствованию игры,
формировать
теоретические знания шахматной игры
Воспитательные (личностные) –
формирование общественной активности личности, положительных
качеств, на основе освоения и присвоения общекультурных ценностей.
Развивающие (метапредметные) –
направлены на развитие мотивации к изучению шахматной игры,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,
активности.
Ожидаемые результаты: соотнесены с задачами и содержанием
программы, дифференцированы по годам обучения и отражаются в
нормативных требованиях при переходе из одной группы в другую.
Таблица 1.2.2 (вариант)
Знать
Уметь
Владеть
Проявлять

Стартовый уровень
Ходы фигурами, основные правила дебюта, тактические методы,
проведение пешки в ферзи
Получать преимущество в дебюте и ставить мат противнику
Запись партии
Выдержку и стремление к победе

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Основы шахматной культуры»
стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п
1

Название
раздела, темы
История шахмат

Количество часов
Всего Теория Практика
3

3

0

Таблица 1.3.1
Формы
аттестации/контроля
•

2

Шахматная доска, 12
ценность фигур

2

10

•

3

Простейшие
позиции

21

10

11

•

4

Тактические
приёмы

36

15

21

•

5

Теория дебютов

36

7

29

•

6

Соревнования

6

0

6

•

Итого:

114

37 час. 77 час.
32%
68%

4

5

7

8

Октябрь

6

01
02
03
04
08
09
10
11
15
16
17
18
22
23
24
25

Кол-во
часов

Форма
заняти
я

Время

Беседа
3
Рассказ

16-00 17-30

3

Сентябрь

2

03
04
05
06
10
11
12
13
17
18
19
20
24
25
26
27

3
Рассказ

Тема занятия

3

Беседа

Форма
контроля

История зарождения
шахмат.

Опрос

Наименование фигур и
их ценность в процессе
игры.

Опрос

Как играть фигурами

Опрос,
практическое
задание

Практическое занятие
– ходы пешкой.

практическое
задание

Рокировка.

Опрос

Шах и мат

Практическое
задание

Патовые позиции.
Ничья.

Опрос

Запись партии

Практическое
задание

3
Практическая
работа

3

16-00 17-30

1

Число

Месяц

№

Календарно-тематическое планирование:

Практическая
работа

3

Рассказ
3
Практическая
работа

3

13

14

Декабрь

15

16

17

18

21

22

Практическая
работа

24
25
26
27
20
09
10
13
14
15
16
17
21
22
23
24
28
30
31
03

фев
рал
ь

20

Январь

19

05
06
07
08
12
13
14
15
19
20
21
22
26
27
28
29
03
04
05
06
10
11
12
13
17
18
19
20

04

Детский мат.

Опрос

Мат Легаля.

Практическое
задание

Решение задач.
Простейшие задачи на
мат в 1 ход.

Практическое
задание

Соревнования между
учениками в группе.

Выявление
сильнейших

Различные типы вилок,
их использование.

Опрос

Слоновые и ладейные
вилки

Опрос

Коневые вилки

Опрос

Как использовать
связанную фигуру для
получения
материального
перевеса.
Решение задач на
связанную фигуру.

Опрос

Открытый шах.

Опрос

Решение задач на
открытый шах.

Практическое
задание

Практическое занятие
по решению задач на
мат в 2 хода.

Практическое
задание

Защита от шаха. 3
основных правила.

Опрос

Решение задач на

Практическое

16-00 17-30

3

Практическая
работа

3

3

Соревнование
3
Рассказ
3
Рассказ

16-00 17-30

12

ноябрь

11

Рассказ

3
Рассказ
3
Рассказ
3
Практическая
работа

3

Рассказ

16-00 17-30

10

29
30
31
01

Практическое
задание

3
Практическая
работа
Практическая
работа

16-00 17-30

9

3

3

Рассказ
3
Практическая

3

26

28

март

27

29

30

32

Апрель

31

33

35

Май

34

задание

Рассказ

Двойной шах.

Опрос

18
19
20
21
25
26
27
28
04
05
06
07
11
12
13
14

Соревнование

Блиц турнир по
шахматам.

Выявление
сильнейших

Итальянская партия.

Опрос

Испанская партия.

Опрос

Северный гамбит

Опрос

Королевский гамбит.

Опрос

Дебют четырёх коней

Опрос

Полуоткрытые
дебюты, их
достоинства и
недостатки

Практическое
задание

Закрытые дебюты, их
достоинства и
недостатки

Практическое
задание

Ферзевый гамбит.
Область применения.

Опрос

Славянская защита

Опрос

Защита Грюнфельда

Опрос

Дебют Рети

Опрос

18
19
20
21
25
26
27
28
01
02
03
04
08
09
10
11
15
16
17
18
22
23
24
25
29
30
02
05
06
07
08

3

3
Рассказ
3
Рассказ

16-00 17-30

25

защиту от шаха.

3
Рассказ
3
Рассказ
3
Беседа
3
Практическая
работа

16-00 17-30

24

работа

Практическая
работа

3

3

Рассказ
3
Беседа
3

16-00 17-30

23

05
06
07
11
12
13
14

Рассказ
3
Беседа
3

36

37

38

12
13
14
15
16
20
21
22
23
27
28
29
30

Практическая
работа

3

Соревнование
3
Соревнование
3

Разбор партий
сильнейших
шахматистов Бурятии.

Практическое
задание

Первенство детского
сада по шахматам

Выявление
сильнейших

Блиц-турнир по
шахматам

Выявление
сильнейших

Количество учебных недель
Количество учебных дней

38 недель
1 год обучения ( 114 час.)
(по УТП) входная- октябрь
Сроки промежуточной аттестации
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май
Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 1 года обучения (май)

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
Кадровое обеспечение

Характеристика (заполнить)
40 м2
характеристика помещений для занятий по программе;
Шахматные доски, демонстрационная шахматная
доска
ПДО с высшим образованием, КМС по шахматам

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: соревнования, конкурсы и т.д
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития высших
психических функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки

Методики

Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в УДОД»
Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Разрабатываются ПДО самостоятельно

Показатели качества реализации
ДООП
учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

Методики

Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами аттестации)

Ссылка на папку (шаблоны, действующая
диагностика, мониторинг)

Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
• Словесный
• Объяснительно-иллюстративный
• Репродуктивный
Формы организации образовательной деятельности:
•
•

Групповая
Практическое занятие

Педагогические технологии с указанием автора:
• Технология группового обучения
Дидактические материалы: ссылка на папку
• Раздаточные материалы
1.6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Шахматный учебник: книга для юных шахматистов / под ред. В. Пожарский
– Ростов-на-Дону: Феникс-Т, 2020. – 413 с.
Шахматные дебюты: полный курс / под общ. ред. Я. Б. Эстрин, Н. М.
Калиниченко. – М.: ООО Авером, 2014 – 704 с.
Шахматы: первый год обучения, методика проведения занятий / под общ.
ред. С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – Архангельск: ООО Дайв, 2015 – 254 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».