Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Методические материалы 2.5. Оценочные материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Данная образовательная программа предназначена для учащихся 3-9 классов (9-15 лет) общеобразовательных школ, которые решили изучать телевизионную журналистику в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Количество обучающихся в группе 10-12 человек. Программа рассчитана на год обучения (111 часов, 3 часа в неделю). Дополнительная общеразвивающая программа «Юный телекорреспондент» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” Актуальность: Создания программы «Юный телекорреспондент» обусловлена социальным запросом со стороны государства, детей и их родителей. В современном обществе культура медиа в связи с появлением блогеров стала стремительно снижаться. Преобладающая часть медиаконтента, которым интересуются школьники – развлекательного характера. Чтение для детей стало не интересным занятием, к тому же влияние современной культуры наносит вред дикции современного поколения. Программа «Юный телекорреспондент» даёт возможность каждому ребёнку выбор наиболее приемлемого вида творчества, в котором он сможет развить свои способности, выбрать правильный ориентир. Знания и умения, приобретённые в рамках освоения программы, необходимы обучающемся для организации творческой и исследовательской деятельности. Вид программы: модифицированная Направленность программы: техническая Адресат программы: Программа рассчитана для учащихся 3-9 классов (9-15 лет) общеобразовательных школ, которые решили изучать телевизионную журналистику в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Срок реализации программы: «Стартовый уровень»- 1год обучения,111 педагогических часов Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Численность обучающихся в группе 10-12 человек. Комплектование групп проводится в конце августа - начале сентября. Форма обучения: очная Режим занятий: 3 час (45 мин) х 1 раз в неделю= 3 часа 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: создание условий для самопознания, самореализации в школьном возрасте и самоопределения обучающихся в мире медиапрофессий; Перспективная цель — подготовка обучающихся к сотрудничеству с региональными и федеральными СМИ и возможному выбору журналистики как будущей профессии. В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи: Обучающие: — знакомство с принципами работы телевизионного корреспондента; — умение писать телевизионные тексты; — формирование речевого аппарата для озвучки текстов; — ориентированность в психологии человека; Воспитывающие: — умение работать в команде; — формирование своей позиции; — пробуждение интереса к происходящему в мире; — воспитание культуры поведения и речи; — патриотическое воспитание; Развивающие: — повышение эрудиции; — креативное мышление; — развития речевых возможностей; — уверенность в общении со сверстниками и старшим поколением; — формирование нравственных качеств; Программа дополнительного образования «Юный телекорреспондент» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. Обучающиеся знакомятся с профессиональной терминологией, структурой телевизионных сюжетов, выполняют артикуляционные упражнения, а также творческие задания. Планируемым результатом обучения по программе будет предоставление возможности сотрудничества с передачей «Школьное телевидение» не только на период обучения, но и в дальнейшем, а также с другими СМИ, участвующими в реализации данной программы; создание учащимися своего портфолио для поступления в ВУЗы; К концу курса дети познакомятся со съёмочным процессом в кадре и за кадром, освоят навыки написания телевизионного текста, научатся работать в команде, находить точную информацию, анализировать полученные сведения, проверять надежность источников, понимать не только съёмочный процесс, но и как создается сюжет и в дальнейшем - телевизионная передача. Занятия проводятся в форме лекций, бесед, выполняются творческие работы и упражнения. Организуются экскурсии в редакции местных средств массовой информации. Форма проведения занятий: - семинары; - лекции; - выездные занятия; (сьемки для телепередачи) - практическая работа; (расшифровка текста) - артикуляционные упражнения, - экскурсии в редакции региональных каналов и радиостанций, - экскурсия и знакомство с преподавателями кафедры «Журналистика и реклама» Бурятского государственного университета. Стартовый уровень Съёмочный процесс в кадре и за кадром анализировать полученную информацию, работать в команде Терминологией, создание текстов Знать Уметь Владеть 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Юный телекорреспондент» № Тематика Раздел 0. Входная диагностика. Знакомство друг с другом. Экскурсия по студии Школьного телевидения. Знакомство с редакцией Школьного телевидения. Тренинг на командообразование. Значение дикции в жизни и в телевидении. Беседа на тему «Техника безопасности». 0 Количество часов теория практика 3 всего 6 Практика: написать 5-7 предложений «Почему я хочу быть журналистом?». Артикуляционные упражнения, выездные съемки, расшифровка видео, написание и озвучивание текста. Стартовый уровень (1 год обучения). Учебный план 9 Формы аттестации/ контроля Беседа Раздел 1. Тема 1. История журналистики. История телевизионной журналистики. Тема 2. Телевизионная журналистика сегодня. Обзор региональных СМИ. Тема 3. Телевизионная передача «Школьное телевидение». Разбор рубрик Тема 4. Требования к корреспонденту. Набор качеств, внешний вид, дикция. 1 Практика: Кроссворд Антона Ольшванга. Обзор региональных телеканалов. Артикуляционные упражнения, выездные съемки, расшифровка синхронов, написание и озвучивание текста. 2 Раздел 2. Тема 1. Структура телевизионного сюжета. Тема 2. Лайф Тема 3. Закадровый текст Тема 4. Синхрон Тема 5. Стенд-ап. Тема 6. Суфлер и работа с ним. Практика: артикуляционные упражнения, съемки в студии, выездные съемки, расшифровка видео, написание и озвучивание текста. 3 Раздел 3. Тема 1. Тема 2. Знакомство с профессиями на ТВ, правила поведения в студии. Тема 3. Профессиональная терминология. Тема 4. Поиск тем. Практика: Поиск удачных и неудачных интервью. Артикуляционные упражнения, пробное интервью у учащихся у одногруппников, у родителей, выездные съемки, расшифровка видео, написание и озвучивание текста. 6 6 12 Устный опрос 3 6 9 Устный опрос 6 6 12 Творческое задание Раздел 4. Тема 1. Жанры телевизионной журналистики. Тема 2. Разбор передач на ТВ. Тема 3. Репортаж. Тема 4. Метод и жанр интервью. Тема 5. Как найти героя? Место и время. Секреты успешного интервью. 4 Практика: артикуляционные упражнения, разбор любой ситуации в формате структуры сюжета, выездные съемки, расшифровка видео, написание и озвучивание текста. 5 Раздел 4. Тема 1. Телевизионный текст Тема 2. Принципы написания телевизионного текста. Тема 3. Длина предложений. Тема 4. Глагольная температура текста. Практика: Написание телевизионных сюжетов, анализ архива передачи «Школьное телевидение», артикуляционные упражнения, выездные съемки, студийные съемки 6 Раздел 5. Тема 1. Закадровый текст и синхроны. Тема 2. Озвучка закадровых текстов Тема 3. Статистика. Тема 4. Детали. Тема 5. Образы. Практика: артикуляционные упражнения, разбор любой ситуации в формате структуры сюжета, выездные съемки, расшифровка видео, написание и озвучивание текста. 7 Раздел 6. Тема 1. Теория: Сторителлинг в телевизионном сюжете. Тема 1.1. Теория: Социальные сети и телевидение. Устный опрос, творческое задание 6 6 12 6 6 12 Устный опрос, творческое задание 6 9 15 Устный опрос, творческое задание 6 6 12 Устный опрос, творческое задание, решение кроссворда Практика: артикуляционные упражнения, разбор любой ситуации в формате структуры сюжета, выездные съемки, расшифровка видео, написание и озвучивание текста, экскурсия на «ГТРКБурятия». 8 Раздел 7. Тема 1. Теория: Этические и правовые нормы работы журналиста. Решение задач. Тема 1.1. Теория: Как снять успешное видео самостоятельно. Техническая сторона Тема 1.2. Теория: Как снять успешное видео самостоятельно. Написание текста Практика: артикуляционные упражнения, съемки в студии, выездные съемки, расшифровка видео, написание и озвучивание текста. 9 Раздел 8. Просмотр и анализ собственных сюжетов. Подведение итогов учебного года. Торжественное закрытие 2024-2025 г. 6 6 12 3 3 6 Практика: артикуляционные упражнения, съемки в студии, выездные съемки, расшифровка видео, написание и озвучивание текста. 1 Итого: Устный опрос, решение этических задач, творческое задание 111 0 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Количество учебных недель Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации 37 недель 1 год обучения (111часов) С 01.09.2022 для обучающихся 1 года обуч.31.05.2023 г. (приказ № от ) Входная- сентябрь Время проведени я занятия Форма занятия число № п/п Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения Сроки итоговой аттестации (при наличии) В конце 1 года обучения (май) кол-во часов Тема занятия форма контроля 4/5/6 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Беседа 3 Входная диагностика. Знакомство друг с другом. Экскурсия по студии Школьного телевидения. Знакомство с редакцией Школьного телевидения. Тренинг на командообразование. Значение дикции в жизни и в телевидении. Беседа на тему «Техника безопасности». Беседа 2 11/12/13 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Входная диагностика. Знакомство друг с другом. Экскурсия по студии Школьного телевидения. Знакомство с редакцией Школьного телевидения. Тренинг на командообразование. Значение дикции в жизни и в телевидении. Беседа на тему «Техника безопасности». Беседа 18/19/20 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум. Кроссворд Антона Ольшванга. 3 Входная диагностика. Знакомство друг с другом. Экскурсия по студии Школьного телевидения. Знакомство с редакцией Школьного телевидения. Тренинг на командообразование. Значение дикции в Беседа сентябрь 1 3 жизни и в телевидении. Беседа на тему «Техника безопасности». 25/26/27 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 История журналистики. История телевизионной журналистики. Телевизионная журналистика сегодня. Обзор региональных СМИ. Телевизионная передача «Школьное телевидение». Разбор рубрик. Требования к корреспонденту. Набор качеств, внешний вид, дикция. Устный опрос 5 2/3/4 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 История журналистики. История телевизионной журналистики. Телевизионная журналистика сегодня. Обзор региональных СМИ. Телевизионная передача «Школьное телевидение». Разбор рубрик. Требования к корреспонденту. Набор качеств, внешний вид, дикция. Устный опрос 9/10/11 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 История журналистики. История телевизионной журналистики. Телевизионная журналистика сегодня. Обзор региональных СМИ. Телевизионная передача «Школьное Устный опрос Октябрь 4 6 телевидение». Разбор рубрик. Требования к корреспонденту. Набор качеств, внешний вид, дикция. 16/17/18 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Структура телевизионного сюжета. Лайф. Закадровый текст. Синхрон. Стенд-ап. Суфлер и работа с ним. Устный опрос 8 23/24/25 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Структура телевизионного сюжета. Лайф. Закадровый текст. Синхрон. Стенд-ап. Суфлер и работа с ним. Устный опрос 9 30/31/1 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Структура телевизионного сюжета. Лайф. Закадровый текст. Синхрон. Стенд-ап. Суфлер и работа с ним. Устный опрос 10 6/7/8 9.0011.20 Лекция, практикум 3 Знакомство с профессиями на ТВ, правила поведения в студии. Профессиональная терминология. Поиск тем Творческое задание 11 13/14/15 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Знакомство с профессиями на ТВ, правила поведения в студии. Профессиональная терминология. Поиск тем Творческое задание 12 20/21/22 9.0011.20 / 15.00 – Лекция, практикум 3 Знакомство с профессиями на ТВ, правила поведения в студии. Творческое задание Ноябрь 7 Профессиональная терминология. Поиск тем 17.20 27/28/29 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Знакомство с профессиями на ТВ, правила поведения в студии. Профессиональная терминология. Поиск тем Творческое задание 14 4/5/6 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Жанры телевизионной журналистики. Разбор передач на ТВ. Репортаж. Метод и жанр интервью. Как найти героя? Место и время. Секреты успешного интервью. Устный опрос, творческое задание 15 11/12/13 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Жанры телевизионной журналистики. Разбор передач на ТВ. Репортаж. Метод и жанр интервью. Как найти героя? Место и время. Секреты успешного интервью. Творческое задание 18/19/20 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Жанры телевизионной журналистики. Разбор передач на ТВ. Репортаж. Метод и жанр интервью. Как найти героя? Место и время. Секреты успешного интервью. Творческое задание 25/26/27 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Жанры телевизионной журналистики. Разбор передач на ТВ. Репортаж. Метод и жанр интервью. Как найти героя? Место и время. Секреты Творческое задание 16 17 Декабрь 13 успешного интервью. 9/10/15 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Телевизионный текст. Принципы написания телевизионного текста. Длина предложений. Глагольная температура текста. Творческое задание 19 16/17/22 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Телевизионный текст. Принципы написания телевизионного текста. Длина предложений. Глагольная температура текста. Творческое задание 20 23/24/29 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Телевизионный текст. Принципы написания телевизионного текста. Длина предложений. Глагольная температура текста. Творческое задание 30/31/5 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Телевизионный текст. Принципы написания телевизионного текста. Длина предложений. Глагольная температура текста. Январь 18 21 Творческое задание 6/7/12 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Закадровый текст синхроны. Озвучка закадровых текстов. Статистика. Детали. Образы. Устный опрос, творческое задание 23 13/14/19 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Закадровый текст синхроны. Озвучка закадровых текстов. Статистика. Детали. Образы. Устный опрос, творческое задание 20/21/26 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Закадровый текст синхроны. Озвучка закадровых текстов. Статистика. Детали. Образы. Устный опрос, творческое задание Февраль 22 24 Лекция, практикум 3 25 27/28/5 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Закадровый текст синхроны. Озвучка закадровых текстов. Статистика. Детали. Образы. Устный опрос, творческое задание 6/7/12 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Закадровый текст синхроны. Озвучка закадровых текстов. Статистика. Детали. Образы. Устный опрос, творческое задание 27 13/14/19 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Сторителлинг в телевизионном сюжете. Социальные сети и телевидение. Устный опрос, творческое задание, решение кроссворда 20/21/26 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Сторителлинг в телевизионном сюжете. Социальные сети и телевидение. Устный опрос, творческое задание, решение кроссворда 29 27/28/2 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Сторителлинг в телевизионном сюжете. Социальные сети и телевидение. Устный опрос, творческое задание, решение кроссворда 30 3/4/9 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Сторителлинг в телевизионном сюжете. Социальные сети и телевидение. Устный опрос, творческое задание, решение кроссворда апрель 28 март 26 10/11/16 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Этические и правовые нормы работы журналиста. Решение задач. Как снять успешное видео самостоятельно. Техническая сторона. Как снять успешное видео самостоятельно. Написание текста Устный опрос, творческое задание 31 17/18/23 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Этические и правовые нормы работы журналиста. Решение задач. Как снять успешное видео самостоятельно. Техническая сторона. Как снять успешное видео самостоятельно. Написание текста Устный опрос, творческое задание 33 24/25/30 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Этические и правовые нормы работы журналиста. Решение задач. Как снять успешное видео самостоятельно. Техническая сторона. Как снять успешное видео самостоятельно. Написание текста. Устный опрос, творческое задание 34 7/8/14 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Этические и правовые нормы работы журналиста. Решение задач. Как снять успешное видео самостоятельно. Техническая сторона. Как снять успешное видео самостоятельно. Написание текста Устный опрос, творческое задание май 31 35 15/16/21 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Прогулочные интервью 36 15/16/17 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Просмотр и анализ собственных сюжетов. Подведение итогов учебного года. Торжественное закрытие 2023-2024 г. 37 22/23/28 9.0011.20 / 15.00 – 17.20 Лекция, практикум 3 Просмотр и анализ собственных сюжетов. Подведение итогов учебного года. Торжественное закрытие 2023-2024 г. Итого: Творческое задание 111ч. Формы контроля: Тест, зачёт, написание сценария, съемки телевизионного сюжета, мониторинг. 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Аспекты Материально-техническое обеспечение Характеристика электронная доска, проектор, компьютер, камера, штатив, микрофон Видеокамера широкоугольная – 1 шт; квадрокоптер «Тип: вертолет мультироторного типа» - 1 Получено по программе «Новые шт; места» ноутбук тип2 - 5 шт.; фотокамера широкоугольная. Информационное обеспечение газеты, журналы, видеоматериалы, схемы, литература, анкеты, дидактические материалы. Кадровое обеспечение Один педагог дополнительного образования. Высшее образование. Категория: соответствие занимаемой должности. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: тестирование, написание сценария, творческая работа на основе созданного телевизионного сюжета. 2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Специфика данной программы позволяет использовать многообразные формы обучения и различные методы и приемы: -словесный метод (рассказ, объяснение); -наглядный метод (личный показ педагога); -практический метод (упражнения, решение задач); -метод самостоятельной работы; Дидактические материалы В качестве дидактических материалов при реализации программы используются: - кроссворд Ольшванга, - архив газет, - видеоархив телепередач «Школьное телевидение»; - видеоархив федеральных телепередач; Техническое оснащение Для реализации программы на одну учебную группу необходимо иметь соответствующее оборудование и материалы. Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции. Профессиональная видеокамера; Фоны для съемки; Штатив; Микрофоны; Компьютеры; Фотоаппараты; Съемочный павильон; Классная доска; Учебники; Студийное световое оборудование. 2.5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова «Мастерство журналиста», К.И. Акимов. М., 2007 Уровень развития социального опыта Психология для будущих журналистов / сборник статей под редакцией В.Ясина, М., 2006 учащихся Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень сохранения и укрепления Методика «Креативность личности» Д. Джонсона «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Показатели качества реализации ДООП здоровья учащихся Уровень теоретической подготовки учащихся Оценочные материалы Методики Монахова М., Чернышев В. Тебе, юный корреспондент. - М., 1965г.; Это трудное искусство писать. АПН, 1987г.; Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. - М., 1974. https://disk.yandex.ru/i/GUNEcEcWapg0BQ 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Печатные пособия 1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006 2. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: 2004 3. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. – СПб.: 1999 4. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. – М.: 2000 5. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. – М.: 2001 6. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. – М.: 2002 7. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 8. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: 2000 9. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004 Цифровые ресурсы: 21.http://kriv-krschool.edu.tomsk.ru/wpcontent/uploads/2013/11/IvanovaT.P_vneurochka_Vvedenie-v-zhurnalistiku-5-klass.pdf http://alenushka.opendev.ru/u/programma_krujka_yunyiy_jurnalist.pdf Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика:Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru