Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Белый город. Графика» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” • Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374. Актуальность: Актуальность программы по изобразительному искусству «Белый город» заключается в создании особой развивающей образовательной среды, которая способствует не только формированию у учащихся комплекса знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, но и направлена на воспитание и развитие у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями, вне зависимости от выбранного в дальнейшем направления профессионального роста. Обучение включает в себя следующие основные предметы: Академический рисунок Живопись Композиция Вид программы: Модифицированная программа Направленность программы: Художественная Адресат программы: Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся 2-11 классов (8-18 лет) общеобразовательных школ, изучающих Изобразительное искусство в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук» Младшие школьники: 7-10 (11) летСредние школьники: 10 (11) – 14 лет Старшие школьники:14-17 лет Младшие школьники: 7-9 (10) лет: ведущей становится учебная деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Дети данного возраста имеют следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму). Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе. Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 1 года 8-18 лет – 108 . (1 час=40 мин.) • «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 108 педагогических часов; Форма обучения: очная Особенности организации разновозрастные образовательной деятельности: группы Режим занятий: группа: 3 час (40 мин) х 1 раза в нед. = 3 час в нед. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету. Образовательные задачи: – освоение терминологии предмета «изобразительное искусство»; – приобретение умений грамотно изображать художественными средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира; – формирование умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; – приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами; – формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены. Ожидаемые результаты: Личностные образовательные результаты: • художественно-эстетическое развитие личности ребенка; • раскрытие творческого потенциала; • развитие внимательности, наблюдательности; • сохранение и развитие творческого подхода в работе; • развитие мотивации к творчеству и учѐбе. Метапредметные образовательные результаты • • • • • навыки самоорганизации; развитие мелкой моторики рук; развитие глазомера; развитие зрительной памяти; активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза. Предметные образовательные результаты: • освоение терминологии предмета «графика»; • знакомство с различными графическими материалами; • освоение светотеневого моделирования формы; • приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира; • формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач; • приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами; • формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Белый город. Графика» базовый уровень (1 год обучения) Учебный план п/п Название раздела, тема 1 Вводная беседа. Знакомство с художественными материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении линии и упражнение на нарастание тона (градации серого) Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно – каркасная проволочная модель Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками. Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне 2 3 4 5 6 Колич-во часов 3 Теоретические основы 1 Практические занятия 2 3 1 2 6 1 5 3 1 2 12 1 11 9 1 8 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь) Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь) Изображение складок драпировки (рисунок) Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света 9 1 8 9 1 8 3 1 4 12 1 11 6 1 5 6 6 1 1 5 5 9 1 8 12 1 11 108 15 93 Формы контроля: итоговый просмотр. Содержание учебного плана 1. Раздел. 1.1. Вводная беседа. Знакомство с художественными материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении линии и упражнение на нарастание тона (градации серого) (3час.) Теория: (1) Практика: (2) Форма контроля: итоговый просмотр 1.2. Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно – каркасная проволочная модель (3час.) Теория: (1) Практика: (2) Форма контроля: итоговый просмотр 1.3. Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью (6 час.) Теория: (1) Практика: (5) Форма контроля: итоговый просмотр 1.4. Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками. (3 час.) Теория: (1) Практика: (2) Форма контроля: итоговый просмотр 1.5. Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) (12 час.) Теория: (1) Практика: (11) Форма контроля: итоговый просмотр 1.6. Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне(9 час.) Теория: (1) Практика: (8) Форма контроля: итоговый просмотр 1.7.Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель)(9 час.) Теория: (1) Практика: (8) Форма контроля: итоговый просмотр 1.8.Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой(9 час.) Теория: (1) Практика: (8) Форма контроля: итоговый просмотр 1.9.Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь)(3 час.) Теория: (1) Практика: (2) Форма контроля: итоговый просмотр 1.10.Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» (12 час.) Теория: (1) Практика: (11) Форма контроля: итоговый просмотр 1.11.Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь) (6 час.) Теория: (1) Практика: (5) Форма контроля: итоговый просмотр 1.12.Изображение складок драпировки (рисунок) (6 час.) Теория: (1) Практика: (5) Форма контроля: итоговый просмотр 1.13.Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль (6 час.) Теория: (1) Практика: (5) Форма контроля: итоговый просмотр 1.14.Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). (9 час.) Теория: (1) Практика: (8) Форма контроля: итоговый просмотр 1.15.Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света. (12 час.) Теория: (1) Практика: (11) Форма контроля: итоговый просмотр 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПДО: Хепнер Александра Игоревна Творческое объединение: Графика «Белый город» Место проведения: МАУ ДО ЦДО МАН г. Улан-Удэ Форма занятия: очная Месяц:сентябрь - май 17 3 24 Тема занятия Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Место проведения Кол-во часов Форма занятия Вводная беседа. Знакомство с художественными материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении линии и упражнение на нарастание тона (градации серого) Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно – каркасная проволочная модель Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью Форма контроля Итог. Просмотр Кабинет №311 сентябрь 10 09.00 - 11.00 /17.00-19.20 3 1 2 Время проведения Чи сло Месяц № п/п Итог. Просмотр Итог. просмотр Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью Итог. просмотр 3 Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью Итог. Просмотр 5 8 Лекция. Практикум 3 Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками. Итог. Просмотр 6 15 Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Кабинет №311 Лекция. Практикум 09.00 - 11.00 /17.00-19.20 1 октябрь 4 Итог. Просмотр Итог. просмотр 29 Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Итог. просмотр 9 5 Лекция. Практикум 3 Итог. просмотр Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне 10 12 Кабинет №311 8 09.00 - 11.00 /17.00-19.20 22 ноябрь 7 Итог. просмотр Лекция. Практикум 3 13 3 3 14 10 Лекция. Практикум Лекция. Практикум Лекция. Практикум Лекция. Практикум Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» 17 14 18 21 19 28 4 21 11 22 февраль 20 18 09.00 - 11.00 /17.00-19.20 24 январь 16 09.00 - 11.00 /17.00-19.20 17 3 3 Лекция. Практикум 3 24 4 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 25 11 09.00 - 11.00 /17.00-19.20 25 март 23 Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь) Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь) Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в Итог. просмотр Кабинет №311 26 15 Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 12 3 Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 3 Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 Лекция. Практикум 09.00 - 11.00 /17.0019.20 19 декабрь 11 Итог. просмотр Итог. просмотр 28 1 29 8 30 15 3 Лекция. Практикум 3 3 Лекция. Практикум Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 32 29 Лекция. Практикум 3 33 6 Лекция. Практикум 3 34 13 35 36 20 27 09.00 - 11.00 /17.00-19.20 22 май 31 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 теплых тонах (гуашь) Изображение складок драпировки (рисунок) Изображение складок драпировки (рисунок) Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Количество учебных недель Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 25 Лекция. Практикум Лекция. Практикум Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 27 09.00 - 11.00 /17.00-19.20 18 апрель 26 Итог. просмотр Итог. просмотр 36 недель 1 год обучения (108 час. -36 дней) Со 2 сентября 31.05.2025 г. (приказ № (по УТП) входная- сентябрь Промежуточная- декабрь от ) Рубежная- май в конце 1 года обучения 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Таблица 2.2.1. Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Ссылки: Кадровое обеспечение Характеристика (заполнить) Площадь кабинета (зала) Для реализации программы графика «белый город» помещение должно быть светлым, просторным; - Мольберты, стулья, парты, гипсовые фигуры, натурный фонд, краски гуашь, акварель, чернографитные карвндаши, лачтики, баночки для воды. -аудио - видео - фото ПДО Хепнер Александра Игоревна, высшее образование 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: итоговый просмотр 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития высших психических функций ребёнка Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретической подготовки учащихся Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Разрабатываются ПДО самостоятельно Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный • Репродуктивный • Частично-поисковый • Исследовательский • Игровой • Дискуссионный • Проектный Формы организации образовательной деятельности: • Индивидуальная • Индивидуально-групповая • Групповая • Практическое занятие • Открытое занятие • Беседа • Встреча с интересными людьми • Выставка • Галерея • Диспут • Защита проекта • Игра • Презентация • Мини-конференция • Мастер-класс • Турнир • Тренинг Дидактические материалы: 1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. 2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. 3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе 4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты 5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт 6. Клебер Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры 7. Ломоносова М.Т. Графика и живопись 8. Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика 1.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1.Браун Дэвид «Учитесь рисовать кошек» » Изд-во «Попурри», Минск,2004г. https://www.litmir.me/bd/?b=189332 2.Хэммонд Ли «Рисуем лошадей» Изд-во «Попурри», Минск,2009г. https://www.litmir.me/bd/?b=189331 3.Снегирева Н. «Рисуем технику» Изд-во «Росмен»Москва,2009г. https://www.litmir.me/bd/?b=189042 4.Ветрова Г. «Великие полотна» Изд-во «Белый город» Москва, 2003г. https://www.litmir.me/bd/?b=193510 5.Тилтон Билл «Рисуем животных» Изд-во «Попурри», Минск,2003г. https://www.litmir.me/bd/?b=189150 6.Снегирева Н. «Рисуем сказочных героев» Изд-во «Росмен»Москва,2009г. https://www.litmir.me/bd/?b=189040