Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Данная образовательная программа «Скорочтение» предназначена для учащихся возрастом 8-10(11) лет общеобразовательных школ, дополнительно изучающих скорочтение в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук». Количество обучающихся в группе – 10-12 человек. Программа рассчитана на год обучения (111 часов, 3 часа в неделю). Дополнительная общеразвивающая программа «Скорочтение» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Актуальность: Программы дополнительного образования «Скорочтение» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, что в большинстве случаев затрудняет детям понимание прочитанного. Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно. Вид программы: модифицированная Направленность программы: социально-гуманитарная Адресат программы: Программа рассчитана на работу с детьми от 8 до 10 лет для обучающихся в МАУ ДО ЦДО «МАН» г. Улан-Удэ Младшие школьники: 8-10 лет Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Срок реализации программы: «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 111 педагогических часов Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные Численность обучающихся в группе – 10-12 человек. Комплектование групп проводится в конце августа - начале сентября. Форма обучения: очная Режим занятий: Предмет уровень Вводное занятие Скорочтение Итоговое занятие стартовый Год обучения 2024-2025 Частота занятий 1 раз в нед. Время занятий 3 часа в год 3 часа в нед. 3 часа в год Итого 3 часа 108 3 час 111 часов 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: Целью программы является создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации. Исходя из цели, данная программа направлена на решение следующих задач: Образовательные: - способствовать освоению приёмов и техник скорочтения учащимися; - формирование навыков звукового анализа слов, грамматически правильной речи; - расширение знаний об окружающем мире; - ознакомление с художественной литературой; - обучение умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников. Развивающие: - улучшение понимания прочитанной информации; - развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти; - развитие речи; - развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи; - способствование развитию мотивации к процессу обучения. Воспитательные: - формирование коммуникативных навыков; - воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым; -формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности, собранности, аккуратности и работоспособности; - воспитание самостоятельности и умения использовать полученные знания в повседневной жизни. Программа включает четыре основных направления: - Обучение детей скоростному и осознанному чтению; - Развитие образной, зрительной, слуховой памяти и внимания; - Развитие мыслительных процессов; - Улучшение качества разговорной речи. Ожидаемые результаты: В результате реализации программы обучения у учащихся должны наблюдаться: - увеличение скорости и объемов чтения; - более высокий уровень концентрации и распределения внимания; - развитие памяти: зрительной, образной, слуховой, логической и других. - синхронизациям работы обоих полушарий мозга - расширение поля зрения - совершенствование мышления. - развитие артикуляции и моторики Обучающийся научится: - использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности - справляться с информационным «завалом»; - максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение; У учащихся будут сформированы: -новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности; -мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей; - умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом - положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности Оригинальность и новизна данной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере овладеть методами и получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить образную, зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные процессы, а также улучшить качество своей речи. Принципы обучения: - принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога; - принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода; - постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии. Методы обучения: - Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение. - Наглядные: демонстрация. - Практические: упражнения, выполнение графических записей. - Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос. Средства обучения: - наглядный материал: таблицы, схемы, образцы; - методическая литература: книги, учебные пособия; - оборудование: карандаши, ручки, учебники; - материалы: тексты для чтения, карточки с заданиями, таблицы, рисунки для запоминания, набор для слуховой памяти, разрезные карточки. Стартовый уровень Знать Приёмы и технику скорочтения Уметь Пересказать и усваивать прочитанное Владеть Развитие памяти, скоростью чтения 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Скорочтение» Стартовый уровень (1 год обучения) 1.Дата: 2.09/3.09 Название темы: Входная диагностика Инструктаж о правилах пожарной безопасности, ПДД. Цель: Познакомить детей с правилами поведения на дороге, правилами пожарной безопасности, антитеррористическими действиями. Задачи: 1. формирование понятия «дорога», «проезжая часть», «тротуар»; 2.развивать память, мышление при обобщении знаний о транспортных средствах, о значении сигналов светофора, пешеходного перехода; 3. познакомить с правилами безопасности и антитеррористической жизнедеятельности, соблюдения ПДД во время пожара; 4.развивать смекалку, быстроту мышления, речевую активность. Ожидаемые результаты: 1. У детей закрепятся знания о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, что делать если ты на улице один, не уходи от дома далеко.; 2. Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, знать назначение и сигналы светофора, закреплять знания о дорожных знаках; 3. Дети будут развивать умение планирования и контроля своего поведения; 4. Дети будут развивать умение взаимопонимания, поддержки и внимательности к эмоциональному состоянию других детей. Конспект урока . Учитель развивает дискуссию на тему «Безопасность жизнедеятельности»., работа над изучаемым материалом., просмотр презентации, учитель организует рассмотрение проблемных ситуаций по пожарной безопасности, ПДД, АТБ. 2. Дата: 9.09/10.09 Название темы: «Вводный урок. Пробный тренинг с каждым видом упражнений». Цель: Формирование мотивации быстрого чтения. Задачи: 1.освоение приемов и техник скорочтения; 2.развитие памяти и внимания; 3.улучшение понимания прочитанной информации; 4.развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей Ожидаемые результаты: 1.более высокий уровень концентрациии распределения внимания; 2.новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учебы; 3.мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей. Конспект урока Занятия включают в себя упражнения определенной направленности: 1.Упражнение на развитие артикуляции и дикции. 2. Упражнения на внимание. 3. Упражнения на расширение поля зрения. 4. Чтение с указкой. 5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий. 6. Упражнения на развитие интеллектуальных способностей. 7. Чтение «со шторкой». 3.Дата: 16.09/17.09 Название темы: «Вводный урок. Пробный тренинг с каждым видом упражнений». Цель: Формирование мотивации быстрого чтения. Задачи: 1.освоение приемов и техник скорочтения; 2.развитие памяти и внимания; 3.улучшение понимания прочитанной информации; 4.развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей Ожидаемые результаты: 1.более высокий уровень концентрациии распределения внимания; 2.новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учебы; 3.мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей. Конспект урока Занятия включают в себя упражнения определенной направленности: 1.Упражнение на развитие артикуляции и дикции. 2. Упражнения на внимание. 3. Упражнения на расширение поля зрения. 4. Чтение с указкой. 5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий. 6. Упражнения на развитие интеллектуальных способностей. 7. Чтение «со шторкой». 4.Дата: 23.09/24.09 Название темы: «Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение простейших слогов.» Цель:.формирование практических навыков по техники чтения. Задачи: 1 способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, навыков воображения, восприятия, развитию логического мышления.; 2. обеспечить условия для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности; Ожидаемые результаты: 1 более высокий уровень концентрациии распределения внимания.; 2. применение в общении освоенных приемов конструктивного общения; 3. улучшение понимания прочитанной информации. Конспект урока Артикуляционная гимнастика, чтение слогов, текста, упражнения на зрительную и слуховую память, упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд, на концентрацию внимания, на развитие наблюдательности и координации движений. 5.Дата: 30.09/1.10 Название темы: «Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение простейших слогов.» Цель:.формирование практических навыков по техники чтения. Задачи: 1 способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, навыков воображения, восприятия, развитию логического мышления.; 2. обеспечить условия для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности; Ожидаемые результаты: 1 более высокий уровень концентрациии распределения внимания.; 2. применение в общении освоенных приемов конструктивного общения; 3. улучшение понимания прочитанной информации. Конспект урока Артикуляционная гимнастика, чтение слогов, текста, упражнения на зрительную и слуховую память, упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд, на концентрацию внимания, на развитие наблюдательности и координации движений. 6.Дата: 7.10/8.10 Название темы: «Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение. Чтение вслух на время» Цель:.формирование практических навыков по техники чтения. Задачи: 1 способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, навыков воображения, восприятия, развитию логического мышления.; 2. обеспечить условия для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности; Ожидаемые результаты: 1 более высокий уровень концентрациии распределения внимания.; 2. применение в общении освоенных приемов конструктивного общения; 3. улучшение понимания прочитанной информации. Конспект урока Артикуляционная гимнастика, чтение слогов, текста, упражнения на зрительную и слуховую память, упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд, на концентрацию внимания, на развитие наблюдательности и координации движений. Проверка техники чтения. 7.Дата: 14.10/15.10 Название темы: «Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение. Чтение вслух на время» Цель:.формирование практических навыков по техники чтения. Задачи: 1 способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, навыков воображения, восприятия, развитию логического мышления.; 2. обеспечить условия для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности; Ожидаемые результаты: 1 более высокий уровень концентрациии распределения внимания.; 2. применение в общении освоенных приемов конструктивного общения; 3. улучшение понимания прочитанной информации. Конспект урока Артикуляционная гимнастика, чтение слогов, текста, упражнения на зрительную и слуховую память, упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд, на концентрацию внимания, на развитие наблюдательности и координации движений. Проверка техники чтения. 8.Дата: 21.10/22.10 Название темы: «Отработка дикции. Работа со скороговорками. Чтение с указкой. Цель: познакомить обучающихся с литературным жанром «скороговорки», научить чтению скороговорок. Задачи: 1. научить обучающихся правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения. 2. развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал. 3. желание совершенствовать красоту и правильность своей речи. Ожидаемые результаты: 1. Обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов. 2. Научатся способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом. 3. Разовьют мышление, внимание через мыслительные операции, как анализ и синтез. Конспект урока Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата, знакомство с понятием «Скороговорка», физкультминутка «Буква Е», закрепление пройденного материала, работа со скороговорками, итог занятия. 9.Дата: 28.10/29.10 Название темы: Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий». Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1. формировать умения и навыки скорого чтения; 2. способствовать развитию мышления обучающихся через сравнение, анализ и обобщение; речь – через умение формулировать выводы, внимание и наблюдательность – через просмотр иллюстраций с целью анализа; 3 способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом. Ожидаемые результаты: 1. Обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов. 2 Научатся способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом. 3. Разовьют мышление, внимание через мыслительные операции, как анализ и синтез. Конспект урока Упражнения: «Обведи по контуру правой и левой рукой одновременно», «Составь предложение из букв», «Что осенью бывает», «Соедини точки и назови животное», «Собери картинку из частей и составь рассказ», «Реши кроссворд», «Найди лишнее». 10.Дата: 9.11/10.11 Название темы: Игры на развитие памяти и внимания Цель: Развитие навыков эффективного общения. Задачи: 1. Разучивание новых игр для использования их в дальнейших занятиях поочередно. 2.Совершенствование коммуникативных навыков. 3. Развитие внимания с помощью подвижных игр. Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся научатся согласовывать свои действия с друг другом; 2. Разовьют умение сотрудничать и действовать сообща; 3.Сформируют доброжелательные отношений друг к другу. Конспект урока Игры: «Четыре стихии»., «Совушка-сова»., «Кого назвали, тот и лови!»., «Воробьи и вороны». 11.Дата: 11.11/12.111 Название темы: «Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения» Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1.научить обучающихся правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения. 2. развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал. 3. спитывать желание совершенствовать красоту и правильность своей речи. Ожидаемые результаты: 1. обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов; 2. совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке; 3. Разовьют мышление, внимание через мыслительные операции, как анализ и синтез. Конспект урок Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата, чтение коротких текстов с указкой. При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. 12.Дата: 18.11/19.11 Название темы: «Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения» Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1.научить обучающихся правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения. 2. развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал. 3. спитывать желание совершенствовать красоту и правильность своей речи. Ожидаемые результаты: 1. обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов; 2. совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке; 3. Разовьют мышление, внимание через мыслительные операции, как анализ и синтез. Конспект урок Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата, чтение коротких текстов с указкой. При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. 13.Дата: 25.11/26.11 Название темы: Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1. формировать умения и навыки скорого чтения; 2. развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал. Ожидаемые результаты: 1.учащиеся научатся активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние; 2 развить внимание и память.; 3. расширить угол зрения; 4. развить быстроту реакции. Конспект урока Упражнения: Клиновидные таблицы, таблицы «Шульте» 14. Дата: 2.12/2.12 Название темы: Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. Цель: развитие воображения, образного мышления с помощью скороговорок и пиктограмм. Задачи: 1.Активизировать поисковую деятельность, 2.Активизировать умения выходить за пределы привычных представлений об окружающем мире. Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся научатся устанавливать простые закономерности; 2. Обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов. Научатся способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом; Конспект урока Упражнения: Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Чтение текстов с указкой. 15.Дата: 9.12/10.12 Название темы: Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1. формировать умения и навыки скорого чтения; 2. развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал. Ожидаемые результаты: 1.учащиеся научатся активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние; 2 развить внимание и память.; 3. расширить угол зрения; 4. развить быстроту реакции. Конспект урока Упражнения: Клиновидные таблицы, таблицы «Шульте» 16. Дата: 16.12/17.12 Название темы: Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. Цель: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих заданий Задачи: 1. формировать у учащихся представление о процессах памяти и ее видах; 2 мотивировать интерес к самостоятельному развитию памяти.; 3.развивать коммуникативные навыки; Ожидаемые результаты: 1. учащиеся узнают определение и виды памяти; 2. учащиеся научатся уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию; 3. учащиеся научатся развивать личностные и творческие способности учащихся; Конспект урока Упражнение запомнить картинки и записать их, должен запомнить, увидел – считал (не называя) – запомнил – рассказал., упражнение «Квадрат» - наглядно - образная память., упражнение «Точки» - запомни и повтори в рабочей тетради, как расположены точки 17. Дата: 23.12/24.12 Название темы: Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. Цель: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих заданий Задачи: 1. формировать у учащихся представление о процессах памяти и ее видах; 2 мотивировать интерес к самостоятельному развитию памяти.; 3.развивать коммуникативные навыки; Ожидаемые результаты: 1. учащиеся узнают определение и виды памяти; 2. учащиеся научатся уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию; 3. учащиеся научатся развивать личностные и творческие способности учащихся; Конспект урока Упражнение запомнить картинки и записать их, должен запомнить, увидел – считал (не называя) – запомнил – рассказал., упражнение «Квадрат» - наглядно - образная память., упражнение «Точки» - запомни и повтори в рабочей тетради, как расположены точки 18 Дата: 13.01/14.01 Название темы: Работа с таблицами по цифрам и алфавиту. Чтение с указкой. Анаграммы. Цель: знакомство учащихся с анаграммами Задачи: 1. формирование познавательных учебных целей; 2. расширение словарного запаса; 3. развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания; 4. расширение «поля зрения» ребенка. Ожидаемые результаты: 1. учащиеся научатся активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние; 2 развить внимание и память.; 3. расширить угол зрения; 4. развить быстроту реакции. Конспект урока Упражнения: Клиновидные таблицы, таблицы «Шульте». Чтение текстов с указкой. При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Рисование двумя руками. 19. Дата: 20.01/21.01 Название темы: Работа с таблицами по цифрам и алфавиту. Чтение с указкой. Анаграммы. Цель: знакомство учащихся с анаграммами Задачи: 1. формирование познавательных учебных целей; 2. расширение словарного запаса; 3. развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания; 4. расширение «поля зрения» ребенка. Ожидаемые результаты: 1. учащиеся научатся активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние; 2 развить внимание и память.; 3. расширить угол зрения; 4. развить быстроту реакции. Конспект урока Упражнения: Клиновидные таблицы, таблицы «Шульте». Чтение текстов с указкой. При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Рисование двумя руками. 20. Дата: 27.01/28.01 Название темы: «Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения» Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1.научить обучающихся правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения. 2. развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал. 3. воспитывать желание совершенствовать красоту и правильность своей речи. Ожидаемые результаты: 1. обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов; 2. совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке; 3. Разовьют мышление, внимание через мыслительные операции, как анализ и синтез. Конспект урок Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата, чтение коротких текстов с указкой. При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Упражнение «Чтение с ответами на вопросы»., упражнение «Ёлочка» - нужно назвать, какие буквы и цифры написаны по бокам. После прочтения можно открыть следующие ветви и так далее., упражнение "Переключалка"- ребенок должен обводить кружком одну букву, например- "А", и зачеркивать крестиком другую букву, например- "К". 21. Дата: 3.02/4.02 Название темы: «Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения» Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1.научить обучающихся правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения. 2. развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал. 3. воспитывать желание совершенствовать красоту и правильность своей речи. Ожидаемые результаты: 1. обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов; 2. совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке; 3. Разовьют мышление, внимание через мыслительные операции, как анализ и синтез. Конспект урок Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата, чтение коротких текстов с указкой. При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Упражнение «Чтение с ответами на вопросы»., упражнение «Ёлочка» - нужно назвать, какие буквы и цифры написаны по бокам. После прочтения можно открыть следующие ветви и так далее., упражнение "Переключалка"- ребенок должен обводить кружком одну букву, например- "П", и зачеркивать крестиком другую букву, например- "О". 22. Дата: 10.02/11.02 Название темы: Чтение «Кувырком». Отработка дикции. Работа со скороговорками. Рисуем пиктограммы. Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1. научить обучающихся правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения; 2. развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал; 3. желание совершенствовать красоту и правильность своей речи. Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся научатся устанавливать простые закономерности; 2 Обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов. Научатся способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом.; 3. переносить качества различных объектов на исходно выбранный предмет; Конспект урока 1.упражнения, направленные на развитие четкости произношения: текс «Струпа», «Слова для отработки», «Слово – фигура – число»; 2.работа со скороговорками; 3.чтение «Кувырком» (учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов). 4. Рисуем пиктограммы - “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. 23. Дата: 17.02/18.02 Название темы: Чтение «Кувырком». Отработка дикции. Работа со скороговорками. Рисуем пиктограммы. Тест. Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1. научить обучающихся правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения; 2. развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал; 3. желание совершенствовать красоту и правильность своей речи. Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся научатся устанавливать простые закономерности; 2 Обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов. Научатся способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом.; 3. переносить качества различных объектов на исходно выбранный предмет; Конспект урока 1.упражнения, направленные на развитие четкости произношения: текс «Струпа», «Слова для отработки», «Слово – фигура – число»; 2.работа со скороговорками; 3.чтение «Кувырком» (учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов). 4. Рисуем пиктограммы - “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. 24. Дата: 24.02/25.02 Название темы: Отработка дикции. Работа с «Таблицами Шульте». Чтение с указкой. Тренировка горизонтального движения глаз. Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1. научить обучающихся правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения; 2. развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал; 3. желание совершенствовать красоту и правильность своей речи. Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся научатся устанавливать простые закономерности; 2 Обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов. Научатся способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом.; 3. переносить качества различных объектов на исходно выбранный предмет; Конспект урока 1.упражнения, направленные на развитие четкости произношения: текс «Струпа», «Слова для отработки», 2. «Таблицы Шульте»; 3. чтение «Кувырком» (учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов). 25. Дата: 3.03/4.03 Название темы: Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. Цель: развитие воображения, образного мышления с помощью скороговорок и пиктограмм. Задачи: 1.Активизировать поисковую деятельность, 2.Активизировать умения выходить за пределы привычных представлений об окружающем мире. Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся научатся устанавливать простые закономерности; 2. Обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов. Научатся способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом; Конспект урока Упражнения: Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Чтение текстов с указкой. 26. Дата: 15.03/16.03 Название темы: Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. «Таблицы Шульте»; Цель: развитие воображения, образного мышления с помощью скороговорок и пиктограмм. Задачи: 1.Активизировать поисковую деятельность, 2.Активизировать умения выходить за пределы привычных представлений об окружающем мире. Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся научатся устанавливать простые закономерности; 2. Обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов. Научатся способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом; Конспект урока Упражнения: Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Чтение текстов с указкой. Работа с таблицами «Шульте» 27. Дата: 17.03/18.03 Название темы: Работа с таблицами по цифрам и алфавиту. Чтение с указкой. Анаграммы. Цель: развитие воображения, образного мышления с помощью анаграмм. Задачи: 1.Активизировать поисковую деятельность, 2. Развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал; Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся научатся устанавливать простые закономерности; 2. Переносить качества различных объектов на исходно выбранный предмет; Конспект урока Упражнения: Чтение «Кувырком». Чтение текстов с указкой. Анаграммы. 28. Дата: 24.03/25.03 Название темы: Работа с таблицами по цифрам и алфавиту. Чтение с указкой. Анаграммы. Цель: развитие воображения, образного мышления с помощью анаграмм. Задачи: 1.Активизировать поисковую деятельность, 2. Развивать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал; Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся научатся устанавливать простые закономерности; 2. Переносить качества различных объектов на исходно выбранный предмет; Конспект урока Упражнения: Чтение «Кувырком». Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. Чтение текстов с указкой,читаем быстро, смотрим внимательно. ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ. Работа со скороговорками. Скороговорки (Во время проговаривания скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно. Каждая читается по 4-5 раз, с каждым разом скорость необходимо увеличивать. Скороговорки читаются с выполнением разных движений пальцами. Время работы -1-2 минуты) А) Про зубра и зебру Зубрил я урок Зубря, позабыл О зазубрине в зубе О зебре зазубрен урок назубок Но зуб заболел и Забыл я о зубре. Б) Чёрной ночью, чёрный кот, Прыгнул прямо в дымоход, В дымоходе чернота, Отыщи-ка там кота. Анаграммы. 29. Дата: 31.03/1.04 Название темы: Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. Цель: развитие слуховой памяти . Задачи: 1. формирование познавательных учебных целей; 2. расширение словарного запаса; 3. развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания; 2. Научатся с помощью мимики и жестов передавать информацию. Ожидаемые результаты: 1. учащиеся научатся активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние; 2 развить внимание и память.; 3. расширить угол зрения; 4. развить быстроту реакции. Конспект урока Упражнение «Запомни». - Ребята, я вам прочитаю отрывок стихотворения, вы внимательно послушайте, и запомните все названия посуды. (При чтении голосом выделяются названия посуды). * … И помчалися по улице ножи: Эй, держи, держи, держи!» И кастрюля на бегу Закричала утюгу: Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!» Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит … А за ними блюдца, блюдца – Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля! Вдоль по улице несутся – Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля! На стаканы – дзынь! – натыкаются И стаканы – дзынь! – разбиваются И бежит, бренчит, стучит сковорода «Вы куда? Куда? Куда? А за нею вилки, Рюмки да бутылки, Чашки да ложки Скачут по дорожке …* - Назовите посуду, которую вы услышали и запомнили; Упражнение «Слуховая память». - Читает предложение: Сегодня к нам в гости придут друзья. На стол поставили сахарницу, конфеты, вазу, печенье, фрукты, пирожное, торт. - Вспомни и перечисли предметы, которые стояли на столе; Составление рассказа на запоминание 30. Дата: 7.04/8.04 Название темы: Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. Цель: развитие слуховой памяти . Задачи: 1. формирование познавательных учебных целей; 2. расширение словарного запаса; 3. развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания; 2. Научатся с помощью мимики и жестов передавать информацию. Ожидаемые результаты: 1. учащиеся научатся активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние; 2 развить внимание и память.; 3. расширить угол зрения; 4. развить быстроту реакции. Конспект урока Упражнение «Запомни». - Ребята, я вам прочитаю отрывок стихотворения, вы внимательно послушайте, и исправьте ошибки. (При чтении голосом выделяется путаница). Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!» А за ними и утята: «Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!» Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря! Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-у-у! Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка-ре-ку!... - Назовите ошибки в стихотворение, которые вы услышали и запомнили; Упражнение «Слуховая память». - Читает предложение: Сегодня к нам в гости придут друзья. На стол поставили сахарницу, конфеты, вазу, печенье, фрукты, пирожное, торт. - Вспомни и перечисли предметы, которые стояли на столе; Составление рассказа на запоминание 31. Дата: 14.04/15.04 Название темы: Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. Таблицы «Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1. научить обучающихся правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения; 2. воспитывать желание совершенствовать красоту и правильность своей речи. Ожидаемые результаты: 1. Обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов. Научатся способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом. Конспект урока Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения с опорой на графическое изображение. Рисуем пиктограмму к скороговорке: Варит буква К картошку Для козленка и для кошки. Кошки не едят картошку, Дайте кашки ей немножко. Чтение с указкой. Работа с таблицами «Шульте» 32. Дата: 21.04/22.04 Название темы: Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. Таблицы «Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1. научить обучающихся правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения; 2. воспитывать желание совершенствовать красоту и правильность своей речи. Ожидаемые результаты: 1. Обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов. Научатся способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом. Конспект урока Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения с опорой на графическое изображение. Рисуем пиктограмму к скороговорке: Про зубра и зебру Зубрил я урок Зубря, позабыл О зазубрине в зубе О зебре зазубрен урок назубок Но зуб заболел и Забыл я о зубре. Чтение с указкой. Работа с таблицами «Шульте» 33. Дата: 28.04/25.04 Название темы: Работа с текстами с применением техник скорочтения. Занимательные кроссворды. Ребусы Цель: формирование навыков ускоренному запоминанию, развитию памяти у детей младшего школьного возраста. Задачи: 1.Проверка уровня зрительной, слуховой, двигательной памяти через комплекс упражнений. 2. Объяснение детям значения хорошей памяти и внимания для человека. 3. Повышение уровня зрительной, слуховой, двигательной памяти у учащихся. Ожидаемые результаты: 1. динамика развития познавательных процессов, а именно памяти Конспект урока Беседа на тему «Необычные способности памяти». Упражнения: 1. «Запомни пары слов» Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ученику необходимо прочитать эти пары слов и запомнить. Затем учитель читает первое слово, а ученик называет второе. Можно записать. Например Яблоко-сад Курица-цыпленок Книга-читать Пылесос-уборка Корова-молоко и др; 2.«Запомни и найди» Ученику предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. 3. Разгадываем кроссворды, ребусы. 34. Дата: 5.05/6.05 Название темы: Работа с текстами с применением техник скорочтения. Занимательные кроссворды. Ребусы Цель: формирование навыков ускоренному запоминанию, развитию памяти у детей младшего школьного возраста. Задачи: 1.Проверка уровня зрительной, слуховой, двигательной памяти через комплекс упражнений. 2. Объяснение детям значения хорошей памяти и внимания для человека. 3. Повышение уровня зрительной, слуховой, двигательной памяти у учащихся. Ожидаемые результаты: динамика развития познавательных процессов, а именно памяти Конспект урока Упражнения: «Пиктограмма», «Кто больше запомнит?»; Разгадываем кроссворды, ребусы; Заключительная беседа-рефлексия. 35. Дата: 12.05/13.05 Название темы: Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. Цель: создание условий для восприятия, осмысления и закрепления навыков скоростного чтения, а также развития когнитивных способностей обучающихся. Задачи: 1. научить обучающихся правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения; 2. воспитывать желание совершенствовать красоту и правильность своей речи. Ожидаемые результаты: 1. Обучающиеся научатся выделять существенные признаки предметов. Научатся способствовать формированию мотивации обучающихся к осмысленному чтению, интереса и положительного отношения к чтению в целом. Конспект урока Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения с опорой на графическое изображение. Рисуем пиктограмму к скороговорке: Варит буква К картошку Для козленка и для кошки. 36. Дата: 19.05/20.05 Название темы: Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного. Работа с двухминутным текстом Цель: развитие мышления учащихся Задачи: 1.Закрепить навыки чтения текста на время. 2. Формирование познавательных учебных целей Ожидаемые результаты: 1. учащиеся научатся активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние 2. развить быстроту реакции Конспект урока Определение скорости чтения, коэффициента понимания прочитанного. Читают текст «Как Алешке учиться надоело»., «Осенняя погода».; Прочитайте на время рассказ «Рыбалка сдедушкой» Прочитывают текст два раза (по 1 мин); Заключительная беседа-рефлексия. Кошки не едят картошку, Дайте кашки ей немножко. Чтение с указкой. Работа с таблицами «Шульте» 37.Дата: 26.05/27.05 Название темы: Итоговое занятие Цель: Закрепление изученного курса. Задачи: 1. создание условий для отработки навыков и умений при чтении 2. развитие умений и навыков использовать теоретические знания на практике Ожидаемые результаты: ученики закрепить те знания, которые получили на уроках. Конспект урока Упражнения: Тест струпа», «Слово, фигура, число», «Алфавит», «Переключалка», «Рисование двумя руками». Познавательные УУД: сравнивать объекты, проявлять индивидуальные творческие способности. Коммуникативные УУД: формулировать ответы на вопросы, контролировать и корректировать свои знания, умение строить речевое высказывание, включение в коллективное обсуждение. Регулятивные УУД: включение в коллективное обсуждение, понимание и принятие учебной задачи, фиксировать в конце урока удовлетворённость своей работой. 2.Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Учебный план занятий № Название раздела, п/п темы 1 Входная диагностика Инструктаж о правилах пожарной a. безопасности, ПДД. 2 Пробный тренинг с каждым видом упражнений» 3 «Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение простейших слогов..» 4 «Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение вслух на время» 5 «Отработка дикции. Работа со скороговорками. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий» Кол-во часов Формы Теор Практи Всег аттестации/контрол я ия ка о 2 1 3 Тестирование, устный опрос 2 4 6 Практические умения (работа по карточкам) 2 4 6 Чтение слоговых таблиц 2 4 6 Чтение на время 2 4 6 Чтение, беседа 6 7 8 9 10 Игры на развитие памяти и внимания «Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения» Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. Работа с таблицами по цифрам и алфавиту. Чтение с указкой. Анаграммы. 11 «Тренировка на быстрое переключение 12 внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения» Чтение «Кувырком». Отработка дикции. Работа со скороговорками. Рисуем пиктограммы. 1 2 2 4 3 6 2 4 6 2 4 6 Презентация рассказа 2 4 6 Практические умения (работа по карточкам) 2 4 6 Чтение вслух 4 6 Отработка дикции. Чтение с указкой. Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. Таблицы «Шульте» 2 4 6 2 4 6 Работа с таблицами по цифрам и алфавиту. Чтение с указкой. Анаграммы. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. 2 4 6 2 4 6 Слоговое чтение. Чтение рассказа вслух на время. Настольная игра Работа с текстами с применением техник скорочтения. Занимательные кроссворды. Ребусы 2 4 6 2 4 6 19 Чтение рассказа вслух на время. Настольная игра 1 2 3 20 Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания 1 2 3 14 15 16 17 18 Итоговое занятие ИТОГО: Практические умения (работа по карточкам) Тест Практические умения (работа по карточкам) Составление анаграмм Практические умения (работа по карточкам) Чтение на время Чтение на время Чтение на время Чтение на время прочитанного. Работа с двухминутным текстом 21 Практические умения (работа по карточкам) Тест 2 13 Устный опрос. 37 3 74 3 111 5 6 Октябрь 4 16.09/17.09 3 7.10/8.10 8 21.10/22.10 Ноябрь 14.10/15.10 10 3 23.09/24.09 30.09/1.10 7 9 28.10/29.11 9.11/5.11 3 «Расширение поля зрения. Тренировка 3 3 3 12 18.11/19.11 13 25.11/26.11 3 2.12/3.12 3 15 Декабрь 11.11/12.11 17 18 19 Январь 16 3 3 9.12/10.12 16.12/17.12 3 23.12/24.12 3 13.01/14.01 20.01/21.01 3 3 Чтение на время внимания. Отработка дикции. Чтение вслух на время» «Отработка дикции. Работа со скороговорками. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий» Игры на развитие памяти и внимания «Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения» Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. Работа с таблицами по цифрам и алфавиту. Чтение с указкой. Анаграммы. Форма контроля Место проведения Практические умения (работа по карточкам) Чтение слоговых таблиц «Расширение поля зрения. Тренировка 3 3 Тестирование, устный опрос «Вводный урок. Пробный тренинг с каждым видом упражнений» внимания. Отработка дикции. Чтение простейших слогов..» 11 14 Тема занятия Кол-во часов Время проведения Форма занятия занятия Число 3 Входная диагностика Инструктаж о правилах пожарной безопасности, ПДД. МАУ ДО ЦДО МАН 3 3 9.09/10.09 Практикум 2 Вводн ый урок 2.09/3.09 9.00-11.00 / 15:00-17:00 1 Сентябрь № п/п Месяц Календарный учебный график 2023-2024 Чтение, беседа Практические умения (работа по карточкам) Тест Практические умения (работа по карточкам) Презентация рассказа Практические умения (работа по карточкам) 20 27.01/28.01 3 21 3.02/4.02 3 22 10.02/11.02 3 23 17.02/18.02 3 24 3 3.03/4.03 3 26 15.03/11.03 3 27 17.03/18.03 3 24.03/25.03 3 31.03/1.04 3 28 29 Март 25 Февраль 24.02/25.02 7.04/8.04 3 31 14.04/15.04 3 21.04/22.04 3 33 28.04/29.04 3 34 5.05/6.05 3 35 12.05/13.05 3 36 19.05/20.05 3 37 26.05/27.05 3 Май 32 Апрель 30 Итого «Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения» Чтение «Кувырком». Отработка дикции. Работа со скороговорками. Рисуем пиктограммы. Отработка дикции. Чтение с указкой. Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. Таблицы «Шульте» Работа с таблицами по цифрам и алфавиту. Чтение с указкой. Анаграммы. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. Таблицы «Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Работа с текстами с применением техник скорочтения. Занимательные кроссворды. Ребусы Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания Итоговое занятие 111 Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, мониторинг. Количество учебных недель Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации 37 недель 1 год обучения (111 часов) С 2 сентября С ____09.2024 для обучающихся 1 года 31.05.2025 г. (приказ № от ) (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Чтение вслух Практические умения (работа по карточкам) Тест Практические умения (работа по карточкам) Составление анаграмм Практические умения (работа по карточкам) Практические умения (работа по карточкам) Практические умения (работа по карточкам) Чтение на время Чтение на время Беседа Рубежная- май в конце 1 года обучения Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 1 года обучения (май) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Кадровое обеспечение Характеристика электронная доска, проектор, компьютер папка с материалами Один педагог дополнительного образования с СПО 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: тест, проверка техники чтения. Входящая диагностика Цель: выявить уровень знаний детей на начальном этапе обучения. Задачи: - выявить уровень теоретических знаний; - выявить уровень практических знаний на начальном этапе обучения; - техника чтения. Теоретическая часть: 1. Назови отличия гласных и согласных звуков; 2. Назови слово с заданным звуком; 3. Определи и назови первый звук в заданном слове; 4. Техника чтения. Практическая часть: 1. Прочитай слоги, предложенные слова. Раздели слова на слоги. 2. Найди слова в предложенной таблице. 3. Раскрась гласные буквы красным цветом, согласные – синим. Срок проведения: сентябрь. Формой проведения итоговой аттестации является контрольное занятие, которое включает устный опрос учащихся по пройденным темам, а также выполнение практического задания. Цель: выявить уровень усвоения учащимися программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы. Задачи: - определить степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения; - выявить уровень усвоения теоретических знаний; - проанализировать полноту реализации программы. Срок проведения: по итогам реализации программы. Теоретическая часть: 1. Рассказать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение». 2. Рассказать, чем отличаются звуки гласные и согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие. 3. Назвать свой любимый литературный жанр (басня, сказка, рассказ, стихотворение, фольклор). Практическая часть: 1. Назвать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. 2. Прочитать наизусть любое стихотворение. 3. Прочитать текст на время. Задания для практической части входящей диагностики Фамилия, имя _________________________________________________ 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретическо й подготовки учащихся Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова «Скорочтение на практике», Павел Палагин. Книга для отработки уже имеющихся навыков скорочтения. Методика «Креативность личности» Д. Джонсона «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Проверка скорости чтения «Книга-тренинг для младших школьников , Шамиль Ахмадуллин», Тестовые работы по литературному чтению (смысловое чтение) https://урок.рф/library/testovie_raboti_po_literaturnomu_chteniyu_smislov_113032. html 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Учебные пособия Учебные год кол-во пособия издания экземпляров Справочная литература: (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.): Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее, 2015 1 Peter Kump Тропинка к своему Я О.В. Хухлаева 2023 1 Большая книга лучших игр и упражнений для тренинга М.Ш. 2021 1 Кипнис Все тайны скорочтения. Овладеть за 3 дня, Юрий Горбач 2022 1 Научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.): «Скорочтение на практике», Павел Палагин. Книга для 2021 1 отработки уже имеющихся навыков скорочтения. методические пособия: Как научить ребенка быстро читать.Книга-тренинг для 2023 1 младших школьников от 6-9 лет, Шамиль Ахмадуллин Тетрадь-тренажёр, Алина Малошик 2018 1 видеоматериалы (видеолекции, художественны и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и т.д.): https://rutube.ru/video/49311048dc53072cbff817658e11949a/ Тестовые работы по литературному чтению (смысловое чтение) https://урок.рф/library/testovie_raboti_po_literaturnomu_chteniyu _smislov_113032.html электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные занятия и др.): Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный • Репродуктивный • Игровой • Дискуссионный Формы организации образовательной деятельности: • Индивидуальная • Индивидуально-групповая • • • Беседа Игра Презентация Педагогические технологии с указанием автора: • • • Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Проектная технология Дидактические материалы: https://yandex.ru/search/?text=.+Тетрадьтренажёр%2C+Алина+Малошик%2C+2018г.+ccskrf&lr=198&clid=2270455&win=6 47 Дидактические материалы Раздаточный материал и наглядные пособия Раздаточный материал Графические диктанты Тесты струпа Карточки с заданиями Таблицы Шульте Анаграммы Клиновидные таблицы Цветные карандаши и фломастеры Кол-во экземпляров 10 10 10 10 10 10 10 Учебные пособия, дидактические и методические материалы: 2.6 Список литературы: 1. Как научить ребенка быстро читать. Книга-тренинг для младших школьников от 6-9 лет, Шамиль Ахмадуллин, 2023г. 2. Тетрадь-тренажёр, Алина Малошик, 2018г. 3. «Скорочтение на практике», Павел Палагин. Книга для отработки уже имеющихся навыков скорочтения, 2021г. 4. Рабочая тетрадь «Переферическое зрение», А.Баженова, Е. Обоскалова, 2023г. 5. Тренажёр для школьников 3 класс, 4 класс, С.П.Казачкова, 2019г. 6. Тренажёр «Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков», И. Праведникова, 2022г. 7. Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее, Peter Kump, 2015г.