Хабусова Л.А. Буряад радио

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.1. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.2. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Д Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Буряад радио» реализуется в
соответствии нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»
• Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
• Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2.
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г.
№ ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
• Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию
Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.

Актуальность: Данная образовательная программа предназначена для учащихся
5—11 классов общеобразовательных школ. Количество обучающихся в группе – 10-12
человек. Срок реализации образовательной программы – долгосрочная. Программа курса
«Буряад радио» на этапе основной школы решает потребность углублённой подготовки
учащихся, включенных в процесс гуманитарного образования. Предметом изучения
являются основы журналистики, рассмотрение языка как средства общения в обществе.

Обучение включает в себя следующие основные предметы:
бурятский язык, бурятская литература.
Вид программы: модифицированная программа
Направленность программы: социально – гуманитарная
Социально-гуманитарная направленность формируют мировоззрение, нравственные
ценности, осуществляют общее развитие детей. Дают совокупность знаний в области
общественных наук и связанных с ними практических умений и навыков. Создают условия
для личностного и профессионального самоопределения личности в области литературы,
истории, краеведения.
Адресат программы: средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно
характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового
созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и
социального. Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких
интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая
доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка
подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно
приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к
сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в
упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других
негативных
проявлениях); «доминанта
романтики» (стремление
подростка
к
неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 год
10 (11) -14 лет –222 час.
«Базовый уровень» - 222 педагогических часа;
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные.
Режим занятий: 1 год обучения, 2 раза в неделю.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель изучения – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, создавать
радиопередачи.
Задачи образовательного курса:

- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного выступления,
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства,
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии
искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам
работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные
компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь.
Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и
осознания себя в нём. Актуальность программы заключается во взаимосвязи двух аспектов
деятельности учащихся: понимание и анализ устного и печатного слова и самостоятельное
высказывание о происходящих событиях, социальном окружении.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать в
дальнейшем навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства,
включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, создавая условия для
формирования коммуникативной и социальной компетентностей.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что
помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте
средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе
предполагается и создание учащимися собственных радиопередач, что позволяет
совершенствовать умения чётко и ярко выражать свои мысли.
Сказанное

выше

предполагает

использование

в

классно-урочной

системе

преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого
курса

–

использование

интеграционной

технологии,

что

соответствует

цели

дополнительного образования.
Данная рабочая программа рассчитана на 2 раза в неделю по три часа. Контроль
знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и
письменных заданий, в том числе и творческого характера.
Планируемые образовательные результаты.
В результате изучения курса «Школьное радио» ученик должен
знать/понимать

1. Основы культуры речи
2. Жанры журналистики
3. Этапы создания радиопередачи
4. Права и обязанности журналиста
уметь:
1. Готовить выпуски радиопередач, телепередач (в качестве выпускающего
редактора, диктора, автора статей)
2. Различать жанры публицистики
3. Применять морально-этический кодекс журналиста.
аудирование и чтение:
1. Выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных
жанров;
2. пересказывать прозу;
3. работать со словарями;
4. строить диалог;
говорение и письмо:
1. создание собственных текстов различных типов речи;
2. создание собственных текстов различных жанров;
3. употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
1 год обучения
Сентябрь – май 2024 – 2025 уч. год.
№

Раздел

Часы

1

Введение в радиожурналистику.

3

2

Технические средства
радиожурналистики.

3

Жанры журналистики.

30

4

Журналистика- как профессия.

129

5

Прямой эфир.

38

Всего: 222 часа.

в

работе 18

2. Комплекс организационно - педагогических условий2.1.
КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Число

1

IX

5

Входная
диагностика.
Устное
собеседование

3

День встреч.

2

IX

9

Комбинированн
ый урок

3

История
радиовещания.
Радио и другие СМИ.

3

IX

12

Занятие.

3

Тема: Общее знакомство с
жанрами журналистики.

4

IX

16

Практическое
занятие

3

Подготовка
к
радиопередаче «Школьные
новости»

5

IX

19

Комбинированн
ый урок

3

Функции радиовещания

6

IX

23

Комбинированн
ый урок

3

Работа
со
звуковыми
программами на радио

7

IX

26

Занятие.

3

Беседа.

8

IX

30

Комбинированн
ый урок.

3

9

X

3

3

10

X

7

3

Работа с микрофоном.

Опрос.

11

X

10

Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.

Встреча
с
радиожурналистами буряад
фм радио
Документально
–
художественные
жанры.
Радиокомпозиция. .
Виды радиовещания

3

Журналистика – профессия
и стиль жизни

12

X

14

Занятие.

3

Введение
радиожурналистику»

Выполнение
практического
задания.
Беседа.
Опрос.

03.1031.10.
2024г.

Беседа, опрос,
тестирование

в

Мариинская гимназия – интернат, студия буряад фм радио

05.09.2024 – 309.2024

месяц

Место
проведения

Кол-во часов

Форма
контроля

№ п/п

Время
проведения
занятия
Форма занятия

Тема занятия

Опрос.

Опрос,
тест,
подготовка к
радиопередаче
радиопередачи
Эссе, выпуск
радиопередачи
Беседа, опрос
Творческое
задание

Беседа, опрос.
Беседа, опрос

13

X

17

Практическое
занятие

3

Выпуск передачи. «Новости
школы, класса, города».

Выпуск
передачи.

14

X

21

3

«Логика в речи»

Беседа, опрос

15

X

24

3

Создание радиопрограммы.

16

X

28

3

X

31

3

«Заметка как основной жанр
журналистики».
Микширование и монтаж.

Практическая
работа
Опрос, тест.

17
18

XI

7

3

Звуковая структура.

Беседа, опрос.

19

XI

8

Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Практическое
занятие.

3

Работа
со
программами.

20
21

XI
XI

11
14

Занятие.
Практическое
занятие

3
3

Виды радиовещания
«Традиционная
бурят».

22

XI

18

Комбинированн
ый урок.

3

Подготовка к радиопередаче.
«Встреча с интересными
дюдьми».

Выполнение
практического
задания.
Беседа.
Опрос.
Съёмка
рубрики
в
музее
Выполнение
практического
задания.

23

XI

21

3

«Культура радио речи».

Интервью,
опрос.

24

XI

25

3

25

XI

28

XII 2

3

«Встреча с интересными
людьми».
«Репортаж как основной
жанр журналистики».
«Голос и дикция»

Интервью на
радио
Беседа, опрос.

26
27

XII 5

Комбинированн
ый
урокПрактическ
ое занятие.
Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
Практическое
занятие.

3

Работа в студии. Монтаж.

Выполнение
практического
задания.

28

XII 9

Комбинированн
ый урок.

3

Эфирное выступление.

29

XII 12

Практическое
занятие.

3

Технические
особенности
радиопрограмм.

Передача
«
Эдир
репортёр»
Выполнение
практического
задания.

30

XII 16

3

«Национальная пища бурят»

31

XII 19

Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.

3

Аудитория радио буряад фм.

07.1128.11.
2024г.

02.1230.12.
2024г.

3

звуковыми

юрта

Беседа, опрос.

Беседа, опрос.

Выпуск
рубрики
Беседа, опрос.

32

XII 23

Комбинированн
ый урок.

3

Подготовка к репортажу.

33

XII 26

3

34

XII 30

35

I

13

36

I

16

37

I

20

38

I

23

«Песенная
традиция
у
бурят»
Подготовка к радиопередаче
«Шагай».
«Радиоредакцияролевая
игра».
Прямой эфир. Плюсы и
минусы
«Психологические аспекты
речи»
Новости школы, города.

39

I

27

40

I

30

41

II

3

41

II

6

Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок.
14.01- Практическое
29.01. занятие.
2025г. Комбинированн
ый урок.
Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие
Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие
03.02.- Комбинированн
27.02. ый урок.
2025г. Практическое
занятие

43

II

10

44

II

13

45

II

17

46

II

20

47

II

24

48

II

27

49

III

3

50

III

51

3
3
3
3
3

Подготовка к
выпуску
передачи.
Съёмка
рубрики
Творческая
работа.
Творческая
работа.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос
Выпуск
радиопередачи
Беседа, опрос.

3

«Сагаалха – Новый год у
бурят»
«Фольклор
бурятского
народа. Загадки»
Речевой тренинг.

3

«Шагай»

Комбинированн
ый урок.

3

День встреч с интересными
людьми.

Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок

3

Речевое дыхание.

Беседа. Опрос.

3

Практическая
работа.
Выпуск
передачи.
Беседа, опрос

Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок

3

6

Комбинированн
ый урок

3

Интервью,
монтаж.
Подготовка к передаче.
Выпуск передачи « Эдир
репортёр»
«Аналитические
жанры:
радиобеседа
и
радиокомментарий».
Радиоочерк на тему «Моя
Бурятия»«Радиоочеркдокументально
–
художественный жанр».
«8 Марта- Эжын hайндэр».

III

10

3

Выпуск передачи.

52

III

13

3

53

III

17

Практическое
занятие.
Практическое
занятие
Комбинированн
ый урок

Встреча
с
известными
людьми
Информационные
жанры
радиожурналистики:
радиоинтервью.

3
3

3
3

3

3

Съёмка
рубрики
Беседа, опрос
Выпуск
передачи
на
радио
Беседа. Опрос.

Творческая
работа.
Беседа, опрос.
Подготовка к
передаче
«Шагай»
Выпуск
передачи.
Съёмка
рубрики
Беседа, опрос.

54

III

20

Комбинированн
ый урок

3

«Правила
радиоведущих
музыкальных
радиостанциях».

55

III

24

3

56

III

27

Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.

57

III

31

3

58

IV

3

3

Радиоопросы.

Репортаж.

59

IV

7

3

60

IV

10

61

IV

14

Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок

«Бурятские
обычаи
и
традиции».
Выпуск
программы
«Традиции
и
обычаи
бурятского народа»
Новости на радио.

Творческая
работа , беседа
Выпуск
рубрики
Беседа, опрос.

62

IV

17

3

63

IV

21

64

IV

25

Практическое
занятие.
Комбинированн
ый урок
Комбинированн
ый урок

65

IV

28

Комбинированн
ый урок

3

66

V

5

3

67

V

8

Комбинированн
ый урок
Комбинированн
ый урок

68

V

12

Комбинированн
ый урок

3

«Путешествие
в
мир
бурятского фольклора»
Игра «Устное народное
творчество бурят»
«Информационные жанры
радиожурналистики:
радиосообщение
и
радиоотчет».
Выпуск передачи «Новости
класса, школы, города»
«Особенности
звучащей
речи на радио»
«Аналитические
жанры:
радиокорреспонденция
и
радиорецензия»
«Интонационновыразительные
средства
речи»
Подготовка
к
выпуску
передачи.
Информационные
жанры
радиожурналистики:
радиообзор печати»
«День радио»

69

V

15

3

«Информационные жанры»

70

V

16

3

Выпуск передачи

71

V

19

3

Выпуск передачи

72

V

22

3

Выпуск передачи

73

V

26

Комбинированн
ый урок
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
05.05.- Практическое
29.05. занятие.
2025г.

3

Выпуск передачи

03.0428/04.
2025г.

3

3
3

3
3

3

работы
на

Встреча
с
ведущим
«Радио
–
Сибирь»
Егором
Бельских.
Творческая
работа , беседа.
Выпуск
передачи
Беседа, опрос.

Выпуск
передачи.
Беседа, опрос.
Беседа, опрос.
Беседа.
Творческая
работа.
Беседа, опрос
Подготовка
праздничного
выпуска.
Зачет.
Выпуск
передачи.
Выпуск
передачи.
Выпуск
передачи.
Выпуск
передачи.

74

V

29

Практическое
занятие.

3

Повторение и закрепление
пройденного материала.

Зачет.

Количество учебных недель
Количество учебных дней

36 недель
1 год обучения (от 144 час. -72 дня)

Даты начала и окончания учебного года

С 3.09.2024 по 29.05.2025г.

(по УТП) входная- октябрь
Сроки промежуточной аттестации
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце
Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 3 года обучения (май)

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Характеристика
Площадь кабинета – 30 кв.м.
Учебные столы, стулья, классная доска, мел, наглядные
пособия и письменные принадлежности.

Получено по Программе
«Новые места»:
Информационное
обеспечение
Кадровое обеспечение

Студия буряад фм радио, студия «Школьное телевидение»

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формы аттестации: выпуск радиопередачи на буряад фм радио, выпуск
рубрики на школьном телевидении.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся

Методики

Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в УДОД»
Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова

Уровень развития творческого
потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального
опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)

«Организация и оценка здоровьесберегающей
Уровень сохранения и укрепления
деятельности образовательных учреждений» под ред.
здоровья учащихся
М.М. Безруких

Показатели качества реализации
Методики
ДООП
Уровень теоретической подготовки Разрабатываются ПДО самостоятельно
учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
• Словесный
• Наглядный
• Объяснительно-иллюстративный
• Репродуктивный
• Частично-поисковый
• Исследовательский
• Игровой
• Дискуссионный
• Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
• Индивидуальная
• Индивидуально-групповая
• Групповая
• Практическое занятие
• Беседа
• Встреча с интересными людьми
• Выставка
• Галерея
• Игра
• Концерт
• Презентация
• Мастер-класс
Педагогические технологии:
• Технологии дифференциации и индивидуального образования.
Автор: Тулупова Татьяна.
• Технология группового обучения
Авторы – В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е. Щуркова.
Список литературы, использованной педагогом:
1. Багиров Э.Г. Ружников В.Н. Основы радиожурналистики. – М., 1984
2. Гаймакова Б.Д. Мастерство эфирного выступления. – Москва: Типография РГТРК, - 1993

3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. – М.: Совершенство, 1997.
4. Иванова – Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. _- : Айрис Пресс, 2002.
5. Кохтев А.П. Риторика, учеб. пос. Москва, 1998 год.
6. Карнеги Д. Как подготовиться к выступлению, Москва: Эксмо, 1999
7. Школьная риторика. Методические рекомендации. Москва, 1998
8. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики.- М. Аспент Пресс, 2002
9. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном.- М.: Наука, 2000
10. Шерель А.А. Радиожурналистика. – М.: Издательство Московского университета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».