Очиров В.О. Российская история с древнейших времен до начала XXI века

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Российская история с
древнейших времен до начала XXI века» (далее - Программа) реализуется в
соответствии нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»
• Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
• Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2.
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
• Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию
Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.

Актуальность: курс «история России» предназначен для ознакомления
обучающихся с основными этапами исторического развития Российского
государства и общества, для изучения основных исторических событий,
жизни и деятельности выдающихся исторических лиц. Как справедливо
замечал Н.М. Карамзин: «История есть в каком-то смысле священная книга
народов, зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил;
завет предков к потомкам; дополнение, изъяснение настоящего и пример
будущего». Знание исторического прошлого особенно важно в наш век
перемен. Изучение истории России не только выполняет просветительские
функции, но и несет огромную воспитательскую нагрузку, помогает
нравственному
формированию
личности,
способствует
развитию
патриотических чувств, позволяет рассматривать историческое прошлое
нашего Отечества в контексте мировой истории.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
(история России, Всеобщая история)
Вид программы: модифицированная программа
Направленность программы: социально-гуманитарная
Социально-гуманитарная направленность формируют мировоззрение,
нравственные ценности, осуществляют общее развитие детей. Дают
совокупность знаний в области общественных наук и связанных с ними
практических умений и навыков. Создают условия для личностного и
профессионального самоопределения (конкретные области знания и (или)
виды
деятельности,
определяющая
ее
предметно-тематическое
содержание, преобладающие виды учебной деятельности).
Адресат программы: Дополнительная образовательная программа (ДОП)
рассчитана на детей, имеющих определенный базовый уровень подготовки
по истории, а также творчески одаренных детей, и представляет собой
версию углубленной и расширенной программы курса «истории» средней
школы, предназначенной для продвинутого обучения. Программа может
быть использована педагогами общеобразовательных учреждений,
реализующих подготовку детей к участию в олимпиадах, конференциях и
конкурсах различного уровня.
Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у
старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и
подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни.
Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и
многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией,
они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его
закономерности. Знания являются основой для формирования отношения
школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы – 1 год

ДОП по направлению «история» реализуется в течение одного года
обучения. Занятия по данной программе проводятся по 3 академических
часов в неделю. Каждый год обучения рассчитан на 108 академических
часов.
Форма обучения: очная
Особенности организации
разновозрастные

образовательной

деятельности:

группы

Режим занятий:
Предмет
История
России

Продвинутый уровень
3 часа в неделю;
108 часов в год.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Цель:
настоящая ДОП направлена на достижение основной цели: дать
научное представление об основных этапах и содержании Истории России и
родного края, овладеть теоретическими основами и методологией ее
изучения, сформировать историческое сознание, привить навыки
исторического мышления. Изучение курса предусматривает органическое
взаимопроникновение всеобщей, отечественной истории и краеведения.
Познание общественно-исторических процессов в курсе носит историкоаналитический
характер,
они
рассматриваются
в
проблемнохронологическом плане, изучение основано на фактическом материале
отечественной и мировой истории IX-XXI веков.
Образовательные задачи:
Данная ДОП предполагает реализовать следующие
задачи обучения:
- приобретение научных знаний об основных методологических
концепциях, изучения Истории России, практического опыта работы с
историческими источниками и их и научного анализа.
- овладение научными методами исторического исследования,
позволяющими на основе собранного материала делать обобщающие выводы по
изучаемой проблеме.
- формирование – общих представлений об основных этапах исторического
развития нашей страны, их специфики и знаковых событий. - развитие умения
применять профессиональные знания на практике.
Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный, научно-методический,
профессиональный и культурно-просветительский виды профессиональной
деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач
профессиональной деятельности. в области учебно-воспитательной деятельности:

- планирование и проведение учебных занятий с учётом специфики тем и
разделов программы в соответствии с учебным планом;
- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной
программой;
- использование современных научно-обоснованных приёмов, методов и
средств обучения;
- воспитание уважительного отношения к историческому наследию;
- развитие патриотических чувств и гражданственности.
В области научно-методической деятельности:
– анализ собственной деятельности с целью её совершенствования;
- формирование мотивации и способностей для самостоятельного
повышения уровня знания в данной области.
- приобретение навыков участия в научных дискуссиях. – развитие умения
формулировать и обосновывать собственную научную позицию.
в области культурно-просветительской деятельности:
- формирование культуры профессионального общения и деятельности
- развития общей культуры;
- воспитание чувства гуманизма.
- Приобретение навыков участия в научных дискуссиях
Ожидаемые
результаты:
ожидаемый
результат
соотносится
с
поставленными целям и задачам обучения. Творческая самореализация
учащихся, готовность обучающихся к участию в олимпиадах различного
уровня. Главным методом, отслеживая результативности, выступает
педагогическое наблюдение, а также показатели обучающихся в олимпиадах;
профессиональное самоопределение школьников.
Таблица 1.1
Знать

Продвинутый уровень
• Основные этапы и принципы периодизации Истории
России.
• социально-экономические процессы, происходившие в
русском и российском обществе на разных этапах
исторического развития.
• основные тенденции в развитии российского
государства
• значимые факты и события из истории России в
рассматриваемые периоды;
• деятельность известных исторических личностей и их
роль в истории; • понятийный аппарат;
• основные даты, относящиеся к изучаемому периоду.

Уметь

Владеть

определять причину того или иного явления, отличать
причину от предпосылки, выделять как общие черты, так и
специфику, анализировать то или иное явление, выбирать
и использовать методы научного исследования,
формулировать собственную научную концепцию, видеть
взаимосвязь между причиной и следствием, работать в
коллективе
понятийно-терминологическим аппаратом в области
истории; навыками поиска информации и ее анализа.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Российская история с древнейших времен до начала XXI века»
Продвинутый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.2.

№

Название раздела, темы

п/п

Количество часов
Всег
о

Тео
рия

Пра
ктик
а

1

История России в системе мировой истории

3

3

2

Эпоха Древней Руси. (IХ – ХIV вв.)

24

12

12

3

Московское государство: основные вехи исторического 9
пути.

4,5

4,5

4

Российское государство в эпоху Нового времени

6

3

3

5

Россия в период Просвещенного абсолютизма

3

1,5

1,5

6

Социально-политическое и экономическое развитие 12
Российской империи в первой половине ХIХ в.
Российская империя в эпоху буржуазных реформ и
контрреформ ХIХ в
Российская империя в эпоху империализма и русских 12
революций

6

6

6

6

Советский и современный период в истории России

19,5

19,5

7

8

39

Формы
аттестации/контрол
я

Устная
беседа
(входной контроль)
Устная
беседа,
проверка
конспектов,
рефератов,
эссе,
тестирование
Устная
беседа,
проверка
конспектов,
рефератов
Устная
беседа,
проверка конспектов
Устная
беседа,
проверка конспектов
Устная
беседа,
проверка конспектов
Устная
беседа,
проверка
конспектов,
рефератов,
эссе,
тестирование
Устная
беседа,
тестирование

9

ИТОГО

108

55,5

52,5

Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие,
конкурс, мониторинг и т.д.
Содержание учебного плана
Раздел 1. Отечественная история в системе мировой истории.
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники
изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Методология и теория исторической науки. Периодизации Отечественной
истории. Спорные вопросы в курсе Отечественной истории. Место и роль
истории в системе общественных дисциплин. История России - неотъемлемая
часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения
народов. Проблема этногенеза восточных славян. Форма проведения – лекция,
практическое занятие.
Раздел 2. Эпоха Древней Руси IХ – ХIV. Античное наследие в эпоху
Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Древние
авторы о быте и нравах восточных славян. Повесть временных лет как основной
исторический источник по древнейшей истории Руси. Основные этапы
становления государственности. Образование древнерусского государства:
спорные вопросы. Норманнская теория и антинорманизм. Варяжские походы на
Византию и договоры с греками. Княжение Игоря, св. Ольги и Святослава.
Владимир и его реформы. Крещения Руси и его значение. Древняя Русь и
кочевники. Византийскодревнерусские связи. Особенности социального строя
Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы
становления русской государственности Деятельность Ярослава Мудрого.
Русская Правда. Русь в эпоху политической раздробленности. Причины и
последствия междоусобицы. Борьба с половцами. Владимир Мономах. Борьба с
шведсконемецкой интервенцией. Деятельность Александра Невского.
Монголотатарское иго и борьба с ним. Куликовская битва и ее историческое
значение. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые
государства Европы и Азии. Форма проведения – лекция, практическое занятие.
Раздел 3. Московское государство: основные вехи исторического пути.
Специфика формирования единого российского государства. Борьба Москвы с
Тверью за великое княжение. Причины и последствия усиление Московского
княжества. Иван Калита. Правления Ивана III. Судебник 1496 и начало
закрепощения крестьян, зарождение сословно-представительной монархии.
Формирование идеологии «Москва-третий Рим». Политическая и духовная
жизнь России в к. ХV – к. ХVIв. Внутренняя политика Ивана Грозного и
основные реформы. Опричнина и ее последствия. Внешняя политика

Московского государства во времена Ивана Грозного. Форма проведения –
лекция, практическое занятие.
Раздел 4. Российское государство в эпоху Нового времени. Период
Нового времени в истории России и его критерии: основные подходы.
Политическая жизнь России в начале ХVII. Усиление закрепощения крестьян.
Духовная и политическая жизнь России в Смутное время. Истоки и сущность
русского самозванства. Причины, этапы и последствия Смуты. Земский Собор и
формирование новой династии. Внешняя и внутренняя политика России в ХVII
в. Церковный раскол и его последствия. Формирование сословной системы
организации общества. Реформы Петра 1. и их последствия. Предпосылки и
особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе
самодержавия. Северная война. Формирование Российской империи. Основные
направления внешней политики в первой половине ХVIII в. Борьба за власть
между различными группировками после смерти Петра I Царствование Петра II.
Кондиции 1730 г. Бироновщина. Дворцовые перевороты средины века.
Правление Елизаветы Петровны. Форма проведения – лекция, практическое
занятие.
Раздел 5. Россия в эпоху Просвещенного абсолютизма. Социальнополитическое развитие России в екатерининское время. Политика
Просвещенного
абсолютизма:
суть,
цели,
основные
направления.
Екатерининские реформы и их последствия. Формирование и развитие движения
русских просветителей. Влияние Великой Французской революции на
общественную мысль России к ХVIII в. Причины и основные этапы
Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Основные направления внешней политики
России в эпоху Екатерины II. Присоединение Кубани и Крыма. Политика
Российской империи на С. Кавказе. Внутренняя и внешняя политика России при
Павле I. (1796-1801 г.). Форма проведения – лекция, практическое занятие.
Раздел 6. Социально-политическое и экономическое развитие
Российской империи в первой половине ХIХ в. Особенности экономического
развития России в дореформенный период. Реформы Александра I. Эволюция
форм собственности на землю. Крепостное право в России. Мануфактурнопромышленное производство. Становление индустриального общества в России:
общее и особенное. Отечественная война 1812 г. в отечественной и западной
историографии. Причины, суть, последствия восстания декабристов. Правление
Николая I.: внутренняя и внешняя политика. Общественная мысль и особенности
общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России.
Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру. Форма проведения –
лекция, практическое занятие.
Раздел 7. Россия в эпоху буржуазных реформ (2 половина ХIХ в.)
Политическое и социальное развитие России накануне Крымской войне.
Крымская война и ее последствия. Причины буржуазных реформ. Основные
положения реформы 19 февраля 1861 г. Земская реформа (1864 г.) Судебная
реформа ( 1864 г.) Реформа городского самоуправления (1870 г.) Ликвидация
рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности (1874 г.)
Университетские и академические (духовных школ) уставы. Итоги либеральных

реформ 60-70 –х гг. ХIХ в и их недостатки. Формирование народнического
движения. Контрреформы Александра III. Форма проведения – лекция,
практическое занятие.
Раздел 8. Российская империя в эпоху империализма и русских
революций. Политическая и экономическая жизнь России в конце ХIХ в.
Общероссийская перепись 1897 г. как исторический источник. Формирование
пролетариата и развитие рабочего класса. Распространение марксизма в России.
С.Ю. Витте и начало хозяйственной модернизации. Место России в мировом
сообществе. Русско-японская война итоги и последствия. Причины первой
русской революции 1905-1907 гг. Образование политических партий. Манифест
17 октября 1905 г. Первая и вторая государственные думы. Реформы П.А.
Столыпина. Третья и четвертая государственная дума. Первая мировая война.
Февральская революция. Форма проведения – лекция, практическое занятие.
Раздел 9. Советский и современный период в истории России.
Причины и последствия событий 25 октября 1917 г. Первые декреты Советской
власти. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.
Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.
НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование
СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на
строительство социализма в одной стране и его последствия. Социальноэкономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти
Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период
второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социальноэкономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя
политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления
политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного
развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Постсоветский период в истории России.
Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад
СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление
новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути
радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной
России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической
ситуации. Россия в условиях современной модернизации. Форма проведения –
лекция, практическое занятие.

2. Комплекс организационно - педагогических условий

23

30

07

октябрь

14
21
28
11

ноябрь

18

13:00-15:00

25

Место
проведен
ия
Форма
контроля

Тема
занятия

Крещение Руси и его историческое значение

Древнерусское Государство при Ярославе Мудром.
Спорные вопросы в изучение феодальной
раздробленности
Спорные вопросы в изучение золотоордынского ига.
Русь в условиях монголо-татарского нашествия.
Куликовская битва и ее историческое значение.
Собирание земель вокруг Москвы. Причины
усиления Московского княжества. Борьба Москвы и
Твери.
Ликвидация монголо-татарского ига. Политическая
жизнь Руси в эпоху Ивана III. Социальноэкономическое и политическое развитие Руси при
Василии III
Формирование идеологии Москва третий Рим.
Внутренняя политика Ивана Грозного. Реформы и
их значение. Опричнина и ее последствия. Внешняя
политика в эпоху Ивана IV. Окончательное
складывание централизованного государства.

МАУ ДО ЦДО МАН

16

Устная
беседа,
проверка
конспектов
,
рефератов,
эссе,
тестирован
ие
(входной
контроль)

Повесть временных лет как основной исторический
источник по древнейшей истории Руси.
Образование Киевского государства
Нормандская теория и ее критика. Происхождение
Руси.
Реформы Владимира.

3

сентябрь

09

История России в системе мировой истории

Лекции,
сопрово
ждающ
иеся
демонст
рацией
презент
аций,
видеофото
материа
лов;
практич
еские
занятия
по
соверш
енствов
анию
лексиче
ских,
граммат
ических
навыко
ви
развити
я речи,
ораторс
кого
мастерс
тва.
Беседа,
практич
еские
упражн
ения

3

02

Кол-во
часов

Время
проведен
Форма
ия
занятия
занятия

Число

Месяц

2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Период Нового времени в истории России:
основные подходы. Основные этапы закрепощения
крестьян
и
их
специфика.
Крестьянские
выступления. Причины, этапы и последствия
Смуты. Земский Собор и формирование новой
династии. Внешняя и внутренняя политика России в
ХVII в. Церковный раскол и его последствия.
Формирование сословной системы организации
общества.

02

январь

декабрь

09

Складывание абсолютной монархии в России и на
Западе: сравнительный анализ.

Реформы Петра 1. и их последствия. Дискуссии о
генезисе самодержавия. Формирование Российской
империи.

16

Дворцовые перевороты средины
Просвещенный абсолютизм.

23

Особенности экономического развития России в
дореформенный период. Реформы Александра I.

30

Отечественная война 1812 г. в отечественной и
западной историографии.

13

Причины, суть, последствия восстания декабристов.
Правление Николая I.: внутренняя и внешняя
политика. Крымская война и ее последствия.

20

Правление Александра II. Буржуазные реформы 6070 –х гг. ХIХ в. Общественная мысль и особенности
общественного движения России Х1Х в.
Александр III. Контрреформы и внешняя политика.
Социально-экономическое развитие России в н. ХХ
в., Основные политические силы в н. ХХ в. и их
требования (общая характеристика) Деятельность
первой,
второй,
третьей
и
четвертой
государственной Думы и их специфика. Социальноэкономическое развитие и политическая расстановка
сил в период первой русской революций.
Деятельность первой, второй гос. Думы. Треть
июньский переворот и его оценка. Деятельность
третьей и четвертой государственной Думы и их
специфика.

27

ХVIII

века

февраль

Внешняя политика России в 1900–1917 годах. Причины и
последствия участия в Первой мировой войне. Первая
мировая война 1914–1918

10

Причины
февральской
революции.
Опыт
российского парламентаризма и его оценка в
литературе.

17

События 25 октября 1917 г и их историческая
оценка.

03

Основные периоды и итоги гражданской войны.
Формирование и развитие СССР.

10

Складывание Сталинского режима. Политические
репрессии.

17

Экономическое развитие СССР в довоенный период

24

Внешняя политика СССР
Отечественной войны.

март

03

накануне

Великой

31

апрель

Основные этапы Великой Отечественной войны и
их особенности. Начало II Мировой войны
07

Лето – осень 1941 года. Зима 1941–1942 годов Лето 1942
года Международная реакция на нападение Германии на
СССР. Итоги первого периода войны

14

Лето – осень 1943 года. Партизанское движение.
Освобождение СССР. Советские люди на фронте и в
тылу в годы Вов.

21

Советская страна в первое послевоенное десятилетие
1945-1953 года: основные направления внутренней и
внешней политики. СССР после Великой Отечественной
войны (ВОВ)

28

СССР в годы холодной войны и хрущевской
оттепели.
Леонид Ильич Брежнев (1964–1982)

Перестройка в СССР: попытки реформирования
экономики и обновления политической системы (1985–
1991)

12

Суверенная Россия: становление новой российской
государственности, переход к рыночной экономике.
Распад СССР

19

26

май

май

05

Экономические реформы Ельцина – Гайдара. Путч 1993
года. Экономика России в 1994–2000 годах.
Чеченская война. Россия в 2000–2006 годах. Россия на
современном этапе в системе международных
отношений

Таблица 2.1
Количество учебных недель
Количество учебных дней

36 недель
1 год обучения - 108 часов

Даты начала и окончания учебного года

С 02.09.2024
31.05.2025 г.

Входная- сентябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май
Сроки итоговой аттестации (при наличии) в конце года (май)
Сроки промежуточной аттестации

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Характеристика (заполнить)
Компьютер, проектор, интерактивная доска

Информационное обеспечение
Ссылки:

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
http://historydoc.edu.ru
http://rushistory.stsland.ru
ПДО по истории, к.и.н., высшая категория

Кадровое обеспечение

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: Итоговое тестирование.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся

Методики

Учебно-методическое пособие «Мониторинг

Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития высших
психических функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

Методики

качества образовательного процесса в УДОД»
Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Ссылка:
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные
методы
обучения,
частично-поисковые
методы
обучения.
Принцип
историзма.
Цивилизационный (взаимосвязь мировой и отечественной истории),
проблемно-хронологический, идеографический. Компаративный, системный,
типологический методы, а также метод включенного наблюдения.
Формы организации образовательной деятельности: Форма проведения
занятий
индивидуально-групповая.
Лекции,
сопровождающиеся
демонстрацией презентаций, видео-фото материалов; практические занятия
по совершенствованию лексических, грамматических навыков и развития
речи, ораторского мастерства; комбинированные уроки; защита проектов;
дискуссии; игры; викторины, турниры с привлечением учащихся городских
школ; посещение архивов и музеев РБ, совместный просмотр исторических
фильмов в кинотеатре. Беседы с приглашенными гостями, ветеранами,
учеными ВУЗов и научных учреждений г. Улан-Удэ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник [Текст] / И.Н.
Кузнецов. – Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М.: Дашков и К˚,
2008. – 816 с.
2.
Родригес А.М. История XX века Россия – Запад – Восток: учебное
пособие [Текст] / А.М. Родригес, С.В. Леонов, М.В. Пономарев. – М.:
Дрофа, 2008. – 558 с.
1.

Барсенков А.С. История России 1917 – 2009: учебное пособие [Текст]
/ А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – Изд. 3-е, расширенное и переработанное.
– М.: Аспект Пресс, 2010. – 846 с.
2.
Введение в лабораторию историка: учебно-справочное пособие
[Текст] / составитель О.Г. Малышева. – М.: РАГС, 2009. – 420 с.
3.
Деревянко А.П. История России: учебное пособие [Текст] / А.П.
Деревянко, Н.А. Шабельникова. – Изд. 3-е, переработанное и
дополненное. – М.: Проспект, 2008. – 576 с.
4.
История государственного управления в России: учебник [Текст] /
под редакцией А.Н. Маркова, Ю.К. Федулова. - Изд. 3-е, переработанное и
дополненное. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 319 с.
5.
История России XVIII – XIX веков: учебное пособие [Текст] / под
редакцией Л.В. Милова, Н.И. Цимбаева. – М.: Эксмо, 2008. – 784 с.
6.
История России XX – начала XXI века: учебное пособие [Текст] / под
редакцией Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.
7.
История России с древнейших времен до конца XVII века: учебное
пособие [Текст] / под редакцией Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 768 с.
8.
Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: учебное
пособие [Текст] / В.Н. Крючков. – М.: Дашков и К˚, 2007. – 304 с.
9.
Новейшая история России 1914 – 2008: учебное пособие [Текст] /
составители В.А. Кутузов, Н.Б. Лебина, И.С. Ратьковский. – М.: Высшее
образование, 2008. – 526 с.
10.
Носовский Г.В. Татаро-монгольское иго: Кто кого завоевал [Текст] /
Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко. – М.: АСТ, Владимир, ВКТ, 2010. – 380 с.
11.
Павленко Н.И. Петр Великий [Текст] / Н.И. Павленко. – М.: Мир
энциклопедий Аванта + Астрель, 2010. – 830 с.
12.
Реформы в России XVIII – XX веков. Опыт и уроки: учебное пособие
[Текст] / составители С.Л. Анохина, Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова. – М.:
Вузовский учебник, 2009. – 493 с.
13.
Сизенко А.Г. Казачество России. Казачьи войска. Знаменитые
атаманы. Уклад жизни [Текст] / А.Г. Сизенко. – Ростов н/Д, 2010. – 432 с.
14.
Шильдер Н.К. Павел I. Его жизнь и царствование: иллюстрированная
история [Текст] / Н.К. Шильдер. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.
15.
Шумилов М.И. История России: конец XIX – начало XX века:
учебное пособие [Текст] / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – Изд. 2-е,
исправленное и дополненное. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 637 с.
1.

Програмное обеспечение и интернет-ресурсы
1.
2.
3.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
http://historydoc.edu.ru
http://rushistory.stsland.ru
Мультимедийные учебно-методические пособия:

Энциклопедия истории России.862-1917. [Электронный ресурс] CD. –
М., 2002.
2.
Династия Романовых. Три века российской истории.[Электронный
ресурс] CD. – М., 2002.
3.
История Отечества: 882-1917.[Электронный ресурс] 2 CD. – М., СГУ,
2003.
4.
Ключевский В.О. Курс Русской истории.[Электронный ресурс] Вер.
2.0, ИДД, «БИЗНЕСОФТ», Россия, 2005.
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».