Оглавление 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1. дополнительной Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы Дополнительная общеразвивающая программа «Абсолютная грамотность» (далее – Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» https://docs.cntd.ru/document/420207400 • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» // Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N2: https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 г. N ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ • Устав учреждения, утв. приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г. N 374. Актуальность: Программа «Абсолютная грамотность» нужна учащимся 9-х классов средних школ, гимназий, лицеев и под. для упорядочения сведений по современному русскому языку, более глубокой и осознанной подготовки по современному русскому языку; программа отвечает социальным запросам, направленным на повышение качества знаний выпускников 9-х классов: к сожалению, школьных уроков по русскому языку в выпускных классах недостаточно, особенно это отмечается в последние годы. Материалы научных исследований, педагогический опыт автора программы говорят о том, что расширенная и 2 углубленная программа подготовки по современному русскому языку весьма востребована в условиях продолжающейся модернизации системы образования. Обучение включает в себя следующие основные предметы: Русский язык Вид программы: модифицированная программа. Программа обладает актуальностью и новизной, программа предполагает собственный подход автора к традиционным темам. Направленность программы: социально-гуманитарная, так как, кроме знаний о русском языке, направлена на формирование мировоззрения, нравственных ценностей, осуществляет общее развитие детей через тексты, рассматриваемые в ходе обучения, дает совокупность знаний в области языкознания и связанных с ними практических умений и навыков, создает условия для личностного и профессионального самоопределения через стремление педагога заинтересовать, привлечь внимание не только к тем разделам русского языка, в которых ученик должен показать достаточные знания, но и к системе русского языка, ее логичности, стройности, внутренней красоте. Адресат программы: учащиеся выпускных классов средних школ, лицеев, гимназий: старшие школьники 14-15 лет. Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают поиск смысла жизни, самоопределение и подготовка к взрослой жизни, дальнейшее поступление в профильный вуз. Полученные знания являются основой для формирования отношения выпускников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе. Срок и объем освоения программы: срок реализации программы – 1 учебный год (108 педагогических часов), продвинутый уровень Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности: одновозрастные группы (9 класс) Режим занятий: 1 раз в неделю * 3 час (40 мин) = 3 часа в неделю. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: углубление теоретических и практических знаний по современному русскому языку. Образовательные задачи: • углубить знания учащихся в разных разделах лингвистики (фонетики, морфемики, лексики, словообразования и морфологии); • обобщить знания и умения учащихся в определении основных понятий синтаксиса русского языка. Обучающие (предметные): • развивать речевые, орфоэпические навыки учащихся, навыки владения грамматическими нормами русского языка; • развить и закрепить навыки умелого использования в речи учащихся орфоэпических, грамматических норм; • развивать навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в собственной речи учащихся. Воспитательные (личностные): создать условия, обеспечивающие у учащихся формирование навыков самоконтроля Развивающие (метапредметные) • выявление уровня подготовленности учащихся к стрессовой ситуации экзамена (входное тестирование с психологическим нагнетанием ситуации) с дальнейшей работой педагога над устранением в том числе психологических трудностей; 3 • активизация внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, воспроизведения при работе с учебным материалом (текстами); • развитие навыков целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности, последовательности процесса. Ожидаемые результаты: систематизация знаний учащихся по разным разделам русского языка, приобретение выпускниками языковых, лингвистических компетенций, достаточных для успешного окончания средней школы и поступления в вуз. Продвинутый уровень роль языка как средства общения; системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; алгоритмы правописания слов на разных языковых уровнях; Знать нормы современного русского литературного языка; требования к письменной речи; алгоритм постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях. применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка; Уметь использовать лексическую и грамматическую синонимию; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного языка. орфографическими и пунктуационными нормами современного русского языка алгоритмом постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях Владеть сформированным представлением о системе стилей русского литературного языка сформированным умением анализировать языковые единицы разных уровней навыки владения орфографическими и пунктуационными нормами современного русского языка Проявлять навыки владения алгоритмом постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях навыки анализа языковых единиц разных уровней 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Абсолютная грамотность» продвинутый уровень Учебный план № Название раздела, темы Количество часов Формы всего теори практ аттестац я ика ии / контроля 1 Вводное занятие. Теория: Цели и задачи курса. Структура работы. Особенности языка как средства общения. Практика: входная диагностика знаний. Морфология. Теория: Имена существительные, прилагательные, числительные (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Морфология глагола: глагол, причастие, деепричастие (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Морфология наречия и служебных частей речи (значение, 6 2 4 Тест 6 2 4 Тест, устный опрос 2 4 3 4 5 6 7 8 9 морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Практика: Морфологический разбор разных частей речи Морфемика и словообразование Теория: Части слова и способы словообразования. Практика: Морфемный и словообразовательный разбор. Трудные темы орфографии. Теория: Правописание приставок. Правописание О - Е после шипящих. Не с разными частями речи. Алгоритм раздельного написания НЕ с разными частями речи. Н и НН в разных частях речи: алгоритм формальных показателей. Правописание гласных и согласных в корне слова: проверяемых и непроверяемых ударением, удвоенных, звонких и глухих, чередующихся. Правописание гласных после Ц. Правописание Ъ и Ь. Правописание Ы-И после Ц. Правописание разделительных Ь и Ъ. Обозначение мягкости на письме. Ь после шипящих. Правописание окончаний разных частей речи. Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание сложных слов (прилагательных, наречий). Обобщение полученных знаний по орфографии. Практика: орфографический разбор. Лексические и фонетические средства выразительности. Теория: Аллитерация, ассонанс, эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, олицетворение, гипербола, литота, перифраз, синоним. Антоним, архаизм, диалектизм, жаргонизм, неологизм, афоризм, фразеологизм. Практика:Анализ лексических средств выразительности текстов художественного и публицистического стилей. Текст Теория: Основные признаки текста. Типы композиции текста. Типы текстов. Практика: Работа с текстом (определение темы, основной мысли, составление плана по микротемам). Сжатое изложение Теория: Приёмы работы над сжатым изложением, планирование работы над сжатым изложением. Практика: сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Теория: Приёмы лингвистического исследования текста, моделирование коммуникативной ситуации на основе текста, Практика: Освоение алгоритма работы над сочинением Простое предложение. Теория: Словосочетание. Виды связи в словосочетании. Простое предложение. Типы предложений. Особенности падежного управления словами. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение, приложение. Предложения односоставные и двусоставные. Типы односоставных предложений. Строй простого предложения. Предложения полные и неполные. Предложения нераспространенные и распространённые. Формы сказуемого. Порядок слов в предложении: место подлежащего и сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства, вводных слов, частиц, предлогов. Осложнённое простое предложение. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при однородных членах. Однородные и неоднородные определения и знаки препинания при них. Согласование в предложениях с однородными членами. Практи ческая работа Практи ческая работа, тест 3 1 2 33 9 24 3 1 3 Анализ текста, опрос 3 1 3 Устный опрос 3 1 2 6 2 4 Устный опрос, изложе ние Сочине ние 24 9 15 Практи ческая работа, синтакс ический разбор, тест 5 Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление обстоятельств. Обособление уточняющих членов предложения. Обособление дополнений. Предложения с вводными конструкциями. Вводные слова и предложения. Обращение. Междометия и словапредложения «ДА» и «НЕТ». Тире между членами предложения: между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, интонационное тире, соединительное тире Практика: Алгоритм правописания второстепенных членов предложения. Алгоритм определения типа односоставного предложения. Синтаксический анализ предложения. Пунктуационный анализ предложения. 10 Сложное предложение. 12 Теория: Типы предложений по количеству грамматических основ. Сложносочиненные предложения. Классификация предложений по количеству грамматических основ. Сложноподчиненные предложения. Классификация сложноподчинённых предложений по типу придаточных. Придаточная часть определительная; придаточная часть изъяснительная; придаточная часть времени; придаточная часть места; придаточная часть причины; придаточная часть образа действия, меры и степени; придаточная часть сравнительная; придаточная часть условная; придаточная часть уступительная; придаточная часть следствия; придаточная часть цели; придаточная часть присоединительная. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП. Сложные предложения с разными видами связи, знаки препинания в них. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах: запятая и тире, вопросительные и восклицательные знаки, кавычки, скобки, многоточие. Последовательность знаков при сноске. Практика: Алгоритм определения типа предложения. Алгоритм определения типа придаточного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи. Алгоритм постановки знаков препинания в конструкциях с прямой речью, оформление сносок. 11 Повторение и обобщение изученного материала. 9 ИТОГО 108 № Название раздела, темы 4 8 Практи ческая работа, тест, синтакс ический разбор, опрос тест 32 9 76 Количество часов Формы аттеста Всег Теор Прак ции / о ия тика контрол я 1 Вводное занятие 6 2 4 2 Морфология. 6 2 4 3 Морфемика и словообразование 3 1 2 4 Трудные темы орфографии 33 9 24 5 Лексические и фонетические средства выразительности 3 1 3 Опрос, контрол ьный тест, опорны й конспек т, 6 6 Текст 3 1 3 7 Сжатое изложение 3 1 2 8 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 6 2 4 9 Простое предложение 24 9 15 10 Сложное предложение 12 4 8 11 Повторение и обобщение изученного материала 9 9 108 32 76 Итого: презент ация, проверо чная работа Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Теория: Цели и задачи курса. Структура работы. Особенности языка как средства общения. Практика: входная диагностика знаний. 2. Морфология. Теория: Имена существительные, прилагательные, числительные (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Морфология глагола: глагол, причастие, деепричастие (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Морфология наречия и служебных частей речи (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Практика: Морфологический разбор разных частей речи 3. Морфемика и словообразование. Теория: Части слова и способы словообразования. Практика: Морфемный и словообразовательный разбор. 4. Трудные темы орфографии. Теория: Правописание приставок. Правописание О - Е после шипящих. Не с разными частями речи. Алгоритм раздельного написания НЕ с разными частями речи. Н и НН в разных частях речи: алгоритм формальных показателей. Правописание гласных и согласных в корне слова: проверяемых и непроверяемых ударением, удвоенных, звонких и глухих, чередующихся. Правописание гласных после Ц. Правописание Ъ и Ь. Правописание Ы-И после Ц. Правописание разделительных Ь и Ъ. Обозначение мягкости на письме. Ь после шипящих. Правописание окончаний разных частей речи. Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание сложных слов (прилагательных, наречий). Обобщение полученных знаний по орфографии. Практика: орфографический разбор. 5. Лексические и фонетические средства выразительности. Теория: Аллитерация, ассонанс, эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, олицетворение, гипербола, литота, перифраз, синоним. Антоним, архаизм, диалектизм, жаргонизм, неологизм, афоризм, фразеологизм. Практика: Анализ лексических средств выразительности текстов художественного и публицистического стилей. 6. Текст. Теория: Основные признаки текста. Типы композиции текста. Типы текстов. Практика: Работа с текстом (определение темы, основной мысли, составление плана по микротемам). 7. Сжатое изложение. Теория: Приёмы работы над сжатым изложением, планирование работы над сжатым изложением. Практика: сжатое изложение. 8. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Теория: Приёмы лингвистического исследования текста, моделирование коммуникативной ситуации на основе текста, Практика: Освоение алгоритма работы над сочинением 9. Простое предложение. Теория: Словосочетание. Виды связи в словосочетании. Простое предложение. Типы предложений. Особенности падежного управления словами. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение, приложение. Предложения односоставные и двусоставные. 7 Типы односоставных предложений. Строй простого предложения. Предложения полные и неполные. Предложения нераспространенные и распространённые. Формы сказуемого. Порядок слов в предложении: место подлежащего и сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства, вводных слов, частиц, предлогов. Осложнённое простое предложение. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при однородных членах. Однородные и неоднородные определения и знаки препинания при них. Согласование в предложениях с однородными членами. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление обстоятельств. Обособление уточняющих членов предложения. Обособление дополнений. Предложения с вводными конструкциями. Вводные слова и предложения. Обращение. Междометия и слова-предложения «ДА» и «НЕТ». Тире между членами предложения: между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, интонационное тире, соединительное тире Практика: Алгоритм правописания второстепенных членов предложения. Алгоритм определения типа односоставного предложения. Синтаксический анализ предложения. Пунктуационный анализ предложения. 10. Сложное предложение. Теория: Типы предложений по количеству грамматических основ. Сложносочиненные предложения. Классификация предложений по количеству грамматических основ. Сложноподчиненные предложения. Классификация сложноподчинённых предложений по типу придаточных. Придаточная часть определительная; придаточная часть изъяснительная; придаточная часть времени; придаточная часть места; придаточная часть причины; придаточная часть образа действия, меры и степени; придаточная часть сравнительная; придаточная часть условная; придаточная часть уступительная; придаточная часть следствия; придаточная часть цели; придаточная часть присоединительная. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП. Сложные предложения с разными видами связи, знаки препинания в них. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах: запятая и тире, вопросительные и восклицательные знаки, кавычки, скобки, многоточие. Последовательность знаков при сноске. Практика: Алгоритм определения типа предложения. Алгоритм определения типа придаточного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи. Алгоритм постановки знаков препинания в конструкциях с прямой речью, оформление сносок. 11. Повторение и обобщение изученного материала. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график ПДО: Степанова Ирина Жамсарановна Место проведения: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, учебный корпус 2, ул. Ранжурова, 6. Форма занятия: очная Месяцы: сентябрь – май. № Дата Кол-во часов Название темы Форма контроля 1 04.09.24 3 Вводное занятие. Введение в курс. Диагностика знаний. 2 3 11.09 18.09 3 3 Русский язык как наука. Основные разделы и их особенности. Система частей речи современного русского языка Практическая работа Устный опрос Практическая работа 8 Система частей речи современного русского языка Морфемика и словообразование. Гласные после шипящих и Ц. Разделительные Ь и Ъ знаки. Правописание суффиксов имен существительных Правописание суффиксов имен прилагательных Правописание суффиксов глаголов, причастий, наречий 4 5 25.09 02.10 3 3 6 7 8 09.10 16.10 22.10 3 3 3 9 30.10 3 10 11 12 13 06.11 13.11 20.11 27.11 3 3 3 3 14 04.12 3 15 16 11.12 18.12 3 3 Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и действительных причастий Правописание согласных и гласных в корне слова Правописание приставок Служебные части речи. Частица НЕ с разными частями речи Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи Правописание окончаний разных частей речи Обобщение изученного материала. 17 18 19 20 21 22 25.12 15.01.25 22.01 29.01 05.02 12.02 3 3 3 3 3 3 Текст. Сжатое изложение. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение на лингвистическую тему. Словосочетание. Простое предложение. 23 19.02 3 24 20.02 3 Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. 25 05.03 3 26 12.03 3 27 19.03 3 28 26.03 3 29 09.04 3 30 16.04 3 31 23.04 3 32 30.04 3 33 07.05 3 34 14.05 3 Обособление обстоятельств, уточняющих членов предложения, дополнений Предложения с вводными конструкциями. Тире между членами предложения Сложные предложения. Классификация сложноподчинённых предложений по типу придаточных Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными частями Бессоюзные сложные предложения. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами Сложные предложения с разными видами связи. Прямая и косвенная речь. Обобщение изученного материала 35 21.05 3 Обобщение изученного материала 36 28.05 Итого 3 108 Обобщение изученного материала Порядок слов в предложении. Осложнённое простое предложение. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений Количество учебных недель Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года Тест Устный опрос Устный опрос Устный опрос Практическая работа Практическая работа Тест Устный опрос Устный опрос Практическая работа Тест Тест Тест Тест Анализ текста Изложение Анализ текста Сочинение Сочинение Практическая работа Устный опрос Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Тест 36 недель 108 дней Со 2 сентября по 31 мая 9 Сроки промежуточной аттестации Промежуточная – декабрь Рубежная – май 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Характеристика Материально-техническое Учебная аудитория во 2 корпусе БГУ № 2211. обеспечение Аудитория №2211 для проведения практических занятий, площадь 40 кв.м., оснащена учебной мебелью, техническими средствами обучения, стендами, переносным мультимедийным оборудованием. Информационное обеспечение Федеральный портал. Российское образование. Ссылки: http://www.edu.ru/ Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru/default.asp Федеральный образовательный портал. Социальногуманитарное и политическое образование. http://www.humanities.edu.ru/ Российский портал открытого образования. http://www.openet.edu.ru/ Кадровое обеспечение Кандидат филологических наук, доцент. Доцент кафедры русского языка и общего языкознания БГУ. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются: зачет на основе выполненных в течение учебного года контрольных тестов, изложений, сочинений, практических работ. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Методики Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретической подготовки учащихся Оценочные материалы Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Опрос, контрольный тест, опорный конспект, проверочная работа Опрос, контрольный тест, опорный конспект, проверочная работа 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный 10 • Репродуктивный • Частично-поисковый Формы организации образовательной деятельности: • Групповая • Практическое занятие • Беседа • Презентация Педагогические технологии: • Технология группового обучения • Технология коллективного взаимодействия • Технология модульного обучения • Технология дифференцированного обучения • Технология проблемного обучения Дидактические материалы: ссылка на папку Раздаточные материалы 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»: МГУ; Москва; 2000. Литневская Е.И. «Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах»: в 2-х т. – М., 2000. Введение в славянскую филологию. Учебное пособие/Шушарина И. А.. —Москва: Флинта, 2011. —302 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2656 Дополнительная Валгина Н. С. Орфография и пунктуация: cправочник / Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. — М.: Большая медведица, 2002. —315, [3] с. Валгина Н. С. Русский язык: орфография и пунктуация: правила и упражнения / Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. —М.: Неолит, 2002. —413, [1] с. Голуб И. Б. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации/И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. — М.: Владос, 2000. —191, [1] с. Инджиев А. А. Современный русский язык: говорим и пишем правильно /А. А. Инджиев. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 314 с. Орфография и пунктуация: правила и практикум: учеб. пособие / В.И. Заика, Г.Н. Гиржева. – Москва: Флинта, 2011. —159 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2522 Орфография и пунктуация: Практическое пособие Для СПО / Парубченко Л. Б. – Москва: Юрайт, 2022. — 275 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/496523 Поповская Л. В. Современный русский язык: сб. упражнений: тесты, задания по орфографии и пунктуации, материалы для разбора / Л. В. Поповская, О. В. Лисоченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 438 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=74737 11 Розенталь Д. Э. Русский язык: орфография, пунктуация / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. — М.: Айрис-Пресс, 2002. —381, [1] с. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка: 20 000 сл./ Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Айрис пресс, 2007. – 823 с. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Астрель: АСТ, 2001. —623 с. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. — М.: Айрис-Пресс, 2003. —349 с. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2001. – 349 с. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование /Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис пресс, 2007. – 738 с. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование /Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. — М.: Айрис Пресс, 2009. – 491 с. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: пунктуация / Д. Э. Розенталь. —М.: Оникс, 2008. —253 с. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 823 с. Современный русский язык в 3 т. Том 1. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование: Учебник и практикум / Колесникова С.М. – Отв. ред. – М.: Издательство Юрайт, 2016. —306 с. Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/book/307A12EA-6DA7-45D2-BA75685BC1DDB8A3 Интернет-ресурсы Учебные сайты и сайты тренировочных заданий: 1. Справочник по орфографии и пунктуации русского языка: http://orthographia.ru/orfografia.php?sid. Программное обеспечение и информационные справочные системы Федеральный портал "Грамота.РУ": http://www.gramota.ru/ 12