Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Activate your English» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ • Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374. Актуальность: Учебный курс построен на комбинации методически традиционных и инновационных технологий, что даёт возможность поддерживать интерес учащихся к изучению английского языка, организовывать дифференцированное обучение с учётом различных индивидуальных особенностей учащихся. Обучение включает в себя следующие основные предметы: Английский язык Вид программы: Модифицированная программа Направленность программы: социально-гуманитарная Адресат программы: Старшие школьники:14-17 лет Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе. Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 1 год, базовый уровень, 111 часов Форма обучения: очная Особенности организации одновозрастные образовательной деятельности: группы Режим занятий 3 час (40 мин) х 1 раз в нед. = 3 час в нед. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: Целью программы является создание условий для совершенствования навыков и умений практического владения разговорной речью, а также для преодоления учащимися языкового барьера и психологического страха в использовании английского языка как средства международного общения в современном мире. Образовательные задачи: Обучающие (предметные): Освоение учащимися базовых грамматических структур, необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке и формирование навыков составления монологических и диалогических высказываний на основе изучения истории, географии и культуры стран изучаемого языка и родного края. Развивающая. Развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, а также потенциала учащегося для дальнейшего изучения английского языка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения и, в целом, личности учащегося. Воспитательная. Формирование сознательного мотивированного подхода учащегося к своей учёбе и понимания важности изучения английского языка в наши дни и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, а также воспитание у каждого учащегося качеств гражданина и патриота. Ожидаемые результаты: Таблица 1.2. Базовый уровень Знать Речевая компетенция: В говорении: • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалогпобуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог) в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; • строить связное монологическое высказывание с опорой и без опоры на прочитанный или прослушанный текст, вербальную ситуацию или зрительную наглядность в рамках освоенной тематики; высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), с опорой на ключевые слова, вопросы, план и без опоры• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; • выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. В письменной речи: • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; • писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; • выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 100 – 120 слов, включая адрес); писать небольшое сочинение на известную тему с опорой/без опоры на образец; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция: • применение правил написания слов, изученных в основной школе; • адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; • соблюдение ритмико-интонационных Базовый уровень особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; • распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, репликклише речевого этикета); • знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); • понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; • распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка; • знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков. Социокультурная компетенция: • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора Уметь . Кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему/в связи с ситуацией общения, используя аргументацию и выражая своё отношение к предмету речи; описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; • сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей, выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (восхищение, удивление, радость, огорчение и др.); В аудировании: • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью); • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию. • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение; Владеть ▪ выражать личное отношение к увиденному, услышанному, прочитанному; ▪ выражать одну и ту же мысль разными языковыми средствами; ▪ по контексту и словообразовательным элементам догадываться о значении незнакомых слов при чтении, при восприятии текста на слух; ▪ делить текст на смысловые части, выявлять основную мысль, определять тему; ▪ делать выписки из текста. Проявлять распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм Базовый уровень речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространённых образцов фольклора 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Activate your English» базовый уровень (1 год обучения) Учебный план Таблица 1.3.1 № Тема занятия Количество часов Формы аттестации и контроля Всего Теория Практ ика 1 Повторение материала. Входная диагностика. Вводный инструктаж. 9ч 9ч Тестирование, устное собеседование 2 1.Generations. 12ч 3ч 9ч Составление и драматизация диалога 3 2.Leisure time 9ч 3ч 6ч Монологическое высказывание 4 3.The human body 9ч 3ч 6ч Учебный фильм .Эссе 5 4.Home 9ч 6ч 3ч Проект 6 Промежуточная аттестация 3ч 3ч Лексико-грамматический тест 7 5. Technology 9ч 3ч 6ч Монологическое высказывание, диалог 8 6.High flyers 12ч 3ч 9ч Проект. Обзорная экскурсия . 9 7. Artists 9ч 3ч 6ч Диалог.Круглый стол. 10 8. Messages 9ч 3ч 6ч Диалог. 11 9. Journeys 9ч 3ч 6ч Монологическое высказывание 12 Повторение изученного материала Revision 9ч 9ч Тест. 13 Итоговая аттестация 3ч 3ч Лексико-грамматический тест. Итого: 111ч Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, Содержание учебного плана Раздел 1. Повторение материала.Входная диагностика. Выполнение лексикограмматического теста Раздел 2. Тема: Generations Практика: Грамматика: Past Simple-Past Continuous-Past Perfect/used to Лексика по теме life events/multi-part verbs/wordbuilding Работа с текстами “Adolescence” Аудирование: “Family tensions”/a song Говорение: Role play. Exchange programmes Раздел 3. Тема: Leisure time Практика: Грамматика: Present Perfect/Past Simple contrast/Present Perfect Continuous Лексика по теме Activities and sports Работа с текстом “Field games” Аудирование: “An interview with a student”; установление последовательности событий Говорение: Stimulus based discussion/coming to an agreement Раздел 4. Тема: The human body Практика: Грамматика: Modals speculating and predicting/Future Continuous-Future Perfect Лексика: Parts of the body/treatments/accidents and injuries Работа с текстом: “Body clock: night and day” Аудирование “Caring for your appearance”; Говорение: Photo description Письмо: An opinion essay Раздел 5. Тема: Home Практика: Грамматика: Comparison/second conditional Лексика по теме: types of home/parts of a house and garden Работа с текстом : “Alternative living” Аудирование “an interview” Говорение: Photo comparison and discussion Письмо: an email/ linking suddenly, later/punctuation Раздел 6. Промежуточная аттестация Раздел 7.Тема: Technology Практика: Грамматика: Quantifies/Modals in the past Лексика: Digital activities/computing words Работа с текстом “Clever machines ” Говорение Photo comparison Письмо: An internet forum post Раздел 8.Тема: High flyers Практика: Грамматика: Defining/non-defining relative clauses Лексика: Describing character nouns/adjectives/personal qualities Работа с текстом “Girlboss ” Говорение Guided conversation Аудирование “A job interview with a hotel manager” Письмо: A for and again essay Раздел 9. Тема: Artists Практика: Грамматика: The passive Работа с текстом “Graffities softer side ” Говорение Photo comparison and role play Аудирование “People talking about cultural events ” Письмо:Article: a book review Раздел 10. Тема: Messages Практика: Грамматика: Reported speech/reported questions Работа с текстом “A novel idea” Говорение photo description Аудирование “A radio programme about communication ” Письмо: a narrative with time expressions Раздел 11. Тема: Journeys Практика: Грамматика: Third conditional /participle clauses Работа с текстом “Miscalculations” Говорение Guided conversation planning a holiday Аудирование “ Travel problems” Письмо: A formal letter Раздел 12. Тема: Повторение изученного материала Практика: Выполнение тренировочных грамматических упражнений Работа с текстом Раздел 13. Итоговая аттестация. Выполнение лексико-грамматического теста 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Число Месяц № Время проведе ния занятия Форма занятия п/п 1. 2. 3. 4. 5. 9 9 9 9 10 3 17.2019.40 10 17.2019.40 17 17.2019.40 Вводный урок Комбинирова нно-речевой урок Комбинирова нно-речевой урок Кол -во Тема часо в занятия 3 3 3 24 17.2019.40 Вводный урок 3 1 17.2019.40 Урокпрактикум 3 Повторение изученного. Вводный инструктаж. Повторение изученного Входная диагностика Тема: Generations Форма контроля Тестирование, устное собеседование Составление и драматизация диалога Тест Диалогическая речь .Тест Грамматика: Past SimplePast ContinuousУчебный Past Perfect/used to фильм.Просмотровое чтение. Работа с текстом “Adolescence ” Интервью .Круглый стол. 6. 7. 10 10 8 15 17.2019.40 17.2019.40 Комбинирова нный урок урок Комбинирова нный урок Аудирование: “Family tensions”/a song 3 3 Говорение: Role play. Тест по аудированию Грамматические упражнения Просмотровое чтение учебного Exchange programmes текста . Грамматический тест Тема: Leisure time 8. 9. 10. 11. 10 10 11 11 22 17.2019.40 29 17.2019.40 5 12 17.2019.40 17.2019.40 Комбинирова нный урок 3 Грамматика: Present Perfect/Past Simple contrast/Prese nt Perfect Continuous Лексика по Учебный фильм теме Activities and .Составление диалогов. sports Работа с текстом “Field games” Аудирование: “An interview with a student”; установление последовател ьности событий Обсуждение 3 Комбинирова нный урок Комбинирова нный урок 3 3 Говорение: Stimulus based Составление discussion/co ming to an диалогов.Грамматич еский тест . agreement Тема: The human body Грамматика: Modals speculating and predicting/Fut ure Continuous- Составление рецепта блюда 12 13 11 11 19 17.2019.40 Урокобобщения и систематизаци и материала 3 26 17.2019.40 Комбинирова нный урок 3 Future Perfect Лексика: Parts of the body/treatmen ts/accidents and injuries Работа с текстом: “Body clock: night and day” Аудирование “Caring for your appearance”; Заполнение опросника Говорение: Photo description Письмо: An Составление opinion essay диалогов. Тема: Home Грамматика: Comparison/s econd conditional 14 15 16. 12 12 12 3 17.2019.40 10 17.2019.40 17 17.2019.40 Вводный урок Комбинирова нный урок Лексика по теме: types of home/parts of a house and garden Викторина 3 3 3 Работа с текстом : “Alternative living” Аудирование “an interview” Говорение: Photo comparison and discussion Письмо: an email/ linking suddenly, later/punctuati on тест викторина 17. 12 24 17.2019.40 Урок контроля 3 Промежуточн Лексикоая аттестация грамматический тест Тема: Technology Грамматика: Quantifies/Mo dals in the past 18 19 20. 21 22 01 01 01 02 02 14 21 28 17.2019.40 17.2019.40 17.2019.40 Вводный урок Комбинирова нный урок Урокпрактикум 4 17.2019.40 Вводный урок 11 17.2019.40 Урок обобщение 3 Тест по чтению на извлечение выборочной информации из текста Работа с текстом “Clever machines ” 3 3 3 3 Выполнение грамматических упражнений на трансформацию и подстановку Говорение Photo comparison Письмо: An internet forum post Тема: High flyers Грамматика: Defining/nondefining relative clauses Работа с текстом “Girlboss ” Аудирование “A job interview with a hotel manager” Заочная экскурсия Лексикограмматический тест. Монологическое высказывание. Тест. Игры ,конкурсы. 23 02 18 17.2019.40 Урок применения знаний 3 Говорение Guided conversation Учебный фильм Грамматическй тест 24. 02 25 17.2019.40 Урокпрактикум 3 Письмо: A for and again essay Работа с картой . Тема: Artists 25 26 27 03 03 03 4 11 18 17.2019.40 Вводный урок 3 17.2019.40 Урок обобщение 17.2019.40 Урок систематизаци и знаний 3 3 Грамматика: The passive Работа с текстом “Graffities softer side ” Аудирование “People talking about cultural events ” Говорение Photo comparison and role play Письмо:Articl e: a book review Составление кроссвордов Составление вопросника к тексту Викторина Грамматический тест Тема: Messages 28 29. 03 04 25 17.2019.40 Урок-лекция 1 17.2019.40 Урокобобщение. 3 3 Грамматика: Reported speech/reporte d questions Работа с текстом “A novel idea” Аудирование “A radio programme about communicatio n” Учебный фильм Монологическое высказывание 30 04 8 17.2019.40 Урок обобщения и систематизаци и 3 Говорение photo description Письмо: a narrative with time expressions Текст .Просмотровое чтение . Лексикограмматический тест Тема: Journeys Грамматика: Third conditional /participle clauses 31. 32. 33. 34. 04 04 04 05 15 17.2019.40 Комбинирова нный урок 3 22 17.2019.40 Комбинирова нный урок 3 29 17.2019.40 Урокпрактикум 6 35. 05 13 36 05 20 17.2019.40 Урокповторение 17.2019.40 17.2019.40 Урокповторение Урокповторение Аудирование “ Travel problems” Работа с текстом “Miscalculatio ns Говорение Guided conversation planning a holiday Письмо: A formal letter 3 3 3 3 Выполнение тренировочн ых упражнений, подготовка к итоговому тесту Выполнение тренировочн ых упражнений, подготовка к итоговому тесту Выполнение тренировочн Составление презентации Тест Составление маршрута экскурсии. Грамматический тест Тест Тест ых упражнений, подготовка к итоговому тесту 37. 05 27 Урок контроля и усвоения знаний 17.2019.40 3 Итоговая аттестация Тест Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации 37 недель 1 год обучения ( 111 час. -37 дней) С 03.09.2024 для обучающихся 1 года обуч. 31.05.2025 г. (приказ № от ) (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1,2 года обучения ДОП на 3 года Сроки итоговой аттестации (при наличии) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Таблица 2.2.1. Аспекты Характеристика (заполнить) Компьютер, проектор, экран, столы для учителя и учащихся, Дидактический материал: таблицы, схемы, Материально-техническое обеспечение плакаты, картинки, фотографии, дидактические карточки, памятки, специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства. Получено по Программе «Новые места»: Информационное обеспечение Ссылки: Кадровое обеспечение -аудио - видео - фото ПДО по английскому языку 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: зачет на основе…, творческая работа на основе проекта, показа…, соревнования, конкурсы, выставки, фестивали и т.д 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития высших психических функций ребёнка Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретической подготовки учащихся Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Ссылка: Разрабатываются ПДО самостоятельно Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) Ссылка на папку (шаблоны, действующая диагностика, мониторинг) 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный • Исследовательский • Проектный Формы организации образовательной деятельности: • Индивидуальная • Индивидуально-групповая • Групповая • Практическое занятие • Открытое занятие • Беседа • Встреча с интересными людьми • Выставка • Диспут • Защита проекта Педагогические технологии с указанием автора: • Технология индивидуального обучения • Технология группового обучения • Технология коллективного взаимодействия • Технология модульного обучения • Технология дифференцированного обучения • Технология проблемного обучения • Технология дистанционного обучения • Технология исследовательской деятельности • Проектная технология • Здоровьесберегающая технология. Ссылка: Дидактические материалы: Раздаточные материалы • • • Инструкции Технологические карты Образцы изделий 1.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. «Устные темы и задания по развитию речи» И.М. Гиндлина, Т.М. Пименова, издательство «Астрель», 2000 г. 2. «A bridge to spoken English» Л.А. Алмазова, издательство «Высшая школа» 1977 г. 3. «Деловой английский» интенсивный курс. С.Л. Володина, Г.А. Волокитина и др. Екатеринбург, 1993 г. 4. «Английский на каждый день», Е.Л. Власова, Э.Д. Фролькис, издательство «Астрель», Москва, 2002 г. 5. «Сборник учебных тематических тестов», И.В. Тофель, Москва, «Интеллект – центр», 2004 г. 6. «Spoken English», Л.Н. Ханникова, Москва, 1991 г. 7. «Речевой этикет», Н.И. Формановская, С.В. Шевцова, Москва, «Высшая школа» 1990 г. 8. «Тесты по английскому языку», В.С. Макрова, С.В. Шойсоронова, Улан-Удэ 1999 г. 9. «Разговорный английский язык», Эльжбета Манько, издательство «Астрель», Москва 2007 г. 10. «Универсальный справочник по грамматике английского языка», Мыльцева Н.А., Жималенкова Т.М., «Глосса», Москва 2005 г. 11. «Устные темы, диалоги и упражнения по английскому языку», Е.И. Кисунько, Е.С. Музланова, «Экзамен», Москва 2008 г. 12. «Улан-Удэ. Путеводитель», Д. Антоненко, «Экос», Улан-Удэ 2011 г.