Пояснительная записка Данная образовательная программа предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ города Улан-Удэ, обучающихся по дисциплине «Русский язык» в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук». Возраст учащихся - 14-15 лет. Рекомендуемый уровень знаний по дисциплине перед началом освоения программы - базовый. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Развитие свободного общества и каждого его члена невозможно без постоянного обогащения культурного опыта человека, где важную роль играет наличие у него коммуникативных навыков. В школьном курсе изучения русского языка нет возможности в силу объективных причин уделить достаточно времени выработке у учеников навыков общения с текстом, хотя именно эти навыки могли бы стать основной мотивационной силой для дальнейшего интеллектуального саморазвития молодого поколения. В силу названных выше причин разработка программы дополнительного образования, направленная на решение проблемы недостатка времени, выделенного базовыми программами на разноплановое изучение теории текста, становится актуальной и новой. Данная программа предназначена для укрепления базового уровня знаний по русскому языку учащихся ЦДО «МАН» в области орфографии, морфологии и синтаксиса. Освоение углубленного уровня данная образовательная программа предполагает по лексике. Педагогическая целесообразность: Данная образовательная программа направлена на гармоничное развитие личности учащегося через формирование бережного отношения к русскому языку. Освоение образовательной программы не только позволит углубить знания в разных областях русского языка, но и поможет выработать навыки, важные в межличностной коммуникации (умение отстаивать собственное мнение, вести дискуссию, выстраивать диалог). Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Цель программы: развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетенции учащихся ЦДО «Малая академия наук»; Задачи: Образовательные: • углубить знания учащихся в разных разделах лингвистики (фонетики, морфемики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса); • обобщить знания и умения о стилях и типах речи, тексте и особенностях его строения Развивающие: • развивать речевые, орфоэпические навыки учащихся, навыки владения грамматическими нормами русского языка, навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в собственной речи учащихся; • создать условия для развития памяти, логического мышления, наблюдательности, умения правильно обобщать и делать выводы; • развивать творческие способности учащихся путем создания собственных текстов- рассуждений и эссе. Воспитательные: • создать условия для воспитания положительного интереса к дисциплине «Русский язык»; • создать условия, обеспечивающие у учащихся формирование навыков самоконтроля. Реализация программы предусматривает использование следующих методов: активных; словесных; наглядных; практических; репродуктивных; исследовательских; творческих; дифференцированных; интеграции; 1 анализ языка; контроля и самоконтроля. Приемы обучения: ♦ беседа; ♦ устный и письменный анализ текстов; ♦ создание собственных текстов; ♦ пересказ. Отличительные особенности данной образовательной программы Данная образовательная программа является модифицированной, составлена с учётом ФГОС основного общего образования по русскому языку. Уровень освоения программы - общекультурный. Формы организации учебного процесса: - фронтальная; - групповая; - индивидуальная. Результативность освоения образовательной программы учащимися в течение года отслеживается через педагогический мониторинг согласно учебно-тематическому плану. В результате анализа уровня освоения образовательной программы при необходимости производится коррекция знаний. Мониторинг уровня знаний учащихся представляет собой следующие компоненты: - входная диагностика; - промежуточная диагностика; - диагностика уровня усвоения материала каждой темы; - итоговая диагностика. Виды контроля подробно расписаны в учебно-тематическом плане программы. Ожидаемые результаты: 1. осознанное грамотное письмо; 2. выработка речевой культуры, знания основных стилистических норм, умения правильного и логичного построения фраз, предложений при написании письменных работ; 3. умение создавать и рецензировать текст любого стиля. Учебный план Вводное занятие. Теория: Цели и задачи курса. Структура работы. Особенности языка как средства общения. Практика: входная диагностика знаний. Морфология. Теория: Имена существительные, прилагательные, числительные (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Морфология глагола: глагол, причастие, деепричастие (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Морфология наречия и служебных частей речи (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание). Практика: Морфологический разбор разных частей речи Морфемика и словообразование Теория: Части слова и способы словообразования. Практика: Морфемный и словообразовательный разбор. Трудные темы орфографии. Теория: Правописание приставок. Правописание О - Е после шипящих. Не с разными частями речи. Алгоритм раздельного написания НЕ с разными частями речи. Н и НН в разных частях речи: алгоритм формальных показателей. 2 3 4 практика 1 Кол-во часов Формы аттестации/ контроля теория Название раздела, темы всего № п/п 6 3 3 Тест 6 3 3 Тест, устный опрос 3 1,5 1,5 Практическая работа 33 15 18 Практическая работа, тест 2 5 6 7 8 9 Правописание гласных и согласных в корне слова: проверяемых и непроверяемых ударением, удвоенных, звонких и глухих, чередующихся. Правописание гласных после Ц. Правописание Ъ и Ь. Правописание Ы-И после Ц. Правописание разделительных Ь и Ъ. Обозначение мягкости на письме. Ь после шипящих. Правописание окончаний разных частей речи. Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание сложных слов (прилагательных, наречий). Обобщение полученных знаний по орфографии. Практика: орфографический разбор. Лексические и фонетические средства выразительности. Теория: Аллитерация, ассонанс, эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, олицетворение, гипербола, литота, перифраз, синоним. Антоним, архаизм, диалектизм, жаргонизм, неологизм, афоризм, фразеологизм. Практика:Анализ лексических средств выразительности текстов художественного и публицистического стилей. Текст Теория: Основные признаки текста. Типы композиции текста. Типы текстов. Практика: Работа с текстом (определение темы, основной мысли, составление плана по микротемам). Сжатое изложение Теория: Приёмы работы над сжатым изложением, планирование работы над сжатым изложением. Практика: сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Теория: Приёмы лингвистического исследования текста, моделирование коммуникативной ситуации на основе текста, Практика: Освоение алгоритма работы над сочинением Простое предложение. Теория: Словосочетание. Виды связи в словосочетании. Простое предложение. Типы предложений. Особенности падежного управления словами. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение, приложение. Предложения односоставные и двусоставные. Типы односоставных предложений. Строй простого предложения. Предложения полные и неполные. Предложения нераспространенные и распространённые. Формы сказуемого. Порядок слов в предложении: место подлежащего и сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства, вводных слов, частиц, предлогов. Осложнённое простое предложение. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при однородных членах. Однородные и неоднородные определения и знаки препинания при них. Согласование в предложениях с однородными членами. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление обстоятельств. Обособление уточняющих членов предложения. Обособление дополнений. Предложения с вводными конструкциями. Вводные слова и предложения. Обращение. Междометия и слова-предложения «ДА» и «НЕТ». Тире между членами предложения: между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, интонационное тире, соединительное тире Практика: Алгоритм правописания второстепенных членов предложения. Алгоритм определения типа односоставного предложения. Синтаксический анализ предложения. 3 1,5 1,5 Анализ текста, опрос 3 1,5 1,5 Устный опрос 3 1 2 Устный опрос, изложение 6 2 4 Сочинение 24 10 14 Практическая работа, синтаксический разбор, тест 3 10 11 Пунктуационный анализ предложения. Сложное предложение. Теория: Типы предложений по количеству грамматических основ. Сложносочиненные предложения. Классификация предложений по количеству грамматических основ. Сложноподчиненные предложения. Классификация сложноподчинённых предложений по типу придаточных. Придаточная часть определительная; придаточная часть изъяснительная; придаточная часть времени; придаточная часть места; придаточная часть причины; придаточная часть образа действия, меры и степени; придаточная часть сравнительная; придаточная часть условная; придаточная часть уступительная; придаточная часть следствия; придаточная часть цели; придаточная часть присоединительная. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Бессоюзные сложные предложения.Знаки препинания в БСП. Сложные предложения с разными видами связи, знаки препинания в них. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах: запятая и тире, вопросительные и восклицательные знаки, кавычки, скобки, многоточие. Последовательность знаков при сноске. Практика: Алгоритм определения типа предложения. Алгоритм определения типа придаточного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи. Алгоритм постановки знаков препинания в конструкциях с прямой речью, оформление сносок. Повторение и обобщение изученного материала. 12 6 9 2 108 46,5 6 Практическая работа, тест, синтаксический разбор, опрос 7 61,5 тест 4 Тема занятия практикум 3 Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум 3 Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум 3 Вводное занятие. Введение в курс. Диагностика знаний. Русский язык как наука. Основные разделы и их особенности. Система частей речи современного русского языка Система частей речи современного русского языка Морфемика и словообразование. Гласные после шипящих и Ц. Разделительные Ь и Ъ знаки. Правописание суффиксов имен существительных Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум 3 19.09 2 26.09 3 03.10 4 10.10 5 17.10 6 24.10 7 31.10 8 07.11 9 14.11 10 21.11 11 28.11 12 05.12 13 12.12 14 19.12 Лекция, практикум 3 15 26.12 3 16 30.12 17 02.01 18 09.01 19 16.01 20 23.01 21 30.01 22 06.02 23 13.02 Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум 14.30 – 16.40 1 3 3 3 БГУ, учебный корпус №2, ауд. 2103 колво часов Место провед ения Календарный учебный график 9 класс Время проведен ия занятия Форма занятия № п/п месяц, число форма контроля Практическая работа Устный опрос Практическая работа Тест Устный опрос Устный опрос 3 Правописание суффиксов имен прилагательных Устный опрос 3 Правописание суффиксов глаголов, причастий, наречий Практическая работа 3 Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и действительных причастий Правописание согласных и гласных в корне слова Практическая работа 3 Правописание приставок Устный опрос 3 Устный опрос Практическая работа 3 Служебные части речи. Частица НЕ с разными частями речи Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи Правописание окончаний разных частей речи Обобщение изученного материала. 3 Текст. 3 Сжатое изложение. Анализ текста Изложение 3 Изобразительно-выразительные средства русского языка. Анализ текста 3 Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение 3 Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение 3 Словосочетание. Простое предложение. Практическая работа 3 Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Устный опрос 3 Тест Тест Тест Тест Тест 5 24 27.02 Лекция, практикум 3 Односоставные предложения. Практическая работа 25 05.03 Лекция, практикум 3 Практическая работа 26 12.03 Лекция, практикум 3 27 19.03 Лекция, практикум 3 Порядок слов в предложении. Осложнённое простое предложение. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений 28 26.03 Лекция, практикум 3 Практическая работа 29 02.04 Лекция, практикум 3 30 09.04 Лекция, практикум 3 31 16.04 Лекция, практикум 3 32 23.04 Лекция, практикум 3 33 07.05 Лекция, практикум 3 Обособление обстоятельств, уточняющих членов предложения, дополнений Предложения с вводными конструкциями. Тире между членами предложения Сложные предложения. Классификация сложноподчинённых предложений по типу придаточных Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными частями Бессоюзные сложные предложения. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами Сложные предложения с разными видами связи. Прямая и косвенная речь. 34 14.05 3 Обобщение изученного материала Практическая работа 35 21.05 3 Обобщение изученного материала Практическая работа 36 28.05 Лекция, практикум Лекция, практикум Лекция, практикум 3 Обобщение изученного материала Тест ИТОГО: Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 108 6