Степанова И.Ж. Абсолютная грамотность

Пояснительная записка
Данная образовательная программа предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных
школ города Улан-Удэ, обучающихся по дисциплине «Русский язык» в МАУ ДО ЦДО «Малая академия
наук». Возраст учащихся - 14-15 лет. Рекомендуемый уровень знаний по дисциплине перед началом
освоения программы - базовый. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек. Срок реализации
образовательной программы - 1 год.
Развитие свободного общества и каждого его члена невозможно без постоянного обогащения
культурного опыта человека, где важную роль играет наличие у него коммуникативных навыков.
В школьном курсе изучения русского языка нет возможности в силу объективных причин уделить
достаточно времени выработке у учеников навыков общения с текстом, хотя именно эти навыки
могли бы стать основной мотивационной силой для дальнейшего интеллектуального саморазвития
молодого поколения. В силу названных выше причин разработка программы дополнительного
образования, направленная на решение проблемы недостатка времени, выделенного базовыми
программами на разноплановое изучение теории текста, становится актуальной и новой. Данная
программа предназначена для укрепления базового уровня знаний по русскому языку учащихся ЦДО
«МАН» в области орфографии, морфологии и синтаксиса. Освоение углубленного уровня данная
образовательная программа предполагает по лексике.
Педагогическая целесообразность: Данная образовательная программа направлена на гармоничное
развитие личности учащегося через формирование бережного отношения к русскому языку. Освоение
образовательной программы не только позволит углубить знания в разных областях русского языка, но
и поможет выработать навыки, важные в межличностной коммуникации (умение отстаивать
собственное мнение, вести дискуссию, выстраивать диалог). Применяемые на занятиях методы
обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям
детей.
Цель программы: развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетенции учащихся
ЦДО «Малая академия наук»;
Задачи:
Образовательные:
• углубить знания учащихся в разных разделах лингвистики (фонетики, морфемики, лексики,
словообразования, морфологии и синтаксиса);
• обобщить знания и умения о стилях и типах речи, тексте и особенностях его строения
Развивающие:
• развивать речевые, орфоэпические навыки учащихся, навыки владения грамматическими
нормами русского языка, навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в
собственной речи учащихся;
• создать условия для развития памяти, логического мышления, наблюдательности, умения
правильно обобщать и делать выводы;
• развивать творческие способности учащихся путем создания собственных текстов- рассуждений
и эссе.
Воспитательные:
• создать условия для воспитания положительного интереса к дисциплине «Русский язык»;
• создать условия, обеспечивающие у учащихся формирование навыков самоконтроля.
Реализация программы предусматривает использование следующих методов:

активных;

словесных;

наглядных;

практических;

репродуктивных;

исследовательских;

творческих;

дифференцированных;

интеграции;
1


анализ языка;

контроля и самоконтроля.
Приемы обучения:
♦ беседа;
♦ устный и письменный анализ текстов;
♦ создание собственных текстов;
♦ пересказ.
Отличительные особенности данной образовательной программы Данная образовательная
программа является модифицированной, составлена с учётом ФГОС основного общего образования по
русскому языку. Уровень освоения программы - общекультурный.
Формы организации учебного процесса:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Результативность освоения образовательной программы учащимися в течение года отслеживается
через педагогический мониторинг согласно учебно-тематическому плану. В результате анализа уровня
освоения образовательной программы при необходимости производится коррекция знаний.
Мониторинг уровня знаний учащихся представляет собой следующие компоненты:
- входная диагностика;
- промежуточная диагностика;
- диагностика уровня усвоения материала каждой темы;
- итоговая диагностика.
Виды контроля подробно расписаны в учебно-тематическом плане программы.
Ожидаемые результаты:
1. осознанное грамотное письмо;
2. выработка речевой культуры, знания основных стилистических норм, умения правильного и
логичного построения фраз, предложений при написании письменных работ;
3. умение создавать и рецензировать текст любого стиля.
Учебный план

Вводное занятие.
Теория: Цели и задачи курса. Структура работы. Особенности
языка как средства общения.
Практика: входная диагностика знаний.
Морфология.
Теория: Имена существительные, прилагательные, числительные
(значение, морфологические признаки, синтаксическая роль,
правописание).
Морфология глагола: глагол, причастие, деепричастие (значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание).
Морфология наречия и служебных частей речи (значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание).
Практика: Морфологический разбор разных частей речи
Морфемика и словообразование
Теория: Части слова и способы словообразования.
Практика: Морфемный и словообразовательный разбор.
Трудные темы орфографии.
Теория: Правописание приставок. Правописание О - Е после
шипящих. Не с разными частями речи. Алгоритм раздельного
написания НЕ с разными частями речи. Н и НН в разных частях
речи: алгоритм формальных показателей.

2

3
4

практика

1

Кол-во часов

Формы
аттестации/
контроля

теория

Название раздела, темы

всего

№
п/п

6

3

3

Тест

6

3

3

Тест, устный
опрос

3

1,5

1,5

Практическая
работа

33

15

18

Практическая
работа, тест

2

5

6

7

8

9

Правописание гласных и согласных в корне слова: проверяемых
и непроверяемых ударением, удвоенных, звонких и глухих,
чередующихся. Правописание гласных после Ц. Правописание Ъ
и Ь. Правописание Ы-И после Ц. Правописание разделительных
Ь и Ъ. Обозначение мягкости на письме. Ь после шипящих.
Правописание окончаний разных частей речи. Правописание
суффиксов разных частей речи. Правописание сложных слов
(прилагательных, наречий). Обобщение полученных знаний по
орфографии.
Практика: орфографический разбор.
Лексические и фонетические средства выразительности.
Теория: Аллитерация, ассонанс, эпитет, сравнение, метафора,
метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, олицетворение,
гипербола, литота, перифраз, синоним. Антоним, архаизм,
диалектизм, жаргонизм, неологизм, афоризм, фразеологизм.
Практика:Анализ лексических средств выразительности текстов
художественного и публицистического стилей.
Текст
Теория: Основные признаки текста. Типы композиции текста.
Типы текстов.
Практика: Работа с текстом (определение темы, основной мысли,
составление плана по микротемам).
Сжатое изложение
Теория: Приёмы работы над сжатым изложением, планирование
работы над сжатым изложением.
Практика: сжатое изложение.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Теория: Приёмы лингвистического исследования текста,
моделирование коммуникативной ситуации на основе текста,
Практика: Освоение алгоритма работы над сочинением
Простое предложение.
Теория: Словосочетание. Виды связи в словосочетании.
Простое предложение. Типы предложений. Особенности
падежного управления словами. Грамматическая основа
предложения. Второстепенные члены предложения:
определение, обстоятельство, дополнение, приложение.
Предложения односоставные и двусоставные. Типы
односоставных предложений. Строй простого предложения.
Предложения полные и неполные. Предложения
нераспространенные и распространённые.
Формы сказуемого. Порядок слов в предложении: место
подлежащего и сказуемого, определения, дополнения,
обстоятельства, вводных слов, частиц, предлогов. Осложнённое
простое предложение. Предложения с однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания
при однородных членах. Однородные и неоднородные
определения и знаки препинания при них. Согласование в
предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными и уточняющими членами.
Обособление определений. Обособление приложений.
Обособление обстоятельств. Обособление уточняющих членов
предложения. Обособление дополнений. Предложения с
вводными конструкциями. Вводные слова и предложения.
Обращение. Междометия и слова-предложения «ДА» и «НЕТ».
Тире между членами предложения: между подлежащим и
сказуемым, в неполном предложении, интонационное тире,
соединительное тире
Практика: Алгоритм правописания второстепенных членов
предложения. Алгоритм определения типа односоставного
предложения.
Синтаксический
анализ
предложения.

3

1,5

1,5

Анализ текста,
опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1

2

Устный опрос,
изложение

6

2

4

Сочинение

24

10

14

Практическая
работа,
синтаксический
разбор, тест

3

10

11

Пунктуационный анализ предложения.
Сложное предложение.
Теория: Типы предложений по количеству грамматических
основ. Сложносочиненные предложения. Классификация
предложений по количеству грамматических основ.
Сложноподчиненные предложения. Классификация
сложноподчинённых предложений по типу придаточных.
Придаточная часть определительная; придаточная часть
изъяснительная;
придаточная часть времени; придаточная часть места;
придаточная часть причины; придаточная часть образа действия,
меры и степени; придаточная часть сравнительная; придаточная
часть условная; придаточная часть уступительная; придаточная
часть следствия; придаточная часть цели;
придаточная часть присоединительная. Знаки препинания в
сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.
Бессоюзные сложные предложения.Знаки препинания в БСП.
Сложные предложения с разными видами связи, знаки
препинания в них. Знаки препинания в предложениях с прямой
речью.
Замена прямой речи косвенной.
Знаки препинания при цитатах: запятая и тире, вопросительные и
восклицательные знаки, кавычки, скобки, многоточие.
Последовательность знаков при сноске.
Практика: Алгоритм определения типа предложения. Алгоритм
определения типа придаточного предложения. Синтаксический и
пунктуационный разбор сложного предложения. Синтаксический
и пунктуационный разбор сложных предложений с разными
видами связи. Алгоритм постановки знаков препинания в
конструкциях с прямой речью, оформление сносок.
Повторение и обобщение изученного материала.

12

6

9
2
108 46,5

6

Практическая
работа, тест,
синтаксический
разбор, опрос

7
61,5

тест

4

Тема занятия

практикум

3

Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум

3

Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум

3

Вводное занятие. Введение в курс.
Диагностика знаний.
Русский язык как наука. Основные
разделы и их особенности.
Система частей речи современного
русского языка
Система частей речи современного
русского языка
Морфемика и словообразование.
Гласные после шипящих и Ц.
Разделительные Ь и Ъ знаки.
Правописание суффиксов имен
существительных

Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум

3

19.09

2

26.09

3

03.10

4

10.10

5

17.10

6

24.10

7

31.10

8

07.11

9

14.11

10

21.11

11

28.11

12

05.12

13

12.12

14

19.12

Лекция,
практикум

3

15

26.12

3

16

30.12

17

02.01

18

09.01

19

16.01

20

23.01

21

30.01

22

06.02

23

13.02

Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум

14.30 – 16.40

1

3
3
3

БГУ, учебный корпус №2, ауд. 2103

колво
часов

Место
провед
ения

Календарный учебный график 9 класс
Время
проведен
ия
занятия
Форма
занятия

№ п/п

месяц,
число

форма
контроля
Практическая
работа
Устный
опрос
Практическая
работа
Тест
Устный
опрос
Устный
опрос

3

Правописание суффиксов имен
прилагательных

Устный
опрос

3

Правописание суффиксов
глаголов, причастий, наречий

Практическая
работа

3

Н и НН в суффиксах отглагольных
прилагательных и действительных
причастий
Правописание согласных и
гласных в корне слова

Практическая
работа

3

Правописание приставок

Устный
опрос

3

Устный
опрос
Практическая
работа

3

Служебные части речи. Частица
НЕ с разными частями речи
Слитное, раздельное, дефисное
написание слов различных частей
речи
Слитное, раздельное, дефисное
написание слов различных частей
речи
Правописание окончаний разных
частей речи
Обобщение изученного материала.

3

Текст.

3

Сжатое изложение.

Анализ
текста
Изложение

3

Изобразительно-выразительные
средства русского языка.

Анализ
текста

3

Сочинение на лингвистическую
тему.

Сочинение

3

Сочинение на лингвистическую
тему.

Сочинение

3

Словосочетание. Простое
предложение.

Практическая
работа

3

Грамматическая основа
предложения. Второстепенные
члены предложения.

Устный
опрос

3

Тест

Тест
Тест
Тест
Тест

5

24

27.02

Лекция,
практикум

3

Односоставные предложения.

Практическая
работа

25

05.03

Лекция,
практикум

3

Практическая
работа

26

12.03

Лекция,
практикум

3

27

19.03

Лекция,
практикум

3

Порядок слов в предложении.
Осложнённое простое
предложение.
Предложения с обособленными и
уточняющими членами.
Обособление определений.
Обособление приложений

28

26.03

Лекция,
практикум

3

Практическая
работа

29

02.04

Лекция,
практикум

3

30

09.04

Лекция,
практикум

3

31

16.04

Лекция,
практикум

3

32

23.04

Лекция,
практикум

3

33

07.05

Лекция,
практикум

3

Обособление обстоятельств,
уточняющих членов предложения,
дополнений
Предложения с вводными
конструкциями. Тире между
членами предложения
Сложные предложения.
Классификация
сложноподчинённых предложений
по типу придаточных
Сложноподчинённые предложения
с несколькими придаточными
частями
Бессоюзные сложные
предложения. Замена придаточных
предложений причастными и
деепричастными оборотами
Сложные предложения с разными
видами связи. Прямая и косвенная
речь.

34

14.05

3

Обобщение изученного материала

Практическая
работа

35

21.05

3

Обобщение изученного материала

Практическая
работа

36

28.05

Лекция,
практикум
Лекция,
практикум
Лекция,
практикум

3

Обобщение изученного материала

Тест

ИТОГО:

Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

108

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».