Очиров С.Д. Юный спасатель.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования Юный спасатель
разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и Примерной программой, подготовленной в рамках
проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего
образования второго поколения».
В настоящее время современному обществу нужны здоровые, мужественные, смелые,
инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться и
работать на его благо.
Поэтому в возрождающейся системе патриотического воспитания детей и подростков,
наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе,
появилась необходимость ориентировать обучающихся на выбор профессии спасателя,
социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
Развитие необходимых качеств личности у обучающихся возможно через занятия туризмом,
как одной из форм активного отдыха. Туризм является важным фактором оздоровления человека,
повышения его творческой активности, расширения кругозора, установления связи теоретических
знаний, практических умений с реальной жизнью.
Наряду с развитием туризма во всех его видах возникает острая необходимость
модернизации и совершенствования службы спасателей, более полного выполнения указания
Президента РФ Путина В.В. «О спасателях».
В туристских походах обучающиеся дополнительно получают новые знания, помогающие
им успешно осваивать такие дисциплины как природоведение, география, биология, физическая
культура, ОБЖ.
Разработка данной программы обусловлена необходимостью интеграции базовых знаний и
навыков по следующим направлениям: туризм, краеведение, общая и специальная физическая
подготовка, поисково-спасательные работы, начальная военная подготовка, оказание первой
помощи пострадавшим.
Таким образом, в данной рабочей программе реализованы требования Конституции
Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
«О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной
безопасности», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и также Закона
Республики Бурятия «Об образовании».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ данной программы
Требования ФГОС НОО к личностным
результатам
1) формирование ценности здорового и
безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
2) формирование начальных туристских
знаний у обучающихся;
3) ознакомление с основами аварийноспасательных работ;
Требования ФГОС НОО к метапредметным
результатам

Планируемые результаты (личностные)
1- будет знать правила индивидуального
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
(при пожаре, при землетрясении), угрожающих
жизни и здоровью людей, правила поведения при
спасении на транспорте (городском
общественном) и на дорогах;
2 - будет понимать ценности здорового и
безопасного образа жизни;
3- будет знать правила проведения аварийноспасательных работ в различных погодных
условиях и местностях;
Планируемые результаты (метапредметные)

3) умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) будет знать приёмы действий в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том
числе оказание первой помощи пострадавшим,
также при спасении людей

4) умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

4) оценивать правильность выполнения учебной
задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности
её решения при оказании помощи по спасению
людей, животных и других материальных
ценностей
Планируемые результаты (предметные)

Требования ФГОС
ООО к
предметным
результатам в
предметной
области «…»
1) формирование современной культуры
безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности,
общества и государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;

6) формирование установки на здоровый образ
жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда
здоровью;
11) умение оказать первую помощь
пострадавшим;

5) – понимает необходимость защиты
личности условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального
характера, также при оказании помощи по
спасению людей:
- опасные и безопасные места в населенном
пункте;
- правила безопасного поведения при
возникновении криминогенных ситуаций: перед
подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной
площадке, звонок в дверь, дверь вашей
квартиры пытаются открыть; вы вернулись
из школы, а дверь вашей квартиры открыта.
- обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни во время прогулок.
- правила безопасного поведения при пожаре в
доме, в общественном месте, (если есть
возможность выйти из квартиры; если нет
возможности покинуть квартиру; при выходе
через задымленный коридор); на транспорте.
- правила безопасного поведения на улице, на
транспорте.
- основные правила безопасности на городском
общественном транспорте.
6) - имеет установки на здоровый образ жизни,
исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда
здоровью;
7) - умеет оказывать первую помощь
пострадавшим:
- понятие о травме и ране.
- первая медицинская помощь при
кровотечении из носа, обморожении,
отравлении
- средства оказания медицинской помощи. ЗОЖ

15) воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России, Бурятии;
осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;

- правила оказания первой медицинской помощи
при незначительных открытых ранах
8). Основы военной службы, АК – 74С, ГП – 7,
Строевая подготовка.
9). ориентироваться на местности по
мастным признакам, с помощью карты и
компаса;
10).пользоваться топографическими картами,
ходить по азимуту;
11). преодолевать естественные препятствия
в пути;
11). пользоваться средствами индивидуальной
защиты

Программа состоит из 7 разделов: основы знаний туриста-краеведа, физическая
подготовка, строевая подготовка, исторические традиции Отечества, основы безопасности
жизнедеятельности, медицинская подготовка, правила проведения аварийно-спасательных
работ
Количество часов: Всего 108 час.
Занятие проводится 1 раз в неделю по 3 часа.
Понедельник, вторник и четверг с 14.00ч -16.05ч
Срок реализации программы 1 год, в состав группы входят юноши и
девушки в возрасте 12 - 16 лет, количество обучающихся в группе 12 человек, набор детей
в группу – свободный, продолжительность занятий – по 45 минут.
Формы и режим занятий – групповые и индивидуальные, занятия проходят в форме
подачи теоретического и практического материала два раза в неделю по три часа.

Учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Юный спасатель» на 2023-2024 уч.год
Группа 1
Название разделов и тем
1
2
2.1.

2.2.
3.
3.1.
3.2.
4.

Введение, Вводное занятие
Основы специальной подготовки
Личное и групповое специальное снаряжение.
Организация походного быта. Привалы и ночлеги
Подготовка к походу, питание в пути, должности в
походе
Техника безопасности при проведении походов,
учебных занятий, правила движения, преодоление
препятствий
Топография и ориентирование
Понятие о топографической карте, условные
знаки. Ориентирование на местности.
Компас. Работа с компасом. Азимут
Первая помощь пострадавшему

Количество часов
Общее
Теория
Практ
3
6
3

3
6
3

3

3

6
3

3
3

3
9

3

0

Дата
По
плану
11.09.23

0

18.09.23

25.09.23
3
3
6

02.10.23
09.10.23

4.1.
4.2.
4.3.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.

Общие правила оказания первой помощи
Оказание первой помощи в различных ситуациях
Оказание первой помощи в различных ситуациях
Краеведение
Природные особенности родного края
Туристские возможности родного края
Охрана природы и памятников культуры
Физическая подготовка
Общие сведения о строении и функциях
организма человека и влиянии физических
упражнений
Врачебный контроль, самоконтроль,
предупреждение спортивных травм на
тренировках
Общая физическая подготовка
По отдельному плану общефизической
подготовки

7.2.
7.3.
7.4.
7.5
7.6.
8.
8.1.
8.2.

8.3.
9.
9.1.
9.2.
9.3.
Итого

3

3

3

3
3
9
3
3
3
24

0

6
3

13.11.23
20.11.23
27.11.23
04.12.23
11.12.23

3

Специальная подготовка
Юридические и правовые основы спасательной
деятельности
Основы организации безопасного проведения
спасательных работ.
Основы психологической подготовки спасателя
Индивидуальное и групповое снаряжение
спасателей. Узлы, используемые при проведении
аварийно-спасательных работ
Работа со средствами связи и сигналы
Средства индивидуальной защиты и работа с их
примением
Проведение поисковых и аварийно-спасательных
работ на местности
Начальная военная подготовка
Строи и управление ими
Строевые приемы и движение без оружия
По отдельному плану строевой подготовки

18
3

12
3

3

3

26.02.

3

3

04.03.

3
3

1
1

2
2

11.03.
18.03.

3

1

2

25.03.

15
3
9

1
1

14
2
9

01.04.

Отдание воинской чести без оружия. Выход из
строя и подход к начальнику
Первоначальная судейская подготовка
Инструктаж судей: условия преодоления этапов
Работа судей на этапах
Судейство профильных соревнований
Сдача зачетов

3

Специальная физическая подготовка

9
3
3
3
2
108

9
3
3
3
12
3
3
3
3
6

2
2

36

Название разделов и тем
Введение, Вводное занятие

Количество часов
Общее
Теория
Практ
3
3
0

18.12.23
25.12.23
08.0124
15.01.
22.01.
29.01.
05.02.
12.02.
19.02.

3

08.04.
15.04.
22.04.
29.04.

7
1
3
3
2

06.05.
13.05
20.05.
27.05.

72

Учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Юный спасатель» на 2023-2024 уч.год
Группа 2

1

16.10.23
23.10.23
06.11.23

9
3
3
3
15
3
3
3
3

По отдельному плану специальной
общефизической подготовки
7.
7.1.

3
3
3
9
3
3
3
30
3

Дата
По плану
12.09.23

2
2.1.

2.2.

3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.

Основы специальной подготовки
Личное и групповое специальное
снаряжение.
Организация
походного быта. Привалы и ночлеги
Подготовка к походу, питание в
пути, должности в походе
Техника
безопасности
при
проведении
походов,
учебных
занятий,
правила
движения,
преодоление препятствий
Топография и ориентирование
Понятие о топографической карте,
условные знаки. Ориентирование на
местности.
Компас. Работа с компасом. Азимут
Первая помощь пострадавшему
Общие правила оказания первой
помощи
Оказание первой помощи в
различных ситуациях
Оказание первой помощи в
различных ситуациях
Краеведение
Природные особенности родного
края
Туристские возможности родного
края
Охрана природы и памятников
культуры
Физическая подготовка
Общие сведения о строении и
функциях организма человека и
влиянии физических упражнений
Врачебный контроль,
самоконтроль, предупреждение
спортивных травм на тренировках
Общая физическая подготовка
По отдельному плану
общефизической подготовки
Специальная физическая
подготовка
По отдельному плану специальной
общефизической подготовки

7.
7.1.
7.2.

7.3.

7.4.
7.5
7.6.
8.

Специальная подготовка
Юридические и правовые основы
спасательной деятельности
Основы организации безопасного
проведения спасательных работ.
Основы
психологической
подготовки спасателя
Индивидуальное
и
групповое
снаряжение
спасателей.
Узлы,
используемые при
проведении
аварийно-спасательных работ
Работа со средствами связи и
сигналы
Средства индивидуальной защиты и
работа с их примением
Проведение поисковых и аварийноспасательных работ на местности
Начальная военная подготовка

6
3

6
3

3

3

6
3

3
3

3
9
3

3
3

0

19.09.23

26.09.23

3

03.10.23

3
6

10.10.23

3

3

24.10.23

3

3

07.11.23

9
3

14.11.23

3

3

21.11.23

3

3

22.11.23

9
3

0

30
3

6
3

3

3

9
3
3
3
15

3

3
3
3
3

24

17.10.23

05.12.23
12.12.23

9
3
3
3
12
3
3
3
3
6

19.12.23
26.12.23
09.01.24
16.01.24
23.01.24
30.01.24
06.02.24
13.02.24

18
3

12
3

3

3

27.02.24

3

3

05.03.24

3

1

2

12.03.24

3

1

2

19.03.24

3

1

2

26.03.24

15

1

14

20.02.24

8.1.
8.2.

Строи и управление ими
Строевые приемы и движение без
оружия
По отдельному плану строевой подготовки

3
9

Отдание воинской чести без
оружия. Выход из строя и подход к
начальнику
Первоначальная судейская
подготовка
Инструктаж судей: условия
преодоления этапов
Работа судей на этапах
Судейство профильных
соревнований
Сдача зачетов

3

1

2
9

02.04.24

3
3
3
3

09.04.24
16.04.24
23.04.24
30.04.24

9

2

7

3

2

1

07.05.24

3
3

14.05.24
21.05.24

2

28.05.24

3
3
2
108

36

72

Учебно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Юный спасатель» на 2023-2024 уч.год
Группа 3
Название разделов и тем
1
2
2.1.

2.2.

3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.
5.1.

Введение, Вводное занятие
Основы специальной подготовки
Личное и групповое специальное
снаряжение. Организация походного
быта. Привалы и ночлеги
Подготовка к походу, питание в
пути, должности в походе
Техника
безопасности
при
проведении
походов,
учебных
занятий,
правила
движения,
преодоление препятствий
Топография и ориентирование
Понятие о топографической карте,
условные знаки. Ориентирование на
местности.
Компас. Работа с компасом. Азимут
Первая помощь пострадавшему
Общие правила оказания первой
помощи пострадавшему (ППП)
Оказание ППП в различных
ситуациях
Оказание ППП в различных
ситуациях. Отработка приемов
оказания ППП
Краеведение
Природные особенности родного
края

Количество часов
Общее
Теория
Практ
3
3
0
6
6
3
3
0

3

3

6
3

3
3

3
9
3

3
3

Дата
По плану
14.09.23
21.09.23

28.09.23

3

05.10.23

3
6

12.10.23

3

3

26.10.23

3

3

02.11.23

9
3

09.11.23

9
3

0

19.10.23

5.2.
5.3.
6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.

Туристские возможности родного
края
Охрана природы и памятников
культуры
Физическая подготовка
Общие сведения о строении и
функциях организма человека и
влиянии физических упражнений
Врачебный контроль, самоконтроль,
предупреждение спортивных травм
на тренировках
Общая физическая подготовка
По отдельному плану
общефизической подготовки
Специальная физическая
подготовка
По отдельному плану специальной
общефизической подготовки

7.
7.1.
7.2.

7.3.

7.4.
7.5
7.6.
8.
8.1.
8.2.

8.3.
9.
9.1.
9.2.
9.3.
Итого

Специальная подготовка
Юридические и правовые основы
спасательной деятельности
Основы организации безопасного
проведения спасательных работ.
Основы
психологической
подготовки спасателя
Индивидуальное
и
групповое
снаряжение
спасателей.
Узлы,
используемые
при
проведении
аварийно-спасательных работ
Работа со средствами связи и
сигналы
Средства индивидуальной защиты и
работа с их примением
Проведение поисковых и аварийноспасательных работ на местности
Начальная военная подготовка
Строи и управление ими
Строевые приемы и движение без
оружия
По отдельному плану строевой подготовки
Отдание воинской чести без
оружия. Выход из строя и подход к
начальнику
Первоначальная судейская
подготовка
Инструктаж судей: условия
преодоления этапов
Работа судей на этапах
Судейство профильных
соревнований
Сдача зачетов

3

3

16.11.23

3

3

23.11.23

30
3

6
3

3

3

9
3
3
3
15

3

24

30.11.23
07.12.23

9
3
3
3
12

3
3
3
3
18
3

12
3

3

3

08.02.24

3

3

15.02.24

3

1

2

22.02.24

3

1

2

29.02.24

3

1

2

07.03.24

15
3
9

1
1

14
2
9

14.03.24

3
3
3
3

21.03.24
28.03.24
04.04.24
11.04.24

3

3
3
3
3
6

14.12.23
21.12.23
28.12.23
04.01.24
11.01.24
18.01.24
25.01.24
01.02.24

9

2

7

3

2

1

18.04.24

3
3

25.04.24
16.05.24

2

23.05.24

3
3
2
108

.

36

72

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
КУРСА
По курсу внеурочной деятельности применяется зачетная система оценивания.
Зачетная система представляет собой систему аттестации учащихся за учебный период,
выражающуюся в словесных оценках «зачет», «незачет».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебники
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова.
М.: Просвещение, 2012.
Дидактические материалы
1.Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. /Основы безопасности
жизнедеятельности/– М.: Дрофа, 2012.
2.Концепция образования по “Основам безопасности жизнедеятельности” Основы
безопасности жизни. – 2003. - №3. – С. 23−30, №8. – С. 50−53.
Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества
обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся,
закрепленными в стандарте.
Дополнительная литература для учащихся
1. Волович В. С природой один на один: о выживании человека в экстремальных
условиях М. Воениздат, 1989.
2. Головин И. Полная энциклопедия «Безопасность жизни человека», – Санкт –
Петербург: Весь, 2001.
4. Ильин А. Школа выживания в природных условиях, М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания
идей основ безопасности жизнедеятельности, расширения спектра изучаемых
вопросов, углубления интереса к предмету, а так же для подготовки докладов,
сообщений, творческих работ и др.
Методические пособия для учителя
1.Безух К.Е., Калинина Н.А. Культура здоровья школьников. 5-11 классы:
комплексно-тематические занятия. Волгоград: Учитель, 2011.
2.Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. –
Учебное пособие. - Москва: Армпресс,2001.
3.Вооружённые силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. –
Учебное пособие. - Москва: Армпресс,2001.
4.Дубровская Е.Н. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности (5 –
11 классы– М.: Педагогическое общество России, 2007.
10.Конституция Российской Федерации
Печатные пособия
Видео ролики, плакаты
1.Пожарная безопасность
2.Первая медицинская помощь
3.Действия при ЧС (различного характера)
4.Действия при теракте
5.Действия в толпе
6.Военная форма одежды
7.Ордена и медали
8Символы РФ
9.Отличительные знаки военнослужащих
Комплекты таблиц охватывают основные вопросы по изучаемым темам
ОБЖ. Таблицы помогут сделать процесс обучения более наглядным и
эффективным.

Технические средства
1.Персональный компьютер
2.Интерактивная доска
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Доска магнитная
2.СИЗ
3.Аптечка
4.АИ-2

Педагог дополнительного образования

Очиров С.Д.

Название разделов и тем

Количество часов
Общее
Теория
Практ

Дата
По плану
Факт.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».