Сахманова Ю.П. Основы мультипликации

Пояснительная записка
Данная программа по мультипликации предназначена для обучающихся 1-4 классов
(7-10 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих мультипликацию в
Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1
год обучения (111 часов, 3 часа в неделю).
Современные условия диктуют новые требования к человеку: сегодня востребованы
активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и
действовать. Искусство мультипликации и представляет собой совокупность различных
видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность. Наличие современных
технических средств, внедрение их в учебный процесс, делают мультипликацию
необходимым и современным средством обучения, а также интересным видом
деятельности. Этим и объясняется актуальность данной образовательной программы.
Вопросы гармоничного развития и творческой реализации находят свое решение в
условиях мультипликационной студии. Создание мультфильма - это многогранный
процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую,
игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у
обучающихся развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность,
активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением,
владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.
Направленность программы:
Программа рассчитана на работу с детьми от 7 до 10 лет.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом.
Срок реализации программы – один год.
Численность обучающихся в группе – 5-10 человек.
Комплектование групп проводится в конце августа - начале сентября.
Программа - модифицированная, была создана на основе:
- программа творческой деятельности для детей от 3-х до 16-ти лет «Дом мультфильмов»;
- программа творческой деятельности для детей 7-и до 15-ти лет студии детской
мультипликации «Лунтик»;
- рекомендации детской киностудии «Поиск» «Рекомендации по работе с детьми в студии
мультипликации»;
- учёта потребностей и запросов учащихся и родителей (законных представителей);
- результатов обобщения опыта работы педагогического коллектива Центра;
- анализа специальной литературы.
Новизна данной программы заключается в применении:

- применение современных информационных технологий (освоение различных
техник съемки, работа с фотоаппаратурой) на основе использования традиционных видов
ИЗО-деятельности (рисование, лепка, изготовление кукол из различных материалов и т.д.);
- системы заданий и упражнений, направленных на освоение детьми различных
материалов и технических приемов художественной выразительности;
- системно - деятельностного подхода при подаче как теоретического, так и
практического материала с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов.
Цель программы - развитие творческих способностей посредством мультипликационной
деятельности в процессе создания мультипликационных фильмов.
Задачи:
Обучающие:
- освоение элементарных знаний по предмету;
- овладение практическими умениями и навыками работы с пластилином;
- освоение современных технологий (фотоаппарат, компьютер).
Развивающие:
- развитие способностей, навыков, умений по предмету;
- развитие внимания, мышления, пространственного воображения, образно-логического
мышления, памяти, эмоциональной сферы;
- развитие моторики, глазомера, чувства гармонии и красоты, художественно-творческих
способности.
Воспитательные:
- воспитание эстетического и художественного вкуса;
- воспитание усидчивости, внимательности, умения работать в коллективе;
-воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоционально-эстетического
восприятия окружающего мира.
Мониторинг роста компетентности обучающихся производится по итогам каждого
полугодия и в конце каждого учебного года (определенного этапа обучения), а также в
конце обучения.
Основными

видами отслеживания результатов усвоения

учебного материала

являются:
- Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень
подготовленности обучающихся. Проводится в форме беседы «вопрос - ответ», игры на
знание мультипликационных фильмов и выполнения практических заданий по созданию
героев из мультипликационных фильмов.

2

- Текущий контроль проводится на каждом занятии. Выявляется степень усвоения
обучающимися нового материала. Проводится в форме опроса по пройденной теме на
знание терминологии, просмотр и оценка выполненных работ.
- Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Определение уровня усвоения
программы. Проводится в форме игры на знание истории, техник и видов мультипликации,
презентации собственного мультфильма.
Формы представления реализации образовательной программы:
- проведение выставки персонажей авторских детских мультфильмов и кадров из них;
- творческое тестирование в игровой форме;
- мозговой штурм идеи нового мультфильма;
- мастер-классы с участием детей;
- участие детей в городских, региональных и всероссийских конкурсах и фестивалях;
- проведение творческих отчетов в форме праздников с премьерным показом
мультфильмов.
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу обучения дети должны
Знать:
- виды анимационных техник;
- этапы создания мультфильма;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
Уметь:
- определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
- составлять сценарий, создавать раскадровку к мультипликационному фильму;
- передавать движения фигур человека и животных.
Владеть:
- навыками создания персонажей и декораций к мультипликационному фильму из
различных материалов (бумага, картон, пластилин и др.);
- основами фото- и видеосъемки;
- навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультипликационных
фильмов.
Результаты освоения обучающимися образовательной программы:
Личностные результаты:
•

принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной
деятельности;
3

•

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и командном
творческом взаимодействии;

•

овладение правилами поведения на занятиях.

Метапредметные результаты:
•

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

•

определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты:
•

формирование первоначальных представлений о видах анимационных техник;

•

овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении
мультфильмов;

•

приобретение первоначальных знаний о способах «оживления» (движения
мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания
мультипликационных фильмов).

4

Методическое обеспечение программы:
Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемно-поисковый (обучающиеся ищут пути решения в соответствии с заданной
педагогом тематикой).
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Бурятия;
- Закон №273 «Об образовании в РФ» и Закон №240-V "Об образовании в Республике
Бурятия ";
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 4.09.2014г. № 1726-р) и Концепция развития дополнительного образования детей
(распоряжение Правительства Республики Бурятия от 24.08.2015г. №512-р);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41);
- Закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17.06.1999г. №181;
- Закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994г. N 69-ФЗ;
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение
к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844);
- Устав МАУ ДО ЦДО «МАН»;
-Положение о программах дополнительного образования детей, порядке их рассмотрения и
утверждения в МАУ ДО ЦДО «МАН».
Материально - техническое обеспечение программы:
- Цифровой фотоаппарат;
- Штатив, на который крепится фотоаппарат или видеокамера;
- Лампы дневного света с подвижным механизмом;
- Компьютер с программой для обработки отснятого материала;
- Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
- Художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти,
карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие);
- Диски для записи и хранения материалов;
- Устройство для просмотра мультипликационных фильмов (проектор с экраном или
монитор компьютера).

5

1. Учебный план занятий.
№
п/п

Название раздела, темы

1

Раздел 1. Введение в образовательную программу родителей и детей в
ходе собрания.
Раздел 1. Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности и охраны труда. Правила
поведения в студии. Знакомство со студией анимацией. Знакомство с
оборудованием, материалами, инструментами. Показ известных
мультфильмов.
Раздел 2. Тема 2.1. Общие сведения об истории анимации.
Теория: Что такое анимация? Виды анимационных техник. Показ
детских мультфильмов, созданных по разным технологиям. Профессии
в анимации (Общее знакомство с профессиями; писатель, режиссер,
сценарист, артист). Процесс создания мультфильма? Что необходимо
иметь? Поиск идеи для создания мультфильма.
Раздел 2. Тема 2.2. 12 принципов анимации.
Теория: 12 принципов анимации, на которые опираются все аниматоры
и мультипликаторы.
Раздел 2. Тема 2.3. Законы анимации.
Теория: Знакомство с различными эффектами в пластилиновой
анимации (перелепка, эффект подмены и др.)
Раздел 2. Тема 2.4. Стоп моушен - оживление предметов, предметная
анимация.
Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма.
Практика: Путешествия. Под камерой каждый двигает свой предмет.
Похождение спичек, пуговиц, ручек, карандашей и др.
Снимаем мультфильм в технике стоп-моушен. Пишем сценарий,
рисуем расскадровку.
Раздел 2. Тема 2.5. Стоп моушен.
Практика: снимаем мультфильм в технике стоп-моушен.
Подготавливаем декорации. Проигрывание сюжета.
Снимаем мультфильм в технике стоп-моушен. Съемка. Озвучивание.
Раздел 2. Тема 2.6. Перекладочная рисованная анимация.
Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма.
Практика: Создаём и оживляем удивительное животное (птицу,
человека). Голова + туловище + конечности + хвост (соединяем).
Настроение. Жесты. Образы человечков.
Снимаем мультфильм в технике рисованная анимация. Пишем
сценарий, рисуем расскадровку.
Раздел 2. Тема 2.7. Перекладочная рисованная анимация.
Практика: снимаем мультфильм в технике рисованная анимация.
Подготавливаем декорации. Проигрывание сюжета. Съемка.
Озвучивание.
Раздел 2. Тема 2.8. Перекладочная плоская пластилиновая анимация.
Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма
(обзор оборудования и материалов, необходимых для создания

2

3

4
5
6

7

8

9

10

Количество
часов
Всег Тео Пр
о
рия акт
ика
3
3

Формы
аттестации
/контроля

3

3

устный
опрос

3

3

устный
опрос

3

3

устный
опрос

3

3

устный
опрос

3

1,5

3

3

1,5

3

3

1,5

1,5

творческое
задание

3

творческое
задание

1,5

творческое
задание

3

творческое
задание

1,5

творческое
задание

6

11

12

13

14

15

16

17
18

19

20

21

пластилиновой мультипликации). Чем отличается пластилиновая от
рисованной анимации. Практика: Как из пластилина можно создать
персонажи, объекты? Пластилиновое моделирование деталей сцены,
объектов и персонажей. Понятие перелепки. Лепим из пластилина
титры (из меньшего-большее).Снимаем мультфильм в технике плоская
пластилиновая анимация. Пишем сценарий, рисуем расскадровку.
Раздел 2. Тема 2.9. Перекладочная плоская пластилиновая анимация.
Практика: снимаем мультфильм в технике плоская пластилиновая
анимация. Подготавливаем декорации. Проигрывание сюжета. Съемка.
Озвучивание.
Раздел 2. Тема 2.10. Объёмная пластилиновая анимация.
Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма.
Отличие объёмной от плоскостной анимации.
Практика: Изготовление персонажа (низ увесистый). Снимаем
мультфильм в технике объемная пластилиновая анимация. Пишем
сценарий, рисуем расскадровку.
Раздел 2. Тема 2.11. Объёмная пластилиновая анимация.
Практика: снимаем мультфильм в технике объемная пластилиновая
анимация. Подготавливаем декорации. Проигрывание сюжета.
Съемка. Озвучивание.
Раздел 2. Тема 2.12. Оживающие фоны.
Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма.
Практика: Изготавливаем мультфильм в технике оживающий фон.
Раздел 2. Тема 2.13. Оживающие фоны.
Практика: снимаем мультфильм в технике оживающий фон. Пишем
сценарий, рисуем расскадровку. Подготавливаем декорации. Съемка.
Раздел 2. Тема 2.14. Рисование в технике «Граттаж»
Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма.
Практика: Рисование в технике «Граттаж». Пишем сценарий, рисуем
расскадровку.
Раздел 2. Тема 2.15. Рисование в технике «Граттаж»
Практика: Подготавливаем декорации. Съемка.
Раздел 2. Тема 2.16. Кофейная-сыпучая анимация.
Теория: Обсуждение технического процесса создания мультфильма.
Практика: Рисование песком, кофе, крупами. Съёмка. Сценарий,
расскадровка, подготовка декораций.
Раздел 2. Тема 2.17. Снимаем мультфильм в технике кофейная-сыпучая
анимация.
Практика: Съемка. Озвучивание.
Раздел 3. Тема 3.1. Литературная часть.
Теория: Составление истории, сюжета, сценария. Знакомство с этапами
развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия
и кульминация, развязка и эпилог). Литературный сценарий (что
снимаем), режиссёрский (как снимаем).
Практика: Разбор на примере сказки.
Раздел 3. Тема 3.2. Раскадровка.
Теория: Что такое раскадровка? С чего начать?
Практика: Составление раскадровки. Разделение фильма на эпизоды.
Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод (дальний, общий,
средний, крупный, сверхкрупный, деталь). Описание действия,

3

3

1,5

3

3

1,5

3

3

творческое
задание

1,5

творческое
задание

3

творческое
задание

1,5

творческое
задание

3

творческое
задание

3

1,5

1,5

творческое
задание

3

1,5

1,5

3

1,5

1,5

творческое
задание
творческое
задание

3

3

творческое
задание

3

1,5

1,5

устный
опрос

6

3

3

устный
опрос

7

22

23

24

25

26

27

происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода.
Описание техники анимации, применяемой в эпизоде.
Практика: Раскадровка на примере сказки.
Раздел 3. Тема 3.3. Изобразительная часть.
Практика: Изготовление героев, фонов, бутафории, необходимой по
сценарию.
Раздел 3. Тема 3.4. Актёрско-режиссёрская часть.
Практика: Проигрывание истории вживую (дети исполняют роли
мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и
пластики героев).
Раздел 3. Тема 3.5. Съёмочная часть.
Практика: Предварительные этюды на движение героев, подготовка к
съёмкам героев, фонов, выбор техники анимации, съёмки фильма по
эпизодам.
Раздел 3. Тема 3.6. Озвучивание.
Практика: Составление фонограммы. Запись речи. Подбор музыки,
шумовых эффектов. Расчёт фонограммы по времени.
Раздел 3. Тема 3.7. Просмотр и обсуждение
Теория: Просмотр и анализ собственных мультфильмов. Выявление
достоинств, недостатков, ошибок, удачных находок.
Раздел 3. Тема 3.8. Родительское собрание
Торжественный премьерный показ!
ИТОГО:

9

9

творческое
задание

6

6

творческое
задание

15

15

творческое
задание

9

9

творческое
задание

3

3

3

3

111

36

устный
опрос

75

3

2
3

13
20

3
3

27

3

н
о
я
б

1

беседа

4
11
18
25

15:00-17:00

5
6
7
8

октябрь

4

Раздел 1. Введение в образовательную программу
родителей и детей в ходе собрания.
Раздел 1. Тема 1. Вводное занятие.
Раздел 1. Тема 1.1. Общие сведения об истории
анимации.
Раздел 1. Тема 1.1. Общие сведения об истории
анимации.

3
3
3
3

Раздел 1. Тема 1.2. 12 принципов анимации.
Раздел 1. Тема 1.2. 12 принципов анимации.
Раздел 1. Тема 1.3. Законы анимации.
Раздел 1. Тема 1.3. Законы анимации.

3

Раздел 2. Тема 2.4. Стоп моушен - оживление
предметов, предметная анимация. Обсуждение
технического процесса создания мультфильма.
Пишем сценарий, рисуем расскадровку.

Форма
контроля
устный опрос

6
сентябрь
октябрь

1

Тема занятия

Место
проведения

Кол-во
часов

Форма
занятия

Время
проведения

Число

Месяц

№
п/п

2.Календарный учебный график.

8

8

3

11

15

3

12

22

3

13

29

3

14

6

3

Раздел 2. Тема 2.9. Перекладочная плоская
пластилиновая анимация. Подготавливаем
декорации. Проигрывание сюжета. Съемка.
Озвучивание.

15

13

3

16

20

3

17

27

3

10

3

Раздел 2. Тема 2.10. Объёмная пластилиновая
анимация. Обсуждение технического процесса
создания мультфильма. Изготовление персонажа
(низ увесистый). Пишем сценарий, рисуем
расскадровку.
Раздел 2. Тема 2.11. Объёмная пластилиновая
анимация. Подготавливаем декорации.
Проигрывание сюжета. Съемка. Озвучивание.
Раздел 2. Тема 2.12. Оживающие фоны.
Обсуждение технического процесса создания
мультфильма. Изготавливаем мультфильм в
технике оживающий фон.
Раздел 2. Тема 2.13. Оживающие фоны.
Пишем сценарий, рисуем расскадровку.
Подготавливаем декорации. Съемка.

17

3

а

24

21
22

31
7

23
24
25

февраль

20

14
21
28

беседа, практические упражнения

19

январь

18

3
3
3
3
3
3

Раздел 2. Тема 2.5. Стоп моушен. Съемка.
Озвучивание.
Раздел 2. Тема 2.6. Перекладочная рисованная
анимация. Технический процесс. Пишем сценарий,
рисуем расскадровку.
Раздел 2. Тема 2.7. Перекладочная рисованная
анимация. Подготавливаем декорации.
Проигрывание сюжета. Съемка. Озвучивание.
Раздел 2. Тема 2.8. Перекладочная плоская
пластилиновая
анимация. Технический процесс. Пишем сценарий,
рисуем расскадровку.

творческое задание

р
ь

декабрь

10

Раздел 2. Тема 2.14. Рисование в технике
«Граттаж». Обсуждение технического процесса
создания мультфильма. Пишем сценарий, рисуем
расскадровку.
Раздел 2. Тема 2.15. Рисование в технике
«Граттаж». Подготавливаем декорации. Съемка.
Раздел 2. Тема 2.16. Кофейная-сыпучая анимация.
Раздел 2. Тема 2.17. Снимаем мультфильм в технике
кофейная-сыпучая анимация.
Раздел 3. Тема 3.1. Литературная часть.
Раздел 3. Тема 3.2. Раскадровка.
Раздел 3. Тема 3.3. Изобразительная часть.
9

30
31
32

3
10
17/
24
8
15
22
29

33
34
35
36

м
а
й

беседа, практические упражнения

6
13
20
27

апрель

26
27
28
29

ИТОГО:

3
3
3
3

Раздел 3. Тема 3.3. Изобразительная часть.
Раздел 3. Тема 3.3. Изобразительная часть.
Раздел 3. Тема 3.4. Актёрско-режиссёрская часть.
Раздел 3. Тема 3.5. Съёмочная часть.

3
3
6

Раздел 3. Тема 3.5. Съёмочная часть.
Раздел 3. Тема 3.5. Съёмочная часть.
Раздел 3. Тема 3.5. Съёмочная часть.

3
3
3
3

Раздел 3. Тема 3.6. Озвучивание.
Раздел 3. Тема 3.6. Озвучивание.
Раздел 3. Тема 3.7. Просмотр и обсуждение.
Раздел 3. Тема 3.8. Родительское собрание
Торжественный премьерный показ!

111

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».