Пояснительная записка Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся (1314 лет) дополнительно, изучающих робототехнику в МАОУ ФМШ № 56. (111 часов, 3 ч. в неделю). Программа может быть использована для учащихся с разной степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, развитию умения логически мыслить, памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники. Задачи программы: Образовательные: 1. Развивать навыки конструирования; 2. Ознакомить с основами программирования робототехнических комплексов на основе LEGO MINDSTORMS EV3 NXT; 3. Формировать умение работать по предложенным инструкциям; 4. Формировать умение творчески подходить к решению задачи; 5. Обогащать информационный запас обучающихся научными понятиями и законами; Развивающие: 1. Развивать эмоциональную сферу ребенка, моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, пространственное воображение, творческие способности; 2. Развивать умение довести решение задачи до работающей модели; 3. Развивать умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; Воспитательные: 1. Формировать коммуникативную и общекультурную компетенции; 2. Формировать культуру общения в группе; 3. Формировать умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. Результативность программы. План реализации программы рассчитан на 1учебный года. В задачи программы не входит научить строить роботы, научить конструировать довольно трудно: каждый идёт своей дорогой, у каждого есть свои предпочтительные узлы крепления конструкции и этапы ее создания. Задача – научить тому, как заставить роботов выполнять задания и упражнения, как написать программу. Написание программы – процесс творческий: и для одного и того же задания можно составить несколько вариантов работающих программ, но, освоив принципы программирования, разобрав примеры, можно самому пуститься в увлекательное творчество и что-то упростить или придумать свой, нетривиальный код. Место курса «Творческая робототехника» в плане внеурочной деятельности школы. Программа рассчитана на обучение учащихся 7-8классов. Это группа постоянного состава. Набор обучающихся свободный. Режим организации занятий Общее количество часов в год – 111, в неделю – 3 часа. После каждого теоретического занятия следует творческая мастерская, предполагающая применение полученных теоретических знаний на практике. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Творческая робототехника» Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися программы курса: 1. Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение слушать и понимать других; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2. Познавательные универсальные учебные действия: формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы. 3. Регулятивные универсальные учебные действия: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя; формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными. 4. Личностные универсальные учебные действия: формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности, формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения. Ожидаемые предметные результаты реализации программы: Первый уровень у обучающихся будут сформированы: - основные понятия робототехники; - основы алгоритмизации; - умения автономного программирования; - знания среды LEGO Mindstorms NXT-G; - основы программирования на NXT-G; - умения подключать и задействовать датчики и двигатели; - навыки работы со схемами. Второй уровень обучающиеся получат возможность научиться: - собирать базовые модели роботов; - составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач; - использовать датчики и двигатели в простых задачах. Третий уровень обучающиеся получат возможность научиться: - программировать на NXС; - использовать датчики и двигатели в сложных задачах, предусматривающих многовариантность решения; - проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы. Использование робототехники позволяет: - Реализовывать в образовательном процессе системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС. - Развивать навыки коммуникации и обогащать словарный запас детей путем организации работы детей в группах, а также презентации своих проектов. - Учить детей пространственной ориентации, помогать им осваивать понятия: слева, справа, над, под, за, перед, около и т.д. - Развивать координацию движений, ручные навыки, мелкую моторику. - Воздействовать на развитие у учащихся познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей. Содержание программы (разделы) I. Робототехника. Основы конструирования. Основные определения. Классификация роботов по сферам применения. Детали конструктора LEGO. Знакомство с блоком NXT, сервомоторами, датчиками. II. Алгоритмизация. Автономное программирование. Типы алгоритмов. Создание программ с использованием автономного программирования блока NXT. III. Программирование в среде NXT-G. Понятие среды программирования. Среда программирования NXT-G, основные особенности. Создание программ в среде программирования NXT-G. Создание базовых программ, предусматривающих использование различных датчиков, решение задач смешанного типа. Соревнования роботов. 3 Понятие алгоритма 3 3 Изучение среды управления и программирования Датчик касания. Составление программ с использованием датчика касания. Датчик освещенности. 3 3 Датчик расстояния (ультразвуковой). Программирование более сложного робота 3 Собираем гусеничного бота по инструкции 3 Составление линейных программ с использованием блока движения. Интерфейс NXT-G. Движение 9 10 11 ноябрь 8 13 14 15 16 декабрь 12 17 18 23 24 25 26 февраль 21 22 март 20 январь 19 8 1 5 2 2 2 9 6 1 3 2 0 2 7 1 0 1 7 2 4 3 1 7 1 4 2 1 2 8 6 1 3 3 Практика. Лекция. Практика. 7 10:00-12:00 сентябрь октябрь 6 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Движение по контуру геометрических фигур. Составление программ включающих в себя ветвление в среде NXT-G. Составление программ с использованием датчика касания Составление программ с использованием датчика освещенности. Составление программ с использованием датчика цвета Составление программ с использованием датчика расстояния. Движение по черной линии. Лабиринт простой и сложный 3 Лабиринт сложный с объектами внутри лабиринта. Поиск линии заданного цвета. 3 3 Поиск объекта заданного цвета Собираем по инструкции робота-сумоиста Самост.работа 1 1 1 8 2 5 1 Самост.работа 5 3 Самост.работа 3 3 3 Самост.работа 4 2 Самост.рабо та 4 Введение. Техника безопасности. Роботы вокруг нас. Знакомимся с набором LEGO NXT Mindstorms EV3. Знакомство с блоком NXT. Порты для: датчиков, сервомоторов, USBсоединения Конструирование первого робота. Место провед ения Форма контро ля 3 1 каб.№2 МАОУ ФМШ № 56 Время провед Форма заняти Кол-во часов Тема заняти я 1 3 2 0 2 7 № п/п Месяц Число 2.Календарный учебный график. 28 31 32 апрель 29 30 36 37 май 33 34 35 2 0 2 7 3 1 0 1 7 2 4 1 8 1 5 2 2 2 9 ИТОГО: 3 Соревнование "роботов сумоистов" 3 Конструируем робота к соревнованиям 3 3 Творческие работы. Творческие работы. 3 Творческие работы. 3 Творческие работы. 3 3 3 Творческие работы. Творческие работы. Творческие работы. 3 Творческие работы. 3 Творческие работы. 111 Самост.работа 27 Литература: 1. Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – М.: ДМК, 2010, 278 стр. 2. Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NT Press, 2007, 345 стр. 3. ПервоРобот NXT 2.0: Руководство пользователя. – Институт новых технологий 4. Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ «РОС», 2012 5. Программное обеспечение LEGO Education NXT v.2.1. 1. Робототехника для детей и родителей» С.А. Филипов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. 195 с. 2. LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. – 39 pag. 3. LEGO Technic 1. Activity Centre. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1990. – 143 pag. 4. LEGO Technic 1. Activity Centre. Useful Information. – LEGO Group, 1990.- 23 pag. 5. LEGO DACTA. Early Control Activities. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 43 pag. 6. LEGO DACTA. Motorised Systems. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 55 pag. 7. ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику. - MINDSTORMS NXT education, 2006. – 66 с. 8. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с. Интернет-ресурсы 1. www.school.edu.ru/int 2. http://www.prorobot.ru 3. http://www.nnxt.blogspot.ru 4. http://www.ielf.ucoz.ru 5. http://www.fiolet-korova.ru 6. http://www.mindstorms.ru 7. http://www.lego56.ru 8. http://www.robot-develop.org 9. http://www.lego.detmir.ru 10. http://legoengineering.com 11. http://robosport.ru/ 12. www.legoeducation.com