Пояснительная записка
Данная программа по каллиграфии «Веселые штрихи» предназначена для учащихся 2-4
классов (8-10 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих каллиграфию в Центре
дополнительного образования детей «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год
обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Чистописанием дети
начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в
последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в
образовательное учреждение.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует
совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые
необходимы им на протяжении всей учебной деятельности. Программа дополнительного
образования «Веселые штрихи» разработана
с
учетом интересов и запросов родителей и
предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к
школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Младшие
школьники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую
сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о
наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны
быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги
отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность
письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки
выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у
них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Исследователи, занимающиеся
проблемами, связанными с началом обучения в школе (В.М.Лыков, Ю.Ф. Мановский, Н.Т.Терехова,
А.В. Киноман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова)
отмечают, что многие трудности в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на
предыдущем, дошкольном этапе.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных
движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также
хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к обучению
письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр,
упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая
деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Программа «Веселые штрихи» направлена на всестороннее развитие ребенка, развитию
мотивации к учебной деятельности, развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.
Цель:
Развитие мелкой моторики и статики для подготовки рук к письму. Овладение
практическими особенностями каллиграфического почерка.
Общие задачи:
1.
Формировать мотивацию обучения.
2.
Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
3.
Формировать пространственное восприятие, пространственные
представления.
Увеличить объем внимания, памяти.
4.
Развивать речь.
5.
Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для
праворуких, так и для леворуких детей.
6.
Сохранение здоровья.
Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма:
1)
Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса
письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа.
2)
Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или
в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
3)
Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение
образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения
формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями,
так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению
неправильных движений.
4)
Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на
двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.
5)
Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно
анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы.
6)
Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного
письма в определённом темпе.
Предметные результаты:
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать
тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;
умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;
умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять
различные способы штриховки;
формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы
соединения букв;
каллиграфические упражнения по
предупреждению фонетикографических, орфографических и речевых ошибок;
умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно- познавательных, учебных и художественных произведений;
развитие орфографической зоркости учащихся;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения.
Тематика
Раздел 1. Вводное занятие.
0.1. Беседа, игры с детьми «Знакомство».
Инструктаж, правила ТБ, ПБ, ПДД, Вспомним
написание букв и алфавит. Правописание
соединения букв. История письменности
1. Учебный план занятий
теория
3
Количество часов
практика
всего
3
6
Формы аттестации/
контроля
Творческое задание
Раздел 2. Подготовка к письму. Базовые правила
письма. Обозначения. Главные особенности
каллиграфического письма. Артикуляция
Раздел 3. Специальные упражнения для
подготовки руки.
6
6
12
3
6
9
Раздел 4. Особенности написания строчных букв
в каллиграфии. Артикуляционная разминка
6
3
9
Раздел 5. Особенности соединения букв в
каллиграфии.
Раздел 6. Особенности написания заглавных букв
в каллиграфии.
Раздел 7. Цифры и знаки. Правила написания.
3
6
9
3
9
12
6
Раздел 8. Работа с текстом, межстрочным 3
9
6
15
9
3
6
9
6
6
Устный опрос
6
6
Устный опрос
3
3
Творческое задание
1,5
3
Устный опрос
пространством, размещение текста на листе.
Раздел 9. Творческая мастерская «Волшебная
ручка».
Творческая самостоятельная работа с элементами
моделирования и штриховки.
Научатся анализировать текст, моделировать и
оформлять в нём предложения в соответствии с
их смысловой и интонационной законченностью,
расставлять знаки препинания в конце
предложений; составлять предложения из слов,
употреблять заглавную букву в начале
предложения, работать по алгоритму; развивать
орфографическую зоркость.
Раздел 10. Конкурс по каллиграфии.
Творческая самостоятельная работа с элементами
моделирования и штриховки.
Проверить умение каллиграфически списывать
тексты; умение безошибочно писать изученные
словарные слова; выявить лучшего каллиграфа;
контролировать этапы своей работы, проверять
написанное, владеть разборчивым аккуратным
письмом с учётом гигиенических требований.
Раздел 11. Контрольное списывание
Проверка каллиграфического написания букв и
соединений Списывание с готового образца.
Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие
орфографической зоркости.
Проверить навыки каллиграфического написания
букв и соединений в словах; списывание с
готового образца; развивать орфографическую
зоркость; закреплять безошибочное написание
словарных слов.
Раздел 12. Методы и приёмы
украшения букв и текста в целом.
Раздел 13. Итоговая аттестация
Итого:
1.5
108
Педагогическое
наблюдение,
самооценка
Педагогическое
наблюдение,
Педагогическое
наблюдение,
выставка работ
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Творческое задание
Педагогическое
наблюдение,
выставка работ
Устный опрос,
творческое задание,
выпуск передачи
Январь/декабрь
3
4,5,
6
11,
12,
13
18,
19,
20
25,
26,
27
8,9,
10
Форма контроля
Место
проведения
Раздел 3. Специальные
подготовки руки.
Педагогическо
е наблюдение,
для
Раздел 4. Особенности написания строчных букв
в каллиграфии. Артикуляционная разминка
«Школьное
упражнения
Педагогическо
е наблюдение,
выставка работ
МАН
беседа,
практические
упражнения
Тема занятия
Кол-во часов
Форма занятия
Время занятия
13,
14,
15
20,
21,
22
27,
28,
29
9
Педагогическо
е наблюдение,
выставка работ
9
13001520
Педагогическо
е наблюдение,
выставка работ
ЦДО
Декабрь/ноябрь
2
беседа
Раздел 1. Вводное занятие.
0.1. Беседа, игры с детьми «Знакомство».
Инструктаж, правила ТБ, ПБ, ПДД, Вспомним
написание букв и алфавит. Правописание
соединения букв. История письменности
Раздел 2. Подготовка к письму. Базовые правила
письма. Обозначения. Главные особенности
каллиграфического письма. Артикуляция
ДО
ноябрь
1
2,3,
4/9,
11,
12
16,
17,
18/
23,
24,
25,/
30,
31,
1
7,8,
9
беседа
9
Раздел 5. Особенности соединения букв в
каллиграфии.
каб.№52 МАУ
телевидение»
октябрь
0
Число
месяц
№
2.Календарный учебный график.
Диктант
15,
16,
17
Беседа,
практические
упражнения
январь
4
5
12
22,
23,
24
Педагогическо
е наблюдение,
выставка работ
Раздел 6. Особенности написания заглавных
букв в каллиграфии.
Раздел 6. Особенности написания заглавных
букв в каллиграфии.
беседа,
практические
у выездные
январь
29,
30,
31
Раздел 6. Особенности написания заглавных
букв в каллиграфии.
февраль
6
7
ма
рт
5,6,
7
упражнения,
12,
13,
14
упражнения,
выездные
занятия
беседа,
Раздел 6. Особенности написания заглавных
букв в каллиграфии.
12
Раздел 7. Цифры и знаки. Правила написания.
творческое
задание
19,
20,
21,
26,
27,
27
4,5,
6
12
Раздел 7. Цифры и знаки. Правила написания.
творческое
задание
11,
12,
13
18,
19,
20
25,
26,
27
9
Раздел 8. Работа с текстом, межстрочным
пространством, размещение текста на листе.
8
1,2,
3
9
Раздел 9. Творческая мастерская «Волшебная
ручка».
6
Раздел 10. Конкурс по каллиграфии.
апрель
апрель
8,9,
10
15,
16,
17
22,
23,
24
29,
30,
4
май
6,7,
8
11
май
Педагогическо
е наблюдение,
выставка работ
6
Раздел 11. Контрольное списывание
13,
14,
15
20,
21,
22
3
Раздел 12. Методы и приёмы
украшения букв и текста в целом.
27,
28,
29
3
Раздел 13. Итоговая аттестация
творческое
задание, тест
Ожидаемые результаты:
По итогам прохождения курса программы обучающиеся будут
знать:
•
общие правила работы за письменным столом: посадка, работа с пишущим инструментом,
внешние условия роботы;
•
основы композиции, расположение текста на листе, общие правила гармонизации текста.
уметь:
•
писать каллиграфические тексты;
•
оценить рукописный текст на степень гармоничности.
владеть:
•
навыками
написания каллиграфических текстов остроконечным пером;
•
теоретическими знаниями в области письменности.
В результате освоения программы у обучающихся развиваются устойчивые навыки
каллиграфического письма, расширяется кругозор и значительно увеличивается объём знаний в
области культуры, этики, эстетики, декоративно-прикладного творчества, общей истории и истории
письменности