Гармаева И.А. Радиожурналистика РадиоМан

Пояснительная записка
Данная программа по радиожурналистике предназначена для учащихся 2-8
классов (8 -14 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих
журналистику в Центре дополнительного образования «Малая академия наук».
Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Программа по радиожурналистике до начала своей реализации уже стала
востребованной среди учащихся, обучающиеся по программе «Основы
журналистики». Так как в процессе создания телепередач сформировалась такая
категория обучающихся, которые предпочитали говорить за кадром. Но при
создании телевизионной программы «Школьное телевидение» записывается всего
5-6 закадровых текстов. Исходя из этого для удовлетворения потребности этой
категории детей возникла идея запуска второго проекта, но уже на радио, где
более полно и глубоко обучающиеся смогут себя реализовать в работе «за
кадром».
Актуальность программы дополнительного образования «РадиоМан» связана с
решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социальнотворческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и
личностное становление детей и подростков. «Основы радиожурналистики»
заключается в том, что СМИ как источник информации формирует не только
видение мира, но и отношения к социуму. Учащиеся школьного возраста создают
коммуникативные сообщества, в которых информационная составляющая
становится важной частью группового общения. А в профессии радиожурналиста
необходимо не только уметь говорить, но и находить интересные темы,
выполнять роли ведущего и диктора. СМИ, в работе которых воспитанники
объединения «Радиожурналистика» принимают участие, дает им возможность
определиться в сфере массовой коммуникации и реализоваться в данной сфере.
Работа по программе «РадиоМан» учит собирать и умело распространять
информацию, ясно и точно излагать свои мысли, повышает речевую культуру,
обучает техническим знаниям и навыкам в области радиовещания, поможет
укрепить связи с ближайшим социальным окружением.
Участие детей в создании средств массовой информации даёт им возможность
определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле,
утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Подростки получают
возможность выявить свои способности, профессиональные качества,
определиться в мире профессий.
В данной программе по радиожурналистике, дети структурировано получают
знания и по построению радиоэфира, и по технике речи, и по монтажу, что
позволит им понять для себя, в каком направлении они будут развиваться в
дальнейшем. На занятиях дети углубленно осваивают навыки грамотного
владения устной и письменной речи путем специальных упражнений в работе с
текстом, а также применения основ дикции и артикуляции. Обучаясь по

программе «РадиоМан», дети повысят свой словарный запас, научатся грамотно
выстраивать предложения, формулируя свои мысли и в целом усовершенствуют
свой речевой аппарат. Занятия помогут обучающимся оценить свой творческий
потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать
созданию положительной мотивации учащихся к предметам как гуманитарного,
так и технического профиля.
Цели программы: создание условий для формирования и развития творческих
способностей учащихся, осознанного выбора будущей профессии, расширения
информационно-познавательных возможностей путем создания радиопередачи
«РадиоМан».
Перспективная цель — подготовка обучающихся к сотрудничеству с
городскими и региональными средствами массовой информации и возможному
выбору радиожурналистики как будущей профессии.
Задачи:
- дать основные представления и умения в сфере радиожурналистики, навыки
работы разнообразными видами и источниками информации;
-формировать первоначальные навыки работы со специальной аудиотехникой и
цифровым оборудованием;
-развивать творческий потенциал, познавательные и коммуникативные
способности обучающихся;
- создать условия для первых проб ребенка в качестве тележурналиста,
телеоператора, ведущего, монтажера, редактора, сценариста, интервьюера,
комментатора, репортера;
- развивать навыки социального общения, способность к социальной адаптации.
На занятиях учащиеся изучают основы профессии радиожурналиста, редактора,
режиссера и др., усваивают основы профессиональной культуры, узнают о жанрах
средств массовой информации, способах освещения информации, познакомятся с
компьютерными программами, предназначенными для создания программ.
Программа предполагает проведение экскурсий с учащимися, целью которых
является получение необходимой информации для дальнейшей работы
программы «РадиоМан».
Особенностью программы является её практико-ориентированный характер.
Учащиеся центра проходят обучение в процессе работы над реальными
радиовыпусками. Такая работа имеет четкие сроки, накладывает на весь
коллектив и каждого ребенка большую ответственность за выполнение взятых на
себя обязательств. Чтобы полноценно участвовать во всех этапах производства
радиопрограммы, ученику необходимо овладеть устной и письменной речью,
сценарным мастерством, основами аудиомонтажа. Программа предусматривает
знакомство детей с самыми элементарными азами радиожурналистики. Создавая
радиовыпуск, дети учатся ориентироваться в информационном пространстве,
2

пишут сценарии, учатся общению и диалогу с разными людьми, берут интервью,
выступают в роли ведущих радиосюжетов.
Формы организации образовательного процесса коллективные, групповые и
индивидуальные.
Виды занятий определяются содержанием программы. В основном это
практические занятия, деловые и ролевые игры, беседы, речевые упражнения,
выполнение самостоятельной работы.
По окончании обучения дети будут знать: основные принципы работы на радио,
основы монтажа, звуковую структуру программы, особенности звучащей речи на
радио; форму и содержание журналистских произведения.
Будут уметь: самостоятельно составлять сценарии для радиопрограмм; владеть
основными функциями звуковой программы, выступать устно, соблюдая речевую
культуру журналиста; самостоятельно готовить сюжеты для радио,
ориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в
соответствии с этой ситуацией.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тема

Количество часов
Те
ор
ия

1.

День встреч. Входная диагностика.
Инструктаж о правилах пожарной
безопасности, ПДД.
1.2. Знакомство с радиооборудованием.
История радиовещания. Радио как
СМИ. Радиорепортёр. Живое слово.
Сценарий программы «РадиоМан»

3

3

1.3

Специфика корр.,работы
Азы радиожурналистики. Обзор
детских и молодёжных радиопередач.
Новые рубрики. Журналистский текст.
Знакомство с радиостанцией. История
радио. Практикум. Работа в программе
«Adobe Audition »
Функции радиовещания.
Работа с микрофоном. ЗКД

1.5

Итог
о

Введение в радиожурналистику.

1.1

1.4

Прак
тика

Формы
аттестации/конт
рол

3

Тестирование,
устный опрос

3

6

Выполнение
творческого
задания;
опрос

3

3

6

опрос

3

6

9

Выполнение
творческого
задания

3

3

6

тестирование

3

1.6

Виды радиовещания.
Работа со звуковыми программами

1.7

«Введение в радиожурналистику».
история
Создание радиопрограммы
Микширование и монтаж
Подготовка к фестивалю «Включайся»

2
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

3
3.1

3.2

3.3

Сюжетно-ролевая игра «Берём
интервью». Создание радио текстов
разного типа
(описание, рассуждение, повествование
Создание радиопрограммы.
Практикум.
Сбор необходимых фактов.
Выбор музыки, которая используется в
радиопередаче. Подготовка полного
текста радиопередачи. Запись слов
автора. Сбор радиопередачи полностью
от начало до конца.
Звуковая структура
Запись программы по теме
«Толерантность»
Аудитория радио
Подготовка программы о здоровом
образе жизни
Запись программы о здоровом образе
жизни
Особенности звучащей речи на радио
Технические особенности
радиопрограмм
Зачёт «Создание радиопрограммы»

Культура радиоречи
Голос и его свойства. Речевой аппарат.
Артикуляционная
гимнастика.Голосоречевой
тренинг.
Коммуникативные качества речи.
Речевые такты и логические ударения,
мелодика речи
Голос и дикция
Выпуск радиопрограммы

3

3

6

Собеседование;
Выполнение
творческого
задания
Опрос

3

3

3

6

9

6

6

9

3

6

9

Выполнение
творческого
задания

3

3

6

3

3

6

Выполнение
творческого
задания
Выполнение
творческого
задания

3

3

6

беседа

3

3

6

Выполнение
творческого
задания

3

3

3

Опрос

3

3

Опрос

3

3

Опрос

Выполнение
творческого
задания
Выполнение
творческого
задания

4

4
4.1

4.2

4.3

Основы режиссуры и сценарного
мастерства
Рождение замысел. Идейнотематический
анализ.
Структурный план радиовыпуска

Выпуск тематических передач.
Итого:

3

3

1.5

1.5

3

1.5
42

1.5
66

3
108

Выполнение
творческого
задания
Выполнение
творческого
задания
Тест

3

Введение в радиожурналистику

Форма контроля

Тема занятия

беседа

Место
проведения

Кол-во часов

Время занятия

06

Форма занятия

0

Число

месяц

№

2.Календарный учебный график.

опрос

1

13,

3

1.2.
Знакомство с радиооборудованием.
История радиовещания. Радио и другие СМИ

20

3

1.3. Азы радиожурналистики. Обзор детских и
молодёжных радиопередач

27

3

1.4. Работа над журналистским текстом

3

1.4. Редакция на радио.

04,

беседа

Практикум.
Audition»

11,

Октябрь,
2

1.5.Функции
микрофоном

3

1.6 Виды радиовещания.

программе

радиовещания.

«Adobe

Работа

с

Работа со звуковыми программами
беседа,
практические
упражнения

15,,
22,
29

09-00-11-20

01,
08

ноябрь

в

3

18
25

Работа

опрос

«Введение в радиожурналистику». история
3

2.1.Создание радиопрограммы. Микширование и
монтаж.
Подготовка к фестивалю «Включайся»

МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук»

сентябрь

1.1 День встреч. Входная диагностика.
Инструктаж о правилах пожарной безопасности,
ПДД.

устный опрос

5

3

06,

беседа

устный опрос

2.2 Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью».
Создание радио текстов разного типа

декабрь

(описание, рассуждение, повествование

4

13,

практические
упражнения

3

устный опрос

2.3. Создание радиопрограммы.
Практикум.
Звуковая структура

10,
17

беседа,
практические
упражнения,
выездные
занятия

3

24,
31,

беседа,
практические
упражнения

07,
14

Беседа

21,
28

беседа,
практические
упражнения,
выездные

27

февраль

6

3

09-00-11-20

20,
27
март

8

06,
13

март

7

2.4.
Запись
«Толерантность»

программы

по

теме

Аудитория радио

3

2.5. Подготовка программы о здоровом образе
жизни.
Запись программы о здоровом образе жизни

2.6. Особенности звучащей речи на радио
Технические особенности радиопрограмм
творческое
задание

2.7. Зачёт «Создание радиопрограммы»

3

Раздел 3. Тема: культура радиоречи
Голос и его свойства. Речевой аппарат.
Артикуляционная гимнастика.Голосоречевой

занятия

тренинг.

беседа,
практические
упражнения,
выездные

Раздел 3. Коммуникативные качества речи.
Речевые такты и логические ударения,
мелодика речи

занятия
беседа,
практические
упражнения,
выездные
занятия

устный опрос

3.3.Голос и дикция
Выпуск радиопрограммы

каб.№ 6
МАУ ДО ЦДО МАН «Медиацентр»

Январь,

5

беседа,
практические
у выездные

09-00-11-20

декабрь

20

творческое
задание

творческое
задание
творческое
задание

6

03,
10,
17,
24

беседа,
практические
упражнения

08,
15

беседа,
практические
упражнения
беседа,

Раздел 4. Основы режиссуры и сценарного
мастерства.

творческое
задание

3

Раздел 4. Основы режиссуры и сценарного
мастерства.
4.2.Структурный план радиовыпуска

3

4.3.Выпуск тематических передач.

творческое
задание
творческое
задание
творческое
задание
творческое
задание

4.1.
Рождение
замысла.
Идейнотематический
анализ.
«Создание программы РадиоМАН»

апрель

9

май

10

20,
29
май

11

(Авторская работа)

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».