Статья "Встреча с чудом, или развитие креативности у детей"

15.05.2024

На сегодняшний день одним из основных требований к образованию является развитие творческой личности – человека, способного выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать в результате собственной деятельности продукты, характеризующиеся новизной. Для этого необходимы творческое воображение и высокое качество творческого мышления, которые, согласно исследователям в области педагогики и психологии, являются основными компонентами творческих способностей. Таким образом, основными направлениями работы с детьми в данной области  можно назвать развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Но что есть креативность? Под этим термином понимают набор личностных качеств, характеризующий способность индивида создавать уникальные, оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, таким образом, креативность - это способность личности к творчеству. В психологии креативность рассматривается в первую очередь как общая творческая способность, умение преобразовывать знания. При этом в работах Л. С. Выготского, В.В. Давыдова, Я. А. Пономарева, А. Г. Шмелева креативность связывается с развитием воображения, фантазии, умением выдвигать гипотезы. На основе этих работ  Е.С.Громовым и В.А.Моляко было предложено семь признаков креативности, среди которых выделяются оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

Что же лежит в основе креативности и воображения, которыми должна обладать творческая личность? Что является началом всех начал? Если мы вспомним, с каким восторгом и вдохновением дети впитывают любую информацию о поразившем их явлении или событии, то ответ окажется на поверхности. Встреча с чудом — так можно назвать то, что стимулирует процесс познания детьми окружающего мира. Яркое, эмоциональное переживание от встречи с чем-то новым,  неизведанным. Оно пробуждает в ребенке исследователя, первооткрывателя, порождает десятки вопросов о сути заинтересовавших явлений. Цель родителя и учителя состоит в том, чтобы вывести личность ребенка в режим развития, пробудить стремление к познанию — и поэтому очень важно не упустить моменты, когда в ребенке включается восторженный искатель. Важно помнить, что в эти моменты основной задачей взрослого становится поощрение детской любознательности.

Маленький человек копирует поведение окружающих его взрослых, соотносит с их суждениями собственное восприятие, строит картину мира. Именно взрослый может научить ребенка находить удивительное вокруг него, акцентируя внимание на интересных явлениях, поощряя тем самым любознательность. Взрослый может подарить ребенку массу поводов, чтобы удивиться, а самое главное — подать пример.

«Ничего себе! Посмотри...»

«Ты только представь себе, что...»

«Меня удивляет...»

Это только малое количество вариантов того, как можно привлечь внимание ребенка  к какому-либо явлению. Будь то превращение льдинки в капельку воды, падение листьев с деревьев осенью или движение железной стружки на бумаге под действием магнита. Абсолютно любое явление, привычное для взрослого, может стать для ребенка поводом к открытию,  стоит только направить его внимание  в нужном направлении. После этого важно помочь ребенку сформулировать и задать вопросы, которые у него обязательно появятся, ответить на них вместе и, самое главное, не забывать удивляться вместе с ним. Удивление — топливо, на котором разгорается страсть к познанию нового.Хочу такой сайт

Однако, стимулирование любознательности лишь первый шаг на долгом пути. Оно помогает создавать базу знаний об окружающем мире, оперируя которыми и преобразовывая которые, ребенок   получает возможности для развития креативности мышления.  

Креативность можно и нужно развивать с помощью специальных упражнений. Среди самых действенных систем в области развития креативного мышления можно назвать некогда незаслуженно забытую, а сейчас получившую второе дыхание теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанную Г. С. Альтшуллером.

ТРИЗ - это  метод мышления, парадигма, особый подход к решению любых проблем и задач. В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста ее смысл заключается в том, чтобы обратить их внимание на интересные вещи и явления, подтолкнуть к размышлениям о их сути, научить смотреть на ситуацию под разными углами, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», но не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде.

Далеко не обязательно подробно изучать особые практики или методики теории — это целая наука со своими законами и алгоритмами, однако даже применение ее элементов способно принести немалые результаты. Важно понимать основные принципы и механизмы, которые служат развитию детской креативности и становления творческой личности. Удивление, любознательность, познание, размышление, преобразование — это этапы, которые следует стимулировать, сопровождать и направлять. Можно сформулировать всего два основных принципа, соблюдение которых способно помочь в этом непростом процессе. Первый принцип заключается в том, что любое общение, каждая минута времени, проводимые с детьми, являются временем развивающим. Второй принцип гласит, что абсолютно любой предмет, находящийся поблизости, может стать развивающей игрушкой, с помощью которой ребенок изучает окружающий мир, а наша задача - вовремя ее подать, помочь увидеть с помощью нее чудо.


Просмотров всего: , сегодня:

vstrecha_s_chudom (1).doc (скачать)

Дата создания: 06.12.2024

Дата обновления: 06.12.2024

Дата публикации: 15.05.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».