Баторова_Программирование Питон 9 класс

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная
общеразвивающая
программа
««Основы
языка
программирования Питон» (далее - Программа) реализуется в соответствии
нормативно-правовыми документами:

















Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. №
ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МАУ ДО ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ, утвержденный Приказом МУ
«Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374

Актуальность:
Python – это язык программирования общего назначения, распространяемый
с открытыми исходными текстами. Он оптимизирован для создания
качественного программного обеспечения. Язык Python используется
сотнями тысяч разработчиков по всему миру в таких областях, как создание
веб-сценариев, системное программирование, создание пользовательских
интерфейсов, настройка программных продуктов под пользователя,
численное программирование и в других. Как считают многие, один из
самых используемых языков программирования в мире.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Программирование, техническое программирование
Вид программы: Модифицированная программа
Направленность программы: техническая
Адресат программы: настоящая программа составлена для учащихся 9
классов, изучающих программирование на профильном уровне. Эта
программа рекомендуется обучающимся, которые выбрали свою будущую
специальность, связанную техническим программированием.
Содержание программы разработано с учетом принятия всех желающих, не
имеющих противопоказаний по здоровью.
Дополнительная общеразвивающая программа «Программирование на языке
Python» рассчитана на детей 15-16 лет, проявляющих интерес к
информационно-коммуникационным технологиям. Учащиеся объединения
являются разными по возрасту и социальному статусу. Объединение
комплектуется на основании заявлений законных представителей учащихся.
Группы формируются из школьников на добровольной внеконкурсной
основе.
Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей
учащихся. Психолого-педагогические особенности учащихся определяют и
методы индивидуальной работы педагога с каждым из них, темпы
прохождения образовательного маршрута
Группы постоянного состава. Набор обучающихся свободный по 20 человек
в группу.
Средние школьники: 15 – 16 лет
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 год
15 -16 лет – 111 ч.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы
состоящие из учащихся 9 классов.
Режим занятий:(здесь просто пишем режим занятий, какой год обучения
сколько раз в неделю)
средняя группа: 3 часа (40 мин) х 2 раза в нед. = 3 час в нед.

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Цель:

Способствовать формированию творческой личности,
обладающей информационными компетенциями, владеющей базовыми
понятиями теории алгоритмов, умеющей разрабатывать эффективные
алгоритмы и реализовывать их в виде программы, написанной на языке
программирования Python..
Образовательные задачи: Образовательные (предметные):







Познакомить с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их
записи, с основными способами организации данных.
Научить составлять и записывать алгоритмы с использованием
соответствующих алгоритмических конструкций.
Научить распознавать необходимость применения той или иной
алгоритмической конструкции при решении задач.
Научить организовывать данные для эффективной алгоритмической
обработки.
Научить разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке
программирования Python.
Научить осуществлять отладку и тестирование программы.

Воспитательные (личностные) –
1. создать положительную среду взаимоотношений… (со сверстниками, в
командной работе над проектом, с педагогом, со взрослыми).
2. наработать (волевые) качества характера: дисциплинированности,
усидчивости, аккуратности.
3. раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализациюсамопрезентацию (по активности ребёнка, выступления, достижения..)
4. представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
5. соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
6. ориентация на совместную деятельность при выполнении
7. учебных и познавательных задач, создании учебных проектов;
8. стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм, с учётом
9. осознания последствий поступков
Развивающие (метапредметные) –




владение
умениями
организации
собственной
учебной
деятельности, включающими: целеполагание как постановку
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и
того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на
подзадачи, разработка последовательности и структуры действий,

необходимых для достижения цели при помощи фиксированного
набора средств;
Ожидаемые результаты:
В результате изучения дисциплины получают дальнейшее развитие
личностные
регулятивные,
коммуникативные
и
познавательноуниверсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и
общепользовательская ИКТ–компетентность обучающихся, составляющая
психолого-педагогическую, инструментальную основу формирования
способности и готовности к освоению систематических знаний, к их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, способности к
сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых
проблем и воплощению решений в практику, способности к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. В ходе изучения данного
курса в основном формируются и получают развитие следующие
метапредметные результаты:
 умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том
числе
альтернативные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные способы решения задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения
результата, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
Таблица 1.2.2

Знать

Уметь

Стартовый уровень
формирование информационно-логических умений: определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы; - овладение умениями самостоятельно планировать пути
достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять
способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи; - овладение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный
алгоритм;
-анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении
алгоритма;
- определять по выбранному методу решения задачи, какие
алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

Стартовый уровень
- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.  анализировать
готовые программы;
- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
- преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных
исходных данных для исполнителя арифметических действий;
Владеть
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных
исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
- строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять
их значения;

№
п/п
1

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
««Основы языка программирования Питон»»
стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации
Всего Теория Практика
/контроля
Раздел 1. Знакомство с языком
программирования Python

1

1.1

1.2

Занятие 1. Общие сведения о языке
Практическая работа: Установка
программы Python
3

2

1

Занятие 2. Режимы работы
Практическая работа: Режимы
работы с Python

2

1

3

1.3

Организация ввода данных

3

2

1

1.4

Организация вывода данных

3

2

1

1.5

Программирование линейных
алгоритмов

3

2

1

1.6

Числовые типы данных

3

2

1

1.7

Строковый тип данных

3

2

1

1.8

Логический тип данных

3

2

1

1.9

Графические примитивы

3

2

1

тестирование,
решение задач

тестирование,
решение задач

2.

Раздел2. Переменные и выражения

2.1

Занятие 3. Переменные
Практическая работа: Работа со
справочной системой

2.2

2.3
2.4

Занятие 4. Выражения
Практическая работа: Выражения
Занятие 5. Ввод и вывод

2

3

1

2

1

3
3

Занятие 6. Задачи на элементарные
действия с числами
Практическая работа 2.5. Задачи на
элементарные действия с числами

2

2

тестирование,
решение задач

1

1

тестирование,
решение задач
тестирование,
решение задач
тестирование,
решение задач

3

3

Раздел 3. Условные предложения

3.1

Занятие 7. Логические выражения и
операторы. Практическая работа:
3
Логические выражения

2

1

тестирование,
решение задач

Занятие 8. Условный оператор
Практическая работа: «Условный
оператор»

2

1

тестирование,
решение задач

3.2

3.3

Занятие 9. Множественное
ветвление
Практическая работа:
Множественное ветвление
Практическая работа: «Условные
операторы»

4

Раздел 4. Циклы

4.1

Занятие 10. Оператор цикла с
условием
Практическая работа "Числа
Фибоначчи"

3

тестирование,
решение задач

3
2

3

2

1

1

4.2
Занятие 11. Оператор цикла for
Практическая работа Решение
задачи с циклом for.

4.3

Занятие 12. Вложенные циклы
Практическая работа: Реализация
циклических алгоритмов

2

1

тестирование,
решение задач
тестирование,
решение задач

3

2
3

1

тестирование,
решение задач

4.4

Занятие 13. Случайные числа
Практическая работа: Случайные
числа

5

Раздел 5. Функции

5.1

Занятие 14. Создание функций
Практическая работа Создание
функций

5.2

5.3

5.4

3

3

Занятие 15. Локальные переменные
Практическая работа Локальные
переменные

3

Занятие 16. Примеры решения
задач c использованием функций
Практическая работа Решение задач
с использованием функций
Занятие 17. Рекурсивные функции
Практическая работа 5.4.
Рекурсивные функции

3

6.1

Занятие 18. Строки
Практическая работа: Строки

3

6.2

Занятие 19. Срезы строк

3

6.3

Занятие 20. Примеры решения
задач со строками
Практическая работа: Решение
задач со строками.

7.2
7.3

7.4

2

1

тестирование,
решение задач

2

1

тестирование,
решение задач

1

3

Занятие 22. Срезы списков
Занятие 23. Списки: примеры
решения задач
Практическая работа 7.2. Решение
задач со списками
Занятие 24. Матрицы

тестирование,
решение задач

2

1

2

1

тестирование,
решение задач

2

1

тестирование,
решение задач

1

1

тестирование,
решение задач
тестирование,
решение задач

Раздел 7. Сложные типы данных
Занятие 21. Списки
Практическая работа: Списки

тестирование,
решение задач

3

Раздел 6. Строки последовательности символов

7.1

1

2

6

7

2

тестирование,
решение задач

3
3

3
3

2

1

2

1

2

1

2

1

тестирование,
решение задач
тестирование,
решение задач
тестирование,
решение задач

7.5
7.6

Занятие 27. Множества в языке
Python

8

Раздел 8. Стиль
программирования и отладка
программ

8.1

Занятие 28. Стиль
программирования

8.3

8.4

3

Занятие 26. Введение в словари

7.7

8.2

3

Занятие 25. Кортежи

3

3
3

Занятие 29. Отладка программ
Занятие 30. Зачет по курсу
«Программирование на языке
Python»

3

Итоговый проект

1

2

1

тестирование,
решение задач

2

1

тестирование,
решение задач

2

1

тестирование,
решение задач

2

1

тестирование,
решение задач

2

1

тестирование,
решение задач

2

1

тестирование,
решение задач

111ч

2. Комплекс организационно - педагогических условий

02
09
16
23

14.00

Сентябрь

18
25

Кол-во
часов

Тема
занятия

Форма
контроля

Число

Месяц

Время
проведени
я занятия
Форма
занятия
Лекция

11

Октябрь

№ п/п

2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Баторова Елена Бато-Мунхоевна
Творческое объединение:
Место проведения: МАОУ СОШ №47
Форма занятия: Лекция, Практические работы.
Календарный учебный график.

3

Инструктаж по ТБ, знакомство я
зыками программирования

С/р

Лекция
Лекция
Практика
Практика
Практика

3
3
3
3
3

Практика
Практика

3
3

Установка программы PYTHON
Режимы работы
Организация ввода данных
Организация вывода данных
Программирование линейных
алгоритмов
Числовые типы данных
Целочисленный тип данных

С/р
С/р
С/р
С/р
С/р
С/р
С/р

Ноябрь

30

Практика

3

Строковой тип данных

С/р

06
13
20

Практика
Практика
Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Практика
Практика
Лекция.

3
3
3

Логический тип данных
Практическая работа
Графические примитивы

С/р
С/р
С/р

3

Практическая работа

с/р

3

Переменные

С.р

3
3
3

с/р
с/р
с/р

Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Лекция.
Практика

3
3

Выражение
Ввод и вывод
Задачи на элементарные
действия с числами
Логические выражения и
операторы
Условный оператор

3

Множественные ветвления

с/р

3

Оператор цикла с условием

с/р

3

Оператор цикла for

с/р

3

Вложенные циклы

с/р

3

Случайные числа

с/р

3

Создание функций

с/р

3

Локальные переменные

с/р

19

Лекция.
Практика

3

с/р

26

Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Лекция.
Практика

3

Примеры решения задач с
ипольз. функций Практическая
работа
Рекурсивные функции

3

Строки

с/р

3

Срезы строк

С/р

3

Списки

Лекция.
Практика
Лекция.
Практика
Практика
Практика
Практика

3

Срезы списков

к/р

3

Решения задач со списками

с/р

3
3
3

Матрицы
Кортежи
Зачет по курсу
«Программирование на языке
Питон»

с/р
с/р
с/р

27

Декабрь
Январь

04
11
18
25

Январь
Январь

15
22
29
05

Февраль
Февраль

12
19
26
05

март
март
Март

12

02

Апрель
Апрель

09
16

30

14.00

23

14.00

май
Май

07
14
21

С.р
с/р

с/р

с/р

28

Практика

3

ИТОГО

111

Защита итоговых проектов,
повторение.

К.р.

Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного
года
Сроки промежуточной аттестации

38 недель
1 год обучения (38 дней)
8 сентября
30 мая
входная - сентябрь
промежуточная- декабрь
итоговая- май

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Получено по Программе
«Новые места»:

Характеристика (заполнить)
Площадь кабинета (зала) – 56 кв метров
характеристика помещений для занятий по программе;
- перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы, учебная
литература (при наличии) – мультипанель, нотбуки.
-

-аудиоИнформационное обеспечение
- видео
Ссылки:
- фото
Высшая категория
Кадровое обеспечение

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: зачет, творческая работа на основе
проекта.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП
Методики
Уровень развития творческого потенциала
учащихся
Уровень развития высших психических функций
ребёнка
Уровень развития социального опыта учащихся
Уровень развития творческого потенциала
Методика «Креативность личности» Д.
учащихся
Джонсона

Показатели качества реализации ДООП
Уровень развития социального опыта учащихся
Уровень сохранения и укрепления здоровья
учащихся
Уровень теоретической подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными услугами

Методики
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)

Ссылка на папку (шаблоны,
Оценочные материалы (указать конкретно по
действующая диагностика, мониторинг)
предметам в соответствии с формами аттестации)

1.6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Литература для обучающихся:
1. Сайт/справочные материалы [Электронный ресурс] − Режим
доступа: https://metanit.com/python/, свободный.
2. Сайт / интерактивный сборник задач для практики
программирования
[Электронный
ресурс] −
Режим
доступа:
http://pythontutor.ru/, свободный.
3. Сайт/Адаптивный тренажер Python [Электронный ресурс] −
Режим доступа: https://stepik.org/course/431 , свободный.
4. Сайт / среда разработки для языка Python [Электронный
ресурс] − Режим доступа: https://www.jetbrains.com/pycharm/?fromMenu ,
свободный.
1.
Сайт проекта Open Book Project. Практические примеры на Python Криса
Мейерса [Электронный ресурс] − Режим доступа: openbookproject.net , свободный.
Литература для педагога
1.
Бизли, Дэвид М. Python. Подробный справочник. – М.–СПб.:
Символ-Плюс, 2010.
2.
Лутц, Марк Python. Справочник. – М.: Вильямс, 2015.
3.
Официальный сайт программы [Электронный ресурс] − Режим
доступа: https://docs.python.org/, свободный.
4.
Сайт, среда разработки для языка Python. [Электронный
ресурс] − Режим доступа: https://www.jetbrains.com/pycharm/?fromMenu,
свободный.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».