Оглавление
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
3
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Программируем на языке Python» реализуется в соответствииcнормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. №
ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МАУ ДО ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ, утвержденный Приказом МУ
«Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022
г.№374.
4
Актуальность программы обусловлена повышенным спросом на
изучение языков программирования детьми, в частности языка Python.
Python изучается в школьном курсе информатики, необходим для
решения олимпиадных и конкурсных заданий, а также сдачи ОГЭ и ЕГЭ,
имеет прикладной характер и может использоваться для решения
повседневных задач. Кроме того, Python является востребованным языком
программирования, используемым профессиональными инженерами во
многих сферах IT-индустрии, поэтому знание данного языка даже на
базовом уровне повышает шансы будущих выпускников на
трудоустройство.
Отличительная особенность программы заключается в возможности
получения обучающимися универсальных компетенций, необходимых при
дальнейшем изучении не только информационных технологий, но и
предметов гуманитарного и естественно-научного цикла. Также в
результате изучения парадигмы объектно-ориентированного подхода к
программированию происходит формирование базовых знаний и умений
для работы с большинством популярных языков и необходимых при
освоении других IT-направлений.
Программа «Программирование на Python» является практикоориентированной. Освоение подростками навыков программирования
происходит в процессе практической и самостоятельной работы. Это
позволяет обучающимся получать не только теоретические знания в
области программирования, но и уверенно овладевать навыками и
инструментами разработки продуктов.
Также в программе отдельный модуль выделен на развитие softкомпетенций обучающихся и обучение методикам командного
взаимодействия, работы над проектами, поскольку данные навыки
приобретают все большее значение в современном обществе, культуре и
профессиональной среде.
Вид программы: модифицированная программа
Направленность программы: техническая
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Программирование на Python» предназначена для детей в возрасте 14–17
лет,мотивированных к обучению и проявляющих интерес к IT-технологиям,
приобретению навыков программирования.
Срок и объем освоения программы: срок реализации программы- 1год
(111 часов). Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
длительность одного занятия составляет 3 академических часа,
периодичность занятий 1 раз в неделю.
Форма обучения: очная, возможна реализация очно с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
(Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17, п.2.).
Объём общеразвивающей программы: общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы: 111 академических часов.
5
По уровню освоения программа общеразвивающая, одноуровневая
(стартовый уровень). Обеспечивает возможность обучения детей с любым
уровнем подготовки.
Зачисление детей на обучение производится без предварительного
отбора (свободный набор). Стартовый уровень предполагает использование
и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого материала для освоения
содержания программы. Осваивая программу стартового уровня,
обучающиеся изучают базовые принципы программирования, разработки
проектов и построения программных продуктов, структуры и устройства
компьютеров.
В результате освоения программы обучающиеся приобретут навыки
программирования, работы с прикладным ПО, применением языка Python в
повседневной и учебной деятельности и эффективного анализа
информации. Научатся работать в команде, представлять результаты
собственной работы.
Знания и умения, приобретённые в результате освоения программы,
могут быть использованы обучающимися при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, при
участии в олимпиадах по программированию, при решении задач по
информатике, физике, математике, лингвистике и другим наукам, а также
они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования
мастерства программирования.
Обучающиеся повышают уровень компьютерной грамотности и
цифровой культуры. Также полученные знания и навыки являются
актуальными и востребованными при дальнейшtм обучении подростков в
СПО.
Осваивая данную программу, обучающиеся будут овладевать
актуальными и современными навыками, необходимым как в повседневной
и учебной деятельности, так для дальнейшего развития в качестве ITспециалистов.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование у обучающихся базовых навыков
прикладной разработки на языке программирования Python для решения
практических задач и разработки продуктов.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд
обучающих, развивающих и воспитательных задач:
Задачи:
Обучающие (предметные):
− познакомить с основными предметными понятиями программирования,
компьютерных наук и их свойствами;
− познакомить с базовым синтаксисом и инструментарием языка
программирования Python, необходимых для решения практических задач и
разработки продуктов;
− сформировать навыки разработки эффективных алгоритмов и программ
на основе изучения языка программирования Python;
6
− познакомить с базовыми конструкциями и принципами объектноориентированного программирования.
Развивающие:
˗ развить навыки алгоритмического и критического мышления;
˗ сформировать и развить навыки работы с различными источниками
информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать
необходимую информацию;
˗ развить умения планирования, структурирования и разработки проектов,
навыков организации и реализации проектной деятельности;
˗ обучить методикам Scrum и Agile при проектной работе;
˗ сформировать трудовые умения и навыки, умение планировать работу,
предвидеть результат и достигать его;
˗ познакомить с правилами индивидуального и коллективного безопасного
поведения при работе с компьютерной техникой и оборудованием.
Воспитательные:
− способствовать воспитанию корректного поведения в обществе,
социальных норм, ролей и понимания форм социального взаимодействия в
группах;
− способствовать воспитанию уважительного и продуктивного учебного
сотрудничества и совместной деятельность со сверстниками в процессе
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
−
способствовать
формированию
понимания
необходимости
организованного и ответственного отношения к учению, труду, другому
человеку, его мнению и деятельности.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
− знание основных предметных понятий программирования, компьютерных
наук и их свойств;
− знание базового синтаксиса и инструментария языка программирования
Python, умение применять язык программирования Python на практике;
−
умение
применять
объектно-ориентированную
парадигму
в
программировании;
− навык разработки эффективных алгоритмов и программ на основе
изучения языка программирования Python.
Личностные результаты:
− способность организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность со сверстниками в процессе проектной и учебноисследовательской деятельности;
− понимание необходимости уважительного, организованного и
ответственного отношения к учению, труду, другому человеку, его мнению
и деятельности;
− умение алгоритмически и логически мыслить;
− знание правил поведения, социальных норм, ролей и форм социального
взаимодействия в группах.
Метапредметные результаты:
− умение работать с различными источниками информации, извлекать и
анализировать необходимую информацию из открытых источников;
7
− способность составлять и изменять план действий, необходимый для
достижения цели, предвидеть результат и достигать его;
˗ умение применять методики Scrum и Agile при проектной работе;
− умение выполнять проекты в соответствии с техническим заданием;
− знание правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
при работе с компьютерной техникой и оборудованием.
№ Название модуля, темы
п/п
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Программируем на языке Python»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Формы
аттестации/контро
ля
Модуль 1.Основы Python
1.1 Введение
в
образовательную
программу. Инструктаж по ТБ
1.2 Среда разработки. Ввод и вывод
данных, переменные и арифметика
1.3 Типы
данных,
операторы
ветвления, условия
1.4 Циклы. Массивы
1.5 Функции
Модуль 2. Объектно-ориентированное
программирование
2.1 Объектно-ориентированное
программирование
2.2 Методы, классы, объекты
2.3 Рекурсия
2.4 Наследование
2.5 Промежуточная аттестация
24
3
8
1
16
2
3
1
2
6
2
4
6
6
6
3
2
2
2
0
4
4
4
3
Модуль 3. Проектная деятельность
3.1 Интенсив по командообразованию
3.2 Развитие
Soft-компетенций,
применение Scrum и Agile.
3.3 Спринт-интенсив
9
3
3
3
1
2
6
2
1
Решение кейсов
Решение кейсов
3
1
2
Решение
спринтов
Модуль 4. Прикладное использование
языка программирования Python
4.1 Разработка
простых
оконных
приложений на Python
4.2 Разработка игры на Python
4.3 Разработка ботов на Python
18
6
12
6
2
4
6
6
2
2
4
4
Опрос,
входное
тестирование
Устный
опрос,
решение задач
Решение задач
6
6
27
2
2
8
4
4
19
6
2
4
Решение задач
Решение
контрольных задач,
тестирование
кейсов-
Разбор
ситуаций,
решение задач
Решение задач
8
Модуль 5. Подготовка итоговых 33
проектов
5.1 Работа над итоговыми проектами
18
8
25
4
14
5.2
Инструменты
и
методы 9
эффективной презентации
4
6
5.3
Итоговая аттестация
3
0
3
5.4
Итоговое занятие
3
0
3
Итого
Тестирование
проектов
Предзащита,
презентация
проектов
Решение
контрольных задач,
контрольное
тестирование
Защита
итоговых
проектов
111 31 77
Содержание учебного плана
Модуль 1. Основы Python
Тема 1.1 Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ
Теория: Введение в образовательную программу, краткий обзор программы.
Инструктаж по ТБ.
Практика: Выполнение входной диагностики
Тема 1.2 Среда разработки. Ввод и вывод данных, переменные и
арифметика.
Теория: Работа со средой разработки, запуск, настройка. Изучение понятий
ввода-вывода, переменных, арифметических действий.
Практика: Настройка среды разработки. Решение задач.
Тема 1.3 Типы данных, операторы ветвления, условия.
Теория: Изучение понятий типов данных, операторов ветвления и условий.
Практика: Решение задач.
Тема 1.4. Циклы. Массивы.
Теория: Изучение понятий циклов и массивов, структура и методы их
организации.
Практика: Решение задач.
Тема 1.5. Функции.
Теория: Изучение понятий функций, основных видов функций, способов
применения, стандартного набора функций.
Практика: Решение задач.
Модуль 2. Объектно-ориентированное программирование
Тема2.1. Объектно-ориентированное программирование
Теория:
Изучение
объектно-ориентированного
подхода
к
программированию, базовых конструкций.
Тема 2.2. Методы, классы, объекты
Теория: Изучение понятий методов и их отличие от функций, классов,
объектов и производных явлений. Способы реализации классов и методов.
Практика: Решение задач.
Тема 2.3. Рекурсия.
9
Теория:Изучение понятий рекурсии и ее зависимости.
Практика: Решение задач.
Тема 2.4. Наследование.
Теория; Изучение понятий наследования, суперкласса, подкласса, способов
реализации.
Практика: Решение задач.
Тема 2.5. Промежуточная аттестация.
Практика: Решение контрольных задач и прохождение тестирования для
оценки знаний.
Модуль 3. Проектная деятельность.
Тема3.1. Интенсив по командообразованию.
Теория: Роль команды при создании проекта. Распределение ролей в
команде. Характеры личности участников команды, работа с людьми
различных взглядов и темпераментов. Реактивный и проактивный походы.
Практика: Командообразование, выбор нескольких тем проекта для
спринта, распределение ролей, решение кейсов на преставление проектов.
Тема 3.2. Развитие Soft-компетенций, применение Scrum и Agile.
Теория: Роль soft- компетенций в учебной, проектной и повседневной
деятельности. Описание методик scrum и agle.
Практика: Решение кейсов для реализации выбранных тем с применением
методик scrum и agile.
Тема 3.3. Спринт-интенсив.
Теория: Понятие спринтов, роль многозадачности и вариативность ролей в
команде.
Практика: Решение кейсов-спринтов по практическим и актуальным темам,
используя ранее изученные методики.
Модуль 4. Прикладное использование языка программирования
Python.
Тема4.1. Разработка простых оконных приложений на python.
Теория: Изучение инструментов для построения оконных приложений,
способов реализации.
Практика: Разбор ситуаций, решение задач.
Тема 4.2. Разработка игры на Python.
Теория: Теория разработки игр, зависимости от языка, набор инструментов
PyGame.
Практика: Решение задач.
Тема 4.3. Разработка ботов на Python.
Теория: Изучение устройств ботов, их назначения, API-сервисов, настройки
подключения ботов.
Практика: Решение задач.
10
Модуль 5. Подготовка итоговых проектов.
Тема 5.1. Работа над итоговым проектом.
Теория: Концепция проекта, понятия целеполагания, задачи, проблемы,
актуальности.
Практика: Разработка итоговых проектов, тестирование, устранение багов,
отладка.
Тема 5.2. Инструменты и методы эффективной презентации.
Теория: Обзор инструментов ля создания эффективной презентации и
методов подачи информации, взаимодействие с публикой.
Практика:
Разработка презентации, доклада, предзащита (пробное
выступление).
Тема 5.3. Итоговая аттестация.
Практика: Решение контрольных задач. Контрольное тестирование.
Тема 5.4. Итоговое занятие.
Практика: Представление проектов, выступление, защита проектов.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Петрова Вера Павловна
Место проведения: МАОУ Лингвистическая гимназия №3
Форма занятия: очная
Месяц: Сентябрь-май
6
7
9
10
25
1
ноябрь
8
18
8
15
11
22
12
29
Типы данных, операторы ветвления, условия
3
Циклы. Массивы
3
Циклы. Массивы
3
Функции
3
Функции
3
Объектно-ориентированное программирование
3
Объектно-ориентированное программирование
3
Методы, классы, объекты
3
Методы, классы, объекты
Форма контроля
Место проведения
Кол-во часов
3
3
Устный опрос, тесты, зачет, защита проекта
11
3
Введение в образовательную программу. Инструктаж по
ТБ
Среда разработки. Ввод и вывод данных, переменные и
арифметика
Типы данных, операторы ветвления, условия
3
Кабинет № 4 МАОУ ЛГ № 3
5
Тема занятия
проектов, тестирование
4
октябрь
4
беседа, лекция, кейс, практическое занятие, защита
Форма занятия
27
14-20
3
20
Суббота 1 группа: 9-00 до 11-20
2
13
сентябрь
1
число
месяц
№ п/п
Время проведения
2 группа: 12-00 до
2.1. Календарный учебный график
11
6
3
Рекурсия
14
13
3
Рекурсия
20
3
Наследование
27
3
Наследование
17
10
3
Промежуточная аттестация
18
17
3
Интенсив по командообразованию
24
3
Развитие Soft-компетенций, применение Scrum и Agile.
31
3
Спринт-интенсив
21
7
3
Разработка простых оконных приложений на Python
22
14
3
Разработка простых оконных приложений на Python
21
3
Разработка игры на Python
28
3
Разработка игры на Python
7
3
Разработка ботов на Python
14
3
Разработка ботов на Python
27
21
3
Работа над итоговыми проектами
28
28
3
Работа над итоговыми проектами
29
4
3
Работа над итоговыми проектами
30
11
3
Работа над итоговыми проектами
18
3
Работа над итоговыми проектами
25
3
Работа над итоговыми проектами
33
2
3
Инструменты и методы Эффективной презентации
34
8
3
Инструменты и методы Эффективной презентации
16
3
Итоговая аттестация
36
23
3
Итоговая аттестация
37
30
3
Итоговое занятие
19
20
23
24
ь
январь
16
февраль
15
декабрь
13
32
35
апрель
31
май
26
март
25
ИТОГО
111
2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Требования к помещению:
˗ помещение для занятий, отвечающие требованиям СП 2.4.3648-20 для учреждений
дополнительного образования;
˗ качественное освещение;
˗ столы, стулья по количеству обучающихся и рабочим местом для педагога.
Оборудование:
˗ подключение к Интернету;
˗ компьютеры с подключенными клавиатурами, мышами, мониторами для преподавателя и
обучающихся;
˗ web-камера;
˗ Wi-Fi роутер.
Расходные материалы:
˗ маркеры для белой доски;
˗ бумага писчая;
˗ шариковые ручки.
12
Информационное обеспечение
Программное обеспечение: Python, Jupyter Notebook в составе дистрибутива
Anacodnda, среда разработки PyCharm, пакет приложений office, Windows 10/11, Ubuntu,
Yandex Browser.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Система контроля знаний и умений обучающихся представляется в виде учёта
индивидуального результата по итогам выполнения практических заданий и посредством
наблюдения, отслеживания динамики развития обучающегося, по каждому контрольному
мероприятию и подведения в итоге суммарного балла для каждого обучающегося.
Система отслеживания результатов обучающихся выстроена следующим образом:
- определение начального уровня знаний, умений и навыков;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Оценивая личностные и метапредметные результаты воспитанников, педагог
проводит наблюдение за обучающимися, отслеживание динамики изменения их
творческих, коммуникативных и иных способностей.
Вводная диагностика определения уровня умений, навыков, развития детей и их
творческих способностей проводится в начале обучения согласно предложенной форме.
Текущий контроль осуществляется регулярно во время занятий. Контроль
теоретических знаний осуществляется с помощью педагогического наблюдения, опросов,
решения задач, кейсов, разбора ситуаций, практических работ.
В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения
работ учащихся, где анализируются положительные и отрицательные стороны работ,
корректируются недостатки.
Система промежуточной и итоговой аттестации знаний и умений обучающихся
представляется в виде учёта индивидуального результата по каждому контрольному
мероприятию и подведения в итоге суммарного балла для каждого обучающегося.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Промежуточная аттестация реализуется посредством оценки решения задач и
тестирования (Приложение 1).
Максимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
промежуточной аттестации – 50 баллов.
Итоговая аттестация обучающихся реализуется посредством оценки решения задач и
тестирования (Приложение 2).
Максимальное количество баллов, которое возможно получить по результатам
итоговой аттестации – 25 баллов.
Защита итогового проекта осуществляется путем выступления-презентации
обучающимся или командой обучающихся. Презентация должна включать в себя тему
проекта, его цели и задачи, результаты, средства, которыми были достигнуты полученные
результаты. Презентация может быть выполнена любым удобным наглядным
показательным способом (видеоролик, презентация и т. п.). Максимальное количество
баллов за выполнение итогового проекта – 25 баллов.
Сумма баллов результатов промежуточной аттестации, итоговой аттестации и защиты
итогового проекта переводится в один из уровней освоения образовательной программы
согласно таблице 1: Уровень освоения программы по окончании обучения
Таблица 1
Формы проведения итогов по общеразвивающей программы соответствуют целям и
задачам ДООП.
Баллы, набранные учащимся.
Уровень освоения
0-39
низкий
40-79
средний
80-100
высокий
13
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Образовательный процесс осуществляется в очной форме с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В образовательном процессе используются следующие методы:
− объяснительно-иллюстративный;
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её самостоятельно или
группой);
− проектно-исследовательский;
− наглядный (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм; использование технических
средств; просмотр видеоматериалов);
− практический (практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций и т. д.).
Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности
обучающихся к освоению содержания модуля, степени сложности материала, типа
учебного занятия.
На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы,
индивидуальные особенности, возможности и запросы детей.
Методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
создание ситуации успеха и др.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная; групповая.
Формы проведения занятия:
В образовательном процессе помимо традиционного учебного занятия используются
многообразные формы, которые несут учебную нагрузку и могут использоваться как
активные способы освоения детьми образовательной программы, в соответствии с
возрастом обучающихся, составом группы, содержанием учебного модуля: беседа, лекция,
кейс, практическое занятие, защита проектов, тестирование.
Педагогические технологии:
индивидуализации обучения;
группового обучения;
коллективного взаимообучения;
дифференцированного обучения;
разноуровневого обучения;
проблемного обучения;
развивающего обучения;
дистанционного обучения;
игровой деятельности;
коммуникативная технология обучения;
коллективной творческой деятельности;
решения изобретательских задач;
здоровье-сберегающая технология.
Здоровье-сберегающая деятельность реализуется:
− через создание безопасных материально-технических условий;
− через включение в занятие динамических пауз, периодической смены деятельности
обучающихся;
− через контроль педагога за соблюдением обучающимися правил работы за ПК;
− через создание благоприятного психологического климата в учебной группе в целом.
Дидактические материалы:
Методические пособия, разработанные преподавателем с учётом конкретных задач,
варианты демонстрационных программ, материалы по терминологии ПО, учебная
литература.
14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в
РФ»;
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
6. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09–3242. «О
направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
2.6. Список литературы, использованной при написании программы:
1. Архитектура компьютера, Таненбаум Эндрю, Остин Тодд – СПб.: Прогресс книга, 2022 –
816 с.;
2. Гид по Computer Science для каждого программиста, Вильям Спрингер – СПб.: Питер,
2020 – 193 с.;
3. Информатика, Тимофеева Е.В. М.: Эксмо, 2021 – 176 с.;
4. Python, например, Никола Лейси, – СПб.: Питер, 2021 – 192 с.;
5. Ли Воган. «Непрактичный» Python занимательные проекты для тех, кто хочет поумнеть.
– СПб.: БХВ-Петербург, 2021. – 457 с..
Электронные ресурсы:
1. Питонтьютор. Бесплатный курс по программированию с нуля. // [Электронный ресурс]
URL: https://pythontutor.ru/ (дата обращения: 14.04.2021);
2. Code Basics: обучение базовым аспектам языков программирования от образовательной
платформы Hexlet. // [Электронный ресурс] URL: https://ru.code-basics.com/ (дата
обращения: 20.04.2021);
Литература, рекомендованная обучающимся:
1. Классические задачи Computer Science на языке Python, Дэвид Копец –СПб.: Питер, 2022
– 224 с.;
2. Современные операционные системы, Таненбаум Эндрю, Бос Херберт – СПб.: Питер,
2022 – 1120 с.;
3. Python Быстрый старт, Джейми Чан, 352 стр. 2021 г. – СПб.: Питер, 2022 – 224 с.
15