1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
ДООП «Углубленное изучение химии» (далее - Программа) реализуется в соответствии
нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в
РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МАУ ДО ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ, утвержденный Приказом МУ «Комитет по
образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.
Актуальность:
Актуальность программы обусловлена тем, что современная химическая наука
вышла на качественно новый уровень. В связи с возрастающим интересом к высоким
технологиям важно повышать компетенции школьников в области естественных наук. В
системе естественнонаучного образования химия занимает важное место, определяемое
ролью химической науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в
решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира.
Данный курс охватывает теоретические основы химии и практическое назначение
химических веществ в повседневной жизни позволяет расширить знания обучающихся о
химических опытах, способствует овладению методиками проведения экспериментов.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень
актуальным. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у обучающихся
формируется умение правильно, аккуратно и бережно работать с химическими
реактивами и лабораторной посудой. Это важное практическое умение необходимо
любому человеку. Выполнение лабораторных работ развивает умения наблюдать и
объяснять химические явления, анализировать и делать выводы о проведенных опытах и
экспериментах.
Обучение включает в себя следующие основные предметы: химия.
Вид программы: модифицированная программа
Направленность программы: естественнонаучная.
Адресат программы: Данная образовательная общеразвивающая программа
предназначена для учащихся (16-17 лет) дополнительно, изучающих химию в Центре
дополнительного образования «Малая академия наук» (108 часов, 3 ч. в неделю).
Срок и объем освоения программы: срок реализации Программы - 1 год (108 часов).
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группа состоит из учащихся
11 класса.
Режим занятий: 3 часа 1 раз в неделю.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель программы:
Целями изучения химии в старшей школе на профильном уровне являются:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии,
необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции;
выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность;
ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации;
сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной
химии;
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на
окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и
умений;
применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в
лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной
жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной
с химией.
Задачи:
Предметные:
• Расширить знания учащихся по химии;
• Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
• Научить оформлять результаты своей работы.
Метапредметные:
• Развить умение проектирования своей деятельности;
• Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными
источниками информации;
Личностные:
• Совершенствовать навыки коллективной работы;
• Способствовать пониманию современных проблем химии и сознанию их актуальности.
Ожидаемые результаты:
К концу освоения программы обучающиеся овладеют следующими результатами:
Личностные результаты:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию;
• формирование осознанного выбора дальнейшей индивидуальной траектории
образования и профессиональных предпочтений;
• безопасное поведение в информационной среде;
• готовность к повышению своего образовательного уровня владения химией;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности.
Метапредметные результаты:
• уметь интегрировать полученные в рамках курса знания и умения в научных сферах;
• уметь работать с разными источниками информации;
• владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности;
• уметь организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить
задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы;
• уметь выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым
словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные,
устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в
процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты:
Теоретическая база:
• основы качественного и количественного анализа
• основы физико-химического анализа • теорию кислот и оснований
• определение рН
• химию элементов
• основы органического качественного и количественного анализа
Уметь:
• решать задачи на растворы
• решать практические задачи олимпиад
• уметь решать задачи на растворы, электролиз и гидролиз
• уметь планировать эксперимент
• работать на сложном лабораторном оборудовании
Владеть:
• навыками работы в лаборатории
• навыками работы pH -метрами, лабораторной посудой
Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных и практических работ,
необходимых для формирования у учащихся специфических для учебного предмета
химия знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере самостоятельной
познавательной деятельности и бытовой сфере.
Реализация программы создает условия для развития экологической культуры учащихся,
как основной идеи образовательной программы школы. Курс химии направлен на:
формирование у учащихся химических знаний как компонента
естественнонаучной картины мира;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
грамотного поведения в быту и трудовой деятельности;
выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также
формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической
деятельности;
формирование
умений
безопасного
обращения
с
веществами,
используемыми в повседневной жизни.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Количество
часов
Теория
Практика
1.
Основные понятия и законы химии Расчеты по химическим формулам и
уравнениям
27
9
18
2.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И.
Менделеева. Химическая связь и строение вещества
9
3
6
3.
Классификация химических реакций и закономерности их протекания.
Тепловые эффекты реакций. Скорость химических реакций. Химическое
равновесие. Окислительно-восстановительные реакции.
6
3
3
4.
Растворы. Электролитическая диссоциация.рН. Гидролиз солей
9
3
6
5.
Важнейшие классы неорганический соединений: свойства,
номенклатура и классификация. Металлы и неметаллы.
Электрохимический ряд напряжения металлов. Электролиз
27
7
20
6.
Теория строения органических соединений. Углеводороды
Кислородсодержащие соединения Углеводы. Азотосодержащие
соединения
27
10
17
7.
Разбор вариантов ЕГЭ
3
0
3
ИТОГО:
108
35
73
Формы
аттестации/кон
троля
Название раздела, темы
Устная беседа, проверка конспектов, тестирование, решение
задач
№
п/
п
Всего
«Современная химия»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
2. Комплекс организационно - педагогических условий
Лекция.
Практика.
Время проведения
занятия
Форма
проведения
занятия
Кол-во часов
месяц
число
27
Тема занятия
3
3
3
Вводное занятие. Тестирование.
Повторение материала за 10 класс.
Основные понятия и определения в химии.
3
Закон Авагадро.
МАУ
ДО ЦДО Место проведения
Входная
«МАН»
диагностика
Форма контроля
, м/д, с/р,
тесты
4.
6
13
20
17.20- 19.20
1.
2.
3.
сентябрь
№ п/п
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
октябрь
ноябрь
декабрь
январ
ь
февраль
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
март
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
апрель
11.
12.
13.
май
5.
6.
7.
8.
9.
10.
4
11
18
25
4
11
3
3
3
3
3
3
18
25
1
3
3
3
8
15
22
29
17
24
31
7
14
3
3
3
3
3
3
3
3
3
21
226
14
21
28
4
11
18
25
2
9
16
23
30
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
108
ИТОГО:
Вывод Химических формул.
Периодический закон. Строение атома.
Закон сохранения масс. Решение задач.
Вывод химических формул
Расчеты по химическим формулам и уравнениям.
Классификация неорганических веществ. Оксиды.
Кислоты. Основания.
Соли: кислые, основные, средние.
Периодический закон. Строение электронной оболочки.
Химическая связь.
ОВР
Тепловые эффекты реакции.
Скорость реакции. Химическое равновесие.
Растворы. Электролитическая диссоциация.
Реакции обмена в водных растворах.
Гидролиз солей.
Тестовая работа
Электролиз
Важнейшие классы неорганических веществ, их свойства и
способы получения. Оксиды, основания.
Кислоты и амфотерные гидроксиды. Соли
Металлы и их соединения.
Алюминий, железо, хром.
Неметаллы и их неорганические соединения.
Водород, галогены, халькогены, азот фосфор
Основные положения органической химии
Алканы
Алкены
Алкадиены
Алкины, арены
Спирты. Фенолы.
Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры
Амины. Аминокислоты
Закрепление материала
Количество учебных недель
36 недель
Количество учебных дней
1 год обучения (36 дней)
Даты начала и окончания учебного года
8 сентября
29 мая
Сроки промежуточной аттестации
входная - сентябрь
промежуточная- декабрь
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Материальнотехническое
обеспечение
Характеристика (заполнить)
Площадь аудитории 30,0 м2
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа,
занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций,
текущего контроля и промежуточной аттестации
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы, учебная литература (при наличии)
1.
доска аудиторная (1 шт.)
2.
интерактивная доска (1 шт.)
3.
монитор (1.)
4.
переносной проектор (1 шт.)
5.
системный блок (1 шт.)
Мебель:
Информационное
обеспечение
Ссылки:
Кадровое
обеспечение
1.
Место преподавателя (1 шт.)
2.
Стол ученический (8 шт.)
3.
Стул (65 шт.)
Федеральный портал. Российское образование. http://www.edu.ru/
Естественный научно-образовательный портал.
http://www.en.edu.ru/catalogue/304
Росси3йский образовательный портал. http://w3ww.school.edu.ru/
ПДО высшей категории;
Уровень образования – высшее .
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: зачет на основе контрольной работы.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП
Уровень развития творческого потенциала
учащихся
Уровень развития высших психических функций
ребёнка
Уровень развития социального опыта учащихся
Уровень развития творческого потенциала
учащихся
Уровень развития социального опыта учащихся
Уровень сохранения и укрепления здоровья
учащихся
Уровень теоретической подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными услугами
Оценочные материалы (указать конкретно по
предметам в соответствии с формами аттестации)
Методики
Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в УДОД»
Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Итоговая контрольная работа
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Ссылка на папку (шаблоны, действующая
диагностика, мониторинг)
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
1. Мультимедийные презентации
2. Дидактические материалы по химии
3. Пособия для групповой и индивидуальной работы
4. Таблицы
5. Аудио и видео записи
6. Модели строения атомов
ЛИТЕРАТУРА
1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя химии.11
класс. М.: Дрофа, 2023.
2. Денисова Л.В.,Черногорова Г.М. Таблица Д.И.Менделеева и справочные материалы.
Москва, изд. «Владос»,2009.
3. Крутецкая Е.Д.,ЛевкинА.Н. Окислительно – восстановительные реакции. СПб,2003.
4. Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия - М. : Химия, 1984. 183 с.
5.
.Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Химия и пища - М.: Наука, 1986.
6.
Эткинс П. Молекулы. - М.: Мир, 1991.