Банзаракцаева_Биология 9 класс

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Углубленное изучение биологии» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
•
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
•
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyuobscherazvivayuschih-program.pdf
•
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"//
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных
технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
•
Устав МАУ ДО ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ, утвержденный Приказом МУ «Комитет по
образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.
Актуальность:
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественно-научного
образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области
«Естествознание» биология вносит значительный вклад в развитие интеллектуальных и творческих
способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Химия, физика, математика
Вид программы: Модифицированная программа
Направленность программы: естественнонаучная
Адресат программы: (Данная программа по биологии предназначена для учащихся, проявляющих
интерес к биологии).
Старшие школьники:14-15 лет
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 год

14-15 лет – 108 час. + инд. час. (14-15 лет: предпрофильная подпрограмма)
педагогических часов
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы состоящие из учащихся 9
классов.
Режим занятий: (группа выпускников: 3 час (40 мин) х 1 раз в нед. = 3 час в нед.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель:
Развитие
у
обучающихся
высокой
биологической,
экологической,
природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена
веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами
биологии и их применение в различных областях.
Образовательные задачи:
- расширение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой
природы;
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
Обучающие (предметные):
- развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работа с
различными источниками информации;
Воспитательные (личностные) –
- воспитание бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;
- воспитание уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении биологических
проблем.
Развивающие (метапредметные) –
1. активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие, память,
воображение, мышление, воспроизведение;
2. развить
навыки:
целеустремлённости,
самоорганизации,
самостоятельности,
последовательности процесса.
Ожидаемые результаты:
Продвинутый уровень
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем;
биосферы; растений, животных своего региона;
Знать

Уметь

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах.
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира,
в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и
эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль
биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей
среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от

Продвинутый уровень
состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и
описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе
сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и
справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую
информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных
технологий);
Владеть

Навыками: проведения экспериментов от цели до выводов, ведения дневника наблюдений,
оформления результатов исследования, реферирования, оформления докладов и презентаций

Проявлять Биологический интерес к окружающему миру
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Углубленное изучение биологии»
_продвинутый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№ Название раздела, темы
п/п

Количество
часов
Всег Тео Пра
о
рия кти
ка

Формы
аттестации/конт
роля

1

Раздел 1. Биология как наука.
Вводное занятие.

3

1,5

1,5

Устный опрос

2

Тема 1.1. Общие свойства живого

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

Тема 1.2. Уровни организации живой природы.

3

1,5

1,5

Тест

4

Раздел 2. Основы учения о клетке. Цитология.
Тема 2.1. Клеточная теория. Химическая организация клетки

3

1,5

1,5

Устный опрос

5

Тема 2.2. Строение и функции клеток

3

1,5

1,5

Тест

6.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие

3

1,5

1,5

Устный опрос

организмов (онтогенез).
Тема 3.1. Размножение организмов
7.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

1,5

1,5

Тест

8.

Раздел 4. Основы учения о наследственности и
изменчивости.
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

3

1,5

1,5

Устный опрос

9.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

3

1,5

1,5

Тест

10

Раздел 5. Основы селекции растений, животных и
микроорганизмов.
Тема 5.1. Основы селекции организмов

3

1,5

1,5

Устный опрос

11.

Тема 5.2. Особенности селекции растений.

3

1,5

1,5

Устный опрос

12.

Тема 5.3. Особенности селекции животных.

3

1,5

1,5

Устный опрос

13.

Тема 5.4. Основные направления селекции микроорганизмов

3

1,5

1,5

Тест

14.

Раздел 6. Ботаника.
Тема 6.1. Низшие растения. Высшие споровые

3

1,5

1,5

Устный опрос

15.

Тема 6.2. Голосеменные и покрытосеменные растения

3

1,5

1,5

Тестирование

16.

Раздел 7. Многообразие животных.
Тема 7.1. Одноклеточные и многоклеточные животные

3

1,5

1,5

Устный опрос

17.

Тема 7.2. Строение, индивидуальное развитие, эволюция
животных

3

1,5

1,5

Устный опрос

18.

Раздел 8. Анатомия человека.
Тема 8.1. Клеточное строение организма. Ткани.

3

1,5

1,5

Устный опрос

19.

Тема 8.2. Системы органов человека

3

1,5

1,5

Устный опрос

20.

Тема 8.3. Нервно-гуморальная регуляция физиологических
функций. Внутренняя среда организма.

3

1,5

1,5

Устный опрос

21.

Тема 8.4. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 3

1,5

1,5

Устный опрос

22.

Тема 8.5. Индивидуальное развитие организма. Человек и
окружающая среда.

3

1,5

1,5

Тестирование

23

Раздел 9. Происхождение жизни и развитие органического 3
мира
Тема 9.1. Концепции происхождения жизни на Земле

1,5

1,5

Устный опрос

24

Тема 9.2. Развитие жизни на Земле

3

1,5

1,5

Тестирование

25

Раздел 10. Учение об эволюции.
Тема 10.1. Идея развития органического мира в биологии

3

1,5

1,5

Устный опрос

26

Тема 10.2. Основные положения теории Ч. Дарвина об
эволюции органического мира

3

1,5

1,5

Устный опрос

27

Тема 10.3. Современные представления об эволюции
органического мира.

3

1,5

1,5

Устный опрос

28

Тема 10.4. Вид, его критерии и структура

3

1,5

1,5

Устный опрос

29

Тема 10.5. Микроэволюция. Процессы видообразования.

3

1,5

1,5

Устный опрос

30.

Тема 10.6. Макроэволюция. Главные направления и основные

3

1,5

1,5

Тест

закономерности
31.

Раздел 11. Происхождение человека.
Тема 11.1. Антропогенез

3

1,5

1,5

Устный опрос

32.

Раздел 12. Основы экологии.
Тема 12.1. Экологические факторы и среды жизни

3

1,5

1,5

Устный опрос

33.

Тема 12.2. Экологическая характеристика популяций

3

1,5

1,5

Устный опрос

34.

Тема 12.3. Биоценозы, биогеоценозы

3

1,5

1,5

Тестирование

35

Тема 12.4. Экосистемы и биосфера.

3

1,5

1,5

Тестирование

36.

Урок-экскурсия в ИОЭБ СО РАН; заключение

3

1,5

1,5

Зачет

Итого:

108

Формы контроля: тест, опрос, зачет
Содержание учебного плана
1. Раздел.1 Биология как наука
1.1. Общие свойства живого (3 часа)
Теория: единство химического состава, дискретность, раздражимость, обмен веществ,
саморегуляция, ритмичность, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и
развитие
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
1.2. Уровни организации живой природы (3 часа)
Теория: особенности каждого уровня организации живого: от молекулярного до биосферного
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
2. Раздел 2. Основы учения о клетке. Цитология.
2.1. Клеточная теория. Химическая организация клетки (3 часа)
Теория: исторические предпосылки для формулирования клеточной теории, основные постулаты
клеточной теории Шлейдена и Шванна, современное дополнение клеточной теории, химический
состав клетки: элементный и вещественный
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
2.2. Строение и функции клеток (3 часа)
Теория: прокариотическая клетка; эукариотическая клетка: растительная, грибная животная;
части и органоиды клетки, разнообразие клеток и выполняемые ими функции
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
3. Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
3.1. Размножение организмов (3 часа)
Теория: Деление клетки: митоз, мейоз. Бесполое и половое размножение. Способы бесполого
размножения. Особенности полового размножения разных царств организмов.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Теория: Зигота, морула, бластула, нейрула. Эмбриогенез, рождение, этапы развития в
постэмбриогенезе

Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
4. Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.
4.1. Закономерности наследования признаков (3 часа)
Теория: Гаметогенез. Хромосомы. Законы Менделя. Сцепленные гены. Хромосомная теория
наследования признаков.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
4.2. Закономерности изменчивости (3 часа)
Теория: Коньюгация и кроссинговер. Мутационная изменчивость: генные (замены, выпадения или
вставки нуклеотидов), межхромосомные и внутрихромосомные (транслокация,
делеция,
дупликация), геномные (гетероплоидия (анеуплоидия) и полиплоидия)
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
5. Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
5.1. Основы селекции организмов (3 часа)
Теория: Селекция — наука, разрабатывающая пути создания новых и улучшения существующих
сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов. Сорт, порода и штамм.
Основные направления и методы селекции.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
5.2. Особенности селекции растений (3 часа)
Теория: Селекция растений — совокупность методов создания сортов и гибридов растений с
нужными человеку свойствами, которые повышают урожайность и качество культур. Методы.
Закон гомологичных рядов Н.И. Вавилова
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
5.3. Особенности селекции животных (3 часа)
Теория: Основные методы селекции животных - гибридизация и отбор. Близкородственное
скрещивание - инбридинг, неродственное – аутбридинг. Внутрипородное разведение. Межпородное
скрещивание.
Отдаленная
гибридизация,
гетерозис,
испытание
по
потомству,
искусственное осеменение, гормональная суперовуляция и трансплантация эмбрионов.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
5.4. Основные направления селекции микроорганизмов (3 часа)
Теория: Цели селекции микроорганизмов. Основные направления селекции микроорганизмов.
Отбор. Искусственный мутагенез. Биотехнология, генная инженерия
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
6. Раздел 6. Ботаника.
6.1. Низшие растения. Высшие споровые (3 часа)
Теория: Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Бесполое и половое размножение водорослей.
Мхи, плауны, хвощи и папоротники. Жизненные циклы споровых.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
6.2. Голосеменные и покрытосеменные растения (3 часа)
Теория: Отделы голосеменных растений. Жизненный цикл голосеменных. Разнообразие
покрытосеменных растений, классификация. Особенности однодольных и двудольных растений.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
7. Раздел 7. Многообразие животных.

7.1. Одноклеточные и многоклеточные животные (3 часа)
Теория: Одноклеточные животные (простейшие). Многоклеточные: разнообразие, типы и классы
животных, их особенности, ароморфозы.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
7.2. Строение, индивидуальное развитие, эволюция животных (3 часа)
Теория: Особенности строения и развития различных типов и классов животных. Филогенез,
филогенетический ряд.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
8. Раздел 8. Анатомия человека.
8.1. Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)
Теория: Строение и особенности различных типов клеток в организме человека, функции клеток.
Ткани: эпителиальная, нервная, различные типы соединительной, мышечная.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
8.2. Системы органов человека (3 часа)
Теория: Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
8.3. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. Внутренняя среда организма (3 часа)
Теория: Кровеносная, лимфатическая, эндокринная, нервная системы. Работы физиолога И.П.
Павлова. Гомеостаз
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
8.4. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (3 часа)
Теория: Условные и безусловные рефлексы. Сигнальные системы: мышление, речь. Типы личностей,
их характеристики, модели поведения
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
8.5. Индивидуальное развитие организма. Человек и окружающая среда (3 часа)
Теория: Эмбриогенез, рождение, постэмбриональное развитие. Иммунитет. Гигиена,
профилактика заболеваний, здоровый образ жизни.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
9. Раздел 9. Происхождение жизни и развитие органического мира
9.1. Концепции происхождения жизни на Земле (3 часа)
Теория: креационизм, гипотеза стационарного состояния,
гипотеза панспермии, гипотеза самозарождения жизни, гипотеза биохимической эволюции
Опарина–Холдейна
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
9.2. Развитие жизни на Земле (3 часа)
Теория: 2 периода: докембрий и фанерозой. Эры: архейская, протерозойская, палеозойская,
мезозойская, кайнозойская. Условия жизни в различные эры, характерные растительный и
животный мир по эрам.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
10. Раздел 10. Учение об эволюции.
10.1. Идея развития органического мира в биологии (3 часа)

Теория: Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях
исторического развития живой природы. Карл Линней. Жан Батист Ламарк. Положения его
теории
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
10.2. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира (3 часа)
Теория: Движущие силы эволюции: Изменчивость, наследственность, борьба за существование,
естественный отбор. Результат естественного отбора.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
10.3. Современные представления об эволюции органического мира (3 часа)
Теория: неодарвинизм или синтетической теории эволюции (СТЭ). Основные положения СТЭ.
Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс. Популяционные волны. Комбинативная
изменчивость. Поток генов.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
10.4. Вид, его критерии и структура (3 часа)
Теория: Критерии вида: морфологический, цитогенетический, молекулярно-биологический,
биохимический, экологический, географический, физиологический, этологический. Полувид, подвид,
экотипы, популяция. Проблема вида у прокариот
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
10.5. Микроэволюция. Процессы видообразования (3 часа)
Теория: Видообразование – процесс возникновения новых биологических видов и изменения их во
времени. Основа видообразования – наследственная изменчивость организмов. Движущий фактор
видообразования
–естественный
отбор
и
окончательно-репродуктивная
изоляция.
географическом видообразовании Экологическое видообразование. Признак появления нового вида.
Схема микроэволюции
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
10.6. Макроэволюция. Главные направления и основные закономерности (3 часа)
Теория: Эволюция. Макроэволюция. Биологический прогресс, основные признаки биологического
прогресса. Биологический регресс, основные признаки. Ароморфоз (арогенез). Идиоадаптация
(аллогенез). Дегенерация (катагенез). Дивергенция, параллелизм, конвергенция.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
11. Раздел 11. Происхождение человека.
11.1. Антропогенез (3 часа)
Теория: Доказательства общности происхождения человека и животных. Систематическое
положение вида Человек разумный. сходства и различия человека и человекообразных обезьян.
Этапы происхождения человека. Предпосылки и факторы антропогенеза. Характеристика
современного этапа эволюции человека.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
12. Раздел 12. Основы экологии.
12.1. Экологические факторы и среды жизни (3 часа)
Теория:
Экологический
фактор.
Прямые
факторы окружающей
среды.
Косвенные экологические факторы.
Факторы-условия.
Факторы-ресурсы.
Абиотические,
биотические, антропогенные факторы. Комплексный градиент. Закон оптимума. Закон
ограничивающего фактора. Лимитирующий фактор. Закон толерантности.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос

12.2. Экологическая характеристика популяций (3 часа)
Теория: Популяция. Структура популяций. Возрастные группы. Типы популяций в зависимости от
структуры. Динамика популяций. Гомеостаз. Биотический потенциал. Типы роста популяций.
Популяционные волны.
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
12.3. Биоценозы, биогеоценозы (3 часа)
Теория: Понятие о биогеоценозе. Компонентный состав БГЦ. Фитоценозы – главный компонент
биогеоценоза. Агроценоз. Определение понятия "фитоценоз". Структура фитоценоза. Видовая
структура: количественные показатели видовой структуры;
как правильно описать
флористический состав фитоценоза; жизненность вида. Пространственная, или морфологическая
структура биоценоза - вертикальная неоднородность - горизонтальная неоднородность
Практика: закрепление темы
Форма контроля: устный опрос
12.4. Экосистемы и биосфера (3 часа)
Теория: Понятия экосистемы. Продуценты, консументы, редуценты. Пирамида биомасс. Основные
связи. Основные взаимодействия. Устойчивость экосистем. Понятие биосфера. Глобальный
круговорот веществ
Практика: закрепление темы
Форма контроля: тестирование
Урок-экскурсия ИОЭБ СО РАН, заключение
Теория: Посещение лабораторий, ознакомление с темами исследований, приборной базой,
биологическими коллекциями.
Практика: подготовка микропрепаратов, микроскопирование, посещение вивария, освоение
методов определения растений, зачет
Форма контроля: устный опрос, итоговый тест
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Банзаракцаева Туяна Геннадьевна
Место проведения: ЦДО «МАН», ул.Цивилева, 5а
Форма занятия: очная
Месяц: Сентябрь-май
№

дата

1
2
3
4

08.09.2025
15.09.2025
22.09.2025
29.09.2025

Колво
час.
3
3
3
3

5
6
7

06.10.2025
13.10.2025
20.10.2025

3
3
3

8
9
10
11
12
13

27.10.2025
10.11.2025
17.11.2025
24.11.2025
01.12.2025
08.12.2025

3
3
3
3
3
3

14

15.12.2025

3

Название темы
Биология как наука. Вводное занятие.
Тема 1.1. Общие свойства живого
Тема 1.2. Уровни организации живой природы.
Тема 2.1. Клеточная теория. Химическая организация
клетки
Тема 2.2. Строение и функции клеток
Тема 3.1. Размножение организмов
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов
(онтогенез)
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков
Тема 4.2. Закономерности изменчивости
Тема 5.1. Основы селекции организмов
Тема 5.2. Особенности селекции растений.
Тема 5.3. Особенности селекции животных.
Тема 5.4. Основные направления селекции
микроорганизмов
Тема 6.1. Низшие растения. Высшие споровые

Форма
контроля
Устный опрос
Устный опрос
Тест
Устный опрос
Тест
Устный опрос
Тест
Устный опрос
Тест
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Тест
Устный опрос

15
16
17

22.12.2025
29.12.2025
30.12.2025

3
3
3

18
19
20

12.01.2026
19.01.2026
26.01.2026

3
3
3

21

02.02.2026

3

22

09.02.2026

3

23
24
25

16.02.2026
24.02.2026
02.03.2026

3
3
3

26

09.03.2026

3

27

16.03.2026

3

28
29

23.03.2026
30.03.2026

3
3

30

06.04.2026

3

31
32
33
34
35
36

13.04.2026
20.04.2026
27.04.2026
04.05.2026
18.05.2026
25.05.2026

3
3
3
3
3
3

Тема 6.2. Голосеменные и покрытосеменные растения
Тема 7.1. Одноклеточные и многоклеточные животные
Тема 7.2. Строение, индивидуальное развитие,
эволюция животных
Тема 8.1. Клеточное строение организма. Ткани.
Тема 8.2. Системы органов человека
Тема 8.3. Нервно-гуморальная регуляция
физиологических функций. Внутренняя среда
организма.
Тема 8.4. Высшая нервная деятельность. Поведение.
Психика.
Тема 8.5. Индивидуальное развитие организма. Человек
и окружающая среда.
Тема 9.1. Концепции происхождения жизни на Земле
Тема 9.2. Развитие жизни на Земле
Тема 10.1. Идея развития органического мира в
биологии
Тема 10.2. Основные положения теории Ч. Дарвина об
эволюции органического мира
Тема 10.3. Современные представления об эволюции
органического мира.
Тема 10.4. Вид, его критерии и структура
Тема 10.5. Микроэволюция. Процессы
видообразования.
Тема 10.6. Макроэволюция. Главные направления и
основные закономерности
Тема 11.1. Антропогенез
Тема 12.1. Экологические факторы и среды жизни
Тема 12.2. Экологическая характеристика популяций
Тема 12.3. Биоценозы, биогеоценозы
Тема 12.4. Экосистемы и биосфера.
Урок-экскурсия в ИОЭБ СО РАН, Заключение

Тестирование
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Тест
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Тестирование
Тестирование
Устный
опрос, зачет

108
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации

38 недель
1 год обучения (38 дней)
2 сентября
30 мая
входная - сентябрь
промежуточная- декабрь
итоговая- май

2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: зачет на основе контрольных и самостоятельных работ.
2.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП
Уровень развития творческого потенциала
учащихся

Методики
Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в УДОД»

Показатели качества реализации ДООП
Методики
Уровень развития высших психических
Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова
функций ребёнка
Уровень развития социального опыта учащихся
Тест «Уровень социализации личности»
Уровень развития социального опыта учащихся
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
Уровень сохранения и укрепления здоровья
деятельности образовательных учреждений»
учащихся
под ред. М.М. Безруких
Уровень теоретической подготовки учащихся
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Изучение удовлетворенности родителей
Уровень удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
предоставляемыми образовательными услугами
(методика Е.Н.Степановой)
Ссылка на папку (шаблоны, действующая
Оценочные материалы (указать конкретно по
диагностика, мониторинг)
предметам в соответствии с формами
аттестации)
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Дискуссионный
Формы организации образовательной деятельности: Групповая
Педагогические технологии с указанием автора:Технология группового обучения
Дидактические материалы: Раздаточные материал
2.5.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

Список литературы
Бауэр Э.С. Теоретическая биология / Э.С. Бауэр; Сост. и прим. Ю.П. Голикова; Вступ. ст.
М.Э. Бауэр. — СПб.: Росток, 2017. — 352 c.
Горчаков Э.В. Основы биологической химии. Учебное пособие, 2-е изд., стер. — М.: Лань,
2019. — 208 c.
Жегунов Г.Ф. Биология клетки. Физико-химические, структурно-функциональные и
информационные основы / Жегунов Г.Ф., Леонтьев Д.В., Щербак Е.В. — М.: Ленанд, 2018.
— 544 c.
Захваткин Ю. А. Биология насекомых. — М.: Либроком, 2021. — 392 c.
Коротяев А.И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: Учебник для
медицинских вузов / А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. — СПб.: СпецЛит, 2017. — 760 c.
Солвей Дж. Г. Наглядная медицинская биохимия. / Солвей Дж. Г. Учебное пособие. — М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 168 c.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности / Е.И.
Тупикин. — М.: Academia, 2017. — 16 c.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».