Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы рисования» (далее - Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее
реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МАУ ДО ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ, утвержденный Приказом МУ «Комитет по
образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.
Актуальность:
Данная программа направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определённые
способности к рисованию, на формирование у обучающихся ряда компетенций: информационных,
общекультурных, учебнопознавательных, коммуникативных, социально-трудовых, необходимых для
дальнейшего формирования и развития компетентности в выбранной сфере искусства, а также на
возможность приобретения опыта при работе с графическими и живописными материалами.
Данная программа представляет собой дополнительную, общеобразовательную
программу общеинтеллектуальной, творческой направленности и предназначена для
организации внеурочной деятельности учащихся 3-11 классов среднеобщеобразовательной школы,
ориентированных на проявление интересов и склонностей в области изобразительного
искусства, искусствоведения. В курсе решаются задачи по созданию изобразительных работ с
помощью различных средств выразительности.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Цветоведение, рисунок, живопись, перспектива, композиция.
Вид программы: Модифицированная программа
Направленность программы: техническая, художественная
Адресат программы: учащиеся 10 – 17 лет
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 год (114 часов).
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные
Режим занятий: 3 часа 1 раз в неделю.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель: ознакомление обучающихся с основными понятиями рисования и области применения.
Освоение методов живописи и графики, а также формирование умения владеть художественными
материалами, как средством решения практических задач, связанных с живописью и рисунком. При
изучении дисциплины обучающийся приобретает необходимые знания для индивидуальных работ.
Курс «Основы рисования» также способствует становлению композиционного и пространственного
мышления, усвоению закономерностей построения цветовых отношений в решении колористических
задач, а также способствует выработке творческого подхода к работе со средствами
изобразительного искусства.
Образовательные задачи:
- изучение основных аспектов живописи и рисунка;
- практическое освоение основ рисования с целью дальнейшего их применения в решении конкретных
учебных, исследовательских и творческих задач;
- ознакомление с работой основных графических и живописных средств;
- формирование формировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
формировать представления о средствах художественной выразительности необходимых для создания
художественного образа;
-развивать пространственное мышление и творческое воображение, изобразительные способности,
чувство композиционной меры.
Обучающие (предметные):
- изучить основы вида творчества
- использовать технику исполнения, последовательность на основе классического рисунка
Воспитательные (личностные) –
- создать положительную среду взаимоотношений со сверстниками
- наработать волевые качества характера: дисциплинированности, усидчивости
- раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализацию- самопрезентацию
Развивающие (метапредметные) –
- выявить уровень способностей детей с помощью индивидуальной диагностики в процессе обучения;
- активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие, память, воображение,
мышление, воспроизведение;
- развить навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности, последовательности
процесса, творческие способности как результат воспроизведения.
Ожидаемые результаты:
По итогам реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы
рисования» обучающиеся должны показать следующие результаты:
развитое эстетическое восприятие;
сформированность мотивов познавательной творческой деятельности и интереса к выбранному
профилю;
знание профессиональной терминологии и понятий предмета «Основы рисования»;
умение грамотно подойти к организации художественной деятельности;
умение передать объем, форму, конструкцию объектов, их материальность, фактуру, а также умение
передавать плановость в работе;
знания об основных законах, закономерностях, правилах и приемах композиции;
умение стилизовать изображение;
умение работать с материалами и кистями;
обладание навыками самостоятельной работы;
сформированность процессов самопознания, самореализации и социальной активности
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Основы рисования»
Базовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
1
Введение в курс.
3
3
Тестирование, практика
1.1
Работа с кистями и
материалами.
33
2
31
Тестирование, практика
1.2
Цветовой круг.
Цветовые схемы.
Колористика.
18
2
16
Тестирование, практика
1.3
Особенности работы в
различных
изобразительных
техниках.
6
1
5
Тестирование, практика
1.4
Знакомство с
18
графическими
техниками в карандаше
и акварели.
1
17
Тестирование, практика
1.5
Знакомство с
живописными
техниками в акварели
и гуашь.
36
2
34
Тестирование, практика
Итого:
114
11
103
Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, конкурс, мониторинг и
т.д.
Содержание учебного плана
I полугодие
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
1.
Введение в курс. Техника безопасности. Подготовка к работе.
Вводный теоретический урок. Знакомство с учебно-тематическим планом и содержанием
программы «Основы рисования». Организация рабочего места. Ключевые слова: техника
безопасности, живописные и графические инструменты.
2.
Вводное занятие. Вводная беседа о изобразительном искусстве.
Определение «изобразительное искусство». Термины, используемые в изобразительном искусстве:
колорит, цветовой круг, цветовые схемы, перспектива, многоплановость и др. Показ работ,
иллюстрирующих термины. Знакомство с материалами для работы с графикой и живописью. Виды
живописи и графики.
Ключевые слова: колорит, цветовой круг, цветовые схемы, перспектива, многоплановость и др.
РАБОТА С КИСТЯМИ И МАТЕРИАЛАМИ.
Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности. Особенности работы в
различных изобразительных техниках
1.
Теория - Знакомство детей, с правилами поведения в изостудии, с программой на ближайшее время.
Знакомство с техниками, которые использует художник и их основными отличиями. Практика Изучаем различия между работой гуашью и акварелью. Мазок у гуаши – плотный, маслянистый. У
акварели мазок прозрачный и легкий. Делаем небольшие зарисовки на свободную тему.
Возможности линера, пастели и карандаша. Знакомимся с видами линий и пятен, которые можно
создать этими инструментами.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ. ЦВЕТОВЫЕ СХЕМЫ. КОЛОРИСТИКА.
Цветовой круг. Определение первичных, вторичных, третичных цветов.
Виды цветовых схем.
Колористика. Цветовой тон, яркость, светлота, насыщенность. Спектральные, ахроматические
цвета.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИКАХ.
1.
Техника лессировки.
Техника рисования краской тонким слоем сразу по основе или по просушенному слою краски.
Характерна только для прозрачных красок - масла, акварели, иногда акрила. Основное качество
лессировки - прозрачность. Нанесённый поверх предыдущего слоя краски слой лессировки как бы
глазирует поверхность картины, придаёт особую выразительность и глубину слоям краски, лежащим
под лессировкой.
В сочетании с плотными укрывистыми слоями краски в картине маслом лессировка создаёт иллюзию
глубины и прозрачности, благодаря ей появляется объёмная живопись.
Ключевые слова: прозрачность, легкость, воздушность, сухая или мокрая бумага, подмалевок.
Самостоятельная работа: добавление тона (заливка) в предварительное нарисованное линейное
изображение.
2.
Рисование по мокрой бумаге.
Техника рисования при которой бумага сильно смачивается водой, после впитывания воды
наносится краска. Краска создает плавные разводы из-за медленного впитывания краски.
Ключевые слова: плавность, разводы.
Самостоятельная работа: создание полноценной работы по сырой бумаге технике.
3.
Техника рисования «по-сухому».
Краска наносится на полностью сухую бумагу одним или несколькими слоями. Это обеспечивает:
чёткий контроль над формой и границами мазка, предсказуемую растекаемость пигмента, точную
передачу тональных отношений.
Ключевые слова: растекаемость, тон.
Самостоятельная работа: создание полноценной работы по сухой бумаге технике.
II полугодие
ЗНАКОМСТВО С ГРАФИЧЕСКИМИ ТЕХНИКАМИ В КАРАНДАШЕ И АКВАРЕЛИ.
1. Акварель.
Знакомство с акварель, примеры использования красок на водной основе, прозрачность, лёгкость,
воздушность. Использование разных приёмов: работа по сухой или мокрой бумаге, применение
многослойной живописи, заливка с последующим смыванием.
Ключевые слова: прозрачность, легкость, воздушность, сухая или мокрая бумага, подмалевок.
Самостоятельная работа: создание изображения в жанре пейзаж.
2.Техника рисования от пятна. Реалистичное изображение объемного объекта.
Знакомство с техникой рисования от пятна, его особенности, сферы применения. Передача объема
объекта с помощью тона и цвета без использования контура. Объектом может быть персонаж, голова
человека или животного (портрет), растение (цветок, плод, куст, дерево), техника (автомобиль,
самолет, корабль и др.) и т.д.
Ключевые слова: пятно, объем, тон, реализм.
Самостоятельная работа: создание изображения в жанре пейзаж или натюрморт.
3.Творческая стилизация изображения. Преобразование реалистичного объекта в декоративное
изображение.
Знакомство с разными видами и способами стилизации. Авторская стилизация изображения,
сделанного на предыдущем занятии. Допускается преобразование объекта в стиле мультипликации
(западной или восточной).
Ключевые слова: стилизация, образ.
Самостоятельная работа: стилизация различных растений или животных.
ЗНАКОМСТВО С ЖИВОПИСНЫМИ ТЕХНИКАМИ В АКВАРЕЛИ И ГУАШЬ.
1. Гуашь.
Знакомство с краской, стили рисования, примеры использования гуаши. Многослойность,
смешивание цветов, комбинирование техники.
Ключевые слова: многослойность, смешивание цветов, комбинирование.
Самостоятельная работа: создание работы в жанре натюрморт.
2. Пастозная живопись
Нанесение густой краски плотными мазками. Техника создаёт рельефную поверхность и фактурные
эффекты
Ключевые слова: плотность, рельефность, фактурность.
Самостоятельная работа: создание изображения в жанре пейзаж или натюрморт.
3. Мазковая техника живописи.
Знакомство с мазковой техникой живописи, когда краска смешивается на палитре и наносится на
холст отдельными мазками - каждый мазок на своё место. Таким образом, объём и форма в
живописи вылепливаются наложенными на холст мазками нужного цвета, тона, размера. Фактурная
живопись, демонстрирующая множество мазков разного качества и рельефа, рассматривается на
расстоянии, таким образом отдельные мазки краски сливаются в единое целое изображение и
придают картине реалистичность, живость, динамичность. Мазковая техника живописи учит
художника точно намешивать нужные оттенки и класть их в нужное место, поэтому она
используется при обучении художников чаще всего.
Ключевые слова: смешивание красок, палитра, мазок, динамичность.
Самостоятельная работа: создание полноценной итоговой работы в мазковой технике.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Хван Алина Юрьевна
Место проведения: МАОУ "СОШ № 51" ул. Гагарина, 12, кабинет №311
Форма занятия: очная
Месяц: Сентябрь-Май
№
дата
Кол-во
Название темы
час.
1
1.9.25
3
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Художник и его
инструменты.
Форма контроля
Тестирование.
2
8.9.25
3
3
15.9.25
3
4
22.9.25
3
5
29.10.25
3
6
6.10.25
3
7
13.10.25
3
8
20.10.25
3
9
27.1025
3
10
3.11.25
3
11
12
13
10.11.25
17.11.25
24.11.25
3
3
3
ЦВЕТОВОЙ КРУГ. ЦВЕТОВЫЕ
СХЕМЫ. КОЛОРИСТИКА.
Основные отличия различных
живописных техник. Акварель, гуашь.
Осенний пейзаж. Акварель или гуашь.
Перспектива.
Осенний пейзаж. Акварель или гуашь.
Перспектива.
Осенний пейзаж. Акварель или гуашь.
Перспектива.
Осенний пейзаж. Акварель или гуашь.
Перспектива.
Цветовые схемы. Монохром, контраст,
триада, тетрада, анаголия, акцентаналогия.
Цветовые схемы. Монохром, контраст,
триада, тетрада, анаголия, акцентаналогия.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В
РАЗЛИЧНЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
ТЕХНИКАХ.
Техника лессировки.
Техника лессировки.
Техника лессировки.
Рисование по мокрой бумаге.
14
15
16
1.12.25
8.12.25
15.12.25
3
3
3
Рисование по мокрой бумаге.
Рисование по мокрой бумаге.
Техника рисования «по-сухому».
17
18
19
22.12.25
29.12.25
12.1.26
3
3
3
20
21
22
19.1.26
26.1.26
2.2.26
3
3
3
23
9.5.26
3
24
16.2.26
3
25
23.2.26
3
26
2.3.26
3
27
9.3.26
3
Техника рисования «по-сухому».
Техника рисования «по-сухому».
ЗНАКОМСТВО С ГРАФИЧЕСКИМИ
ТЕХНИКАМИ В КАРАНДАШЕ И
АКВАРЕЛИ.
Акварель в жанре пейзаж.
Акварель в жанре пейзаж.
Акварель в жанре пейзаж.
Техника рисования от пятна.
Пейзаж или натюрморт.
Техника рисования от пятна.
Пейзаж или натюрморт.
Техника рисования от пятна.
Пейзаж или натюрморт.
Стилизация изображения растения или
животного. Преобразование
реалистичного объекта в декоративное
изображение.
Стилизация изображения растения или
животного. Преобразование
реалистичного объекта в декоративное
изображение.
Стилизация изображения растения или
животного. Преобразование
Тестирование.
Тестирование
практика.
Тестирование
практика.
Практика.
Практика.
Практика.
Тестирование
практика.
Практика.
Тестирование
практика.
Практика.
Практика.
Тестирование
практика.
Практика.
Практика.
Тестирование
практика.
Практика.
Практика.
Тестирование
практика.
Практика.
Практика.
Тестирование
практика.
Практика.
Практика.
Тестирование
практика.
Практика.
Практика.
28
16.3.26
3
29
30
31
23.3.26
30.3.26
6.4.26
3
3
3
32
13.4.26
3
33
20.4.26
3
34
27.4.26
3
35
4.5.26
3
36
11.5.26
3
37
18.5.26
3
38
25.5.26
3
ИТОГО
реалистичного объекта в декоративное
изображение.
ЗНАКОМСТВО С ЖИВОПИСНЫМИ
ТЕХНИКАМИ В АКВАРЕЛИ И
ГУАШЬ.
Гуашь. Натюрморт.
Гуашь. Натюрморт.
Гуашь. Натюрморт.
Пастозная живопись. Пейзаж или
натюрморт.
Пастозная живопись. Пейзаж или
натюрморт.
Пастозная живопись. Пейзаж или
натюрморт.
Мазковая техника живописи. (итоговое
задание).
Мазковая техника живописи. (итоговое
задание).
Живописная или графическая работа.
(итоговое задание).
Живописная или графическая работа.
(итоговое задание).
Живописная или графическая работа.
(итоговое задание).
Тестирование
практика.
Практика.
Практика.
Тестирование
практика.
Практика.
Практика.
Тестирование
практика.
Практика.
Практика.
Практика.
Практика.
114
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
36 недель
1 год обучения (36 дней)
С 01.09.2024г.
30.05.2025г.
промежуточная- декабрь
входная - сентябрь
промежуточная- декабрь
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2.1.
Характеристика (заполнить)
Площадь аудитории 30,0 м2
Учебный кабинет для проведения занятий, групповых
и индивидуальных консультаций, текущего контроля и
Материально-техническое
промежуточной аттестации. Перечень оборудования,
обеспечение
инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы, учебная литература (при
наличии)
-мольберты, стулья.
Мольберт – 15 шт Стулья – 30 шт Учебная доска - 1 шт
Получено по Программе «Новые Ноутбук – 1 шт
места»:
Аспекты
Аспекты
Информационное обеспечение
Ссылки:
Кадровое обеспечение
Характеристика (заполнить)
-аудио
- видео
- фото
ПДО Хван Алина Юрьевна
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: творческая работа на основе проекта, показа портфолио рисунков.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП
Уровень развития творческого потенциала
учащихся
Уровень развития высших психических
функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся
Методики
Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества
образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева,
И.К. Михайлова
Уровень развития творческого потенциала
учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
Уровень сохранения и укрепления здоровья
деятельности образовательных учреждений» под ред.
учащихся
М.М. Безруких
Уровень теоретической подготовки
Разрабатываются ПДО самостоятельно
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей
Изучение удовлетворенности родителей работой
предоставляемыми образовательными
образовательного учреждения (методика
услугами
Е.Н.Степановой)
Ссылка на папку (шаблоны, действующая
Оценочные материалы (указать конкретно
диагностика, мониторинг)
по предметам в соответствии с формами
аттестации)
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Практическое занятие
Беседа
Выставка
Презентация
Мастер-класс
Педагогические технологии с указанием автора:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология. Ссылка:
Дидактические материалы: ссылка на папку
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
1.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
1. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия
учебников: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: - М.: «Просвещение», 2011;
2. Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей». - М.:
Просвещение, 2009 год.
3. Робертсон Б., Основы живописи. Интенсивный курс рисования. Предметы, пер. с английского. М.: Эксмо-Пресс, 2000.
4. Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006
5. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990
6. Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С- Пб.; Питер, 2006
7. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006
8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984
9. Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997
10. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.; 2004
11. Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000
12. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008
13. Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. - М.; 2004
14. Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.; 2001
15. Хананова И.Н. Соленое тесто. АСТ-Пресс книга. М. 2006г. 104 с. (электронная книга)
16. Глаголев О.Б.Лепим из глины. Профиздат. М. 2009 г. 96 с. (электронная книга)
17. Омельяненко Е.В. Основы цветоведения и колористики. Издательство ЮФУ. Ростовна Дону.
2010г.184 с. (электронная книга)
18. Тропинина Т.Н. Практические задания по курсу «Цветоведение». Учебное пособие. НГПУ.
Новосибирск. 2012 г. 58с. (электронная книга)
19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся. Часть 1.
АО «Московские учебники» М. 1998г. 96 с. (электронная книга)
20. Погонина Ю.В. Сергеев С.И. Чумерина И.А.Основы изобразительного искусства: учебное пособие
для начального профессионального образования. Академия. М 2012г.
Список учебной литературы
1. Барышников А.П. Перспектива. – М., 1955
2. Бейлс Д. Орланд Т. Искусство и страх. Гид по выживанию для современного художника. – СПб.:
Питер, 2011
3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002
4. Демпси, Э. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. – М.:
Искусство - XXI век, 2008
6. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Воображайте! Развиваем креативное мышление. – М.: Галактика, 2018
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2006
8. Прохоров С.А. Современная живопись и компьютерные технологии: от фотореализма до
живописи 3D-арт // Мир науки, культуры, образования, 2011. №5(30). 317-319 с.
9. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
10. Турлюн Л.Н. Имитация традиционной живописи и графики средствами компьютерной графики //
В мире научных открытий, 2012. №4.3. 272-281 с.
11. Турлюн Л.Н. Творчество отечественных и зарубежных компьютерных художников //Мир науки,
культура, образования, 2013. №4(41). 288-290 с.
12. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980 Интернет-ресурсы
Электронные образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/7/
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/metodicheskierekomendatsii/dist-ob-izo-1-4.html
https://uchitelya.com/izo/156255-kartoteka-didakticheskih-igr-po-izodeyatelnosti.html
http://.schol-collection.edu.ru/catalog/rubr
http://www.openclass.ru/node/203070
http://.draw.demiart.ru
http://www.artsait.ru
http://www.artlib.ru
http://www.museum-online.ru
Аудиовизуальные образовательные ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=TYXFS2UakIA
https://www.youtube.com/watch?v=FymuU0J4JA0
https://www.youtube.com/watch?v=lJeWUYFdmKo
https://www.youtube.com/watch?v=_GISBnUOXmo
https://www.youtube.com/watch?v=CoRgESIhYnI
https://www.youtube.com/watch?v=5k7fOnrvMu0
https://www.youtube.com/watch?v=fH_bgy2WLas
https://www.youtube.com/watch?v=FOD9aPOBxAg
https://www.youtube.com/watch?v=nGIDAAgWd1U
https://www.youtube.com/watch?v=Kg5YDzGntks
https://www.youtube.com/watch?v=Ik43s9xerPU
https://www.youtube.com/watch?v=bRKwTUkKDJs
Средства обучения
материальные: учебные аудитории, специально укомплектованные наглядными пособиями,
мебелью;
наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, настенные
иллюстрации, магнитные доски;
демонстрационные: изобразительные художественные произведения профессиональных
художников и выпускников прошлых лет;
аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы, презентации, слайды, записи мастерклассов.