Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы цифровой живописи» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее
реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МАУ ДО ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ, утвержденный Приказом МУ «Комитет по
образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.
Актуальность:
Данная программа направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определённые
способности к цифровой живописи, на формирование у обучающихся ряда компетенций:
информационных, общекультурных, учебнопознавательных, коммуникативных, социально-трудовых,
необходимых для дальнейшего формирования и развития компетентности в выбранной сфере
информационных технологий, а также на возможность приобретения опыта при работе в графических
средах.
Данная
программа
представляет
собой
дополнительную,
общеобразовательную
программу общеинтеллектуальной,
творческой
направленности
и
предназначена
для
организации внеурочной деятельности учащихся 4-11 классов среднеобщеобразовательной школы,
ориентированных на проявление интересов и склонностей в области информатики, изобразительного
искусства, моделирования, компьютерной графики. В курсе решаются задачи по созданию
и редактированию рисунков, чертежей с помощью специализированного редактора цифровой графики
MediBang Paint и Krita.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Цветоведение, рисунок, живопись.
Вид программы: Модифицированная программа
Направленность программы: техническая, художественная
Адресат программы: учащиеся 10 – 17 лет
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 год (114 часов).
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные
Режим занятий: 3 часа 1 раз в неделю.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель: ознакомление обучающихся с основными понятиями цифровой живописи и рисунка и
областями их применения. Освоение методов растровой и векторной графики, а также формирование
умения владеть компьютером, как средством решения практических задач, связанных с цифровой
живописью и рисунком. При изучении дисциплины обучающийся приобретает необходимые знания
для работы с растровыми и векторными графическими редакторами. Курс «Цифровая живопись и
рисунок» также способствует становлению композиционного мышления, усвоению закономерностей
построения цветовых отношений в решении колористических задач, а также способствует выработке
творческого подхода к работе со средствами цифрового искусства. Изучение дисциплины
предполагает ознакомление студентов с работой таких программ MediBang Paint и Krita.
Образовательные задачи:
- изучение основных аспектов цифровой живописи и рисунка;
- практическое освоение современных прикладных программ с целью дальнейшего их применения в
решении конкретных учебных, исследовательских и творческих задач;
- ознакомление с работой основных графических устройств;
- работа с графическими прикладными программами;
- формирование навыка создавать и обрабатывать информацию с использованием графических
редакторов и специализированных программ для цифровой живописи и рисунка;
- закрепление основ композиции, цветопередачи и рисунка в цифровом искусстве.
Обучающие (предметные):
- изучить основы вида творчества
- использовать технику исполнения, последовательность на основе классического рисунка
Воспитательные (личностные) –
- создать положительную среду взаимоотношений со сверстниками
- наработать волевые качества характера: дисциплинированности, усидчивости
- раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализацию- самопрезентацию
Развивающие (метапредметные) –
- выявить уровень способностей детей с помощью индивидуальной диагностики в процессе обучения;
- активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие, память, воображение,
мышление, воспроизведение;
- развить навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности, последовательности
процесса, творческие способности как результат воспроизведения.
Ожидаемые результаты:
По итогам реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Цифровая живопись» обучающиеся должны показать следующие результаты:
сформированность системы ЗУН;
сформированность мотивов познавательной творческой деятельности и интереса к выбранному
профилю;
знание профессиональной терминологии и понятий предмета «Цифровая живопись»;
умение использовать современные компьютерные технологии для создания цифрового изображения
умение грамотно подойти к организации художественной деятельности;
умение передать объем, форму, конструкцию объектов, их материальность, фактуру, а также умение
передавать плановость в работе;
знания об основных законах, закономерностях, правилах и приемах композиции;
умение стилизовать изображение;
умение работать со слоями и кистями;
обладание навыками самостоятельной работы;
сформированность процессов самопознания, самореализации и социальной активности
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Основы цифровой живописи»
Базовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
1
Введение в курс
3
3
Тестирование, практика
1.1
Работа с кистями и
слоями
33
2
31
Тестирование, практика
1.2
Концепт - арт
18
2
16
Тестирование, практика
1.3
Лайн-арт
6
1
5
Тестирование, практика
1.4
Пиксель-арт
18
1
17
Тестирование, практика
1.5
DIGITAL PAINTING
(ЦИФРОВАЯ
ЖИВОПИСЬ)
36
2
34
Тестирование, практика
Итого:
114
11
103
Формы контроля: текущий контроль, опрос, конкурс рисунков, мониторинг.
Содержание учебного плана
I полугодие
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
1. Введение в курс. Техника безопасности. Подготовка к работе.
Вводный теоретический урок. Знакомство с учебно-тематическим планом и содержанием
программы «Цифровая живопись. Организация рабочего места, настройка оборудования
(компьютера, графического планшета). Ключевые слова: техника безопасности, оборудование,
настройка.
2. Вводное занятие. Вводная беседа о цифровом изобразительном искусстве.
Определение «цифровое искусство». Термины, используемые в цифровом изобразительном
искусстве: digital art, CG, лайн-арт, пиксель-арт, концепт-арт, растровое и векторное
изображение и др. Показ работ, иллюстрирующих термины. Знакомство с оборудованием и
программами, необходимыми для занятия цифровой живописью. Виды графических редакторов
(для создания растровых, векторных изображений). Различие между графическим планшетом и
графическим планшетом-монитором, их плюсы и минусы.
Ключевые слова: цифровое искусство, digital art, CG, растровое, векторное изображение.
3. Знакомство с программой MediBang Paint и Krita
Изучение теории: основные функции программы, интерфейс, горячие клавиши и т.д. Создание
нового файла, настройка формата и размера, настройка рабочей среды.
Ключевые слова: MediBang Paint и Krita, интерфейс, рабочая среда, горячие клавиши.
РАБОТА С КИСТЯМИ И СЛОЯМИ
4. Настройка кистей. Передача разных текстур разными кистями. Небольшая
иллюстрация на тему разными кистями.
Знакомство с кистями программы MediBang Paint и Krita, их настройка (толщина, нажим,
сглаживание, прозрачность, текстура). Создание небольшой, простой иллюстрации на тему
пейзажа (природный/ городской/ деревенский/ морской) в цвете с использованием кистей с
разной текстурой.
Ключевые слова: кисть, текстура, иллюстрация, нажим, прозрачность.
Самостоятельная работа: создание небольшой иллюстрации на тему «Натюрморт».
5. Рисование простых геометрических фигур в черно-белом исполнении.
Передача объема и освещения. Создание трех иллюстраций с изображением кубов, шаров,
цилиндров:
1 иллюстрация – 3 куба с разным освещением (сверху, сбоку, снизу);
2 иллюстрация – 3 шара с разным освещением (сверху, сбоку, снизу);
3 иллюстрация – 3 цилиндра с разным освещением (сверху, сбоку, снизу).
Изучение способов передать объем, изучение разницы расположения бликов, света, теней,
полутонов, рефлексов на объектах, а также падающих от них теней в зависимости от
расположения источника света.
Ключевые слова: куб, шар, цилиндр, блик, свет, полутон, тень, рефлекс, падающая тень,
источник света.
Самостоятельная работа: создание иллюстрации с изображением 3-х конусов с разным
освещением.
6. Работа с фильтрами, режимами наложения и стилями слоев.
Коррекция (текстурирование, создание эффекта свечения, колорирование, стилизация) одной
из предыдущих работ с геометрическими фигурами.
Ключевые слова: коррекция, фильтр, режим наложения, стиль слоя.
Самостоятельная работа: коррекция другой работы с предыдущего занятия (на выбор ученика).
7. Создание детализированного объемного изображения объекта в чернобелом
исполнении. Колорирование черно-белого изображения.
Создание объемного изображения объекта с использованием тона. Объектом может быть
простой персонаж, голова человека или животного (портрет), растение (цветок, плод, куст,
дерево), техника (автомобиль, самолет, корабль и др.) и т.д. Колорирование, цветокоррекция
готового черно-белого изображения. Допускается добавление различных эффектов и текстур.
Фон может отсутствовать или быть однотонным.
Ключевые слова: тон, объем, колорирование, цветокоррекция.
Самостоятельная работа: создание черно-белого изображения простого пейзажа.
Колорирование и цветокоррекция готового пейзажа в трех разных вариантах: день, восход/закат,
вечер/ночь.
КОНЦЕПТ-АРТ
8. Создание персонажа (концепт-арт).
Разработка дизайна персонажа. Изображение персонажа в трех ракурсах (спереди, профиль, со
спины). Персонажем может быть любое существо: человек, животное, робот и т.д. Фон может
отсутствовать или быть однотонным.
Ключевые слова: концепт - арт, персонаж, ракурс.
Самостоятельная работа – концепт-арт предмета (оружие, магический предмет, элемент одежды
и т.д.) Всего: 32 ч. 19
II полугодие
ЛАЙН-АРТ
1. Лайн-арт. Определение термина. Создание законченного линейного изображения.
Знакомство с понятием «лайн-арт», примеры, сферы применения. Создание законченного
контурного изображения на свободную тему. Применение разной толщины контура.
Ключевые слова: лайн-арт, линия, контур.
Самостоятельная работа – добавление тона (заливка) в готовое линейное изображение.
ПИКСЕЛЬ-АРТ
1. Пиксель-арт. Создание небольшого пиксельного изображения объекта.
Знакомство с понятием «пиксель-арт», примеры, сферы применения. Создание небольшого
пиксельного изображения объекта: человека, животного, робота, растения, техники, элемента
одежды и т.д.
Ключевые слова: пиксель, пиксель-арт.
Самостоятельная работа – создание простого пиксельного фона для готового изображения
объекта.
1. Пиксель-арт. Создание небольшого пиксельного анимированного изображения в формате
GIF.
Знакомство с форматом GIF, примеры изображений, сферы применения. Для создания
анимированного изображения можно использовать рисунок с предыдущего аудиторного занятия
или создать новый. Для плавной анимации нужно создавать как можно большее количество кадров.
Ключевые слова: пиксель, пиксель-арт, GIF, анимация, кадр.
Самостоятельная работа – создание анимированного комбинированного изображения из
самостоятельного задания
DIGITAL PAINTING (ЦИФРОВАЯ ЖИВОПИСЬ)
2. Техника рисования от пятна. Реалистичное изображение объемного объекта.
Знакомство с техникой рисования от пятна, его особенности, сферы применения. Передача объема
объекта с помощью тона и цвета без использования контура. Объектом может быть персонаж,
голова человека или животного (портрет), растение (цветок, плод, куст, дерево), техника
(автомобиль, самолет, корабль и др.) и т.д.
Ключевые слова: пятно, объем, тон, реализм.
Самостоятельная работа – создание изображения фона (пейзаж, интерьер) в технике от пятна.
3. Творческая стилизация изображения. Преобразование реалистичного объекта в
декоративное изображение.
Знакомство с разными видами и способами стилизации. Авторская стилизация изображения,
сделанного на предыдущем занятии. Допускается преобразование объекта в стиле мультипликации
(западной или восточной). Ключевые слова: стилизация, образ. Самостоятельная работа –
стилизация изображения фона (пейзаж, интерьер).
4. Цифровая иллюстрация (итоговое задание).
Создание цифровой иллюстрации на свободную тему. Изображение может быть стилизованным
или реалистичным (на усмотрение ученика). Формат изображения (горизонтальный,
вертикальный, квадрат) выбирает обучающийся в зависимости от своего замысла. Желательно
цветовое решение композиции. Ключевые слова: иллюстрация, цельность, образ.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Хван Алина Юрьевна
Место проведения: ЦДО «МАН», ул.Цивилева, 5а, кабинет №1
Форма занятия: очная
Месяц: Сентябрь-май
№
дата
Кол-во
Название темы
час.
1
5.9.25
3
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Введение в курс. Техника безопасности.
Подготовка к работе.
Вводное занятие. Вводная беседа о
цифровом изобразительном искусстве.
Знакомство с программой MadiBang
Форма контроля
Тестирование,
практика
2
12.9.25
3
3
19.9.25
3
4
26.9.25
3
5
3.10.25
3
6
10.10.25
3
7
17.10.25
3
8
24.10.25
3
9
31.1025
3
10
7.11.25
3
11
14.11.25
3
12
21.11.25
3
13
28.11.25
3
РАБОТА С КИСТЯМИ И СЛОЯМИ
Настройка кистей. Передача разных
текстур. Небольшая иллюстрация на
тему разными кистями.
Рисование простых геометрических
фигур в черно-белом исполнении.
Передача объема и освещения.
Рисование простых геометрических
фигур в черно-белом исполнении.
Передача объема и освещения.
Рисование простых геометрических
фигур в черно-белом исполнении.
Передача объема и освещения.
Рисование простых геометрических
фигур в черно-белом исполнении.
Передача объема и освещения.
Работа с фильтрами, режимами
наложения и стилями слоев.
Работа с фильтрами, режимами
наложения и стилями слоев.
Создание детализированного объемного
изображения объекта в черно-белом
исполнении. Колорирование чернобелого изображения.
Создание детализированного объемного
изображения объекта в черно-белом
исполнении. Колорирование чернобелого изображения.
Создание детализированного объемного
изображения объекта в черно-белом
исполнении. Колорирование чернобелого изображения.
Создание детализированного объемного
изображения объекта в черно-белом
исполнении. Колорирование чернобелого изображения.
Создание персонажа (концепт-арт).
14
5.12.25
3
Создание персонажа (концепт-арт).
15
12.12.25
3
Создание персонажа (концепт-арт).
16
19.12.25
3
Создание персонажа (концепт-арт).
17
26.12.25
3
Создание персонажа (концепт-арт).
18
9.1.26
3
Создание персонажа (концепт-арт).
19
16.1.26
3
20
23.1.26
3
ЛАЙН-АРТ
Лайн-арт. Определение термина.
Создание законченного линейного
изображения.
Лайн-арт. Определение термина.
Создание законченного линейного
изображения.
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
21
30.1.26
3
22
6.2.26
3
23
13.5.26
3
24
20.2.26
3
25
27.2.26
3
26
6.3.26
3
27
13.3.26
3
28
20.3.26
3
29
27.3.26
3
30
3.4.26
3
31
10.4.26
3
32
17.4.26
3
33
24.4.26
3
34
8.5.26
3
35
15.5.26
3
36
22.5.26
3
37
29.5.26
3
38
5.6.26
3
ИТОГО
ПИКСЕЛЬ-АРТ
Пиксель-арт. Создание небольшого
пиксельного изображения объекта.
Пиксель-арт. Создание небольшого
пиксельного изображения объекта.
Пиксель-арт. Создание небольшого
пиксельного изображения объекта.
Пиксель-арт. Создание небольшого
пиксельного изображения объекта.
Пиксель-арт. Создание небольшого
пиксельного изображения объекта.
Пиксель-арт. Создание небольшого
пиксельного изображения объекта.
DIGITAL PAINTING (ЦИФРОВАЯ
ЖИВОПИСЬ)
Техника рисования от пятна.
Реалистичное изображение объемного
объекта.
Техника рисования от пятна.
Реалистичное изображение объемного
объекта.
Техника рисования от пятна.
Реалистичное изображение объемного
объекта.
Техника рисования от пятна.
Реалистичное изображение объемного
объекта.
Творческая стилизация изображения.
Преобразование реалистичного объекта
в декоративное изображение.
Творческая стилизация изображения.
Преобразование реалистичного объекта
в декоративное изображение.
Творческая стилизация изображения.
Преобразование реалистичного объекта
в декоративное изображение.
Творческая стилизация изображения.
Преобразование реалистичного объекта
в декоративное изображение.
Цифровая иллюстрация. (итоговое
задание).
Цифровая иллюстрация. (итоговое
задание).
Цифровая иллюстрация. (итоговое
задание).
Цифровая иллюстрация. (итоговое
задание).
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
114
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного года
36 недель
1 год обучения (36 дней)
С 05.09.2024г.
30.05.2025г.
промежуточная- декабрь
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
входная - сентябрь
промежуточная- декабрь
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2.1.
Характеристика (заполнить)
Площадь аудитории 30,0 м2
Учебный компьютерный кабинет для проведения
занятий, групповых и индивидуальных консультаций,
Материально-техническое
текущего контроля и промежуточной аттестации.
обеспечение
Перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы, учебная
литература (при наличии)
-компьютер, графический планшет, стилус
Системный блок - 15 шт Монитор - 15 шт Мышка
Получено по Программе «Новые компьютерная - 15 шт Клавиатура компьютерная - 15 шт
места»:
Планшет графический - 15 шт Интерактивная доска - 1 шт
Аспекты
Информационное обеспечение
Ссылки:
Кадровое обеспечение
-аудио
- видео
- фото
ПДО Хван Алина Юрьевна
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: творческая работа на основе проекта, показа портфолио цифровых
рисунков.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП
Уровень развития творческого потенциала
учащихся
Уровень развития высших психических
функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень развития творческого потенциала
учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Методики
Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества
образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева,
И.К. Михайлова
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
Уровень сохранения и укрепления здоровья
деятельности образовательных учреждений» под ред.
учащихся
М.М. Безруких
Уровень теоретической подготовки
Разрабатываются ПДО самостоятельно
учащихся
Показатели качества реализации ДООП
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами
Оценочные материалы (указать конкретно
по предметам в соответствии с формами
аттестации)
Методики
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
Ссылка на папку (шаблоны, действующая
диагностика, мониторинг)
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Исследовательский
Дискуссионный
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Практическое занятие
Беседа
Выставка
Галерея
Презентация
Мастер-класс
Педагогические технологии с указанием автора:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология. Ссылка:
Дидактические материалы: ссылка на папку
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
1.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие – М.: Архитектура-С, 2012
3. Белозеров. О.И., Селина А.М. Цифровая живопись – замена современному искусству? // Academy,
2019. №2 (41). 12-16 с.
4. Бухаркина Н.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы
повыш. квалиф. пед. кадров / - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005
5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
6. Голубева. О.Л. Основы композиции. – М.: В.Шевчук, 2014
7. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984 8. Ерохин С.В. Эстетика
цифрового изобразительного искусства. – СПб.: Алетейя, 2010
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. учеб.
заведений / И. Г. Захарова. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005
10. Исаева О.А. Цифровая живопись как актуальное направление отечественного искусства // Вестник
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. №1(30). 173- 176 с.
11. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Эксмо, 2010
12. Люшер М. Магия цвета. – Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996 31
13. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д:
Феникс, 2007
14. Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. –
М., 1981
15. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Альянс, 2014
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 1998
17. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства – М.: Академия, 2017
18. Турлюн Л.Н. Специфика художественной выразительности цифровой живописи // Культурное
наследие Сибири, 2016. №1(19). 39-46 с.
19. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983
20. Шабанова И.А. Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс как одно
из направлений методической работы / И.А. Шабанова, Н.Г. Гладкова // Методист. - 2009. -№2. 39-40
с.
21. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе.
Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974
Список учебной литературы
1. Барышников А.П. Перспектива. – М., 1955
2. Бейлс Д. Орланд Т. Искусство и страх. Гид по выживанию для современного художника. – СПб.:
Питер, 2011
3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002
4. Демпси, Э. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. – М.: Искусство
- XXI век, 2008
5. Ерохин С.В. Цифровое компьютерное искусство. – СПб.: Алетейя, 2011 32
6. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Воображайте! Развиваем креативное мышление. – М.: Галактика, 2018
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2006
8. Пол Кристиана Цифровое искусство. – М.: Ад Маргинем, 2017
9. Прохоров С.А. Современная живопись и компьютерные технологии: от фотореализма до живописи
3D-арт // Мир науки, культуры, образования, 2011. №5(30). 317-319 с.
10. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
11. Турлюн Л.Н. Имитация традиционной живописи и графики средствами компьютерной графики //
В мире научных открытий, 2012. №4.3. 272-281 с.
12. Турлюн Л.Н. Творчество отечественных и зарубежных компьютерных художников //Мир науки,
культура, образования, 2013. №4(41). 288-290 с.
13. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980 Интернет-ресурсы
Электронные образовательные ресурсы
https://render.ru/
https://demiart.ru/forum/index.php
https://creativo.one/
https://illustrators.ru/
https://www.art-talant.org/publikacii/11858-predmet-kompyyuternaya-grafikav-detskih-hudoghestvennyhshkolah-i-shkolah-iskusstv
https://oformitelblok.ru/dizain.html
https://www.pinterest.ru/
https://www.artstation.com/
https://poezdonlin.ru/family-and-relationships/kak-nazyvaetsya-multyashnyistil-risovaniya-risuem-portretv-stile/ 33
Аудиовизуальные образовательные ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=TYXFS2UakIA
https://www.youtube.com/watch?v=FymuU0J4JA0
https://www.youtube.com/watch?v=lJeWUYFdmKo
https://www.youtube.com/watch?v=_GISBnUOXmo
https://www.youtube.com/watch?v=CoRgESIhYnI
https://www.youtube.com/watch?v=5k7fOnrvMu0
https://www.youtube.com/watch?v=fH_bgy2WLas
https://www.youtube.com/watch?v=FOD9aPOBxAg
https://www.youtube.com/watch?v=nGIDAAgWd1U
https://www.youtube.com/watch?v=Kg5YDzGntks
https://www.youtube.com/watch?v=Ik43s9xerPU
https://www.youtube.com/watch?v=bRKwTUkKDJs
Средства обучения
материальные: учебные аудитории, специально укомплектованные наглядными пособиями,
мебелью, компьютерным оборудованием;
наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, настенные
иллюстрации, магнитные доски;
демонстрационные: цифровые художественные произведения профессиональных художников и
выпускников прошлых лет;
аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы, презентации, слайды, записи мастерклассов.