КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. УЛАН-УДЭ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образованиlI
Щентр дополнительного образования
<<Малая академия наую) г. Улан-Удэ
<Утверждаю):
Принята на заседании
педагогического совета
от Ц>>
202ýг.,
протокол Nч
<<
08
_С. Г. Гарматарова
Ш202\г.
,Щополнительная общеобр€вовательная
программа
<Практикум по русскому язьIку))
Направленность: социалъно-гуманитарная
Возраст учащихся: 16-1'7 лет
Срок реализации: | год (10В часов)
Уровень программы: продвинутый
Автор-составитель:
Степанов а Ирина Жамсарановна,
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ,2025 г.
Рекомендована
методическим советом
Протокол lrtЪ Чl
от << 2в>> авryста 202 5 г.
<<Согласовано):
УВР МАУ ДО
ЦДОяМАН) г. Улан-Удэ
------------- Хамаганова М.Н.
' tB>> августа 2025 t.
Зам. директора по
а<
<<
при внесении изменений
в последующие годы:
Протокол j\Гч
от(
)
202
г.
<<Согласовано):
Зам. директора по УВР МАУ ДО
ЩО (МАН) г. Улан-Удэ
((_
Хамаганова М.Н.
))
Внутренняя рецензия от:
Ф.И.О., должность МАУ ДО ЦДО (МАН> г.Улан-Удэ
ПрограМма реалИзуется в МАУ до цдО
Программа переработана и дополнена:
в 2023-2024 уч. г.
в 2024-2025 уч. г.
в 2025-2026 уч. г.
(МАН)
г. Улан-Удэ с 202З г.
202
г.
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Практикум по русскому языку» (далее –
Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий п о ее
реализации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyuobscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» // Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 N2: https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiyaotdykha-i-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 г. N ВБ – 976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных
образовательных
технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав учреждения, утв. приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г. УланУдэ» от 20.04.2022 г. N 374.
Актуальность: Программа «Практикум по русскому языку» нужна учащимся 11-х классов
средних школ, гимназий, лицеев и под. для упорядочения сведений по современному
русскому языку, более глубокой и осознанной подготовки по современному русскому языку;
программа отвечает социальным запросам, направленным на повышение качества знаний
выпускников 11-х классов: к сожалению, школьных уроков по русскому языку в выпускных
классах недостаточно, особенно это отмечается в последние годы. Материалы научных
исследований, педагогический опыт автора программы говорят о том, что расширенная и
углубленная программа подготовки по современному русскому языку весьма востребована в
условиях продолжающейся модернизации системы образования.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Русский язык
Вид программы: модифицированная программа.
Программа обладает актуальностью и новизной, программа предполагает собственный
подход автора к традиционным темам.
Направленность программы: социально-гуманитарная, так как, кроме знаний о русском
языке, направлена на формирование мировоззрения, нравственных ценностей, осуществляет
общее развитие детей через тексты, рассматриваемые в ходе обучения, дает совокупность
знаний в области языкознания и связанных с ними практических умений и навыков, создает
условия для личностного и профессионального самоопределения через стремление педагога
заинтересовать, привлечь внимание не только к тем разделам русского языка, в которых
ученик должен показать достаточные знания, но и к системе русского языка, ее логичности,
стройности, внутренней красоте.
Адресат программы: учащиеся выпускных классов средних школ, лицеев, гимназий:
старшие школьники 16-17 лет. Ведущее место в учебной деятельности у старших
школьников занимают поиск смысла жизни, самоопределение и подготовка к взрослой
жизни, дальнейшее поступление в профильный вуз. Полученные знания являются основой
для формирования отношения выпускников к разным явлениям мира, к людям, к законам,
природе.
Срок и объем освоения программы: срок реализации программы – 1 учебный год (108
педагогических часов), продвинутый уровень
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: одновозрастные группы (11
класс)
Режим занятий: 1 раз в неделю * 3 час (40 мин) = 3 часа в неделю.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель: углубление теоретических и практических знаний по современному русскому языку.
Образовательные задачи:
 углубить знания учащихся в разных разделах лингвистики (фонетики, морфемики,
лексики, словообразования и морфологии);
 обобщить знания и умения учащихся в определении основных понятий синтаксиса
русского языка.
Обучающие (предметные):
 развивать речевые, орфоэпические навыки учащихся, навыки владения грамматическими
нормами русского языка;
 развить и закрепить навыки умелого использования в речи учащихся орфоэпических,
грамматических норм;
 развивать навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в
собственной речи учащихся.
Воспитательные (личностные):
создать условия, обеспечивающие у учащихся формирование навыков самоконтроля
Развивающие (метапредметные)
 выявление уровня подготовленности учащихся к стрессовой ситуации экзамена (входное
тестирование с психологическим нагнетанием ситуации) с дальнейшей работой педагога над
устранением в том числе психологических трудностей;
 активизация внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, воспроизведения
при работе с учебным материалом (текстами);
 развитие навыков целеустремлённости,
самоорганизации, самостоятельности,
последовательности процесса.
Ожидаемые результаты: систематизация знаний учащихся по разным разделам русского
языка, приобретение выпускниками языковых, лингвистических компетенций, достаточных
для успешного окончания средней школы и поступления в вуз.
Продвинутый уровень
роль языка как средства общения;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
алгоритмы правописания слов на разных языковых уровнях;
Знать
нормы современного русского литературного языка;
требования к письменной речи;
алгоритм постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского языка;
характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка;
Уметь
использовать лексическую и грамматическую синонимию;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного языка.
орфографическими и пунктуационными нормами современного русского языка
алгоритмом постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях
Владеть сформированным представлением о системе стилей русского литературного
языка
сформированным умением анализировать языковые единицы разных уровней
навыки владения орфографическими и пунктуационными нормами современного
русского языка
Проявлять навыки владения алгоритмом постановки знаков препинания в простом и
сложном предложениях
навыки анализа языковых единиц разных уровней
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Практикум по русскому языку»
продвинутый уровень
Учебный план
№ Название раздела, темы
Количество часов
1
Вводное занятие. Морфемика и словообразование.
Теория: Русский язык как наука. Цели и задачи курса.
Формы
аттестации/
контроля
Проверочна
я работа
всего
тео
рия
практи
ка
9
2
3
4
6
Опрос, тест,
Проверочна
я работа.
6
27
Опрос, тест,
проверочная
работа
Значимые части слова. Морфемный анализ слова.
Основные способы словообразования.
Практика: входная диагностика знаний.
2
3
Словообразовательный анализ слова.
9
Грамматика. Морфология.
Теория: Самостоятельные части речи. Служебные
части речи. Практика: Морфологический анализ
слова.
33
Орфография
Теория: Орфограмма. Употребление гласных букв
И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц. Употребление
гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц.
Употребление Ь и Ъ. Правописание корней.
Правописание приставок. Правописание суффиксов
различных частей речи. Правописание суффиксов -Ни -НН- в различных частях речи. Правописание
падежных и родовых окончаний. Правописание
4
5
личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Слитное и раздельное написание НЕ с различными
частями речи. Правописание отрицательных
местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ.
Правописание служебных слов. Правописание
словарных слов. Слитное, дефисное, раздельное
написание слов различных частей речи.
Практика: Орфографический анализ.
Лексика и фразеология. Лексические нормы.
Орфоэпия.
Теория: Лексическое значение слова. Синонимы.
Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению и употреблению.
Ударение и его нормы
Практика: Лексический анализ
Грамматика. Синтаксис. Пунктуация.
Теория: Словосочетание. Предложение.
Грамматическая (предикативная) основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные
члены предложения. Знаки препинания между
подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены
предложения. Двусоставные и односоставные
предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения. Полные и
неполные предложения. Осложнённое простое
предложение. Знаки препинания в простом
осложненном предложении. Знаки препинания при
обособленных определениях. Знаки препинания при
обособленных обстоятельствах. Знаки препинания
при сравнительных оборотах. Знаки препинания при
уточняющих членах предложения. Знаки препинания
при обособленных членах предложения (обобщение).
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения. Знаки препинания в
осложненном предложении (обобщение). Сложное
предложение. Знаки препинания в
сложносочиненном предложении. Знаки препинания
в сложноподчиненном предложении. Сложные
бессоюзные предложения. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении. Смысловые
отношения между частями сложного бессоюзного
предложения. Сложные предложения с разными
видами связи между частями. Знаки препинания в
сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания в сложном предложении с
союзной и бессоюзной связью. Тире в простом и
сложном предложении. Двоеточие в простом и
сложном предложениях. Пунктуация в простом и
сложном предложениях.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания
при прямой речи, цитировании. Синтаксический
6
2
6
Проверочна
я работа.
39
10
27
Опрос. Тест.
Проверочна
я работа.
6
7
анализ простого предложения. Синтаксический
анализ сложного предложения. Практика:
Синтаксический анализ (обобщение).
Пунктуационный анализ.
Текст.
Теория: Средства связи предложений в тексте. Отбор
языковых средств в тексте в зависимости от темы,
цели, адресата и ситуации общения. Смысловая и
композиционная целостность текста. Языковые
средства выразительности
Практика: Информационная обработка письменных
текстов различных стилей и жанров
Обобщение изученного материала
ИТОГО
№ Название раздела, темы
9
8
4
Опрос
3
0
3
Проверочна
я работа
108
32
76
Всего
Формы
аттестац
Тео Прак ии/контр
рия тика оля
9
2
3
2. Грамматика. Морфология
9
4
6
3. Орфография
33
6
27
4. Лексика и фразеология. Лексические нормы. Орфоэпия
6
2
6
5. Грамматика. Синтаксис. Пунктуация
39
10
27
6. Текст
9
8
4
7. Обобщение изученного материала
3
0
3
108
32
ч.
76 ч.
1
Морфемика и словообразование
Итого:
Количество часов
Опрос,
контрол
ьный
тест,
опорный
конспек
т,
презента
ция,
проверо
чная
работа
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Морфемика и словообразование. Теория: Русский язык как наука.
Цели и задачи курса. Значимые части слова. Морфемный анализ слова. Основные способы
словообразования. Практика: входная диагностика знаний. Словообразовательный анализ
слова. Проверочная работа
2. Грамматика. Морфология. Теория: Самостоятельные части речи. Служебные части речи.
Практика: Морфологический анализ слова. Опрос, тест, Проверочная работа.
3. Орфография. Теория: Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после
шипящих и Ц. Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей
речи. Правописание суффиксов -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание
падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание
отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных
слов. Правописание словарных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
различных частей речи. Практика: Орфографический анализ. Опрос, тест, проверочная
работа
4. Лексика и фразеология. Лексические нормы. Орфоэпия. Теория: Лексическое значение
слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по
происхождению и употреблению. Ударение и его нормы. Практика: Лексический анализ.
Проверочная работа.
5. Грамматика. Синтаксис. Пунктуация. Теория: Словосочетание. Предложение.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные
члены предложения. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Второстепенные
члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Осложнённое простое
предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания
при обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при уточняющих членах
предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение). Знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения. Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение).
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные бессоюзные предложения. Знаки
препинания в бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями
сложного бессоюзного предложения. Сложные предложения с разными видами связи между
частями. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки
препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Тире в простом и
сложном предложении. Двоеточие в простом и сложном предложениях. Пунктуация в
простом и сложном предложениях.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, цитировании.
Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного
предложения. Практика: Синтаксический анализ (обобщение). Пунктуационный анализ.
Опрос. Тест. Проверочная работа.
6. Текст. Теория: Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в
зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Смысловая и композиционная
целостность текста. Языковые средства выразительности. Практика: Информационная
обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Опрос.
7. Обобщение изученного материала. Проверочная работа
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
ПДО: Степанова Ирина Жамсарановна
Место проведения: МАН
Форма занятия: очная
Месяцы: сентябрь – май.
№
Дата
Кол-во
часов
Название темы
1
06.09.25
3
Вводное занятие. Диагностика знаний. Инструктаж.
2
13.09
3
3
20.09
3
Русский язык как наука. Основные разделы и их
особенности.
Морфемика и словообразование
4
27.09
3
Морфология. Именные части речи. Правописание
Форма
контроля
Проверочная
работа
Опрос
Морфемный
анализ
Тест
падежных и родовых окончаний. Морфологические нормы.
Морфология глагола и отглагольных форм.
Морфологические нормы.
Морфология глагола и отглагольных форм.
Морфологические нормы.
Морфология. Служебные части речи. Правописание и
морфологические нормы.
Принципы русской орфографии. Употребление гласных
букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц.
Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц.
Употребление Ь и Ъ.
Правописание корней. Правописание словарных слов.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов различных частей речи.
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
5
04.10
3
6
11.10
3
7
18.10
3
8
25.10
3
9
08.11
3
10
11
12
13
15.11
22.11
29.11
06.12
3
3
3
3
14 13.12
3
15 20.12
3
16 27.12
3
17 10.01.26
3
18 17.01.
3
19 24.01
3
20 31.01
21 07.02
3
3
22 14.02
3
Орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Предложение.
Их виды.
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
23 21.02
3
Осложнённое простое предложение (однородные члены)
24 28.02
3
Осложнённое простое предложение. Знаки препинания при
обособленных определениях (и приложениях).
25 07.03
3
26 14.03
3
27 21.03
3
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах,
сравнительных оборотах и уточняющих членах
предложения.
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения.
Сложное предложение. Знаки препинания в
сложносочиненном и сложноподчиненном предложении
28 28.03
3
Сложные бессоюзные предложения. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении.
29 04.04
3
30 11.04
3
Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи. Знаки препинания в осложненном
предложении (обобщение).
Пунктуация в простом и сложном предложениях. Тире и
двоеточие в простом и сложном предложении.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий.
Правописание НЕ и НИ. Правописание отрицательных
местоимений и наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями
речи.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных
частей речи.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных
частей речи.
Лексика и фразеология. Лексические нормы.
Тест
Проверочная
работа
Проверочная
работа
Опрос, Тест
Опрос, тест
Опрос, тест
Опрос, тест
Проверочная
работа
Проверочная
работа
Проверочная
работа
Тест
Тест
Проверочная
работа
Проверочная
работа
Тест
Проверочная
работа
Проверочная
работа
Проверочная
работа
Опрос,
Проверочная
работа
Опрос,
Проверочная
работа
Опрос,
Проверочная
работа
Опрос,
Проверочная
работа
Опрос,
Проверочная
работа
Опрос,
Проверочная
работа
Опрос,
Проверочная
работа
31 18.04
3
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при
прямой речи, цитировании.
32 25.04
3
Синтаксический анализ
33 30.04
3
Синтаксический анализ
34 16.05
3
35 23.05
36 27.05
Итого
3
3
108
Текст как речевое произведение. Функциональносмысловые типы речи
Языковые средства выразительности
Обобщение пройденного
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации
Опрос.
Проверочная
работа
Проверочная
работа
Проверочная
работа
Опрос
Опрос
36 недель
108 дней
Со 2 сентября по 31 мая
Промежуточная – декабрь
Рубежная – май
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аспекты
Характеристика
Материально-техническое
Учебный кабинет в Малой академии наук.
обеспечение
Оснащен учебной мебелью, техническими средствами
обучения, стендами, стационарным мультимедийным
оборудованием.
Информационное обеспечение
Федеральный портал. Российское образование.
Ссылки:
http://www.edu.ru/
Российский образовательный портал.
http://www.school.edu.ru/default.asp
Федеральный образовательный портал. Социальногуманитарное и политическое образование.
http://www.humanities.edu.ru/
Российский портал открытого образования.
http://www.openet.edu.ru/
Кадровое обеспечение
Кандидат филологических наук, доцент.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации являются: зачет на основе выполненных в течение учебного года
контрольных тестов, опорных конспектов, проверочных работ.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели качества
Методики
реализации ДООП
Уровень развития
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
творческого потенциала
учащихся
Уровень развития
Тест «Уровень социализации личности» (версия
социального опыта учащихся Р.И. Мокшанцева)
Уровень сохранения и
«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности
укрепления здоровья
образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких
учащихся
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень теоретической
подготовки учащихся
Оценочные материалы
Методики
Опрос, контрольный тест, опорный конспект,
проверочная работа
Опрос, контрольный тест, опорный конспект,
проверочная работа
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
Формы организации образовательной деятельности:
 Групповая
 Практическое занятие
 Беседа
 Презентация
Педагогические технологии:
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология модульного обучения
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
Дидактические материалы: ссылка на папку
Раздаточные материалы
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
Валгина Н. С. Русский язык: орфография и пунктуация: правила и упражнения/Н. С.
Валгина, В. Н. Светлышева. —М.: Неолит, 2002. —413, [1] с.
Валгина Н. С. Орфография и пунктуация: cправочник / Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. —
М.: Большая медведица, 2002. —315, [3] с.
Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: пунктуация / Д. Э. Розенталь. —М.: Оникс,
2008. —253 с.
Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. —
М.: Айрис-Пресс, 2003. —349 с.
Розенталь Д. Э. Русский язык: орфография, пунктуация / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. — М.:
Айрис-Пресс, 2002. —381, [1] с.
Голуб И. Б. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации/И. Б. Голуб, Д. Э.
Розенталь. — М.: Владос, 2000. —191, [1] с.
Дополнительная
Орфография и пунктуация: Практическое пособие Для СПО / Парубченко Л. Б. — Москва:
Юрайт, 2022. — 275 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/496523
Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=74737
Орфография и пунктуация: правила и практикум: учеб. пособие / В.И. Заика, Г.Н. Гиржева.
— Москва: Флинта, 2011. —159 с.
Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2522
Современный русский язык в 3 т. Том 1. Фонетика. Орфография. Лексикология.
Словообразование: Учебник и практикум / Колесникова С.М. – Отв. ред. — М.: Издательство
Юрайт, 2016. —306 с.
Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/book/307A12EA-6DA7-45D2-BA75685BC1DDB8A3
Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб. пособие / Ж.
В. Ганиев. — М.: ФЛИНТА, 2012. —198, [1] с.
Поповская Л. В. Современный русский язык: сб. упражнений: тесты, задания по орфографии
и пунктуации, материалы для разбора / Л. В. Поповская, О. В. Лисоченко. — Ростов н/Д:
Феникс, 2009. — 438 с.
Инджиев А. А. Современный русский язык: говорим и пишем правильно /А. А. Инджиев. —
Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 314 с.
Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение.
Литературное редактирование /Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. — М.:
Айрис Пресс, 2009. — 491 с.
Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка: 20 000 сл./ Д. Э. Розенталь, М. А.
Теленкова. — М.: Айрис пресс, 2007. —823 с.
Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное
редактирование /Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. — М.: Айрис пресс,
2007. — 738 с.
Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — М.:
Айрис-пресс, 2005. — 823 с.
Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: пунктуация / Д. Э. Розенталь. — М.: Оникс
21 век: Мир и образование, 2002. —257 с.
Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А.
Теленкова. — М.: Астрель: АСТ, 2001. —623 с.
Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. —
М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2001. — 349 с.
Степанова И.Ж. Подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку для
учащихся 11 классов общеобразовательных школ: учеб.-метод. пособие. Улан-Удэ:
Издательство Бурятского госуниверситета, 2008. – 288 с.
Интернет-ресурсы
Учебные сайты и сайты тренировочных заданий:
1. Справочник по орфографии и пунктуации русского языка:
http://orthographia.ru/orfografia.php?sid.
Программное обеспечение и информационные справочные системы
Федеральный портал "Грамота.РУ": http://www.gramota.ru/