КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г.УJIАН-УДЭ
Муницип€Lльноо
автономное учреждение дополнительного образованиrI
Центр дополнительного образования
кМалая академшI наую) г.Улан-Удэ
Приrrята на заседании
педагогического совета
202*.,
оr rrЩr,
прЬтокол J\Ъ
<Утверждаю>>:
мАу до цдо
г/
4l
(МАН> г. Улан-Удэ
С. Г. Гарматарова
</>>
{2f 202!-г.
,Щополнительная общеобразоваIельная
(общеразвивающая) программа
<<Основы 3D моделированиrI))
Направленность
:
техническtul
Возраст учащихся: 11 - 17 лет
Срок реЕtлизации: 1 год
Уровень программы : стартовый
Автор - составитель:
Хван Алина Юрьевна
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2025 r.
Рекомендоваца
методическим советом
Ппотокол NsAl
i, n1!, авry-ста 202d r.
при внесении изменений
в последующие годы:
Протокол Jф _
от( >
202
<<Согласовано):
МАУ
Зам. директора по УВР
ДО ШО gMAH> г.У,лан - Удэ
r&4?хамаганова М.н.
---riЙ>авryста 2022г.
<<Согласовано):
Зам. директора по УВР
г.
Программа решизуется в
МАУ ДО ЦДО кМАН> г.Улан-Удэ
()
МАУ ДО ЦДО (МАН) г.Улан-Удэ с
_Хамаганова М.Н.
202
2025 r.
г.
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы 3D моделирования»
(далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. №
ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МАУ ДО ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ, утвержденный Приказом МУ
«Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.
Актуальность:
Данная программа обусловлена его направленностью на овладение знаниями в
области компьютерной трехмерной графики, которые повсеместно используются в
различных сферах деятельности и становятся все более значимыми для
полноценного развития личности. Данный курс развивает творческое воображение,
конструкторские, изобретательские, научно-технические компетенции школьников
и нацеливает на осознанный выбор необходимых обществу профессий, таких как
инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д.
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют
актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим
национальным приоритетам Российской Федерации.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Цветоведение, рисунок, живопись.
Вид программы: модифицированная программа.
Направленность программы: техническая, художественная.
Адресат программы: учащиеся 11 – 17 лет
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 год (108 часов).
Форма обучения: очная
Особенности
организации
образовательной
деятельности:
разновозрастные.
Режим занятий: 3 часа 1 раз в неделю.
группы
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель: Формирование и развитие у обучающихся практических компетенций в
области 3D технологий. Повышение познавательной мотивации и развитие
элементов инженерного мышления обучающихся в процессе приобретения знаний,
умений и навыков 3D-моделирования и разработки социально - значимых
творческих проектов.
Образовательные задачи:
- дать учащимся представление о трехмерном моделировании, его назначении,
промышленном и бытовом применении, перспективах развития; - познакомить с
основными инструментами и возможностями создания и обработки изображения в
программе SketchUp, Tenkercad - научить ориентироваться в трехмерном
пространстве сцены;
- научить эффективно использовать базовые инструменты создания объектов; научить модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные
элементы;
- научить объединять созданные объекты в функциональные группы;
- научить создавать простые трехмерные модели;
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению
программ для 3D моделирования;
- развивать пространственное воображение, умения анализа и синтеза
пространственных объектов;
- способствовать расширению кругозора в области знаний, связанных с
компьютерными технологиями;
- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и эстетического
вкуса;
Воспитательные:
- способствовать формированию потребности к осознанному использованию
компьютерных технологий при обучении в школе и в повседневной жизни;
- воспитывать готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий;
- воспитание самостоятельной личности, умеющей ориентироваться в новых
социальных условиях;
- воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры
современного человека.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Термины 3D моделирования;
- Основы графической среды Blenger структуру инструментальной оболочки
данного графического редактора;
- Основные приемы построения 3D моделей.
-Способы и приемы редактирования моделей.
Уметь:
- ориентироваться в трёхмерном пространстве сцены;
- эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;
- модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;
- объединять созданные объекты в функциональные группы; - создавать простые
трёхмерные модели реальных объектов.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Основы 3D моделирования»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Таблица 1.3.1
Формы
аттестации/контроля
1
Введение в курс
Первые шаги в
BLENDER.
3
1
2
Тестирование, практика
1.1
Модификаторы,
метаобъекты,
скульптурирование
и другие
интелектуальные
звери BLENDER.
27
8
19
Тестирование, практика
1.2
Еще более близкое
знакомство с
BLENDER.
27
8
19
Тестирование, практика
1.3
Настройка
материалов:
27
8
19
Тестирование, практика
текстуры и
модификаторы в
BLENDER.
1.4
Анимация и
инструменты
анимирования
18
6
12
Тестирование, практика
1.5
Самостоятельная
работа в BLENDER.
6
1
5
Тестирование, практика
108
32
76
Итого:
Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, конкурс,
мониторинг и т.д.
Содержание учебного плана
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Введение. Основные понятия 3D графики в программе SketchUp
Инструктаж по технике безопасности. Обзорное знакомство. Принципы
построения и приемы работы с инструментами.
Интерфейс. Текстовые меню. Панели инструментов
Интерфейс Google Sketchup. Текстовые меню: файл, редактирование, виды, камера,
рисование, инструменты, окно, помощь. Практическая работа: изучение текстового
меню.
Базовые инструменты рисования
Выбор, линия, дуга, кривая, полилиния, окружность, многоугольник, от руки,
ластик, палитра, группа, компонент. Практическая работа: рисование объекта с
помощью базовых инструментов.
Инструменты модификаций
Перемещение, вращение, масштабирование, тяни-толкай, следуй за мной, контур.
Практическая работа: рисование объекта с применением опций модификации.
Инструменты камеры
Стандартные виды, вращение, панорамирование, лупа, окно увеличения, показать
все, предыдущий вид, следующий вид. Практическая работа: использование
инструментов камеры для навигации в сцене созданных объектов.
Менеджер материалов
Выбор, редактирование, текстура, непрозрачность. Практическая работа:
использование средств менеджера материалов для визуализации созданных
объектов.
Построение моделей
Творческий проект
Выполнение творческого задания в виде мини-проекта по созданию 3D моделей в
редакторе трехмерной графики Sketchup.
3D-моделирование в программе TinkerCad
Знакомство и работа в программе
Знакомство с интерфейсом программы. Изучение библиотеки программы. Вставка
3D-моделей.
Практический блок
Создание и печать 3D-моделей по определенной тематике.
Введение р работу в программе BLENDER
Назначение и состав программы BLENDER Понятие трехмерной модели.
Особенности, параметры и форматы. Настройки интерфейса программы. Понятие
рабочего пространства и его персонализация. Создание простейшего примитива
(куб, цилиндр, сфера, плоскость) трехмерной графики. Изменение основных
характеристик простейших примитивов.
Техники создание сложной трехмерной модели
Обзор основных техник создания сложной модели. Создание и настройка
геометрических конструкций (линия, сплайн, звезда, круг, полукруг, эллипс)
Создание модели с помощью сплайнового моделирования Настройка сплайновой
модели, конвертирование её в полигональную модель для дальнейшего
моделирования. Создание модели с помощью полигонального моделирования
Работа с полигонами, применение основных модификаторов.
Настройка и доработка трёхмерной модели
Доработка модели, используя базовые инструменты (вершины, рёбра, полигоны).
Применение инструментов и модификаторов для увеличения качества модели
(Smooth,Optimize, Weld, Extrude,Chamfer,Bridge) Обработка модели, поиск
дефектов соединения полигонов. Приведение сетки полигонов к стандарту
(квадрат)
Наложение текстур на готовую модель
Создание и настройка будущей текстуры в редакторе текстур Присвоение
отдельных частей модели под определённые текстуры Корректировка и подгонка
текстуры на готовой модели Сохранение развертки текстуры для дальнейшего
редактирования в графических редакторах
2. Комплекс организационно - педагогических условий
4
25.09.25 3
Меню свойства объекта
Каб. 3
МАУ ДО ЦДО МАН г.Улан-Уд, ул.
Борсоева, 17.
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПДО: Хван Алина Юрьевна
Место проведения: ЦДО «МАН», ул.Борсоева, 17, кабинет №6
Форма занятия: очная
Месяц: Сентябрь-май
№
дата
КолНазвание темы
Место
во
проведения
час.
1 4.09.25
3
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Введение в курс. Техника
безопасности. Подготовка к
работе.
Начало работы в BLENDER.
Форматы сохранения
2 11.09.25 3
Трехмерная графика. Понятие
вершина, рёбро, полигон.
Создание объектов (примитивы)
3 18.09.25 3
Группа инструментов
«Трансформация»
Форма
контроля
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Технология сплайнового
моделирования. Создание и
настройка сплайна. Подготовка
рабочей области
Технология сплайнового
моделирования. Использование
модификации преобразования
сплайна в полигоны
Технология сплайнового
моделирования. Использование
модификации преобразования
сплайна в полигоны
Технология сплайнового
моделирования. Использование
модификации преобразования
сплайна в полигоны
Технология полигонального
моделирования.
Тестирование,
практика
Технология полигонального
моделирования.
Тестирование,
практика
Работа с полигонами
использование основных
инструментов и функций
Работа с полигонами
использование основных
инструментов и функций
Моделирование объекта с
чертежа. Подготовка начальной
сцены
Использование
функций(Smooth,Optimize,
Weld, Extrude,Chamfer,Bridge)
Использование
функций(Smooth,Optimize,
Weld, Extrude,Chamfer,Bridge)
Оптимизация модели.
Приведение модели к
стандартной сетки полигонов
Настройка материалов: виды
материалов
Тестирование,
практика
18 15.01.25 3
Технология полигонального
моделирования
Тестирование,
практика
19 22.01.26 3
Технология полигонального
моделирования
Тестирование,
практика
5
02.10.25 3
6
9.10.25
7
16.10.25 3
8
23.10.25 3
9
30.10.25 3
10 6.11.25
3
3
11 13.11.25 3
12 20.11.25 3
13 27.11.25 3
14 4.12.25
3
15 11.12.25 3
16 18.12.25 3
17 25.12.25 3
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
20 29.01.26 3
Технология полигонального
моделирования.
Тестирование,
практика
21 5.02.26
Настройка материалов:
основные настройки
Тестирование,
практика
Настройка материалов.
Создание простейшей текстуры.
Создание бесшовной текстуры
Настройка материалов.
Назначение объекту нужной
текстуры. Присвоение
отдельных частей модели под
определённые текстуры
Настройка материалов.
Назначение объекту нужной
текстуры. Присвоение
отдельных частей модели под
определённые текстуры
Настройка материалов.
Назначение объекту нужной
текстуры. Присвоение
отдельных частей модели под
определённые текстуры
Настройка материалов.
Подгонка текстуры под модель.
Использование модификатора
UVW Map
Настройка материалов.
Подгонка текстуры под модель.
Использование модификатора
UVW Map
Настройка материалов.
Подгонка текстуры под модель.
Использование модификатора
UVW Map
Настройка материалов.
Подгонка текстуры под модель.
Использование модификатора
UVW Map
Выполнение полной сборки
объекта с назначенными
текстурами. Поиск дефектов и
их исправление
Выполнение полной сборки
объекта с назначенными
текстурами. Поиск дефектов и
их исправление
Тестирование,
практика
3
22 12.02.26 3
23 19.02.26 3
24 26.02.26 3
25 5.03.26
3
26 12.03.26 3
27 19.03.26 3
28 26.03.26 3
29 2.04.26
3
30 9.04.26
3
31 16.04.26 3
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
32 23.04.26 3
Анимирование модели
Тестирование,
практика
33 30.04.26 3
Создание самостоятельного
объекта в программе
BLENDER.
Создание самостоятельного
объекта в программе
BLENDER.
Создание самостоятельного
объекта в программе
BLENDER.
Защита итоговых проектов
Тестирование,
практика
34 7.05.26
3
35 14.05.26 3
36 21.05.26 3
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
Тестирование,
практика
ИТОГО: 108 часов
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного
года
Сроки промежуточной аттестации
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
36 недель
1 год обучения (36 дней)
С 07.09.2024г.
31.05.2025г.
промежуточная- декабрь
входная - сентябрь
промежуточная- декабрь
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика
Площадь аудитории 30,0 м2
Материально-техническое
обеспечение
Учебный компьютерный кабинет для
проведения
занятий,
групповых
и
индивидуальных
консультаций,
текущего
контроля и промежуточной аттестации. Перечень
оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы,
учебная литература (при наличии)
Получено по Программе
«Новые места»
Системный блок - 15 шт Монитор - 15 шт
Мышка компьютерная - 15 шт Клавиатура
компьютерная - 15 шт Планшет графический - 15
шт Интерактивная доска - 1 шт
Аспекты
Характеристика
-аудио
Информационное обеспечение
- видео
Ссылки:
- фото
Кадровое обеспечение
ПДО Хван Алина Юрьевна
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: Итоговый проект.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
ДООП
Методики
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в
УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова
Уровень развития высших
психических функций ребёнка
Уровень развития социального
опыта учащихся
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Уровень развития социального
опыта учащихся
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
«Организация и оценка
здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений» под ред. М.М.
Безруких
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н. Степановой)
Оценочные материалы (указать
Ссылка на папку (шаблоны, действующая
конкретно по предметам в
диагностика, мониторинг)
соответствии с формами аттестации)
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Дискуссионный
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
Практическое занятие
Беседа
Выставка
Галерея
Презентация
Мастер-класс
Педагогические технологии с указанием автора:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология. Ссылка:
Дидактические материалы: ссылка на папку
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
1.6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. :
Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). Учебнометодическое обеспечение курса
2. Петелин А. SketchUp. Базовый учебный курс. Электронное издание. 2015
Руководство пользователя программой Google SketchUp.
3. Тозик В. Т. Самоучитель SketchUp / Тозик В. Т., Ушакова О. Б. – СПб: БХВПетербург, 2013. – 192с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.newart.ru/htm/myzavr/mz51.php обзор программы !!!
2. SketchUp – видеоуроки. http://rutube.ru/video/person/250762/
3. Сайт «Просто SketchUp». http://prosketchup.narod.ru/
4. Уроки по SketchUp 8. Для начинающих
https://www.youtube.com/watch?v=oT0b00heZ1I
5. Уроки по SketchUp на русском https://www.youtube.com/user/starketchup
6. https://informatikaexpert.ru/3d-modelirovanie/sketchup/page/2/ уроки по