КОМИТЕТ ПО ОБРДЗОВДНИЮ ДДМИНИСТРДЦИИ
Г.
УЛДН-УДЭ
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Щентр дополнительного образования
<<Мапая академия наук)) г. Улан-Удэ
<<Утверждаю):
Принята на заседании
педагогического совета
о^г
<<
р
Д>> 0Я 2025г.,
МАУ ДО ЦДО
Н> г. Улан-Удэ
. Г. Гарматарова
чДr, Щ202 5 г.
протокол Jф ?Ч
М.п.
общеобразователъная
Щополнительная
программа
общеразвивающая
по радиожурналистике
кРшduоМан>
Возраст обучающихся,.8 -14 лет
Срок реализации программы: 1 год (114 часов)
Уровень программы: стартовый
Автор-составитеJIь:
Гармаева Ирина Андреевна,
педагог дополнительного образования
г. Улан-У дэ, 2025 г.
Рекомендована
методическим советом
Протокол М ЧZ
от << 26>> августа 202ýг.
<<Согласовано)):
Зам. директора по
УВР МАУ ДО
ЦДО кМАН> г. Улан-Удэ
Хамаганова М.Н.
_-----7--
/ZцL
'
при внесении изменений
в последующие годы:
Протокол Nэ
от
202 г.
<<
2В
) августа 202 5
<<Согласовано):
Зам. директора по
УВР МАУ ДО
ЦДО кМАН>
(( )
((_
г. Улан-Удэ
Хамаганова М.Н.
г.
))
Внутренняя рецензия от:
1. Ф.И.О., должность МАУ ДО ЦДО (МАН) г. Улан-Удэ
внешцяя рецензия для аттестации на высшую квалификациоцную
категорию от:
2.
Ф.И.О.,должностьвнешнего.эксперта
ПрограМма реализуется в МАУ
до IцО (МАн>
Программа переработана и дополнена:
в.
в
г.
г.
г.
г. Улан-Удэ с 2025г.
202
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Оценочные материалы
2.6. Список литературы
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
Данная программа по журналистике предназначена для учащихся 5-8 классов (11-14
лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих журналистику в Центре
дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год
обучения (114 часов, 3 часа в неделю)
Дополнительная общеразвивающая программа «РадиоМан» (далее - Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в
РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyuobscherazvivayuschih-program.pdf
Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
•
Устав МАУ ДО ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ, утвержденный Приказом МУ
«Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.
Актуальность:
Актуальность программы дополнительного образования «РадиоМан» связана с
решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социальнотворческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и
личностное становление детей и подростков. Программа «РадиоМан» заключается в
том, что СМИ как источник информации формирует не только видение мира, но и
отношения к социуму. Учащиеся школьного возраста создают коммуникативные
сообщества, в которых информационная составляющая становится важной частью
группового общения. А в профессии радиожурналиста необходимо не только уметь
говорить, но и находить интересные темы, выполнять роли ведущего и диктора. СМИ, в
работе которых воспитанники объединения «РадиоМан» принимают участие, дает им
возможность определиться в сфере массовой коммуникации и реализоваться в данной
сфере. Работа по программе «РадиоМан» учит собирать и умело распространять
информацию, ясно и точно излагать свои мысли, повышает речевую культуру, обучает
техническим знаниям и навыкам в области радиовещания, поможет укрепить связи с
ближайшим социальным окружением.
В данной программе по радиожурналистике, дети структурировано получают
знания и по построению радиоэфира, и по технике речи, и по монтажу, что позволит им
понять для себя, в каком направлении они будут развиваться в дальнейшем. На занятиях
дети углубленно осваивают навыки грамотного владения устной и письменной речи
путем специальных упражнений в работе с текстом, а также применения основ дикции и
артикуляции. Обучаясь по программе «РадиоМан», дети повысят свой словарный запас,
научатся грамотно выстраивать предложения, формулируя свои мысли и в целом
усовершенствуют свой речевой аппарат. Занятия помогут обучающимся оценить свой
творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать
созданию положительной мотивации учащихся к предметам как гуманитарного, так и
технического профиля.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Журналистика. Лингвистика. Культура речи и русский язык. Литература. История.
Философия. Экономика. Социология и психология. Политология и правоведение.
Естествознание. Эстетика.
Вид программы: Модифицированная программа
Направленность программы: техническая
Адресат программы: данная программа по радиожурналистике предназначена для
учащихся 2-8 классов (8 -14 лет) общеобразовательных школ, дополнительно
изучающих журналистику в Центре дополнительного образования «Малая академия
наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (114 часов, 3 часа в неделю).
Срок реализации программы:
«Стартовый уровень» - 1год обучения, 108 педагогических часов.
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные.
Численность обучающихся в группе 10-12 человек. Комплектование групп проводится в
конце августа - начале сентября.
Форма обучения: очная
Режим занятий: средняя группа: 3 час (45 мин) х 1 раз в неделю= 3 часа в неделю.
1.2.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель: создать условия для формирования и развития творческих способностей
учащихся, осознанного выбора будущей профессии, расширения информационнопознавательных возможностей путем создания радиопередачи «РадиоМан».
Перспективная цель — подготовка обучающихся к сотрудничеству с городскими и
региональными средствами массовой информации и возможному выбору
радиожурналистики как будущей профессии.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи:
Развивающие:
- развитие культуры общения и коммуникативных способностей;
- развитие исследовательских и творческих способностей учащихся;
- развитие мотивации к поисковой деятельности;
- стимулирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, активной жизненной
позиции.
Обучающие:
- вовлечение учащихся в различные формы творческой деятельности, связанной с
выпуском радиопрограмм;
- целесообразное приобщение детей к современным техническим возможностям,
привитие
умений и навыков правильного взаимодействия с ней;
- расширение информационно-познавательных возможностей учащихся.
Развивающие:
- развитие культуры общения и коммуникативных способностей;
- развитие исследовательских и творческих способностей учащихся;
- развитие мотивации к поисковой деятельности;
- стимулирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, активной жизненной
позиции.
Особенностью программы является её практико-ориентированный характер.
Учащиеся центра проходят обучение в процессе работы над реальными
радиовыпусками. Такая работа имеет четкие сроки, накладывает на весь коллектив и
каждого ребенка большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.
Чтобы полноценно участвовать во всех этапах производства радиопрограммы, ученику
необходимо овладеть устной и письменной речью, сценарным мастерством, основами
аудиомонтажа. Программа предусматривает знакомство детей с самыми элементарными
азами радиожурналистики. Создавая радиовыпуск, дети учатся ориентироваться в
информационном пространстве, пишут сценарии, учатся общению и диалогу с разными
людьми, берут интервью, выступают в роли ведущих радиосюжетов.
По окончании обучения дети будут знать: основные принципы работы на радио,
основы монтажа, звуковую структуру программы, особенности звучащей речи на радио;
форму и содержание журналистских произведения.
Будут уметь: самостоятельно составлять сценарии для радиопрограмм; владеть
основными функциями звуковой программы, выступать устно, соблюдая речевую
культуру журналиста; самостоятельно готовить сюжеты для радио, ориентироваться в
конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой
ситуацией.
Формы занятий:
-лекция;
-беседа;
-тренинг;
-практическая работа;
-работа над эфиром (запись радиопередачи)
Знать
Уметь
Владеть
Стартовый уровень
Историю радиожурналистики, технику и приемы
радиожурналистики
Создавать радиопрограммы
Терминологией, создание текстов
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«РадиМан»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
Тема
1
День встреч. Входная диагностика. Инструктаж
о правилах пожарной безопасности,
ПДД.Диагностика
2.
3
4
5
6
Количество часов
Теор Прак Итого
ия
тика
3
0
3
Формы
аттестации/контр
оля
Тестирование,
устный опрос
Знакомство с радиооборудованием.
История радиовещания. Радио как СМИ.
Радиорепортёр. Живое слово. Сценарий
программы «РадиоМан»
Специфика корр.,работы. Обзор детских и
молодёжных радиопередач. Новые рубрики.
Типы и виды жанров в
журналистике
3
9
12
3
3
6
Выполнение
творческого
задания;
опрос
опрос
3
6
9
Функции радиовещания.
Работа с микрофоном. Закадровый голос
Основа голоса
3
3
6
Выполнение
творческого
задания
тестирование
3
3
6
Собеседование;
Практика: выполнить упражнения на дикцию
Репетиция эфира.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Выполнение
творческого
задания
Опрос
Упражнения
Правильное произношение звуков
Выразительное чтение
и интонации
Выразительные паузы
Настроение радиоведущего – успех в эфире.
Культура речи радиоведущего
Алгоритм подготовки к радиоэфиру
(артикуляция, дикция, интонация)
Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью».
Создание радио текстов разного типа
(описание, рассуждение, повествование
Создание радиопрограммы.
Практикум.
Сбор необходимых фактов.
Выбор музыки, которая используется в
радиопередаче. Подготовка полного текста
радиопередачи. Запись слов автора. Сбор
радиопередачи полностью от начало до конца.
Звуковая структура
Запись программы по теме «Толерантность»
Аудитория радио
0
0
3
3
3
3
1
1
2
2
3
3
1
2
3
3
6
9
6
6
12
3
6
9
Подготовка программы о здоровом образе
жизни
Запись программы о здоровом образе жизни
Особенности звучащей речи на радио
Технические особенности радиопрограмм
3
3
6
3
3
6
Коммуникативные качества речи.
Речевые такты и логические ударения,
мелодика речи
Рождение замысел. Идейно-тематический
анализ.
Структурный план радиовыпуска
1
2
3
3
3
6
беседа
1
2
3
Выполнение
творческого
задания
Зачёт «Создание радиопрограммы»
Итоговое занятие.Чаепитие.
Выдача свидетельств об окончании курса
Итого:
0
3
3
44
70
114
Творч., задание
Выполняют
задания
Выполнение
творческого
задания
Выполнение
творческого
задания
Выполнение
творческого
задания
Выполнение
творческого
задания
Выполнение
творческого
задания
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Количество учебных недель
Количество учебных дней
38 недель
1 год обучения (114 часов)
С 16.09.2025 для обучающихся 1 года обуч.- 31.05.2026 г.
(приказ №
от
)
Входная- сентябрь
Сроки промежуточной аттестации
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1 года обучения
Сроки итоговой аттестации (при наличии) В конце 1 года обучения (май)
2.Календарный учебный график.
26
Декабрь
03
10
17
Практич.,упр.,
Ноябрь
19
Лекция,
беседа,
тгра
12
С 09-00 до 11-20; 15-00 до 17-20;
5
Опрос, тест
Форма контроля
29
Творческое задание
22
Творч., з\е, опрос
Лекция, игры
Октябрь
15
История радиовещания. Радио как СМИ.
Радиорепортёр. Живое слово. Сценарий
программы «РадиоМан»
Знакомство с радиооборудованием.
История радиовещания. Радио как СМИ.
Радиорепортёр. Живое слово. Сценарий
программы «РадиоМан»
Специфика корр.,работы. Обзор детских и
молодёжных радиопередач. Новые
рубрики
Специфика корр.,работы. Обзор детских и
молодёжных радиопередач. Новые
рубрики
Типы и виды жанров в
журналистике
Типы и виды жанров в
журналистике
Типы и виды жанров в
журналистике
Функции радиовещания.
Работа с микрофоном. Закадровый голос
Функции радиовещания.
Работа с микрофоном. Закадровый голос
Основа голоса
Практика: выполнить упражнения на
дикцию Репетиция эфира.
Основа голоса
Практика: выполнить упражнения на
дикцию Репетиция эфира.
Правильное произношение звуков
Выразительное чтение
Устный
опрос,
творческое
задание
08
День встреч. Входная диагностика.
Инструктаж о правилах пожарной
безопасности, ПДД. Диагностика
Знакомство с радиооборудованием.
Место
проведения
01
3
Медиацентр «Школьное телевидение», каб., № 2
10
17
Тема занятия
Беседа, лекция
Сентябрь
3
Кол-во часов
Форма занятия
Время занятия
Число
Месяц
Даты начала и окончания учебного года
25
Беседа
04
Создание радиопрограммы
11
Создание радиопрограммы
18
Март
25
по
теме
22
29
06
Особенности звучащей речи на радио
15
13
20
Беседа
08
Беседа
Апрель
Запись программы по теме
«Толерантность»
Аудитория радио
Запись
программы
«Толерантность»
Аудитория радио
Запись
программы
по
теме
«Толерантность»
Аудитория радио
Подготовка программы о здоровом образе
жизни
Подготовка программы о здоровом образе
жизни
Особенности звучащей речи на радио
Особенности звучащей речи на радио
01
Май
Создание радиопрограммы
Опрос
Февраль
18
Коммуникативные качества речи.
Рождение замысел. Идейно-тематический
анализ.
Творческое задание, опрос
11
Опрос
04
Практические и выездные
задания, бечеда
28
Беседа, лекция, практика
Январь
21
Настроение радиоведущего – успех в
эфире. Культура речи радиоведущего
Алгоритм подготовки к радиоэфиру
(артикуляция, дикция, интонация)
Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью».
Создание радио текстов разного типа
(описание, рассуждение, повествование
Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью».
Создание радио текстов разного типа
(описание, рассуждение, повествование
Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью».
Создание радио текстов разного типа
(описание, рассуждение, повествование
Создание радиопрограммы
Опрос,
творческое
задание
24
31
14
Тест, творческое
задание
и интонации
Выразительные паузы
27
Зачёт «Создание радиопрограммы»
Структурный план радиовыпуска
Итоговое занятие.
Чаепитие.
Выдача свидетельств об окончании курса
Итого:
114 ч
Примечание: Педагог оставляет за собой право менять местами количество и
последовательность изучения тем программы. Программа предусматривает
резервирование часов на проектную и творческую деятельность учащихся.
Содержание учебного плана
ПДО: Гармаева И.А.
1. Название темы: Вводное занятие/Входная диагностика
2. Инструктаж о правилах пожарной безопасности, ПДД.
3. «Вводный урок».
4. Цель: Познакомить детей с правилами поведения на дороге, правилами пожарной
безопасности, антитеррористическими действиями. Узнать знания предмета, рассказать
о предмете.
5. Задачи:
6. 1. формирование понятия «дорога», «проезжая часть», «тротуар»;
7. 2.развивать память, мышление при обобщении знаний о транспортных средствах,
о значении сигналов светофора, пешеходного перехода;
8. 3. познакомить с правилами безопасности и антитеррористической
жизнедеятельности, соблюдения ПДД во время пожара;
9. 4.развивать смекалку, быстроту мышления, речевую активность.
10. Ожидаемые результаты:
11. 1. У детей закрепятся знания о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми
людьми, что делать если ты на улице один, не уходи от дома далеко.;
12. 2. Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, знать назначение и
сигналы светофора, закреплять знания о дорожных знаках;
13. 3. Дети будут развивать умение планирования и контроля своего поведения;
14. 4. Дети будут развивать умение взаимопонимания, поддержки и внимательности к
эмоциональному состоянию других детей.
15. Конспект урока
16. . Учитель развивает дискуссию на тему «Безопасность жизнедеятельности».,
17. работа над изучаемым материалом., просмотр презентации, учитель организует
рассмотрение проблемных ситуаций по пожарной безопасности, ПДД, АТБ.
Экскурсия по Медиацентру «Школьное телевидение», знакомство с операторами,
ознакомление с правила поведения в студии и при работе с профессиональной техникой.
2. Знакомство с радиооборудованием. История радиовещания. Радио как СМИ.
Радиорепортёр. Живое слово. Сценарий программы «РадиоМан»
Само слово «радио» происходит от латинского radiare — излучать, что значит
испускать лучи. Оно имеет общий корень с латинским словом radius — луч. Если ты из
точки или окружности проведешь расходящиеся во все стороны прямые линии — лучи,
то получится рисунок Солнца примерно в том виде, как его часто изображают малыши.
А ведь в действительности так оно и есть: Солнце испускает во все стороны лучирадиусы. Радиовещательная станция подобно Солнцу излучает радиоволны во все
стороны по радиусам. Лишь радиостанции специального назначения излучают
радиоволны в каком-то одном направлении.
Диктофон — это устройство для записи или для записи и воспроизведения устной
речи с целью её последующего прослушивания и транскрибирования.
Диктофоны используют в случаях, когда необходимо записывать речь на протяжении
длительного времени без особых требований к качеству записи:
на лекциях и выступлениях;
для фиксации телефонных разговоров и диспетчерских переговоров.
Использование диктофона облегчает и ускоряет процедуру переноса устной речи на
бумагу, позволяет отказаться от дорогостоящих услуг стенографов.
3. Специфика корр.,работы. Обзор детских и молодёжных радиопередач. Новые
рубрики
Согласно источнику, специфика корреспонденской работы на радио заключается в
следующем:
Основное время рабочего дня занимает написание текстов.
Личное общение и посещение мероприятий стоят на последнем месте по временным
затратам.
Корреспонденты на радио ориентированы на подготовку материалов и рерайт
информации из разного рода источников.
Для получения информации они используют в основном сведения из различных
СМИ, телефонные интервью, интернет-источники профессионального характера (базы
данных, биржевые сводки, данные органов власти и пр.).
Специалисты на радио нацелены на получение быстрой информации посредством
мессенджеров, социальных сетей, сообщений в электронной почте.
4. Типы и виды жанров в журналистике
Новостной репортаж. Рекомендация. Интервью. Обзор события. Задания. Выполнить
письменно мини-обзор события «1 сентября в школе».
5. Функции радиовещания. Работа с микрофоном. Закадровый голос
Радиовещание выполняет множество функций, вот некоторые из них:
Информационные:
информационная функция;
рекламная.
Обеспечивающие социальное управление обществом:
интегративная функция;
функция формирования общественного мнения;
функция общения;
воспитательная;
агитационно-пропагандистская;
организаторская.
Культурно-просветительские:
эстетическая;
просветительская;
функция развлечения (рекреативная).
6. Основа голоса
Артикуляционная гимнастика. Дыхание. Опора звука.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, который помогает
отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных
во время звукопроизношения.
Она помогает сформировать чёткие и согласованные движения артикуляционных
органов. Упражнения должны подбираться индивидуально, в зависимости от
имеющихся нарушений звукопроизношения.
Вот некоторые примеры упражнений:
«Улыбочка»,
«Трубочка»,
«Заборчик»,
«Бублик»,
«Пятачок».
7. Правильное произношение звуков