КОМИТЕТ ПО ОБРДЗОВДНИЮ ДДМИНИСТРДЦИИ Г,УЛАН_УДЭ
образованиJI
Муниципальное автономное учрежДение дополнительного
Центр дополЕительного образования
<<Малая академия наую) г.Улан-Удэ
<Утверждаю)>:
Принята на заседании
педагогического совета
202 5 г.,
от << Ц>>
протокоJI Ns 7?
мАу до цдо
08
С. Г. Гарматарова
Цl!<Д> Щ2O2ýг,
,Щополнителъная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
кИсmорuя Оmечесmва с уzлубленньlм
uзученuем))
Напр авленно сть : социально-гуманитарная
Возраст учащихс я: |6 - 18 лет
Срок реализацпи | год (108 часов)
Уровень программы : продвинутый
Автор - составитель:
Очиров Виталий Олегович
педагог дополнителъного образования
г. Улан-Удэ,2025 r.
<<Согласовано)):
Рекомендована
методическим советом
Протокол Ns {Z
от <<_2р> августа 202 5 г,
Зам. директора по
УВР МАУ ДО
ЦДq (МАН) г, Улан-Удэ
/Р"/Хамаганова М.Н.
---V -/r
при внесении изменений
в последующие годы:
Протокол J\b -202 г.
от (( _))
>
августа
202f
г.
кСогласовано):
Зам. директора по УВР МАУ ДО ЦДО
кМАН> г. Улан-Удэ
Хамаганова М,Н,
(( ))
202
_
Внутренняя рецензия от:
1.
Халтагарова Пt.С.,
ПДО МАУ ДО ЦДО (МАН) г,Улан-Удэ
квалификационную категорию от:
высшую
на
аттестации
для
внешняя рецензия
2.КондратъеваВ.В.,сТ.препоДаВаТелъкафедрыМУзеопоГИИИЕаслеДия,ФГБоУ
ВПО ВСГИК г. Упан-Удэ
Программа реапизуется в
МАУ до цдо (МАН) г,Улан-Удэ
с 2025 r,
г,
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
1
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «История Отечества с углубленным
изучением» реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в
РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N
41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 03.12.2014 г.№2046.
http://sozvezdie03.ru/sites/default/files/docs/ustav.pdf
Актуальность:
актуальность и новизна ДОП определяется необходимостью поиска
подходов к ориентированию и подготовке школьников к участию в олимпиадах,
конференциях и конкурсах, позволяющих реализовать их творческие возможности.
Программа предполагает реализацию новой концепции преподавания. Определенной
2
новизной предлагаемой программы является интеграция курсов Всеобщей истории и
истории России с древнейших времён до XXI века. Преподавание интегрированного
курса строится на основе синхронно-параллельного изучения всемирной истории и
истории России. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемнохронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с
воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации
личности. Общей целью нового подхода к преподаванию истории является создание
максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей,
информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
(история России, Всеобщая история)
Вид программы: модифицированная программа
Направленность программы: социально-гуманитарная
Социально-гуманитарная
направленность
формируют
мировоззрение,
нравственные ценности, осуществляют общее развитие детей. Дают совокупность
знаний в области общественных наук и связанных с ними практических умений и
навыков. Создают условия для личностного и профессионального самоопределения
(конкретные области знания и (или)
виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание,
преобладающие виды учебной деятельности).
Адресат программы:
Дополнительная образовательная программа (ДОП)
рассчитана на детей, имеющих определенный базовый уровень подготовки по истории, а
также творчески одаренных детей, и представляет собой версию углубленной и
расширенной программы курса «истории» средней школы, предназначенной для
продвинутого обучения. Программа может быть использована педагогами
общеобразовательных учреждений, реализующих подготовку детей к участию в
олимпиадах, конференциях и конкурсах различного уровня.
Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у старших
школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой
жизни. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во многом
определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники
овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные
его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения
школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы – 1 год
ДОП по направлению «история» реализуется в течение одного года обучения. Занятия
по данной программе проводятся по 3 академических часов в неделю. Каждый год
обучения рассчитан на 108 академических часов.
Форма обучения: очная, (очно-заочная, заочная и дистанционная на платформе
ZOOM, (локальный акт))
Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные
Режим занятий:
Предмет
История России
Продвинутый уровень
3 часа в неделю;
108 часов в год.
3
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель:
главной целью дополнительного образования по истории является
повышение уровня предметной подготовки учащихся, развитие одаренности школьников
посредством осуществления образовательной деятельности, подготовка обучающихся к
интеллектуально-творческому труду в различных сферах научной и практической
деятельности, развитие творческого потенциала учащихся.
Образовательные задачи:
Данная ДОП предполагает реализовать следующие
задачи обучения:
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и
представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах
отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;
- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые
являются для них трудными, сложными.
- сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого
государственного экзамена;
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с
кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Ожидаемые результаты: ожидаемый результат соотносится с поставленными целям и
задачам обучения. Творческая самореализация учащихся, готовность обучающихся к
участию в олимпиадах различного уровня. Главным методом, отслеживая
результативности, выступает педагогическое наблюдение, а также показатели
обучающихся в олимпиадах; профессиональное самоопределение школьников.
Таблица 1.1
Знать
Уметь
Продвинутый уровень
- Отечественную историю как единый многогранный (экономический,
политический, социальный и духовный) процесс на различных этапах ее
развития;
- закономерности развития мировой цивилизации, место и роль России в
мировом сообществе; географические, этносоциальные и культурные факторы
становления и развития Российского государства, самобытный характер его
формирования;
- иметь представление о системе исторического знания, его месте в
формировании научной картины мира;
- историю культуры России, ее особенности, традиции, место в системе
мировой культуры и цивилизации.
- анализировать исторические события и процессы, всесторонне и объективно
их оценивать, не допуская нигилистического и поверхностного отношения к
прошлому, извлекая из него необходимые уроки;
- обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к
историческому прошлому страны; самостоятельно анализировать события
4
новейшей истории России с учетом ее историко-культурных традиций;
- применять методы исторического анализа в социальной практике и
профессиональной деятельности.
Владеть выявлять актуальные проблемы исторического развития России, на
исторически значимых примерах показывать органическую взаимосвязь
российской и мировой истории;
- ценить героизм и мужество российского народа в защите интересов страны
на различных этапах ее истории; понимать неразрывное единство прошлого,
настоящего, будущего и свою ответственность за судьбу Отечества;
- формировать активную гражданскую позицию, соответствующую
национальной идеи Российской Федерации; участвовать в преобразованиях,
происходящих в современной России;
- быть готовым к диалогу как способу отношения к культуре и обществу,
приобрести определенный опыт освоения культуры прошлого и настоящего.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
История Отечества с углубленным изучением»
Продвинутый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.2.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Название раздела, темы
Теория и методология исторической науки
История как наука. Отечественная история в контексте
мировой истории.
Славяне и другие народы Восточной Европы IX – XIII
века. Образование Древнерусского государства.
Норманнская теория. Древняя Русь IX – начало XII
века. Удельная Русь начала XII – первой половины XIII
века.
Развитие феодализма и преодоление раздробленности.
Русские земли в XIII – XIV веках: развитие феодализма
и преодоление раздробленности. Россия в XVI-XVII
веках.
Россия в XVIII веке: начало модернизации и
европеизации. Россия в первой половине XIX века:
проблемы поиска путей модернизации.
Российское государство и общество во второй
половине XIX-начале XX века
Россия в условиях войн и революций 1914 – 1922 годы.
СССР в период форсированного строительства
5
Количество
часов
Всег Тео Пра
о
рия кти
ка
3
3
12
6
6
15
7,5
7,5
15
7,5
7,5
21
10,5
10,5
12
15
6
7,5
6
7,5
Формы
аттестации/конт
роля
Устная
беседа,
проверка
конспектов,
рефератов, эссе,
тестирование
8
9
социализма в 1922 – 1939 годы. СССР в годы Второй
мировой и Великой Отечественной войн.
Послевоенное восстановление и развитие СССР в 1945
– 1952 годы.
СССР в 1953 – 1991 годы. Становление новой
российской государственности 1992 – 2014 годы
ИТОГО
15
7,5
7,5
108
55,5
52,5
Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, конкурс,
мониторинг и т.д.
Содержание учебного плана
Раздел 1. Отечественная история в системе мировой истории. Сущность, формы,
функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и
классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и
настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки.
Периодизации Отечественной истории. Спорные вопросы в курсе Отечественной
истории. Место и роль истории в системе общественных дисциплин. История России неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого
переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Форма проведения –
лекция, практическое занятие.
Раздел 2. Эпоха Древней Руси IХ – ХIV. Античное наследие в эпоху Великого
переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Древние авторы о быте и
нравах восточных славян. Повесть временных лет как основной исторический источник
по древнейшей истории Руси. Основные этапы становления государственности.
Образование древнерусского государства: спорные вопросы. Норманнская теория и
антинорманизм. Варяжские походы на Византию и договоры с греками. Княжение Игоря,
св. Ольги и Святослава. Владимир и его реформы. Крещения Руси и его значение.
Древняя Русь и кочевники. Византийскодревнерусские связи. Особенности социального
строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления
русской государственности Деятельность Ярослава Мудрого. Русская Правда. Русь в
эпоху политической раздробленности. Причины и последствия междоусобицы. Борьба с
половцами. Владимир Мономах. Борьба с шведсконемецкой интервенцией. Деятельность
Александра Невского. Монголотатарское иго и борьба с ним. Куликовская битва и ее
историческое значение. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые
государства Европы и Азии. Форма проведения – лекция, практическое занятие.
Раздел 3. Московское государство: основные вехи исторического пути. Специфика
формирования единого российского государства. Борьба Москвы с Тверью за великое
княжение. Причины и последствия усиление Московского княжества. Иван Калита.
Правления Ивана III. Судебник 1496 и начало закрепощения крестьян, зарождение
сословно-представительной монархии. Формирование идеологии «Москва-третий Рим».
Политическая и духовная жизнь России в к. ХV – к. ХVIв. Внутренняя политика Ивана
Грозного и основные реформы. Опричнина и ее последствия. Внешняя политика
Московского государства во времена Ивана Грозного. Форма проведения – лекция,
практическое занятие.
Раздел 4. Российское государство в эпоху Нового времени. Период Нового времени в
истории России и его критерии: основные подходы. Политическая жизнь России в начале
6
ХVII. Усиление закрепощения крестьян. Духовная и политическая жизнь России в
Смутное время. Истоки и сущность русского самозванства. Причины, этапы и
последствия Смуты. Земский Собор и формирование новой династии. Внешняя и
внутренняя политика России в ХVII в. Церковный раскол и его последствия.
Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. и их
последствия. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
Дискуссии о генезисе самодержавия. Северная война. Формирование Российской
империи. Основные направления внешней политики в первой половине ХVIII в. Борьба за
власть между различными группировками после смерти Петра I Царствование Петра II.
Кондиции 1730 г. Бироновщина. Дворцовые перевороты средины века. Правление
Елизаветы Петровны. Форма проведения – лекция, практическое занятие.
Раздел 5. Россия в эпоху Просвещенного абсолютизма. Социально-политическое
развитие России в екатерининское время. Политика Просвещенного абсолютизма: суть,
цели, основные направления. Екатерининские реформы и их последствия. Формирование
и развитие движения русских просветителей. Влияние Великой Французской революции
на общественную мысль России к ХVIII в. Причины и основные этапы Крестьянской
войны 1773 – 1775 гг. Основные направления внешней политики России в эпоху
Екатерины II. Присоединение Кубани и Крыма. Политика Российской империи на С.
Кавказе. Внутренняя и внешняя политика России при Павле I. (1796-1801 г.). Форма
проведения – лекция, практическое занятие.
Раздел 6. Социально-политическое и экономическое развитие Российской империи в
первой половине ХIХ в. Особенности экономического развития России в дореформенный
период. Реформы Александра I. Эволюция форм собственности на землю. Крепостное
право
в
России.
Мануфактурно-промышленное
производство.
Становление
индустриального общества в России: общее и особенное. Отечественная война 1812 г. в
отечественной и западной историографии. Причины, суть, последствия восстания
декабристов. Правление Николая I.: внутренняя и внешняя политика. Общественная
мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в
России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру. Форма проведения –
лекция, практическое занятие.
Раздел 7. Россия в эпоху буржуазных реформ (2 половина ХIХ в.) Политическое и
социальное развитие России накануне Крымской войне. Крымская война и ее
последствия. Причины буржуазных реформ. Основные положения реформы 19 февраля
1861 г. Земская реформа (1864 г.) Судебная реформа ( 1864 г.) Реформа городского
самоуправления (1870 г.) Ликвидация рекрутчины и введение всеобщей воинской
повинности (1874 г.) Университетские и академические (духовных школ) уставы. Итоги
либеральных реформ 60-70 –х гг. ХIХ в и их недостатки. Формирование народнического
движения. Контрреформы Александра III. Форма проведения – лекция, практическое
занятие.
Раздел 8. Российская империя в эпоху империализма и русских революций.
Политическая и экономическая жизнь России в конце ХIХ в. Общероссийская перепись
1897 г. как исторический источник. Формирование пролетариата и развитие рабочего
класса. Распространение марксизма в России. С.Ю. Витте и начало хозяйственной
модернизации. Место России в мировом сообществе. Русско-японская война итоги и
последствия. Причины первой русской революции 1905-1907 гг. Образование
политических партий. Манифест 17 октября 1905 г. Первая и вторая государственные
7
думы. Реформы П.А. Столыпина. Третья и четвертая государственная дума. Первая
мировая война. Февральская революция. Форма проведения – лекция, практическое
занятие.
Раздел 9. Советский и современный период в истории России. Причины и последствия
событий 25 октября 1917 г. Первые декреты Советской власти. Гражданская война и
интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социальноэкономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного
политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя
политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия.
Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти
Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй
мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие,
общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные
годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.:
нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Постсоветский период в
истории России. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал.
Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой
российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социальноэкономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая
деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Россия в условиях
современной модернизации. Форма проведения – лекция, практическое занятие.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
22
29
о
к
т
я
б
р
ь
06
Место
проведен
ия
Форма
контроля
Тема
занятия
«Отечественной истории», методы, основные
подходы и источники изучения курса, научная
традиция изучения «Отечественной истории»
Образование и развитие Древнерусского
государства IX- X вв. Норманнская теория
образования Древнерусского государства.
Антинорманнизм.
Первые киевские князья IX – середина X века.
Эпоха расцвета Киевской державы. Правление
Ярослава Мудрого.
Переход к удельной раздробленности вторая
половина XI – начало XII века
Политический строй и социально –
8
каб.№2.
МАУ ДО ЦДО МАН
15
15:00-17:20
сентябрь
08
Лекции,
сопровож
дающиеся
демонстр
ацией
презентац
ий,
видеофото
материал
ов;
практичес
кие
занятия
3
01
Кол-во
часов
Время
проведен
Форма
ия
занятия
занятия
Число
Месяц
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Устная
беседа,
проверка
конспектов
,
рефератов,
эссе,
тестирован
ие
(входной
контроль)
13
20
ноябрь
27
10
17
24
по
совершен
ствовани
ю
лексическ
их,
граммати
ческих
навыков
и
развития
речи,
ораторско
го
мастерств
а
экономическое развитие Владимиро –
Суздальского княжества в начале XII – первой
половине XIII века. Политический строй и
социально – экономическое развитие Галицко Волынского княжества в начале XII – первой
половине XIII века. Политический строй и
социально – экономическое развитие
Новгородской боярской республики в начале
XII – первой половине XIII века. Причины
феодальной раздробленности Киевской Руси в
начале XII – первой половине XIII века»
Русские земли в XIII – XIV веках: развитие
феодализма и преодоление раздробленности.
Русские земли и Золотая Орда.
Объединение русских земель вокруг Москвы: от
раздробленности к централизации.
Формирование централизованного государства.
Московская Русь. Русские земли и княжества:
между Ордой и Литвой.
Россия в эпоху Ивана Грозного. Социальноэкономическое
развитие
Российского
государства в XVI веке. Внутренняя политика и
реформы Ивана IV. Опричнина. Внешняя
политика Ивана IV. Смутное время в России в
начале XVII века. Причины фактического
закрепощения крестьян в конце XVI века.
Причины наступления Смутного времени.
Проблема самозванства в России в начале XVII
века.
Россия при первых Романовых. «Бунташный»
век. Социально-экономическое развитие России
в XVII веке. Внутренняя политика России в
XVII веке. Внешняя политика России в XVII
веке.
Россия в XVIII веке: начало модернизации и
европеизации. Предпосылки модернизации
России.
Политические
и
социальноэкономические реформы Петра I. Внутренняя и
Внешняя политика Петра I..
9
декабрь
01
Дворянская империя во второй четверти –
середине XVIII века. Дворцовые перевороты.
Личность, особенности правления Екатерины I.
Личность, особенности правления Петра II.
Личность, особенности правления Анны
Иоанновны. Заговор верховников. Иван IV
Антонович. Личность, особенности правления
Елизаветы Петровны. Личность, особенности
правления Петра III.
08
Россия во второй половине XVIII века:
проблемы
политического
и
социальноэкономического развития. «Просвещённый
абсолютизм» Екатерины II. Россия в первой
половине XIX века: проблемы поиска путей
модернизации.
15
Экономика и социальный строй России в первой
половине XIX века. Внутренняя политика и
Внешняя политика в России в первой половине
XIX века.
22
Идейная борьба и общественное движение в
России в первой половине XIX века.
Декабристское движение в России в первой
половине
XIX
века.
Консервативное
общественное движение в России в первой
половине XIX века. Либеральное и радикальное
общественные движения в России в первой
половине XIX века
Российское государство и общество во второй
половине
XIX
века.
Внутренний
и
внешнеполитический кризис в России в
середине XIX в. и альтернативы его разрешения.
Содержание и направленность реформ 1860-70х гг. и их влияние на экономическую и
общественно-политическую жизнь в России.
Контрреформы 1880-90-х гг. и их последствия
для модернизационных процессов. Оформление
идейных течений и развитие общественнополитических
движений
в
России
пореформенного периода.
Идейная борьба и общественное движение в
России во второй половине XIX века.
Социальная
основа,
политические
идеи
консервативного направления общественного
движения в России во второй половине XIX
века. Социальная основа, политические идеи
либерального
направления
общественного
движения в России во второй половине XIX
века. Социальная основа, политические идеи
29
январь
12
10
19
26
февраль
02
радикального
направления
общественного
движения в России во второй половине XIX
века.
Россия на рубеже XIX и XX веков: особенности
экономической и политической модернизации.
Особенности
процесса
формирования
монополистического капитализма в России на
рубеже XIX – XX веков.
Промышленность России на рубеже XIX – XX
веков. Финансовая система России на рубеже
XIX – XX веков. Сельское хозяйство России на
рубеже XIX – XX веков
Внутриполитическое
положение
и
общественное движение в России в начале ХХ
века. Социально-политический кризис в России
в начале XX века.
09
Революция 1905 – 1907 годов в России.
Третьеиюньская политическая система в России
1907 – 1914 годы.
16
Первая мировая война и революции 1917 года в
России. Россия в первой Мировой войне.
март
Причины, характер, ход, движущие силы
Февральская революция 1917 года. Развитие
революционной ситуации от февраля к октябрю.
Причины, характер, ход, движущие силы
Октябрьского переворота 1917 года.
01
Гражданская война в России. Внутренняя и
внешняя политика большевиков накануне
гражданской войны. Причины гражданской
войны. Этапы и ход гражданской войны.
Советская Россия в 1917 – 1922 годы.
08
Экономический и социальный кризис конца
1920 – начала 1921 года. Новая экономическая
политика. Образование СССР.
15
СССР в период форсированного строительства
социализма. Экономическая политика во второй
половине 20-х – 30-е годы. Социальнополитическое развитие во второй половине 20-х
– 30-е годы.
22
СССР в годы Второй мировой и Великой
Отечественной войн. Советско – германский
фронт.
29
апр
ель
05
Крупнейшие сражения Великой Отечественной
войны, международные конференции стран
11
антигитлеровской коалиции
Советский тыл в годы войны. Народная борьба
на оккупированной территории.
19
Послевоенное восстановление и развитие СССР
в 1946 – 1953 годы. Социально-экономическое
развитие СССР в 1946 – 1952 годы.
Общественно-политическая жизнь СССР в 1946
– 1952 годы. Внешняя политика СССР в 1946 –
1952 годы.
26
СССР в 1953 – 1964 годы. Попытка
демократизации
общественно-политической
жизни советского общества. Преобразования в
экономике СССР в 1953 – 1964 годы.
Либерализация внешнеполитического курса
СССР в 1953 – 1964 годы.
03
От реформ к кризисным явлениям в советском
обществе (1965-1984 гг.). Внутренняя политика
СССР в 1965 – 1984 годы. Противоречия
экономического развития СССР в 1965 – 1984
годы. Внешняя политика СССР в 1965 – 1984
годы.
10
Политические и экономические реформы (19851991 гг.). «Перестройка» в общественнополитической жизни советского общества в
1985 – 1991 годы
17
Экономическое развитие советского государства
в 1985 – 1991 годы. Внешнеполитическая
деятельность правительства СССР в 1985 – 1991
годы. Распад СССР.
24
Россия на современном этапе. Экономика
России в 1992 – 2014 годы. Внутренняя
политика России в 1992 – 2014 годы. Внешняя
политика России в 1992 – 2014 годы.
май
12
Таблица 2.1
Количество учебных недель
36 недель
Количество учебных дней
1 год обучения - 108 часов
Даты начала и окончания учебного года
С 01.09.2025
31.05.2026 г.
Входная- сентябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май
Сроки итоговой аттестации (при наличии) в конце года (май)
Сроки промежуточной аттестации
12
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2
Характеристика (заполнить)
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
http://historydoc.edu.ru
http://rushistory.stsland.ru
http://avorhist.narod.ru , http://old-rus.narod.ru
http://www.hrono.ru
http://memoirs.ru
Информационное обеспечение
Ссылки:
Кадровое обеспечение
ПДО по истории, к.и.н., высшая категория
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: Итоговое тестирование.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 2.3
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития высших психических
функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Методики
Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д.
Хабдаева, И.К. Михайлова
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Ссылка:
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности родителей Изучение удовлетворенности родителей работой
предоставляемыми образовательными образовательного учреждения (методика
услугами
Е.Н.Степановой)
13
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные методы обучения, частично-поисковые
методы обучения. Принцип историзма. Цивилизационный (взаимосвязь мировой и
отечественной
истории),
проблемно-хронологический,
идеографический.
Компаративный, системный, типологический методы, а также метод включенного
наблюдения.
Формы организации образовательной деятельности: Форма проведения занятий
индивидуально-групповая. Лекции, сопровождающиеся демонстрацией презентаций,
видео-фото материалов; практические занятия по совершенствованию лексических,
грамматических навыков и развития речи, ораторского мастерства; комбинированные
уроки; защита проектов; дискуссии; игры; викторины, турниры с привлечением учащихся
городских школ; посещение архивов и музеев РБ, совместный просмотр исторических
фильмов в кинотеатре. Беседы с приглашенными гостями, ветеранами, учеными ВУЗов и
научных учреждений г. Улан-Удэ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России:
учебное пособие для ВУЗов [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.
Сивохина – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
2.
Зуев М.Н. История России: учебное пособие [Текст] / М.Н. Зуев. – Изд. 2-е,
исправленное и дополненное. – М.: Юрайт, 2011. – 655 с.
3.
История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие
[Текст] / под редакцией М.М. Горинова, А.А. Горского, А.А. Данилова. - Изд. 7-е,
пересмотренное. – М.: Дрофа, 2007. – 655 с.
4.
Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник [Текст] / И.Н. Кузнецов. – Изд. 4е, исправленное и дополненное. – М.: Дашков и К˚, 2008. – 816 с.
5.
Родригес А.М. История XX века Россия – Запад – Восток: учебное пособие
[Текст] / А.М. Родригес, С.В. Леонов, М.В. Пономарев. – М.: Дрофа, 2008. – 558 с.
6.
50 великих правителей России: иллюстрированная энциклопедия [Текст] / под
редакцией А.И. Пантилеева. – М.: Белый город, 2010. – 96 с.
7.
Абдулатипов Р.Г. Дружба советских народов и Великая Победа 1945 года [Текст]
/ Р.Г. Абдулатипов. – М.: МГУКИ, 2010. – 142 с.
8.
Барсенков А.С. История России 1917 – 2009: учебное пособие [Текст] / А.С.
Барсенков, А.И. Вдовин. – Изд. 3-е, расширенное и переработанное. – М.: Аспект
Пресс, 2010. – 846 с.
9.
Введение в лабораторию историка: учебно-справочное пособие [Текст] /
составитель О.Г. Малышева. – М.: РАГС, 2009. – 420 с.
10.
Деревянко А.П. История России: учебное пособие [Текст] / А.П. Деревянко, Н.А.
Шабельникова. – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2008. – 576
с.
11.
История государственного управления в России: учебник [Текст] / под редакцией
А.Н. Маркова, Ю.К. Федулова. - Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.:
ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 319 с.
1.
14
История России XVIII – XIX веков: учебное пособие [Текст] / под редакцией Л.В.
Милова, Н.И. Цимбаева. – М.: Эксмо, 2008. – 784 с.
13.
История России XX – начала XXI века: учебное пособие [Текст] / под редакцией
Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.
14.
История России с древнейших времен до конца XVII века: учебное пособие
[Текст] / под редакцией Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 768 с.
15.
Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: учебное пособие [Текст] /
В.Н. Крючков. – М.: Дашков и К˚, 2007. – 304 с.
16.
Новейшая история России 1914 – 2008: учебное пособие [Текст] / составители
В.А. Кутузов, Н.Б. Лебина, И.С. Ратьковский. – М.: Высшее образование, 2008. – 526
с.
17.
Носовский Г.В. Татаро-монгольское иго: Кто кого завоевал [Текст] / Г.В.
Носовский, А.Т. Фоменко. – М.: АСТ, Владимир, ВКТ, 2010. – 380 с.
18.
Павленко Н.И. Петр Великий [Текст] / Н.И. Павленко. – М.: Мир энциклопедий
Аванта + Астрель, 2010. – 830 с.
19.
Реформы в России XVIII – XX веков. Опыт и уроки: учебное пособие [Текст] /
составители С.Л. Анохина, Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова. – М.: Вузовский учебник,
2009. – 493 с.
20.
Сизенко А.Г. Казачество России. Казачьи войска. Знаменитые атаманы. Уклад
жизни [Текст] / А.Г. Сизенко. – Ростов н/Д, 2010. – 432 с.
21.
Шильдер Н.К. Павел I. Его жизнь и царствование: иллюстрированная история
[Текст] / Н.К. Шильдер. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.
22.
Шумилов М.И. История России: конец XIX – начало XX века: учебное пособие
[Текст] / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. –
Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 637 с.
12.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
Програмное обеспечение и интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
http://historydoc.edu.ru
http://rushistory.stsland.ru
Мультимедийные учебно-методические пособия:
Энциклопедия истории России.862-1917. [Электронный ресурс] CD. – М., 2002.
Династия Романовых. Три века российской истории.[Электронный ресурс] CD. –
М., 2002.
История Отечества: 882-1917.[Электронный ресурс] 2 CD. – М., СГУ, 2003.
Ключевский В.О. Курс Русской истории.[Электронный ресурс] Вер. 2.0, ИДД,
«БИЗНЕСОФТ», Россия, 2005.
15