Баинов Б.С. Шахматный клуб_Сила мысли

Программа реализуется в МАУ ДО ЦДО «МАН» г. Улан-Удэ с 2023 г.
Программа переработана и дополнена:
в 2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы ......................................................................................... 5
1.1

Пояснительная записка ...................................................................................... 5

Основные характеристики программы: ....................................................................... 5
1.2 Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального
развития обучающихся, организация содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы .............................................................................................. 9
1.3. Содержание программы ...................................................................................... 12
Содержание учебного плана. ...................................................................................... 13
2. Комплекс организационно - педагогических условий ............................................ 14
2.1. Календарно-учебный график ............................................................................... 14
2.2. Условия реализации программы ......................................................................... 16
Материально-техническое обеспечение ................................................................ 16
Информационное обеспечение: ............................................................................... 17
2.3. Система контроля .................................................................................................. 17
2.4. Список литературы для педагога ........................................................................ 21
2.5. Список литературы для обучающихся ................................................................ 21
2.6. Список литературы для родителей ...................................................................... 21

Комплекс основных характеристик дополнительной

1.

общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1

Пояснительная записка

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Шахматный клуб «Сила мысли» предназначена для получения базовых знаний по
предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей,
помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся. «Шахматы — это не
просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно
оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько «ходов»
вперед. А главное, воспитывают характер». (В.В. Путин в послании участникам
Чемпионата мира).
Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики,
спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память,
воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность,
самодисциплина. Обучение по данной программе позволяет наиболее полно
использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей
образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и
интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера.
Основные характеристики программы:
ДООП «Шахматный клуб «Сила мысли»» (далее - Программа) реализуется в
соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об

образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об

утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и
плана

мероприятий

по

ее

реализации

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №

996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;

https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

программы)».

(включая

разноуровневые

https://summercamps.ru/wp-

content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

"Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного
санитарного

врача

Российской

Федерации

от

28.09.2020

№2.

https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г.

№ ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
 Устав МАУ ДО ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ, утвержденный Приказом МУ

«Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.
Программа рассчитана на 108 академических часов. Игра в шахматы
развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического
мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Актуальность программы вызвана потребностями современных детей и их
родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа
направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их
потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена
многими причинами: необходимость интеллектуального развития современных
школьников, потребность в когнитивной разгрузке (отдых от гаджетов, интернета),

обеспечение доступности дополнительного образования, увеличение количества
детей, охваченных дополнительным образованием.
Вид программы – модифицированная
Направленность программы – спортивная
Адресат программы – учащиеся 8–17 лет, дополнительно изучающие
шахматы в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук» г. Улан-Удэ. Дети в разном
возрасте хотят научиться играть в шахматы, поэтому группы могут быть
разновозрастные.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению
ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных
аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным
шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания
условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой
подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением
сюда природных, физических и психических свойств личности.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии
памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению
обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует
позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует
повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и
закономерностей развития. Представленные в данной программе формы и методы
образовательной деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы
положительно

влиять

на

совершенствование

у

обучающихся

многих

психологических процессов таких, как восприятие, внимание, воображение,
память. На протяжении всех лет обучения обучающиеся овладевают важнейшими
логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обоснованием
выводов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в
новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала.
Развитие «логической» памяти позволяет без особых усилий запоминать большие
объемы информации не только шахматной, но и любой другой сферы знаний. У
обучающихся формируются навыки самостоятельной исследовательской работы,
умение пользоваться справочной литературой и др. Представленные в программе
темы создают целостную систему подготовки шахматистов.

При отборе теоретического материала и установлении его последовательности
соблюдаются следующий принципы:
• структурирование учебного материала с учётом объективно существующих
связей между его темами;
•

актуальность,

практическая

значимость

учебного

материала

для

воспитанника.
Значимость

программы.

Шахматы

дают

возможность

ребенку

самореализоваться, интеллектуально развивают, учат логически мыслить. Это
настоящая гимнастика для мозга. Развивается внимание: шахматист должен все
время следить, чтобы его фигура была под защитой. Отличная память нужна,
чтобы запомнить, как ходят фигуры. Воображение помогает выбрать несколько
вариантов ведения партии. Усидчивость нужна, чтобы напряженно думать в
течение нескольких часов.
Срок и объём освоения программы – 1 год.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательной деятельности – группы
разновозрастные. В младшем школьном возрасте (7–10 лет) формируется
мышление. Этому способствует учебный процесс, указание учителя на уроке,
побуждающие детей к размышлению. Примерно с семилетнего возраста ребенок
способен в уме совершать простейшие мыслительные операции, что очень
требуется в игре. К этому времени ребенок уже имеет развивающуюся пытливость
ума и склонность к анализу, умеет обобщать и классифицировать, отличать главное
от второстепенного, и самое главное способен улавливать закономерности.
Согласно мнению психологов, именно в этом возрасте дети любят учиться и
познавать что-то новое. Шахматы в начальной школе положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего
возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников,
особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в
малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного

типа.

Расширение

круга

общения,

возможностей

полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть

замкнутость, мнимую ущербность. С 11 до 14 лет у детей начинается стремление к
самореализации: ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде
деятельности, происходит дальнейшее развитие психических познавательных
процессов и формирование личности, в результате чего происходит изменение
интересов. Они становятся более дифференцированными и стойкими. В процессе
развития мышления в подростковый период 15–16 лет проявляются следующие
способности: способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных
задач; способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические
противоречия в абстрактных суждениях. Помимо развития произвольной и
опосредованной памяти начинается активное развитие логической памяти, которая
постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного
материала.

Активно

развиваются

творческие

способности

и

формируется

индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле
мышления.

В

16–17

лет

обучение

начинает

определяться

мотивами,

направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы
и профессиональных намерений Программа шахматного объединения носит
образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных
психологических

особенностей

учащихся;

имеет

социально-гуманитарную

направленность.
Режим занятий
3 часа в неделю; 108 часов в год
1.2

Цель

программы

–

создание

условий

для

личностного

и

интеллектуального развития обучающихся, организация содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы
Задачи:
Образовательные:
• развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
• формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
• развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, умения производить логические операции;
• приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для
участия в шахматных соревнованиях.
Личностные:

•

развитие

социально-психологической

компетентности

обучающихся,

адекватного эмоционально-волевого состояния;
• формирование гражданской позиции, общественной активности личности;
• формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование
навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
• воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и
самостоятельности;
• формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в
нестандартных ситуациях;
• воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.
Поэтапное освоение курса, что даёт возможность детям с разным уровнем
развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Использование во время процесса обучения наряду с традиционными шахматами
электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных
шахматных программ.
Ожидаемые результаты
Образовательные:
• обучающиеся привлекутся к занятиям шахматами;
• освоят шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,
шах, мат, пат, ничья;
• будут знать названия всех шахматных фигур и правила хода и взятия каждой
фигурой;
• научатся проводить элементарные комбинации;
•научатся планировать нападение на фигуры противника, организовывать
защиту своих фигур;
• научатся выявлять закономерности и проводить аналогии, определять
последовательность событий в ходе шахматной партии;
Должны знать:
- все ходы фигур;
- шахматную нотацию;
- сравнительную ценность фигур;

- что такое шах, мат, пат;
- общие принципы игры в начале партии;
- правила поведения во время игры;
- тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый
шах, двойной шах);
- правила поведения в помещении и на улице;
- правила техники безопасности.
Должны уметь:
- ставить мат тяжёлыми фигурами;
- решать комбинации на различные темы (двойной удар, связка, вскрытый
шах и др.);
- играть шахматную партию с записью и часами.
Личностные:
• разовьют элементарные мыслительные процессы;
• научатся обобщать, делать несложные выводы, находить оптимальные
решения.
 улучшится внимание, память;
 разовьются различные виды мышления: конкретно-образное, абстрактное;
 научатся правильно вести себя во время игры;
 научатся уважительно относиться к сопернику по игре;
 научатся правильно вести себя в помещении и на улице.
Метапредметные:
• освоят навыки самодисциплины;
• разовьют личностные и волевые качества.
Система контроля.
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения,
является основой при отслеживании результатов работы.
К контролируемым элементам содержания предварительного контроля
следует отнести следующие элементы: шахматная доска, шахматные фигуры, их
ходы, шахматная нотация, элементы шахматной партии.
Текущий контроль включает элементы шахматной партии, правила поведения
во время турнира.

Промежуточная аттестация включает элементы шахматной партии, правила
поведения во время турнира.
Итоговая аттестация включает основы шахматной тактики, участие в турнире,
использование шахматной литературы.
1.3. Содержание программы
Учебный план
1

Название раздела, темы

Количество часов
всего

Форма
аттестации

теория

практика

1.

Шахматная доска. Шахматные фигуры. 3
Знакомство с игровым «полем».

2

1

опрос

2.

Краткая история шахмат. Знакомство с
шахматами, первые чемпионы.

12

5

7

беседа

3.

Шахматные фигуры. Основные
функциональные особенности фигур.
Их роль в игре.

18

6

12

опрос

4.

Техника матования одинокого короля.
Миттельшпиль, эндшпиль, блицшахматы, долгие шахматы.

15

6

9

зачет

5.

Достижение мата. Мат в один, два, три
и более ходов. Задачи на постановку
мата в несколько ходов.

15

5

10

групповые
соревнования

6.

Шахматные комбинации. Разнообразие
шахматной игры. Рокировка,
комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса, система
защиты, атака, пешка и ее роль,
разрушение королевского прикрытия,
типичные комбинации в дебюте,
патовые комбинации.

24

7

17

групповые
соревнования

7.

Повторение изученного в течение года.
Шахматные баталии. Соревнования в
группе.

21

4

17

групповые
соревнования

Итого

108

35

73

Содержание учебного плана.
История шахмат. Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения
на занятиях, правила ТБ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.
Шахматные правила. Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске.
Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных
фигур. Начальное положение. Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь»,
«Вертикаль», «Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых
технологий, активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.
Шахматные фигуры. Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных
фигур. Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Практика: применение
игровых технологий. Проведение игр и упражнений на внимание и смекалку для
выявления способностей к шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что
общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита
контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита».
Понимание шахматной игры. Теория: развитие фигур из начальной позиции.
Сильные и слабые места поля. Битое поле. Практика: закрепление полученных
знаний с помощью дидактических игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле
воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».
Цель шахматной партии. Теория: правила игры в шахматы. Шах. Шах ферзем,
ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном,
пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Практика:
закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах или не шах»,
«Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат».
Три стадии шахматной партии. Теория: три стадии шахматной партии: дебют,
миттельшпиль, эндшпиль. Маты в дебюте. Практика: выполнение упражнений:
«Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
Краткая и полная шахматная нотация. Теория: краткая и полная шахматная
нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Практика:
выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»; «Назови

горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу
цель».
Игра с шахматными часами. Теория: знакомство с турнирными режимами игры с
часами. Практика: игра с часами. Мат легкими и тяжелыми фигурами. Теория:
изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Мат
двумя слонами. Практика: логические игры для развития памяти, внимания и
мышления.

Король против короля и пешки. Теория: изучение правил игры в

шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один ход. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля. Король и
ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Решение шахматных задач. Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение
шахматных задач в 2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров,
конкурсов.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарно-учебный график
ПДО: Баинов Борис Сономович
Место проведения: ЦДО «МАН», ул.Цивилева, 5а, кабинет №2
Форма занятия: очная
Месяц: Сентябрь-май

3

1. Шахматная доска. Шахматные фигуры.
Знакомство с игровым «полем».

3

2. История зарождения шахмат.

Форма контроля

Место проведения

Тема занятия

Каб
инет
№4
у
МА
стны
У

число
14

1 группа - Время проведения
суббота
занятия
12.00-14.00,
Беседа,
Форма занятия
2 группа –
практически
суббота
Кол-во часов
е
14.00-16.00,
упражнения
3 группа –
16.00-18.00

2

7

ь

1

сентябр

№
п/
п

Месяц

Календарно- учебный график

21

3

2.1. Шатар.

4

28

3

2.2. Чемпионы мира.

5

5

3

2.3. Развитие шахмат в Бурятии.

12

3

3. Шахматные фигуры. Основные
функциональные особенности фигур. Их роль
в игре.

7

19

3

3.1. Как играть фигурами и пешками.

8

26

3

3.2. Ходы и взятие фигур.

9

2

3

3.3. Взятие на проходе.

10

9

3

3.4. Практическое занятие – ходы пешкой.

16

3

3.5. Превращение пешки.

23

3

4. Техника матования одинокого короля.
Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы,
долгие шахматы.

13

30

3

4.1. Мат

14

7

3

4.2. Миттельшпиль

15

14

3

4.3. Эндшпиль

21

3

4.4. Блиц-шахматы, долгие шахматы

28

3

5. Достижение мата. Мат в один, два, три и
более ходов. Задачи на постановку мата в
несколько ходов.

11

3

5.1. Мат в один ход.

18

3

5.2. Мат в два хода.

25

3

5.3. Мат в три и более хода.

1

3

5.4. Задачи на постановку мата в несколько
ходов.

8

3

6. Шахматные комбинации. Разнообразие
шахматной игры. Рокировка, комбинации,
ведущие к достижению материального
перевеса, система защиты, атака, пешка и ее
роль, разрушение королевского прикрытия,

11

ноябрь

6

октябрь

3

16

декабрь

12

18
19

январь

17

20

февраль

21

22

типичные комбинации в дебюте, патовые
комбинации.
23

15

3

6.1. Шахматные комбинации.

24

22

3

6.2. Разнообразие шахматной игры.

15

3

6.3. Рокировка, комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса

22

3

6.4. Система защиты

29

3

6.5. Атака

5

3

6.6. Типичные комбинации в дебюте, патовые
комбинации.

12

3

7. Повторение изученного в течение года.
Шахматные баталии.

30

19

3

Соревнования в группе.

31

26

3

Соревнования в группе.

32

3

3

Соревнования в группе.

33

10

3

Соревнования в группе.

17

3

Соревнования в группе.

35

24

3

Соревнования в группе.

36

31

3

26

март

25

27

34

мая

29

апрель

28

ИТОГО:

Итоговое занятие

108

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для успешной работы требуется:
• магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1 штука;
• шахматные часы – 8 штук;
• словарь шахматных терминов;
• комплекты шахматных фигур с досками – 10штук;
• ноутбук с предустановленными обучающими шахматными программами –
20;

• шкаф для хранения инвентаря;
• Стулья – по количеству обучающихся;
• Столы – по количеству обучающихся;
• Рабочие тетради для записей;
Информационное обеспечение:
• Компьютер с выходом в интернет для доступа к справочным поисковым
системам, возможность использования локальной сети учреждения
2.3. Система контроля
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе: педагогическое наблюдение;
учет результативности участия обучаемых в муниципальных соревнованиях.
Интеллектуальная

оценка,

формируется

в

процессе

осуществления

обучающимися следующей деятельности:
• Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
• Изучении специализированной литературы;
• Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
• в организации педагогом педагогического консультирования при отборе
тематического материала;
• в проведении бесед;
• в применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами
отслеживания роста предметной компетенции являются:
• оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах
по шахматам;
• определение уровня эрудиции обучаемых.
2.4. Критерии оценки показателей:
1. Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие,
краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б).
2. Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью
взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет
(1б).
3. Характеристики достижений (вносятся в примечание): познавательная
активность,

сообразительность,

оригинальность

суждений,

осознанность,

проявления самоконтроля, самооценки; опора на собственный опыт; творческие
проявления, проявления познавательных чувств, качеств ума: пытливости,
гибкости, критичности, инициативности.
Викторина по шахматам
Когда отмечается Международный день шахмат? а) 22 июня; б) 20 июля; в)
10 ноября; г) 12 декабря.
Что можно сказать о шахматисте? а) Ходит сидя; б) Бежит лёжа; в) Ползает
стоя; г) Плывёт летая.
Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам? а) Дебют; б)
Рашпиль (это напильник); в) Гамбит; г) Эндшпиль.
Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв
предыдущего чемпиона? а) Отобрал корону; б) Свергнул с трона; в) Вырвал
мантию; г) Выхватил скипетр.
Назовите настоящую «шахматную» фамилию писателя Алексея Максимовича
Горького. а) Конев; б) Слонов; в) Пешков; г) Королёв.
Кто из российских поэтов жил в Шахматово? а) Лермонтов; б) Есенин; в)
Блок; г) Некрасов. (С 1981 года Государственный историко-литературный и
природный музейзаповедник А. А. Блока.)
Какая «шахматная» английская музыкальная группа была чрезвычайно
популярна в 1972-1991 годах? а) «Пешка»; б) «Ферзь»; в) «Королева»; г) «Ладья».
(«Куин»/Queen – «Королева».)
Из скольких клеток состоит шахматная доска? а) 32; б) 64; в) 81; г) 100.
Какой шахматной фигуры не существует? а) Пешка; б) Король; в) Конь; г)
Дама.
Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать
рокировку? а) Один; б) Два; в) Три; г) Четыре. (Так же, как и белые.)
Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии? а) Чёрный
король; б) Чёрная пешка; в) Белый ферзь; г) Белый слон.
Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры? а)
Конь; б) Ферзь; 34 в) Пешка; г) Слон.
Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию? а) Слон; б)
Ладья; в) Конь; г) Ферзь.

Какое из этих названий предметов столового прибора является также
шахматным термином? а) Лопатка; б) Вилка; в) Ложка; г) Нож.
В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка? а) Ферзь; б)
Король; в) Конь; г) Слон.
Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём? а)
Проходная; б) Пробивная; в) Пронырливая; г) Козырная.
Как называется середина шахматной партии? а) Миттельшпиль; б) Гамбит;
в) Цугцванг; в) Мидлтайм.
Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные
часы? а) Правой; б) Левой; в) Любой; г) Той, которой сделали ход. (Чтобы не
нажать на часы прежде, чем сделан ход.)
Назовите самую шахматную республику в составе России. а) Калмыкия; 35
б) Татария; в) Карелия; г) Мордовия.
Какую фразу избрала свои девизом Международная шахматная федерация –
ФИДЕ? а) «Мы одна семья»; б) «Весь мир в шахматном порядке»; в) «Мы все
свои в доску»; г) «Сильнее, хитрее, умнее».
Как называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание
чемпиона мира? а) Экс-чемпион; б) Претендент; в) Делегат; г) Кандидат.
К какому виду программ относятся компьютерные шахматы? а) Шутеры; б)
Квесты; в) Стратегии; г) Симуляторы.
Кто победил первого чемпиона мира по шахматам? а) Э. Ласкер; б) А.
Алёхин; в) Х.Р. Капабланка; г) М. Эйве.
Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам? а) Алёхин; б)
Карпов; в) Крамник; г) Смыслов.
Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из
перечисленных? а) Михаил Таль; б) Василий Смыслов; в) Борис Спасский; г)
Александр Алёхин. (Чемпион мира номер десять, 1969 год.)
Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером? а) Гарри
Каспаров; б) Марат Сафин; в) Владимир Крамник; г) Руслан Пономарёв.
Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону? а) Борису
Спасскому; б) Тиграну Петросяну; в) Василию Смыслову; г) Анатолию Карпову.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед,
анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов;
учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов,
игровые занятия, турниры.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на
основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом
участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.
Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в
развитии,

частями.

Связь

между

учебно-тематическими

и

практическими

вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста.
Каждую партию он не просто играет, а переживает. Методический анализ:
самостоятельное

комментирование

или

с

тренером

-

основной

путь

совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника — это значит
решать его реальные проблемные ситуации. На уровне аналитической работы
происходит: процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения
вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития,
осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов
надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает
овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать
позицию,

быстро

и

точно

рассчитывать

варианты,

намечать

наиболее

целесообразный план игры.
Методика

обучения

(формы,

приёмы)

Дидактические материалы:
• Дидактические задания;
• Дидактичческие игры;
• Плакаты;
• Фотографии известных шахматистов.

-

постоянно

разнообразные.

2.4. Список литературы для педагога
Основная литература:
1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика
проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших
школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-наДону: «Феникс», 2014.
Дополнительная литература:
1. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
2. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для
новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков:
"Фолио", 2002. - 538 с.
3. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий
по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
2.5. Список литературы для обучающихся
1. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2015.
2. Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.
3. Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 2014.
4. Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013.
5. Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014.
6. Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2015.
7. Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011.
8. Костров В.В. какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера»,
2011.
9. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера»,
2011.
10. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС,
2010.
2.6. Список литературы для родителей
1. Костров В.В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2011.
2. Костров В.В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера»,
2011.
3. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера»,
2011.
4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 2013.
5. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 2013.
6. Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 2010.
7. Панов В. Курс дебютов – М.: ФиС, 2016.
8. Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 2016.
9. Попова М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова, В.Манаенков. – Тула:
2012.
10. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-наДону: «Феникс», 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».