Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: ДООП «Занимательная математика» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ • Устав МАУ ДО ЦДО «МАН» г.Улан-Удэ, утвержденный Приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374. Актуальность: Математика играет огромную роль в прогрессе общества в целом и в формировании личности каждого отдельного человека. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика важна для повседневной практической деятельности человека. С её помощью моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Математика является одним из опорных предметов: она обеспечивает изучение других дисциплин, в частности физики, основ информатики и вычислительной техники. Изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие человека. Вырабатываются умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитания умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новое. В ходе решения задач , представляющего основной вид учебной деятельности на уроках математики, развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Изучение математики развивает воображение школьников, существенно обогащает их пространственные представления. Обучение включает в себя следующие основные предметы: математика Вид программы: модифицированная программа Направленность программы: естественнонаучная. Адресат программы: Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся (13-14 лет) дополнительно, изучающих математику в Центре дополнительного образования « Малая академия наук» (114 часов, 3 ч. в неделю). Программа может быть использована для учащихся с разной степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, развитию умения логически мыслить, памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 1 год (114 часов). Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности: Группа состоит из учащихся 7 классов. Режим занятий: 3 часа 1 раз в неделю. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель программы: способствовать развитию интереса и мотивации в изучении математики, формировать начальные учебно-исследовательские навыки; основной акцент - развитие логического мышления учащихся, способности самостоятельно работать, в том числе и приобретая новые знания. Задачи: • приобщение к творческому мышлению, ощущению красоты и величия математики; • овладение навыками логического мышления и поисковой деятельности, рациональными приемами вычислений; • развитие умения логически мыслить, памяти, смекалки, внимания; • развитие математической интуиции, нестандартного мышления при решении задач логического характера. Ожидаемые результаты: Должны знать: ➢ «тонкости» нестандартного мышления; ➢ «механику» описываемых событий; ➢ приемы и методы решения нестандартных задач; Должны уметь : ➢ применять некоторые геометрические (графические и графиковычислительные) приемы к решению нестандартных задач; ➢ решать задачи на смекалку, задачи-ловушки, задачи-головоломки, а также задачи, требующие для своего решения довольно высокого уровня логического мышления; ➢ с помощью чертежа «увидеть» задачу — установить и исследовать связи, существующие между величинами, входящими в задачу, выбрать кратчайший путь решения; ➢ применять одномерные и двумерные диаграммы в решениях задач. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Занимательная математика» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план Таблица 1.3.1 Количество часов Формы Всего Теория Практ атт-ии/ контр. ика 3 3 № п/ п 1. Вводное занятие. Входная диагностика. 1. Модуль 1.Геометрия помогает арифметике. 18 6 12 с/р 2. Модуль 2. Решение задач математического мышления. Модуль3.Занимательные задачи и опыты. Модуль4. Нестандартные задачи логического характера. Модуль5. 1. Игровые задачи. 33 12 21 с/р 24 27 9 9 15 18 с/р с/р 3. 4. 5. Название раздела, темы 9 ИТОГО: 114 9 34 80 Формы контроля: устный опрос, математический диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, тест. Содержание учебного плана Вводное занятие. Введение в предмет. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Расписание и организационные вопросы. Входная диагностическая работа. Введение в математику. Математика как наука. Содержание и структура предмета. Модуль 1. Геометрия помогает арифметике. 1.Применение одномерных диаграмм. 2.Применение двумерных диаграмм. 3.Применение графика линейной функции. 4.График равномерного движения. 5.Применение ломанных графиков. 6.Дополнительные построения к графикам. Модуль 2. Решение задач математического мышления.1.Шахматная доска.2.Основы дедуктивного метода. 3. Язык математики. 4. В стране рыцарей и лжецов.5.Проценты. 6. Как это сделать?7.Было или не было?8. Календарь. 9. Принцип Дирихле. Модуль3. Занимательные задачи и опыты. 1. Обманы зрения.2. Головоломные размещения и перестановки. 3. Искусное разрезывание и сшивание. 4. Вес и взвешивание. 5. Арифметические игры и фокусы. 6. Одним росчерком. 7. Геометрические головоломки. 8. Без мерной линейки. 9. Простые фокусы и развлечения. Модуль4. Нестандартные задачи логического характера. 1. Переливания. 2. Логические таблицы. 3. Графы. 4. Метод перебора. 5. Разные задачи логического характера. Модуль5. 1. Игровые задачи. 2. Математическая викторина (зачетное занятие) декабрь 19 26 3 10 17 24 31 Практика. Место провед ения Форма контро ля Самост.работа 4. В стране рыцарей и лжецов. 5.Проценты. 6. Как это сделать? 7.Было или не было? 8. Календарь. 9. Принцип Дирихле. Решение задач Самос т.рабо та 3 3 3 3 3 3 3 Самост.работа 12 13 14 15 16 17 18 3 3 Са мо ст. раб ота 5 12 3 каб.№2 МАУ ДО ЦДО МАН г.Улан-Удэ 10 11 3 3 3 3 3 3 Лекция. Практика. 29 ноябрь 9 Вводное занятие. Входная диагностика. Модуль 1.Геометрия помогает арифметике. 1.Применение одномерных диаграмм. 2.Применение двумерных диаграмм. 3.Применение графика линейной функции. 4.График равномерного движения. 5.Применение ломанных графиков. 6.Дополнительные построения к графикам. Модуль 2. Решение задач математического мышления. 1.Шахматная доска. 2.Основы дедуктивного метода. 3. Язык математики. 3 3 Практика 17 24 1 8 15 22 Время провед ения Форма заняти Кол-во я часов Тема заняти я Число 3 10 9:00-11:20; 15.00-17.20 3 4 5 6 7 8 октябрь 1 2 сентябрь № п/п Месяц 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПДО: Хамаганова Марина Николаевна Место проведения: ЦДО «МАН», ул.Цивилева, 5а, кабинет №2 Форма занятия: очная Месяц: Сентябрь-май 38 3 21 3 28 4 11 18 25 3 3 3 3 3 4 11 3 3 18 25 1 8 15 22 29 6 13 20 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 27 ИТОГО: 3 114 Модуль3.Занимательные задачи и опыты. 1. Обманы зрения. 2. Головоломные размещения и перестановки. 3. Искусное разрезывание и сшивание. 5. Арифметические игры и фокусы. 6. Одним росчерком. 7. Геометрические головоломки. 8. Без мерной линейки. 9. Простые фокусы и развлечения. Модуль4. Нестандартные задачи логического характера. 1. Переливания. 2. Логические таблицы. 3. Графы. 4. Метод перебора. 5. Разные задачи логического характера. 5. Разные задачи логического характера. 5. Разные задачи логического характера. 5. Разные задачи логического характера. 5. Разные задачи логического характера. Модуль5. 1. Игровые задачи. 2. Математическая викторина (зачетное занятие) Повторение Самост.работа февраль 14 Самост.работа 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 март 26 27 апрель 21 22 23 24 25 май 20 январь 19 (заполнить с учетом срока реализации ДООП) Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации 38 недель 1 год обучения (38 дней) 2 сентября 31 мая входная - сентябрь промежуточная- декабрь 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Таблица 2.2.1. Аспекты Материальнотехническое обеспечение Характеристика (заполнить) Площадь аудитории 30,0 м2 учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы, учебная литература (при наличии) Информационное обеспечение Ссылки: Кадровое обеспечение 1. доска аудиторная (1 шт.) 2. интерактивная доска (1 шт.) 3. монитор (16 шт.) 4. переносной проектор (1 шт.) 5. системный блок (16 шт.) Мебель: 1. Место преподавателя (1 шт.) 2. Стол ученический (15 шт.) 3. Стул (15 шт.) Федеральный портал. Российское образование. http://www.edu.ru/ Естественный научно-образовательный портал. http://www.en.edu.ru/catalogue/304 Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru/ ПДО высшей категории; Уровень образования – высшее . 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: зачет на основе контрольной работы 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития высших психических функций ребёнка Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретической подготовки учащихся Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Итоговая контрольная работа Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) Ссылка на папку (шаблоны, действующая диагностика, мониторинг) 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, игровой, дискуссионный. Формы организации образовательной деятельности: индивидуально-групповая, групповая, практическое занятие, открытое занятие, беседа, олимпиада, семинар. Педагогические технологии: технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, здоровье сберегающая технология. Формы проведения игровых уроков: математический КВН, игра «Математическая регата», игра «Математические тяжеловесы», «Математический брейн-ринг», «Математическое ралли», КВН «Удивительный мир чисел». Развитие творческих способностей 1. Уроки логического мышления: • Разминка; • Логические задачи; • Буквенно-числовые закономерности; • Логические ошибки; 2. Уроки нетрадиционного мышления: • Игры со спичками; • Геометрические головоломки; • Шарады,метаграммы,логогрифы,загадки,ребусы,кроссворды; 3. Уроки занимательной криптографии: • Магические квадраты; • Шифры; 4. Уроки-игры «Узнаем свои возможности»: • Улучшаем координацию движения; • Тренируем гибкость мышления и быстроту реакции; • Развиваем глазомер; • Тренируем внимание и наблюдательность; 5. Улучшаем память : • Приемы запоминания; • Тренировка слуховой памяти; • Тренировка зрительной памяти; 6. Уроки математического театра: • Игры с творческим ролевым сюжетом; • Сочинение математических сказок; 7.Уроки разбора олимпиадных задач 8. Уроки –лекции,семинары «Из истории математики» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Абдрашитов Б.М., Абдрашитов Т.М., Шлихунов В.Н. Учитесь мыслить нестандартно: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 128 с. 2. Акимова С. Занимательная математика. – СПб.: Тригон, 197. – 608 с. 3. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. – 128 с. 4. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 208 с. 5. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. – М.: Просвещение, 1994. – 128 с. 6. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике: Задачи логич. характера: – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160 с. 7. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки. – М., 1977. – 128 с. 8. Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. Лучшие задачи на смекалку. – М.: Научно-технический центр «Университетский»: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 304 с. 9. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. – 152 с. 10. Островский А.И., Кордемский Б.А. Геометрия помогает арифметике. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994. – 176 с. 11. Перельман Я.И. Веселые задачи. Двести головоломок для юных математиков. – М.: Изд. Дом Русанова «Пилигрим», 1997. – 286 с. 12. Библиотека «Первого сентября» «Я иду на урок математики» 7 класс;М. «Первое сентября»2001г. 13. П.И.Алтынов,Л.И.Звавич «2600 тестов и проверочных заданий по математике»;М.Дрофа1999г. 14. Л.И.Звавич и др. «3600 задач по алгебре и началам анализа»; М.Дрофа1999г. 15. И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин «За страницами учебника математики»;М.Просвещение 1989г. 16. Л.Ф.Пичурин «За страницами учебника алгебры»; М.Просвещение 1990г. 17. И.И.Баврин «Краткий курс Геометрия 7-9 кл.»;М.Дрофа 1998г. 18. Р.И.Кукарцева «500 задач по геометрии в рисунках и тестах»;М.Аквариум 2001г. 19. А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская «Тесты. Алгебра 7-9 кл.»; М.Мнемозина 2000г. 20. Е.Е.Тульчинская «Алгебра.Блиц-опрос»7 класс; М.Мнемозина 2001г. 21. Е.Б.Арутюнян,М.В.Волович и др. «Математические диктанты для 5-9 классов»; М.Просвещение 1991г. 22. А.З.Зак «Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет»;М.Аркти 2002г. 23. В.Труднев «Считай,смекай,отгадывай»;Санкт-Петербург 1997г. 24. Л.Асанов «500 задач на сообразительность»;М.Аст-пресс 1998г. 25. И.Шарыгин «Математический винегрет»;М.Орион 1991г. 26. Н.К.Винокурова «5000 игр и головоломок для школьников»; М.АСТ 2001г. 27. Л.В.Гончарова «Предметные недели в школе.Математика»;Волгоград «Учитель»; 28. И.Н.Сергеев,С.Н.Олехник,С.Б.Гашков «Примени математику»;м.Наука 1990г.