Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы Дополнительная общеразвивающая программа «Русский язык: углубление» (далее – Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» https://docs.cntd.ru/document/420207400 • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» // Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N2: https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 г. N ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ • Устав учреждения, утв. приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 20.04.2022 г. N 374. Актуальность: Программа «Русский язык: углубление» нужна учащимся 10-х классов средних школ, гимназий, лицеев и под. для упорядочения сведений по современному русскому языку, более глубокой и осознанной подготовки по современному русскому языку; программа отвечает социальным запросам, направленным на повышение качества знаний учащихся 10-х классов: к сожалению, школьных уроков по русскому языку в выпускных классах недостаточно, особенно это отмечается в последние годы, когда наблюдается существенное усложнение внутренней составляющей единого государственного экзамена. Материалы научных исследований, педагогический опыт автора программы говорят о том, что расширенная и углубленная программа подготовки по современному русскому языку весьма востребована в условиях продолжающейся модернизации системы образования. Обучение включает в себя следующие основные предметы: Русский язык Вид программы: модифицированная программа. Программа обладает актуальностью и новизной, программа предполагает собственный подход автора к традиционным темам. Направленность программы: социально-гуманитарная, так как, кроме знаний о русском языке, направлена на формирование мировоззрения, нравственных ценностей, осуществляет общее развитие детей через тексты, рассматриваемые в ходе обучения, дает совокупность знаний в области языкознания и связанных с ними практических умений и навыков, создает условия для личностного и профессионального самоопределения через стремление педагога заинтересовать, привлечь внимание не только к тем разделам русского языка, в которых ученик должен показать достаточные знания, но и к системе русского языка, ее логичности, стройности, внутренней красоте. Адресат программы: учащиеся десятых классов средних школ, лицеев, гимназий: старшие школьники 15-16 лет. Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают поиск смысла жизни, самоопределение и подготовка к взрослой жизни, дальнейшее поступление в профильный вуз. Полученные знания являются основой для формирования отношения выпускников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе. Срок и объем освоения программы: срок реализации программы – 1 учебный год (108 педагогических часов), продвинутый уровень Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности: одновозрастные группы (10 класс) Режим занятий: 1 раз в неделю * 3 час (40 мин) = 3 часа в неделю. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: углубление теоретических и практических знаний по современному русскому языку. Образовательные задачи: • углубить знания учащихся в разных разделах лингвистики (фонетики, морфемики, лексики, словообразования и морфологии); • обобщить знания и умения учащихся в определении основных понятий синтаксиса русского языка. Обучающие (предметные): • развивать речевые, орфоэпические навыки учащихся, навыки владения грамматическими нормами русского языка; • развить и закрепить навыки умелого использования в речи учащихся орфоэпических, грамматических норм; • развивать навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в собственной речи учащихся. Воспитательные (личностные): создать условия, обеспечивающие у учащихся формирование навыков самоконтроля Развивающие (метапредметные) • выявление уровня подготовленности учащихся к стрессовой ситуации экзамена (входное тестирование с психологическим нагнетанием ситуации) с дальнейшей работой педагога над устранением в том числе психологических трудностей; • активизация внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, воспроизведения при работе с учебным материалом (текстами); • развитие навыков целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности, последовательности процесса. Ожидаемые результаты: систематизация знаний учащихся по разным разделам русского языка, приобретение выпускниками языковых, лингвистических компетенций, достаточных для успешного окончания средней школы и поступления в вуз. Продвинутый уровень роль языка как средства общения; системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; алгоритмы правописания слов на разных языковых уровнях; Знать нормы современного русского литературного языка; требования к письменной речи; алгоритм постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях. применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка; Уметь использовать лексическую и грамматическую синонимию; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного языка. орфографическими и пунктуационными нормами современного русского языка алгоритмом постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях Владеть сформированным представлением о системе стилей русского литературного языка сформированным умением анализировать языковые единицы разных уровней навыки владения орфографическими и пунктуационными нормами современного русского языка Проявлять навыки владения алгоритмом постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях навыки анализа языковых единиц разных уровней 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Русский язык: углубление» продвинутый уровень Учебный план № Название раздела, темы Количество Формы часов аттестац всег тео пра ии / о рия кти контрол ка я 3 1 2 Опрос 1 Введение в курс. Современный русский литературный язык как термин. Рамки понятия "современный" по отношению к языку. Русский язык как язык русской нации и межнациональный язык. Литературный язык в противопоставлении нелитературным пластам общенационального языка. Литературный язык как организованная система. Нормы речи. Кодифицированный язык. Типы литературной нормы по смыслу, стилистической и ситуативной шкале. Средства кодификации, зачем они нужны. 2 Понятие о фонетической системе русского языка. Гласные и 5 2 3 Тесты в согласные звуки. Гласные звуки: место и способ их образования. Аканье и оканье. Классификация звуков по степени звучности (звучные (гласные, сонорные) – шумные (сонорные, звонкие, глухие). Согласные звуки. Парные и непарные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие звуки, различия в их образовании. Непроизносимые согласные. Факультативные звуки русского языка. Звуковой символизм. Позиционные изменения звуков в потоке речи – фонетический закон. Непозиционные (грамматические) чередования. Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, их отражение в правилах орфографии. Линейные единицы речи: фонетическое слово, речевой такт, фразы. Нелинейные единицы речи: ударение, интонация. Слог. Теории слога. Слогораздел. Характеристики (типы) слога: открытый / закрытый слог, прикрытый / неприкрытый слог. Принцип восходящей звучности русского слога. 3 Графика как совокупность средств письменности. Принципы 1 1 русской графики. Звук и буква. 4 Орфография как система правил написания слов. Принципы 3 1 русской орфографии. Морфологический принцип как основной принцип русской орфографии, лежащий в основе большинства правил правописания. Отступления от морфологического принципа (фонетическое письмо, слитное-дефисное-раздельное написание). 5 Лексикология как наука о словарном составе языка. Типы слов. Что 12 3 такое слово. Слово и его значение. Многозначность слова (полисемия). Однозначные и многозначные слова. Метафора, метонимия, синекдоха. Точность как норма речи. Омонимы, синонимы, антонимы. Происхождение омонимов (причины возникновения омонимии). Богатство синонимики русского языка и умение его использовать. Антонимы. Синонимы и антонимы языковые и контекстные: умение различать и находить в тексте. Лексика общеупотребительная и необщеупотребительная. Активный и пассивный словарный запас. Устаревшая и новая лексика, умение находить ее в тексте. Диалектная лексика. Специальная (профессионально-терминологическая) лексика. Жаргонная лексика. Размытость значений жаргонных слов, затрудняющая общение. Стилистические пласты лексики. Нейтральная лексика. Различие и умение различать стилистическую и эмоционально-экспрессивную окраску слов в тексте. Лексика устной речи. Разговорная лексика. Просторечная лексика. Лексика письменной речи. Книжная лексика. Высокая лексика. Официальная лексика. Признаки и способы разграничения и определения в тексте. Лексика русского языка с точки зрения происхождения (этимологии). О родстве языков. Праславянский язык. Самые древние слова. Место русского языка среди славянских языков. Общая характеристика лексики русского языка с точки зрения происхождения. Основные пути ее формирования. Заимствованная лексика. Связь ее с историей народа. Освоение электронн ой системе MOODLE 2 9 заимствованных слов: ассимиляция фонетическая, грамматическая, смысловая. Старославянизмы. Приметы старославянизмов. Место старославянизмов в русской лексике. 6 Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизм и его 3 признаки, умение определять ФЕ в тексте. Происхождение фразеологизмов русского языка. 7 Лексикография. Основные типы словарей. Словари 3 энциклопедические и лингвистические. Понятие о толковом словаре. Краткая история толковых словарей. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, подвиг Даля. Словари 20 и 21 века. Устройство статьи толкового словаря. Способы толкования слов. Система помет в толковом словаре. Умение пользоваться всей информацией толкового словаря. 8 Состав слова. Классификация морфем. Корень. Чередования в корне 6 и связь их с орфографией. Основа слова. Словообразующие морфемы: приставка, суффикс. Формообразующие морфемы: окончание, формообразующие суффиксы. Нулевое окончание. Нулевой суффикс. Разбор слова по составу: зачем он нужен и его связь с правописанием. 9 Словообразование. Производящая и производная основы. Способы 6 образования слов, их особенности. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы. Сложение. Усечение. Переход из одной части речи в другую. Словообразовательный разбор – построение словообразовательной цепочки. Словообразовательное гнездо. 10 Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и 32 служебные части речи. Знаменательные и местоименные части речи. Междометие. Имя существительное. Разряды по значению. Нарицательные и собственные. Конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, связь их с категорией числа. Одушевленность-неодушевленность как морфологический признак. Род как морфологический признак. Мужской, женский, средний род, общий род. Определение рода у несклоняемых существительных и аббревиатур. Категория числа. Счетные и несчетные существительные. Варианты окончаний форм числа. Падеж существительных. Типы склонений, в т.ч. смешанное склонение. Несклоняемые существительные. Морфологический разбор существительного. Имя прилагательное. Разряды прилагательных по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Связь деления на разряды с другими морфологическими признаками прилагательных, с составом слова и орфографией. Склонение прилагательных. Склонение притяжательных прилагательных. Степени сравнения, средства их образования. Нормы образования степеней сравнения. Полные и краткие прилагательные, смысловое и грамматическое различие. 3 3 2 4 2 4 6 26 Морфологический разбор прилагательного: зачем он нужен и как связан с другими видами разборов слова. Имя числительное. Разряды по значению: количественные, порядковые, собирательные. Целые и дробные. Простые, сложные и составные. Падеж числительных. Трудности склонения числительных. Местоимение. Девять разрядов местоимений: деление по грамматическим и смысловым признакам, функции в тексте, правила склонения и правописания. Наречие. Грамматические признаки. Разряды по функции и по значению, степени сравнения качественных наречий. Категория состояния. Глагол. Формы глагола: спрягаемые, инфинитив, причастие и деепричастие как особые формы. Переходность-непереходность, возвратность-невозвратность. Вид глагола, грамматические различия видов. Что такое видовая пара глагола. Наклонение глагола. Время глагола, связь форм времени с видом. Лицо глагола. Безличные глаголы. Спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глагола. Род и число глагола. Морфологический разбор глагола. Причастие. Образование причастных форм. Причастный оборот и знаки препинания при нем. Различие между отглагольными прилагательными и причастиями. Деепричастие, его признаки. Служебные части речи. Предлог, его роль в словосочетании и предложении. Грамматические нормы предложного управления. Предлоги производные и непроизводные, простые и составные. Союз, его роль в предложении. Непроизводные и производные, простые, составные, двойные и повторяющиеся союзы. Сочинительные союзы: соединительные, противительные и разделительные. Подчинительные союзы. Разряды подчинительных союзов. Зачем надо знать разряды союзов. Частицы: смысловые и формообразующие. Междометия. 11 Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в предложении: 34 8 согласование, управление, примыкание. Грамматические трудности связи «управление». Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации. Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ. Главные члены предложения. Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Особенности согласования сказуемого с подлежащим. Несогласованное сказуемое. Знаки препинания между главными членами предложения. Односоставное предложение, выражение главного члена в нем. Определенно-личные, неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. 26 Назывные предложения. Классификация простых предложений по распространенности и полноте. Второстепенные члены предложения. Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос к второстепенным членам. Определение, способы его выражения. Дополнение, способы его выражения. Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств. Осложненные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова, словосочетания и предложения. Вставные конструкции. Прямая и косвенная речь, знаки препинания при них. Цитаты. Синтаксический разбор простого предложения. Логика расстановки знаков препинания. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Типы ССП. Союзная связь. Сложноподчиненное предложение. Классификация типов придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными. Придаточные обстоятельственные. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени, места, причины, следствия, условия, цели, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени, с придаточными присоединительными. Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа). Синтаксический разбор сложного предложения. 108 32 76 Итого № Название раздела, темы Количество часов Всего Тео Прак рия тика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Введение в курс. Современный русский литературный язык. Нормы 3 речи Фонетическая система русского языка 5 1 2 2 3 Графика Орфография Лексикология Фразеология Лексикография Состав слова Словообразование Морфология Синтаксис Итого: 1 1 3 3 3 2 2 6 8 32 1 3 12 3 3 6 6 32 34 108 2 9 4 4 26 26 76 Формы аттестации / контроля Опрос, Тесты в электронн ой системе MOODLE Содержание учебного плана 1. Введение в курс. Теория: современный русский литературный язык как термин. Рамки понятия "современный" по отношению к языку. Русский язык как язык русской нации и межнациональный язык. Литературный язык в противопоставлении нелитературным пластам общенационального языка. Литературный язык как организованная система. Нормы речи. Кодифицированный язык. Типы литературной нормы по смыслу, стилистической и ситуативной шкале. Средства кодификации, зачем они нужны. Практика: входная диагностика знаний. Тест. 2. Понятие о фонетической системе русского языка. Теория: гласные и согласные звуки. Гласные звуки: место и способ их образования. Аканье и оканье. Классификация звуков по степени звучности (звучные (гласные, сонорные) – шумные (сонорные, звонкие, глухие). Согласные звуки. Парные и непарные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие звуки, различия в их образовании. Непроизносимые согласные. Факультативные звуки русского языка. Звуковой символизм. Позиционные изменения звуков в потоке речи – фонетический закон. Непозиционные (грамматические) чередования. Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, их отражение в правилах орфографии. Линейные единицы речи: фонетическое слово, речевой такт, фразы. Нелинейные единицы речи: ударение, интонация. Слог. Теории слога. Слогораздел. Характеристики (типы) слога: открытый / закрытый слог, прикрытый / неприкрытый слог. Принцип восходящей звучности русского слога. Графика как совокупность средств письменности. Принципы русской графики. Звук и буква. Практика: тесты в электронной системе MOODLE. 3. Орфография как система правил написания слов. Теория: принципы русской орфографии. Морфологический принцип как основной принцип русской орфографии, лежащий в основе большинства правил правописания. Отступления от морфологического принципа (фонетическое письмо, слитное-дефисное-раздельное написание). Практика: тесты в электронной системе MOODLE. 4. Лексикология как наука о словарном составе языка. Теория: типы слов. Что такое слово. Слово и его значение. Многозначность слова (полисемия). Однозначные и многозначные слова. Метафора, метонимия, синекдоха. Точность как норма речи. Омонимы, синонимы, антонимы. Происхождение омонимов (причины возникновения омонимии). Богатство синонимики русского языка и умение его использовать. Антонимы. Синонимы и антонимы языковые и контекстные: умение различать и находить в тексте. Лексика общеупотребительная и необщеупотребительная. Активный и пассивный словарный запас. Устаревшая и новая лексика, умение находить ее в тексте. Диалектная лексика. Специальная (профессионально-терминологическая) лексика. Жаргонная лексика. Размытость значений жаргонных слов, затрудняющая общение. Стилистические пласты лексики. Нейтральная лексика. Различие и умение различать стилистическую и эмоционально-экспрессивную окраску слов в тексте. Лексика устной речи. Разговорная лексика. Просторечная лексика. Лексика письменной речи. Книжная лексика. Высокая лексика. Официальная лексика. Признаки и способы разграничения и определения в тексте. Лексика русского языка с точки зрения происхождения (этимологии). О родстве языков. Праславянский язык. Самые древние слова. Место русского языка среди славянских языков. Общая характеристика лексики русского языка с точки зрения происхождения. Основные пути ее формирования. Заимствованная лексика. Связь ее с историей народа. Освоение заимствованных слов: ассимиляция фонетическая, грамматическая, смысловая. Старославянизмы. Приметы старославянизмов. Место старославянизмов в русской лексике. Практика: тесты в электронной системе MOODLE. 5. Фразеология как раздел науки о языке. Теория: фразеологизм и его признаки, умение определять ФЕ в тексте. Происхождение фразеологизмов русского языка. 6. Лексикография. Теория: основные типы словарей. Словари энциклопедические и лингвистические. Понятие о толковом словаре. Краткая история толковых словарей. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, подвиг Даля. Словари 20 и 21 века. Устройство статьи толкового словаря. Способы толкования слов. Система помет в толковом словаре. Умение пользоваться всей информацией толкового словаря. 7. Состав слова. Теория: классификация морфем. Корень. Чередования в корне и связь их с орфографией. Основа слова. Словообразующие морфемы: приставка, суффикс. Формообразующие морфемы: окончание, формообразующие суффиксы. Нулевое окончание. Нулевой суффикс. Разбор слова по составу: зачем он нужен и его связь с правописанием. Практика: тесты в электронной системе MOODLE. 8. Словообразование. Теория: производящая и производная основы. Способы образования слов, их особенности. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы. Сложение. Усечение. Переход из одной части речи в другую. Словообразовательный разбор – построение словообразовательной цепочки. Словообразовательное гнездо. Практика: тесты в электронной системе MOODLE. 9. Морфология. Части речи в русском языке. Теория: самостоятельные и служебные части речи. Знаменательные и местоименные части речи. Междометие. Имя существительное. Разряды по значению. Нарицательные и собственные. Конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, связь их с категорией числа. Одушевленность-неодушевленность как морфологический признак. Род как морфологический признак. Мужской, женский, средний род, общий род. Определение рода у несклоняемых существительных и аббревиатур. Категория числа. Счетные и несчетные существительные. Варианты окончаний форм числа. Падеж существительных. Типы склонений, в т.ч. смешанное склонение. Несклоняемые существительные. Морфологический разбор существительного. Имя прилагательное. Разряды прилагательных по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Связь деления на разряды с другими морфологическими признаками прилагательных, с составом слова и орфографией. Склонение прилагательных. Склонение притяжательных прилагательных. Степени сравнения, средства их образования. Нормы образования степеней сравнения. Полные и краткие прилагательные, смысловое и грамматическое различие. Морфологический разбор прилагательного: зачем он нужен и как связан с другими видами разборов слова. Имя числительное. Разряды по значению: количественные, порядковые, собирательные. Целые и дробные. Простые, сложные и составные. Падеж числительных. Трудности склонения числительных. Местоимение. Девять разрядов местоимений: деление по грамматическим и смысловым признакам, функции в тексте, правила склонения и правописания Наречие. Грамматические признаки. Разряды по функции и по значению, степени сравнения качественных наречий. Категория состояния. Глагол. Формы глагола: спрягаемые, инфинитив, причастие и деепричастие как особые формы. Переходность-непереходность, возвратность-невозвратность Вид глагола, грамматические различия видов. Что такое видовая пара глагола. Наклонение глагола. Время глагола, связь форм времени с видом. Лицо глагола. Безличные глаголы. Спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глагола. Род и число глагола. Морфологический разбор глагола Причастие. Образование причастных форм. Причастный оборот и знаки препинания при нем. Различие между отглагольными прилагательными и причастиями. Деепричастие, его признаки. Служебные части речи. Предлог, его роль в словосочетании и предложении. Грамматические нормы предложного управления. Предлоги производные и непроизводные, простые и составные. Союз, его роль в предложении. Непроизводные и производные, простые, составные, двойные и повторяющиеся союзы. Сочинительные союзы: соединительные, противительные и разделительные. Подчинительные союзы. Разряды подчинительных союзов. Зачем надо знать разряды союзов. Частицы: смысловые и формообразующие. Междометия. Практика: тесты в электронной системе MOODLE. 10. Синтаксис. Теория: словосочетание. Связь слов в предложении: согласование, управление, примыкание. Грамматические трудности связи «управление». Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации. Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ. Главные члены предложения. Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Особенности согласования сказуемого с подлежащим. Несогласованное сказуемое. Знаки препинания между главными членами предложения. Односоставное предложение, выражение главного члена в нем. Определенно-личные, неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения. Классификация простых предложений по распространенности и полноте. Второстепенные члены предложения. Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос к второстепенным членам. Определение, способы его выражения. Дополнение, способы его выражения. Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств Осложненные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова, словосочетания и предложения. Вставные конструкции. Прямая и косвенная речь, знаки препинания при них. Цитаты. Синтаксический разбор простого предложения. Логика расстановки знаков препинания Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Типы ССП. Союзная связь. Сложноподчиненное предложение. Классификация типов придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными Придаточные обстоятельственные. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени, места, причины, следствия, условия, цели, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени, с придаточными присоединительными. Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа). Синтаксический разбор сложного предложения. Практика: тесты в электронной системе MOODLE. 11. Обобщение пройденного материала. Практика: проверочная работа. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график ПДО: Степанова Ирина Жамсарановна Место проведения: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, учебный корпус 2, ул. Ранжурова, 6. Форма занятия: очная Месяцы: сентябрь – май. № Дата Кол-во часов Название темы Форма контроля 1 03.09.24 3 Опрос 2 10.09 3 3 17.09 3 4 24.09 3 5 01.10 3 6 08.10 3 7 15.10 3 Введение в курс. Современный русский литературный язык как термин. Рамки понятия "современный" по отношению к языку. Русский язык как язык русской нации и межнациональный язык. Литературный язык в противопоставлении нелитературным пластам общенационального языка. Литературный язык как организованная система. Нормы речи. Кодифицированный язык. Типы литературной нормы по смыслу, стилистической и ситуативной шкале. Средства кодификации, зачем они нужны. Понятие о фонетической системе русского языка. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: место и способ их образования. Аканье и оканье. Классификация звуков по степени звучности (звучные (гласные, сонорные) – шумные (сонорные, звонкие, глухие). Согласные звуки. Парные и непарные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие звуки, различия в их образовании. Непроизносимые согласные. Факультативные звуки русского языка. Звуковой символизм. Позиционные изменения звуков в потоке речи – фонетический закон. Непозиционные (грамматические) чередования. Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, их отражение в правилах орфографии. Линейные единицы речи: фонетическое слово, речевой такт, фразы. Нелинейные единицы речи: ударение, интонация. Слог. Теории слога. Слогораздел. Характеристики (типы) слога: открытый / закрытый слог, прикрытый / неприкрытый слог. Принцип восходящей звучности русского слога. Графика как совокупность средств письменности. Принципы русской графики. Звук и буква. Орфография как система правил написания слов. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как основной принцип русской орфографии, лежащий в основе большинства правил правописания. Отступления от морфологического принципа (фонетическое письмо, слитное-дефисное-раздельное написание). Лексикология как наука о словарном составе языка. Типы слов. Что такое слово. Слово и его значение. Многозначность слова (полисемия). Однозначные и многозначные слова. Метафора, метонимия, синекдоха. Точность как норма речи. Омонимы, синонимы, антонимы. Происхождение омонимов (причины возникновения омонимии). Богатство синонимики русского языка и умение его использовать. Антонимы. Синонимы и антонимы языковые и контекстные: умение различать и находить в тексте. Лексика общеупотребительная и необщеупотребительная. Активный и пассивный словарный запас. Устаревшая и новая лексика, умение находить ее в тексте. Диалектная лексика. Специальная (профессионально-терминологическая) лексика. Жаргонная лексика. Размытость значений жаргонных слов, затрудняющая общение. Стилистические пласты лексики. Нейтральная лексика. Различие Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в и умение различать стилистическую и эмоциональноэкспрессивную окраску слов в тексте. Лексика устной речи. Разговорная лексика. Просторечная лексика. Лексика письменной речи. Книжная лексика. Высокая лексика. Официальная лексика. Признаки и способы разграничения и определения в тексте. Лексика русского языка с точки зрения происхождения (этимологии). О родстве языков. Праславянский язык. Самые древние слова. Место русского языка среди славянских языков. Общая характеристика лексики русского языка с точки зрения происхождения. Основные пути ее формирования. Заимствованная лексика. Связь ее с историей народа. Освоение заимствованных слов: ассимиляция фонетическая, грамматическая, смысловая. Старославянизмы. Приметы старославянизмов. Место старославянизмов в русской лексике. Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизм и его признаки, умение определять ФЕ в тексте. Происхождение фразеологизмов русского языка. 8 22.10 3 9 29.10 3 10 05.11 3 11 12.11 3 12 19.11 3 13 26.11 3 14 03.12 3 15 10.12 3 Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Знаменательные и местоименные части речи. Междометие. 16 17.12 3 17 24.12 3 Имя существительное. Разряды по значению. Нарицательные и собственные. Конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, связь их с категорией числа. Одушевленность-неодушевленность как морфологический признак. Род как морфологический признак. Мужской, женский, средний род, общий род. Определение рода у несклоняемых существительных и аббревиатур. Категория числа. Счетные и несчетные существительные. Варианты окончаний форм числа. Падеж существительных. Типы склонений, в т.ч. смешанное склонение. Несклоняемые существительные. Морфологический разбор существительного. Имя прилагательное. Разряды прилагательных по значению. Лексикография. Основные типы словарей. Словари энциклопедические и лингвистические. Понятие о толковом словаре. Краткая история толковых словарей. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, подвиг Даля. Словари 20 и 21 века. Устройство статьи толкового словаря. Способы толкования слов. Система помет в толковом словаре. Умение пользоваться всей информацией толкового словаря. Состав слова. Классификация морфем. Корень. Чередования в корне и связь их с орфографией. Основа слова. Словообразующие морфемы: приставка, суффикс. Формообразующие морфемы: окончание, формообразующие суффиксы. Нулевое окончание. Нулевой суффикс. Разбор слова по составу: зачем он нужен и его связь с правописанием. Словообразование. Производящая и производная основы. Способы образования слов, их особенности. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы. Сложение. Усечение. Переход из одной части речи в другую. Словообразовательный разбор – построение словообразовательной цепочки. Словообразовательное гнездо. электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Связь деления на разряды с другими морфологическими признаками прилагательных, с составом слова и орфографией. Склонение прилагательных. Склонение притяжательных прилагательных. Степени сравнения, средства их образования. Нормы образования степеней сравнения. Полные и краткие прилагательные, смысловое и грамматическое различие. Морфологический разбор прилагательного: зачем он нужен и как связан с другими видами разборов слова. Имя числительное. Разряды по значению: количественные, порядковые, собирательные. Целые и дробные. Простые, сложные и составные. Падеж числительных. Трудности склонения числительных. Местоимение. Девять разрядов местоимений: деление по грамматическим и смысловым признакам, функции в тексте, правила склонения и правописания Наречие. Грамматические признаки. Разряды по функции и по значению, степени сравнения качественных наречий. Категория состояния. 18 14.01.25 3 19 21.01 3 20 28.01 3 Глагол. Формы глагола: спрягаемые, инфинитив, причастие и деепричастие как особые формы. Переходность-непереходность, возвратность-невозвратность 21 04.02 3 22 11.02 3 23 18.02 3 24 25.02 3 Вид глагола, грамматические различия видов. Что такое видовая пара глагола. Наклонение глагола. Время глагола, связь форм времени с видом. Лицо глагола. Безличные глаголы. Спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глагола. Род и число глагола. Морфологический разбор глагола Причастие. Образование причастных форм. Причастный оборот и знаки препинания при нем. Различие между отглагольными прилагательными и причастиями. Деепричастие, его признаки. Служебные части речи. Предлог, его роль в словосочетании и предложении. Грамматические нормы предложного управления. Предлоги производные и непроизводные, простые и составные. Союз, его роль в предложении. Непроизводные и производные, простые, составные, двойные и повторяющиеся союзы. Сочинительные союзы: соединительные, противительные и разделительные. Подчинительные союзы. Разряды подчинительных союзов. Зачем надо знать разряды союзов. Частицы: смысловые и формообразующие. Междометия. Синтаксис. Словосочетание. Связь слов в предложении: согласование, управление, примыкание. Грамматические трудности связи «управление». 25 04.03 3 26 11.03 3 27 18.03 3 Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации. Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ. Главные члены предложения. Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое. Типы сказуемого. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Особенности согласования сказуемого с подлежащим. Несогласованное сказуемое. Знаки препинания между главными членами предложения. Односоставное предложение, выражение главного члена в нем. электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в Определенно-личные, неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения. Классификация простых предложений по распространенности и полноте. Второстепенные члены предложения. Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос к второстепенным членам. Определение, способы его выражения. Дополнение, способы его выражения. Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств Осложненные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова, словосочетания и предложения. 28 25.03 3 29 08.04 3 30 15.04 3 31 22.04 3 32 29.04 3 33 06.05 3 34 13.05 3 Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа). 35 20.05 3 Синтаксический разбор сложного предложения 36 27.05 Итого 3 108 Обобщение пройденного материала Вставные конструкции. Прямая и косвенная речь, знаки препинания при них. Цитаты. Синтаксический разбор простого предложения. Логика расстановки знаков препинания Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Типы ССП. Союзная связь. Сложноподчиненное предложение. Классификация типов придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными Придаточные обстоятельственные. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени, места, причины, следствия, условия, цели, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени, с придаточными присоединительными. Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Количество учебных недель Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Тесты в электронной системе MOODLE Итоговый тест 36 недель 108 дней Со 2 сентября по 31 мая Промежуточная – декабрь Рубежная – май 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Характеристика Материально-техническое Учебная аудитория во 2 корпусе БГУ № 2211. обеспечение Аудитория №2211 для проведения практических занятий, площадь 40 кв.м., оснащена учебной мебелью, техническими средствами обучения, стендами, переносным мультимедийным оборудованием. Информационное обеспечение Федеральный портал. Российское образование. Ссылки: http://www.edu.ru/ Аспекты Характеристика Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru/default.asp Федеральный образовательный портал. Социальногуманитарное и политическое образование. http://www.humanities.edu.ru/ Российский портал открытого образования. http://www.openet.edu.ru/ Кандидат филологических наук, доцент. Доцент кафедры русского языка и общего языкознания БГУ. Кадровое обеспечение 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формами аттестации являются: зачет на основе выполненных в течение учебного года контрольных тестов, проверочных работ. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Методики Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретической подготовки учащихся Оценочные материалы Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И. Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Опрос, контрольный тест, опорный конспект, проверочная работа Опрос, контрольный тест, опорный конспект, проверочная работа 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный • Репродуктивный • Частично-поисковый Формы организации образовательной деятельности: • Групповая • Практическое занятие • Беседа • Презентация Педагогические технологии: • Технология группового обучения • Технология коллективного взаимодействия • Технология модульного обучения • Технология дифференцированного обучения • Технология проблемного обучения Дидактические материалы: ссылка на папку Раздаточные материалы 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»: МГУ; Москва; 2000. Литневская Е.И. «Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах»: в 2-х т. – М., 2000. Современный русский язык : активные процессы на рубеже XX- XXI веков / [М. Я. Гловинская и др.]; отв. ред. Л. П. Крысин; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – 709 с. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для вузов по филол. напр. и спец./Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003. —300 с. Введение в славянскую филологию. Учебное пособие/Шушарина И. А.. —Москва: Флинта, 2011. —302 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2656 Камчатнов А. М. Введение в языкознание: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 "Русский язык и литература" / А. М. Камчатнов, Н. А. Николина: Флинта, 2010. — 229 с. Введение в языкознание: курс лекций / Даниленко В. П. — Москва: Флинта, 2010. — 145 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1377 Дополнительная Активные процессы в русском языке и коммуникации новейшего времени: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 035000 «Издательское дело» /Н. А. Кузьмина, Е. А. Абросимова. —Москва: Флинта, 2015. —254 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=74618 Актуальные проблемы текста: лингвистическая теория и практика обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 85-летию проф. О. А. Нечаевой (г. Улан-Удэ, 23-24 апр. 2004 г.) / М-во образования Рос. Федерации, Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госун-та, 2004. –213 с. Валгина Н. С. Орфография и пунктуация: cправочник / Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. — М.: Большая медведица, 2002. —315, [3] с. Валгина Н. С. Русский язык: орфография и пунктуация: правила и упражнения / Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. —М.: Неолит, 2002. —413, [1] с. Голуб И. Б. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации/И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. — М.: Владос, 2000. —191, [1] с. Инджиев А. А. Современный русский язык: говорим и пишем правильно /А. А. Инджиев. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 314 с. Орфография и пунктуация: правила и практикум: учеб. пособие / В.И. Заика, Г.Н. Гиржева. – Москва: Флинта, 2011. —159 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=2522 Орфография и пунктуация: Практическое пособие Для СПО / Парубченко Л. Б. – Москва: Юрайт, 2022. — 275 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/496523 Поповская Л. В. Современный русский язык: сб. упражнений: тесты, задания по орфографии и пунктуации, материалы для разбора / Л. В. Поповская, О. В. Лисоченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 438 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=74737 Розенталь Д. Э. Русский язык: орфография, пунктуация / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. — М.: Айрис-Пресс, 2002. —381, [1] с. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка: 20 000 сл./ Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Айрис пресс, 2007. – 823 с. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Астрель: АСТ, 2001. —623 с. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. — М.: Айрис-Пресс, 2003. —349 с. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2001. – 349 с. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование /Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис пресс, 2007. – 738 с. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование /Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. — М.: Айрис Пресс, 2009. – 491 с. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: пунктуация / Д. Э. Розенталь. —М.: Оникс, 2008. —253 с. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: пунктуация / Д. Э. Розенталь. – М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2002. – 257 с. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 823 с. Современный русский язык в 3 т. Том 1. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование: Учебник и практикум / Колесникова С.М. – Отв. ред. – М.: Издательство Юрайт, 2016. —306 с. Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/book/307A12EA-6DA7-45D2-BA75685BC1DDB8A3 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб. пособие / Ж. В. Ганиев. – М.: ФЛИНТА, 2012. —198, [1] с. Интернет-ресурсы Учебные сайты и сайты тренировочных заданий: 1. Справочник по орфографии и пунктуации русского языка: http://orthographia.ru/orfografia.php?sid. Программное обеспечение и информационные справочные системы Федеральный портал "Грамота.РУ": http://www.gramota.ru/