Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа ««Эффективные методы и формы работы при решении задач по информатике в современных условиях» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • • • • • • • • • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374. Актуальность: Программа курса ориентирована на предназначена систематизацию для знаний учащихся и 11 умений по классов и предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Данный курс направлен на повышение мотивации у учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением. Учащиеся прорабатывают основные алгоритмы решения задач по информатике. Новизна – Сфера IT уже не первый год является одним из самых перспективных карьерных направлений со стабильно высокими зарплатами, возможностями для удаленной работы и фриланса. Программа «Эффективные методы и формы работы при решении задач по информатике в современных условиях» ориентирована на успешную аттестацию и поступление в рейтинговые Вузы, а в дальнейшем перспективное трудоустройство. Обучение включает в себя следующие основные предметы: (Информатика) Вид программы: Модифицированная программа Направленность программы: техническая Адресат программы: Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся 10-11 классов (16-17 лет) общеобразовательных школ, изучающих основы научно-исследовательской деятельности в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук» (114 часов, 3 ч. в неделю). Программа «Эффективные методы и формы работы при решении задач по информатике в современных условиях» ориентирована на успешную аттестацию и поступление в рейтинговые Вузы, а в дальнейшем перспективное трудоустройство. Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 1 год, 114 часов Форма обучения: очная Особенности организации одновозрастная образовательной деятельности: группа Режим занятий:(здесь просто пишем режим занятий, какой год обучения сколько раз в неделю) 1 год обучения: 3 часа х 1 раз в нед. = 114 часов в год 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: Систематизация знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и подготовка к итоговой аттестации. Образовательные задачи: • изучение структуры и содержания контрольных измерительных материалов по информатике и ИКТ; • ознакомление учащихся с изменениями в структуре решения задач по информатике; • формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке; • отработка навыка решения заданий повышенного уровня. Обучающие (предметные): • развивать учебно-познавательные компетенции в процессе тренировки навыков, развивать компетенции самоорганизации в процессе выработки и тренировки наиболее эффективной стратегии при решении задач; • подготовить обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде • развитие ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей, аддитивных навыков; • развитие личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия; • развитие умения работать индивидуально и в соавторстве. Воспитательные (личностные): • воспитывать целеустремленность и настойчивость; воспитывать чувство ответственности; • формировать визуально-пространственное мышление; • способствовать воспитанию аккуратности, терпения, усидчивости; • способствовать формированию духовной культуры. Развивающие (метапредметные): • способность прогнозировать своё речевое и неречевое поведение в разных ситуациях; • формирование коммуникативной компетенции; • умение адекватно устанавливает границы уже известного и неизвестного; • способность ставить и формулировать для себя цели действий, прогнозировать результаты, анализировать их, делать выводы в процессе работы и по её окончании, корректировать намеченный план, ставить новые цели; • умение извлекать нужную информацию из разных видов источников, систематизировать её, анализировать и представлять в разных формах; • рефлексия (то есть самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в процессе коммуникации; • умение выделать ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические цепочки. • развитие мотивации к определённому виду деятельности, потребности в саморазвитии, активности Ожидаемые результаты: по окончанию обучения обучающиеся должны знать: • о существующих методах измерения информации; • о моделировании, как методе научного познания; • о математической логике и математических основах информатики; • об алгоритмизации и программировании; • подсчитывать информационный объём сообщения; • осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании • уметь писать программы • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Эффективные методы и формы работы при решении задач по информатике в современных условиях» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план Таблица 1.3.1 № Раздел, тема Теория Практика Всего Форма контроля 1 Опрос 1. Введение 1 2. Информация и ее кодирование 2 4 6 Мониторинг 3. Системы счисления 4 10 14 Тест 4 Элементы теории алгоритмов 5 7 12 Практическая работа 5 Основы логики 3 6 9 Практическая работа 6 Моделирование и компьютерный эксперимент 6 9 15 Практическая работа 2 7 9 1 2 3 2 4 6 2 4 6 3 6 9 3 9 12 12 Архитектура компьютеров и компьютерных сетей Технология обработки графической и звуковой информации Технология обработки числовой информации Технология поиска и хранения информации Телекоммуникационные технологии 13 Технологии программирования 14 Тренировка по вариантам 6 6 15 Итоговая аттестация 6 6 7 9 10 11 Беседа Практическая работа Мониторинг Тест Тест Практическая работа Практическая работа Конкурс 2. Комплекс организационно - педагогических условий Тема занятия 1 Тема Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности. 2 Теория 03.09 2 Теория: Информация и ее кодирование Место прове дения Форма контроля Число Время проведен ия Форма занятия занятия Теория 03.09 Кол-во часов 1 Месяц №п/п 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПДО: Дугарова Оксана Витальевна Творческое объединение: Место проведения: МАОУ «Гимназия №33№ Форма занятия: очная Устный опрос Устный опрос, беседа 3 Практика 3 10.09 4 17.09 Сентябрь Теория: Информация и ее кодирование Практика 1 Теория: Информация и ее кодирование Практика: Решение задач Устный опрос, практиче ское задание Устный опрос, практиче ское задание 5 17.09 Теория 2 Теория: Системы счисления Устный опрос, практиче ское задание 6. 24.09 Практика, 3 Теория Теория: Системы счисления, Практика: Решение задач Устный опрос, практиче ское задание 7. 01.10 9 Практика, Теория 08.10 Теория: Системы счисления, Практика: Решение задач Устный опрос, практиче ское задание Теория: Элементы теории алгоритмов Устный опрос, практиче ское задание 8 22.10 Октябрь 15.10 29.10 Теория, 6 Практика Практика: Решение задач, составление алгоритмов 9 Теория, 6 Практика 05.11 12.11 Теория: Элементы теории алгоритмов 10 19.11 11 26.11 12 Ноябрь Практика: Решение задач, составление алгоритмов 03.12 13 17.12 Декабрь 10.12 Теория Устный опрос, практиче ское задание 3 Теория: Основы логики Устный опрос, практиче ское задание Теория, 3 Практика Теория: Основы логики Устный опрос, практиче ское задание Теория, 9 Практика Теория: Основы логики Теория Теория: Моделирование и компьютерный эксперимент 3 Практика: Решение задач Практика: Решение задач Устный опрос, практиче ское задание Устный опрос, практиче ское задание 14 Теория, 6 практика 24.12 31.12 Теория: Моделирование и компьютерный эксперимент. Практика: Составление моделей на движение, стратегии игр 15 Теория, 6 практика 14.01 28.01 17 04.02 11.02 18.02 Практика: Составление моделей на движение, стратегии игр Практика: Составление моделей на движение, стратегии игр Устный опрос, практиче ское задание Теория, 9 практика Теория: Архитектура компьютеров и компьютерных сетей. Устный опрос, практиче ское задание Практика: Решение задач. Теория, 3 Практика 25.02 19 Теория: Технология обработки графической и звуковой информации Практика: Обработка графической и звуковой информации Теория, 3 Практика 04.03 Теория: Технология обработки числовой информации 11.03 18.03 Март Практика: Обработка числовой информации 20 Устный опрос, практиче ское задание Практика 3 Февраль 18 Февраль 16 Январь 21.01 Теория: Моделирование и компьютерный эксперимент. Устный опрос, практиче ское задание Теория, 6 Практика Теория: Технология поиска и хранения информации Практика: Решение задач Устный опрос, практиче ское задание Устный опрос, практиче ское задание Устный опрос, практиче ское задание 21 25.03 Теория 22 01.04 Практика 6 3 08.04 Теория: Телекоммуникационные технологии Устный опрос, практиче ское задание Теория: Технология поиска и хранения информации Устный опрос, практиче ское задание 23 15.04 22.04 Апрель Практика: Решение задач, практические задания на поиск информации Теория, 6 Практика Теория: Технологии программирования Практика: Решение задач Устный опрос, практиче ское задание 24 29.04 Практика 3 Практика: Тренировка по вариантам практиче ское задание 25 06.05 6 Практика: Тренировка по вариантам практиче ское задание Практика: Итоговая аттестация (тренировочная работа) практиче ское задание 26 20.05 Май 13.05 Практика 6 27.05 (заполнить с учетом срока реализации ДООП) Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней 38 недель 1 год обучения (114 часов) С 03.09.2024 для обучающихся 1 года обуч. Даты начала и окончания учебного года 31.05.2025 г. (приказ № от ) Входная- сентябрь Сроки промежуточной аттестации Промежуточная- декабрь, январь Сроки итоговой аттестации (при наличии) Май 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Таблица 2.2.1. Аспекты Характеристика Площадь кабинета: 12 кв.м. Материально-техническое В кабинете оборудовано 21 рабочее место: 10 ПК, 10 обеспечение ноутбуков, учебные столы – 9, стулья- 18, компьютерные столы- 10, учительское рабочее место - 1 Информационное обеспечение 10 колонок 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: промежуточные контрольные работы, итоговая аттестационная работа 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Тренинги по тематическим блокам. В ходе контроля используются бланки ответов, используемые на едином государственном экзамене. В конце курса предлагается выполнить варианты экзаменационных работ по информатике. Основные приоритеты методики изучения курса: - обучение через опыт и сотрудничество; - учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; - личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие); перевернутое обучение (ребенок предлагает свой вариант решения задания с последующим его обсуждения). 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный • Частично-поисковый • Исследовательский • Дискуссионный Формы организации образовательной деятельности: • Индивидуальная • Индивидуально-групповая • Групповая • Практическое занятие • Беседа • Презентация • Олимпиада • Семинар Педагогические технологии: • Технология индивидуального обучения • Технология группового обучения • Технология коллективного взаимодействия • Технология модульного обучения • Технология дифференцированного обучения • Технология проблемного обучения • Технология дистанционного обучения • Технология исследовательской деятельности • Здоровьесберегающая технология. Дидактические материалы: • • • Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты 1.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Самылкина Н.Н. и др. Решение задач. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с. 2. Информатика и ИКТ. / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с. 3. Аналитика ИКТ - 2008. ИНФОРМАТИКА. Методические материалы. М.: Эксмо, 2008. 4. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.сост. П.А. Якушкин, С.С.Крылов. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с. Методы решения задач/ Молодцов Валерий, Рыжикова Наталья- М., Феникс, 2007 5. ИНФОРМАТИКА./ Молодцов В.А. - М., Феникс, 2008 6. Чуркина Т.Е. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий /Т.Е. Чуркина. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 182. 7. http:/edu.ru/, Федеральный портал «Российское образование». 8. http://ege.yandex.ru/informatics/ 9. http://kpolyakov.narod.ru/