Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Мобильный монтаж» Данная программа по мобильному монтажу предназначена для обучающихся 5-8 классов (11-15 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих мобильный монтаж в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (111 часов, 3 часа в неделю). • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы. • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” • Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374. Актуальность программы по мобильному монтажу обусловлена несколькими факторами: Развитие технологий и доступность оборудования. С каждым годом всё больше людей имеют доступ к смартфонам с хорошей камерой, что позволяет им снимать видео и фотографии высокого качества. Это приводит к росту спроса на услуги по обработке и монтажу таких материалов. Удобство и простота использования. Мобильные приложения для монтажа позволяют пользователям без специальных навыков и знаний создавать профессиональные видеоролики и презентации. Это делает их доступными для широкого круга людей, включая начинающих пользователей. Конкуренция в сфере контента. В условиях высокой конкуренции между блогерами, компаниями и другими создателями контента, важно иметь возможность быстро и качественно обрабатывать свои материалы. Мобильные приложения позволяют делать это оперативно и без необходимости использования дорогостоящего оборудования. Обучение включает в себя следующие основные предметы: монтаж Вид программы: модифицированная Направленность программы: техническая Адресат программы: Программа рассчитана на работу с детьми от 11 до 15 лет для обучающихся в МАУ ДО ЦДО «МАН» г. Улан-Удэ Средний школьный возраст: 11-15 лет Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Срок реализации программы: «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 111 педагогических часов Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные Численность обучающихся в группе – 10-12 человек. Комплектование групп проводится в конце августа - начале сентября. Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные Режим занятий: средняя группа: 3 час (40 мин) х 1 раза в нед. = 3час в нед. Предмет Вводное занятие Основы мобильного монтажа уровень Год обучения Частота занятий стартовый 2024-2025 1 раз в нед. Время Итого занятий 3 часа в год 3 часа 3 часа в 102 нед. Итоговое занятие 6 часа в год 6 часа 111 часов 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: Выявление и развитие личностного потенциала обучающегося в сфере киноискусства через практическую творческую деятельность по созданию видеоработ. Задачи: Обучающие задачи: Расширить представления об основных направлениях деятельности в сфере киноискусства. Познакомить с этапами создания видеопродукта (фильма, ролика, рекламы и пр.). Обучить работе с видеоаппаратурой (камера, фотоаппарат, штатив и пр.). Обучить основам работы в видеоредакторах. Обучить основам звукозаписи. Ознакомить с основами работы таких кинопрофессий как: режиссёр, оператор, специалист компьютерного монтажа, актёр. Обучить принципам работы в компьютерных программах, используемых в процессе создания фильмов. Обучить созданию и представлению видеопродуктов. Развивающие задачи: Способствовать развитию фантазии, памяти и воображения. Способствовать формированию навыков проектной деятельности. Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе. Развивать социальную активность и ответственность. Воспитывать позитивное отношение к созидательному труду. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, восприимчивость, терпимость к мнению своих сверстников и к результату их самовыражения). Способствовать формированию информационной культуры как составляющей общей культуры современного человека. Способствовать профессиональной ориентации и самоопределённости к будущей профессиональной деятельности через погружение в мир кинопрофессий. Воспитательные задачи: Формировать творческий подход к поставленной задаче. Формировать творческое отношение по выполняемой работе. Воспитывать умения работать в коллективе. Ориентировать на совместный труд Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Пройдя полный курс обучения по образовательной программе «Мобильного монтажа», учащиеся должны оперировать понятиями: - речь устная и письменная; монолог, диалог в сфере видеопроизводства. знать: - основные типы и функционал видео и звукозаписывающего оборудования; - особенности построения кадра, понятие плана, правила монтажа; - функционал предоставленного для работы видео и графического редактора; - виды сценариев и алгоритм их создания. уметь: - самостоятельно составить устные и письменные творческие работы разных жанров; - уметь самостоятельно разработать сценарий для видеоролика; - фиксировать информацию в виде тезисов, полного или сжатого пересказа; - формулировать вопросы для интервью; - замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; - создавать устные монологические высказывания на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы. А также: -Вести фото- и видеосъёмку: правильно выбирать точку съёмки; грамотно строить композицию кадра; настраивать и правильно использовать освещение; правильно использовать планы; правильно использовать возможности съёмочной техники; -Монтировать видеоролики: производить захват видеофайлов; импортировать заготовки видео; редактировать и группировать клипы; создавать титры; экспортировать видеофайлы. -Работать со звуком: записывать аудиодорожку, обрабатывать аудиодорожку, монтировать аудиодорожку для видео -Знать основы тележурналистики: как взять интервью, как правильно выстроить сюжет, знать упражнения на дикцию, артикуляцию. Давая определённый объём знаний, умений, навыков необходимо отслеживать качество усвоения материала. Формы аттестации/контроля. Формы демонстрации результативности учащихся 1. Практическая квалификационная работа. Учащиеся выполняют практические задания, связанные с созданием видеоматериалов, что позволяет оценить их способность применять полученные знания и навыки на практике. 2. Демонстрация навыков работы с мобильным приложением для редактирования видео. Учащиеся демонстрируют свои навыки работы с мобильным приложением для редактирования видео, выполняя определённые задания. 3. Участие в международных, всероссийских, республиканских фестивалях, слетах, форумах. По итогам аттестации – необходимая рефлексия, где совместно с обучающимися оцениваются результаты работы, проводится поиск новых способов анализа и самоанализа деятельности, с обязательным акцентом на положительных сторонах и достижениях каждого воспитанника. 4. Защита проекта. Учащиеся разрабатывают и защищают проект, связанный с созданием видеоматериала с использованием мобильного приложения для редактирования видео Стартовый уровень Знать Уметь Владеть основные понятия и принципы работы в программах для мобильного монтажа; создавать и редактировать видеоролики с использованием мобильных устройств; базовыми принципами и инструментами мобильного видеомонтажа; 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Мобильный монтаж» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план Учебный план занятий. № п/п Название проекта, темы 1 Вводное занятие. Знакомство с оборудованием. Количество часов Всего Теор Прак ия тика 3 3 - Форма контроля Опрос 2 Знакомство с видеоредактором (программа для видеомонтажа). 6 3 3 3 Настройки камеры 4 Основы видеосъёмки 5 Работа с естественным и студийным постоянным светом. 6 Основы видеомонтажа 7 Обзор и работа в приложении Catcut,VN 8 Работа со слоями, масками и точками автоматизации 9 Создание трендовых видеороликов 6 6 6 3 3 6 3 3 6 6 3 3 3 3 3 3 9 - 9 устный опрос 10 Основы создания проекта и сценария. 6 3 3 11 Работа над устной речью. Интервью. 6 - 6 12 Создание видеоряда. Интервью.(промежуточная аттестация) 13 Собственный проект на свободную тему. Тема и сценарий. 14 Съѐмка материала. Запись звука. 6 3 3 15 Монтаж собственного проекта и презентация. 12 6 16 Вводное занятие. Знакомство с видеохостингом YouTube Shorts.Вк, Tiktok 17 Собственный проект. Определение жанра, тематики и написание сценария. 18 Съѐмка материала. Запись звука. Работа со вспомогательными элементами для монтажа. 3 3 6 Создание видеоролика «Интервью с героем» - 9 3 6 19 Монтаж собственного проекта и презентация.(итоговая аттестация) 6 6 6 3 3 3 3 - 6 Защита проектной работы по созданию видеоролика 111 Темы занятий 36 75 Место проведения Форма занятия Кол-во часов Число Месяц № ИТОГО: Форм а конт роля сентябрь 4 парктика 26/ 27 3/ 4 Октябрь 7 3 Знакомство с видеоредактором (программа для видеомонтажа). 3 Настройки камеры 3 Настройки камеры 3 Основы видеосъёмки 3 Основы видеосъёмки парктика 10/ 11 парктика Октябрь 6 Знакомство с видеоредактором (программа для видеомонтажа). парктика 19/ 20 Октябрь 5 3 парктика сентябрь 3 12/ 13 Вводное занятие. Знакомство с оборудованием парктика сентябрь 2 3 17/ 18 парктика 1 5/6 сентябрь 1. Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Октябрь 9 Ноябрь Ноябрь Ноябрь парктика 5/6 Декабрь 3 Основы видеомонтажа 3 Основы видеомонтажа 3 Обзор и работа в приложение Catcu,vn 3 Обзор и работа в приложение Catcu,vn 3 Работа со слоями, масками и точками автоматизации парктика 28/ 29 14 Работа с естественным и студийным постоянным светом парктика 21/ 22 13 3 парктика 14/ 15 12 Работа с естественным и студийным постоянным светом парктика 7/8 11 3 парктика 31/ 1 Ноябрь 10 24/ 25 парктика Октябрь 8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 16/ 17 Январь 19 23/ 24 Январь 20 30/ 31 Январь 21 Создание трендовых видеороликов 3 Создание трендовых видеороликов 3 Основы создания проекта и сценария 3 Основы создания проекта и сценария 3 Работа над устной речью. Интервью 3 Работа над устной речью. Интервью парктика парктика парктика 3 парктика 9/1 0 Январь 18 Создание трендовых видеороликов парктика 26/ 27 Декабрь 17 3 парктика 19/ 20 Декабрь 16 парктика 12/ 13 Декабрь 15 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 27/ 28 Февраль 25 парктика 3 20/ 21 Март 28 парктика 3 3 парктика 13/ 14 Март 27 3 парктика 6/7 Март 26 3 парктика 20/ 21 Февраль 24 3 парктика 13/ 14 Февраль 23 3 парктика 6/7 Февраль 22 Создание видеоряда. Интервью Боросов (промежуточная аттестация) а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Создание видеоряда. Интервью Боросов (промежуточная аттестация) а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Собственный проект на Боросов свободную тему. Тема и а 17, сценарий кабинет 2 МАУ СОШ №8 Собственный проект на Боросов свободную тему. Тема и а 17, сценарий кабинет 2 МАУ СОШ №8 Сьемка материала. Запись Боросов звука. а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Сьемка материала. Запись Боросов звука. а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Монтаж собственного проекта и Боросов презентация а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 24/ 25 Апрель 33 8/1 0 Май 34 15/ 16 Май 35 парктика парктика парктика 3 парктика 17/ 18 Апрель 32 3 3 парктика 10/ 11 Апрель 31 3 3 парктика 3/ 4 Апрель 30 3 3 парктика 27/ 28 Март 29 Монтаж собственного проекта и Боросов презентация а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Монтаж собственного проекта и Боросов презентация а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Монтаж собственного проекта и Боросов презентация а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 Вводное занятие. Знакомство с Боросов видеохостингом YouTube а 17, Shorts.Вк, Tiktok кабинет 2 МАУ СОШ №8 Собственный проект. Боросов Определение жанра ,тематики и а 17, написание сценария кабинет 2 МАУ СОШ №8 Собственный проект. Боросов Определение жанра ,тематики и а 17, написание сценария кабинет 2 МАУ СОШ №8 Собственный проект. Боросов Определение жанра ,тематики и а 17, написание сценария кабинет 2 МАУ СОШ №8 29/ 30 Май 37 Сьемка материала. Запись звука. Работа со вспомогательными элементами для монтажа Монтаж собственного проекта и презентация (итоговая аттестация) Сьемка материала. Запись звука. Работа со вспомогательными элементами для монтажа Монтаж собственного проекта и презентация (итоговая аттестация) парктика 3 3 парктика 22/ 23 Май 36 Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 защ иты про ект а Боросов а 17, кабинет 2 МАУ СОШ №8 защ иты про ект а 111 Содержание учебного плана Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, мониторинг. Количество учебных недель Количество учебных дней 37 недель 1 год обучения (111 часов) С 1 сентября Даты начала и окончания учебного С 04.2024 для обучающихся 1 года года 31.05.2025 г. (приказ № от ) Сроки промежуточной аттестации Входная- сентябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения Сроки итоговой аттестации (при наличии) в конце 1 года обучения (май) Содержание программы 1) Вводное занятие. Знакомство с оборудованием.3ч Теория:Инструктаж по ТБ. Правила поведения в ЦДО «МАН», на занятиях. Знакомство с устройством видеокамеры, фотоаппарат, звукозаписывающих устройств. Требования к видеоряду. Основные правила видеосъемки. Композиция кадра. План: крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива. Глубина кадра. Свет и цвет. Практика: Запасные эвакуационные выходы. План эвакуации при ЧС. Обращение с видеокамерой, штативом, устройствами стабилизации изображения. Настройка оборудования. Съѐмка пробных кадров на улице и в студии. Выбор ракурса съѐмки. Статичная съѐмка и съѐмка в движении. 2) Знакомство с видеоредактором (программа для видеомонтажа). 6ч Теория: Знакомство с интерфейсом программы. Основные правила монтажа. Монтаж по крупности кадра. Основы цветокоррекции. Кеинг, трекинг. Правила применения переходов и эффектов. Практика: Монтаж видеоролика в видеоредакторе. Кадрирование изображения, цветокоррекция и применение фильтров, наложение эффектов и переходов. Создание титров. Основы работы со звуковой дорожкой. Титры. 3) Настройки камеры 6ч Практика: Изменение расширенных настроек камеры на телефоне для качественных видео роликов в социальных сетях. 4) Основы видеосъёмки 6ч Теория: композиция кадра, горизонт, золотое сечение, планы сьемки, перспектива кадра, глубинный кадр, ракурс, качество видео Практика: Создание видео «вайн» 5) Работа с естественным и студийным постоянным светом. 6ч Теория: Знакомство с оборудованием. Практика: устанавливаем оборудование для сьемки видео. Регулируем освещения фона в этой схеме с помощью поднятия или опускания рисующего света, контрового и заполняющего света. 6) Основы видеомонтажа 6ч Теория: Познакомься с основами монтажа видео программе catcut,vn Практика: Создать ролик по правилам видеомонтажа. 7) Обзор и работа в приложении Catcut,VN 6ч Теория: Лекция о том ,как работает программы на телефоне Практика: Создание вирусного ролика по заданой теме. 8) Работа со слоями, масками и точками автоматизации 3ч Практика: Создание видео ролика для социальных сетей 9) Создание трендовых видеороликов 9ч Практика: Создание переходов видео роликов для социальных сетей «Через взмах» «протирание зеркала» «Проход между зеркалами» 10) Основы создания проекта и сценария. 6ч Теория: Идея, жанр, ориентация на аудиторию, хронометраж, сюжет, реплики и диалоги, раскадровка (сториборд, аниматик). Практика: Создание и оформление сценария и раскадровки (сториборд, аниматик). 11) Работа над устной речью. Интервью. 6ч Теория: Интонация, паузы, дикция, скорость произношения. Основы интервью. Практика: Упражнения на дикцию, интонацию и скорость. Написание вопросов для интервью. Интервью с героем. Чтение текста с телесуфлѐра. Импровизированный монолог на видеокамеру на заданную тему. 12) Создание видеоряда. Интервью. (промежуточная аттестация) 6ч Теория: Подготовка к интервью. Обсуждение темы, вопросов и продолжительности интервью. Практика: Самостоятельная работа. Съёмка интервью. Монтаж видео. Наложение титров и субтитров. 13) Собственный проект на свободную тему. Тема и сценарий. 6ч Теория: Идея, жанр, ориентация на аудиторию, хронометраж, сюжет, реплики и диалоги. Корректировка. Практика: Создание сценария и расскадровки (сториборд, аниматик). 14) Съёмка материала. Запись звука. 6ч 15) Практика: Съѐмка видео и запись закадрового текста. Грамотный подбор подходящего материала к видеоролику. Теория: Подбор визуального извукового оформления видеоролика. Знакомство с видео и аудиостоками.Иллюстрации, бэкграунды, клипарты, векторы, футажи. 16) Монтаж собственного проекта и презентация. 12ч Теория: Последовательность монтажа Практика: Монтаж видеоролика, наложение дополнительных элементов 17) Вводное занятие. Знакомство с видеохостингомYouTube Shorts.Вк, Tiktok 3ч Теория: ВидеохостингYouTube Shorts.Вк, Tiktok . Каналы, видеоблогеры, жанры видеоблогинга. Статистика просмотров. Подписчики. Практика: Создание, настройка и оформление канала. Добавление видеоролика и оформление обложки. 18) Собственный проект. Определение жанра, тематики и написание сценария.9ч Теория: Идея, жанр, ориентация на аудиторию, хронометраж, сюжет, реплики и диалоги. Корректировка. Практика: Создание сценария и расскадровки (сториборд, аниматик). 19) Съѐмка материала. Запись звука. 6ч Практика: Съѐмка видео и запись закадрового текста. Работа со вспомогательными элементами для монтажа. Теория: Подбор визуального и звукового оформления видеоролика. Знакомство с видео и аудиостоками.Иллюстрации, бэкграунды, клипарты, векторы, футажи. Практика: Грамотный подбор подходящего материала к видеоролику. 20) Монтаж собственного проекта и презентация. (итоговая аттестация)6ч Теория:Последовательность монтажа Практика:Монтаж видеоролика, наложение дополнительных элементов. Итоговое занятие. Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Характеристика электронная доска, проектор, компьютер, телефон ,камера, штатив, микрофон газеты, журналы, видеоматериалы. Кадровое обеспечение Один педагог дополнительного образования с высшем образованием 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: 2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный • Репродуктивный • Игровой • Дискуссионный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуально-групповая Педагогические технологии с указанием автора: • Технология группового обучения • Технология коллективного взаимодействия • Проектная технология Раздаточный материал и наглядные пособия Кол-во экземпляров Раздаточный материал хромакей 2 Штатив или монопод. 3 Внешний микрофон 1 Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Показатели качества реализации ДООП Методики Мобильная видеосъемка. Часть 1,2. Мобильный монтажАртур Михеев Уровень развития социального опыта учащихся Психология для будущих журналистов / сборник статей под редакцией В.Ясина, М., 2006 Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретической подготовки учащихся Оценочные материалы Методика «Креативность личности» Д. Джонсона «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Александр Негрук. Фото-киносъемка. Теория и практика. Буки Веди, 2015 г Учебные пособия, дидактические и методические материалы: Список литературы 1. Андрей Каминский. Вектор замысла. - Эксмо, 2007 г. 2. Марго Берман. Реклама, которая работает. - Поппури, 2010 г. 3. Сид Филд. Киносценарий. Основы написания. - Эксмо, 2016 г. 4. Александр Негрук. Фото-киносъемка. Теория и практика. - Буки Веди, 2015 г. 5. Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г.Корконосенко. - СПб, 2000. 6. Информатика и информационно- коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке/ Составитель В.Г. Хлебостроев.- М.: 5 за знания, 2005. 7. Сергей Медынский. Оператор. Пространство. Кадр. Учебное пособие Аспект Пресс, 2015 г. 8. Андрей Парабеллум. Как стать первым на YouTube. Секреты взрывной раскрутки - Альпина Паблишер. 2013 г. 9. М.П .Лилина. "Устранять актерские недуги", Москва, Презентация, 2002г. 10.Н.М. Горчаков. "Режиссерские уроки". Москва, Арнир. 2006г. 11.Л.Костецкая. "Школа телеведущих", Новосибирск, , 2002г. 12.Рамин Ю.В. Словарь слов и терминов Интернета: Видеоблог. – М., 2013. 13. Российский видеоблогинг 2015. Роль и значение в коммуникациях и цифровой среде. – М.: ООО Агентство «Полилог», 2015. 14. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990. Список рекомендуемой литературы для обучающихся. 1. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971. 2. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993. 3. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974. 4. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996. 5. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991. 6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983 7. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001 8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988 9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988 10. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992 Цифровые и электронные образовательные ресурсы: 1. Всеобщая декларация прав человека: http://www.unhchr.ch/udhr/lang/rus.htm 2. Закон о средствах массовой информации: www.netoccope.ru/docs/2000/07/28/18.html 3. Вопросы взаимоотношения права и СМИ: http://www.medialawe.ru 4. Ресурсы для журналистов: http://bailiwick.lib.uiowa.edu/iournalism/http://powerreporting.com/ 5. Кодекс профессиональной этики российского журналиста: http://www.5ka.ru/26/4607/1.html 6. Международные документы о журналистской этике: http://www.iwpr.net/development/modules/intiournalism/internationalstandardsrus .dochttp://www.mediasprut.ru/info/pravo/moral.shtml 7. О плагиате в Интернете : http://www.nns.ru/smi/mmedia/prill/52.html