Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Данная образовательная программа «Фотостарт» предназначена для учащихся возрастом 11-14 лет общеобразовательных школ, дополнительно изучающих фотодело в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук». Количество обучающихся в группе – 10-12 человек. Программа рассчитана на год обучения (108 часов, 3 часа в неделю). Дополнительная общеразвивающая программа «Фотостарт» (далее - Программа) реализуется в соответствии с нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»; • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "; • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2; • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»; • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” • Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374. Актуальность: В ходе реализации программы «Фотостарт» учащиеся смогут получить опыт творческой и проектной деятельности. Они освоят основы фото- и видеосъемки в разных режимах и локациях. Приобретут базовые навыки обработки фотографий и изображений в графическом редакторе, а также навыки в монтаже видеороликов. Все это позволит сформировать эстетическую культуру школьника – совокупность знаний о ее сохранении, передаче, преобразовании и использовании в науке, производстве, архитектуре и других сферах жизни общества. Вид программы: модифицированная. Направленность программы: техническая. Адресат программы: Программа рассчитана на работу с детьми от 11 до 14 лет для обучающихся в МАУ ДО ЦДО «МАН» г. Улан-Удэ. Средние школьники: 11-14 лет. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Срок реализации программы: «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 108 педагогических часов. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Численность обучающихся в группе – 10-12 человек. Комплектование групп проводится в конце августа - начале сентября. Форма обучения: очная. Режим занятий: Предмет Вводное занятие Фотостарт Итоговое занятие Уровень стартовый Год обучения 2024-2025 Частота занятий 1 раз в нед. Время занятий Итого 3 часа в год 3 часа 3 часа в нед. 102 3 часа в год 3 часа 108 часов Предмет Уровень Год обучения Частота занятий Время занятий Итого 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель: формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, основ фото- и видеосъемки в разных режимах, построении композиции; изучение основ фотографии; работа в графическом редакторе и в программе видеомонтажа; обработка фотографий и монтаж видео; профориентация учащихся. Исходя из цели, данная программа направлена на решение следующих задач: Образовательные задачи: - обучить теоретическим основам в области фотографического искусства; - сформировать практические навыки и умения использования функций цифрового фотоаппарата; - научить строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами; - познакомить с основами фотосъемки в разных жанрах, в автоматическом и ручном режимах; - обучить основам работы в графическом редакторе; - дать представление о различных технических возможностях обработки и ретуши фотографий, а также о технике создания печатной продукции: календарей и фотокниг; - обучить основам работы в программе видеомонтажа; научить создавать простые видеоролики и видеослайдшоу из фотографий. Развивающие задачи: - формирование зрительного восприятия, внимания, фотографического видения композиции; - развитие чувства стиля, фантазии, изобретательности, логического мышления и пространственного воображения, а также эстетического вкуса учащихся; - развитие усидчивости, чувства долга и выполнения возложенных обязательств; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ. Воспитательные задачи: - воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоциональноэстетического восприятия окружающего мира; - формирование дружеских коллективных отношений через совместную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося; - воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности за достижение высоких творческих результатов; - диагностика возможности и желания учащихся овладеть способами и инструментами фотосъемки и обработки цифровой фотографии. Ожидаемые результаты освоения программы: В результате изучения данного курса учащиеся должны знать: - правила поведения и безопасности труда в компьютерном кабинете и фотостудии; - правила работы с фототехникой; - правила работы в графическом редакторе и его функционал; - основные термины и определения, используемые для описания процесса создания графических композиций и обработки фотографий; В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - определять порядок действий, планировать этапы своей работы; - производить фотосъемку в разных режимах и разных локациях; - свободно работать в графическом редакторе; - владеть техникой обработки и ретуши фотографии; - компоновать графические объекты, фотографии и текст; - создавать календари, фотокниги. Оригинальность и новизна данной программы заключается в том, что учащиеся имеют возможность в полной мере развивать в себе способности творческого самовыражения, а также заниматься интересным и полезным делом, что, в дальнейшем, будет способствовать их профессиональному совершенствованию. Принципы обучения: - принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога; - принцип наглядности, улучшению зрительной и слуховой памяти; - постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии. Методы обучения: - Словесные: рассказ, объяснение, беседа; - Наглядные: демонстрация; - Практические: задания по фотосъемке, выполнение работ в графическом редакторе, выставка фотографий; - Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, опрос. Средства обучения: - наглядный материал: фото примеры, таблицы, схемы; - методическая литература: ссылки на электронные материалы и видеоуроки; - оборудование: цифровые фотокамеры, смартфоны, штативы, фоны, компьютеры, программное обеспечение. Форма проведения занятий: - лекции; - семинары; - практическая работа (съемка, работа с фотоаппаратурой, работа за компьютером); - выездные занятия (сьемки в городе); - творческие задания (фотоконкурс, создание видеоролика, фотокниги и др.) - экскурсии (в фотостудию и на телестудию). Стартовый уровень Знать основы фотодела Уметь производить фотосъемку и обрабатывать полученные снимки Владеть навыки работы с цифровой техникой, работы на ПК 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Фотостарт» Стартовый уровень (1 год обучения) 1. Учебный план занятий Количество часов № 1 2. 3. 4. 5. 6. Тема занятия Входная диагностика. Вводное занятие. История фотографии. Правила построения композиции. Часть 1. Правила построения композиции. Часть 2. Практика уличной фотосъемки в авторежиме. Практика студийной фотосъемки в авторежиме. Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 3 3 Беседа 3 3 Беседа 3 1 2 Беседа, практика 3 1 2 Беседа, практика 3 3 Практика 3 3 Практика 7. Экспозиция. Ручной режим съемки. 3 1 2 Беседа, практика 8. Фокусное расстояние. Виды объективов. Баланс белого. 3 1 2 Беседа, практика 9. Работа со светом. Виды освещения. 3 1 2 Беседа, практика 10. Экскурсия. Знакомство с деятельностью фотостудии. 3 3 11. Пейзажная съемка. 3 1 2 Беседа, практика 12. Портретная съемка. 3 1 2 Беседа, практика 13. Предметная съемка. 3 1 2 Беседа, практика 14. Репортажная съемка. 3 1 2 Беседа, практика 3 3 Творч. задание 3 3 Творч. задание 15. Творческие задания по фотосъемке в разных жанрах. 16. Проведение фотоконкурса. Начало работы в графическом редакторе. Цветокоррекция изображений. Часть 18. 1. Цветокоррекция изображений. Часть 19. 2. 17. 20. Ретушь фотографий. 21. Экскурсия. Знакомство с деятельностью телестудии. Беседа 3 1 2 Беседа, практика 3 1 2 Беседа, практика 3 1 2 Беседа, практика 3 1 2 Беседа, практика 3 3 Беседа 22. Основы видеосъемки. Часть 1. 3 1 2 Беседа, практика 23. Основы видеосъемки. Часть 2. 3 1 2 Беседа, практика 24. Основы видеомонтажа. Часть 1. 3 1 2 Беседа, практика 25. Основы видеомонтажа. Часть 1. 3 1 2 Беседа, практика 3 3 Творч. задание 3 3 Творч. задание Съемка видеоролика на свободную тему. Монтаж видеоролика на свободную 27. тему. Выделение областей изображения. 28. Часть 1. Выделение областей изображения. 29. Часть 2. 26. 3 1 2 Беседа, практика 3 1 2 Беседа, практика 30. Работа со слоями. Часть 1. 3 1 2 Беседа, практика 31. Работа со слоями. Часть 2. 3 1 2 Беседа, практика 3 1 2 Беседа, практика 32. Трансформирование объектов. Текстовый слой. Стили слоя. 33. Создание календаря. 3 3 Творч. задание 34. Создание фотокниги. 3 3 Творч. задание 35. Создание слайд-шоу из фотографий. 3 3 Творч. задание 36. Итоговое занятие. Выставка фотографий. 3 3 Беседа Содержание программы Дата: 6.09.24 Входная диагностика. Цель: познакомить учащихся с правилами поведения на дороге, правилами пожарной безопасности, антитеррористическими действиями, а также с техникой безопасности в фотостудии. Задачи: 1. формирование понятия «дорога», «проезжая часть», «тротуар»; 2. познакомить с правилами безопасности и антитеррористической жизнедеятельности, соблюдения ПДД во время пожара; 3. техника безопасности при работе в фотостудии и в компьютерном классе. Ожидаемые результаты: - знать и соблюдать комплекс правил личной и общественной безопасности; - знать и соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании технических и программных средств. Дата: 13.09.24 Вводное занятие. История фотографии. Цель: познакомить учащихся с историей появления и развития фотографии и фотодела. Задачи: 1. познакомить учащихся с краткой историей появления и развития фотографии и фотодела; 2. формирование понятий «фотография», «фотодело», «фотоаппарат»; 3. познакомить с основными правилами обращения с фотоаппаратом; 4. в общих чертах раскрыть функциональное назначение элементов управления цифрового фотоаппарата; 5. провести обзор возможностей оборудования в фотостудии. Ожидаемые результаты: - воспитание творческого начала и интереса к фотографии; - развитие мотивации к саморазвитию в сфере фотодела. Дата: 20.09.24 Правила построения композиции. Часть 1. Цель: познакомить учащихся с общим представлением о композиции и о важности применения ее правил в процессе съемки. Задачи: 1. показать на примерах отличие любительской фотографии от профессиональной; 2. раскрыть основные правила расположения объектов в кадре; 3. формирование понятий «ключевой объект», «фон», «композиция». Ожидаемые результаты: - иметь понимание необходимости правильного выстраивания объектов в кадре для получения гармоничного и законченного фотоснимка; - иметь развитое творческое мышление, фантазию и художественное восприятие. Дата: 27.09.24 Правила построения композиции. Часть 2. Цель: раскрыть основные правила композиции. Задачи: 1. рассмотреть и показать визуально примеры использования правил композиции, выделив из них самые нужные для получения интересного и сбалансированного фотоснимка (правило третей, равновесие, симметрия, расфокус и глубина резкости и др.); 2. объяснить учащимся на примерах законы выбора точки съемки; 3. развитие умения и навыка поиска наилучшей точки съемки; 4. раскрыть значение поиска правильного ракурса в зависимости от условий съемки и задумки фотографа. Ожидаемые результаты: - уметь применять основные правила композиции в процессе съемки; - уметь выбирать правильную точку съемки и ракурс; - иметь развитое творческое мышление, фантазию и художественное восприятие. Дата: 4.10.24 Практика уличной фотосъемки в авторежиме. Цель: помочь реализовать творческий потенциал учащихся в процессе уличной фотосъемки на свободную тему. Задачи: 1. дать возможность учащимся на практике применить полученные знания и навыки в процессе съемки; 2. развитие внимания и воображения в процессе поиска интересных фотографических образов; 3. закрепить изученные ранее правила построения композиции. Ожидаемые результаты: - уметь применять основные правила композиции в процессе съемки; - уметь выбирать правильную точку съемки и ракурс; - иметь развитое творческое мышление, фантазию и художественное восприятие. Дата: 11.10.24 Практика студийной фотосъемки в авторежиме. Цель: помочь реализовать творческий потенциал учащихся в процессе студийной фотосъемки на свободную тему. Задачи: 1. дать возможность учащимся на практике применить полученные знания и навыки в процессе съемки; 2. развитие внимания и воображения в процессе поиска интересных фотографических образов; 3. закрепить изученные ранее правила построения композиции. Ожидаемые результаты: - уметь применять основные правила композиции в процессе съемки; - уметь выбирать правильную точку съемки и ракурс; - иметь развитое творческое мышление, фантазию и художественное восприятие. Дата: 18.10.24 Экспозиция. Ручной режим съемки. Цель: познакомить учащихся с особенностями съемки в ручном пользовательском режиме. Задачи: 1. введение понятий «экспозиция», «диафрагма», «выдержка», «чувствительность ISO»; 2. раскрыть значение взаимодействия параметров экспозиции; 3. объяснить учащимся разницу между автоматическим и ручным режимом съемки. Ожидаемые результаты: - знать об особенностях съемки в ручном режиме; - уметь технически правильно настраивать фотоаппарат в ручном режиме, учитывая параметры экспозиции и их взаимодействие. Дата: 25.10.24 Фокусное расстояние. Виды объективов. Баланс белого. Цель: познакомить учащихся с особенностями съемки разными объективами с разным фокусным расстоянием. Задачи: 1. дать общий обзор различных видов объективов и их назначение; 2. на практике показать зависимость функционала объектива от его фокусного расстояния и угла обзора; 3. раскрытие новых понятий: «фокусное расстояние», «ГРИП», «баланс белого». Ожидаемые результаты: - уметь производить съемку с разными объективами; - использовать знание о фокусном расстоянии для съемки в разных условиях; - уметь настраивать баланс белого в зависимости от места съемки и освещения. Дата: 1.11.24 Работа со светом. Виды освещения. Цель: дать представление о существующих видах освещения и о выстраивании фотографом различных схемах освещения в съемочном процессе. Задачи: 1. указать на важность освещения как одного из главных и самых вариативных инструментов фотографа; 2. дать обзор различных видов освещения; 3. показать в деле осветительное оборудование, находящееся в учебной студии; 4. разобрать основные световые схемы, используемые в студии и на улице. Ожидаемые результаты: - уметь правильно применять световое оборудование; - знать и уметь выстраивать основные световые схемы. Дата: 8.11.24 Экскурсия. Знакомство с деятельностью фотостудии. Цель: дать представление учащимся о процессе съемки в профессиональной студии. Задачи: 1. посмотреть на работу профессионального фотографа и пробудить интерес учащихся к данной профессии; 2. дать обзор оборудования, декораций, интерьерных зон и локаций студии; 3. наблюдение за техникой съемки и работы фотографа с моделями. Ожидаемые результаты: - развитие коммуникативных навыков, способность видеть и слышать, понимать людей, работать в команде; - развитие внимания, восприятия, наблюдательности, мышления, речи. Дата: 15.11.24 Пейзажная съемка. Цель: раскрыть основные правила пейзажной съемки в городской среде. Задачи: 1. обозначить главные приемы съемки пейзажа, перенесенные из живописи: выбор правильной композиции, цветовые контрасты, акценты на формах и линиях; 2. вызвать интерес учащихся в освоении навыков художника: в поиске наиболее выразительного сочетания объектов и правильного размещения их в кадре; 3. акцентировать внимание на специфических особенностях пейзажной съемки: зависимости естественного освещения от времени суток и выборе съемочного периода (режимное время, голубой час, золотой час), зависимости ГРИП от значения диафрагмы, наличии нужного объектива и фильтров, соотношения переднего и заднего планов, выборе нужной точки фокусировки и ракурса. Ожидаемые результаты: - знать об особенностях пейзажной съемки в ручном режиме; - уметь выстраивать съемочный процесс и управлять его основными составляющими, такими как выбор световой схемы, расстояние до объекта, фокусное расстояние, план, экспозиция и баланс белого. Дата: 22.11.24 Портретная съемка. Цель: раскрыть основные правила съемки портрета. Задачи: 1. обозначить особенность съемки человека, с учетом его внутреннего мира; 2. показать сходство портретной фотографии и портретной живописи; 3. акцентировать внимание на специфических особенностях портретной съемки: типе освещения, выборе заднего фона, эффекте размытия, работе с моделью. Ожидаемые результаты: - знать об особенностях портретной съемки в ручном режиме; - уметь выстраивать съемочный процесс и управлять его основными составляющими, такими как выбор световой схемы, расстояние до объекта, фокусное расстояние, план, экспозиция и баланс белого. Дата: 29.11.24 Предметная съемка. Цель: раскрыть основные правила съемки предметов. Задачи: 1. указать на важность умения построения правильной и гармоничной композиции из предметов; 2. заинтересовать учащихся составлением натюрморта; 3. акцентировать внимание на специфических особенностях предметной съемки: типе освещения, выборе заднего фона, а также выборе нужной точки фокусировки и ракурса. Ожидаемые результаты: - знать об особенностях предметной съемки в ручном режиме; - уметь выстраивать съемочный процесс и управлять его основными составляющими, такими как выбор световой схемы, расстояние до объекта, фокусное расстояние, план, экспозиция и баланс белого. Дата: 6.12.24 Репортажная съемка. Цель: раскрыть основные правила съемки репортажа. Задачи: 1. раскрыть понятие «фотожурналистика» и обозначить главные сходства со съемкой репортажа: объективность, привязка ко времени и последовательность; 2. вызвать интерес учащихся в освещении какого-либо школьного события: занятия в классе, урока физкультуры или мероприятия в библиотеке; 3. акцентировать внимание на специфических особенностях репортажной съемки: отсутствии постановки и динамичности происходящих событий, постоянном перемещении объектов, пристальном внимании и поиске фотографом интересного и содержательного кадра, зависимости ГРИП от значения диафрагмы, наличии нужного объектива, а также быстром выборе нужной точки фокусировки и ракурса. Ожидаемые результаты: - знать об особенностях репортажной съемки в ручном режиме; - уметь выстраивать съемочный процесс и управлять его основными составляющими в динамическом режиме, такими как расстояние до объекта, фокусное расстояние, план, экспозиция и баланс белого. Дата: 13.12.24 Творческие задания по фотосъемке в разных жанрах. Цель: раскрыть творческий потенциал учащихся в процессе поиска интересного кадра. Задачи: 1. поддержка творческого поиска учащихся, их желания найти свое оригинальное решение в стремлении выразить свое чувство и настроение; 2. применение учащимися полученных знаний и навыков в процессе поиска интересных кадров на свободную тему в каждом фотожанре; 3. помочь учащимся самим оценить готовые фотоснимки с точки зрения композиционных и технических правил, а также их собственного художественного восприятия; 4. выбрать и отложить лучшие, по их мнению, фотографии для предстоящего фотоконкурса. Ожидаемые результаты: - иметь способность анализировать результаты своей работы и выявлять возможные трудности; - развитие творческого мышления и интеллектуальных способностей. Дата: 20.12.24 Проведение фотоконкурса. Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся посредством проведения фотоконкурса. Задачи: 1. смотр творческих достижений молодых фотолюбителей; 2. развитие навыков образно-эмоционального освоения действительности, художественного вкуса; 3. отбор и подготовка материала для последующей обработки в графическом редакторе, и в дальнейшем, к участию в фотовыставке. Ожидаемые результаты: - быть способными обсуждать результаты своей работы, выявлять трудности и предлагать пути их решения; - развитие творческого мышления и интеллектуальных способностей. Дата: 27.12.24 Начало работы в графическом редакторе. Цель: знакомство с интерфейсом, функционалом и основными настройками графического редактора. Задачи: 1. рассмотреть расположение основных областей программы (главного меню, панели инструментов, палитры и т.п.); 2. показать способы масштабирования изображений; 3. раскрыть значение понятий: «растровая и векторная графика», «формат файла», «размер изображения», «разрешение изображения». Ожидаемые результаты: - иметь представление о теоретических основах работы с графическими изображениями; - развитие творческих способностей и навыков работы в графическом редакторе. Дата: 10.01.25 Цветокоррекция изображений. Часть 1. Цель: дать общее представление о цвете и назначении цветокоррекции в фотоделе, разобрать способ осветления изображения. Задачи: 1. дать общее представление о происхождении и взаимосвязи света и цвета как физических явлений, объяснить понятия, «дисперсия», «видимые спектры излучения», «поглощенный и отраженный свет», «цветовые режимы RGB и CMYK»; 2. раскрыть общее назначение цветокоррекции как одного из важных направлений постобработки изображений в фотоделе (исправление ошибок, улучшение качества и художественное преобразование); 3. показать способ осветления изображения с помощью инструментов «Уровни» и «Кривые», применяя его как на всех цветовых каналах в режиме RGB, так и на отдельных; 4. развитие у учащихся навыков художественного вкуса. Ожидаемые результаты: - иметь способность анализировать и читать гистограмму яркости фотографии и определять правильность экспозиции; - уметь применять способы осветления изображения. Дата: 17.01.25 Цветокоррекция изображений. Часть 2. Цель: разобрать приемы цветокоррекции, применяемые для изменения цвета и тона на отдельных участках изображения. Задачи: 1. показать способ изменения отдельных цветов или оттенков изображения без выделения нужных объектов с помощью инструментов «Цветовой тон/Насыщенность» и «Заменить цвет»; 2. показать разные способы уменьшения или увеличения насыщенности цвета, а также преобразование цветного изображения в черно-белое; 3. продемонстрировать приемы улучшения качества изображения с помощью инструментов «Яркость/Контрастность», «Экспозиция», «Сочность»; 4. раскрыть назначение корректирующих слоев: правка и изменение яркости, насыщенности, контраста, уровней и других параметров без повреждения пикселей исходного изображения; 5. развитие у учащихся навыков художественного вкуса. Ожидаемые результаты: - уметь применять способы изменения цвета и тона отдельных объектов на изображении; - уметь применять различные способы цветокоррекции на фотографии путем наложения информации корректирующих слоев. Дата: 24.01.25 Ретушь фотографий. Цель: дать общее представление о ретуши фотографий как одном из направлений постобработки в фотоделе, разобрать функционал отдельных инструментов ретуши. Задачи: 1. дать общее представление о ретуши, рассказать о видах ретуши и их отличиях (техническая и художественная); 2. показать способ удаления лишних элементов на фотографии, в основном, на портрете, с помощью инструментов «Точечная восстанавливающая кисть», «Восстанавливающая кисть», «Заплатка»; 3. показать способ удаления, перемещения или копирования отдельных объектов на фоне изображения с помощью инструментов «Штамп», «Перемещение с учетом содержимого»; 4. продемонстрировать приемы улучшения качества изображения с помощью инструментов «Резкость» и «Размытие»; 5. развитие у учащихся навыков художественного вкуса. Ожидаемые результаты: - иметь общее представление о применении ретуши в фотоделе; - иметь знания и навыки использования инструментов ретуши. Дата: 31.01.25 Экскурсия. Знакомство с деятельностью телестудии. Цель: дать представление учащимся об основных процессах телевизионного вещания. Задачи: 1. наблюдение за работой ведущего новостей и других телепередач; 2. познакомиться с процессом съемки и подготовки к выпуску телепередачи: посмотреть на работу видеооператоров, режиссеров монтажа и других сотрудников телестудии; 3. расширить кругозор учащихся и пробудить их интерес к данным видам деятельности. Ожидаемые результаты: - развитие коммуникативных навыков, способность видеть и слышать, понимать людей, работать в команде; - развитие внимания, восприятия, наблюдательности, мышления, речи. Дата: 7.02.25 Основы видеосъемки. Часть 1. Цель: познакомить учащихся с основными особенностями видеосъемки, используя знания и навыки, полученные ранее в области фотодела. Задачи: 1. применение имеющихся навыков построения композиции в процессе видеосъемки; 2. рассмотреть функции и возможности фотоаппарата режиме съемке видео; 3. обозначить сходства и различия фото- и видеосъемки в разных жанрах. Ожидаемые результаты: - иметь представление об основных правилах видеосъемки; - иметь навыки работы с фотоаппаратом и другой аппаратурой в съемке видео. Дата: 14.02.25 Основы видеосъемки. Часть 2. Цель: познакомить учащихся со специфическими особенностями видеосъемки. Задачи: 1. обозначить сходства и различия фото- и видеосъемки при использовании автоматического и ручного режима; 2. обозначить важность сочетания частоты кадров с другими параметрами экспозиции при работе в ручном режиме; 3. продемонстрировать прием использования в студии зеленого или синего фонов (для дальнейшей замены кадра по технологии Хромакей) при правильном их освещении; 4. акцентировать внимание на специфических особенностях съемки видео: движении объектов, постоянной фокусировке, смене планов, контроле уровня звука, меняющемся уличном освещении и др. Ожидаемые результаты: - знать о специфических техниках видеосъемки; - иметь навыки работы с фотоаппаратом и другой аппаратурой в съемке видео. Дата: 21.02.25 Основы видеомонтажа. Часть 1. Цель: формирование базовых знаний и представлений о специфике и правилах видеомонтажа. Задачи: 1. познакомить учащихся с краткой историей появления и развития видео и кино; 2. объяснение понятий: «видеоформат», «разрешение видео», «соотношение сторон»; 3. объяснить один из главных принципов монтажа – «монтаж по крупности» и необходимость смены планов. Ожидаемые результаты: - иметь представление об основных правилах видеомонтажа; - развитие творческих способностей и навыков работы в видеоредакторе. Дата: 28.02.25 Основы видеомонтажа. Часть 2. Цель: формирование практических навыков работы в программе видеомонтажа. Задачи: 1. знакомство с интерфейсом, функционалом и основными настройками программы видеомонтажа; 2. показать основы работы в видеоредакторе: создание проекта из отснятых фото- и видеоматериалов, применение переходов, видеоэффектов, цветокоррекция нужных фрагментов, добавление титров и текста, загрузка мелодий, сохранение проекта и визуализация видеоролика; 3. рассмотреть работу аудиоредактора, разобрать способы обработки звука. Ожидаемые результаты: - иметь способность анализировать медиафайлы, систематизировать их и выстраивать на монтажной линии; - развитие творческих способностей и навыков работы в видеоредакторе. Дата: 7.03.25 Съемка видеоролика на свободную тему. Цель: развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей и нравственных ориентиров личности в процессе создания видеоролика. Задачи: 1. развитие памяти, воображения и мыслительной деятельности в процессе составления сценария будущего видеоролика; 2. усвоение и закрепление навыков работы с техникой (фотоаппарат, штативы, накамерный свет, микрофон и др.); 3. практическое применение учащимися полученных знаний и навыков видеосъемки; 4. развитие навыков образно-эмоционального освоения действительности, художественного вкуса; 5. приобщение к киномиру, воспитание интереса к искусству кинематографа, к съёмке и монтажу фильмов. Ожидаемые результаты: - уметь применять разные приемы видеосъемки; - иметь навыки работы с аппаратурой; - развитие творческих способностей и навыков съемки собственного видеоролика. Дата: 14.03.25 Монтаж видеоролика на свободную тему. Цель: развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей и нравственных ориентиров личности в процессе создания видеоролика. Задачи: 1. развитие памяти, воображения и мыслительной деятельности в процессе монтажа видеоролика; 2. практическое усвоение и закрепление навыков работы в видеоредакторе; 3. приобщение к киномиру, воспитание интереса к искусству кинематографа, к съёмке и монтажу фильмов. Ожидаемые результаты: - иметь способность анализировать отснятые видеофрагменты, систематизировать их и выстраивать на монтажной линии согласно их разноплановости; - развитие творческих способностей и навыков работы в видеоредакторе. Дата: 21.03.25 Выделение областей изображения. Часть 1. Цель: дать общее представление о технике выделения отдельных объектов на изображении, разобрать функционал отдельных инструментов выделения. Задачи: 1. дать общее представление о технике выделения и ее назначении в процессе постобработки; 2. показать способ выделения отдельных объектов на изображении с помощью инструментов «Прямоугольная область» и «Овальная область»; 3. раскрыть назначение панели параметров инструмента и рассмотреть действия разных режимов выделения. Ожидаемые результаты: - знать назначение инструментов выделения, их расположение и параметры; - развитие творческих способностей и навыков работы с выделенными областями изображения. Дата: 28.03.25 Выделение областей изображения. Часть 2. Цель: дать общее представление о технике выделения отдельных объектов на изображении, разобрать функционал отдельных инструментов выделения. Задачи: 1. показать способ выделения отдельных объектов на изображении с помощью инструментов «Лассо», «Прямолинейное лассо», «Магнитное лассо», «Быстрое выделение» и «Волшебная палочка»; 2. показать способы изменения размера и редактирование выделенных областей; 3. продемонстрировать дополнительные приемы работы с выделенными областями изображения: инверсия, заливка цветом, сохранение и загрузка. Ожидаемые результаты: - знать назначение инструментов выделения, их расположение и параметры; - развитие творческих способностей и навыков работы с выделенными областями изображения. Дата: 4.04.25 Работа со слоями. Часть 1. Цель: дать общее представление о слоях; показать работу со слоями и ее связь с выделением отдельных объектов. Задачи: 1. дать общее представление о слоях: их назначение, способы создания, параметры; 2. показать способ управление слоями в палитре слоев; 3. показать способ управление слоями с помощью инструмента «Перемещение» (перемещение, клонирование, масштабирование и удаление выделенной области, а также отдельного объекта, содержащего слой). Ожидаемые результаты: - иметь общее представление о слоях; - развитие творческих способностей и навыков управления слоями. Дата: 11.04.25 Работа со слоями. Часть 2. Цель: показать работу со слоями и технику переноса слоев из одного файла в другой. Задачи: 1. продемонстрировать дополнительные приемы работы управления слоями в палитре слоев (активация, перемещение, создание дубликатов, переименование, связывание, объединение, объединение в группы); 2. разобрать на практике технику переноса слоев (отдельных или как выделенных объектов) из одного файла в другой; 3. на практике разобрать способы получения нового изображения путем переноса слоев из одного файла в другой. Ожидаемые результаты: - иметь навыки работы управления слоями; - иметь навыки получения нового изображения. Дата: 18.04.25 Трансформирование объектов. Текстовый слой. Стили слоя. Цель: формирование практических навыков работы со слоями. Задачи: 1. продемонстрировать практическое применение функции трансформирования (масштабирование, деформация, искажение, наклон и др.) для создания тени или отражения предмета; 2. раскрыть назначение инструмента «Текст» и показать особенности работы с текстовым слоем (создание, редактирование, форматирование); 3. продемонстрировать виды текста и способы его написания (горизонтальный и вертикальный, фигурный и простой, текст по кругу); 4. показать применение стилей к слоям: создание тиснения, тени, обводки, свечения. Ожидаемые результаты: - иметь практические навыки применения функции трансформирования к слоям; - знать и уметь работать с текстом; - развитие творческого мышления учащихся в процессе поиска и применения подходящего стиля к тексту и другим слоям изображения. Дата: 25.04.25 Создание календаря. Цель: помочь реализовать творческий потенциал учащихся в процессе создания календаря. Задачи: 1. дать возможность учащимся на практике усвоить и закрепить навыки изготовления сложных графических макетов с использованием различных эффектов; 2. развитие внимания и воображения в процессе поиска и подборки интересных фотографий, а также в выборе дизайна календаря; Ожидаемые результаты: - уметь создавать сложные графические макеты и шаблоны; - иметь способность анализировать результаты своей работы и выявлять возможные трудности; - развить творческое мышление. Дата: 16.05.25 Создание фотокниги. Цель: помочь реализовать творческий потенциал учащихся в процессе создания фотокниги. Задачи: 1. дать возможность учащимся на практике усвоить и закрепить навыки изготовления сложных графических макетов с использованием различных эффектов; 2. развитие внимания и воображения в процессе поиска и подборки интересных фотографий, а также в выборе дизайна фотокниги; Ожидаемые результаты: - уметь создавать сложные графические макеты и шаблоны; - иметь способность анализировать результаты своей работы и выявлять возможные трудности; - развить творческое мышление. Дата: 23.05.25 Создание слайд-шоу из фотографий. Цель: развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей и нравственных ориентиров личности в процессе создания слайд-шоу из отснятых в течении года фотографий. Задачи: 1. сделать предварительный отбор наиболее удачных фотографий для последующей обработки в видеоредакторе; 2. практическое усвоение и закрепление навыков работы в видеоредакторе с особенностями создания слайд-шоу (стили, эффекты, переходы, рамки, добавление звуковой дорожки по смыслу видеоряда); 3. развитие художественного вкуса учащихся; 4. мотивировать к дальнейшему развитию в сфере фотодела. Ожидаемые результаты: - иметь практические навыки создания слайд-шоу; - иметь развитое творческое мышление и фантазию; - быть способными обсуждать результаты своей работы, выявлять трудности и предлагать пути их решения. Дата: 30.05.25 Итоговое занятие. Выставка фотографий. Цель: раскрытие возможностей учащихся продемонстрировать свой творческий потенциал в искусстве фотографии через организацию выставки своих работ, над которыми они трудились в течении учебного года. Задачи: 1. просмотреть готовые работы всех учащихся, сделанные в ходе творческих заданий: фотографии в разных жанрах, графические работы (календари, фотокниги), видеоролики, слайд-шоу из фотографий; 2. в ходе обсуждения провести анализ проделанной работы, обменяться опытом и выявить самые интересные, а также трудные моментов в ходе всего образовательного процесса; 3. пропаганда и популяризация фотографии как вида творческой деятельности. Ожидаемые результаты: - иметь способность анализировать результаты своей работы и выявлять возможные трудности; - развитие мотивации у учащихся к дальнейшему саморазвитию в сфере фото- и видеосъемки, обработки фото и монтаже видео. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 3. 20 27 5. 4 6. 11 7. октябрь 4. 18 25 9. 1 10. ноябрь 8. 8 Кол-во часов 13 Форма занятия 2. Время 6 сентябрь 1. 10:00-12:20; 14:30-16:50 Число № Месяц 1, 2 группа Рассказ, беседа 3 Входная диагностика. Опрос Рассказ, беседа 3 Вводное занятие. История фотографии. Опрос 3 Правила построения композиции. Часть 1. Опрос, практ. задание 3 Правила построения композиции. Часть 2. Опрос, практ. задание 3 Практика уличной фотосъемки в авторежиме. Практ. задание 3 Практика студийной фотосъемки в авторежиме. Практ. задание 3 Экспозиция. Ручной режим съемки. Опрос, практ. задание 3 Фокусное расстояние. Виды объективов. Баланс белого. Опрос, практ. задание 3 Работа со светом. Виды освещения. Опрос, практ. задание 3 Экскурсия. Знакомство с деятельностью фотостудии. Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Практ. работа Практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа Тема занятия Форма контроля Опрос 15 12. 22 13. 29 14. 6 15. 13 20 16. декабрь 11. 27 18. 10 19. 17 январь 17. 20. 24 21. 31 23. 24. 7 февраль 22. 14 21 Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа 3 Пейзажная съемка. Опрос, практ. задание 3 Портретная съемка. Опрос, практ. задание 3 Предметная съемка. Опрос, практ. задание 3 Репортажная съемка. Опрос, практ. задание Практ. работа 3 Творческие задания по фотосъемке в разных жанрах. Творч. задание Практ. работа 3 Проведение фотоконкурса. Творч. задание 3 Начало работы в графическом редакторе. Опрос, практ. задание 3 Цветокоррекция изображений. Часть 1. Опрос, практ. задание 3 Цветокоррекция изображений. Часть 2. Опрос, практ. задание 3 Ретушь фотографий. Опрос, практ. задание 3 Экскурсия. Знакомство с деятельностью телестудии. 3 Основы видеосъемки. Часть 1. Опрос, практ. задание 3 Основы видеосъемки. Часть 2. Опрос, практ. задание 3 Основы видеомонтажа. Часть 1. Опрос, практ. задание Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Опрос 28 26. 7 Практ. работа 3 Съемка видеоролика на свободную тему. Творч. задание 27. 14 Практ. работа 3 Монтаж видеоролика на свободную тему. Творч. задание 3 Выделение областей изображения. Часть 1. Опрос, практ. задание 3 Выделение областей изображения. Часть 2. Опрос, практ. задание 3 Работа со слоями. Часть 1. Опрос, практ. задание 3 Работа со слоями. Часть 2. Опрос, практ. задание 3 Трансформирование объектов. Текстовый слой. Стили слоя. Опрос, практ. задание 28. март 25. Рассказ, беседа, практ. работа 21 28 30. 4 31. 11 апрель 29. Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа 3 Основы видеомонтажа. Часть 2. Опрос, практ. задание 18 33. 25 Практ. работа 3 Создание календаря. Творч. задание 34. 16 Практ. работа 3 Создание фотокниги. Творч. задание 23 Практ. работа 3 Создание слайд-шоу из фотографий. Творч. задание 30 Рассказ, беседа 3 Итоговое занятие. Просмотр работ. Опрос 35. 36. май 32. Итого: 108 ч. 3. 19 26 5. 3 6. 10 7. октябрь 4. 8. 17 24 9. 31 10. 7 12. 13. 14 ноябрь 11. 21 28 Кол-во часов 12 Форма занятия 2. Время 5 сентябрь 1. 10:00-12:20; 14:30-16:50 Число № Месяц 3, 4 группа Рассказ, беседа 3 Входная диагностика. Опрос Рассказ, беседа 3 Вводное занятие. История фотографии. Опрос 3 Правила построения композиции. Часть 1. Опрос, практ. задание 3 Правила построения композиции. Часть 2. Опрос, практ. задание 3 Практика уличной фотосъемки в авторежиме. Практ. задание 3 Практика студийной фотосъемки в авторежиме. Практ. задание 3 Экспозиция. Ручной режим съемки. Опрос, практ. задание 3 Фокусное расстояние. Виды объективов. Баланс белого. Опрос, практ. задание 3 Работа со светом. Виды освещения. Опрос, практ. задание 3 Экскурсия. Знакомство с деятельностью фотостудии. Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Практ. работа Практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа 3 3 3 Тема занятия Форма контроля Опрос Пейзажная съемка. Опрос, практ. задание Портретная съемка. Опрос, практ. задание Предметная съемка. Опрос, практ. задание 5 15. 12 Практ. работа 3 Творческие задания по фотосъемке в разных жанрах. Творч. задание 19 Практ. работа 3 Проведение фотоконкурса. Творч. задание Начало работы в графическом редакторе. Опрос, практ. задание Цветокоррекция изображений. Часть 1. Опрос, практ. задание 3 Цветокоррекция изображений. Часть 2. Опрос, практ. задание 3 Ретушь фотографий. Опрос, практ. задание 3 Экскурсия. Знакомство с деятельностью телестудии. 3 Основы видеосъемки. Часть 1. Опрос, практ. задание 3 Основы видеосъемки. Часть 2. Опрос, практ. задание 3 Основы видеомонтажа. Часть 1. Опрос, практ. задание 3 Основы видеомонтажа. Часть 2. Опрос, практ. задание 16. декабрь 14. Рассказ, беседа, практ. работа 17. 26 18. 9 16 январь 19. 20. 23 21. 30 6 23. 13 февраль 22. 24. 20 Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа 3 Репортажная съемка. Опрос, практ. задание 3 3 Опрос 27 26. 6 Практ. работа 3 Съемка видеоролика на свободную тему. Творч. задание 13 Практ. работа 3 Монтаж видеоролика на свободную тему. Творч. задание март 25. 27. 20 29. 27 30. 3 31. 10 апрель 28. Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа Рассказ, беседа, практ. работа 3 Выделение областей изображения. Часть 1. Опрос, практ. задание 3 Выделение областей изображения. Часть 2. Опрос, практ. задание 3 Работа со слоями. Часть 1. Опрос, практ. задание 3 Работа со слоями. Часть 2. Опрос, практ. задание 3 Трансформирование объектов. Текстовый слой. Стили слоя. Опрос, практ. задание 17 33. 24 Практ. работа 3 Создание календаря. Творч. задание 34. 15 Практ. работа 3 Создание фотокниги. Творч. задание 22 Практ. работа 3 Создание слайд-шоу из фотографий. Творч. задание 29 Рассказ, беседа 3 Итоговое занятие. Просмотр работ. Опрос 35. 36. май 32. Итого: 108 ч. Количество учебных недель 36 недель Количество учебных дней 1 год обучения (108 часов) Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) С 02.09.2024 для обучающихся 1 года 31.05.2025 г. (приказ № от ) (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения (по УП) в конце 1 года обучения (май) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аспекты Характеристика Материально-техническое обеспечение фотоаппараты, штативы, осветительное оборудование, компьютеры, программное обеспечение, электронная доска. Информационное обеспечение видеоматериалы, схемы, наглядные материалы, литература, интернет-ресурсы. Кадровое обеспечение ПДО, квалификация соответствие, высшее образование 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Формы контроля: текущий контроль, опрос, практические задания (фото- и видеосъемка, задания по графике), творческие задания (фотоконкурс, создание и монтаж видеоролика, создание слайд-шоу, изготовление календаря и фотокниги, организация фотовыставки). 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Показатели качества реализации ДООП Уровень развития высших психических функций ребёнка Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретической подготовки учащихся Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Ссылка: Разрабатываются ПДО самостоятельно Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) https://disk.yandex.ru/d/pyi_XALAmc_3aw 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный • Репродуктивный • Игровой • Дискуссионный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуально-групповая Педагогические технологии с указанием автора: • Технология группового обучения • Технология коллективного взаимодействия • Проектная технология Дидактические материалы: https://disk.yandex.ru/d/obWr29RVDk6NIw 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Лапин А.И. – Фотография как...: Учебное пособие. Издательство: ООО «Тримедиа Контент», 2004. – 305 с. 2. Акопян М. Как фотографировать людей / Мариам Акопян. – М.: Эксмо, 2012. – 176 с.: ил. 3. Правила фотографии и как их нарушать / [пер. с англ. Н. А. Ершова]. – М.: Эксмо, 2014. – 192 с. – (Мастер фотографии). 4. Келби, Скотт. Цифровая фотография: готовые рецепты.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2015. – 232 с.: ил. – Парал. тит. англ. 5. Гейлер, Марк. Основы композиции и художественной фотосъемки: профессиональный подход к творчеству / Марк Гейлер; [пер. с англ. С. В. Корсакова]. – Москва: NT Press, 2005 (Самара: Самарский Дом печати). – 219 с.: ил., портр.; 26 см. – (Фотография). 6. Кашканов А. О фотографии простым языком: [Электронный ресурс]. URL: http://www.artem- kashkanov.ru/pdf-books.html 7. Кашканов А. Как научиться фотографировать: [Электронный ресурс]. URL: http://www.artem- kashkanov.ru/article106.html 8. Учебник фотографии. Основы фотографии и начальное руководство по съёмке: [Электронный ресурс]. URL: https://64bita.ru/basicshot.html 9. Основы фотографии: [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/sdBJApsza0E?list=PLxMFDSy3QCk5DPrjkc3HqkhjALyLH22Ug 10. Бойер Питер. Photoshop CS6 для чайников; пер. с англ. и ред. И. В. Бернштейна. - М.: Диалектика, 2013. - 448 с. 11. Самоучитель по фотошопу CS5 и CS6 для начинающих: [Электронный ресурс]. URL: http://psand.ru/onlayn-uchebnik-po-fotoshopu/. 12. Дунаев В. Photoshop CS: Понятный самоучитель. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.: ил. 13. Айсманн К., Палмер У. Ретуширование и обработка изображений в Photoshop (+CD) (3-е изд.). – М.: Вильямс, 2008. – 586 с. 14. Работа со светом: [Электронный ресурс]. URL: https://www.provideomontaj.ru/poleznye-sovety/rabote-s- svetom/. 15. Основы видеосъемки: [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/mg2Ctr3nYl8?list=PLxMFDSy3QCk5UjoqZzevecDdXy8-uNO-G 16. Райтман М.А. Видеомонтаж в Sony Vegas Pro 13. - М.: ДМК-Пресс, 2014. - 432 с.: ил.