Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Методические материалы 2.5. Оценочные материалы 2.6. Список литературы 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Основные характеристики программы: Данная программа по журналистике предназначена для учащихся 5-8 классов (11-14 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих журналистику в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю) Дополнительная общеразвивающая программа «РадиоМан» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ • Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374. Актуальность: Актуальность программы дополнительного образования «РадиоМан» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Программа «РадиоМан» заключается в том, что СМИ как источник информации формирует не только видение мира, но и отношения к социуму. Учащиеся школьного возраста создают коммуникативные сообщества, в которых информационная составляющая становится важной частью группового общения. А в профессии радиожурналиста необходимо не только уметь говорить, но и находить интересные темы, выполнять роли ведущего и диктора. СМИ, в работе которых воспитанники объединения «РадиоМан» принимают участие, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации и реализоваться в данной сфере. Работа по программе «РадиоМан» учит собирать и умело распространять информацию, ясно и точно излагать свои мысли, повышает речевую культуру, обучает техническим знаниям и навыкам в области радиовещания, поможет укрепить связи с ближайшим социальным окружением. В данной программе по радиожурналистике, дети структурировано получают знания и по построению радиоэфира, и по технике речи, и по монтажу, что позволит им понять для себя, в каком направлении они будут развиваться в дальнейшем. На занятиях дети углубленно осваивают навыки грамотного владения устной и письменной речи путем специальных упражнений в работе с текстом, а также применения основ дикции и артикуляции. Обучаясь по программе «РадиоМан», дети повысят свой словарный запас, научатся грамотно выстраивать предложения, формулируя свои мысли и в целом усовершенствуют свой речевой аппарат. Занятия помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации учащихся к предметам как гуманитарного, так и технического профиля. Обучение включает в себя следующие основные предметы: Журналистика. Лингвистика. Культура речи и русский язык. Литература. История. Философия. Экономика. Социология и психология. Политология и правоведение. Естествознание. Эстетика. Вид программы: Модифицированная программа Направленность программы: техническая Адресат программы: данная программа по радиожурналистике предназначена для учащихся 2-8 классов (8 -14 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих журналистику в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю). Срок реализации программы: «Стартовый уровень» - 1год обучения, 108 педагогических часов. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Численность обучающихся в группе 10-12 человек. Комплектование групп проводится в конце августа - начале сентября. Форма обучения: очная Режим занятий: средняя группа: 3 час (45 мин) х 1 раз в неделю= 3 часа в неделю. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель: создать условия для формирования и развития творческих способностей учащихся, осознанного выбора будущей профессии, расширения информационно-познавательных возможностей путем создания радиопередачи «РадиоМан». Перспективная цель — подготовка обучающихся к сотрудничеству с городскими и региональными средствами массовой информации и возможному выбору радиожурналистики как будущей профессии. В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи: Развивающие: - развитие культуры общения и коммуникативных способностей; - развитие исследовательских и творческих способностей учащихся; - развитие мотивации к поисковой деятельности; - стимулирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, активной жизненной позиции. Обучающие: - вовлечение учащихся в различные формы творческой деятельности, связанной с выпуском радиопрограмм; - целесообразное приобщение детей к современным техническим возможностям, привитие умений и навыков правильного взаимодействия с ней; - расширение информационно-познавательных возможностей учащихся. Развивающие: - развитие культуры общения и коммуникативных способностей; - развитие исследовательских и творческих способностей учащихся; - развитие мотивации к поисковой деятельности; - стимулирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, активной жизненной позиции. Особенностью программы является её практико-ориентированный характер. Учащиеся центра проходят обучение в процессе работы над реальными радиовыпусками. Такая работа имеет четкие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого ребенка большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Чтобы полноценно участвовать во всех этапах производства радиопрограммы, ученику необходимо овладеть устной и письменной речью, сценарным мастерством, основами аудиомонтажа. Программа предусматривает знакомство детей с самыми элементарными азами радиожурналистики. Создавая радиовыпуск, дети учатся ориентироваться в информационном пространстве, пишут сценарии, учатся общению и диалогу с разными людьми, берут интервью, выступают в роли ведущих радиосюжетов. По окончании обучения дети будут знать: основные принципы работы на радио, основы монтажа, звуковую структуру программы, особенности звучащей речи на радио; форму и содержание журналистских произведения. Будут уметь: самостоятельно составлять сценарии для радиопрограмм; владеть основными функциями звуковой программы, выступать устно, соблюдая речевую культуру журналиста; самостоятельно готовить сюжеты для радио, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией. Формы занятий: -лекция; -беседа; -тренинг; -практическая работа; -работа над эфиром (запись радиопередачи) Стартовый уровень Историю радиожурналистики, технику и приемы радиожурналистики Создавать радиопрограммы Терминологией, создание текстов Знать Уметь Владеть 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «РадиМан» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план № Тема Количество часов Теор ия Практик а Итого Формы аттестации/контроля 1 День встреч. Входная диагностика. Инструктаж о правилах пожарной безопасности, ПДД.Диагностика 3 0 3 Тестирование, устный опрос 2. Знакомство с радиооборудованием. 3 3 6 Выполнение творческого задания; История радиовещания. Радио как СМИ. Радиорепортёр. Живое слово. Сценарий программы «РадиоМан» опрос 3 Специфика корр.,работы. Обзор детских и молодёжных радиопередач. Новые рубрики. 3 3 6 опрос 4 Типы и виды жанров в 3 6 9 Выполнение творческого задания 3 3 6 тестирование 3 3 6 Собеседование; Выполнение творческого задания журналистике 5 Функции радиовещания. Работа с микрофоном. Закадровый голос 6 Основа голоса Практика: выполнить упражнения на дикцию Репетиция эфира. 7 Правильное произношение звуков 0 3 3 Опрос 8 Выразительное чтение 0 3 3 Упражнения и интонации 9 Выразительные паузы 1 2 3 Творч., задание 10 Настроение радиоведущего – успех в эфире. Культура речи радиоведущего 1 2 3 Выполняют задания 11 Алгоритм подготовки к радиоэфиру (артикуляция, дикция, интонация) 1 2 3 12 Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью». Создание радио текстов разного типа 3 6 9 Выполнение творческого задания 6 6 12 Выполнение творческого задания 3 6 9 Выполнение творческого задания 3 3 6 Выполнение творческого задания 3 3 6 Выполнение творческого задания 1 2 3 (описание, рассуждение, повествование 13 Создание радиопрограммы. Практикум. Сбор необходимых фактов. Выбор музыки, которая используется в радиопередаче. Подготовка полного текста радиопередачи. Запись слов автора. Сбор радиопередачи полностью от начало до конца. Звуковая структура 14 Запись программы по теме «Толерантность» Аудитория радио 15 Подготовка программы о здоровом образе жизни Запись программы о здоровом образе жизни 16 Технология радиопередач Особенности звучащей речи на радио Технические особенности радиопрограмм 17 Коммуникативные качества речи. Речевые такты и логические ударения, мелодика речи 18 Рождение замысла. Идейно-тематический анализ. 3 3 6 беседа 19 Структурный план радиовыпуска 1 2 3 Выполнение творческого задания 20 Зачёт «Создание радиопрограммы» 0 3 3 44 64 108 Итоговое занятие.Чаепитие. Выдача свидетельств об окончании курса Итого: 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Форма контроля Опрос, тест История радиовещания. Радио как СМИ. Радиорепортёр. Живое слово. Сценарий программы «РадиоМан» Знакомство с радиооборудованием. История радиовещания. Радио как СМИ. Радиорепортёр. Живое слово. Сценарий программы «РадиоМан» Специфика корр.,работы. Обзор детских и молодёжных радиопередач. Новые рубрики Место проведения Тема занятия Беседа, лекция День встреч. Входная диагностика. Инструктаж о правилах пожарной безопасности, ПДД. Диагностика Знакомство с радиооборудованием. Творческое задание 9 3 Медиацентр «Школьное телевидение», каб., № 2 Октябрь 2 Лекция, игры 25 С 09-00 до 11-20; 15-00 до 17-20; Сентябрь 18 Кол-во часов Форма занятия Время занятия Число 36 недель 1 год обучения (108 часов) С 18.09.2024 для обучающихся 1 года обуч.Даты начала и окончания учебного года 31.05.2025 г. (приказ № от ) Входная- сентябрь Сроки промежуточной аттестации Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения Сроки итоговой аттестации (при наличии) В конце 1 года обучения (май) 2.Календарный учебный график. Месяц Количество учебных недель Количество учебных дней 27 11 18 25 Лекция, беседа, тгра Декабрь 04 15 29 Беседа Январь 22 Февраль 19 26 5 Март 12 19 Беседа, лекция, практика 12 Практические и выездные задания, бечеда 5 Настроение радиоведущего – успех в эфире. Культура речи радиоведущего Алгоритм подготовки к радиоэфиру (артикуляция, дикция, интонация) Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью». Создание радио текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью». Создание радио текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью». Создание радио текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование Создание радиопрограммы Создание радиопрограммы Создание радиопрограммы Создание радиопрограммы Запись программы по теме «Толерантность» Аудитория радио Творч., з\е, опрос Ноябрь 20 Практич.,упр., 13 Устный опрос, творческое задание 6 Тест, творческое задание 30 Опрос 23 Специфика корр.,работы. Обзор детских и молодёжных радиопередач. Новые рубрики Типы и виды жанров в журналистике Типы и виды жанров в журналистике Типы и виды жанров в журналистике Функции радиовещания. Работа с микрофоном. Закадровый голос Функции радиовещания. Работа с микрофоном. Закадровый голос Основа голоса Практика: выполнить упражнения на дикцию Репетиция эфира. Основа голоса Практика: выполнить упражнения на дикцию Репетиция эфира. Правильное произношение звуков Выразительное чтение и интонации Выразительные паузы Творческое задание, опрос 16 02 Запись программы по теме «Толерантность» Аудитория радио Подготовка программы о здоровом образе жизни Подготовка программы о здоровом образе жизни Технология радиопередач Особенности звучащей речи на радио Особенности звучащей речи на радио 09 16 30 Беседа Апрель 23 по теме 07 Особенности звучащей речи на радио 14 Коммуникативные качества речи. 21 Рождение замысла. Идейно-тематический анализ. Рождение замысла. Идейно-тематический анализ. Зачёт «Создание радиопрограммы» Структурный план радиовыпуска Итоговое занятие. Чаепитие. Выдача свидетельств об окончании курса 28 Май Беседа 30 Опрос Запись программы «Толерантность» Аудитория радио Опрос, творческое задание 26 Примечание: Педагог оставляет за собой право менять местами количество и последовательность изучения тем программы. Программа предусматривает резервирование часов на проектную и творческую деятельность учащихся. Содержание учебного плана ПДО: Гармаева И.А. Название темы: Вводное занятие/Входная диагностика Инструктаж о правилах пожарной безопасности, ПДД. «Вводный урок». Цель: Познакомить детей с правилами поведения на дороге, правилами пожарной безопасности, антитеррористическими действиями. Узнать знания предмета, рассказать о предмете. 5. Задачи: 6. 1. формирование понятия «дорога», «проезжая часть», «тротуар»; 1. 2. 3. 4. 7. 2.развивать память, мышление при обобщении знаний о транспортных средствах, о значении сигналов светофора, пешеходного перехода; 8. 3. познакомить с правилами безопасности и антитеррористической жизнедеятельности, соблюдения ПДД во время пожара; 9. 4.развивать смекалку, быстроту мышления, речевую активность. 10. Ожидаемые результаты: 11. 1. У детей закрепятся знания о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, что делать если ты на улице один, не уходи от дома далеко.; 12. 2. Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, знать назначение и сигналы светофора, закреплять знания о дорожных знаках; 13. 3. Дети будут развивать умение планирования и контроля своего поведения; 14. 4. Дети будут развивать умение взаимопонимания, поддержки и внимательности к эмоциональному состоянию других детей. 15. Конспект урока 16. . Учитель развивает дискуссию на тему «Безопасность жизнедеятельности»., 17. работа над изучаемым материалом., просмотр презентации, учитель организует рассмотрение проблемных ситуаций по пожарной безопасности, ПДД, АТБ. Экскурсия по Медиацентру «Школьное телевидение», знакомство с операторами, ознакомление с правила поведения в студии и при работе с профессиональной техникой. 2. Знакомство с радиооборудованием. История радиовещания. Радио как СМИ. Радиорепортёр. Живое слово. Сценарий программы «РадиоМан» Само слово «радио» происходит от латинского radiare — излучать, что значит испускать лучи. Оно имеет общий корень с латинским словом radius — луч. Если ты из точки или окружности проведешь расходящиеся во все стороны прямые линии — лучи, то получится рисунок Солнца примерно в том виде, как его часто изображают малыши. А ведь в действительности так оно и есть: Солнце испускает во все стороны лучи-радиусы. Радиовещательная станция подобно Солнцу излучает радиоволны во все стороны по радиусам. Лишь радиостанции специального назначения излучают радиоволны в каком-то одном направлении. Диктофон — это устройство для записи или для записи и воспроизведения устной речи с целью её последующего прослушивания и транскрибирования. Диктофоны используют в случаях, когда необходимо записывать речь на протяжении длительного времени без особых требований к качеству записи: на лекциях и выступлениях; для фиксации телефонных разговоров и диспетчерских переговоров. Использование диктофона облегчает и ускоряет процедуру переноса устной речи на бумагу, позволяет отказаться от дорогостоящих услуг стенографов. 3. Специфика корр.,работы. Обзор детских и молодёжных радиопередач. Новые рубрики Согласно источнику, специфика корреспонденской работы на радио заключается в следующем: Основное время рабочего дня занимает написание текстов. Личное общение и посещение мероприятий стоят на последнем месте по временным затратам. Корреспонденты на радио ориентированы на подготовку материалов и рерайт информации из разного рода источников. Для получения информации они используют в основном сведения из различных СМИ, телефонные интервью, интернет-источники профессионального характера (базы данных, биржевые сводки, данные органов власти и пр.). Специалисты на радио нацелены на получение быстрой информации посредством мессенджеров, социальных сетей, сообщений в электронной почте. 4. Типы и виды жанров в журналистике Новостной репортаж. Рекомендация. Интервью. Обзор события. Задания. Выполнить письменно мини-обзор события «1 сентября в школе». 5. Функции радиовещания. Работа с микрофоном. Закадровый голос Радиовещание выполняет множество функций, вот некоторые из них: Информационные: информационная функция; рекламная. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция; функция формирования общественного мнения; функция общения; воспитательная; агитационно-пропагандистская; организаторская. Культурно-просветительские: эстетическая; просветительская; функция развлечения (рекреативная). 6. Основа голоса Артикуляционная гимнастика. Дыхание. Опора звука. Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, который помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения. Она помогает сформировать чёткие и согласованные движения артикуляционных органов. Упражнения должны подбираться индивидуально, в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения. Вот некоторые примеры упражнений: «Улыбочка», «Трубочка», «Заборчик», «Бублик», «Пятачок». 7. Правильное произношение звуков Чтобы научить ребёнка правильному произношению звуков, можно использовать следующие методы: Артикуляционная гимнастика 23. Она стимулирует мышцы губ и языка 2. Например, «варенье» (язык движется вправо-влево по верхней губе) или «маляр» (язык движется вперёд-назад по небу, как кисть) 2. Закрепление навыка в игровой форме 2. Можно использовать игры, в которых ребёнок достаёт предметы, в названии которых есть определённый звук, или соответствующие картинки 2. Освоение плавного выдоха без надувания щёк 4. Для этого можно использовать мыльные пузыри, соломинки, свечки, лёгкие теннисные шарики 4. Показывайте ребёнку, как можно сделать сильную струю воздуха и волны в ванне, при этом придерживая щёчки ладошками, чтобы они не надувались. 8. Выразительное чтение и интонации 9. Выразительные паузы Выразительное чтение (ВЧ) – один из эффективных методов раскрытия художественных достоинств текста. Оно развивает ум, вкус, чувство и воображение школьника, базируется на единстве эмоционального и логического начал. При чтении возникает эмоциональное переживание, которое углубляется при логическом осмыслении, постижении авторского замысла. Словесное действие Главная задача устной речи заключается в том, чтобы оказывать на слушающих определённое воздействие, убеждать в чём-то, заставить думать и чувствовать так, как этого хочет говорящий. «Полное продуктивное целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть, в речи! Говорить – значит действовать!» – писал К. С. Станиславский. Это очень важная мысль для эстетического воспитания. Итак, первая задача читающего: поставить действенную исполнительную задачу, определив сквозное действие стихотворения или фрагмента текста. Какие могут быть сквозные словесные действия? воздействовать на воображение слушателей (Ф. Тютчев «Люблю грозу…» – хочу нарисовать картину майской грозы не страшной, а радостной); воздействовать на чувства (хочу выразить чувство восхищения мужеством Остапа во время казни); воздействовать на сознание слушателей (хочу, чтобы поняли главную мысль текста или фрагмента (хочу показать, что Герасим из «Муму» возвращается домой не крепостным, во всём послушным рабом, а свободным человеком; недаром Тургенев сравнивает его походку со львом). Ассоциации Для реализации целенаправленного словесного действия решающее значение имеют яркие видения и ассоциации. Работа над интонацией Надо учить читать сдержанно и просто. Интонация в выразительном чтении – это одна из сторон речи, способствующая активному, действенному общению читающего со слушателями. Именно интонация способствует наиболее точной и ясной передаче авторской мысли. Компоненты интонации: логическое ударение; мелодика речи, повышение и понижение голоса; пауза – короткая, длинная (/, //); темп – спокойный, замедленный, ускоренный(«Чуден Днепр …» – интонация замедленная, «Швед, русский колет, рубит, режет…» – интонация ускоренного чтения); тон – эмоциональная окраска речи. Например, «Пришла» – это неполное предложение можно произнести со многими оттенками: радостно, ласково, неуверенно, негодующе, заискивающе, удивлённо, тихо, громко, спокойно, быстро, медленно, с укоризной и т. д. Задание: попросите ребят произнести это предложение с разной интонацией, чтобы они почувствовали богатство русской речи, в которой интонация играет очень важную роль. Упражнения: 1. Интонация конца предложения (.) – голос вниз; интонация вопросительного предложения (?) – голос вверх; интонация восклицательного предложения (!) – голос вверх. 2. Однородные члены предложения: на каждый член предложения падает логическое ударение, после каждого члена предложения – пауза. (Проказница Мартышка,/Осёл,/ Козёл/ да косолапый Мишка / затеяли сыграть квартет.) 3. Интонация выделения – / пауза, голос вверх, пауза /. (Море, / лениво вздыхающее у берега, / уснуло и неподвижно вдали.) Используется при обособлении. 4. Интонация противопоставления. Первая часть предложения – голос вверх, долгая пауза, к концу второй части голос понижается. (Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.) Противопоставление двух частей достигается логическим ударением на антонимах. (Любишь кататься – люби и саночки возить.) 5. Вводные слова и предложения – ускоренное чтение всего предложения. 6. Обращение: 1) в начале предложения: логическое ударение и пауза (Друзья мои,/ прекрасен наш союз!); 2) в середине предложения – логическое ударение, пауза после обращения (Не шуми ты, рожь, / спелым колосом.); 3) в конце предложения – пауза перед обращением, логическое ударение (Чего тебе надобно, / старче?). 7. Интонация пояснения используется там, где есть знак «двоеточие»: в сложном бессоюзном предложении к концу первого предложения голос понижается, долгая пауза. Интонацию можно графически изобразить на пунктуационных схемах. Например, интонационная схема при обращении; О, /…. Прежде чем изучать знаки препинания в предложениях, надо научить учащихся правильной интонации. Речевые звенья, логическая пауза Наша речь всегда разделена остановками (паузами) на группы слов, связанных между собой по мысли – это речевые звенья, а паузы между ними – это логические паузы. Речевые звенья, как правило, определяют знаки препинания, но не всегда. Логические паузы отделяют группу подлежащего от сказуемого. (Кислая и очень полезная ягода клюква / растёт на болотах.) Логическая пауза – перед соединительными союзами и , или, да ( и) – даже если нет запятой. (Кислая / и очень полезная ягода клюква.) После точки – всегда длительная пауза. Логические паузы – при обратном порядке слов, инверсии. (Приятна мне / твоя прощальная краса. //) Неправильно сделанная логическая пауза искажает смысл прочитанного и разрушает эстетическое впечатление. (Дети начальной школы могут так прочитать: «.. .Пришла, / рассыпалась, клоками /, повисла на суках дубов».) Логическая пауза вносит порядок в речь читающего, приучает его владеть собой и, не торопясь, переходить от одного речевого звена к другому. Темп и ритм Темп и ритм – это скорость чтения. Они могут быть ускоренными и замедленными. Это зависит от идейного замысла. («Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, крики, скрежет…» – динамика действия передаётся ускоренным чтением. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь поля и горы полные воды свои…» – величественная красота природы передаётся замедленным чтением.) Темп рождается в результате правильной эстетической оценки текста. Темп и ритм связаны между собой и определяют музыкальность стиха. Задание-практикум для учащихся Изобразить графически интонацию и объяснить свой выбор: Воля / и труд человека / дивные дива творят. Истинное воспитание / состоит не столько в правилах, / сколько в упражнениях. Глупость / и гордыня / растут на одном дереве. Я выглянул в окно: // кругом был мрак / и вихорь. Утомлённый ходьбой по болоту, / я присел на пень. 10. Настроение радиоведущего – успех в эфире. Культура речи радиоведущего Культура речи радиоведущего включает следующие аспекты: Чёткость и понятность изложения. Ведущему необходимо использовать доступные для восприятия слова и выражения, а также придерживаться определённой последовательности в изложении сути проблемы. 4 Использование языковых приёмов. Радиоведущий может активизировать внимание слушателей с помощью вопросов, обращений, риторических фигур, разговорной речи и определённого порядка слов. Интонационные особенности речи. Тембр голоса и темп речи являются существенными факторами на радио. Паузы должны быть сокращены, чтобы концентрировать внимание слушателя именно на слове, на его смысле. 4 Знание языковых стандартов. Ведущий должен использовать языковые стандарты, которые имеют нейтральную окраску. Речевой этикет. Ведущему необходимо владеть различными формулами приветствия, чтобы установить контакт и создать атмосферу доброжелательности между собой и слушателями. 11. Алгоритм подготовки к радиоэфиру (артикуляция, дикция, интонация) Подготовка к эфиру 1. Приходить в студию за несколько минут до начала передачи, чтобы иметь возможность отключиться от посторонних мыслей и сосредоточиться на материале. 2. Знакомиться с текстом до выхода в эфир. При подготовке к чтению необходимо проводить тщательный анализ текста с карандашом в руке. Расставлять ударения, паузы, подчёркивать логические центры и главные мысли. При чтении больших и сложных предложений это поможет вовремя восстановить дыхание. 3. Проверять последовательность страниц перед началом вещания. 4. Готовиться к эфиру необходимо всем без исключения! Нельзя забывать о системах упражнений для артикуляции. Делать их нужно за тем, чтобы освободить мышцы рта и языка от вялости, восстановить их подвижность. 10. Уметь переключать внимание с одного сообщения на другое, но не забывать при этом менять ритм, темп, мелодику и отношение к произносимому. Начало каждого сообщения следует говорить не спеша, как бы вводя слушателя в курс событий, а заканчивать ясно выраженной интонационной точкой. Всё это нужно делать с уверенностью, что ты не сторонний наблюдатель, а помогаешь людям выращивать хлеб, растить детей и духовно обогащаться. 11. Произносить текст так, чтобы он воспринимался как единое целое. Начинающие дикторы могут тренироваться на небольших заметках. Брать по четыре-пять новостей и ежедневно, самым детальным образом разбирать их содержание, размечать и пересказывать, а после ещё раз читать вслух. 12. При парном чтении стараться подхватывать последние слова своего партнёра и придерживаться с ним единого стиля. 13. Брать маленькую паузу и спокойно исправлять ошибку, если произошла оговорка. В иных случаях можно просто извиниться перед радиослушателями и замедлить темп речи, если начинаешь «спотыкаться». Работа над собой 14. Как можно чаще обращаться к справочникам и словарям. Изучать их дома, на работе, как только выдастся свободная минута. Диктор должен в совершенстве знать свой язык, бороться за его чистоту, безупречно владеть ударениями и дикцией русской речи. 15. Быть осведомлённым человеком и всегда находиться в курсе событий. Постоянно совершенствовать своё мастерство и следить за духовным ростом. 6. Уметь быстро собираться, сосредотачиваться на поставленных задачах и сохранять найденное состояние на протяжении всего эфира. Собранность, но не зажатость — вот оптимальное физическое состояние диктора во время работы. 17. Отслеживать свои эфиры в записи и контролировать качество чтения, чтобы в будущем исправлять недостатки. 18. Не слишком утомляться перед работой. Иначе в голосе появится усталость, тембр будет звучать жёстко, а у слушателя создастся ощущение, что ведущий равнодушен ко всему, что произносит. Отношение к слушателям 19. Cвоих слушателей нужно уважать как товарищей. Поэтому лучше во время эфира представлять перед собой не абстрактного слушателя, а реально существующие лица. Это могут быть родственники, друзья или просто доброжелательные люди. Те, с кем хочется поделиться новостями. 20. Вести передачи так, будто не текст читаешь, а беседуешь со слушателями. Диктор обязан знать, о чём, кому и зачем он говорит. 12. Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью». Готовим вопросы, договариваемся о времени и выбираем место встречи. 13. Создание радиопрограммы Выбор музыки, которая используется в радиопередаче. Подготовка полного текста радиопередачи. Запись слов автора. Сбор радиопередачи полностью от начала до конца. 14. Запись программы по теме «Толерантность» Поиск информации, написание сценария, озвучка, комментарии, монтаж программы. 15. Подготовка программы о здоровом образе жизни Поиск информации, написание сценария, озвучка, комментарии, монтаж программы. 16. Технология радиопередач Главная задача радиожурналиста - знать потребности радиослушателя и добиться того, чтобы передача смогла завоевать расположения аудитории. Весь этот процесс, прежде всего, начинается от выбора и нахождения объекта, всегда держаться на гребне новостей и событий, суметь передать их своевременно. Журналист должен быть разносторонне подготовленным. От него требуется глубокое знание предмета, разносторонность, эрудиция, и, конечно же, мастерство, которое оттачивается из года в год, в результате работы над самим собой. Так как основным предметом достижения цели на радио является живой голос, то запись на пленку требует от журналиста профессиональной подготовленности, оперативности, собранности. Обладающий всеми этими способностями журналист всегда может найти путь к собеседнику. Когда вышеназванные цели не достигнуты, то передача получается не живой, не привлекательной, в конечном счете, недоступной для слушателя. Прежде чем начать запись передачи, необходимо убедиться в том, что нет поблизости мешающих частоте записи шумовых объектов, тщательно подготовить записывающее оборудование к работе. К тому же, играет большую роль расстояние и положение микрофона при разговоре. В любой передаче необходимо добиться естественности. Естественный разговор, рождает интерес слушателя, завоевывая его расположение. Поэтому необходимо радиожурналисту добиться душевного, естественного общения. Так как радиопередача воспринимается только лишь слухом, в этом случае играет роль каждый звук, музыка, речь. Поэтому подготовка сценария является основой технологии радиопередачи. В последнее время на радио часто используется прямой выход в эфир. Для этого необходимо уделять особое внимание сценарию. От сценария зависит выпуск в эфир качественной, профессиональной радиопередачи. Поэтому никогда нельзя забывать о том, что успех редактора передачи, звукооператора, режиссера зависит от сценария и от восприятия радиослушателя. Обработка записи перед выходом в эфир радиоматериала - называется процессом монтажа, при котором пленка очищается от посторонних звуков, обогащается дополнительными деталями, как комментарий, музыка и т. д. Существуют механические, электронные, компьютерные способы монтажа. Электронное монтирование производится при помощи нескольких магнитофонов, способом перезаписи. Компьютерный способ монтажа является самым эффективным видом монтирования. Ненужные детали записи удаляются компьютерным путем. Эффективность данного способа неоспорима. Он хорош и тем, что каждая передача записывается на дискету для сохранения и дальнейшего использования. Мы должны помнить и строить всю деятельность на том, что основа радиопередачи это звук, слова. Доступ к слушателю достигается силой слова. Словами создаются штрихи к образу, к портрету героев. В этом деле всплывает на первое место знание языка и ораторского искусства радиожурналиста, произношение и дикция. Приятный для слуха голос, тембр, ясная речь являются основным стержнем радиопередачи. Вот здесь в помощь радиожурналисту приходит диктор, ведущий. Диктор является одним из основных фигур в радиопередаче. При помощи диктора, ведущего мысль журналиста, доводится до радиослушателя, воздействуя на его эмоции и восприятие. Поэтому среди радиожурналистов распространена традиция оценки радиопередачи через её прослушивание. Если передача слушается хорошо, тои восприятие её будет обеспечено. Диктор не должен ограничиваться монотонным чтением подготовленного текста. Он должен владеть особым голосом, умеющим передавать эмоциональные оттенки настроения. Он, прежде всего - человек искусства. 17.Коммуникативные качества речи — это реальные свойства её содержательной и формальной сторон, обеспечивающие эффективное общение. Основные коммуникативные качества речи: Уместность 2. Строгое соответствие структуры речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата. Богатство 2. Разнообразие использующихся в речи языковых средств. Чистота 2. Отсутствие в речи некодифицированных языковых средств (просторечий, диалектизмов, жаргонизмов), слов, оскорбляющих нравственность собеседников, словпаразитов, слов-сорняков 1. Точность 12. Обеспечение взаимопонимания людей в наибольшей степени. Точность предполагает знание предмета и умение выбирать нужные слова. Логичность 1. Создание последовательного, непротиворечивого доказательного высказывания 1. Выразительность 1. Характеризует речь как яркую, образную, интересную для собеседника, это создаётся за счёт использования тропов и фигур 1. Правильность 12. Соответствие речи нормам русского литературного языка 1. Соотношение и степень проявления коммуникативных качеств в тексте зависят от жанра и стиля высказывания, от индивидуальных особенностей коммуникантов. 19 Рождение замысла. Идейно-тематический анализ. Режиссерский анализ — это исследовательское прочтение художественного материала режиссером. Различают несколько видов режиссерского анализа. -Идейно-тематический. -Формально-композиционный. -Структурный анализ. Идейно-тематический анализ — выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. 18.Режиссерский замысел или действенный анализ. 1) Сверхзадача — режиссерская идея. В отличии от идеи литературной, сверхзадача обязательно формулируется в действенной, глагольной, призывной форме и соотносится со сквозным действием (т.е. имеет положительную направленность — к чему вы призываете зрителя). Отвечает на вопрос, зачем и почему именно я и именно сегодня берусь снимать этот материал. (Объяснить, зачем требуется другая формулировка.) 2) Зерно (термин В. Э. Мейерхольда) — чувственная идея, определяющая общее эмоциональное ощущение вещи. (“Три сестры” — “тоска по лучшей жизни”.) “Зерно-сущность произведения, его сердцевина, выраженная в конкретной образной сущности. Для понятия зерна нужно понять, а значит уяснить авторское отношение к изображаемому, героям, ощутить художественное своеобразие.” В. Э. Мейерхольд. Зерно может иногда стать названием произведения (“Бег”, “Дракон”, “Утиная охота”, 3) Сквозное действие — действенная линия борьбы за доказательство сверхзадачи. 4) Контрсквозное действие — действенная линия борьбы против сверхзадачи. Обе линии обязательно должны быть непрерывны до конца вещи, вестись основными персонажами и разрешаться только в развязке. Иногда персонажи ведущее сквозное или контрсквозное действие могут отсутствовать — но в этом случае их ведет сам автор (текст “от автора”, пластический и звуковой ряд, предлагаемые обстоятельства, высшая сила, авторский жанр — в “Ревизоре” и т.п.). 5) Объекты борьбы — между чем и чем возникло и нарастает противоречие, Т.е. определение конфликтующих, сталкиваемых автором идей. Но драматургический конфликт возникает, развивается и разрешается только в столкновении отдельных характеров. Поэтому, найдя основные конфликтные идеи, мы их персонализируем, т.е. определяем, кто из персонажей является носителем какой идеи или ее вариаций. А значит определяем субъектов борьбы. 6) Субъекты борьбы — персонажи-носители конфликтующих идей произведения. Т.е. кто конкретно из персонажей выступает носителем авторских идеи и контр-идеи. 7) Предмет борьбы — тот объект или принципы жизни, за который борются основные участники конфликта. Т.е. за что идет борьба в конфликте идей и в конфликте персонажей. 8) Сверхзадача персонажа — основное “Я хочу” персонажа, то, чего он добивается в процессе борьбы, а так же его работа на сквозное или контрсквозное действие (по итогу!). 9)Режиссерский жанр (внутренний жанр) — природа происходящих событий и авторское (режиссерское) отношение к ним, определяющее и зрительское восприятие происходящего. 10)Атмосфера — воздух произведения, т.е. как дышится главным героям в вашей вещи. Атмосфера должна не выходить за рамки авторского замысла. Атмосфера, как и воздух в реальности, может быть плотной и разряженной, грозовой и солнечной, темный, душный, свежий, жаркий прохладный и т.д. Создание атмосферы — чисто режиссерско-операторская задача. Андрей Каминский. 19.ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА 1. Анализ художественного произведения 1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образовперсонажей/; 4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения; 5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка; 6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя. Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также: 1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. 2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний. 3. Развернутое обоснование выводов. 2. Анализ прозаического литературного произведения Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду • литературные направления эпохи; • место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период; • творческая история произведения; • оценка произведения в критике; • своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя; • оценка 20. Зачёт «Создание радиопрограммы» Структурный план радиовыпуска Итоговое занятие. Чаепитие. Выдача свидетельств об окончании курса 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Характеристика электронная доска, проектор, компьютер, диктофон, микрофон. -аудио - видео - фото 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: тестирование, написание сценария, творческая работа на основе созданного телевизионного сюжета. Техническое оснащение Для реализации программы на одну учебную группу необходимо иметь соответствующее оборудование и материалы. Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции. Профессиональная видеокамера; Фоны для съемки; Штатив; Микрофоны; Компьютеры; Фотоаппараты; Съемочный павильон; Классная доска; Учебники; Студийное световое оборудование. 2.5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова «Мастерство журналиста», К.И. Акимов. М., 2007 Психология для будущих журналистов / сборник статей под редакцией В.Ясина, М., 2006 Уровень развития Методика «Креативность личности» Д. Джонсона творческого потенциала учащихся Уровень сохранения «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности и укрепления образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких здоровья учащихся Монахова М., Чернышев В. Тебе, юный корреспондент. - М., Уровень 1965г.; Это трудное искусство писать. АПН, 1987г.; Д.Э. теоретической Розенталь. Практическая стилистика русского языка. - М., 1974. Показатели качества реализации ДООП подготовки учащихся Оценочные материалы Методики https://disk.yandex.ru/i/GUNEcEcWapg0BQ 2.6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). / Н.Е. Богусловская - Екатеринбург: Арго, 2010. 2. Гуревич П.С. Советское радиовещание. Страницы истории / П.С. Гуревич, В.Н. Ружников. М.: Искусство, 2004. 3. Детское радио ЕМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (Дата обращения: 25.12.2013). 4. Дробыш Т.А. Организация школьного радиовещания: Сборник методических рекомендаций / Т.А. Дробыш - Витебск: ООВР, 2006. 5. Меньшикова А.А. Радио - детям / А. А. Меньшикова. - М.: НМО ГКРТ, 2008. 6. Никольская С.Т. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов) / С.Т. Никольская. - М.: Издательство Знание, 2009. 7. Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций / М.Ю. Сидорова М.: Алспект-Пресс, 2007. 8. Филимоновых Е.Н. Время работать на радио. Современная радиожурналистика разных жанрах. / Е.Н. Филимоновых. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2002