Гармаева И.А. Основы журналистики

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Оценочные материалы
2.6. Список литературы

1.

Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка

Основные характеристики программы:
Данная программа по журналистике предназначена для учащихся 5-8 классов (1114 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих журналистику в
Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа
рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю)
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы журналистики» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»
• Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
• Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. №
ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
• Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию
Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.

2

Актуальность:
Актуальность программы «Основы журналистики» связана с решением такого
блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое
развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное
становление детей и подростков.
Участие детей в создании средств массовой информации даёт им возможность
определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле,
утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Подростки получают
возможность выявить свои способности, профессиональные качества,
определиться в мире профессий.
Умению интересно рассказывать, выделять главное, излагать свои мысли на
бумаге, правильно задавать вопросы и слушать собеседника нужно учиться.
Потребность в данной программе дополнительного образования обусловлена тем,
что определённый круг учащихся стремится развить в себе умения, способности,
необходимые для занятий журналистикой. «Основы журналистики»
ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов.
Занятия по данной программе учитывают личностные особенности учащихся и
учат их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и
становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное
самовыражение,
раскрытие
литературного
таланта,
способствуют
экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и
способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном
творчестве. Занятия имеют коммуникативную направленность и дают учащимся
возможность общаться в процессе создания средств массовой информации, а
характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так
и в коллективе.
Для всестороннего знакомства с профессией журналиста выбраны три основных
направления: «Газетный мир», «Телевидение» и «Радио». Это позволит детям
получить более полное представление о направлениях в журналистике и
различных аспектах этой профессии.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Журналистика. Тележурналистика. Лингвистика и русский язык. Маркетинг.
Философия и логика. Экономика. Социология и психология. Политология и
правоведение. Естествознание. Эстетика. Отечественная история.
Вид программы: Модифицированная программа
Направленность программы: техническая
3

Адресат программы: Программа по журналистике предназначена для учащихся
5-8 классов (11-14 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих
журналистику в Центре дополнительного образования «Малая академия наук».
Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Срок реализации программы:
«Стартовый уровень» - 1год обучения, 108 педагогических часов.
Особенности
организации
образовательной
деятельности:
группы
разновозрастные. Численность обучающихся в группе 10-12 человек.
Комплектование групп проводится в конце августа - начале сентября.
Форма обучения: очная
Режим занятий: средняя группа: 3 час (40 мин) х 1 раз в неделю= 3 часа в
неделю.
1.2.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Цель: создание условий для оптимальной социальной и творческой
самореализации личности, интеллектуального совершенствования и изучения
основы журналистского мастерства.
Перспективная цель — подготовка обучающихся к сотрудничеству с
городскими и региональными средствами массовой информации и возможному
выбору журналистики как будущей профессии.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи.
1. Обучающие:
—знакомства с принципами журналистской деятельности;
—формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития;
—развитие знаний об особенностях журналистской профессии, а также о
профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к СМИ;
—формирование навыков журналистского мастерства, приобретение первичного
профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;
—формирование практических навыков создания средств массовой информации.
2. Воспитывающие:
— формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения;
— формирование представления о журналистике как о профессии, играющей
важную роль в жизни общества;
— привитие культуры общения со средствами массовой информации;
— пробуждение интереса к прессе;
—формирование потребности в постоянном повышении информированности;
— воспитание культуры поведения и речи.
3. Развивающие:
4

- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления;
-расширение общего кругозора.
Программа дополнительного образования «Основы журналистики» составлена в
практико-ориентированной форме подачи материала.
По форме организации образовательного процесса программа делится на три
основные части, включающие в себя основные направления журналистики,
знание жанров, умение работать над созданием средства массовой информации:
«Газетный мир», «Телевидение», «Радио».
Каждый раздел делится на два блока — теоретический и блок творческих
заданий. Объём теоретического курса невелик. Выбранные темы включают в себя
все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности
представляют собой единую методическую концепцию.
Обучение, а также оценка знаний и умений, обучающихся проводятся в форме
творческих работ, рефератов, индивидуальных заданий. Используются также
экскурсии в редакции местных средств массовой информации. При работе над
теоретическим материалом предпочтение отдаётся основополагающим понятиям
журналистики. Освоение теоретического материала проводится в форме лекций и
последующего обсуждения темы. В ходе занятий обучающиеся овладевают
техникой постановки вопросов, что очень важно для успешной журналистской
деятельности.
Итоги реализации программы:
Учащиеся курса «Основы журналистики» должны получить представление о
журналистской профессии. Усвоить основы профессиональной культуры
журналиста, уметь создавать телевизионные сюжеты, освоить навыки поиска
информации в различных источниках. Учащиеся должны уметь не только
собирать материал, но и систематизировать его, понять специфику работы
редакции газеты, телевидения и радио. Также учащиеся получат возможность
сотрудничать с региональными СМИ: ТК «Тивиком» и радио «Маяк»
Форма проведения занятий
В программе курса «Основы журналистики»
-индивидуальные занятия;
-семинары;
-лекции;
-выездные занятия;
-встречи с профессионалами;
-практическая работа (подготовка видеосюжетов, радиоматериалов)

Знать

Стартовый уровень
Историю журналистики, технику и приемы
5

Стартовый уровень
журналистики
Создавать журналистские работы
Терминологией, создание текстов

Уметь
Владеть

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Основы журналистики»
Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план
№

Тема

Введение в программу
1 Вводное занятие. Беседа с
детьми «Мы – журналисты».
Просмотр видеофрагментов о
работе журналиста.
Инструктаж, Экскурсия по
Медиацентру «Школьное
телевидение», правила
поведение в студии и техника
безопасности при работе с
профессиональной техникой
2 История российской
журналистики. Журналистика
как профессия
Жанры журналистики
3 Жанры журналистики
Заметка
4
Интервью
5
Статья
6
Репортаж
7
Очерк
8
Работа с текстом
9 Создание
журналистского
текста
Практика: написать эссе
10 Работа над журналистским
текстом
Практика: найти ошибку в
тексте
11 Тема, замысел и идея
журналистского произведения
Практика: написать рассказ

Количество часов

Формы
контроля

Теория

Практика

Всего

6
3

3
0

9
3

Опрос

3

3

6

Тест

13
3
1
3
2
3
1
7
1

11
0
2
3
1
3
2
11
2

24
3
3
6
3
6
3
18
3

0

3

3

Опрос

1

2

3

Опрос

Опрос
Твор.,задание
Твор.,задание
Твор.,задание
Твор.,задание
Опрос
Опрос

6

12 Источники
информации:
человек, документы, архив,
интернет, объявления, реклама.
13 Как
найти
нужную
информацию?
Практика:
рассмотреть
и
отобрать важную информацию
в газете
14 Роль фотографии в газете
Знакомство со структурой
редакции телевидения
15 Просмотр и анализ передач
«Школьного телевидения»
Создание телевизионного
текста
Практика: Написать СТД, ЗКД,
продумать вопросы для СНХ
16 Требования к журналисту.
Практика: съемки на выезде,
расшифровка видео, написание
и озвучивание текста
17 Мастерство журналиста: работа
со словом
18 Требования к журналисту
19 Телевизионные новости,
телевизионный репортаж.
Практика: написать новость

3

0

3

Опрос

0

3

3

Опрос

2
8

1
13

3
21

Опрос

1

2

3

Творческое
задание

1

2

3

Опрос

2

1

3

3
0

0
3

3
3

Круглый
стол
Опрос
Творческое
задание

20 Авторская программа. Как
найти тему?
Практика: приготовить и
защитить свою авторскую
программу

1

2

3

Творческое
задание

21 Этапы создания тв-программ
0
Практика: съемки на выезде,
расшифровка видео, написание
и озвучивание текста
Знакомство со структурой
5
редакции радио.
22 Основные радийные жанры. 2
Радиозаметка.
Анализ
программы «РадиоМан»

3

3

Творческое
задание

10

15

1

3

Творческое
задание

23 Разговорные

1

3

Творческое

жанры. 2

7

Интерактив.
Практика:
найти
какие
радийные
программы
относятся к жанру.
24 Особенности создания выпуска 1
новостей на радио. Голос и
умение им владеть. Практика:
Артикуляционная разминка
25 Мастер-класс по созданию 0
программы на радио. Речь
радиоведущего
Практика:
анализ местных радиостанций
(аудиоматериалов), съемки на
выезде и в студии,
26 Экскурсия на «ГТРК-Бурятия» 0
Культура речи
14
27
28

29
30
31
32
33

задание

2

3

Творческое
задание

3

3

Творческое
задание

3
7

3
21

Опрос

Особенности культуры речи
журналиста
Этико-правовые основы
журналистики. Закон РФ о
СМИ
Права и обязанности
журналиста
Профессиональная этика
журналиста
Этические кодексы и нормы
журналистского поведения.
Культура речи журналиста
Итоговое занятие.
Чаепитие.
Выдача свидетельств об
окончании курса

2

1

3

Опрос

3

0

3

Опрос

2

1

3

2

1

3

Творческое
задание
Опрос

2

1

3

Опрос

3
0

0
3

3
3

Опрос

Итого:

53

55

108

2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного года
Сроки промежуточной аттестации

36 недель
1 год обучения (108 часов)
С 16.09.2024 для обучающихся 1 года обуч.31.05.2025 г. (приказ №
от
)
Входная- сентябрь
8

Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1 года обучения
Сроки итоговой аттестации (при наличии) В конце 1 года обучения (май)

Интервью

Репортаж
Репортаж
Очерк

02

Создание журналистского текста
Практика: написать эссе

09

Работа над журналистским текстом
Практика: найти ошибку в тексте

16

23

Форма контроля
Опрос, тест

Статья

Тема, замысел и идея журналистского
произведения
Практика: написать рассказ
Источники информации: человек,

Творч., з\е

18
25

Интервью

Устный опрос

28

Практич.,упр
.,

21

Творческое
задание

Заметка

Лекция, игры

14

Место
проведения

Вводное занятие. Беседа с детьми «Мы –
журналисты». Просмотр
видеофрагментов о работе журналиста.
Инструктаж, Экскурсия по Медиацентру
«Школьное телевидение», правила
поведение в студии и техника
безопасности при работе с
профессиональной техникой
История российской журналистики.
Журналистика как профессия
История российской журналистики.
Журналистика как профессия
Жанры журналистики

11

Ноябрь

3

7

9

Декабрь

Тема занятия

30

Лекция, беседа, тгра

Октябрь

Сентябрь

23

09-00 до
11-20;
15-00 –
17-20;

Беседа, лекция

16

Кол-во часов

Форма занятия

Время занятия

Число

Месяц

2.Календарный учебный график.

9

Роль фотографии в газете

20

Просмотр и анализ передач «Школьного
телевидения» Создание телевизионного
текста
Практика: Написать СТД, ЗКД,
продумать вопросы для СНХ

27

Мастерство журналиста: работа со
словом
Требования к журналисту.

10

Практика:
съемки
на
выезде,
расшифровка видео, написание и
озвучивание текста
Телевизионные новости, телевизионный
репортаж.
Практика: написать новость

27

3

10

17

24

А Март
п
р
е
л
ь

31

7

Авторская программа. Как найти тему?
Практика: приготовить и защитить свою
авторскую программу
Этапы создания тв-программ
Практика:
съемки
на
выезде,
расшифровка видео, написание и
озвучивание текста
Основные
радийные
жанры.
Радиозаметка.
Анализ
программы
«РадиоМан
Разговорные жанры. Интерактив.
Практика:
найти какие
радийные
программы относятся к жанру.
Особенности создания выпуска новостей
на радио. Голос и умение им владеть.
Практика: Артикуляционная разминка
Мастер-класс по созданию программы на
радио. Речь радиоведущего. Практика:
анализ местных радиостанций
(аудиоматериалов), съемки на выезде и в
студии.
Экскурсия на «ГТРК-Бурятия»

О Творческое задание, тест
п
р
о
с

Февраль

17

Практические и выездные
задания, бечеда

3

Опрос, круглый стол

13

Творческое задание

Как найти нужную информацию?
Практика: рассмотреть и отобрать
важную информацию в газете

Бечеда

30

Б Беседа, лекция, практика
е
с
е
д
а

Январь

документы, архив, интернет, объявления,
реклама.

10

Особенности культуры речи журналиста

21
28

Этико-правовые основы журналистики.
Закон РФ о СМИ
Права и обязанности журналиста

05

Профессиональная этика журналиста

12

Этические кодексы и нормы
журналистского поведения.
Культура речи журналиста

26

Беседа

Май

19

Итоговое занятие.
Чаепитие.
Выдача свидетельств об окончании курса

Опрос

14

Формы контроля: Тест, зачёт, написание сценария, съемки телевизионного сюжета,

мониторинг.
Содержание учебного плана

ПДО: Гармаева И.А.
Название темы: Вводное занятие/Входная диагностика
Инструктаж о правилах пожарной безопасности, ПДД.
«Вводный урок».
Цель: Познакомить детей с правилами поведения на дороге, правилами
пожарной безопасности, антитеррористическими действиями. Узнать
знания предмета, рассказать о предмете.
5. Задачи:
6. 1. формирование понятия «дорога», «проезжая часть», «тротуар»;
7. 2.развивать память, мышление при обобщении знаний о транспортных
средствах, о значении сигналов светофора, пешеходного перехода;
8. 3. познакомить с правилами безопасности и антитеррористической
жизнедеятельности, соблюдения ПДД во время пожара;
9. 4.развивать смекалку, быстроту мышления, речевую активность.
10.Ожидаемые результаты:
11.1. У детей закрепятся знания о том, что нельзя разговаривать с
незнакомыми людьми, что делать если ты на улице один, не уходи от дома
далеко.;
12.2. Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, знать назначение
и сигналы светофора, закреплять знания о дорожных знаках;
1.
2.
3.
4.

11

13.3. Дети будут развивать умение планирования и контроля своего поведения;
14.4. Дети будут развивать умение взаимопонимания, поддержки и
внимательности к эмоциональному состоянию других детей.
15.Конспект урока
16..
Учитель
развивает
дискуссию
на
тему
«Безопасность
жизнедеятельности».,
17.работа над изучаемым материалом., просмотр презентации, учитель
организует рассмотрение проблемных ситуаций по пожарной безопасности,
ПДД, АТБ.
Экскурсия по Медиацентру «Школьное телевидение», знакомство с операторами,
ознакомление с правила поведения в студии и при работе с профессиональной
техникой.
2. История российской журналистики.
Ознакомление с планом работы объединения «Основы журналистики», цель
и задачи. Решение организационных вопросов. Выпуск первой газеты в
России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на
общественную мысль в России.
Журналистика как профессия.
Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как
профессия. Беседа об особенностях и т рудностях
труда журналиста.
Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
3.
Формирование
жанров
журналистики.
Формирование
журналистики в истории становления журнального дела.

жанров

4.
Заметка. Ознакомление с заметкой как одним из распространенных
газетных и журнальных жанров. Знакомство с разновидностями материалов этого
жанра – новостная заметка, заметка - благодарность, заметка - просьба,
обращение. Написание статьи.
5.
Интервью. Ознакомление с интервью, особенностью жанра, Знакомство с
его видами: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка;
коллективное интервью; анкета.
6.
Статья. Ознакомление со статьёй, ролью статьи в газетах и журналах.
Знакомство с разновидностями статьи: проблемными, аналитическими,
обличительными. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость,
логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного
изложения. Написание статьи.
7.
Репортаж. Ознакомление с репортажем как наглядным представлением о
том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца
или действующего лица. Знакомство с жанровым
своеобразием, использование
элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо
12

эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Знакомство с видами
репортажа: событийный, тематический, постановочный. Написание репортажа.
8.
Очерк. Ознакомление с очерком. Близость к малым формам
художественной литературы - рассказу или короткой повести. Очерк как
раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность
воспроизведения материала. Знакомство с разновидностями очерка: событийные
и путевые. Написание очерка.
9 Тема: Работа над журналистским текстом
Цель: дать понятие об этапах работы над журналистским текстом, о методах
сбора информации и обработке материала; формировать умение делать
редакторскую правку; воспитывать культуру работы в группе.
Практика: Деловая игра «Создание журналистского текста/Написать эссе
10. Работа над журналистским текстом.
методике редактирования различают три вида редакторского чтения:
ознакомительное,
углубленное,
контрольное.
Ознакомительное (быстрое) чтение предполагает оценку целостности текста, его
конструкции. Внимание уделяется общему содержанию, идее текста, манере
изложения. Это чтение без остановок на частностях. Во время углублённого
(медленного) чтения внимание направлено на восприятие каждого слова и знака
текста. Идет анализ отдельных единиц текста, работающих на создание его
целостности. При углубленном чтении осуществляется неоднократный возврат к
прочитанному, соотнесение частей текста, работа над детализацией.
Окончательное, контрольное чтение – «шлифовочный» этап редакторской работы
над текстом, финальное прочтение всего текста или его отдельных частей,
проверка единообразия подачи фактического материала, правильности написания
имен собственных, указанных дат и цифр, их точность, достоверность,
оправданность.
Практика: проанализировать и найти ошибку в тексте.
11. Тема, замысел и идея журналистского произведения
Темой журналистского произведения является проблемная ситуация, идеей вариант решения проблемы, сюжетом - действия героев материала, кульминацией
- решение проблемы или провал попытки ее решить, развязкой - оценка
сделанного. Конфликт может быть внешним, когда происходит столкновение
людей друг с другом или с неблагоприятными условиями среды, и внутренним,
13

когда происходит борьба между «хочу», «могу» и «должен» отдельного человека.
Замысел журналистского произведения и накопление информации
Определившись с темой будущего произведения, журналист приступает к
формированию его замысла
Замысел – это задуманный план действий или деятельности, намерение
Замысел – первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок
будущего произведения. У замысла существует две стороны:
Идея – главная мысль произведения, в которой воплощается авторское
«открытие» – достигнутое им понимание предмета повествования, определившее
цель высказывания. Оно и представляет собой для аудитории некую ценность. Но
это определение – на все случаи жизни, в нем отражается сущность идеи любого
типа текста. А специфика «главной мысли» произведения журналистского
неразрывно связана со спецификой его темы.
12. Источники информации: человек, документы, архив, интернет,
объявления, реклама.
Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение). 1 - сведения,
передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или какимлибо другим способом. 2 – сигнал к действию или бездействию. 3 – средство
снятия неопределенности. 4 – передача или отражение разнообразия в любой
организации и природных процессах.
Источники информации – объект, из которого исходит информация (человек,
вещь, процесс, документ и т.д.). Классификация источников информации:
Вещественные (недостаток – возможность подделки, не всегда есть возможность
полной интерпретации информации);
Визуальные (получаются методом наблюдения, путем непосредственной
регистрации исследователем событий, явлений, процессов, происходящих в
определенных условиях (очевидцы, фотографии, рисунки, фильмы);
Устные (воспроизводимые и воспринимаемые при помощи речи и слуха –
фильмы, сказки, песни, слухи, мнения);
Письменные = опубликованные (первоисточники, документы, статистические
материалы, публикации в СМИ, научные труды, художественная литература и
т.д.).
Каналы распространения информации –1. пути и средства распространения
информации от адресанта к адресату (Глоссарий.ru) 2. реальная или воображаемая
линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к
реципиенту. (А. В. Соколов Общая теория социальной коммуникации)
Классификация каналов информации:
14

-по способам передачи: телевидение, радио, газеты, Интернет …
-по направлению передачи: прямые / обратные.
-по степени организованности: формальные / неформальные, официальные /
неофициальные.
Источник — это лицо или организация, генерирующее сообщение.
В качестве источника может выступать президент компании или страны, пресссекретарь, информационное агентство, компания-рекламодатель, агент по личным
продажам. Обычно источник имеет представление о том, как бы он хотел, чтобы
сообщение интерпретировалось получателем. Однако результат интерпретации,
т.е. толкование сообщения получателем, определяется рядом факторов, и прежде
всего, кодированием.
13. Как найти нужную информацию?
Информация — «золото» XXI века. Её покупают и дорого продают, обменивают и
копят, она напрямую влияет на жизни людей — иногда спасает, а иногда портит.
Какие существуют критерии качественной информации
Обычно выделяют:
-достоверность;
-полноту (достаточность данных для решения конкретной проблемы);
-согласованность (данные результатов логически связаны и не противоречат друг
другу);
-актуальность.
Задача поисковых систем (ПС) — структурировать информацию и делать её
доступной. Основа успешного использования ПС — поисковый запрос и наличие
ключевых слов в нём.
Ключевые слова — отдельные слова или словосочетания, благодаря которым
алгоритмы поисковых систем анализируют запрос и ищут сайты с подходящей
информацией.
Практика: рассмотреть и отобрать важную информацию в газете/интернете.
14. Роль фотографии в газете.
Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших
для публикации в газете/сайте.
15. Просмотр и анализ передач «Школьного телевидения» Создание
телевизионного текста
15

Телевизионная программа — это видеоряд, обладающий единым назначением и
некоторой целостностью (сюжетом), показываемый по телевидению.
Виды телевизионных программ:
Развлекательная программа – программа предназначенная для отдыха,
направленная на доставление удовольствия и эстетического наслаждения
Развлекательно-информационная - программа, предназначенная для развлечения,
но несущая значительные информационные элементы.
Информационная – предназначения для информирования о текущих событиях,
явлениях и фактах, современных теориях и прогнозах или предоставления
информации справочно-разъяснительного и рекомендательного характера.
Содержание информационное программы должно нести актуальный характер.
Информационно-развлекательная - программа предназначенная для
информирования, но несущая значительные элементы развлекательного
характера.
Консультационная программа – программа, целью которой является
предоставление полезных сведений для зрителя по вопросам, предоставляющих
для них лично интерес, например цены и качество потребительских товаров,
прогноз погоды и т.д.
Развивающая – программа направленная на углубление знаний в вопросах
общего, неактуального характера с изложением материала как в дидактической,
так и не дидактической форме или программа религиозно-проповеднического
толка. Содержание имеет длительный интерес, так что через год будет также
актуальна.
Общеразвивающая программа - программа направленная на углубление знаний в
вопросах общего (неактуального) характера с изложением материала не в
дидактической форме.
Образовательная программа – направлена на углубление знаний в вопросах
общего характера с изложением материала в явно дидактической форме.
Духовно-развивающая программа – основана на различных религиозных
верованиях или носящая характер религиозного наставления.
Социально-активизирующая программа – направлена на вовлечение людей в
общественно-социальную деятельность, например сбор средств, общественно
полезные дела.
-Стендап (англ. standup – стойка) - прием в телевизионном репортаже, при
котором журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме сюжета.

16

- Закадровый текст (наговор, начитка) — это голос корреспондента, звучащий за
кадром. Корреспондент в видеоизображении отсутствует, его голос «прикрыт»
видеорядом с информацией, дополняющей ту, которая содержится в начитке.
- Синхрон в телевизионной журналистике — это фрагменты записанных
интервью, взятые автором в сюжет, «цитаты» из сказанного людьми,
участвовавшими в съёмках.
Практика: Написать СТД, ЗКД, продумать вопросы для СНХ
16. Требования к журналисту.
Повторить основные профессиональные качества, которыми должен обладать
журналист;
Расширение и активизация знаний, обучающихся о профессии “Журналист”;
Узнать требование к журналисту как к профессии.
Ожидаемые результаты: Знать основные требования к журналисту.
17. Мастерство журналиста: работа со словом
Научиться писать и писать хорошо – можно. Но с одним непременным условием необходимо обучиться мастерству, перенять все секреты этой древней профессии,
которой владели истинные Мастера. Если вы, мои молодые коллеги, выбрали для
себя профессию журналиста, то обязаны учиться всю жизнь. Без этого, в среднем
аудитория успевает познакомиться только с четвёртой частью в нашей профессии
человеку делать нечего, так что учить творчеству не только можно, но, уверена, и
нужно. Хочу ещё дать вам конкретный совет, как возможно будущим
профессиональным журналистам: заведите «записную книжку журналиста» и в
неё записывайте слова и выражения, которые не затёрты в речах политиков, в
телеэфире, печатных СМИ, а звучат свежо, порой неожиданно. Пусть эти слова
будут звучать даже «необтёсано - грубовато» (ведь взяты они из самой глубины
жизни народной, из нашего повседневного быта), но зато своей
«незаштампованностью», неординарностью они обязательно остановят на себе
даже беглый взгляд читателя, записывайте все свои мысли, делайте зарисовки.
18.Телевизионные новости, телевизионный репортаж.
Удовлетворять информационные потребности общества -главная задача средств
массовой информации. Телевидение, как СМИ, имеет возможность более полно
доносить информацию до людей. Информационная функция является одной из 6
функций, которые осуществляются тележурналистикой. В широком смысле
новость - это творчески преобразованные факты, рассчитанные на восприятие
аудитории, с условием сочетания сенсационного со значимым, помогающим в
социальной ориентации.
17

С новостью и интервью обычно не возникает проблем, но вот репортаж многих
ставит в тупик. Слишком много пунктов нужно соблюсти - и эффект присутствия,
и хронологию, и вдобавок факты не переврать.
Вся суть репортажа кроится в его названии - от латинского "reporto" - передавать.
Передавать четко, конкретно и последовательно. Важно создать перед читателем
полную картину события - от начала и до конца.
Поэтому подготовка перед мероприятие или событием очень важна - ты должен
заранее решить, на каких моментах/деталях сделать акцент и, возможно, заранее
договориться о небольшом комментарии с героями, очевидцами или экспертами.
Помни, что ты должен четко передать всю последовательность событий - в
фактах, ярких деталях и диалогах показать всю канву происходящего. Для
удобства представь, что ты поднимаешься по лестнице - и не должен пропустить
ни одну ступеньку.
Практика: написать новость
20.Авторская программа. Как найти тему?
Важно понять, что отличие авторских программ, от «мейнтсрима» прежде всего
состоит в понимании журналистом своих профессиональных задач в их
неразрывной связи с этическими законами и обязательствами перед огромной
зрительской аудиторией. В понимании того, что важнейшей функцией
публицистики является (или хотя бы являлось) формирование общественного
мнения и, в конечном счете, воздействие на общественное сознание в целом. На
телевидении же, в силу универсальности и массовости его воздействия, лежит и
особая ответственность.
Итак, авторский замысел – вот главное, что должно лежать в основе авторской
телевизионной программы. Возвращаясь к самой природе авторской программы,
следует подчеркнуть, что такая программа может быть по жанру и
постановочной, игровой, развлекательной, а вовсе не публицистической,
основанной на реальности, на документе, или проблемной.
Практика: приготовить и защитить свою авторскую программу
21. Этапы создания телевизионных программ
Этапы создания телевизионных программ
Создание телепрограммы - творческий процесс, где следование определенному
плану и алгоритму удается с большим трудом. Ведь каждая программа по-своему
уникальна и действие по определенному шаблону не может гарантировать ей
18

популярность среди зрителей. Однако, существуют основные этапы создания
телевизионных программ, без которых даже самые творческие и непредсказуемые
специалисты не смогут обойтись. Можно выделить шесть основных этапов
создания телепередачи:
1. Разработка идеи и концепции;
2. Сбор материала;
3. Написание сценария;
4. Съемки;
5. Монтаж;
6. Подготовка материала к выходу в эфир.
Практика: съемки на выезде, расшифровка видео, написание и озвучивание текста
22. Основные радийные жанры. Радиозаметка.
Система жанров складывалась на радио исторически. Некоторые жанры перешли
в радиожурналистику из системы печати, другие возникли и развивались уже на
радио в силу его специфики.
Как и в печати, жанры радиожурналистики делятся на три основные группы:
информационные, аналитические и художественно-публицистические.
При этом критерии разграничения жанровых групп, свойственные жанрам печати,
сохранились.
А вот сами радиожанры существенно отличаются и от жанров периодической
печати.
Средство передачи информации на радио - звук (речь, музыка, шумы). Именно
этот факт и обусловил как специфическое использование в радиожурналистике
традиционных жанров печати, так и появление особых радиожанров (беседа,
радиоперекличка, радиокомпозиция).
К информационным (новостным) жанрам радиожурналистики относят
информационную заметку, радиокорреспонденцию, радиорепортаж и интервью.
Как и в печати, новостные жанры радио имеют общую функцию - оперативно
сообщать слушателям важнейшую информацию об актуальных или интересных
событиях.
Информационная заметка - основной жанр новостных радиопрограмм. Всегда
связана с конкретным событием, сообщает аудитории новость или
дополнительные сведения об известных событиях.
19

Тематика информационной заметки весьма широка. Основные требования точность, объективность, оперативность, актуальность.
Для подготовки текста радиозаментки вполне годятся схемы построения
новостных материалов, применяемые в печати. Однако есть и специфический
прием - повторение сути сообщения. Радиослушатель не может вернуться к тому,
что уже произнес диктор, поэтому повторение важнейшей информации в конце
сообщения помогает ему понять и запомнить сказанное.
Анализ программы «РадиоМан
23. Разговорные жанры. Интерактив
Интерактивность - способность человека активно влиять на содер­жимое и
направленность СМИ, возможность общаться с другими слу­шателями, свободно
высказывая свое мнение. В «Толковом словаре» Ожегова приставка «интер»
определяется, как «образующая существи­тельные и прилагательные с тем же
значением, что меж, между», а сло­во «активность», как «деятельный,
энергичный». Таким образом, интерактивность— это взаимодействие. В переводе
на язык масс-медиа интерактивность означает не что иное, как взаимо­действие
СМИ и аудитории, это взаимодействие с обратной связью.
Разговорные жанры: радиокомментарий; радиокорреспонденция; радиорепортж;
беседа у микрофона (монологическое выступление); радиоречь (выступление у
микрофона); радиоинтервью; радиобеседа (коллективная); радиодискуссия.
24. Особенности создания выпуска новостей на радио. Голос и умение им
владеть.
Новости как жанр занимают особое положение в радиопрограм­мах. Это обычно
оговаривается в правовых основах вещательных служб, где подчеркивается, что
новости должны быть четко и ясно отделены от мнения журналистов. Как говорят
англичане, новости неприкосновенны, мнения свободны.
В первом предложении новости, должно быть кратко и ярко подано главное
событие/повод. Это короткая ёмкая фраза - Лид. И это предложение должно быть
таким, чтобы радиослушатель, услышав его, сделал радио громче. При этом
нельзя падать на "желтизну". Исключена всякая нарочитая сенсационность в
анонсах и подаче материала. Если сенсация есть, она говорит сама за себя.
Новости на радио не должны поучать и содержать каких-либо выводов из
приведённой информации. Делать выводы - это прерогатива радиослушателя.
Новости на радио нужно писать сбалансировано. Недопустимо писать новости о
конфликтах и спорах, основываясь на логике и позиции лишь одной стороны.
Давая новость в эфир, мы подразумеваем, что слушатель получает эту
информацию впервые, поэтому стараемся кратко дать полную картину. В новости
на радио не должно оставаться брошенных на полдороги историй и персонажей.
20

В новость входит только одна история.
В новостях на радио недопустимо слово "вчера". Его удачно заменяет слово
"Накануне"
Редакции новостей работает на огромную аудиторию.
Смысловое восприятие звучащей речи зависит от многих параметров. Одним из
главнейших является темп произнесения. Темп– это скорость произнесения
звуков, слогов, слов в единицу времени (например, в минуту). Средний темп
произнесения – 100–120 слов в минуту – является оптимальным для легкого
восприятия речи. Самые важные мысли могут высказываться в замедленном
темпе, менее важная информация – проговариваться быстро.
Слишком медленный темп речи имеет свои недостатки. Он не успевает за
восприятием слушателями сказанного. Слушателю при этом сложно вычленить
главное и второстепенное, поэтому он может не уяснить сути рассуждения.
Медленно говорящий оратор, какие гениальные бы высказывания он ни
произносил, может вызвать лишь зевоту и скуку, а иногда и раздражение
аудитории.
Другой важный для хорошего оратора показатель – сила голоса. Тут есть две
стороны: нельзя говорить ни слишком тихо, ни слишком громко. При тихой речи
оратора могут просто не услышать. И, напротив, чрезмерно громкая и особенно
крикливая речь может вызвать неприятие, психологическое отторжение
сказанного.
Следующий параметр, который должен учитывать оратор, – высота голоса.
Высота голоса зависит от природных физиологических показателей. Голос может
быть низким, высоким, средним. Большой выразительности может добиться
оратор, умеющий мастерски повышать или понижать голос.
Практика: Артикуляционная разминка
25. Мастер-класс по созданию программы на радио. Речь радиоведущего
Будем считать, что будущий радиоведущий уже умеет четко произносить все
звуки и выучил все нюансы произношения согласных.
Второй секрет говорящего у микрофона – это умение четко, быстро и задорно
читать тексты перед микрофоном. В настоящее время существует огромное
количество скороговорок, при помощи которых можно натаскать себя на чтение
новостей. У ведущего новостного блока на современной радиостанции
ограниченно время в эфире. Часто информационный блок не должен занимать
более 3–5 минут. За такое короткое время необходимо выложить максимум
полезной информации, рассказать про пробки на дорогах и сообщить о погоде на
завтра.
Многие пользователи социальных сетей видели ролики, на которых учащиеся
дикторских школ начинают зачитывать с серьезным видом забавный текст: "В
21

четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик
регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и
не вылавировали..." Эту краткую повесть от А. Пантелеева знают все
преподаватели по технике речи и их ученики.
Можно с уверенностью сказать, что если вы этот текст сумеете прочесть быстро и
при этом ни разу не ошибетесь в произношении, то дорога на радио вам открыта.
3 требование
Третьим секретом любого радиоведущего является правильное произношение
ударений в словах. У новичков на радио часто случается культурный шок, и они
никак не могут привыкнуть к тому, что телефон все-таки звонИт, а микрофон –
включЁн. Еще одной частой ошибкой ведущих бывает неправильное
употребление слов надеть и одеть. В данном случае нужно просто запомнить
простую истину – "Надеть одежду, одеть Надежду".
Для того чтобы правильно ставить ударения в словах, каждый уважающий себя
диктор приобретает специальный орфоэпический словарь. Его можно найти на
полках любого крупного книжного магазина. Обычно он называется "Словарь
ударений для дикторов радио и телевидения". А еще для ведущего на радио очень
важна смекалка, умение находить выход из неловких ситуаций, которые могут
возникать во время выхода в прямой эфир. Быстрота реакции – вот еще одно
качество, которое невероятно важно для радио-диджея. Но умения только лишь
четко изъясняться хорошо поставленным голосом – недостаточно, чтобы стать
действительно ТОПовым ведущим на радио. Большинство слушателей включают
радиоволну для того, чтобы поднять себе настроение, услышав любимый голос
остроумного мастера слова. Следовательно, радиоведущий должен, прежде всего,
быть человеком интересным, разносторонне развитым и остроумным, чтобы
слышать его хотелось снова и снова.
26. Экскурсия на «ГТРК-Бурятия»
27. Особенности культуры речи журналиста
Основными критериями высокой культуры речи современного журналиста – и
одновременно требованиями к его речевому уровню – являются её правильность
(соответствие нормам литературного языка), точность (умение чётко и ясно
мыслить, рассуждать и излагать аргументацию), содержательность, уместность,
логичность и выразительность. Журналист же должен на протяжении всего
времени совершенствовать свои навыки письма и манеру речи. Ведь благодаря
образности речи журналиста, его начинают узнавать и со временем говорить о
нем, как о талантливом и грамотном человеке, который имеет свой
индивидуальный стиль и манеру письма и речи.
Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего
общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию,
накопленному человечеством, в том числе отношение к родному языку, тем
дольше сохранится культура национальная. Журналистов как никого других
22

должны беспокоить эти проблемы, ведь они должны являться лидерами и
представителями речевой грамотности и с передовых площадей своих СМИ
пропагандировать чистоту языка.
28. Этико-правовые основы журналистики. Закон РФ о СМИ
Основой в системе российского права является Конституция. Конституция
гарантирует свободу мысли и слова, идеологический плюрализм,
беспрепятственное движение информации, запрещает цензуру.
На основе Конституции строится система отраслевого права. Так, в декабре 1991
года был принят Закон РФ "О средствах массовой информации". Этот Закон
формулирует права и обязанности журналистов, регулирует взаимоотношения
редакций с учредителями, издателями, массовой аудиторией, источниками
информации и т. д. Периодически в него внесятся некоторые дополнения и
изменения
Помимо Конституции и Закона "О СМИ" отношения в журналистской среде
регулируются еще рядом Законов, принимаемых на общероссийском и
региональных уровнях. Назовем некоторые из них: "Об авторском праве и
смежных правах" (1993), "Об информации, информатизации и защите
информации" (1995), "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ"
(1995), "О государственной тайне"(1993), "О рекламе" (1995) и др.
Для начала рассмотрим, кто на основании нашего законодательства является
журналистом. Согласно статье 2 Закона "под журналистом понимается лицо,
занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений
и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней
трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой
деятельностью по ее уполномочию". Статья 52 того же Закона определяет статус
профессионального журналиста. Он распространяется на штатных сотрудников
малотиражных изданий, распространяемых в пределах одного предприятия,
организации или учреждения, а также на авторов, не связанных с редакцией СМИ
трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими
внештатными авторами или корреспондентами при выполнении ими поручений
редакции.
29. Права и обязанности журналиста
Определение круга прав и обязанностей журналистов является одним из
важнейших элементов российского законодательства о средствах массовой
информации. Эти права и обязанности выступают в качестве дополнительных
гарантий и свободы массовой информации, и гарантий по предупреждению от
злоупотреблений ею.
30. Профессиональная этика
Для того чтобы избежать неприятных случаев, журналистами и издателями был
разработан некий свод «правил журналистской этики», регламентирующих, что
23

журналист может себе позволить, а что — не может. Эти правила не являются
абсолютными — в принципе, у каждой крупной газеты есть свой «кодекс чести
журналиста», хотя большая часть правил одинакова у всех. Существующее
законодательство требует выполнять часть этих правил (например, не
распространять клевету, не призывать к нарушению закона и т.п.), но часть
опирается лишь на добрую волю журналиста.
Следование правилам журналистской этики зачастую избавляет автора от
возможных проблем с представителями закона (как, впрочем, и с их антиподами),
работает на его репутацию и позволяет ему, хоть это и звучит несколько
напыщенно, не утратить чести и сохранить самоуважение. Серьезный журналист,
являющийся (или желающий стать) профессионалом, сознающий свою
ответственность перед читателями — такой человек приложит все силы к тому,
чтобы не нарушить правила «кодекса чести журналиста».
Единого списка не существует, но практически каждый список включает в себя
следующие пункты:
1) Исходить из фактов! Это первое — и самое главное правило, основа основ
журналистской этики. Суть работы журналиста в том, чтобы сообщать читателям
факты — и на этом фундаменте он должен строить свои материалы. Автор может
анализировать, выдвигать гипотезы, полемизировать, призывать к тем или иным
действиям — но все это опирается на факты. Грубо говоря, журналисту не
позволено иметь собственного мнения, если он не может подкрепить его фактами.
Иначе это просто не журналистика. Если автор любит придумывать истории,
пусть пишет фантастику. Если автор любит убеждать людей, воздействуя на их
эмоции, он может заняться рекламой или PR. Журналист работает в первую
очередь с фактами.
2) Работа над статьей должна быть честным поиском правды.
Собирая материал для статьи, журналист не должен стараться любой ценой
доказать или опровергнуть какую-то определенную точку зрения. Это вовсе не
значит, что автор не может начать сбор фактов, чтобы попытаться доказать
какую-то свою гипотезу. Но если факты, которые ему удалось собрать,
противоречат его гипотезе, журналист должен отказаться от этой точки зрения, не
пытаясь «доработать напильником» собранную информацию, чтобы подогнать
факты под свою теорию.
3) Нельзя получать информацию обманным путем.
Этот пункт, вероятно, наиболее спорный. Очевидно, что информация, которую
журналист получит, сообщив о том, что он готовит материал для газеты, скорее
всего будет отличаться от той информации, которую он получит, представившись
кем-нибудь другим. С одной стороны, если человек говорит с журналистом
свободно, как с любым другим человеком с улицы, он вряд ли будет следить за
документальной точностью и корректностью своих слов, где-то приврет, что-то
скроет… одним словом, полученная от него информация будет не вполне
24

достоверной. С другой стороны, есть вещи, которые человек никогда не скажет
(или не сделает), если будет знать, что имеет дело с журналистом. Так, если
журналист хочет проверить, правда ли, что в каком-то баре регулярно
обсчитывают клиентов и заменяют дорогие спиртные напитки на более дешевые,
вряд ли с его стороны будет разумно с порога представиться журналистом и
спросить в лоб: «А правда, что вы обсчитываете клиентов?»
Большинство серьезных журналистов решают для себя этот вопрос следующим
образом: они всегда представляются и объясняют, что собирают материал для
статей, за исключением случаев, когда они ведут журналистское расследование
деятельности какого-либо человека или организации. Но даже в этом случае
информация, полученная от введенного в заблуждение собеседника, обычно
используется лишь как зацепка для дальнейшей работы, а не как материал для
печати (исключение составляют документы).
4) Следует исправлять свои ошибки.
Если журналист все же допустил ошибку, исказил факты, поторопился с
выводами и т.п. — он должен сам написать об этом и восстановить истину, не
дожидаясь, пока это сделает кто-то другой. Конечно, возможность или
невозможность напечатать опровержение обычно зависит от политики газеты и от
позиции редактора, но журналист должен, по меньшей мере, попытаться это
сделать.
5) Нельзя нарушать соглашения с источниками информации.
Если в процессе сбора информации журналист договорился о чем-то с человеком,
предоставившим ему информацию, эта договоренность должна соблюдаться
любой ценой. Если журналист пообещал человеку не называть его имени, он не
имеет права это сделать. Если в разговоре было сказано, что передаваемая
информация не предназначена для печати, ее публикация будет грубым
нарушением журналистской этики. Если была достигнута какая-то другая
договоренность (например, о сроках публикации), ее тоже следует
неукоснительно придерживаться.
6) Нельзя использовать свое положение как оружие.
В случае какого-либо конфликта с каким-то деятелем или организацией,
журналист порой испытывает искушение воспользоваться своей профессией как
оружием устрашения: «Или ты…, или я про тебя ТАКОЕ напишу!» Однако
поступать так нельзя ни в коем случае, каким бы сильным не было это искушение.
Что шантаж уголовно наказуем. Если событие действительно заслуживает
написания статьи, надо не угрожать, а сесть и подготовить материал. Если же
дело яйца выеденного не стоит, журналист таким поведение просто
дискредитирует себя, свое издание и свою профессию.
7) Любое утверждение, способное причинить кому-либо вред, должно
подкрепляться фактами.
25

Не важно, пишете ли Вы предвыборную статью о кандидате в мэры крупного
города, разоблачаете мошенническую фирму или же сравниваете принтеры
«Epson» и «HP». Любая критика в чей-либо адрес, любое высказывание,
способное повредить чьей-либо репутации, должно подкрепляться фактами.
Впрочем, точно так же должна подкрепляться фактами и любая положительная
оценка — чтобы не причинить ущерб читателям, введя их в заблуждение.
Все факты обязательно должны быть приведены в тексте статьи.
8) Писать «правду, всю правду, и ничего, кроме правды».
Как гласит известный анекдот, существует пять степеней лжи — обычная ложь,
наглая ложь, сверхнаглая ложь, статистика и цитирование. «Полуправда»
зачастую является большей ложью, нежели домысел или клевета. Существует
множество демагогических приемов, позволяющих «лгать правдой». Это и
собственно полуправда, и «избранное цитирование», и «ad absurdum», и
фокусирование на второстепенном, и наклеивание ярлыка с последующей его
критикой, и переход на личности и другие приемы.
9) Нельзя искажать истину ради получения выгоды.

21.Этические кодексы и нормы журналистского поведения.
Кодекс профессиональной этики журналиста определяет основные моральнонравственные ориентиры, которыми должен руководствоваться журналист при
исполнении своих профессиональных обязанностей.
Вот некоторые из принципов журналистской этики:
Социальная ответственность журналиста.
Правдивость и объективность.
Добросовестность.
Честность
Уважение чести и достоинства личности.
Кодекс также служит руководством при рассмотрении дел о нарушениях норм
журналистской этики.
Положения Кодекса распространяются на членов журналистских союзов и
организаций, на штатных творческих работников редакций СМИ, а также на лиц,
занимающихся журналистской деятельностью по поручению редакций или на
иных законных основаниях.
Для того, чтобы наиболее продуктивно использовать свои возможности,
радиовещание должно осознать себя как вид устной речи и дать себе отчёт в
специфических признаках произносительно-слуховой системы языка.
26

Лингвистической базой для выработки норм радиоречи должна служить
стилистика устной речи. Отсюда дальнейший вывод: необходимо повести
решительную борьбу с чтением вслух по радио. Читать вслух можно и должно
только методологические бюллетени, газетную информацию и т.п. Весь
остальной материал радиовещания – радиогазеты, радиолекции, радиодоклады, не
говоря уже о материале художественном – надо говорить, а не читать.
22. Культура речи журналиста
Все передачи такого рода должны быть – и притом не только в интонационном
отношении, но также и со стороны стилистической, и со стороны структурной –
продуктами устной, а не письменной речевой деятельности, хотя это, конечно, не
следует понимать в смысле требования или хотя бы допущения языковой
вульгаризации.
Живая речь, отражаемая в своём, подчас неуклюжем, стилистическом
оформлении и интонационном течении, одновременный с нею процесс мысли;
речь, в момент своего звучания служащая для говорящего орудием мышления,
приковывает внимание в гораздо большей мере, чем гладкое течение речи
читающего вслух. Чтение текста не отражает становление мысли. В процессе
свободного устного изложения мы творим, в процессе чтения вслух –
воспринимаем и воспроизводим (пусть нами же созданную речь). Чтение вслух –
это чистая коммуникация, сообщение мысли, уже оцепеневшей в неподвижной
материи письма, и, если только оно не приготовлено особенно тщательно, обычно
обнаруживает у чтеца неполное овладение излагаемой мыслью и её языковым
оформлением.
23. Итоговое занятие
Подведение итогов, вручение сертификатов, чаепитие.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Характеристика
электронная доска, проектор, компьютер

Информационное обеспечение

-аудио
- видео
- фото

Кадровое обеспечение

ПДО с высшим образованием, первой
квалификационной категории

Учебные пособия
Учебные

год издания

кол-во

27

пособия

экземпляров

Справочная литература: (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы
данных, ссылки, сайты и др.):
Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного
курса «Журналистика» старшеклассникам.

(Сетевой
ресурс www.op
enclass.ru/io/1/
psihologiches)

Ворошилов В.В. История журналистики России.

СПб. 2000.

Ворошилов В.В. Техника и технология СМИ

. СПб. 2000

Калинин А.В. Лексика русского языка..
Колесников. Стилистика и литературное редактирование.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности
журналиста. –
Лукина М.М. Технология интервью.

М. 2002
М., 2004.
М., 2004.
М., 2005.

Мильчин А.Э. Методика редактирования текста.. изучение
жанров журналистики-

М. 2008

Рахманова М.И. Трудности русского языка. Словарь
журналиста.

М. 2004.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку.
Практическая стилистика.

М. 2004.

• Спирина Н.А. Журналистика в школе.

(Сетевой
ресурс
http://festival.1s
eptember.ru/arti
cles/310091

электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по
темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые
презентации, виртуальные контрольные и индивидуальные занятия и др.):
21.http://kriv-krschool.edu.tomsk.ru/wpcontent/uploads/2013/11/IvanovaT.P_vneurochka_Vvedenie-v-zhurnalistiku-5-klass.pdf
http://alenushka.opendev.ru/u/programma_krujka_yunyiy_jurnalist.pdf
Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика:Photoshop CS,
CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. –
(Серия “Трюки и эффекты”.
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый
урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
28

Формами аттестации являются: Выпуск статей, интервью, репортажа; ведение
собственных блогов, групп в социальных сетях интернет-пространства; участие
детей в городских, областных, региональных и всероссийских конкурсах по
журналистике;
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
• Словесный
• Наглядный
• Объяснительно-иллюстративный
• Репродуктивный
• Игровой
• Дискуссионный
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуально-групповая
Педагогические технологии с указанием автора:
•
•
•

Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Проектная технология
1.5.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006
2. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: 2004
3. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. – СПб.: 1999
4. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. –
М.: 2000
5. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. – М.: 2001
6. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. – М.: 2002
7. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
8. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: 2000
9. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».