Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Информационное обеспечение 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Основы робототехники» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14». https://docs.cntd.ru/document/420207400 • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ • Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022г. №374. Актуальность: Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. В настоящее время автоматизация достигла такого уровня, при котором технические объекты выполняют не только функции по обработке материальных предметов, но и начинают выполнять обслуживание и планирование. Человекоподобные роботы уже выполняют функции секретарей и гидов. Робототехника уже выделена в отдельную отрасль. Робототехника - это проектирование, конструирование и программирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. В настоящее время одной из основных проблем в России считается её малая обеспеченность инженерными кадрами. Весьма небольшая доля выпускников получают образование по техническим профессиям. Поэтому следует активно начинать популяризировать профессии инженеров уже в школьном возрасте, начиная с младших классов. Детям необходимы примеры для подражания в сфере инженерной деятельности. Вид программы: экспериментальная программа Направленность программы: техническая Адресат программы: Младшие школьники: 8-10 лет: ведущей становится учебная деятельность. В психологии ребёнка появляются различные новообразования, такие как развитие словеснологического, рассуждающего мышления, увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Дети данного возраста имеют следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Срок и объём освоения программы: Срок реализации Программы – 1 год обучения, 108 педагогических часов. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Режим занятий: 3 академических часа по 45 мин 1 раз в нед. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ. Цель: создание условий для изучения основ алгоритмизации и программирования, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженернотехнического конструирования и основ робототехники. Задачи: 1.Образовательные: • сформировать у детей теоретические и практические знания о процессе создания программируемого механизма; • формирование умений и навыков конструирования; • формирование навыков программирования; • стимулировать познавательную активность; • обучить детей созданию механизмов, изделий из конструкторов Лего; • знакомство с понятием компьютерного программирования и обучение основам работы в компьютерных программах. 2. Развивающие: • развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся; • развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом; • развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел; • развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей; • развивать умения творчески подходить к решению задачи; • развивать применение знаний из различных областей знаний; • развивать умения излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путём логического рассуждения; 3. Воспитательные: • воспитание трудолюбия, ответственности, усидчивости; • воспитание нравственных качеств личности ребёнка, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира; • воспитание аккуратности, целеустремленности, умения доводить начатое до логического завершения; • формирование этических норм в межличностном общении; • формирование гражданственности и патриотизма через создание предметов и механизмов окружающего мира. Ожидаемые результаты • • • • • • • Личностные результаты: К личностным результатам освоения программы можно отнести: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; воспитание чувства справедливости, ответственности; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • принимать и сохранять учебную задачу; планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок; в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; Коммуникативные универсальные учебные действия: аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками; определять цели, функций участников, способов взаимодействия; осуществлять постановку вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешать конфликты, выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управлять поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты: по окончании обучения дети должны знать: правила безопасной работы; основные компоненты механизмов; конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; конструктивные особенности различных роботов; как передавать программы; как использовать созданные программы; приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.; уметь: использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач; конструировать различные модели; использовать созданные программы; применять полученные знания в практической деятельности; владеть: навыками работы с роботами; навыками работы в среде программирования. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Основы робототехники» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план Количество часов № Тема занятия Всего Теория Практ ика 1. Вводное занятие. 2. Базовые модели «пятиминутки». Дистанционное управление. 12 3. Игра «Сумо ДУ». 6 4. Механическая передача (МП). Виды МП. Механизмы захвата, подъёма. Рулевой механизм. 12 4 8 5. Игра «Перевозчик». 6 1 5 6. Гусеничный привод. 9 3 6 7. Полный привод. 9 3 6 8. Игра «РобоЭкстрим». 6 1 5 9. Программирование роботов. 18 9 9 10. Игра «Сумо». 6 1 5 11. Игра «Гонки». 6 1 5 12. Задачи для робота. 12 4 8 13. Защита проекта «Мой робот». 3 0 3 Формы аттестации/контроля 2 Беседа, рассказ 4 8 1 5 Беседа, рассказ, практическая работа, творческая задание, соревнование. Соревнование. 1 3 Итого: Беседа, рассказ, практическая работа, творческая задание, соревнование. Соревнование. Беседа, рассказ, практическая работа, соревнование. Беседа, рассказ, практическая работа, соревнование. Беседа, рассказ, практическая работа, творческая задание, соревнование. Беседа, рассказ, практическая работа, творческое задание Беседа, рассказ, практическая работа, творческая задание, соревнование. Беседа, рассказ, практическая работа, творческая задание, соревнование. Беседа, практическая работа, тестовое задание Творческое задание 108 Расширенный календарно-учебный план 1. Введение в робототехнику – 3 ч. Теория – 1ч. Введение понятия «робот». История развития робототехники. Поколения роботов. Классификация роботов. Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Показ действующей модели робота и его программ: на основе датчиков освещения, расстояния, звука и касания. Робоспорт. Практика – 2ч. Сборка простых механизмов. Форма контроля: Опрос. 2. Базовые модели «пятиминутки». Дистанционное управление – 12ч. Теория – 4ч. Ознакомление с комплектом деталей для изучения робототехники: контроллер, сервоприводы, соединительные кабели, датчики, порты подключения. Программы для дистанционного управления. Практика – 8ч. Сборка базовых моделей «Пятиминутка». Дистанционное управление. 3. Игра «Сумо ДУ» – 6ч. Теория – 1ч. Ознакомление с регламентом игры. Практика – 5ч. Проведение соревнования «Сумо» роботов на дистанционном управлении. Форма контроля: Конкурс. 4. Механическая передача (МП). Виды МП. Механизмы захвата, подъёма. Рулевой механизм – 12 ч. Теория – 4ч. Виды механических передач. Передаточное отношение, передаточное число и т.п. Практика – 8ч. Сборка простейших механических передач. Сборка разных видов механизмов захвата, подъёма. Сборка рулевого механизма. Форма контроля: Защита проекта. 5. Игра «Перевозчик» – 6ч. Теория – 1ч. Ознакомление с регламентом игры. Практика – 5ч. Проведение соревнования «Перевозчик» роботов на дистанционном управлении. Форма контроля: Конкурс. 6. Гусеничный привод – 9ч. Теория – 3ч. Функции гусеничного привода. Особенности конструкции. Практика – 6ч. Сборка тележки с гусеничным приводом. Форма контроля: Защита проекта. 7. Полный привод – 9ч. Теория – 3ч. Функции полного привода. Виды. Особенности конструкции. Практика – 6ч. Сборка тележки с полным приводом. Форма контроля: Защита проекта. 8. Игра «РобоЭкстрим» – 6ч. Теория – 1ч. Ознакомление с регламентом игры. Практика – 5ч. Проведение соревнования «РобоЭкстрим» роботов на дистанционном управлении. Форма контроля: Конкурс. 9. Программирование роботов – 18ч. Теория – 9ч. Алгоритм. Текстовая, визуальная среда программирования. Программирование Лего. Практика – 9ч. Программирование по времени, оборотам, градусам; с использование датчиков (УД, ДЦ, ДК и др). Задания: парковка, лабиринт, движение по линии и т.п. Форма контроля: Конкурс. 10. Игра «Сумо» – 6ч. Теория – 1ч. Ознакомление с регламентом игры. Практика – 5ч. Проведение соревнования «Сумо» роботов в автономном режиме. Форма контроля: Конкурс. 11. Игра «Гонки» – 6ч. Теория – 1ч. Ознакомление с регламентом игры. Практика – 5ч. Проведение соревнования «Гонки» роботов в автономном режиме. Форма контроля: Конкурс. 12. Задачи для робота – 12ч. Теория – 4ч. Ознакомление с регламентом игр. Практика – 8ч. Проведение соревнований, олимпиад среди кружковцев. Программирование роботов для соревнований: траектория, сумо; биатлон; гонки, футбол, шагоход и т.п. Форма контроля: Конкурс. 13. «Мой Робот». – 3ч. Практика – 3ч. Создание собственных роботов учащимися и их презентация. Форма контроля: Защита проекта. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1. 02.09.24 2. 09.09.24 3. 16.09.24 4. 23.09.24 5. 30.09.24 6. 07.10.24 7. 14.10.24 8. 21.10.24 9. 28.10.24 10. 11.11.24 11. 18.11.24 12. 25.11.24 13. 02.12.24 09.00- Рассказ, 11.20 беседа, прак. работа Рассказ, 15.00- беседа, 17.20 прак. работа Беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа е Рассказ, беседа, прак. работа Тема занятия Форма контроля Форма занятия Кол-во часов № Дата Время 1 год обучения 3 Введение в робототехнику. Конструирование механизмов. Практич. задание 3 Базовая модель «пятиминутка». Дистанционное управление. Практич. задание 3 Базовая модель «пятиминутка». Дистанционное управление. Базовая модель «пятиминутка». Дистанционное управление. Практич. задание 3 Базовая модель «пятиминутка». Дистанционное управление. Практич. задание 3 Игра «Сумо ДУ» Соревно вание 3 Игра «Сумо ДУ» Соревно вание 3 Механическая передача (МП). Виды МП. Механизмы Практич. задание захвата, подъёма. Рулевой механизм 3 Механическая передача (МП). Виды МП. Механизмы Практич. задание захвата, подъёма. Рулевой механизм 3 Механическая передача (МП). Виды МП. Механизмы Практич. задание захвата, подъёма. Рулевой механизм 3 Механическая передача (МП). Виды МП. Механизмы Практич. задание захвата, подъёма. Рулевой механизм 3 Игра «Перевозчик». Соревно вание 3 Игра «Перевозчик». Соревно вание 3 Практич. задание Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Беседа, твор. работа 3 Гусеничный привод. Функции. Особенности конструкции. Практич. задание 3 Гусеничный привод. Функции. Особенности конструкции. Практич. задание 3 Гусеничный привод. Функции. Особенности конструкции. Практич. задание Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Рассказ, беседа, прак. работа Беседа, прак. работа 3 Полный привод. Функции. Виды. Особенности конструкции. Практич. задание 3 Полный привод. Функции. Виды. Особенности конструкции. Практич. задание 3 Полный привод. Функции. Виды. Особенности конструкции. Практич. задание 3 Игра «РобоЭкстрим». Соревно вание 3 Игра «РобоЭкстрим». Соревно вание 3 Практич. задание 3 Программирование роботов. Алгоритм. Текстовая, визуальная среда программирования. Программирование Лего. Программирование роботов. 3 Программирование роботов. Практич. задание 3 Программирование роботов. Практич. задание 17.03.25 Беседа, прак. работа 3 Программирование роботов. Практич. задание 27. 24.03.25 Беседа, прак. работа 3 Программирование роботов. Практич. задание 28. 31.03.25 Беседа, прак. работа 3 Игра «Сумо». Практич. задание 29. 07.04.25 Беседа, прак. работа 3 Игра «Сумо». Практич. задание 30. 14.04.25 Беседа, прак. работа 3 Игра «Гонки». Соревно вание 14. 09.12.24 15. 16.12.24 16. 23.12.24 17. 13.01.25 18. 20.01.25 19. 27.01.25 20. 03.02.25 21. 10.02.25 22. 17.02.25 23. 24.02.25 24. 03.03.25 25. 10.03.25 26. Практич. задание 31. 21.04.25 Беседа, прак. работа 3 Игра «Гонки». Соревно вание 32. 28.04.25 Беседа, прак. работа 3 Задачи для робота. Игры. Практич. задание 33. 05.05.25 Беседа, прак. работа 3 Задачи для робота. Игры. Практич. задание 34. 12.05.25 Беседа, прак. работа 3 Задачи для робота. Игры. Практич. задание 35. 19.05.25 Беседа, прак. работа 3 Задачи для робота. Игры. Практич. задание 36. 26.05.24 Творчес кая работа 3 «Мой Робот». Создание собственных роботов учащимися и их презентация. творческ ое задание Количество учебных недель Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года Сроки аттестации 36 недель 36 дней (1 год обучения, 108ч.) 2.09.24 – 30.05.25 Входная - октябрь Промежуточная- январь Итоговая- май 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Аспекты Материально-техническое обеспечение Получено по Программе «Новые места»: Информационное обеспечение Ссылки: Кадровое обеспечение Характеристика Площадь кабинета 100кв.м. (60кв.м. – компьютерный зал, 40кв.м. зал – полигон. Перечень оборудования: ПК – 11шт, робототехнические наборы, сенсорная интерактивная панель, шкафы и стол с местом для хранения робототехнических наборов и инструментов, полигон для испытания роботов и набор полей. Робототехнические наборы Lego, VEX; сенсорная интерактивная панель, стол с местом для хранения робототехнических наборов и инструментов, набор полей. https://mau-do-t.buryatschool.ru/ https://vk.com/man03 Педагог ДО (образование высшее, без категории, пед. стаж 18 лет). 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Практические занятия, включающие: • зачёт на основе тестов на знание теории работы механизмов, алгоритмов и т.п.; • проверочная работа на правильность и работоспособность механизмов и роботов; • творческая работа на основе создания проекта, презентаций; • соревнования, конкурсы, выставки, фестивали и т.д 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития высших психических функций ребёнка Уровень развития социального опыта учащихся Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова «Организация и оценка Уровень сохранения и укрепления здоровья здоровьесберегающей деятельности учащихся образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Защита проектов; выполнение Уровень теоретической подготовки учащихся олимпиадных заданий Изучение удовлетворенности родителей Уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения предоставляемыми образовательными услугами (методика Е.Н.Степановой) Анкетирование, тестирование, опрос, Оценочные материалы защита проектов, олимпиады. 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный • Репродуктивный • Частично-поисковый • Исследовательский • Игровой • Дискуссионный • Проектный Формы организации образовательной деятельности: • Индивидуальная • Индивидуально-групповая • Групповая • Практическое занятие • Открытое занятие • Беседа • • • • • • • • • • Выставка Защита проекта Игра Презентация Мини-конференция Мастер-класс Олимпиада Мини-фестиваль Мини-чемпионат Турнир Педагогические технологии с указанием автора: • Технология индивидуального обучения • Технология группового обучения • Технология коллективного взаимодействия • Технология модульного обучения • Технология дифференцированного обучения • Технология проблемного обучения • Технология дистанционного обучения • Технология исследовательской деятельности • Проектная технология • Здоровьесберегающая технология. Дидактические материалы: ссылка на папку • • • • Инструкции; Регламенты заданий; Макеты; Поля и полигоны для выполнения заданий. Информационное обеспечение 1. Lego Mindstorms: Создавайте и программируйте роботов по вашему желанию. Руководство пользователя. 2. Методические аспекты изучения темы «Основы робототехники» с использованием Lego Mindstorms, Выпускная квалификационная работа Пророковой А.А. Программа «Основы робототехники», Алт ГПА. Литература для учащихся: 1. Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW Издательство: ДМК пресс. 2010. 2. Уроки Лего-конструирования в школе. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. М.: Бином. 2011. Интернет- ресурсы: http://robotics.ru http://myrobot.ru http://www.prorobot.ru http://legorobot.ru