Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Развивающие занятия с психологом» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативноправовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” • Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374. Актуальность: Программа «Развивающие занятия с психологом для 1–4 классов» является важным инструментом для поддержки психологического развития детей младшего школьного возраста. Она поможет адаптироваться к школьной жизни, развить когнитивные навыки, сформировать социальные умения. Занятия способствуют развитию памяти, внимания, мышления и других когнитивных функций у детей, что помогает им лучше усваивать учебный материал и достигать лучших результатов в учёбе. Кроме того, работа с психологом позволит выявить ранние признаки проблемного поведения у детей и предложить стратегии для их решения. Это может предотвратить развитие более серьёзных проблем в будущем. Дети в этом возрасте часто сталкиваются с новыми эмоциями и чувствами, и психолог может научить их распознавать и выражать свои эмоции, а также справляться со стрессом. Также психолог может помочь детям развить навыки общения и сотрудничества, что важно для успешной адаптации в коллективе. Занятия с психологом помогут детям подготовиться к новым требованиям и условиям средней школы, что снизит уровень стресса при переходе. Обучение включает в себя следующие основные предметы: психология, окружающий мир, математика, риторика. Вид программы: модифицированная программа Направленность программы: социально-гуманитарная. Адресат программы: Младшие школьники 7-10 лет. Ведущей в этом возрасте становится учебная деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Дети данного возраста имеют следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Срок и объем освоения программы: «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 114 педагогических часов. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Режим занятий: 3 часа * 1 раз в неделю = 3 часа в неделю. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель программы: решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка. Задачи программы: Обучающие: - научить положительному самоотношению и принятию других людей; - научить рефлексивным умениям; - формировать потребность в саморазвитии. Воспитательные: - воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности; - сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка; - воспитывать нравственные качества учащихся. Развивающие: -создавать условия для развития личности каждого подростка; - развивать положительные эмоции и волевые качества; - развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы. Ожидаемые результаты: Знать Уметь Владеть Проявлять Стартовый уровень основы эмоциональной саморегуляции, способы эффективного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; распознавать свои эмоции и чувства, выражать их конструктивным способом, справляться со стрессом; навыками сотрудничества и работы в команде, а также навыками самостоятельной работы; интерес к самопознанию и саморазвитию, активность и инициативность в процессе обучения. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Развивающие занятия с психологом» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план занятий Таблица 1.3.1 № Название раздела, темы Кол-во часов п/п 1. Формы аттестации/ Всего Теория Практика контроля Ознакомительное занятие. Знакомство с 6 3 3 Наблюдение, беседа 6 3 3 Наблюдение, беседа группой. Входная диагностика. 2. Развитие навыков позитивного социального взаимодействия 3. Развитие мыслительных операций 6 3 3 Наблюдение, беседа 4. Развитие навыков эффективного 6 3 3 Наблюдение, беседа общения 5. Сплочение коллектива 9 3 6 Наблюдение, беседа 6. Медиативные сказки 12 3 9 Наблюдение, беседа 7. Игры-пантомимы 6 3 3 Наблюдение, беседа 8. Развитие памяти 6 3 3 Наблюдение, беседа 9. Развитие мышления 6 3 3 Наблюдение, беседа 10. Учимся учиться 6 3 3 Наблюдение, беседа 11. Учимся задавать вопросы и отвечать на 3 1 2 Наблюдение, беседа них 12. Целеполагание и планирование. 3 1 2 Наблюдение, беседа 13. Оценка и отметка 3 1 2 Наблюдение, беседа 14. Противостояние тревоге 6 3 3 Наблюдение, беседа 15. Развитие воображения 3 1 2 Наблюдение, беседа 16. Преодоление неуверенности в себе 6 1 5 Наблюдение, беседа 17. Учимся решать проблемы 3 2 1 Наблюдение, беседа 18. Мой внутренний мир 3 1 2 Наблюдение, беседа 19. Наука «Отдыхать» 6 2 4 Наблюдение, беседа 20. У меня все получится. Итоговая 9 1 8 Наблюдение, беседа 114 44 70 - диагностика. Заключительное занятие. Повторение. ИТОГО: Формы контроля: наблюдение, тест, опрос, анализ, письменные работы, зачет. Календарный учебный график. Тема занятия 3. 11/12.09.24 18/19.09.24 2. 3 Диагн. 3 Ознакомительное занятие. Знакомство с Наблюдение, группой. беседа Тема: Сплочение новых учащихся группы. Упражнения: «Поздоровайся», «Имя Движение», «Меняются местами те, у кого..», «Снежный ком», «Группы», «Что лежит в портфеле», «Урок или перемена», «Чему учат в школе». Входная диагностика. Диагностика Игра 3 Игра 3 Игра 3 Игра 3 25/26.09.24 4. 2/3.10.24 5. 9/10.10.24 6. Форма контроля Кол-во Тренинг 4/5. 09.24 Форма занятия Дата №п/п 1. Тема: Развитие навыка позитивного социального взаимодействия. Упражнения: «Эхо», «Живая скульптура», «Ожерелье», «Радуга», «Ласковый мелок». Тема: Развитие навыка позитивного социального взаимодействия. Упражнения: «Приветствие», «Я рада видеть..», «Копилка приятных слов». Инсценировка басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Обсуждение. Беседа о сотрудничестве. Тема: Развитие мыслительных операций. Профилактика нарушения зрения. Дыхательные упражнения. Упражнения: «Нарисуй одной рукой», «Шифровка», «В магазине», «Сладости», «Назови продукты питания», «Найди общее слово», «Найди лишнее», «Сосчитай морковки», «Разукрась и назови». Подведение итогов. Рефлексия. Тема: Развитие мыслительных операций. Профилактика нарушения зрения. Дыхательные упражнения. Упражнения: «Обведи по контуру правой и левой рукой одновременно», «Составь предложение из букв», «Что осенью бывает», «Соедини точки и назови животное», «Собери картинку из частей и составь рассказ», «Реши кроссворд», «Найди лишнее». Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Тренинг 3 Тема: Развитие навыков эффективного Наблюдение общения. Упражнения: «Ролевая гимнастика», «Секрет», «Мои хорошие качества», «Я лучше всех умею..», «Волна». Тренинг 3 Тренинг 3 Игра 3 Тренинг 3 Тренинг 3 Тема: Развитие навыков эффективного общения. Упражнения: «Мимическая гимнастика», «Собери эмоцию», «Моё настроение. Настроение группы», «Слушаем тишину», «Заряд бодрости», «Броуновское движение». Тема: Сплочение коллектива. Упражнения: «Котёл», «Вторжение», «Передай по кругу», «Монетка в кулачке», «Подними игрушку», «Найди и промолчи», «Коробка переживаний». Тема: Сплочение коллектива. Упражнения: «Акулы и матросы», «Коровы, собаки, кошки», «Разведчики», «Пианино», «Кто кого перехлопает/перетопает», «Аплодисменты». Тема: Сплочение коллектива. Упражнения: «Создание рисунка по кругу», «Приветствие», «Скучно-скучно», «Тень», «Властелины кольца». Тема: Медиативные сказки Упражнения: «Сказка о грустном клоуне», «Сказка о гномах». Тренинг 3 Тема: Медиативные сказки Наблюдение Упражнения: «Сердитки», «Мы любим друг друга». Тренинг 3 Тема: Медиативные сказки Упражнения: «Разноцветные «Любимые игрушки», «Кляксы». 16/17.10.24 7. 23/24.10.24 8. 30/31.10.24 9. 14. 15. 20/21.11.24 27/28.11.24 13. 4/5.12.24 12. 11/12.12.24 11. 13/14.11.24 6/7.11.24 10. Тренинг 3 Тема: Медиативные сказки Упражнения: «Загадочный «Кулачок», «Грустинки». Наблюдение Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение Наблюдение имена», Наблюдение сундучок», 17. 18/19.12.24 25/26.12.24 16. 3 Тема: Игры-пантомимы Наблюдение Игра 3 Тема: Игры-пантомимы Наблюдение Тренинг, 3 Игра Тема: Развиваем память. Беседа на тему Наблюдение, «Необычные способности памяти». беседа Упражнения: «Запомни цифры», «Повтори за мной», «Запомни движение», «Запомни своё место», «Запомни свою позу». «Снежный ком». Заключительная беседа «Что я запомнил» Беседа, Игра 3 Практич еская работа, Игра 3 Тема: Развиваем память. Беседа на тему «Важность памяти» Упражнения: «Пиктограмма», «Испорченный телефон-слово, поза», «Запомни порядок», «Вот так позы», «Что изменилось?», «Кукловод», «Подарки». Заключительная беседа-рефлексия. Тема: Развиваем мышление. Игра «Мозаика». Практическая работа «Ловушки». Упражнения: «Что это?», «Исключи лишнее», «Расскажи рассказ», «Обобщение». Игры «Угадай животное». Подведение итогов «Оцени пользу». Тема: Развиваем мышление. Беседа «Мы мыслим» Упражнения: «Составь предложение», «Скажи аналог», «Примени предмет» Решение логических задач. Беседа-рефлексия. Тема: Учимся учиться. Практическая работа «Оцени свои школьные успехи», «Составление маршрута преодоления» Познавательная игра «Альпинисты» Релаксационное упражнение «Дом на холме». Беседа «Чему учат в школе?» Подведение итогов. Рисование «Я в школе» Тема: Учимся учиться Игра «Четыре стихии», «Нос, нос, нос, рот» Упражнения: «Да и нет не говорить», «Кот и лодыри», «Ребус», «Нарисуй письмо». Подведение итогов «Моё желание учиться». 9/10.01.25 18. Игра 15/16.01.25 19. 22/23.01.25 20. Тренинг, 3 Игра 29/30.01.25 21. Тренинг 3 Игра 3 5/6.02.25 22. 12/13.02.25 23. Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа. Наблюдение, беседа Игра 3 Тренинг 3 Тренинг 3 19/20.02.25 24. 26/27.02.25 25. 5/6.03.25 26. Тренинг, 3 Игра 12/13.03.25 27. Тренинг, 3 Игра 19/20.03.25 28. 30. 2/3.04.25 26/27.03.25 29. Тренинг 3 Тренинг 3 Тема: Учимся задавать вопросы и отвечать на них. Аналитическая беседа «Интонация вопроса» Упражнения: «Данетка», «Угадай что загадано», «Ответы на вопрос», Игры: «Больше вопросов», «Интервью», «Разговор по телефону». Подведение итогов «Диалог животных». Тема: Целеполагание и планирование Вводное упражнение «Какова цель?», с последующей беседой. Упражнения: «Определи цель», «Цепочка целей», «Построение плана», Рефлексия «Какая цель занятия и выполнена ли она» Тема: Оценка и отметка. Упражнения: «Найди небылицы» с последующей беседой «Что такой оценка», «Найди оценку», «Оценочная лесенка», «Критерии оценки». Игра «Посоветуй мне». Беседа «Мои отметки». Подведение итогов «Оцени пользу». Тема: Противостояние тревоге Упражнение «5 этажей», «Коллективный рассказ». «Примирение» Игры: «Ритмические хлопки», «Рычи лев, рычи..», «Дотянись до звезд», «А кроме того». Рефлексия, беседа. Тема: Противостояние тревоге Упражнение «5 этажей», «Коллективный рассказ». «Примирение» Игры: «Ритмические хлопки», «Рычи лев, рычи..», «Дотянись до звезд», «А кроме того». Рефлексия, беседа. Тема: Развитие воображения Чтение фрагмента «Фантазёры» с последующей беседой. Упражнение «Волшебная мозаика», «Поможем художнику», «Чудесный лес», «Придумай сказке свой конец». Расслабляющее упражнение: «Я в волшебном мире». Подведение итогов. Рисование в тетради «Придумай сюжет». Тема: Преодоление неуверенности в себе Тренинг «Презентация», «Комплименты», Игра «Преобразование», «Зайки и слоники» Беседа Беседа. Наблюдение Беседа Беседа, наблюдение Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Упражнение «О чем говорит мое имя», «Полёт на луну». Рефлексия «Какой Я». Тренинг 3 Тема: Преодоление неуверенности в себе Наблюдение Тренинг «Презентация», «Комплименты», Игра «Преобразование», «Зайки и слоники» Упражнение «О чем говорит мое имя», «Полёт на луну». Рефлексия «Какой Я». Тренинг 3 Тренинг 3 Тренинг 3 Тренинг 3 Тренинг 3 Тренинг 3 Тема: Учимся решать проблемы Вводная сказка-беседа «Как съесть слона». Упражнения: решения логических проблемных задач, «Сладкая проблема». Релаксационное упражнение-медитация «Я счастлив». Упражнение-рисование «Проблема и её решение». Тема: Мой внутренний мир. Вводная беседа «Какой я, какой ты». Упражнение «Изобрази роли». Игра «Кто я?». Упражнение-рисование «Моя планета», «Нарисуй себя». Игра «Опиши друга». Рефлексия-беседа. Тема: Наука «Отдыхать». Вводная беседа «Умеете ли вы отдыхать?». Упражнение «Пчелиный рой». Упражнение-рисование «Я отдыхаю». Релаксационные упражнения «Планета отдыха». Тема: Наука «Отдыхать». Упражнения: «Заряд бодрости», «Музыкальная шкатулка», «Плывем в облаках». Тема У меня все получится. Рисование в тетради «Мои занятия с психологом». Повторения пройденных тем в виде упражнений. Итоговое диагностика. Анализ результатов. Рефлексия-беседа «Что я узнал нового». Тема У меня все получится. Рисование в тетради «Мои занятия с психологом». Повторения пройденных тем в виде упражнений. Итоговое диагностика. Анализ результатов. 9/10.04.25 31. 16/17.04.25 32. 23/24.12.25 33. 35. 7/8.05.25 30.04.25 34. 14/15/05.25 36. 21/22.05.25 37. Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Рефлексия-беседа «Что я узнал нового». Тренинг 3 28/29.05.25 38. Тема У меня все получится. Наблюдение, Рисование в тетради «Мои занятия с беседа психологом». Повторения пройденных тем в виде упражнений. Итоговое диагностика. Анализ результатов. Рефлексия-беседа «Что я узнал нового». Список литературы Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации 38 недель 1 год обучения (114 час. -38 дней) С 01.09.2024 для обучающихся 1 года обуч. 31.05.2025 г. (приказ № от ) (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1,2 года обучения 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Таблица 2.2.1. Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Ссылки: Кадровое обеспечение Характеристика (заполнить) Площадь кабинета 18 кв.м характеристика помещений для занятий по программе; ноутбук с выходом в интернет, телевизор, достаточное количество настольных, интерактивных игр и игрушек, модульное оборудование для занятий. https://vk.com/public203215771 https://www.psychologies.ru/ https://vk.com/ludmila_petranovskaya?from=search https://rutube.ru/video/7846c7744852b69808fc15770c916a3f/?t=3 https://dzen.ru/video/watch/639736240c065927e5607ccc?f=d2d Педагог дополнительного образования 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: творческая работа. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития высших психических функций ребёнка Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретической подготовки учащихся Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Тестирование Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) Ссылка на папку (шаблоны, действующая диагностика, мониторинг) 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Репродуктивный • Частично-поисковый • Исследовательский • Игровой • Дискуссионный • Проектный Формы организации образовательной деятельности: • • • • • • • Групповая Практическое занятие Беседа Игра Мастер-класс Семинар Тренинг Педагогические технологии с указанием автора: • Технология группового обучения • • • • Технология коллективного взаимодействия Технология проблемного обучения Проектная технология Здоровьесберегающая технология. Дидактические материалы: ссылка на папку • Раздаточные материалы 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои спсособности, - С-Пб.: - Система2. Асадов Э. Что такое счастье.М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 3. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г 4. Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г 5. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников», Ось-89, 2006 6. Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г 7. НемовР.С.Психология,Т.3,-М.:Владос,1995 8. Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. - С-Пб.: Владос,1993 9. Психологическая мозаика./ Составитель С.С. Степанов. - М.: Академия,1996 10.Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании,- М.: Владос,1995 11.Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… - Дубна: Феникс, 2000 12.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г 13.Хухлаева О.В. «Тропинка к своему я. Уроки психологии в начальной школе» Генезис , 2011