Очиров В.О. Изучение обществознания одаренными детьми

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «изучение обществознания
одаренными детьми» (далее - Программа) реализуется в соответствии
нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»
• Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
• Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2.
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
• Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию
Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374.
Актуальность:
актуальность и новизна ДОП определяется
необходимостью поиска подходов к ориентированию и подготовке
школьников к участию в олимпиадах, конференциях и конкурсах,
позволяющих реализовать их творческие возможности. Актуальной
проблемой преподавания обществознания является то, что эффективности
социализации обучающихся препятствует теоретизация и наукообразие в

преподавании обществознания в современном российском образовании.
Учитывая данную проблему, программа предполагает реализацию новой
концепции преподавания обществознания. Общей целью нового подхода к
преподаванию
обществознания
является
создание
максимально
благоприятных
условий
для
развития
свободной,
мыслящей,
информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки
личности, в частности, путем воспитания в обучающихся патриотизма,
самостоятельности, навыков коммуникации, умения делать свободный,
осознанный и ответственный выбор и др. Помимо прочего, новизна
программы заключается в том, что она учитывает ряд особенностей
современного общества, выделяемых в учебной литературе по программе
курса. В частности, делается акцент на глобальное мышление и понимание
закономерностей информационного общества, определяется направленность
на осмысление тенденций мирового развития, понимание собственной роли в
обществе, видение путей достижения личной и общественной успешности,
умение действовать в конкурентной среде, широта кругозора и
информационная грамотность. Ведущими методами при этом являются
дискуссии, прогнозирование, работа с поиском, структурированием и
анализом информации, проектирование, ориентация на целеполагание,
сравнение и обобщение.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
(экономика, политология, право, социология)
Вид программы: модифицированная программа
Направленность программы: социально-гуманитарная
Социально-гуманитарная направленность формируют мировоззрение,
нравственные ценности, осуществляют общее развитие детей. Дают
совокупность знаний в области общественных наук и связанных с ними
практических умений и навыков. Создают условия для личностного и
профессионального самоопределения (конкретные области знания и (или)
виды
деятельности,
определяющая
ее
предметно-тематическое
содержание, преобладающие виды учебной деятельности).
Адресат программы: Дополнительная образовательная программа (ДОП)
рассчитана на детей, имеющих определенный базовый уровень подготовки
по истории, а также творчески одаренных детей, и представляет собой
версию углубленной и расширенной программы курса «обществознание»
Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у
старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и
подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни.
Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и
многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией,
они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его

закономерности. Знания являются основой для формирования отношения
школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы – 1 год
ДОП по направлению «обществознание» реализуется в течение одного года
обучения. Занятия по данной программе проводятся по 3 академических часа
в неделю. Каждый год обучения рассчитан на 108 академических часов.
Форма обучения: очная
Особенности организации
разновозрастные

образовательной

деятельности:

группы

Режим занятий:
Предмет

Продвинутый уровень
3 часа в неделю;
Обществознание
108 часов в год.
1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель:
Педагогическая целесообразность ДОП обусловлена
направленностью на развитие личностных особенностей школьников, их
профессионального и культурного самоопределения, на обеспечение
творческой самореализации обучающихся в рамках дополнительного
образования.
Настоящая ДОП направлена на достижение основной цели:
обеспечить необходимые условия оптимальной социализации личности,
содействовать её вхождению в мир общественных ценностей и, в то же
время, способствовать открытию и утверждению уникального и
неповторимого собственного «Я».
Образовательные задачи:
Данная ДОП предполагает реализовать
следующие задачи обучения:
Данная ДОП предполагает реализовать следующие задачи обучения:
создание у обучающихся адекватной современному уровню знаний
картины мира, обучение современного цивилизованного человека,
подготовленного к жизни в условиях новой России;
развитие духовной культуры личности в период ранней юности,
социального мышления, познавательного интереса к изучению социальногуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего
объективно воспринимать социальную информацию и уверенно
ориентироваться в её потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности,
социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и
демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

освоение системы знаний, составляющих основы философии,
социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для
эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения
последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной
информации, систематизации полученных данных;
освоение способов познавательной, практической деятельности в
характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах:
гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений
(включая отношения между людьми разных национальностей и
вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой
деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных
наук.
Отличительные
особенности
данной
дополнительной
образовательной программы от уже существующих образовательных
программ, заключается в том, что все образовательные разделы
предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и
формирование деятельностно-практического опыта. В содержание курса
входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности,
совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению
к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения
людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и
демократических ценностей.
Ожидаемые результаты: ожидаемый результат соотносится с поставленными
целям и задачам обучения. Творческая самореализация учащихся, готовность
обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня. Главным методом,
отслеживая результативности, выступает педагогическое наблюдение, а также
показатели обучающихся в олимпиадах; профессиональное самоопределение
школьников.
Знать

Уметь

Продвинутый уровень
• основы философии, социологии, политологии, экономики,
культурологи, теории цивилизаций, правоведения;
• социально-экономические процессы, происходившие в
российском обществе на разных этапах исторического развития;
• основные тенденции в развитии российского государства
определять причину того или иного явления, отличать причину
от предпосылки, выделять как общие черты, так и специфику,
анализировать то или иное явление, выбирать и использовать
методы научного исследования, формулировать собственную
научную концепцию, видеть взаимосвязь между причиной и

Владеть

следствием, работать в коллективе
понятийно-терминологическим аппаратом в области истории;
навыками поиска информации и ее анализа.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Изучение обществознания одаренными детьми»
Продвинутый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.2.
№
Название раздела, темы
Количество
Формы
п
часов
аттестац
/
Все Те Прак ии/конт
п
роля
го ор тика
ия
1 Природа человека
12
6 6
Устная
беседа,
2 Социум как особенная часть мира.
9
4,5 4,5
проверк
а
3 Культура и духовная жизнь.
12
6 6
конспек
4 Социальное взаимодействие и общественные отношения.
18
9 9
тов,
реферат
ов, эссе,
тестиров
5 Политико-правовая сфера
36 18 18
ание
6 Экономика: наука и хозяйство.
21 10, 10,5
5
Итого:
108 54 54
Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие,
конкурс, мониторинг и т.д.
Содержание учебного плана
Раздел 1. Человек. Познание Человек как результат биологической и
социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека.
Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от
животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и
интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и
деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного.
Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность.
Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные
классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы
мышления. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни.
Смысл жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация. Индивид,

индивидуальность,
личность.
Социализация
индивида.
Индивид.
Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы
социализации. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное.
Внутренний (духовный) мир человека. Структура духовного мира человека.
Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет.
Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие
сознательного
от
бессознательного.
Самопознание.
Свобода
и
ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я»- концепция.
Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность
личности. Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания.
Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение,
восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение,
умозаключение. Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть
истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины.
Функции практики в процессе познания. Виды человеческих знаний.
Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание.
Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания:
анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция. Социальные
науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных
наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности
социального познания. Социальный факт.
Раздел 2. Общество Социум как особенная часть мира. Системное строение
общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции
общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система.
Сферы общественной жизни. Специфические черты общества. Общество и
природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа».
Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы.
Представления о взаимосвязи общества и природы. Общество и культура.
Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер
общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние
сфер. Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы
социальных
институтов.
Функции
социальных
институтов.
Многовариантность общественного развития. Типология обществ.
Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды.
Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество.
Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы
к изучению общества. Западная и восточная цивилизации. Понятие
общественного прогресса. Различные взгляды на направленность
общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс».
Особенности прогресса и его критерии. Стагнация. Процессы глобализации и

становление единого человечества. Глобализация. Основные направления
глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного
мира. Основные факторы единства современного человечества. Глобальные
проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины
возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные
проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем.
Социальные прогнозы перспектив человечества.
Раздел 3. Духовная жизнь общества Культура и духовная жизнь. Подходы к
пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура».
Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры.
Структура духовной жизни общества. Формы и разновидности культуры:
народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология
культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности
культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на
духовную жизнь общества. Средства массовой информации. СМИ и их роль
в духовной жизни общества. Функции СМИ. Искусство, его формы,
основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения
искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты
искусства. Функции искусства. Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели
развития научного знания. Функции современной науки. Социальная и
личностная значимость образования. Образование. Цель образования.
Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных
учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование
системы образования. Общие тенденции в развитии образования. Религия.
Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия».
Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного
культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия.
Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм,
христианство, ислам. Основные функции религии. Мораль. Нравственная
культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция,
моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность».
Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе.
Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной
нравственной культуры личности. Тенденции духовной жизни современной
России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации
в России.
Раздел 4. Социальные отношения Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных
действий. Формы социального взаимодействия. Социальные группы, их
классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее

виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества.
Квазигруппа. Организация. Малая группа. Социальный статус. Социальная
роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального
статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль. Неравенство и социальная
стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация.
Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы
стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной
мобильности. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная
норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные
нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение.
Делинквентное поведение. Социальный контроль. Семья и брак как
социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды
брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального
положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи. Этнические
общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы
(теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических
общностей.
Межнациональные
отношения.
Способы
мирного
сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный
конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды
национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная
политика в Российской Федерации. Социальный конфликт и пути его
разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия
конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции
социальных конфликтов. Социальные процессы в современной России.
Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура
российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры
современного российского общества.
Раздел 5. Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению
вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии)
власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы
политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.
Политическая система, ее структура и функции. Политическая система
общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы)
политической системы общества. Функции политической системы. Основные
теории происхождения государства. Государство. Признаки государства.
Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы
государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное,
конфедерация. Политические режимы. Политические партии и движения.
Становление многопартийности в России. Избирательные системы.
Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная

система, типы партийных систем. Политические движения. Виды
политических движений. Основные этапы становления многопартийности в
России. Политический режим. Типы политических режимов. Политический
режим.
Демократический,
тоталитарный,
авторитарный
режимы.
Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы
формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы
политических идеологий. Политическая культура. Политическая культура.
Компоненты политической культуры. Функции политической культуры.
Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности
гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества.
Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского
общества. Правовое государство. Правовое государство. Признаки
(принципы) правового государства. Предпосылки создания правового
государства. Пути формирования правового государства. Человек в
политической жизни. Политическое участие. Содержание политической
жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы
политических ролей. Политический лидер. Особенности политического
лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое
участие. Виды политического участия. Основные типы политической
деятельности. Право Право в системе социальных норм. Социальные нормы:
типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы
права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе
социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения
права, признаки и функции. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды
институтов права. Основные отрасли российского права. Источники права.
Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой
обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт,
нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативноправовых актов: закон, подзаконный акт. Правонарушения. Правоотношения,
участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура)
правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок.
Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России.
Особенности Конституции РФ: структура, содержание. Юридическая
ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки.
Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической
ответственности. Функции. Основные понятия и нормы административного,
гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской
Федерации.
Характеристика
основных
отраслей
российского
законодательства: основные источники, основные понятия и нормы.
Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав
человека.
Международный
пакт
о
гражданских,
политических,

экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита.
Правосудие. Система международной защиты прав человека. Правовая
культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание.
Правотворчество. Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры.
Значение правовой культуры.
Раздел 6. Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика –
это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы
производства. Экономика как наука. Функции экономической теории.
Макроэкономика.
Микроэкономика.
Экономические
системы.
Экономическая система. Основные типы экономических систем:
традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие
рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.
Экономическое содержание собственности. Собственность. Право
собственности.
Экономическое
содержание
собственности.
Виды
собственности. Измерители экономической деятельности. Система
национальных счетов. ВВП. ВНП. НД. Экономический цикл и
экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического цикла.
Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический
рост. Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое
регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды.
Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции
налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Мировая
экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая
экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок.
Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура
международной валютно-финансовой системы. Экономика потребителя.
Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное
поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес,
предпринимательство. Виды предпринимательства. Основные принципы,
регулирующие
предпринимательскую
деятельность.
Функции
предпринимательства. Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила.
Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда.
Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины
безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

10

17

Человек как результат
биологической и
социальной эволюции.
Деятельность человека, ее
основные формы.

Устная беседа,
проверка
конспектов,
рефератов, эссе,
тестирование

Мышление. Типы
мышления. Цель и смысл
жизни человека.
Самореализация. Цель
жизни. Смысл жизни.
Проблема смысла жизни
человека. Самореализация.
Индивид,
индивидуальность,
личность. Социализация.
Познание мира. Формы
познания. Истина и ее
критерии. Относительность
истины
Виды человеческих
знаний. Научное познание

02

Социум как особенная
часть мира. Социальные
институты.

08

Общество и природа.
Общество и культура.
Многовариантность
общественного развития.
Типология обществ.
Процессы глобализации и
глобальные проблемы

МАУ ДО ЦДО МАН

3

15

17:00-19:00

октябрь

сентябрь

24

Форма
контроля

Место
проведени
я

Тема
занятия

Кол-во
часов

Число

Месяц

Время
проведени
Форма
занятия
язанятия
Лекции,
сопровождающиес
я демонстрацией
презентаций,
видео-фото
материалов;
практические
занятия по
совершенствовани
ю лексических,
грамматических
навыков и
развития речи,
ораторского
мастерства. Беседа,
практические
упражнения

03

человечества
22

Культура и духовная
жизнь. Искусство, его
формы, основные
направления. Наука

29
Формы и разновидности
культуры: народная,
массовая и элитарная;
молодежная субкультура
Религия. Роль религии в
жизни общества. Мировые
религии. Мораль.
Нравственная культура

19

Тенденции духовной
жизни современной России

26

Социальные отношения.
Социальное
взаимодействие и
общественные отношения.

03

Социальные группы, их
классификация.
Социальный статус.
Социальная роль.

10

Неравенство и социальная
стратификация.
Социальная мобильность

17

Социальные нормы.

ноябрь

12

д
е
к
а
б
р
ь

Отклоняющееся поведение
24

я 14
н
в
а 21
р
ь

28

ф 04
е
в
р
а
11
л
ь

Социальный конфликт и
пути его разрешения.
Этнические общности.
Межнациональные
отношения
Семья и брак как
социальные институты
Человек в политической
жизни. Политическое
участие. Власть, ее
происхождение и виды

Политическая система, ее
структура и функции

Политические партии и
движения. Становление
многопартийности в
России
Политический режим.
Типы политических
режимов

18

Политическая идеология
Политическая культура

25

Гражданское общество
Правовое государство

м 04
а

Право в системе
социальных норм

р
т

Источники права.
Правовые акты. Система
права: основные отрасли,
институты, отношения
11

Правонарушения.
Юридическая
ответственность и ее виды

18

Конституция РФ

25

Основные понятия и
нормы административного,
гражданского права
Основы трудового,
семейного и уголовного
права в Российской
Федерации
Международные
документы о правах
человека Правовая
культура

15

Экономика: наука и
хозяйство. Термин
«экономика». Экономика –
это хозяйство.
Производство,
распределение, обмен,
потребление. Факторы
производства. Экономика
как наука. Функции
экономической теории.
Макроэкономика.
Микроэкономика.

22

Экономические системы.
Экономическая система.
Основные типы
экономических систем:
традиционная,

апрель

08

централизованная,
рыночная, смешанная.
Многообразие рынков.
Спрос, закон спроса.
Предложение, закон
предложения.
29

м 06
а
й

м
а
й
13

Система национальных
счетов. ВВП. ВНП. НД.
Экономический цикл и
экономический рост.
Экономический цикл.
Фазы экономического
цикла. Причины
циклического развития
экономики. Виды
кризисов. Экономический
рост.
Экономика и государство.
Роль государства в
экономике. Правовое
регулирование. Денежнокредитная политика.
Инфляция и ее виды.
Банковская система.
Налогово-бюджетная
политика. Налоги, функции
налогов. Государственный
бюджет. Государственный
долг
Мировая экономика:
внешняя торговля,
международная
финансовая система.
Мировая экономика.
Международное
разделение труда (МРТ).
Мировой рынок.
Международная торговля.
Типы экономической
интеграции. Структура

международной валютнофинансовой системы.
20

Экономика потребителя.
Экономика производителя.
Потребитель. Цель
потребителя. Рациональное
поведение потребителя.
Доход потребителя.
Уровень жизни.

27

Бизнес,
предпринимательство.
Виды
предпринимательства.
Основные принципы,
регулирующие
предпринимательскую
деятельность. Функции
предпринимательства.
Рынок труда. Безработица.
Рынок труда, рабочая сила.
Таблица 2.1
Количество учебных недель
Количество учебных дней

36 недель
1 год обучения - 108 часов

Даты начала и окончания учебного года

Со 02.09.2024
31.05.2025 г.

Входная- сентябрь
Сроки промежуточной аттестации
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май
Сроки итоговой аттестации (при наличии) в конце года (май)

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Таблица 2.2
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Характеристика (заполнить)
Компьютер, проектор, интерактивная доска

Информационное обеспечение
Ссылки:

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
http://historydoc.edu.ru
http://rushistory.stsland.ru
ПДО по истории, к.и.н., высшая категория

Кадровое обеспечение

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: Итоговое тестирование.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Таблица 2.3
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития высших
психических функций ребёнка
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального опыта
учащихся
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
Уровень теоретической подготовки
учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

Методики

Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в УДОД»
Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Ссылка:
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные
методы
обучения,
частично-поисковые
методы
обучения.
Принцип
историзма.
Цивилизационный (взаимосвязь мировой и отечественной истории),
проблемно-хронологический, идеографический. Компаративный, системный,
типологический методы, а также метод включенного наблюдения.
Формы организации образовательной деятельности: Форма проведения
занятий
индивидуально-групповая.
Лекции,
сопровождающиеся
демонстрацией презентаций, видео-фото материалов; практические занятия
по совершенствованию лексических, грамматических навыков и развития
речи, ораторского мастерства; комбинированные уроки; защита проектов;
дискуссии; игры; викторины, турниры с привлечением учащихся городских
школ; посещение архивов и музеев РБ, совместный просмотр исторических
фильмов в кинотеатре. Беседы с приглашенными гостями, ветеранами,
учеными ВУЗов и научных учреждений г. Улан-Удэ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. "Обществознание", учебное пособие для поступающих в юридические
ВУЗы под ред. Марченко М.Н., М., 1999.
2. "Человек и общество" под ред, Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой, М.,
1997.
3. "Человек и общество", книги 1-3 под ред. В.И.Купцова, М., 1993.
4. Автономов В.С. "Введение в экономику", учебник для 9, 10 классов
общеобразовательных учреждений, М., Вита-Пресс, 1998.
5. Азимов Л.Б. "Экономика", М., Вита-Пресс 1999.
6. Алексеев А.И., Николина В.В. "География: население и хозяйство России.
9 класс", М., Просвещение, 2000.
7. Большой энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 1999.
8. Дополнение к учебнику "Человек и общество", М., 1997.
9. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. СПб.: Спецлит, 2007
10. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. М.: Знание, 1994.
11. Кравченко А.И. "Введение в социологию", М., 1997.
12. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Просвещение, 2001.
13. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: Русское
слово, 2008.
14. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. "Основы экономических знаний", учебник
для 10-11 классов, М., Вита-Пресс, 1999.
15. Максаковский В.П. "Экономическая и социальная география мира. 10
класс", М., Просвещение, 2000.
16. Малышевский А.Ф. "Введение в философию", М., 1998.
17. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. М.: Владос, 2004
18. Мухаев Р.Т. "Политология", М., 1997.
19. Никитин А.Ф. "Право и политика", М., 1997.
20.
Обществознание, экономика, право. Содержание образования. – М.:
Вента-Гриф, 2008.
21. Политика и право: (профильный уровень)/ М.И. Шилобод и др. – М.:
Дрофа, 2002.
22.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по
обществознанию. Базовый уровень (включая экономику и право) // Сборник
нормативных документов. Обществознание/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г.
Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
23. Ром В.Я., Дронов В.П. "География России: население и хозяйство. 9
класс", М., Дрофа, 2001.
24.
Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ,
выпускному и вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.
25.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ среднего (полного) общего образования. М., 2012.
26.
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост.
Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

27. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. "Политика и право. 1011 классы", М., 1997.
Програмное обеспечение и интернет-ресурсы
1.
2.
3.

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
http://historydoc.edu.ru
http://rushistory.stsland.ru

Мультимедийные учебно-методические пособия:
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ среднего (полного) общего образования. М.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
// Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров,
А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа
3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по
обществознанию. Базовый уровень (включая экономику и право) // Сборник
нормативных документов. Обществознание/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г.
Аркадьев. - М.: Дрофа
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от
30.11.1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 05.06.2012 г.) // Российская газета. 1994. 8
декабря,
Официальный
интернет-портал
правовой
информации
http://www.pravo.gov.ru. 07.06.2012.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
Федеральный закон от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 02.10.2012 г.) //
Российская газета. 2001. 31 декабря, Российская газета. 2012. 5 октября.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) // Собрание законодательства
РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 16, Собрание законодательства РФ. 05.12.2011. N 49
(ч. 1). Ст. 7029.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001
г. N 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Собрание законодательства РФ.
07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3, Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru. 30.07.2012.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от
13.06.1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.) // Собрание законодательства
РФ. 17.06.1996. N 25. ст. 2954, Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru. 31.12.2012.
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».