Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа по каллиграфии «Веселые штрихи» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” • Устав учреждения утв. Приказом МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» от 20.04.2022 г.№374. Актуальность: Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Чистописанием дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в образовательное учреждение. Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности. Программа дополнительного образования «Веселые штрихи» разработана с учетом интересов и запросов родителей и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Младшие школьники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Программа «Веселые штрихи» направлена на всестороннее развитие ребенка, развитию мотивации к учебной деятельности, развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму. Обучение включает в себя следующие основные предметы: Русский язык, литература, чистописание, естествознание, эстетика, философия. Вид программы: Модифицированная программа Направленность программы: социально-гуманитарная Адресат программы: данная программа по каллиграфии «Веселые штрихи» предназначена для учащихся 2-4 классов (8-10 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих каллиграфию в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю). Срок реализации программы: «Стартовый уровень» - 1год обучения, 108 педагогических часов. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Численность обучающихся в группе 10-12 человек. Комплектование групп проводится в конце августа - начале сентября. Форма обучения: очная Режим занятий: средняя группа: 3 час (45 мин) х 1 раз в неделю= 3 часа в неделю. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Цель: Развитие мелкой моторики и статики для подготовки рук к письму. Овладение практическими особенностями каллиграфического почерка. Обучающие: - знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними; - обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке; - научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке,пропорции строчных и заглавных букв; - обучить отрывному, ритмичному и скорому письму; - учить проявлять творческий подход к работе; - учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; - учить индивидуальной работе; - развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь; - воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину. Развивающие: - Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). -Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные: - Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к процессу письма. Планируемые результаты освоения учебного предмета и система ихоценки. Личностные, метапредметные и предметные результаты. Реализация программы курса обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: • осознавать роль языка и речи в жизни людей; • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты Регулятивные УУД: • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы сматериалом; • учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; • выразительно читать и пересказывать текст; • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилахповедения и общения оценки и самооценки и следовать им; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,исполнителя). Предметные результаты: - сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш; - умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыкиписьма; - умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнятьразличные способы штриховки; - формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв,способы соединения букв; - каллиграфические упражнения по предупреждению фонетикографических,орфографических и речевых ошибок; - умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений; - развитие орфографической зоркости учащихся; - развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения. Характеристика организационно-педагогических условий реализации программы. Основные приемы, используемые на уроках письма: 1. Показ написания буквы учителем; 2. Ведение руки ученика при написании букв; 3. Списывание с готового образца (на доске, в тетрадях, прописях); 4. Воображаемое письмо, письмо в воздухе; 5. Анализ формы букв (по зрительным и двигательным элементам); 6. Конструирование буквы из элементов шаблонов; 7. Обведение букв по шаблону. 8. Пособия для подготовки руки к письму (обведение, штриховка, дорисовка); 9. Учебно-методические пособия по обучению аккуратному письму Стартовый уровень Графически правильное начертание всех букв русского алфавита и их соединений каллиграфически правильно писать буквы и их соединения в прописях, тетрадях и на классной доске Правильным написанием строчных и заглавных букв, технологией «связывания» букв в комплексы Знать Уметь Владеть 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Веселые штрихи» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план занятий № Тематика Количество часов 1 2 теори практи я ка всег о Формы аттестации/ контроля Раздел 1. Постановка руки и обучение письму Искусство каллиграфии. Диагностика сформированности письма. Инструктаж Повторяем написание основных элементов букв Отрабатываем написание форм букв по группам Пишем правильно соединения букв 0 0 0 6 18 24 Устный опрос, диагностика 6 18 24 Практическая работа 3 24 27 Подводим итоги 0 6 6 Практическая работа Практическая работа, беседа 0 12 12 0 9 9 Пишем правильно соединения букв 0 3 3 Подводим итоги: 0 3 3 Всего: 15 93 108 Раздел 2. Коррекция нарушений почерка Повторяем написание основных элементов букв Отрабатываем написание форм букв по группам Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа, диагностика 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Количество учебных недель Количество учебных дней 36 недель 1 год обучения (108 часов) С 16.09.2024 для обучающихся 1 года Даты начала и окончания учебного обуч.- 31.05.2025 г. (приказ № от года ) Входная- сентябрь Сроки промежуточной аттестации Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения Сроки итоговой аттестации (при наличии) В конце 1 года обучения (май) Ноябрь 11/12/13 18/19/20 25/26/27 2/3/4 Декабрь 9/10/11 16/17/18 23/24/25 Лекция, игры Практич.,упр., 9/5/6 Лекция, беседа, тгра 28/29/30 С 09-00 до 11-20; 15-00 до 17-20; Октябрь 21/22/23 Опрос, тест диагностика Место проведения Форма контроля Практическая работа 14/15/16 Практическая работа 7/8/9 Раздел 1. Искусство каллиграфии. Диагностика сформированности письма. Инструктаж Повторяем написание основных элементов букв Раздел 1. Искусство каллиграфии. Диагностика сформированности письма. Инструктаж Повторяем написание основных элементов букв Раздел 1. Искусство каллиграфии. Диагностика сформированности письма. Инструктаж Повторяем написание основных элементов букв Раздел 1. Искусство каллиграфии. Диагностика сформированности письма. Инструктаж Повторяем написание основных элементов букв Раздел 1. Искусство каллиграфии. Диагностика сформированности письма. Инструктаж Повторяем написание основных элементов букв Раздел 1. Искусство каллиграфии. Диагностика сформированности письма. Инструктаж Повторяем написание основных элементов букв Раздел 1. Искусство каллиграфии. Диагностика сформированности письма. Инструктаж Повторяем написание основных элементов букв Раздел 1. Искусство каллиграфии. Диагностика сформированности письма. Инструктаж Повторяем написание основных элементов букв Раздел 1. Отрабатываем написание форм букв по группам Раздел 1. Отрабатываем написание форм букв по группам Раздел 1. Отрабатываем написание форм букв по группам Раздел 1. Отрабатываем написание форм букв по группам Раздел 1. Отрабатываем написание форм букв по группам Раздел 1. Отрабатываем написание форм букв по группам Раздел 1. Отрабатываем написание форм букв по группам Практическа я работа 30.09. 01.10 02.10 3 Медиацентр «Школьное телевидение», каб., № 2 Сентябрь 23/24/25 Тема занятия Беседа, лекция 16/17/18 Кол-во часов Форма занятия Время занятия Число Месяц .Календарный учебный график. 10/11/12 Раздел 1. Пишем правильно соединения букв 17/18/19 Раздел 1. Подводим итоги Раздел 2. Повторяем написание основных элементов букв Раздел 2. Повторяем написание основных элементов букв Раздел 2. Повторяем написание основных элементов букв Март 28/29/30 Беседа 14/15/16 21/22/23 5/6/7 12/13/14 Беседа 19/20/21 26/27/28 Раздел 1. Подводим итоги Раздел 2. Повторяем написание основных элементов букв Раздел 2. Отрабатываем написание форм букв по группам Раздел 2. Отрабатываем написание форм букв по группам Раздел 2. Отрабатываем написание форм букв по группам Раздел 2. Пишем правильно соединения букв Раздел 2. Подводим итоги Формы контроля: тест, зачёт, диагностика, практическая работа Содержание учебного плана Раздел 1. «Постановка руки и обучению письму» Входная диагностика, инструктаж Повторяем написание основных элементов букв Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые прямые наклонные Практи ческая работа Практическая работа Практическая работа, Раздел 1. Пишем правильно соединения букв Раздел 1. Пишем правильно соединения букв 31.03.25 1/2/2025 7/8/9 Апрель Раздел 1. Пишем правильно соединения букв 3/4/5 24/25/26 МАЙ Раздел 1. Пишем правильно соединения букв Практическая работа Практические задания, 27/25/26 Беседа, лекция, практика Февраль 17/18/19 Раздел 1. Пишем правильно соединения букв Раздел 1. Пишем правильно соединения букв 3/4/5 10/11/12 Раздел 1. Отрабатываем написание форм букв по группам Раздел 1. Пишем правильно соединения букв Раздел 1. Пишем правильно соединения букв Опрос, диагностика 27/28/29 Беседа Январь 30/31/ 08.01.25 13/14/15 20/21/22 линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Большой и маленький овалы. Большие и малые полуовалы. Линия с петлёй вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки. Отрабатываем написание форм букв по группам Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д. Пишем правильно соединения букв Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. Написание соединений ие, ий, иц, ищ. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Написание соединений яб, яр, яв, ят. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Написание соединений ль, мь, ья,ье. Написание заглавных и строчных букв в соединении. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Рациональные способы соединения Подводим итоги Списывание печатного текста. Списывание письменного текста. Письмо под диктовку букв, соединений, слов, предложений Итоговая работа по каллиграфии. Раздел 2. «Коррекция нарушений почерка у детей» Повторяем написание основных элементов букв Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Большой и маленький овалы. Большие и малые полуовалы. Линия с петлёй вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки. Отрабатываем написание форм букв по группам Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д. Пишем правильно соединения букв Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. Написание соединений ие, ий, иц, ищ. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Написание соединений яб, яр, яв, ят. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Написание соединений ль, мь, ья,ье. Написание заглавных и строчных букв в соединении. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Рациональные способы соединения Подводим итоги Списывание печатного текста. Списывание письменного текста. Письмо под диктовку букв, соединений, слов, предложений Итоговая работа по каллиграфии 1. Ориентирование на листе бумаги. Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность. Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной литературой. Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. Знать правильное расположе ние тетради и ручки при письме. Уметь правильно держать ручку, карандаш. Знать правила штриховки. 2. Большие и малые прямые наклонные линии. Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение для разминки: ритмирование. Игровая и познавательная деятельность. Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за природой. Уметь и ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради. Знать гигиенические навыки письма. Анализ звуков с целью выделения признаков. Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продуктов. Умение договариваться, находить общее решение. 3. Прямая линия с закруглением внизу. Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка. Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной литературой. 4. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков. Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. 5. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность. Стремление к саморазвитию- приобретению новых знаний и умений. 6. Большой и маленький овалы. Упражнения выполняем движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность. 7. Большие и малые полуовалы. Упражнения выполняем движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование. Формирование учебных мотивов. 8. Линия с петлёй вверху и внизу. Упражнения выполняем движением по часовой стрелке в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение узора по образцу. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Стремление к саморазвитию- приобретению новых знаний и умений. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. 9. Малая и большая пламевидные прямые. Упражнения в виде росчерка, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование. Оценка действий с точки зрения нарушения\соблюдения моральной нормы. 10.Петля на линии строки. Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Графический диктант. Формирование учебных мотивов. 11.Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Анализ объектов с целью выделения признаков. Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продуктов. 12.Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Игровая и творческая деятельность. Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. Анализ объектов с целью выделения признаков. Оценка – осознание качества и уровня усвоения. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. 13.Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка. Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. 14.Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка. Формирование картины восприятия мира как порождение трудовой деятельности человека. Анализ объектов с целью выделения признаков. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. 15.Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность. Формирование картины восприятия мира как порождение трудовой деятельности человека. Анализ объектов с целью выделения признаков. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продуктов. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. 16.Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. 17.Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Формирование учебных мотивов. 18.Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д. Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. 19.Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной литературой. Выбор оснований и критериев для сравнения. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. 20.Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование. Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. 21.Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Творческая деятельность. Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. 22.Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. Работа над формой и соединением букв. Штриховка. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. Формирование учебных мотивов. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. 23.Написание соединений ие, ий, ИЦ, ИЩ. Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Формирование учебных мотивов. 24. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Выделение морали в содержании ситуации. 25.Рациональные способы соединений в словах. Знакомство с рациональными способами соединений букв в словах. Штриховка. Проблемные задания. Формирование картины восприятия мира как порождение трудовой деятельности человека. 26. Написание соединений яб, яр, яв, ят. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги. Штриховка. Интерес к способу решения и общему способу действия. 27. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Формирование картины восприятия мира как порождение трудовой деятельности человека. Формулирование проблемы. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. 28. Написание соединений ль, мь, ья,ье. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за природой. 29. Написание заглавных и строчных букв. Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы. 30. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. «Клубочки», «Волны». Установление связи между учёбой и будущей деятельностью. 31. Работа по устранению графических недочётов. Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной литературой. 32. Творческая мастерская «Волшебная ручка». Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной литературой. 33. Итоговая работа по каллиграфии. Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. Интерес к способу решения и общему способу действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Оценка – осознание качества и уровня усвоения. Умение договариваться, находить общее решение. 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Характеристика доска, проектор, компьютер -аудио материалы, иллюстрации, фотографии 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Текущий: - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый: - контроль в формах: - практические работы; - творческие работы учащихся; - конкурсы; - выставки. Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Литература для педагога: 1. Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. Графический навык. Каллиграфический почерк. 2. Воскресенская А.И.. Каллиграфия –РСФСР Москва, 1948. 3. Жиренко О.Е. Тренажер по чистописанию, Москва, 2019. 4. Клеминксон Р. Каллиграфия. Рукописные шрифты запада и востока. 45 проектов с пошаговыми объяснениями. - М. Контент, 2006. 5. Козлова М.А. Тренажёр по чистописанию, Москва, 2020. 6. Прописи для младших школьников. 7. Федосова Н.А. Как исправлять почерк детей. Литература для учащихся: 1. Ступакова В.В. Тренажер по чистописанию, Санкт- Петербург, 2019. 2. Козлова М.А. Тренажёр по чистописанию, Москва, 2020