Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Данная образовательная программа «Скорочтение» предназначена для учащихся возрастом 9-10(11) лет общеобразовательных школ, дополнительно изучающих скорочтение в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук». Количество обучающихся в группе – 10-12 человек. Программа рассчитана на год обучения (111 часов, 3 часа в неделю). Дополнительная общеразвивающая программа «Скорочтение» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Актуальность: Программы дополнительного образования «Скорочтение» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, что в большинстве случаев затрудняет детям понимание прочитанного. Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 240 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно. Вид программы: модифицированная Направленность программы: социально-гуманитарная Адресат программы: Программа рассчитана на работу с детьми от 9 до 10(11) лет для обучающихся в МАУ ДО ЦДО «МАН» г. Улан-Удэ Младшие школьники: 9-10(11) лет Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Срок реализации программы: «Базовый уровень» - 1 год обучения, 111 педагогических часов Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные Численность обучающихся в группе – 10-12 человек. Комплектование групп проводится в конце августа - начале сентября. Форма обучения: очная Режим занятий: Предмет Вводное занятие Скорочтение уровень базовый Год обучения 2024-2025 Частота занятий 1 раз в нед. Итоговое занятие Время занятий 3 часа в год 3 часа в нед. 3 часа в год Итого 3 часа 108 3 час 111 часов 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: Целью программы является создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации. Исходя из цели, данная программа направлена на решение следующих задач: Образовательные: - способствовать освоению приёмов и техник скорочтения учащимися; - формирование навыков звукового анализа слов, грамматически правильной речи; - расширение знаний об окружающем мире; - ознакомление с художественной литературой; - обучение умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников. Развивающие: - улучшение понимания прочитанной информации; - развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти; - развитие речи; - развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи; - способствование развитию мотивации к процессу обучения. Воспитательные: - формирование коммуникативных навыков; - воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым; -формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности, собранности, аккуратности и работоспособности; - воспитание самостоятельности и умения использовать полученные знания в повседневной жизни. Программа включает четыре основных направления: - Обучение детей скоростному и осознанному чтению; - Развитие образной, зрительной, слуховой памяти и внимания; - Развитие мыслительных процессов; - Улучшение качества разговорной речи. Ожидаемые результаты: В результате реализации программы обучения у учащихся должны наблюдаться: - увеличение скорости и объемов чтения; - более высокий уровень концентрации и распределения внимания; - развитие памяти: зрительной, образной, слуховой, логической и других. - синхронизациям работы обоих полушарий мозга - расширение поля зрения - совершенствование мышления. - развитие артикуляции и моторики Обучающийся научится: - использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности - справляться с информационным «завалом»; - максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение; У учащихся будут сформированы: -новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности; -мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей; - умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом - положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности Оригинальность и новизна данной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере овладеть методами и получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить образную, зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные процессы, а также улучшить качество своей речи. Принципы обучения: - принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога; - принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода; - постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии. Методы обучения: - Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение. - Наглядные: демонстрация. - Практические: упражнения, выполнение графических записей. - Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос. Средства обучения: - наглядный материал: таблицы, схемы, образцы; - методическая литература: книги, учебные пособия; - оборудование: карандаши, ручки, учебники; - материалы: тексты для чтения, карточки с заданиями, таблицы, рисунки для запоминания, набор для слуховой памяти, разрезные карточки. Базовый уровень Знать Приёмы и технику скорочтения Уметь Пересказать и усваивать прочитанное Владеть Развитие памяти, скоростью чтения 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Скорочтение» Базовый уровень (1 год обучения) Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается, доходя до 100 слов и 100 рисунков. Упражнения на внимание Первое упражнение на внимание — это струп-тест. Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано. Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зрительную память. Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99 В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два — так-то). Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д. Упражнения на расширение поля зрения Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке Есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5. Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то требуемое расстояние составит 30-40 см. Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25. В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет. Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы. Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д. Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные левши — личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобуча- емости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга. Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки. В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу. Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута. Чтение с указкой При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения. В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками). Работа со скороговорками. «Я учусь говорить быстро» - во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чѐтко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки. Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения. - Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель. - «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая последний слог. «Марсианские» стихотворения. Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей сосредоточено лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. Если о грустном, то прочитать следует грустно. Работа с текстом на время. При работе с текстами используется прием «Многократное чтение». За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения. Упражнения на развитие угла зрения. Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется использовать «Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по порядку за 1 минуту. Варианты заданий: - Назови и покажи все числа в порядке возрастания. - Назови и покажи все числа в порядке убывания. - Покажи все четные числа. Упражнения на развитие зрительной памяти. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. Упражнение «Корректурная проба». На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут Ч (А)». Используются для развития зрительных представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания. Упражнение на развитие слуховой памяти Читается 10 слов, которые дети должны постараться их запомнить. Для запоминания составляется рассказ. Познавательные УУД: - выделять в тексте самое важное и необходимое - логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации - обоснованно делать выводы, доказывать - извлекать и анализировать информацию из различных источников Коммуникативные УУД: - логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; - обоснованно делать выводы, доказывать - развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи Регулятивные УУД: - управлять своим вниманием - использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности - справляться с информационным «завалом»; максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение; 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Учебный план занятий № Название раздела, п/п темы 1 Входная диагностика Инструктаж о правилах пожарной a. безопасности, ПДД. 2 Пробный тренинг с каждым видом упражнений» 3 Работа с текстами, используя полную 4 5 организацию внимания. Понимание и запись под диктовку. Работа с разными текстами, используя оперативную память. «Отработка дикции. Работа со Кол-во часов Формы Теор Практи Всег аттестации/контрол я ия ка о 2 1 3 Тестирование, устный опрос 2 4 6 2 4 6 2 4 6 2 4 6 скороговорками. Синхронизация обоих полушарий» Работа с текстом. 6 7 8 9 10 Осмысливание. Работа с карандашом. Игры на развитие памяти и внимания К словам – родственникам. Почему их так назвали? Текст. Осмысливание. Опорные слова. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Текст. Осмысливание. Опорные слова. Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Работа с текстами. Два способа организации внимания. Непроизвольное внимание, произвольное внимание. Практические умения (работа по карточкам) Чтение на время Чтение на время Чтение, беседа 1 2 2 4 3 6 2 4 6 Устный опрос. Практические умения (работа по карточкам) Чтение, беседа 2 4 6 2 4 6 Практические умения (работа по карточкам) Чтение вслух 11 Работа с текстом. Созерцание зелёной точки. Игры на запоминание 2 4 6 Презентация рассказа 12 Работа с текстами, используя полную организацию внимания. Понимание и запись под диктовку. 2 4 6 Практические умения (работа по карточкам) 13 Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма. 2 4 6 Чтение вслух 14 Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы. 2 4 6 15 Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки. 2 4 6 16 Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами. Доминанта. 2 4 6 Практические умения (работа по карточкам) Составление алгоритмов Практические умения (работа по карточкам) 17 Закрепление полученных приемов чтения. Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма. Занимательные кроссворды. Ребусы 2 4 6 2 4 6 19 Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритм. Отгадываем загадки. 1 2 3 20 Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания 1 2 3 18 Чтение на время Итоговое занятие ИТОГО: Чтение на время Чтение на время прочитанного. Работа с двухминутным текстом. 21 Чтение на время 37 3 74 3 111 3 17.09/20.09 3 3 3 Входная диагностика Инструктаж о правилах пожарной безопасности, ПДД. Пробный тренинг с каждым видом упражнений» Форма контроля Место проведения Тема занятия Кол-во часов Число 10.09/13.09 Вводн ый урок МАУ ДО ЦДО МАН 2 3.09/6.09 Практик ум 1 Октябрь Сентябрь № п/п Месяц Календарный учебный график 2024-2025 Тестирование, устный опрос Практические умения (работа по карточкам) 4 24.09/27.09 3 5 6 1.10/4.10 3 8.10/11.10. 3 15.10/18.10. 8 22.10/25.10 9 29.10/1.11 10 4.11/8.11 3 12.11/15.11 3 19.11/22.11 3 11 Ноябрь 7 12 3 3 26.11/29.11 3 3.12/6.12 3 15 10.12/13.12 3 16 17.12/20.12 3 Январь 14 Декабрь 13 3 17 24.12/27.12 14.01/10.01 18 3 3 19 21.01/17.01 3 20 28.01/24.01 3 21 4.02/31.01 3 22 25 26 27 Февраль 24 18.02/14.02 3 3 25.02/21.02 3 4.03/28.02 3 Апре ль Март 23 11.02/7.02 11.03/7.03 3 18.03/14.03 3 Работа с текстами, используя полную организацию внимания. Понимание и запись под диктовку Чтение слоговых таблиц Работа с разными текстами, используя оперативную память. Чтение текстов, используя «Метод штурма» и вертикальные линии. Чтение на время «Отработка дикции. Работа со скороговорками. Синхронизация обоих полушарий» Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом. Чтение, беседа Игры на развитие памяти и внимания К словам – родственникам. Почему их так назвали? Текст. Осмысливание. Опорные слова. Работа с карандашом и движением рук. Решаем анаграммы. Отгадываем загадки. Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Текст. Осмысливание. Опорные слова. Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Произвольное внимание. Работа с текстами. Два способа организации внимания. Непроизвольное внимание. Работа с текстами. Два способа организации внимания. Произвольное внимание. Работа с текстом. Созерцание зелёной точки. Игры на запоминание Работа с текстом. Игры на запоминание Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы. Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритм. Отгадываем загадки. Работа с текстами по интегральному алгоритму. Зрительное видение названия текста, автора, основное содержание страницы. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. Практические умения (работа по карточкам) Практические умения Тест Презентация рассказа Практические умения (работа по карточкам) Чтение вслух Практические умения (работа по карточкам) Чтение вслух Практические умения (работа по карточкам) Практические умения (работа по карточкам) 28 25.03/21.03 29 1.04/28.03 3 3 30 8.04/4.04 3 31 15.04/11.04 3 32 22.04/18.04 33 29.04/25.04 3 6.05/2.05 3 13.05/16.05 3 Май 34 3 35 36 20.05/23.05 3 37 27.05/30.05 3 Учим скороговорку методом пиктограмм. Чтение с указкой. Таблицы «Шульте». Тренировка горизонтального движения глаз. Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки. Занимательные кроссворды. Ребусы. Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией, ключевыми словами, смысловыми рядами. Доминанта. Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма. Занимательные кроссворды. Ребусы Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритм. Отгадываем загадки. Закрепление полученных приемов чтения. Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного. Работа с двухминутным текстом. Итоговое занятие Практические умения (работа по карточкам) Практические умения (работа по карточкам) Практические умения (работа по карточкам) Чтение на время Чтение на время Чтение на время Беседа 111 Количество учебных недель Количество учебных дней 37 недель 1 год обучения (111 часов) С 02.09.2024 для обучающихся 1 года 31.05.2025 Даты начала и окончания учебного года г. (приказ № от ) (по УТП) входная- октябрь Сроки промежуточной аттестации Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 1 года обучения (май) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Характеристика электронная доска, проектор, компьютер, наглядный материал: таблицы, схемы, образцы; папка с материалами Кадровое обеспечение Один педагог дополнительного образования с СПО 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: тест, проверка техники чтения. Входящая диагностика Цель: выявить уровень знаний детей на начальном этапе обучения. Задачи: - выявить уровень теоретических знаний; - выявить уровень практических знаний на начальном этапе обучения; - техника чтения. Теоретическая часть: 1. Назови отличия гласных и согласных звуков; 2. Назови слово с заданным звуком; 3. Определи и назови первый звук в заданном слове; 4. Техника чтения. Практическая часть: 1. Прочитай слоги, предложенные слова. Раздели слова на слоги. 2. Найди слова в предложенной таблице. 3. Раскрась гласные буквы красным цветом, согласные – синим. Срок проведения: сентябрь. Формой проведения итоговой аттестации является контрольное занятие, которое включает устный опрос учащихся по пройденным темам, а также выполнение практического задания. Цель: выявить уровень усвоения учащимися программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы. Задачи: - определить степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения; - выявить уровень усвоения теоретических знаний; - проанализировать полноту реализации программы. Срок проведения: по итогам реализации программы. Теоретическая часть: 1. Рассказать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение». 2. Рассказать, чем отличаются звуки гласные и согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие. 3. Назвать свой любимый литературный жанр (басня, сказка, рассказ, стихотворение, фольклор). Практическая часть: 1. Назвать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. 2. Прочитать наизусть любое стихотворение. 3. Прочитать текст на время. Задания для практической части входящей диагностики Фамилия, имя _________________________________________________ 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретическо й подготовки учащихся Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова «Скорочтение на практике», Павел Палагин. Книга для отработки уже имеющихся навыков скорочтения. Методика «Креативность личности» Д. Джонсона «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Проверка скорости чтения «Книга-тренинг для младших школьников , Шамиль Ахмадуллин», Тестовые работы по литературному чтению (смысловое чтение) https://урок.рф/library/testovie_raboti_po_literaturnomu_chteniyu_smislov_113032. html 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Учебные пособия Учебные год кол-во пособия издания экземпляров Справочная литература: (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.): Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее, 2015 1 Peter Kump Тропинка к своему Я О.В. Хухлаева 2023 1 Большая книга лучших игр и упражнений для тренинга М.Ш. 2021 1 Кипнис Как научить ребенка быстро читать.Книга-тренинг для 2023 1 младших школьников , Шамиль Ахмадуллин Все тайны скорочтения. Овладеть за 3 дня, Юрий Горбач 2022 1 Научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.): «Скорочтение на практике», Павел Палагин. Книга для 2021 1 отработки уже имеющихся навыков скорочтения. методические пособия: Тетрадь-тренажёр, Алина Малошик 2018 1 видеоматериалы (видеолекции, художественны и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и т.д.): https://rutube.ru/video/49311048dc53072cbff817658e11949a/ Тестовые работы по литературному чтению (смысловое чтение) https://урок.рф/library/testovie_raboti_po_literaturnomu_chteniyu _smislov_113032.html электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные занятия и др.): Методы обучения: • Словесный • Наглядный • Объяснительно-иллюстративный • Репродуктивный • Игровой • Дискуссионный Формы организации образовательной деятельности: • Индивидуальная • Индивидуально-групповая • Беседа • Игра • Презентация Педагогические технологии с указанием автора: • • • Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Проектная технология Дидактические материалы: Как научить ребенка быстро читать.Книга-тренинг для младших школьников , Шамиль Ахмадуллин., Тетрадь-тренажёр, Алина Малошик Дидактические материалы Раздаточный материал и наглядные пособия Раздаточный материал Графические диктанты Тесты струпа Карточки с заданиями Таблицы Шульте Анаграммы Клиновидные таблицы Цветные карандаши и фломастеры Кол-во экземпляров 10 10 10 10 10 10 10 2.6 Список литературы: 1. Ситдикова Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные задания. Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г 2. Тетрадь-тренажёр, Алина Малошик, 2018г. 3. «Скорочтение на практике», Павел Палагин. Книга для отработки уже имеющихся навыков скорочтения, 2021г. 4. Рабочая тетрадь «Переферическое зрение», А.Баженова, Е. Обоскалова, 2023г. 5. Эдыгей В.Б. «Чтение с увлечением». 6. Тренажёр «Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков», И. Праведникова, 2022г. 7. Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее, Peter Kump, 2015г. 8. Как научить ребенка быстро читать. Книга-тренинг для младших школьников, Шамиль Ахмадуллин, 2023г.