Банзаракцаева Т.Г. Углубленное изучение биологии

Пояснительная записка
Данная программа по биологии предназначена для учащихся 14-15 лет, проявляющих интерес
к биологии в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана
на 1 год обучения (111 часов, 3 часа в неделю).
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественно-научного
образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области
«Естествознание» биология вносит значительный вклад в развитие интеллектуальных и творческих
способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность преподаваемого курса
биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности,
владеющей основами научных знаний, способной творчески их использовать в соответствии с
законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического,
патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания
школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает
чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что
сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек —
часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и
последующих поколений людей.
Направленность программы
Программа по биологии составлена для реализации в МАУ ДО ЦДО «МАН». Данная
программа модифицированная, естественно-научной направленности.
Программа построена на принципиально новой основе — компетентностном подходе
в осуществлении образовательного процесса. Он предполагает осуществлять связь обучения
школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной
деятельности.
Программа направлена на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний,
деятельности и поведения школьников в отношениях с природой и обществом; на отражение
практического значения биологии в жизнедеятельности людей, сохранение окружающей среды,
живой природы и здоровья человека.
Цель программы
Развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной
грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза,
наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в
различных областях.
Задачи программы
1.Образовательные:
- расширение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой
природы;
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками;

- проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
2. Развивающие:
- развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работа с
различными источниками информации;
3. Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;
- воспитание усидчивости, внимательности, целеустремленности;
- воспитание уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении биологических
проблем.
Условия реализации программы
- в освоении данной программы участвуют дети 14-15 лет;
- принимаются все желающие;
- группы формируются одного возраста.
Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на один год обучения.
Формы организации деятельности детей на занятии
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, коллективные.
Формы занятий
Педагогом по данной программе используются разнообразные формы занятий:
лекция, семинар, беседа, практические упражнения, зачет, консультация, учебные экскурсии,
викторина, состязание, урок-путешествие, презентация, интегрированный урок, участие в конкурсах,
олимпиадах, конференциях, кинофестивалях разного уровня.
Методы обучения
- словесный (лекция, дискуссия, самостоятельная работа с учебным материалом, беседа)
- наглядный (информационно-коммуникационные технологии)
- практический ( самонаблюдение, эксперимент, лабораторная работа)
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения дети должны
Знать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов
растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
растений, животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах.
Уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию
растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического
разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека
с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и
окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета
у
человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и
объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье,
последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и
справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую
информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Приводить примеры:
- усложнения растений и животных в процессе эволюции;
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
Делать выводы:
- о клеточном строении организмов всех царств;
- о родстве и единстве органического мира;
- об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении
человека от животных.
Соблюдать правила:
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики
отравления ядовитыми грибами, растениями
Использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания);
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Формы подведения итогов программы:
- проведение опроса, теста;
- проведение олимпиады;
- защита презентации, творческих работ;
- создание портфолио по важным понятиям по биологии;
- участие детей в городских, областных, региональных и всероссийских конкурсах по биологии.
Методическое обеспечение программы:
1. Бауэр Э.С. Теоретическая биология / Э.С. Бауэр; Сост. и прим. Ю.П. Голикова; Вступ. ст.
М.Э. Бауэр. — СПб.: Росток, 2017. — 352 c.
2. Горчаков Э.В. Основы биологической химии. Учебное пособие, 2-е изд., стер. — М.: Лань,

3.
4.
5.
6.
7.

2019. — 208 c.
Жегунов Г.Ф., Леонтьев Д.В., Щербак Е.В. Биология клетки. Физико-химические,
структурно-функциональные и информационные основы. — М.: Ленанд, 2018. — 544 c.
Захваткин Ю. А. Биология насекомых. — М.: Либроком, 2021. — 392 c.
Коротяев А.И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: Учебник для
медицинских вузов / А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. — СПб.: СпецЛит, 2017. — 760 c.
Солвей Дж. Г. Наглядная медицинская биохимия. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа,
2020. — 168 c.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности / Е.И.
Тупикин. — М.: Academia, 2017. — 16 c.
1.Учебный план занятий

№
п/п
1.

Раздел 1. Вводное занятие.

Количество часов
Всего Теори Прак
я
тика
3
1,5
1,5

2.

Тема 1.1. Биология как наука.

3

1,5

1,5

3.

Тема 1.2. Уровни организации живой
природы.
Раздел 2. Основы учения о клетке.
Цитология.
Тема 2.1. Клеточная теория. Химическая
организация клетки
Тема 2.2. Строение и функции клеток
Раздел 3. Размножение и
индивидуальное развитие
организмов (онтогенез).
Тема 3.1. Размножение организмов
Раздел 3. Размножение и
индивидуальное развитие организмов
(онтогенез).
Тема 3.2. Индивидуальное развитие
организмов (онтогенез)
Раздел 4. Основы учения о
наследственности и изменчивости.
Тема 4.1. Закономерности наследования
признаков
Раздел 4. Основы учения о
наследственности и изменчивости.
Тема 4.2. Закономерности изменчивости
Раздел 5. Основы селекции растений,
животных и микроорганизмов.
Тема 5.1. Основы селекции организмов
Раздел 5. Основы селекции растений,
животных и микроорганизмов.
Тема 5.2. Особенности селекции
растений.
Раздел 5. Основы селекции растений,
животных и микроорганизмов.
Тема 5.3. Особенности селекции
животных.
Раздел 5. Основы селекции растений,

3

1,5

1,5

Зачет

3

1,5

1,5

Устный опрос

3
3

1,5
1,5

1,5
1,5

Устный опрос, Тест
Зачет

3

1,5

1,5

Зачет, устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос, зачет

3

1,5

1,5

Устный опрос, решение задач

3

1,5

1,5

Устный опрос, решение задач

3

1,5

1,5

Устный опрос, обобщение по
темам, тестирование

3

1,5

1,5

Устный опрос

4.

5.
6.

7.

8.

9.
10
11.

12.

13.

Название раздела, темы

Формы аттестации/
контроля
Составление конспекта темы

14.

15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.

22.
23
24
25
26
27

28
29

30.

животных и микроорганизмов.
Тема 5.4. Основные направления секции
микроорганизмов
Раздел 6. Происхождение жизни и
развитие органического мира
Тема 6.1. Концепции происхождения
жизни на Земле
Раздел 6. Происхождение жизни и
развитие органического мира
Тема 6.2. Развитие жизни на Земле
Раздел 7. Учение об эволюции.
Тема 7.1. Идея развития органического
мира в биологии
Раздел 7. Учение об эволюции.
Тема 7.2. Основные положения теории
Ч. Дарвина об эволюции
органического мира
Раздел 7. Учение об эволюции.
Тема 7.3. Современные представления
об эволюции органического мира.
Раздел 7. Учение об эволюции.
Тема 7.4. Вид, его критерии и
структура
Раздел 7. Учение об эволюции.
Тема 7.5. Микроэволюция. Процессы
видообразования.
Раздел 7. Учение об эволюции.
Тема 7.6. Макроэволюция. Главные
направления и основные
закономерности
Раздел 8. Происхождение человека.
Тема 8.1. Антропогенез
Раздел 9. Основы экологии.
Тема 9.1. Экологические факторы и
среды жизни
Раздел 9. Основы экологии.
Тема 9.2. Экологическая характеристика
популяций
Раздел 9. Основы экологии.
Тема 9.3. Экосистемы и биосфера.
Раздел 10. Анатомия человека.
Тема 10.1. Клеточное строение
организма. Ткани.
Раздел 10. Анатомия человека.
Тема 10.2. Нервно-гуморальная
регуляция физиологических функций.
Внутренняя среда организма.
Раздел 10. Анатомия человека.
Тема 10.4. Высшая нервная
деятельность. Поведение. Психика.
Раздел 10. Анатомия человека.
Тема 10.3. Кровеносная и
лимфатическая системы организма.
Дыхательная система.
Раздел 10. Анатомия человека.
Тема 10.5. Индивидуальное развитие

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос, тестирование

3

1,5

1,5

Устный опрос, письменный
опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Зачет

3

1,5

1,5

Зачет

3

1,5

1,5

3

1,5

1,5

Устный опрос, письменный
опрос
Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Устный опрос, письменный
опрос

3

1,5

1,5

Устный опрос, письменный
опрос

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37

организма. Человек и окружающая
среда.
Раздел 11. Многообразие животных.
Тема 11.1. Многоклеточные животные
Раздел 11. Многообразие животных.
Тема 11.2. Строение, индивидуальное
развитие, эволюция животных
Раздел 11. Многообразие животных.
Тема 11.3. Биоценозы.
Раздел 12. Ботаника.
Тема 12.1. Строение и многообразие
покрытосеменных растений
Раздел 12. Ботаника.
Тема 12.2. Классификация
Покрытосеменных растений
Урок – экскурсия в ИОЭБ СО РАН
Заключение
ИТОГО:

3

1,5

1,5

3

1,5

1,5

Устный опрос, письменный
опрос
Тестирование

3

1,5

1,5

Тестирование

3

1,5

1,5

Устный опрос, письменный
опрос

3

1,5

1,5

Тестирование

1,5

1,5

Тестирование

3
3

111

28
5

5.

12

6.

19

Октябрь

4.

Беседа,
лекция
Беседа,
лекция
Беседа,
лекция
Беседа,
лекция

3

Раздел 1. Вводное занятие.

3

Тема 1.1. Биология как наука.

3

Беседа,
лекция
Беседа,
лекция

3

Тема 1.2. Уровни организации
живой природы.
Раздел 2. Основы учения о
клетке. Цитология.
Тема 2.1. Клеточная теория.
Химическая организация
клетки
Тема 2.2. Строение и функции
клеток
Раздел 3. Размножение и
индивидуальное развитие
организмов (онтогенез).
Тема 3.1. Размножение
организмов
Раздел 3. Размножение и
индивидуальное развитие
организмов (онтогенез).
Тема 3.2. Индивидуальное
развитие организмов
(онтогенез)
Раздел 4. Основы учения о
наследственности и
изменчивости.
Тема 4.1. Закономерности
наследования признаков

3

3

7.

26

Беседа,
лекция

3

8.

2

Лекция

3

Ноябрь

Форма
контроля

Место

Тема занятий

Количество

Форма
занятий

Время

21

с 17:20 до 19:40

3.

Сентябрь

2.

14

Составление
конспекта темы
Устный опрос
Устный опрос
Кабинет № 2, 5 МАУ ДО ЦДО "МАН»

1.

Число

№

Месяц

2. Календарный учебный график.

Зачет, доклад

Устный опрос
Зачет

Зачет, устный
опрос

Устный опрос

9.

9

16

10.

Беседа,
практическ
ие
упражнени
я
Лекция

3

3

23

Беседа,
доклад

3

12.

30

3

13.

7

Беседа,
практическ
ие
упражнени
я
Беседа,
практическ
ие
упражнени
я

14.

14

Беседа,
лекция

3

21

Беседа,
лекция

3

28

Беседа,
лекция

3

17

11

Беседа,
лекция

3

18

18

15.

Декабрь

11.

19

Январь

16.

25

Беседа,
лекция
Беседа,
лекция

3

3
3

Раздел 4. Основы учения о
наследственности и
изменчивости.
Тема 4.2. Закономерности
изменчивости
Раздел 5. Основы селекции
растений, животных и
микроорганизмов.
Тема 5.1. Основы селекции
организмов
Раздел 5. Основы селекции
растений, животных и
микроорганизмов.
Тема 5.2. Особенности
селекции растений.
Раздел 5. Основы селекции
растений, животных и
микроорганизмов.
Тема 5.3. Особенности
селекции животных.
Раздел 5. Основы селекции
растений, животных и
микроорганизмов.
Тема 5.4. Основные
направления секции
микроорганизмов
Раздел 6. Происхождение
жизни и развитие
органического мира
Тема 6.1. Концепции
происхождения жизни на
Земле
Раздел 6. Происхождение
жизни и развитие
органического мира
Тема 6.2. Развитие жизни на
Земле
Раздел 7. Учение об
эволюции.
Тема 7.1. Идея развития
органического мира в
биологии
Раздел 7. Учение об
эволюции.
Тема 7.2. Основные
положения теории Ч. Дарвина
об эволюции органического
мира
Раздел 7. Учение об
эволюции.
Тема 7.3. Современные
представления об эволюции
органического мира.
Раздел 7. Учение об
эволюции.
Тема 7.4. Вид, его критерии и
структура

Устный опрос,
зачет

Устный опрос,
решение задач

Устный опрос,
решение задач

Устный опрос,
обобщение по
темам,
тестирование
Устный опрос

Устный опрос

Устный опрос,
тестирование

Устный опрос,
письменный
опрос
Устный опрос

Устный опрос

Устный опрос

20

Беседа,
лекция

3

1

Беседа,
лекция

3

22

8

Беседа,
лекция

3

15

Беседа,
лекция

3

24

22

Беседа,
лекция

3

25

29

3

26

7

27

14

Беседа,
практиче
ские
упражнени
я
Беседа,
практическ
ие
упражнени
я
Беседа,
практическ
ие
упражнени
я
Беседа,
практическ
ие
упражнени
я
Беседа,
практическ
ие
упражнени
я

3

Беседа,
практическ
ие
упражнени
я
Беседа,
практическ
ие
упражнени
я

3

28

Март

23

Февраль

21

21

28

30

4

31

Апрель

29

11

Раздел 7. Учение об
эволюции.
Тема 7.5. Микроэволюция.
Процессы видообразования.
Раздел 7. Учение об
эволюции.
Тема 7.6. Макроэволюция.
Главные направления и
основные закономерности
Раздел 8. Происхождение
человека.
Тема 8.1. Антропогенез
Раздел 9. Основы экологии.
Тема 9.1. Экологические
факторы и среды жизни
Раздел 9. Основы экологии.
Тема 9.2. Экологическая
характеристика популяций
Раздел 9. Основы экологии.
Тема 9.3. Экосистемы и
биосфера.

Устный опрос

Устный опрос

Устный
опрос,
письменный
опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос

3

Раздел 10. Анатомия
человека.
Тема 10.1. Клеточное строение
организма. Ткани.

Тестирование

3

Раздел 10. Анатомия
человека.
Тема 10.2. Нервно-гуморальная
регуляция физиологических
функций. Внутренняя среда
организма.
Раздел 10. Анатомия
человека.
Тема 10.4. Высшая нервная
деятельность. Поведение.
Психика.
Раздел 10. Анатомия
человека.
Тема 10.3. Кровеносная и
лимфатическая системы
организма.
Дыхательная система.
Раздел 10. Анатомия
человека.
Тема 10.5. Индивидуальное
развитие организма. Человек и
окружающая среда.
Раздел 11. Многообразие
животных.
Тема 11.1. Многоклеточные
животные

Устный опрос,
письменный
опрос

3

3

Устный опрос,
письменный
опрос
Тестирование

Тестирование

Устный опрос,
письменный
опрос

18

33

25

34

2

35

16
Май

32

36

23

37

30

Раздел 11. Многообразие
животных.
Тема 11.2. Строение,
индивидуальное развитие,
эволюция животных
Раздел 11. Многообразие
животных.
Тема 11.3. Биоценозы.

Тестирование

3

Раздел 12. Ботаника.
Тема 12.1. Строение и
многообразие
покрытосеменных растений

Устный опрос,
письменный
опрос

3

Раздел 12. Ботаника.
Тема 12.2. Классификация
Покрытосеменных растений

Устный опрос,
письменный
опрос

3

Урок – экскурсия в ИОЭБ СО
РАН
Заключение. Подведение
итогов.

Беседа,
практическ
ие
упражнени
я
Беседа,
практическ
ие
упражнени
я
Беседа,
практическ
ие
упражнени
я
Беседа,
практическ
ие
упражнени
я
Лекцияэкскурсия

3

ИТОГО

111
часо
в

3

3

Тестирование

Тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».