Столбовская Е.С. Телевизионный корреспондент, телеведущий

Пояснительная записка
Программа «Телевизионный корреспондент, телеведущий» предназначена для учащихся
5-11 классов (11-18 лет) общеобразовательных школ, которые решили изучать телевизионную
журналистику в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа
рассчитана на 1 год обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Актуальность создания программы «Телевизионный корреспондент, телеведущий»
обусловлена социальным запросом со стороны государства, детей и их родителей. В
современном обществе культура медиа в связи с появлением блогеров стала стремительно
снижаться. Преобладающая часть медиаконтента, которым интересуются школьники –
развлекательного характера. Чтение для детей стало не интересным занятием, к тому же
влияние современной культуры наносит вред дикции современного поколения. Программа
«Телевизионный корреспондент, телеведущий» даёт возможность каждому ребёнку выбор
наиболее приемлемого вида творчества, в котором он сможет развить свои способности,
выбрать правильный ориентир. Знания и умения, приобретённые в рамках освоения
программы, необходимы обучающемся для организации творческой и исследовательской
деятельности.
Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия. Проекты
учащихся транслируются еженедельно в передаче «Школьное телевидение» на телеканале
«Тивиком». Выпуски помогают проецировать теоретические знания в полноценные сюжеты на
региональном канале наравне с профессиональными журналистами. Съёмочный процесс, а
также подготовка к нему дает понимание того, как работает современное телевидение,
тренирует организованность и ориентированность в мире информации, развивает
коммуникабельность, а также расширяет общий кругозор. Кроме того, дети учатся работать в
команде, поскольку телевизионная передача – это продукт целой студии.
В потоке информации дети начинают видеть главное, подчеркивать важное в жизни, это
также направлено на формирование нравственных качеств личности. Развивается навык
находить факты и аргументы, дети учатся писать журналистские тексты и грамотно
формулировать свою речь, тренируют артикуляционный аппарат и улучшают дикцию, смотрят
на события с разных точек зрения, а также публично говорят о своем отношении к той или иной
ситуации, выражая свою позицию.
Цели программы:
- создание условий для самопознания, самореализации в школьном возрасте и самоопределения
обучающихся в мире профессий;
Перспективная цель — подготовка обучающихся к сотрудничеству с региональными и
федеральными СМИ, и, возможному, выбору журналистики, как будущей профессии.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи.
1. Обучающие:
—знакомство с принципами работы телевизионного корреспондента;
— умение писать телевизионные тексты;
— формирование речевого аппарата для начитки текстов;
— ориентированность в психологии человека;
2. Воспитывающие:
— умение работать в команде;
— формирование своей позиции;
— пробуждение интереса к происходящему в мире;
— воспитание культуры поведения и речи;
3. Развивающие:
— повышение эрудиции;

— развитие креативного мышления;
— развития речевых возможностей;
— уверенность в общении со сверстниками и старшим поколением;
— формирование нравственных качеств;
Программа дополнительного образования «Телевизионный корреспондент, телеведущий»
составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. Обучающиеся знакомятся с
профессиональной терминологией, структурой телевизионных сюжетов, выполняют
артикуляционные упражнения, а также творческие задания.
Планируемым результатом обучения по программе будет предоставление возможности
сотрудничества с передачей «Школьное телевидение» не только на период обучения, но и в
дальнейшем, а также с другими СМИ, участвующими в реализации данной программы;
создание учащимися своего портфолио для поступления в ВУЗы; создание и ведение
собственного канала в интернете.
К концу курса дети познакомятся со съёмочным процессом в кадре и за кадром, освоят
навыки написания телевизионного текста, научатся работать в команде. Занятия проводятся в
форме лекций, бесед, выполняются творческие работы и упражнения. Организуются экскурсии
в редакции местных средств массовой информации.
В связи с отсутствием соответствующего государственного образовательного стандарта
по изучению основ журналистики в школе данная программа строилась с опорой на учебное
пособие Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского «Телевизионная журналистика» 2002г.,
практического пособия В. Богатова «Новости на TV» 2017г., практического пособия Е.А.
Королева, Н.А. Павлушкиной «33 урока для будущего журналиста» 2019 г.
Программа дополнительного образования «Телевизионный корреспондент, телеведущий»
общим объёмом 108 часов рассчитана на один учебный год. Обучающиеся разделены на 3
возрастные группы.
Итоги реализации программы
К концу курса учащиеся должны познакомиться с профессией телевизионного корреспондента,
освоить навыки написания телевизионного текста, научиться находить точную информацию,
анализировать полученные сведения, проверять надежность источников, понимать не только
съёмочный процесс, но и как создается сюжет и в дальнейшем - телевизионная передача.
Форма проведения занятий
В программе курса «Телевизионный корреспондент»
-семинары;
-лекции;
-выездные занятия; (съемки для телепередачи)
-практическая работа; (расшифровка текста)
-артикуляционные упражнения, упражнения на импровизацию
- экскурсии.
Информационно-методическое обеспечение:
Печатные пособия
1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006
2. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: 2004
3. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. – СПб.: 1999
2

4. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. –
М.: 2000
5. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. – М.: 2001
6. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. – М.: 2002
7. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
8. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: 2000
9. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004
Цифровые ресурсы:
21.http://kriv-krschool.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2013/11/IvanovaT.P_vneurochka_Vvedeniev-zhurnalistiku-5-klass.pdf
http://alenushka.opendev.ru/u/programma_krujka_yunyiy_jurnalist.pdf
Гурский
Ю.,
Гурская
И.,
Жвалевский
А.
Компьютерная
графика:Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер,
2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”.
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на
сайте WWW:http://www.1september.ru

3

1. Учебный план занятий

№

Тематика

0

Раздел 0. Входная диагностика.
Знакомство друг с другом. Экскурсия по студии
Школьного телевидения. Знакомство с редакцией
Школьного телевидения. Тренинг на
командообразование. Значение дикции в жизни и
в телевидении. Беседа на тему «Техника
безопасности».

1

2

3

4

Практика: написать 5-7 предложений «Почему я
хочу быть журналистом?». Артикуляционные
упражнения, выездные съемки,расшифровка
видео, написание и озвучивание текста.
Раздел 1.
Тема 1. История журналистики.История
телевизионной журналистики.
Тема 2. Телевизионная журналистика сегодня.
Обзор региональных СМИ.
Тема 3. Телевизионная передача «Школьное
телевидение». Разбор рубрик
Тема 4.Требования к корреспонденту. Набор
качеств, внешний вид, дикция.
Практика: Кроссворд Антона Ольшванга. Обзор
региональных телеканалов.Артикуляционные
упражнения, выездные съемки,расшифровка
синхронов, написание и озвучивание текста.
Раздел 2.
Тема 1. Структура телевизионного сюжета.
Тема 2. Лайф
Тема 3. Закадровый текст
Тема 4. Синхрон
Тема 5. Стенд-ап.
Тема 6. Суфлер и работа с ним.
Практика: артикуляционные упражнения, съемки
в студии,выездные съемки, расшифровка видео,
написание и озвучивание текста.
Раздел 3.
Тема 1.
Тема 2.Знакомство с профессиями на ТВ, правила
поведения в студии.
Тема 3. Профессиональная терминология.
Тема 4. Поиск тем.
Практика:Поиск удачных и неудачных интервью.
Артикуляционные упражнения, пробное
интервьюучащихся у одногруппников, у
родителей,выездные съемки,расшифровка видео,
написание и озвучивание текста.
Раздел 4.
Тема 1. Жанры телевизионной журналистики.
Тема 2. Разбор передач на ТВ.
Тема 3. Репортаж.
Тема 4. Метод и жанр интервью.
Тема 5. Как найти героя? Место и время.
Секреты успешного интервью.

Количество часов
теория
практика
всего

4

6

10

Формы аттестации/
контроля
Беседа

4

4

8

Устный опрос

4

4

8

Устный опрос

6

6

12

Творческое задание

6

6

12

Устный опрос,
творческое задание

Практика: артикуляционные упражнения, разбор
любой ситуации в формате структуры

4

5

сюжета,выездные съемки,расшифровка видео,
написание и озвучивание текста.
Раздел 4.
Тема 1.Телевизионный текст
Тема 2. Принципы написания телевизионного
текста.
Тема 3. Длина предложений.
Тема 4.Глагольная температура текста.

8

8

16

Устный опрос,
творческое задание

6

6

12

Устный опрос,
творческое задание

6

6

12

Устный опрос,
творческое задание,
решение кроссворда

8

Практика:артикуляционные упражнения, разбор
любой ситуации в формате структуры
сюжета,выездные съемки,расшифровка видео,
написание и озвучивание текста, экскурсия на
«ГТРК-Бурятия».
Раздел 7.
Тема 1. Теория: Этические и правовые нормы
работы журналиста. Решение задач.
Тема 1.1.Теория: Как снять успешное видео
самостоятельно. Техническая сторона
Тема 1.2.Теория: Как снять успешное видео
самостоятельно. Написание текста

6

6

12

Устный опрос,
решение этических
задач, творческое
задание

9

Практика: артикуляционные упражнения, съемки
в студии,выездные съемки, расшифровка видео,
написание и озвучивание текста.
Раздел 8.
Просмотр и анализ собственных сюжетов.
Подведение итогов учебного года. Торжественное
закрытие 2020-2021 г.

3

3

6

6

7

10

Практика: Написание телевизионных сюжетов,
анализ архива передачи «Школьное
телевидение», артикуляционные упражнения,
выездные съемки,студийные съемки
Раздел 5.
Тема 1. Закадровый текст и синхроны.
Тема 2.Озвучка закадровых текстов
Тема 3.Статистика.
Тема 4.Детали.
Тема 5.Образы.
Практика:артикуляционные упражнения, разбор
любой ситуации в формате структуры
сюжета,выездные съемки,расшифровка видео,
написание и озвучивание текста.
Раздел 6.
Тема 1.Теория: Сторителлинг в телевизионном
сюжете.
Тема 1.1. Теория: Социальные сети и
телевидение.

Практика: артикуляционные упражнения, съемки
в студии,выездные съемки, расшифровка видео,
написание и озвучивание текста.

Итого:

108

Количество часов, отведенных на изучение темы, может изменяться в зависимости от
усвояемости материала учащимися.
Учебно–методическое обеспечение
5

Приемы и методы:
Специфика данной программы позволяет использовать многообразные формы обучения и
различные методы и приемы:
-словесный метод (рассказ, объяснение);
-наглядный метод (личный показ педагога);
-практический метод (упражнения, решение задач);
-метод самостоятельной работы;
Дидактические материалы
В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
- кроссворд Ольшванга,
- архив газет,
-видеоархив телепередач «Школьное телевидение»;
-видеоархив информационной программы «Новости дня» на Тивикоме, а также федеральных
телепередач;
Техническое оснащение
Для реализации программы на одну учебную группу необходимо иметь соответствующее
оборудование и материалы.
Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции.
Профессиональная видеокамера; Фоны для съемки; Штатив; Микрофоны; Компьютеры;
Фотоаппараты; Съемочный павильон; Классная доска; Учебники; Студийное световое
оборудование.

6

Раздел 1.
Тема 1. Теория: История журналистики.История
телевизионной журналистики.
Тема 1.1. Теория: Телевизионная журналистика сегодня.
Обзор СМИ. Факт, мнения, источники информации.
Тема 1.2. Теория: Система информационных жанров:
заметка.
Тема 1.3. Теория: Требования к корреспонденту. Набор
качеств, внешний вид, дикция.

Беседа,
выездн
ые или
студий
ные
съемки

3

Беседа,
выездн
ые или
студий
ные
съемки

3

Практика: Кроссворд Антона Ольшванга. Обзор
региональных телеканалов. Написание текста в жанре:
заметка, артикуляционные упражнения, выездные
съемки,расшифровка видео, написание и озвучивание
текста.
Раздел 2.
Тема 1. Теория: Знакомство с профессиями на ТВ,
правила поведения в студии.
Тема 1.1. Теория: Профессиональная терминология.
Тема 1.2. Теория: Поиск тем.
Тема 1.3. Теория: Работа с информацией.
Тема 1.4. Экскурсия на Тивиком
Практика: артикуляционные упражнения, съемки в
студии,выездные съемки, расшифровка видео, написание
и озвучивание текста.
Раздел 3.
Тема 1. Теория: Жанры телевизионной журналистики.
Тема 1.1.Теория: Разбор передач на ТВ.
Тема 1.2. Теория: Репортаж.
Тема 1.3. Теория: Метод и жанр интервью.
Тема 1.4. Теория: Как найти героя? Открытые и закрытые
вопросы. Место и время. Секреты успешного интервью.
Практика: Поиск удачных и неудачных интервью.
Артикуляционные упражнения, пробное интервью у
учащихся у одногруппников, у родителей,выездные
съемки,расшифровка видео, написание и озвучивание
текста.

Форма контроля

3

Место
проведения

Беседа,
творчес
кое
задание
,выездн
ые или
студий
ные
съемки

Беседа

МАН ДО ЦДО
«Техноцентр»,
Кабинет № 5,2,6

Раздел 0. Вводное занятие.
Знакомство друг с другом. Экскурсия по студии
Школьного телевидения. Знакомство с редакцией
Школьного телевидения. Тренинг на
командообразование. Значение дикции в жизни и в
телевидении. Беседа на тему «Техника безопасности».
Практика:
написать 5-7 предложение «Почему
журналистика?».
Артикуляционные
упражнения,
выездные съемки,расшифровка видео, написание и
озвучивание текста. 9

МАН ДО ЦДО «Техноцентр»,
Кабинет № 5,2,6

3

Устный
опрос

Устный
опрос

МАН ДО ЦДО
«Техноцентр»,
Кабинет № 5,2,6
ТК Тивиком

Тема занятия

Форма занятия

Время занятия
9:00-11:20, 15:00-17:20
9:00-11:20, 15:00-17:20

Беседа,
выездн
ые или
студий
ные
съемки

Устный
опрос

МАН ДО ЦДО
«Техноцентр»,
Кабинет № 5,2,6

4,5,11,
12,18,
19,25,
26.
Декабрь

3

Кол-во часов

6,7,13,
14,20,
21,27,
28.
Ноябрь

2

2,3,9,
10,16,
17,23,
24,30,
31.

9:00-11:20, 15:00-17:20

Октябрь

1

4,5,11,
12,18,
19,25,
26.

9:00-11:20, 15:00-17:20

Сентябрь

0

Число

месяц

№

2.Календарный учебный график.

7

Беседа,
практи
ческие
упражн
ения,вы
ездные
или
студий
ные
съемки

3

беседа,
практи
ческие
упражн
ения,
выездн
ые или
студий
ные
съемки

3

беседа,
практи
ческие
упражн
ения,
выездн
ые или
студий
ные
съемки

Практика:артикуляционные упражнения, разбор любой
ситуации в формате структуры сюжета,выездные
съемки,расшифровка видео, написание и озвучивание
текста.
Раздел 6.
Тема 1. Теория: Сторителлинг в телевизионном сюжете.
Тема 1.1. Теория: Социальные сети и телевидение.
Практика:артикуляционные упражнения, разбор любой
ситуации в формате структуры сюжета,выездные
съемки,расшифровка видео, написание и озвучивание
текста, экскурсия на «ГТРК-Бурятия».

Раздел 7.
Тема 1. Теория: Этические и правовые нормы работы
журналиста.
Тема 1.1.Теоцрия: Кодекс профессиональной этики
российского журналиста.
Тема 1.2.Теория: Журналистские стандарты.
Практика: артикуляционные упражнения, съемки в
студии,выездные съемки, расшифровка видео, написание
и озвучивание текста.

МАН ДО ЦДО
«Техноцентр»,
Кабинет № 5,2,6

Практика: Написание телевизионных сюжетов, анализ
архива передачи «Школьное телевидение»,
артикуляционные упражнения, выездные
съемки,студийные съемки.
Раздел 5.
Тема 1. Теория: Закадровый текст и синхроны.
Тема 1.1.Теория: Статистика.
Тема 1.2. Теория:Детали.
Тема 1.3.Теория: Образы.
Тема 1.4.Теория: Скрытая камера.

Устный
опрос

Устный
опрос

МАН ДО ЦДО
«Техноцентр»,
Кабинет № 5,2,6

3

Раздел 4.
Тема 1. Теория:Телевизионный текст
Тема 1.1. Теория: Принципы написания телевизионного
текста.
Тема 1.2. Теория: Длина предложений.
Тема 1.3. Теория: Глагольная температура текста.
Тема 1.4. Теория: Перевернутая пирамида.

Творчес
кое
задание

МАН ДО ЦДО
«Техноцентр»,
Кабинет № 5,2,6

9:00-11:20, 15:00-17:20
9:00-11:20, 15:00-17:20
9:00-11:20, 15:00-17:20

6,7,13,
14,20,
21,27,
28.

Май

8

1,2,8,9,
15,16,
22,23,
29,30.

Беседа,
практи
ческие
упражн
ения,
выездн
ые или
студий
ные
съемки

3

Творчес
кое
задание

МАН ДО ЦДО
«Техноцентр»,
Кабинет № 5,2,6

Апрель

7

Беседа,
выездн
ые или
студий
ные
съемки

Раздел 8.
Просмотр и анализ собственных сюжетов. Подведение
итогов учебного года. Торжественное закрытие 20192020 г.
Практика: артикуляционные упражнения, съемки в
студии,выездные съемки, расшифровка видео, написание
и озвучивание текста.

Творчес
кое
задание

МАН ДО ЦДО
«Техноцентр»,
Кабинет № 5,2,6

4,5,11,
12,18,
19,25,
26.
Март

6

5,6,12,
13,19,
20,26,
27.

9:00-11:20, 15:00-17:20

Февраль

5

9:00-11:20, 15:00-17:20

9,15,16,
22,23,
29,30.
Январь

4

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».