Пояснительная записка к рабочей программе
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Цель и задачи учебного предмета
Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся 8-11 классов
(14-18 лет) общеобразовательных школ, изучающих Изобразительное искусство в Центре
дополнительного образования детей «Малая академия наук». (108 часов, 3 ч. в неделю).
Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого
потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету. Задачи:
– освоение терминологии предмета «изобразительное искусство»;
– приобретение умений грамотно изображать художественными средствами с натуры и по памяти
предметы окружающего мира;
– формирование умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
– приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками,
эскизами;
– формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения и воспитания:
• Методы формирования новых знаний и способов деятельности.-объяснительноиллюстративный и
репродуктивный (рассказ, объяснение, показ, демонстрация,
наблюдение, выполнение задания по алгоритму и др.);
-проблемный и частично- поисковый (проблемная или эвристическая беседа, создание
ситуации затруднения и др.);
•
Методы организации деятельности учащихся.
-методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся (мозговой штурм,
дискуссия, ролевые и сюжетные игры, практикум и др.);
-методы самостоятельной работы (выполнение упражнений, сопровождающихся
самопроверкой, изучение работ известных художников, подбор ассоциаций, образов,
действия с моделями, постановками, практическая работа и др.)
•
Методы контроля и самоконтроля.
-викторины;
-практические работы;
-просмотры.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Академический рисунок»
Личностные образовательные результаты:
• художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
• раскрытие творческого потенциала;
• развитие внимательности, наблюдательности;
• сохранение и развитие творческого подхода в работе;
• развитие мотивации к творчеству и учѐбе.
Метапредметные образовательные результаты
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
навыки самоорганизации;
развитие мелкой моторики рук;
развитие глазомера;
развитие зрительной памяти;
активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза.
Предметные образовательные результаты:
освоение терминологии предмета «графика»;
знакомство с различными графическими материалами;
освоение светотеневого моделирования формы;
приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по
памяти предметы окружающего мира;
формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения
технических и творческих задач;
приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками,
зарисовками, эскизами;
формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены
Раздел I. Учебные пособия
Учебные
год
кол-во
пособия
издания экземпляров
Научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания
и публикации, описание экспериментов и др.):
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению.
2002
1
2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник.
1994
1
3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе
1963
1
4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты
1969
1
2
5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт
1986
1
6. Клебер Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры
2000
1
7. Ломоносова М.Т. Графика и живопись
2002
1
8. Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика
1987
1
9. Рабинович М. Пластическая анатомия человека,
1978
1
четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.
10. Рисунок. Под ред. Серова А.М.
1975
1
11. Ростовцев Н.И. Учебный рисунок.
1976
1
12. Сергеев А. Учебный натюрморт.
1955
1
видеоматериалы (видеолекции, художественны и нацчно-популярные фильмы,
видеозаписи занятий, мероприятий и т.д.):
1. https://www.youtube.com/user/photoshopfirst
2. https://www.youtube.com/channel/UCR9N1dgBJz5uZ7KpNEPlOeA
3. https://www.youtube.com/watch?v=WIJxb6LrsGo
программное обеспечение (компьютерные программы и т.п.):
1. Аdobe Рhotoshop
2017
8
материально-техническое оснащение:
1. Мольберт
8
2. Гипсовые фигуры
6
3. Инвентарь для постановок
4. Графический планшет
8
5. ПК
8
Раздел II. Методические материалы
1. Учебный план занятий
п/п
Название раздела, тема
1
Вводная беседа. Знакомство с
художественными
материалами и понятиями:
линия, штрих, тон.
Упражнение в проведении
линии и упражнение на
нарастание тона (градации
серого)
Понятие о перспективе –
перспектива плоскости, куба.
Рисунок геометрических тел –
возможно – каркасная
проволочная модель
Классический рисунок куба с
построением и легкой
светотенью
Знакомство с понятием
«Живопись», знакомство с
материалами, техниками.
Изображение простого
натюрморта из 2-х предметов
в холодных тонах (гуашь)
2
3
4
5
Колич-во
часов
3
Теоретические основы Практические занятия
1
2
3
1
2
6
1
5
3
1
2
12
1
11
3
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Рисунок натюрморта из 2-3
предметов контрастные по
форме и тону на светлом фоне
Натюрморт 2-3 предметов с
простой драпировкой
(пастель)
Рисунок натюрморта 2-3
предметов с простой
драпировкой
Натюрморт – цветочное
растение на светлом фоне с
простой драпировкой (уголь)
Изображение натюрморта из
3х фигур различных по форме
(стилизация, гуашь).
Знакомство с понятием
«стилизация»
Натюрморт 2-3-х предметов с
использованием
геометрических фигур с
легкой драпировкой в теплых
тонах (гуашь)
Изображение складок
драпировки (рисунок)
Натюрморт из 2-х предметов,
различных по форме в технике
гризайль
Составление композиции из 2х геометрических тел
(врезание друг в друга,
рисунок).
Понятие стилизация.
Изображение стилизованного
натюрморта из 2-х фигур в
теплых тонах. Определение
источника света
9
1
8
9
1
8
9
1
8
3
1
2
12
1
11
6
1
5
6
1
5
6
1
5
9
1
8
12
1
11
108
15
93
4
2. Календарный учебный график
Тема занятия
3
2
18
Лекция.
Практикум
3
Лекция.
Практикум
3
4
2
14.30-16.30
25
октябрь
3
Лекция.
Практикум
3
Место
проведения
Вводная беседа.
Знакомство с
художественными
материалами и
понятиями: линия,
штрих, тон.
Упражнение в
проведении линии и
упражнение на
нарастание тона
(градации серого)
Понятие о
перспективе –
перспектива
плоскости, куба.
Рисунок
геометрических тел –
возможно – каркасная
проволочная модель
Классический
рисунок куба с
построением и легкой
светотенью
Классический
рисунок куба с
построением и легкой
светотенью
Форма
контроля
Итог.
Просмотр
Кабинет №311
Лекция.
Практикум
14.30-16.30
11
сентябрь
1
Итог.
Просмотр
Итог.
просмотр
Кабинет
№311
Форма
занятия
Кол-во часов
Время
проведения
Число
Месяц
№
п/п
Итог.
Просмотр
5
3
Знакомство с
понятием
«Живопись»,
знакомство с
материалами,
техниками.
Итог.
Просмотр
6
16
Лекция.
Практикум
3
Изображение
простого натюрморта
из 2-х предметов в
холодных тонах
(гуашь)
Итог.
Просмотр
7
23
Лекция.
Практикум
3
Изображение
простого натюрморта
из 2-х предметов в
холодных тонах
(гуашь)
Итог.
просмотр
8
30
Лекция.
Практикум
3
Изображение
простого натюрморта
из 2-х предметов в
холодных тонах
(гуашь)
Итог.
просмотр
9
6
Лекция.
Практикум
3
Итог.
просмотр
10
13
Лекция.
Практикум
3
Лекция.
Практикум
3
Изображение
простого натюрморта
из 2-х предметов в
холодных тонах
(гуашь)
Рисунок натюрморта
из 2-3 предметов
контрастные по форме
и тону на светлом
фоне
Рисунок натюрморта
из 2-3 предметов
контрастные по форме
и тону на светлом
фоне
11
20
Кабинет №311
Лекция.
Практикум
14.30-16.30
9
ноябрь
5
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
6
4
Лекция.
Практикум
3
14
11
Лекция.
Практикум
3
Лекция.
Практикум
3
15
18
Лекция.
Практикум
3
17
15
Лекция.
Практикум
3
18
22
Лекция.
Практикум
3
Лекция.
Практикум
3
Лекция.
Практикум
3
Лекция.
Практикум
3
21
5
февраль
20
29
12
14.30-16.30
19
14.30-16.30
25
январь
16
Изображение
натюрморта из 3х
фигур различных по
форме (стилизация,
гуашь). Знакомство с
понятием
«стилизация»
Изображение
натюрморта из 3х
фигур различных по
форме (стилизация,
гуашь). Знакомство с
понятием
«стилизация»
Изображение
натюрморта из 3х
фигур различных по
форме (стилизация,
гуашь). Знакомство с
понятием
«стилизация»
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Кабинет №311
13
Рисунок натюрморта
из 2-3 предметов
контрастные по форме
и тону на светлом
фоне
Натюрморт 2-3
предметов с простой
драпировкой (пастель)
Натюрморт 2-3
предметов с простой
драпировкой (пастель)
Натюрморт 2-3
предметов с простой
драпировкой (пастель)
Рисунок натюрморта
2-3 предметов с
простой драпировкой
Рисунок натюрморта
2-3 предметов с
простой драпировкой
Рисунок натюрморта
2-3 предметов с
простой драпировкой
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Кабинет №311
3
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Кабинет №311
Лекция.
Практикум
14.30-16.30
27
декабрь
12
Итог.
просмотр
7
Лекция.
Практикум
3
Изображение
натюрморта из 3х
фигур различных по
форме (стилизация,
гуашь). Знакомство с
понятием
«стилизация»
Итог.
просмотр
23
26
Лекция.
Практикум
3
Итог.
просмотр
24
4
Лекция.
Практикум
3
25
11
Лекция.
Практикум
3
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
3
Натюрморт –
цветочное растение на
светлом фоне с
простой драпировкой
(уголь)
Натюрморт 2-3-х
предметов с
использованием
геометрических фигур
с легкой драпировкой
в теплых тонах
(гуашь)
Натюрморт 2-3-х
предметов с
использованием
геометрических фигур
с легкой драпировкой
в теплых тонах
(гуашь)
Изображение складок
драпировки (рисунок)
Изображение складок
драпировки (рисунок)
Натюрморт из 2-х
предметов, различных
по форме в технике
гризайль
Натюрморт из 2-х
предметов, различных
по форме в технике
гризайль
Составление
композиции из 2-х
геометрических тел
(врезание друг в
друга, рисунок).
Составление
композиции из 2-х
25
28
1
29
8
30
31
15
22
3
3
Лекция.
Практикум
Лекция.
Практикум
3
Лекция.
Практикум
3
Кабинет №311
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Кабинет №311
27
14.30-16.30
18
апрель
26
14.30-16.30
19
март
22
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
8
3
33
6
Лекция.
Практикум
3
34
13
35
36
20
27
Лекция.
Практикум
3
Лекция.
Практикум
3
Лекция.
Практикум
3
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Кабинет №311
Лекция.
Практикум
14.30-16.30
29
май
32
геометрических тел
(врезание друг в
друга, рисунок).
Составление
композиции из 2-х
геометрических тел
(врезание друг в
друга, рисунок).
Понятие стилизация.
Изображение
стилизованного
натюрморта из 2-х
фигур в теплых тонах.
Определение
источника света
Понятие стилизация.
Изображение
стилизованного
натюрморта из 2-х
фигур в теплых тонах.
Определение
источника света
Понятие стилизация.
Изображение
стилизованного
натюрморта из 2-х
фигур в теплых тонах.
Определение
источника света
Понятие стилизация.
Изображение
стилизованного
натюрморта из 2-х
фигур в теплых тонах.
Определение
источника света
Итог.
просмотр
Итог.
просмотр
Раздел III. Конспект занятий
Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон.
Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого).
Задачи: знакомство с новыми понятиями, постановка руки, приобретение навыков штриховки и
передачи тона через градации серого цвета.
Материалы: бумага А4, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно –
каркасная проволочная модель
Задачи: переход от плоского изображения к объемному, понятие о конструкции предметов,
принципы построения линейной перспективы (с 1,2 точками схода), построение каркасных
геометрических тел.
Материалы: Бумага А4, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
9
Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью.
Задачи: передачи светотени собственной и падающей тени.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Рисунок 2-х геометрических тел.
Задачи: Закрепление знаний по перспективе и навыков построения простых геометрических тел,
передача объема в пространстве.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками.
Задачи: Композиционное решение листа, применение навыков построения предметов и передача
объема и пространства.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь.
Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь)Задачи: Выявление
и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работы – живопись.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь.
Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Задачи:
Выразительная передача формы и светотеневого рисунка.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель).
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, и помещение
предметов в пространстве.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, пастель.
Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик.
Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь)
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, уголь
Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с
легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь)
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь
Изображение складок драпировки (рисунок)
10
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик
Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти круглые, акварель
Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок).
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик
Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах.
Определение источника света
Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие
пространственного мышления и фантазии.
Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь
11