Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство» Цель и задачи учебного предмета Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся 8-11 классов (14-18 лет) общеобразовательных школ, изучающих Изобразительное искусство в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук». (108 часов, 3 ч. в неделю). Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету. Задачи: – освоение терминологии предмета «изобразительное искусство»; – приобретение умений грамотно изображать художественными средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира; – формирование умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; – приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами; – формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения и воспитания: • Методы формирования новых знаний и способов деятельности.-объяснительноиллюстративный и репродуктивный (рассказ, объяснение, показ, демонстрация, наблюдение, выполнение задания по алгоритму и др.); -проблемный и частично- поисковый (проблемная или эвристическая беседа, создание ситуации затруднения и др.); • Методы организации деятельности учащихся. -методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся (мозговой штурм, дискуссия, ролевые и сюжетные игры, практикум и др.); -методы самостоятельной работы (выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение работ известных художников, подбор ассоциаций, образов, действия с моделями, постановками, практическая работа и др.) • Методы контроля и самоконтроля. -викторины; -практические работы; -просмотры. 2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Академический рисунок» Личностные образовательные результаты: • художественно-эстетическое развитие личности ребенка; • раскрытие творческого потенциала; • развитие внимательности, наблюдательности; • сохранение и развитие творческого подхода в работе; • развитие мотивации к творчеству и учѐбе. Метапредметные образовательные результаты • • • • • • • • • • • • навыки самоорганизации; развитие мелкой моторики рук; развитие глазомера; развитие зрительной памяти; активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза. Предметные образовательные результаты: освоение терминологии предмета «графика»; знакомство с различными графическими материалами; освоение светотеневого моделирования формы; приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира; формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач; приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами; формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены Раздел I. Учебные пособия Учебные год кол-во пособия издания экземпляров Научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.): 1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. 2002 1 2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. 1994 1 3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе 1963 1 4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты 1969 1 2 5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт 1986 1 6. Клебер Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры 2000 1 7. Ломоносова М.Т. Графика и живопись 2002 1 8. Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика 1987 1 9. Рабинович М. Пластическая анатомия человека, 1978 1 четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. 10. Рисунок. Под ред. Серова А.М. 1975 1 11. Ростовцев Н.И. Учебный рисунок. 1976 1 12. Сергеев А. Учебный натюрморт. 1955 1 видеоматериалы (видеолекции, художественны и нацчно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и т.д.): 1. https://www.youtube.com/user/photoshopfirst 2. https://www.youtube.com/channel/UCR9N1dgBJz5uZ7KpNEPlOeA 3. https://www.youtube.com/watch?v=WIJxb6LrsGo программное обеспечение (компьютерные программы и т.п.): 1. Аdobe Рhotoshop 2017 8 материально-техническое оснащение: 1. Мольберт 8 2. Гипсовые фигуры 6 3. Инвентарь для постановок 4. Графический планшет 8 5. ПК 8 Раздел II. Методические материалы 1. Учебный план занятий п/п Название раздела, тема 1 Вводная беседа. Знакомство с художественными материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении линии и упражнение на нарастание тона (градации серого) Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно – каркасная проволочная модель Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками. Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) 2 3 4 5 Колич-во часов 3 Теоретические основы Практические занятия 1 2 3 1 2 6 1 5 3 1 2 12 1 11 3 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь) Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь) Изображение складок драпировки (рисунок) Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль Составление композиции из 2х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света 9 1 8 9 1 8 9 1 8 3 1 2 12 1 11 6 1 5 6 1 5 6 1 5 9 1 8 12 1 11 108 15 93 4 2. Календарный учебный график Тема занятия 3 2 18 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 4 2 14.30-16.30 25 октябрь 3 Лекция. Практикум 3 Место проведения Вводная беседа. Знакомство с художественными материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении линии и упражнение на нарастание тона (градации серого) Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно – каркасная проволочная модель Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью Форма контроля Итог. Просмотр Кабинет №311 Лекция. Практикум 14.30-16.30 11 сентябрь 1 Итог. Просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 Форма занятия Кол-во часов Время проведения Число Месяц № п/п Итог. Просмотр 5 3 Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками. Итог. Просмотр 6 16 Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Итог. Просмотр 7 23 Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Итог. просмотр 8 30 Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Итог. просмотр 9 6 Лекция. Практикум 3 Итог. просмотр 10 13 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь) Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне 11 20 Кабинет №311 Лекция. Практикум 14.30-16.30 9 ноябрь 5 Итог. просмотр Итог. просмотр 6 4 Лекция. Практикум 3 14 11 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 15 18 Лекция. Практикум 3 17 15 Лекция. Практикум 3 18 22 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 21 5 февраль 20 29 12 14.30-16.30 19 14.30-16.30 25 январь 16 Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 13 Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель) Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 3 Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 Лекция. Практикум 14.30-16.30 27 декабрь 12 Итог. просмотр 7 Лекция. Практикум 3 Изображение натюрморта из 3х фигур различных по форме (стилизация, гуашь). Знакомство с понятием «стилизация» Итог. просмотр 23 26 Лекция. Практикум 3 Итог. просмотр 24 4 Лекция. Практикум 3 25 11 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум Лекция. Практикум Лекция. Практикум 3 Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь) Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь) Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь) Изображение складок драпировки (рисунок) Изображение складок драпировки (рисунок) Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Составление композиции из 2-х 25 28 1 29 8 30 31 15 22 3 3 Лекция. Практикум Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Кабинет №311 Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 27 14.30-16.30 18 апрель 26 14.30-16.30 19 март 22 Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр 8 3 33 6 Лекция. Практикум 3 34 13 35 36 20 27 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Лекция. Практикум 3 Итог. просмотр Итог. просмотр Итог. просмотр Кабинет №311 Лекция. Практикум 14.30-16.30 29 май 32 геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Итог. просмотр Итог. просмотр Раздел III. Конспект занятий Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого). Задачи: знакомство с новыми понятиями, постановка руки, приобретение навыков штриховки и передачи тона через градации серого цвета. Материалы: бумага А4, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. Понятие о перспективе – перспектива плоскости, куба. Рисунок геометрических тел – возможно – каркасная проволочная модель Задачи: переход от плоского изображения к объемному, понятие о конструкции предметов, принципы построения линейной перспективы (с 1,2 точками схода), построение каркасных геометрических тел. Материалы: Бумага А4, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. 9 Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью. Задачи: передачи светотени собственной и падающей тени. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. Рисунок 2-х геометрических тел. Задачи: Закрепление знаний по перспективе и навыков построения простых геометрических тел, передача объема в пространстве. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. Знакомство с понятием «Живопись», знакомство с материалами, техниками. Задачи: Композиционное решение листа, применение навыков построения предметов и передача объема и пространства. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь. Изображение простого натюрморта из 2-х предметов в холодных тонах (гуашь)Задачи: Выявление и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работы – живопись. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь. Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастные по форме и тону на светлом фоне Задачи: Выразительная передача формы и светотеневого рисунка. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. Натюрморт 2-3 предметов с простой драпировкой (пастель). Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, и помещение предметов в пространстве. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, пастель. Рисунок натюрморта 2-3 предметов с простой драпировкой Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик. Натюрморт – цветочное растение на светлом фоне с простой драпировкой (уголь) Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, уголь Натюрморт 2-3-х предметов с использованием геометрических фигур с легкой драпировкой в теплых тонах (гуашь) Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь Изображение складок драпировки (рисунок) 10 Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик Натюрморт из 2-х предметов, различных по форме в технике гризайль Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти круглые, акварель Составление композиции из 2-х геометрических тел (врезание друг в друга, рисунок). Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик Понятие стилизация. Изображение стилизованного натюрморта из 2-х фигур в теплых тонах. Определение источника света Задачи: Композиционное решение листа, создание и передача формы, объема, развитие пространственного мышления и фантазии. Материалы: Бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, кисти, гуашь 11