Наполова Л.А. Скорочтение.

Пояснительная записка
Данная образовательная программа «Скорочтение» предназначена для учащихся
возрастом 8-11лет общеобразовательных школ, дополнительно изучающих скорочтение в МАУ
ДО ЦДО «Малая академия наук». Количество обучающихся в группе – 10-12 человек. Программа
рассчитана на год обучения (90 часов, 3 часа в неделю).
Актуальность программы дополнительного образования «Скорочтение» определена
следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения,
они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги,
искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают
трудности при слогослиянии, что в большинстве случаев затрудняет детям понимание
прочитанного. Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые
объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения
совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в
свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного
чтения должен быть сформирован еще в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в
конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при
этом читал осознанно, правильно, выразительно.
Оригинальность и новизна данной программы заключается в том, что ученики имеют
возможность в полной мере овладеть методами и получить знания не только по осмысленному
чтению, но и улучшить образную, зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные
процессы, а также улучшить качество своей речи.
Направленность программы:
Программа рассчитана на работу с детьми от 8 до 11 лет.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом.
Срок реализации программы – 1 год.
Численность обучающихся в группе – 5-12 человек.
Комплектование групп проводится в конце августа - начале сентября.
Целью программы является создание условий для развития навыков рационального
чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации.
Исходя из цели, данная программа направлена на решение следующих задач:
- освоение приёмов и техник скорочтения;
-улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие умения работать с текстом (анализ структуры текста);
- развитие памяти и внимания;
- развитие навыков логического мышления; - развитие речи;
-развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей;
-совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном
потоке;
-создание
обучающихся;

комфортной

обстановки

для

раскрытия

умственных

способностей

-развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь
на другое задание.
Программа включает четыре основных направления:
- Обучение детей скоростному и осознанному чтению;
- Развитие образной, зрительной, слуховой памяти и внимания;
- Развитие мыслительных процессов;
- Улучшение качества разговорной речи.
Принципы обучения:
- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при
руководящей роли педагога;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и
эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению
зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;
- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
- Наглядные: демонстрация.
- Практические: упражнения, выполнение графических записей.
- Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.
Средства обучения:
- наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
- методическая литература: книги, учебные пособия;
- оборудование: карандаши, ручки, учебники;
- материалы: тексты для чтения, карточки с заданиями, таблицы, рисунки для
запоминания, набор для слуховой памяти, разрезные карточки.
В результате реализации программы обучения у учащихся должны наблюдаться:
- увеличение скорости и объемов чтения;
- более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
- развитие памяти: зрительной, образной, слуховой, логической и других.
- синхронизациям работы обоих полушарий мозга
- расширение поля зрения
- совершенствование мышления.
- развитие артикуляции и моторики
Обучающийся научится:
- использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной
работоспособности
- справляться с информационным «завалом»;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
У учащихся будут сформированы:
-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной
учёбы, активизации познавательной деятельности;
-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
- умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом
- положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности

Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Бурятия;
- Закон №273 «Об образовании в РФ» и Закон №240-V "Об образовании в Республике Бурятия";
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от
4.09.2014г. № 1726-р) и Концепция развития дополнительного образования детей
(распоряжение Правительства Республики Бурятия от 24.08.2015г. №512-р);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций дополнительного образования детей (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41);
- Закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17.06.1999г. №181;
- Закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994г. N 69-ФЗ;
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к
письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844);
- Устав МАУ ДО ЦДО «МАН»;
-Положение о программах дополнительного образования детей, порядке их рассмотрения и
утверждения в МАУ ДО ЦДО «МАН».

Учебный план занятий
№
Название раздела,
п/п
темы
1 Входная диагностика
Инструктаж о правилах пожарной
безопасности, ПДД.
2 Пробный тренинг с каждым видом
упражнений»
3 «Расширение поля зрения. Тренировка
внимания. Отработка дикции. Чтение
простейших слогов..»
4 «Расширение поля зрения. Тренировка
внимания. Отработка дикции. Чтение
вслух на время»
5 «Отработка дикции. Работа со
скороговорками. Чтение с указкой.
Расширение поля зрения. Синхронизация
обоих полушарий»
6 Игры на развитие памяти и внимания
7 «Тренировка на быстрое переключение
внимания. Отработка дикции. Чтение с
указкой. Расширение поля зрения»
Работа с «Таблицами Шульте».
8 Тренировка горизонтального
движения глаз.
Упражнение на развитие слуховой
9 памяти. Составление рассказа на
запоминание.

Кол-во часов
Формы
Теор Практи Всег аттестации/контрол
я
ия
ка
о
2
1
3
Тестирование,
устный опрос
2

4

6

2

2

4

2

4

6

2

2

4

Практические умения
(работа по карточкам)
Чтение слоговых
таблиц
Чтение на время

Чтение, беседа
1
2

2
4

3
6

2

2

4

2

2

4

Устный опрос.
Практические умения
(работа по карточкам)
Тест
Презентация
рассказа

10

Работа с таблицами по цифрам и
алфавиту. Чтение с указкой. Анаграммы.

2

2

4

11

«Тренировка на быстрое переключение

2

4

6

2

4

6

Отработка дикции. Чтение с указкой.
Работа с «Таблицами Шульте».
Тренировка горизонтального движения
глаз.
Учим скороговорку методом
пиктограмм. Чтение с указкой. Таблицы
«Шульте»

2

2

4

2

4

6

Работа с таблицами по цифрам и
алфавиту. Чтение с указкой. Анаграммы.
Упражнение на развитие слуховой
памяти. Составление рассказа на
запоминание.

2

2

4

2

4

6

Слоговое чтение. Чтение рассказа вслух
на время. Настольная игра
Работа с текстами с применением техник
скорочтения. Занимательные
кроссворды. Ребусы

2

2

4

2

2

4

Контрольный замер скорости чтения.
Определение понимания

1

12

13

14

15
16

17
18

19

20

внимания. Отработка дикции. Чтение с
указкой. Расширение поля зрения»
Чтение «Кувырком». Отработка дикции.
Работа со скороговорками. Рисуем
пиктограммы.

Чтение вслух
Практические
умения
(работа по
карточкам)
Тест
Практические
умения
(работа по
карточкам)
Составление
анаграмм
Практические
умения
(работа по
карточкам)
Чтение на время
Чтение на время

2

4
Чтение на время

прочитанного. Работа с двухминутным
текстом.

Итоговое занятие
ИТОГО:

Практические
умения
(работа по
карточкам)

30

3
54

3
90

2

12./13.

3

19./20.

3

26/27.

3

2./3.

3

8
9
10
11

Январь Декабрь

7

Ноябрь

5
6

9./10.
16./17.

3

30./1.

3

7./8.
11./12.

13

25./26.

Февраль

18./19.

16

22./23.
29./1.

18

Март

19
20

Апрель

21

22

1./2.
8./9.
15./16.

17

3

23./24.

12
14
15

3

3
3
Практикум

4

9.00-11.20 /12:40-15:00

3

Октябрь

5./6

3
3
3
3
3
3

Входная диагностика
Инструктаж о правилах пожарной
безопасности, ПДД.

3

14./15.

3

21./22.

3

28./29.

3

Форма
контроля
Практические
умения
(работа по
карточкам)
Чтение
слоговых
таблиц

«Вводный урок. Пробный тренинг с
каждым видом упражнений»
«Расширение поля зрения. Тренировка

внимания. Отработка дикции. Чтение
простейших слогов..»

«Расширение поля зрения. Тренировка
внимания. Отработка дикции. Чтение
вслух на время»

Чтение на
время

«Отработка дикции. Работа со

скороговорками. Чтение с указкой.
Расширение поля зрения.
Синхронизация обоих полушарий»

Игры на развитие памяти и внимания
«Тренировка на быстрое переключение

внимания. Отработка дикции. Чтение с
указкой. Расширение поля зрения»
Работа с «Таблицами Шульте».
Тренировка горизонтального
движения глаз.
Упражнение на развитие слуховой
памяти. Составление рассказа на
запоминание.
Работа с таблицами по цифрам и
алфавиту. Чтение с указкой.
Анаграммы.

3

7./8.

Тестирование,
устный опрос

Чтение, беседа
МАУ ДО ЦДО МАН

Вводн
ый
3
урок

1

Место
проведения

Кол-во
часов
Тема
занятия

Форма
занятия

Время

Число

№ п/п

Месяц

2. Календарный учебный график 2023-2024

Практические
умения
(работа по
карточкам)
Тест
Презентация
рассказа
Практические
умения
(работа по
карточкам)

«Тренировка на быстрое переключение

внимания. Отработка дикции. Чтение с
указкой. Расширение поля зрения»
Чтение «Кувырком». Отработка
дикции. Работа со скороговорками.
Рисуем пиктограммы.

Чтение вслух

Практические
умения
(работа по
карточкам)

11./12.

3

24

18./19.

3

25

25./26.

3

26

2./3.

3

27

9./10.

3

28

16./17

3

23./24.

3

30./31

3

29
30

Май

23

Итого

90

Учим скороговорку методом
пиктограмм. Чтение с указкой.
Таблицы «Шульте». Тренировка
горизонтального
движения глаз.
Упражнение на развитие слуховой
памяти. Составление рассказа на
запоминание
Работа с текстами с применением
техник скорочтения. Занимательные
кроссворды. Ребусы
. Контрольный замер скорости чтения.
Определение понимания прочитанного.

Итоговое занятие

Практические
умения
(работа по
карточкам)
Презентация
рассказа
Практические
умения
(работа по
карточкам)
Чтение на
время
Беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».