Очиров В.О. История Отечества с углубленныи изучением

Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа (ДОП) по направлению «история» рассчитана на
учащихся 10-11 классов, общеобразовательных школ, получающих дополнительное образование в
МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук». ДОП рассчитана на детей, имеющих определенный базовый
уровень подготовки по истории, а также творчески одаренных детей, и представляет собой версию
углубленной и расширенной программы курса «истории» средней школы, предназначенной для
углубленного обучения. Программа может быть использована педагогами общеобразовательных
учреждений, реализующих подготовку детей к участию в олимпиадах, конференциях и конкурсах
различного уровня. ДОП по направлению «история» реализуется в течение одного года обучения.
Занятия по данной программе проводятся по 3 академических часов в неделю. Каждый год
обучения рассчитан на 108 академических часов. Учебно-тематический план, содержание
программы курса, методическое, материально-техническое и информационное обеспечение
программы для каждого года обучения раскрываются в рабочей программе.
Актуальность и новизна ДОП определяется необходимостью поиска подходов к
ориентированию и подготовке школьников к участию в олимпиадах, конференциях и конкурсах,
позволяющих реализовать их творческие возможности. Программа предполагает реализацию новой
концепции преподавания. Определенной новизной предлагаемой программы является интеграция
курсов Всеобщей истории и истории России с древнейших времён до XXI века. Преподавание
интегрированного курса строится на основе синхронно-параллельного изучения всемирной истории
и истории России. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом
подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими
задачами, важного с точки зрения социализации личности. Общей целью нового подхода к
преподаванию истории является создание максимально благоприятных условий для развития
свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки
личности.
Педагогическая целесообразность ДОП. Главной целью дополнительного образования по
истории является повышение уровня предметной подготовки учащихся, развитие одаренности
школьников посредством осуществления образовательной деятельности, подготовка обучающихся
к интеллектуально-творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности,
развитие творческого потенциала учащихся.
Цель курса: углубление специальной подготовки учащихся по предмету, повторение и
систематизация знаний, формирование целостного представления обучающихся об отечественной
истории в логике исторического развития России и новыми историческими концепциями.
Формирование целостного представления обучающихся об отечественной истории в логике
исторического развития России и новыми историческими концепциями.
Задачи курса:
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и
представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной
истории с древнейших времён до конца XX века;
- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для
них трудными, сложными.
- сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого
государственного экзамена;

- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким
ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
от уже существующих образовательных программ, заключается в том, что все образовательные
разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование
деятельностно-практического опыта (таблица №1). В содержание курса входят социальные навыки,
умения, ключевые компетентности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: - Отечественную историю как единый многогранный (экономический, политический,
социальный и духовный) процесс на различных этапах ее развития;
- закономерности развития мировой цивилизации, место и роль России в мировом
сообществе; географические, этносоциальные и культурные факторы становления и развития
Российского государства, самобытный характер его формирования;
- иметь представление о системе исторического знания, его месте в формировании научной
картины мира;
- историю культуры России, ее особенности, традиции, место в системе мировой культуры и
цивилизации.
Уметь:- анализировать исторические события и процессы, всесторонне и объективно их
оценивать, не допуская нигилистического и поверхностного отношения к прошлому, извлекая из
него необходимые уроки;
- обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому
прошлому страны; самостоятельно анализировать события новейшей истории России с учетом ее
историко-культурных традиций;
- применять методы исторического анализа в социальной практике и профессиональной
деятельности.
Владеть навыками:- выявлять актуальные проблемы исторического развития России, на
исторически значимых примерах показывать органическую взаимосвязь российской и мировой
истории;
- ценить героизм и мужество российского народа в защите интересов страны на различных
этапах ее истории; понимать неразрывное единство прошлого, настоящего, будущего и свою
ответственность за судьбу Отечества;
- формировать активную гражданскую позицию, соответствующую национальной идеи
Российской Федерации; участвовать в преобразованиях, происходящих в современной России;
- быть готовым к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести
определенный опыт освоения культуры прошлого и настоящего.

2

Возраст детей,
участвующих в
реализации
данной
дополнительной
образовательной
программы
16-18 лет

Сроки
Формы проведения и Методы обучения
реализации
режим занятий
дополнительной
образовательной
программы

Ожидаемые
Формы
результаты
и подведения
способы определения итогов
их результативности

Виды
контроля

1 год

Ожидаемый результат
соотносится
с
поставленными целям
и задачам обучения.
Творческая
самореализация
учащихся, готовность
обучающихся
к
участию в олимпиадах
различного
уровня.
Главным
методом,
отслеживая
результативности,
выступает
педагогическое
наблюдение, а также
показатели
обучающихся
в
олимпиадах;
профессиональное
самоопределение
школьников.

Проверка
конспектов.
Оценка ответа.
Реферат, эссе,
тестирование.

Форма
проведения
занятий
индивидуальногрупповая.
Лекции,
сопровождающиеся
демонстрацией
презентаций,
видеофото
материалов;
практические занятия
по совершенствованию
лексических,
грамматических
навыков и развития
речи,
ораторского
мастерства;
комбинированные
уроки;
защита
проектов; дискуссии;
игры;
викторины,
турниры
с

Объяснительноиллюстративные,
репродуктивные
методы обучения,
частичнопоисковые методы
обучения. Принцип
историзма.
Цивилизационный
(взаимосвязь
мировой и
отечественной
истории),
проблемнохронологический,
идеографический.
Компаративный,
системный,
типологический
методы, а также
метод включенного
3
наблюдения.

Итоговые
контрольные
работы по курсу,
участие
в
олимпиадах,
конференциях
и
конкурсах
интеллектуального
толка.

привлечением
учащихся
городских
школ;
посещение
архивов и музеев РБ,
совместный просмотр
исторических фильмов
в кинотеатре. Беседы с
приглашенными
гостями, ветеранами,
учеными ВУЗов и
научных учреждений г.
Улан-Удэ.

Таблица

4

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
№
п/п

1
2

3

4
5
6
7

8
9

Название раздела, темы

Теория и методология исторической науки
История как наука. Отечественная история в контексте
мировой истории.
Славяне и другие народы Восточной Европы IX – XIII
века. Образование Древнерусского государства.
Норманнская теория. Древняя Русь IX – начало XII
века. Удельная Русь начала XII – первой половины XIII
века.
Развитие феодализма и преодоление раздробленности.
Русские земли в XIII – XIV веках: развитие феодализма
и преодоление раздробленности. Россия в XVI-XVII
веках.
Россия в XVIII веке: начало модернизации и
европеизации. Россия в первой половине XIX века:
проблемы поиска путей модернизации.
Российское государство и общество во второй
половине XIX-начале XX века
Россия в условиях войн и революций 1914 – 1922 годы.
СССР в период форсированного строительства
социализма в 1922 – 1939 годы. СССР в годы Второй
мировой и Великой Отечественной войн.
Послевоенное восстановление и развитие СССР в 1945
– 1952 годы.
СССР в 1953 – 1991 годы. Становление новой
российской государственности 1992 – 2014 годы
ИТОГО

5

Количество
часов
Всег Тео Пра
о
рия кти
ка
3
3
12

6

6

15

7,5

7,5

15

7,5

7,5

21

10,5

10,5

12
15

6
7,5

6
7,5

15

7,5

7,5

108

55,5

52,5

Формы
аттестации/контрол
я
Устная
беседа,
проверка
конспектов,
рефератов,
эссе,
тестирование

16
23

октябрь

07

14
21

15:00-17:20

30

Место
проведен
ия
Форма
контроля

Кол-во
часов

Тема
занятия
«Отечественной истории», методы, основные
подходы и источники изучения курса, научная
традиция изучения «Отечественной истории»
Образование и развитие Древнерусского
государства IX- X вв. Норманнская теория
образования Древнерусского государства.
Антинорманнизм.
Первые киевские князья IX – середина X века.
Эпоха расцвета Киевской державы. Правление
Ярослава Мудрого.
Переход к удельной раздробленности вторая
половина XI – начало XII века

Политический строй и социально –
экономическое развитие Владимиро –
Суздальского княжества в начале XII – первой
половине XIII века. Политический строй и
социально – экономическое развитие Галицко Волынского княжества в начале XII – первой
половине XIII века. Политический строй и
социально – экономическое развитие
Новгородской боярской республики в начале
XII – первой половине XIII века. Причины
феодальной раздробленности Киевской Руси в
начале XII – первой половине XIII века»
Русские земли в XIII – XIV веках: развитие
феодализма и преодоление раздробленности.
Русские земли и Золотая Орда.
Объединение русских земель вокруг Москвы: от
раздробленности к централизации.
Формирование централизованного государства.
Московская Русь. Русские земли и княжества:
между Ордой и Литвой.

6

Устная
беседа,
проверка
конспектов
,
рефератов,
эссе,
тестирован
ие
(входной
контроль)
каб.№2.
МАУ ДО ЦДО МАН

сентябрь

09

Лекции,
сопровож
дающиеся
демонстр
ацией
презентац
ий,
видеофото
материал
ов;
практичес
кие
занятия
по
совершен
ствовани
ю
лексическ
их,
граммати
ческих
навыков
и
развития
речи,
ораторско
го
мастерств
а

3

02

Форма
занятия

Время

Число

Месяц

1. Календарный учебный график.

28

Россия в эпоху Ивана Грозного. Социальноэкономическое
развитие
Российского
государства в XVI веке. Внутренняя политика и
реформы Ивана IV. Опричнина. Внешняя
политика Ивана IV. Смутное время в России в
начале XVII века. Причины фактического
закрепощения крестьян в конце XVI века.

11

Причины наступления Смутного времени.
Проблема самозванства в России в начале XVII
века.

ноябрь

Россия при первых Романовых. «Бунташный»
век. Социально-экономическое развитие России
в XVII веке. Внутренняя политика России в
XVII веке. Внешняя политика России в XVII
веке.

18

25

Россия в XVIII веке: начало модернизации и
европеизации. Предпосылки модернизации
России.
Политические
и
социальноэкономические реформы Петра I. Внутренняя и
Внешняя политика Петра I..

7

декабрь

02

Дворянская империя во второй четверти –
середине XVIII века. Дворцовые перевороты.
Личность, особенности правления Екатерины I.
Личность, особенности правления Петра II.
Личность, особенности правления Анны
Иоанновны. Заговор верховников. Иван IV
Антонович. Личность, особенности правления
Елизаветы Петровны. Личность, особенности
правления Петра III.

09

Россия во второй половине XVIII века:
проблемы
политического
и
социальноэкономического развития. «Просвещённый
абсолютизм» Екатерины II. Россия в первой
половине XIX века: проблемы поиска путей
модернизации.

16

Экономика и социальный строй России в первой
половине XIX века. Внутренняя политика и
Внешняя политика в России в первой половине
XIX века.

23

Идейная борьба и общественное движение в
России в первой половине XIX века.
Декабристское движение в России в первой
половине
XIX
века.
Консервативное
общественное движение в России в первой
половине XIX века. Либеральное и радикальное
общественные движения в России в первой
половине XIX века
Российское государство и общество во второй
половине
XIX
века.
Внутренний
и
внешнеполитический кризис в России в
середине XIX в. и альтернативы его разрешения.
Содержание и направленность реформ 1860-70х гг. и их влияние на экономическую и
общественно-политическую жизнь в России.
Контрреформы 1880-90-х гг. и их последствия
для модернизационных процессов. Оформление
идейных течений и развитие общественнополитических
движений
в
России
пореформенного периода.
Идейная борьба и общественное движение в
России во второй половине XIX века.
Социальная
основа,
политические
идеи
консервативного направления общественного
движения в России во второй половине XIX
века. Социальная основа, политические идеи
либерального
направления
общественного
движения в России во второй половине XIX
века. Социальная основа, политические идеи

30

январь

13

8

20

февраль

27

радикального
направления
общественного
движения в России во второй половине XIX
века.
Россия на рубеже XIX и XX веков: особенности
экономической и политической модернизации.
Особенности
процесса
формирования
монополистического капитализма в России на
рубеже XIX – XX веков.
Промышленность России на рубеже XIX – XX
веков. Финансовая система России на рубеже
XIX – XX веков. Сельское хозяйство России на
рубеже XIX – XX веков

03

Внутриполитическое
положение
и
общественное движение в России в начале ХХ
века. Социально-политический кризис в России
в начале XX века.

10

Революция 1905 – 1907 годов в России.
Третьеиюньская политическая система в России
1907 – 1914 годы.

17

Первая мировая война и революции 1917 года в
России. Россия в первой Мировой войне.
Причины, характер, ход, движущие силы
Февральская революция 1917 года. Развитие
революционной ситуации от февраля к октябрю.
Причины, характер, ход, движущие силы
Октябрьского переворота 1917 года.
Гражданская война в России. Внутренняя и
внешняя политика большевиков накануне
гражданской войны. Причины гражданской
войны. Этапы и ход гражданской войны.
Советская Россия в 1917 – 1922 годы.

09

Экономический и социальный кризис конца
1920 – начала 1921 года. Новая экономическая
политика. Образование СССР.

16

СССР в период форсированного строительства
социализма. Экономическая политика во второй
половине 20-х – 30-е годы. Социальнополитическое развитие во второй половине 20-х
– 30-е годы.

март

02

9

23

06

Крупнейшие сражения Великой Отечественной
войны, международные конференции стран
антигитлеровской коалиции

13

Советский тыл в годы войны. Народная борьба
на оккупированной территории.

20

Послевоенное восстановление и развитие СССР
в 1946 – 1953 годы. Социально-экономическое
развитие СССР в 1946 – 1952 годы.
Общественно-политическая жизнь СССР в 1946
– 1952 годы. Внешняя политика СССР в 1946 –
1952 годы.

27

СССР в 1953 – 1964 годы. Попытка
демократизации
общественно-политической
жизни советского общества. Преобразования в
экономике СССР в 1953 – 1964 годы.
Либерализация внешнеполитического курса
СССР в 1953 – 1964 годы.

04

От реформ к кризисным явлениям в советском
обществе (1965-1984 гг.). Внутренняя политика
СССР в 1965 – 1984 годы. Противоречия
экономического развития СССР в 1965 – 1984
годы. Внешняя политика СССР в 1965 – 1984
годы.

11

Политические и экономические реформы (19851991 гг.). «Перестройка» в общественнополитической жизни советского общества в
1985 – 1991 годы

18

Экономическое развитие советского государства
в 1985 – 1991 годы. Внешнеполитическая
деятельность правительства СССР в 1985 – 1991
годы. Распад СССР.

25

Россия на современном этапе. Экономика
России в 1992 – 2014 годы. Внутренняя
политика России в 1992 – 2014 годы. Внешняя
политика России в 1992 – 2014 годы.

май

апрель

30

СССР в годы Второй мировой и Великой
Отечественной войн. Советско – германский
фронт.

10

Информационное обеспечение программы
Список литературы
Основная и дополнительная литература
1.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России:
учебное пособие для ВУЗов [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.
Сивохина – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
2.
Зуев М.Н. История России: учебное пособие [Текст] / М.Н. Зуев. – Изд. 2-е,
исправленное и дополненное. – М.: Юрайт, 2011. – 655 с.
3.
История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие
[Текст] / под редакцией М.М. Горинова, А.А. Горского, А.А. Данилова. - Изд. 7-е,
пересмотренное. – М.: Дрофа, 2007. – 655 с.
4.
Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник [Текст] / И.Н. Кузнецов. – Изд. 4е, исправленное и дополненное. – М.: Дашков и К˚, 2008. – 816 с.
5.
Родригес А.М. История XX века Россия – Запад – Восток: учебное пособие
[Текст] / А.М. Родригес, С.В. Леонов, М.В. Пономарев. – М.: Дрофа, 2008. – 558 с.
6.
50 великих правителей России: иллюстрированная энциклопедия [Текст] / под
редакцией А.И. Пантилеева. – М.: Белый город, 2010. – 96 с.
7.
Абдулатипов Р.Г. Дружба советских народов и Великая Победа 1945 года [Текст]
/ Р.Г. Абдулатипов. – М.: МГУКИ, 2010. – 142 с.
8.
Барсенков А.С. История России 1917 – 2009: учебное пособие [Текст] / А.С.
Барсенков, А.И. Вдовин. – Изд. 3-е, расширенное и переработанное. – М.: Аспект
Пресс, 2010. – 846 с.
9.
Введение в лабораторию историка: учебно-справочное пособие [Текст] /
составитель О.Г. Малышева. – М.: РАГС, 2009. – 420 с.
10.
Деревянко А.П. История России: учебное пособие [Текст] / А.П. Деревянко, Н.А.
Шабельникова. – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2008. – 576
с.
11.
История государственного управления в России: учебник [Текст] / под редакцией
А.Н. Маркова, Ю.К. Федулова. - Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.:
ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 319 с.
12.
История России XVIII – XIX веков: учебное пособие [Текст] / под редакцией Л.В.
Милова, Н.И. Цимбаева. – М.: Эксмо, 2008. – 784 с.
13.
История России XX – начала XXI века: учебное пособие [Текст] / под редакцией
Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.
14.
История России с древнейших времен до конца XVII века: учебное пособие
[Текст] / под редакцией Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2009. – 768 с.
15.
Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: учебное пособие [Текст] /
В.Н. Крючков. – М.: Дашков и К˚, 2007. – 304 с.
16.
Новейшая история России 1914 – 2008: учебное пособие [Текст] / составители
В.А. Кутузов, Н.Б. Лебина, И.С. Ратьковский. – М.: Высшее образование, 2008. – 526 с.
17.
Носовский Г.В. Татаро-монгольское иго: Кто кого завоевал [Текст] / Г.В.
Носовский, А.Т. Фоменко. – М.: АСТ, Владимир, ВКТ, 2010. – 380 с.
18.
Павленко Н.И. Петр Великий [Текст] / Н.И. Павленко. – М.: Мир энциклопедий
Аванта + Астрель, 2010. – 830 с.
19.
Реформы в России XVIII – XX веков. Опыт и уроки: учебное пособие [Текст] /
составители С.Л. Анохина, Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова. – М.: Вузовский учебник,
2009. – 493 с.
11

20.

Сизенко А.Г. Казачество России. Казачьи войска. Знаменитые атаманы. Уклад
жизни [Текст] / А.Г. Сизенко. – Ростов н/Д, 2010. – 432 с.
21.
Шильдер Н.К. Павел I. Его жизнь и царствование: иллюстрированная история
[Текст] / Н.К. Шильдер. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.
22.
Шумилов М.И. История России: конец XIX – начало XX века: учебное пособие
[Текст] / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. –
Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 637 с.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.

Програмное обеспечение и интернет-ресурсы
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
http://historydoc.edu.ru
http://rushistory.stsland.ru
http://avorhist.narod.ru , http://old-rus.narod.ru
http://www.hrono.ru
http://memoirs.ru
Мультимедийные учебно-методические пособия:
Энциклопедия истории России.862-1917. [Электронный ресурс] CD. – М., 2002.
Династия Романовых. Три века российской истории.[Электронный ресурс] CD. –
М., 2002.
История Отечества: 882-1917.[Электронный ресурс] 2 CD. – М., СГУ, 2003.
Ключевский В.О. Курс Русской истории.[Электронный ресурс] Вер. 2.0, ИДД,
«БИЗНЕСОФТ», Россия, 2005.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».