Пояснительная записка Образовательная программа «Современная химия» предназначена для учащихся 9 классов (14 - 15 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих обществознание в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук». Программа рассчитана на 10 месяцев обучения (108 часов, 3 часа в неделю). Содержание курса способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала детей на основе раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами. Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. Изучение химии в направлено на достижение следующих целей: • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике, формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира; • овладение умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции;проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях; • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Формы и методы, технологии обучения. Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С использованием следующих форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный метод, проектный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод. Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 10 месяцев обучения. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии. Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов: 1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира; 3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтениях, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; 4. формировании общественно полезной, коммуникативной компетентности учебно-исследовательской. Творческой в образовательной, и других видах деятельности; 5. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. 7. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 8. Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности. Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы по химии являются: 1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы достижения целей познавательную и выбирать рефлексию в наиболее отношении эффективный действий по способ, осуществлять решению учебных и познавательных задач; 3. определения понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения; 4. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; 5. умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; 6. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др; 7. Умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия; 8. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные; 9. Формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а так же свои возможности в достижении цели определенной сложности 10. Умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров. Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования является: 1. Осознание объективной значимости основ химической науки, как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в условиях возрастающей химизации многих сфер жизни современного общества; осознание химических превращений веществ, как основы живой и не живой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; 2. Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды; 3. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; 4. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми хим явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а так же обусловленность применение веществ особенностями их свойств; 5. Приобретение опыта применения химических методов изучение веществ и их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций; 6. Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием; 7. Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме: в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем и т. д. 8. Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета, при переходе на ступень среднего общего образования, профессиональной деятельности. а в дальнейшем и в качестве сферы своей Планируемые результаты изучения курса химии. В результате изучения химии ученик должен знать/понимать • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; уметь • называть: химические элементы, соединения изученных классов; • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена; • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций; • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - критической оценки информации о веществах, используемых в быту; Рабочая учебная программа предусматривает интеграцию с предметами математика, физика, биология, литература. 4. ИТОГО: Практика 3 Введение. Основные понятия и законы химии. Строение атома. Периодический закон периодическая система Д.И. Менделеева Основные классы неорганический соединений: номенклатура и классификация Химические реакции Количество часов Теория 1 2 Название раздела, темы Всего № п/п 3 и 54 1 18 2 36 18 6 12 33 12 21 108 37 71 Устная беседа, проверка Формы конспектов, рефератов, аттестации/контро тестирование ля 1. Учебно-тематический план 11 18 Тема занятия Раздел. Введение. Основные понятия и законы химии. Входной контроль. Введение. Раздел. Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Современные представления о строении атомов. Атомные и молекулярные массы. Место проведения Входная диагностика, м/д, с/р, тесты сентябрь Форма занятия МАУ ДО ЦДО «МАН» Число лекция, семинар, беседа, практические упражнения, зачет, консультации, презентация Месяц Форма контроля 2. Календарный учебный график октябрь 25 Электронная конфигурация атомов и ионов. Группы, периоды. Физический смысл порядкового номера. 2 Закономерности изменения свойств элементов Степень окисления и валентность химических элементов Выполнение тестовых заданий 9 16 23 30 ноябрь 6 13 20 27 декабрь 4 11 18 25 январь 9 15 22 29 февраль 5 март 12 19 26 4 11 18 25 Строение вещества. Химическая связь Механизмы образования химической связи Типы кристаллических решеток и физические свойства веществ Выполнение тестовых заданий Щелочные и щелочноземельные металлы Алюминий. Амфотерность. Железо. Переходные металлы Выполнение тестовых заданий Водород. Кислород Азот. Фосфор. Галогены. Углерод, кремний Повторение, закрепление материала. Тестовый контроль Повторение пройденного материала. Раздел. Основные классы неорганический соединений: номенклатура и классификация Оксиды Основания и основные гидроксиды Кислоты Соли. Взаимосвязь различных классов веществ. Цепочки превращений Раздел. Химические реакции. Закон сохранения массы. Уравнение химических реакций. Классификация химических реакций. Выполнение тестовых заданий апрель 1 8 15 22 май 6 13 20 27 Электролиты и неэлектролиты. Выполнение тестовых заданий Реакции ионного обмена и условия их осуществления Выполнение тестовых заданий Окислительно-восстановительные реакции Вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массовой доли растворенного вещества. Контрольная работа. Литература 1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия.9 класс. – М.:Дрофа, 2002. 2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. – М.: Экзамен, 1997-2004. 3.Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995. 4.Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004. 5.Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия - М. : Химия, 1984. 183 с. 6.Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Химия и пища - М.: Наука, 1986. 7. Эткинс П. Молекулы. - М.: Мир, 1991.