Пояснительная записка
Образовательная программа «Современная химия» предназначена для учащихся 9
классов (14 - 15 лет) общеобразовательных школ, дополнительно
изучающих
обществознание в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук». Программа рассчитана на 10
месяцев обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Содержание курса способствует развитию интеллектуального и творческого
потенциала детей на основе раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как
материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от
сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов;
обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их
свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при
химических
превращениях;
познаваемость
сущности
химических
превращений
современными научными методами.
Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие
сведения об органических веществах.
Изучение химии в направлено на достижение следующих целей:
•
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике, формирование системы химических знаний как компонента
естественно-научной картины мира;
•
овладение умениями характеризовать вещества, материалы и химические
реакции;проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск
химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать
решения в проблемных ситуациях;
•
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
•
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
•
подготовка
к
осуществлению
осознанного
выбора
индивидуальной
образовательной или профессиональной траектории.
•
применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Формы и методы, технологии обучения.
Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных
технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С
использованием следующих форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж,
демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный метод,
проектный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные методы,
объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного
изложения; частично-поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.
Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 10 месяцев
обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии.
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих
личностных результатов:
1.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию современного мира;
3.
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных
предпочтениях,
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4.
формировании
общественно
полезной,
коммуникативной
компетентности
учебно-исследовательской.
Творческой
в
образовательной,
и
других
видах
деятельности;
5.
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6.
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий.
7.
Формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
8.
Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и
внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно
принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
по химии являются:
1.
овладение
навыками самостоятельного
приобретения новых
знаний,
организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2.
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного
анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы
достижения
целей
познавательную
и
выбирать
рефлексию
в
наиболее
отношении
эффективный
действий
по
способ,
осуществлять
решению
учебных
и
познавательных задач;
3.
определения
понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать
понятиям,
классифицировать,
структурировать
материал,
проводить
эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и
заключения;
4.
формирование и развитие компетентности в области использования
инструментов и технических средств информационных технологий как инструментальной
основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
5.
умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
6.
умение на практике пользоваться основными логическими приемами,
методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и
др;
7.
Умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и
социального взаимодействия;
8.
Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе и
проектные;
9.
Формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои
действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или
ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность
как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а так
же свои возможности в достижении цели определенной сложности
10.
Умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать
на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией
партнеров.
Предметными
результатами освоения
основной
образовательной
программы
основного общего образования является:
1.
Осознание объективной значимости основ химической науки, как области
современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности
человека в условиях возрастающей химизации многих сфер жизни современного
общества; осознание химических превращений веществ, как основы живой и не живой
природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
2.
Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать
и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать
и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и
окружающей среды;
3.
Формирование первоначальных систематизированных представлений о
веществах, их превращениях и практическом применении;
4.
Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
хим явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять
причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а так же
обусловленность применение веществ особенностями их свойств;
5.
Приобретение опыта применения химических методов изучение веществ и
их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических
реакций;
6.
Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других
травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7.
Овладение приемами работы с информацией химического содержания,
представленной в разной форме: в виде текста, формул, графиков, табличных данных,
схем и т. д.
8.
Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению
химических знаний и выбора химии как профильного предмета, при переходе на ступень
среднего
общего
образования,
профессиональной деятельности.
а
в
дальнейшем
и
в
качестве
сферы
своей
Планируемые результаты изучения курса химии.
В результате изучения химии ученик должен знать/понимать
•
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических
веществ и уравнения химических реакций;
•
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомные и молекулярные массы, ион, химическая связь, вещество,
классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция,
классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
•
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
уметь
•
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
•
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической
системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
•
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе
их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их
атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства
основных классов неорганических веществ;
•
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к
определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень
окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность
протекания реакций ионного обмена;
•
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы
строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева;
уравнения химических реакций;
•
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по
количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Рабочая
учебная
программа
предусматривает
интеграцию
с
предметами
математика, физика, биология, литература.
4.
ИТОГО:
Практика
3
Введение. Основные понятия и законы химии.
Строение атома. Периодический закон
периодическая система Д.И. Менделеева
Основные классы неорганический соединений:
номенклатура и классификация
Химические реакции
Количество часов
Теория
1
2
Название раздела, темы
Всего
№
п/п
3
и 54
1
18
2
36
18
6
12
33
12
21
108
37
71
Устная беседа, проверка Формы
конспектов, рефератов, аттестации/контро
тестирование
ля
1. Учебно-тематический план
11
18
Тема занятия
Раздел. Введение. Основные
понятия и законы химии.
Входной контроль. Введение.
Раздел. Строение атома.
Периодический закон и
периодическая система Д.И.
Менделеева.
Современные представления о
строении атомов. Атомные и
молекулярные массы.
Место
проведения
Входная диагностика,
м/д, с/р, тесты
сентябрь
Форма
занятия
МАУ ДО ЦДО «МАН»
Число
лекция, семинар, беседа,
практические упражнения,
зачет, консультации,
презентация
Месяц
Форма
контроля
2. Календарный учебный график
октябрь
25
Электронная конфигурация атомов
и ионов.
Группы, периоды. Физический
смысл порядкового номера.
2
Закономерности изменения свойств
элементов
Степень окисления и валентность
химических элементов
Выполнение тестовых заданий
9
16
23
30
ноябрь
6
13
20
27
декабрь
4
11
18
25
январь
9
15
22
29
февраль
5
март
12
19
26
4
11
18
25
Строение вещества. Химическая
связь
Механизмы образования
химической связи
Типы кристаллических решеток и
физические свойства веществ
Выполнение тестовых заданий
Щелочные и щелочноземельные
металлы
Алюминий. Амфотерность.
Железо. Переходные металлы
Выполнение тестовых заданий
Водород. Кислород
Азот. Фосфор.
Галогены.
Углерод, кремний
Повторение, закрепление
материала.
Тестовый контроль
Повторение пройденного
материала.
Раздел. Основные классы
неорганический соединений:
номенклатура и классификация
Оксиды
Основания и основные гидроксиды
Кислоты
Соли.
Взаимосвязь различных классов
веществ. Цепочки превращений
Раздел. Химические реакции.
Закон сохранения массы.
Уравнение химических реакций.
Классификация химических
реакций.
Выполнение тестовых заданий
апрель
1
8
15
22
май
6
13
20
27
Электролиты и неэлектролиты.
Выполнение тестовых заданий
Реакции ионного обмена и условия
их осуществления
Выполнение тестовых заданий
Окислительно-восстановительные
реакции
Вычисление количества вещества,
массы или объема по количеству
вещества, массе или объему одного
из реагентов или продуктов
реакции.
Вычисление массовой доли
химического элемента в веществе.
Вычисление массовой доли
растворенного вещества.
Контрольная работа.
Литература
1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия.9 класс. – М.:Дрофа,
2002.
2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для
поступающих в ВУЗы. – М.: Экзамен, 1997-2004.
3.Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ
«МиМ-Экспресс», 1995.
4.Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.
5.Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия - М. : Химия, 1984. 183 с.
6.Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Химия и пища - М.: Наука, 1986.
7. Эткинс П. Молекулы. - М.: Мир, 1991.