Рабданова Н.П. Современная химия

Пояснительная записка
Образовательная программа «Современная химия» предназначена для учащихся 9
классов (14 - 15 лет) общеобразовательных школ, дополнительно

изучающих

обществознание в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук». Программа рассчитана на 10
месяцев обучения (108 часов, 3 часа в неделю).
Содержание курса способствует развитию интеллектуального и творческого
потенциала детей на основе раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как
материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от
сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов;
обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их
свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при
химических

превращениях;

познаваемость

сущности

химических

превращений

современными научными методами.
Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие
сведения об органических веществах.
Изучение химии в направлено на достижение следующих целей:
•

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,

химической символике, формирование системы химических знаний как компонента
естественно-научной картины мира;
•

овладение умениями характеризовать вещества, материалы и химические

реакции;проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск
химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать
решения в проблемных ситуациях;
•

развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное

совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
•

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных

компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
•

подготовка

к

осуществлению

осознанного

выбора

индивидуальной

образовательной или профессиональной траектории.
•

применение полученных знаний и умений для безопасного использования

веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Формы и методы, технологии обучения.

Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных
технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С
использованием следующих форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж,
демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный метод,
проектный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные методы,
объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного
изложения; частично-поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.
Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 10 месяцев
обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии.
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих
личностных результатов:
1.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию современного мира;
3.

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных

предпочтениях,

осознанному

построению

индивидуальной

образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4.

формировании

общественно

полезной,

коммуникативной

компетентности

учебно-исследовательской.

Творческой

в

образовательной,
и

других

видах

деятельности;
5.

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе

развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий.
7.

Формирование основ экологического сознания на основе признания

ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
8.

Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить

адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и

внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно
принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
по химии являются:
1.

овладение

навыками самостоятельного

приобретения новых

знаний,

организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2.

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного

анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы
достижения

целей

познавательную

и

выбирать

рефлексию

в

наиболее

отношении

эффективный
действий

по

способ,

осуществлять

решению

учебных

и

познавательных задач;
3.
определения

понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать
понятиям,

классифицировать,

структурировать

материал,

проводить

эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и
заключения;
4.

формирование и развитие компетентности в области использования

инструментов и технических средств информационных технологий как инструментальной
основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
5.

умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно

пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
6.

умение на практике пользоваться основными логическими приемами,

методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и
др;
7.

Умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о

здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и
социального взаимодействия;
8.

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе и

проектные;
9.

Формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои

действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или
ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность
как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а так
же свои возможности в достижении цели определенной сложности

10.

Умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать

на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией
партнеров.
Предметными

результатами освоения

основной

образовательной

программы

основного общего образования является:
1.

Осознание объективной значимости основ химической науки, как области

современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности
человека в условиях возрастающей химизации многих сфер жизни современного
общества; осознание химических превращений веществ, как основы живой и не живой
природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
2.

Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать

и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать
и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и
окружающей среды;
3.

Формирование первоначальных систематизированных представлений о

веществах, их превращениях и практическом применении;
4.

Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми

хим явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять
причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а так же
обусловленность применение веществ особенностями их свойств;
5.

Приобретение опыта применения химических методов изучение веществ и

их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических
реакций;
6.

Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других

травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7.

Овладение приемами работы с информацией химического содержания,

представленной в разной форме: в виде текста, формул, графиков, табличных данных,
схем и т. д.
8.

Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению

химических знаний и выбора химии как профильного предмета, при переходе на ступень
среднего

общего

образования,

профессиональной деятельности.

а

в

дальнейшем

и

в

качестве

сферы

своей

Планируемые результаты изучения курса химии.
В результате изучения химии ученик должен знать/понимать
•

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических

веществ и уравнения химических реакций;
•

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,

относительные атомные и молекулярные массы, ион, химическая связь, вещество,
классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция,
классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
•

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,

периодический закон;
уметь
•

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

•

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического

элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической
системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
•

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе

их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их
атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства
основных классов неорганических веществ;
•

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к

определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень
окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность
протекания реакций ионного обмена;
•

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы

строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева;
уравнения химических реакций;
•

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;

массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по
количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Рабочая

учебная

программа

предусматривает

интеграцию

с

предметами

математика, физика, биология, литература.

4.

ИТОГО:

Практика

3

Введение. Основные понятия и законы химии.
Строение атома. Периодический закон
периодическая система Д.И. Менделеева
Основные классы неорганический соединений:
номенклатура и классификация
Химические реакции

Количество часов

Теория

1
2

Название раздела, темы

Всего

№
п/п

3
и 54

1
18

2
36

18

6

12

33

12

21

108

37

71

Устная беседа, проверка Формы
конспектов, рефератов, аттестации/контро
тестирование
ля

1. Учебно-тематический план

11
18

Тема занятия

Раздел. Введение. Основные
понятия и законы химии.
Входной контроль. Введение.
Раздел. Строение атома.
Периодический закон и
периодическая система Д.И.
Менделеева.
Современные представления о
строении атомов. Атомные и
молекулярные массы.

Место
проведения

Входная диагностика,
м/д, с/р, тесты

сентябрь

Форма
занятия

МАУ ДО ЦДО «МАН»

Число

лекция, семинар, беседа,
практические упражнения,
зачет, консультации,
презентация

Месяц

Форма
контроля

2. Календарный учебный график

октябрь

25

Электронная конфигурация атомов
и ионов.
Группы, периоды. Физический
смысл порядкового номера.

2

Закономерности изменения свойств
элементов
Степень окисления и валентность
химических элементов
Выполнение тестовых заданий

9
16
23
30
ноябрь

6
13
20
27

декабрь

4
11
18
25

январь

9
15
22
29

февраль

5

март

12
19
26
4
11
18
25

Строение вещества. Химическая
связь
Механизмы образования
химической связи
Типы кристаллических решеток и
физические свойства веществ
Выполнение тестовых заданий
Щелочные и щелочноземельные
металлы
Алюминий. Амфотерность.
Железо. Переходные металлы
Выполнение тестовых заданий
Водород. Кислород
Азот. Фосфор.
Галогены.
Углерод, кремний
Повторение, закрепление
материала.
Тестовый контроль
Повторение пройденного
материала.
Раздел. Основные классы
неорганический соединений:
номенклатура и классификация
Оксиды
Основания и основные гидроксиды
Кислоты
Соли.
Взаимосвязь различных классов
веществ. Цепочки превращений
Раздел. Химические реакции.
Закон сохранения массы.
Уравнение химических реакций.
Классификация химических
реакций.
Выполнение тестовых заданий

апрель

1
8
15
22

май

6
13

20

27

Электролиты и неэлектролиты.
Выполнение тестовых заданий
Реакции ионного обмена и условия
их осуществления
Выполнение тестовых заданий
Окислительно-восстановительные
реакции
Вычисление количества вещества,
массы или объема по количеству
вещества, массе или объему одного
из реагентов или продуктов
реакции.
Вычисление массовой доли
химического элемента в веществе.
Вычисление массовой доли
растворенного вещества.
Контрольная работа.

Литература
1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия.9 класс. – М.:Дрофа,
2002.
2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для
поступающих в ВУЗы. – М.: Экзамен, 1997-2004.
3.Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ
«МиМ-Экспресс», 1995.
4.Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.
5.Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия - М. : Химия, 1984. 183 с.
6.Эмануэль Н. М., Заиков Г. Е. Химия и пища - М.: Наука, 1986.
7. Эткинс П. Молекулы. - М.: Мир, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».