Пояснительная записка
Образовательная программа «Углубленное изучение химии» предназначена для
учащихся 10 классов (15-16 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих
химию в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа
рассчитана на 1 год обучения (111 часов, 3 часа в неделю).
Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных и практических
работ, необходимых для формирования у учащихся специфических для учебного
предмета химия знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере
самостоятельной познавательной деятельности и бытовой сфере. Реализация программы
создает условия для развития экологической культуры учащихся, как основной идеи
образовательной программы школы. Курс химии направлен на:
•
формирование
у
учащихся
химических
знаний
как
компонента
естественнонаучной картины мира;
•
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
грамотного поведения в быту и трудовой деятельности;
•
выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также
формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической
деятельности;
•
формирование
умений
безопасного
обращения
с
веществами,
используемыми в повседневной жизни.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов,
возрастных особенностей школьников. Старший школьный возраст характеризуется
завершением психофизического развития человека, утверждением базовых ценностей,
определяющих личностное и профессиональное самоопределение обучающегося во всей
последующей жизни. Формируется устойчивая система ведущих ценностных ориентаций
и установок в социально-политической, экономической, эстетической и экологической
сферах деятельности в соответствии с принятыми нравственными, эстетическими,
трудовыми нормами и правилами. Происходит принятие основных социальных ролей:
работника, родителя, гражданина, патриота родного края. Основное внимание должно
уделяться развитию логического мышления, активизация которого происходит на основе
познания основных законов организации природного и социального мира, тенденций и
противоречий развития региона, страны, всего человечества.
В основе содержания курса химии лежат ведущие системообразующие идеи:
•
материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
•
причинно-следственные
связи
между
составом,
строением,
применением веществ;
•
познаваемость веществ и закономерностей химических реакций;
свойствами
и
•
объясняющая и прогностическая роль теоретических знаний для фактологического
материала химии элементов;
•
конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи
превращений веществ, оно участвует в круговороте веществ и химической эволюции;
•
законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность
управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы
производства веществ материалов и охраны окружающей среды от химического
загрязнения;
•
наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития
науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
•
развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам
человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны
способствовать решению глобальных проблем современности.
Целями изучения химии в старшей школе на профильном уровне являются:
•
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии,
необходимых для понимания научной картины мира;
•
овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции;
выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность;
ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации;
сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной
химии;
•
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на
окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и
умений;
•
применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в
лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной
жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной
с химией.
Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в
старшей школе на профильном уровне являются:умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и
оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-
функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор
критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;поиск
нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение
изученных
положений
на
самостоятельно
подобранных
конкретных
примерах;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в
практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки,
передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Особенности курса, отличающие его других программ:
•
данный курс как в теоретической, так и в фактологической части является
практикоориентированным:
понятия,
законы,
теории,
вещества,
и
процессы
рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной
жизни, роли в природе и производстве;
•
широкое применение интегративного подхода. Основным интегрирующим элементом
является понятие «вещество» во всех формах его проявления. Это способствует
формированию единой естественно-научной картины мира;
•
применение электронных образовательных ресурсов во время классной и домашней
работы;
•
увеличена доля химического эксперимента, в том числе лабораторного, выполняемого
самими учащимися. Пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и
лабораторного эксперимента, в частности включены элементы исследовательского
характера, проблемный подход к постановке и результатам;
•
усиление экологической составляющей;
•
высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения
максимально развивающим.
Основные направления реализации содержательных линий:
•
художественная культура формируется посредством знакомства с художественными
памятниками, изготовленными из различных веществ, историей становления и развития
некоторых ремесел;
•
социально-экономическая и правовая культура – законодательные акты, направленные
на сохранение экологической безопасности региона, страны, мира;
•
культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебного места,
химически правильное поведение для сохранения своего здоровья и здоровья
окружающих людей;
•
экологическая культура формируется через изучение веществ, их влияния на организм
человека, экосистемы;
•
информационная культура формируется через изучение и применение различных
методов познания (эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция); умение работать с
информацией, закодированной различным образом (химическая формула, уравнение
реакции, модель молекулы, текст, график, таблица, рисунок).
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации
программы целесообразно использовать:
•
формы
образования
– комбинированный
урок,
учебные
лекции,
семинары,
лабораторные работы, практические работы, дискуссии и др.;
•
технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу учащихся,
модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.;
•
методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение,
сократический метод, герменевтический метод и др.;
•
методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы,
контрольные работы, устный опрос и др.
Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на один год обучения.
Название раздела, темы
Теория
Практика
Количество
часов
1.
Основные понятия и законы химии Расчеты по химическим
формулам и уравнениям
27
19
8
3.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система
Д.И. Менделеева. ОВР
15
10
5
4.
Теория строения органических соединений
3
3
0
5.
Углеводороды
33
25
8
6.
Кислородсодержащие органические соединения
24
16
8
7.
Азотсодержащие органические соединения
9
3
3
ИТОГО:
111
76
35
Формы
аттестации/к
онтроля
Устная беседа, проверка конспектов, рефератов,
эссе, тестирование
№
п/
п
Всего
1. Учебно-тематический план
19
3
Повторение материала за 9 класс
26
3
Строение атома
4.
3
3
Закон сохранения масс
5.
10
3
17
3
Решение задач на вывод химических
формул
Решение комплексных задач
24
3
Химическая связь. Ковалентная связь.
6.
7.
сентябрь
3.
октябрь
2.
Виды, характеристики и механизмы
образования химической связи
Ионная, металлическая и водородная
связь.
7
3
14
3
Гибридизация.
3
Валентность. Степень окисления.
11.
21
Лекция. Практика.
9.
17.20- 19.20
31
ноябрь
8.
10.
Электроотрицательность
28
13.
5
14.
12
3
Окислительно-восстановительные
реакции.
Основы органической химии
19
3
Алканы.
16.
26
3
Решение задач по теме «Алканы»
17.
9
18.
16
3
Тестирование по итогам 1-го полугодия
23
3
Решение задач по теме «Алкены»
20.
30
3
Алкадиены
21.
6
3
Решение задач по теме «Алкадиены»
13
3
Алкины
22.
январь
19.
февраль
15.
декабрь
12.
3
Форма контроля
Входной тест
Входная диагностика, м/д, с/р, тесты
3
Место
проведения
12
1.
каб.№2
МАУ ДО ЦДО МАН
Тема занятия
Кол-во часов
Форма занятия
Время
Число
№бп/п
Месяц
2. Календарный учебный график.
Алкены. Циклоалканы
20
3
Решение задач по теме «Алкины»
24.
27
3
Арены
25.
5
3
Решение задач по теме «Арены»
26.
12
3
Спирты
19
3
Решение задач по теме «Спирты»
28.
26
3
Фенолы
29.
2
3
Альдегиды
30.
9
3
Решение задач по теме «Альдегиды»
16
3
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.
32.
23
3
33.
7
3
Решение задач по теме «Карбоновые
кислоты»
Амины. Аминокислоты.
34.
14
3
21
3
Решение задач по теме «Амины.
Аминокислоты.»
Гетероциклические соединения.
28
3
Итоговый тест.
апрель
31.
май
27.
март
23.
35.
37.
ИТОГО:
111
ЛИТЕРАТУРА:
1
2
3
4
5
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург:
Трион, 1998.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Эткинс П. Молекулы. – М.: Мир, 1991.