Рабданова Н.П. Углубленное изучение химии 10 кл

Пояснительная записка
Образовательная программа «Углубленное изучение химии» предназначена для
учащихся 10 классов (15-16 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих
химию в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа
рассчитана на 1 год обучения (111 часов, 3 часа в неделю).
Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных и практических
работ, необходимых для формирования у учащихся специфических для учебного
предмета химия знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере
самостоятельной познавательной деятельности и бытовой сфере. Реализация программы
создает условия для развития экологической культуры учащихся, как основной идеи
образовательной программы школы. Курс химии направлен на:
•

формирование

у

учащихся

химических

знаний

как

компонента

естественнонаучной картины мира;
•

развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное

совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
грамотного поведения в быту и трудовой деятельности;
•

выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также

формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической
деятельности;
•

формирование

умений

безопасного

обращения

с

веществами,

используемыми в повседневной жизни.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов,
возрастных особенностей школьников. Старший школьный возраст характеризуется
завершением психофизического развития человека, утверждением базовых ценностей,
определяющих личностное и профессиональное самоопределение обучающегося во всей
последующей жизни. Формируется устойчивая система ведущих ценностных ориентаций
и установок в социально-политической, экономической, эстетической и экологической
сферах деятельности в соответствии с принятыми нравственными, эстетическими,
трудовыми нормами и правилами. Происходит принятие основных социальных ролей:
работника, родителя, гражданина, патриота родного края. Основное внимание должно
уделяться развитию логического мышления, активизация которого происходит на основе
познания основных законов организации природного и социального мира, тенденций и
противоречий развития региона, страны, всего человечества.
В основе содержания курса химии лежат ведущие системообразующие идеи:
•

материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

•

причинно-следственные

связи

между

составом,

строением,

применением веществ;
•

познаваемость веществ и закономерностей химических реакций;

свойствами

и

•

объясняющая и прогностическая роль теоретических знаний для фактологического

материала химии элементов;
•

конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи

превращений веществ, оно участвует в круговороте веществ и химической эволюции;
•

законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность

управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы
производства веществ материалов и охраны окружающей среды от химического
загрязнения;
•

наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития

науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
•

развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам

человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны
способствовать решению глобальных проблем современности.
Целями изучения химии в старшей школе на профильном уровне являются:
•

освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии,

необходимых для понимания научной картины мира;
•

овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции;

выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность;
ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
•

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации;
сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной
химии;
•

воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на

окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и
умений;
•

применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в

лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной
жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной
с химией.
Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в
старшей школе на профильном уровне являются:умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и
оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-

функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор
критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;поиск
нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение
изученных

положений

на

самостоятельно

подобранных

конкретных

примерах;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в
практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки,
передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Особенности курса, отличающие его других программ:
•

данный курс как в теоретической, так и в фактологической части является

практикоориентированным:

понятия,

законы,

теории,

вещества,

и

процессы

рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной
жизни, роли в природе и производстве;
•

широкое применение интегративного подхода. Основным интегрирующим элементом

является понятие «вещество» во всех формах его проявления. Это способствует
формированию единой естественно-научной картины мира;
•

применение электронных образовательных ресурсов во время классной и домашней

работы;
•

увеличена доля химического эксперимента, в том числе лабораторного, выполняемого

самими учащимися. Пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и
лабораторного эксперимента, в частности включены элементы исследовательского
характера, проблемный подход к постановке и результатам;
•

усиление экологической составляющей;

•

высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения

максимально развивающим.
Основные направления реализации содержательных линий:
•

художественная культура формируется посредством знакомства с художественными

памятниками, изготовленными из различных веществ, историей становления и развития
некоторых ремесел;
•

социально-экономическая и правовая культура – законодательные акты, направленные

на сохранение экологической безопасности региона, страны, мира;
•

культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебного места,

химически правильное поведение для сохранения своего здоровья и здоровья
окружающих людей;

•

экологическая культура формируется через изучение веществ, их влияния на организм

человека, экосистемы;
•

информационная культура формируется через изучение и применение различных

методов познания (эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция); умение работать с
информацией, закодированной различным образом (химическая формула, уравнение
реакции, модель молекулы, текст, график, таблица, рисунок).
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации
программы целесообразно использовать:
•

формы

образования

– комбинированный

урок,

учебные

лекции,

семинары,

лабораторные работы, практические работы, дискуссии и др.;
•

технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу учащихся,

модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.;
•

методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение,

сократический метод, герменевтический метод и др.;
•

методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы,

контрольные работы, устный опрос и др.
Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на один год обучения.
Название раздела, темы

Теория

Практика

Количество
часов

1.

Основные понятия и законы химии Расчеты по химическим
формулам и уравнениям

27

19

8

3.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система
Д.И. Менделеева. ОВР

15

10

5

4.

Теория строения органических соединений

3

3

0

5.

Углеводороды

33

25

8

6.

Кислородсодержащие органические соединения

24

16

8

7.

Азотсодержащие органические соединения

9

3

3

ИТОГО:

111

76

35

Формы
аттестации/к
онтроля

Устная беседа, проверка конспектов, рефератов,
эссе, тестирование

№
п/
п

Всего

1. Учебно-тематический план

19

3

Повторение материала за 9 класс

26

3

Строение атома

4.

3

3

Закон сохранения масс

5.

10

3

17

3

Решение задач на вывод химических
формул
Решение комплексных задач

24

3

Химическая связь. Ковалентная связь.

6.
7.

сентябрь

3.

октябрь

2.

Виды, характеристики и механизмы
образования химической связи
Ионная, металлическая и водородная
связь.

7

3

14

3

Гибридизация.

3

Валентность. Степень окисления.

11.

21

Лекция. Практика.

9.

17.20- 19.20

31

ноябрь

8.

10.

Электроотрицательность

28

13.

5

14.

12

3

Окислительно-восстановительные
реакции.
Основы органической химии

19

3

Алканы.

16.

26

3

Решение задач по теме «Алканы»

17.

9

18.

16

3

Тестирование по итогам 1-го полугодия

23

3

Решение задач по теме «Алкены»

20.

30

3

Алкадиены

21.

6

3

Решение задач по теме «Алкадиены»

13

3

Алкины

22.

январь

19.

февраль

15.

декабрь

12.

3

Форма контроля

Входной тест

Входная диагностика, м/д, с/р, тесты

3

Место
проведения

12

1.

каб.№2
МАУ ДО ЦДО МАН

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Время

Число

№бп/п

Месяц

2. Календарный учебный график.

Алкены. Циклоалканы

20

3

Решение задач по теме «Алкины»

24.

27

3

Арены

25.

5

3

Решение задач по теме «Арены»

26.

12

3

Спирты

19

3

Решение задач по теме «Спирты»

28.

26

3

Фенолы

29.

2

3

Альдегиды

30.

9

3

Решение задач по теме «Альдегиды»

16

3

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

32.

23

3

33.

7

3

Решение задач по теме «Карбоновые
кислоты»
Амины. Аминокислоты.

34.

14

3

21

3

Решение задач по теме «Амины.
Аминокислоты.»
Гетероциклические соединения.

28

3

Итоговый тест.

апрель

31.

май

27.

март

23.

35.
37.

ИТОГО:

111

ЛИТЕРАТУРА:
1
2
3
4
5

Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург:
Трион, 1998.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Эткинс П. Молекулы. – М.: Мир, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».