Пояснительная записка Образовательная программа «Углубленное изучение химии» предназначена для учащихся 10 классов (15-16 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих химию в Центре дополнительного образования «Малая академия наук». Программа рассчитана на 1 год обучения (111 часов, 3 часа в неделю). Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных и практических работ, необходимых для формирования у учащихся специфических для учебного предмета химия знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности и бытовой сфере. Реализация программы создает условия для развития экологической культуры учащихся, как основной идеи образовательной программы школы. Курс химии направлен на: • формирование у учащихся химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира; • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически грамотного поведения в быту и трудовой деятельности; • выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности; • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни. Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. Старший школьный возраст характеризуется завершением психофизического развития человека, утверждением базовых ценностей, определяющих личностное и профессиональное самоопределение обучающегося во всей последующей жизни. Формируется устойчивая система ведущих ценностных ориентаций и установок в социально-политической, экономической, эстетической и экологической сферах деятельности в соответствии с принятыми нравственными, эстетическими, трудовыми нормами и правилами. Происходит принятие основных социальных ролей: работника, родителя, гражданина, патриота родного края. Основное внимание должно уделяться развитию логического мышления, активизация которого происходит на основе познания основных законов организации природного и социального мира, тенденций и противоречий развития региона, страны, всего человечества. В основе содержания курса химии лежат ведущие системообразующие идеи: • материальное единство веществ природы, их генетическая связь; • причинно-следственные связи между составом, строением, применением веществ; • познаваемость веществ и закономерностей химических реакций; свойствами и • объясняющая и прогностическая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов; • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте веществ и химической эволюции; • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения; • наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки; • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности. Целями изучения химии в старшей школе на профильном уровне являются: • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира; • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии; • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений; • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией. Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются:умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Особенности курса, отличающие его других программ: • данный курс как в теоретической, так и в фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории, вещества, и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и производстве; • широкое применение интегративного подхода. Основным интегрирующим элементом является понятие «вещество» во всех формах его проявления. Это способствует формированию единой естественно-научной картины мира; • применение электронных образовательных ресурсов во время классной и домашней работы; • увеличена доля химического эксперимента, в том числе лабораторного, выполняемого самими учащимися. Пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и лабораторного эксперимента, в частности включены элементы исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам; • усиление экологической составляющей; • высокий теоретический уровень, который позволяет сделать процесс обучения максимально развивающим. Основные направления реализации содержательных линий: • художественная культура формируется посредством знакомства с художественными памятниками, изготовленными из различных веществ, историей становления и развития некоторых ремесел; • социально-экономическая и правовая культура – законодательные акты, направленные на сохранение экологической безопасности региона, страны, мира; • культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебного места, химически правильное поведение для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей; • экологическая культура формируется через изучение веществ, их влияния на организм человека, экосистемы; • информационная культура формируется через изучение и применение различных методов познания (эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция); умение работать с информацией, закодированной различным образом (химическая формула, уравнение реакции, модель молекулы, текст, график, таблица, рисунок). С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать: • формы образования – комбинированный урок, учебные лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, дискуссии и др.; • технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.; • методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.; • методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др. Срок реализации программы Данная программа рассчитана на один год обучения. Название раздела, темы Теория Практика Количество часов 1. Основные понятия и законы химии Расчеты по химическим формулам и уравнениям 27 19 8 3. Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. ОВР 15 10 5 4. Теория строения органических соединений 3 3 0 5. Углеводороды 33 25 8 6. Кислородсодержащие органические соединения 24 16 8 7. Азотсодержащие органические соединения 9 3 3 ИТОГО: 111 76 35 Формы аттестации/к онтроля Устная беседа, проверка конспектов, рефератов, эссе, тестирование № п/ п Всего 1. Учебно-тематический план 19 3 Повторение материала за 9 класс 26 3 Строение атома 4. 3 3 Закон сохранения масс 5. 10 3 17 3 Решение задач на вывод химических формул Решение комплексных задач 24 3 Химическая связь. Ковалентная связь. 6. 7. сентябрь 3. октябрь 2. Виды, характеристики и механизмы образования химической связи Ионная, металлическая и водородная связь. 7 3 14 3 Гибридизация. 3 Валентность. Степень окисления. 11. 21 Лекция. Практика. 9. 17.20- 19.20 31 ноябрь 8. 10. Электроотрицательность 28 13. 5 14. 12 3 Окислительно-восстановительные реакции. Основы органической химии 19 3 Алканы. 16. 26 3 Решение задач по теме «Алканы» 17. 9 18. 16 3 Тестирование по итогам 1-го полугодия 23 3 Решение задач по теме «Алкены» 20. 30 3 Алкадиены 21. 6 3 Решение задач по теме «Алкадиены» 13 3 Алкины 22. январь 19. февраль 15. декабрь 12. 3 Форма контроля Входной тест Входная диагностика, м/д, с/р, тесты 3 Место проведения 12 1. каб.№2 МАУ ДО ЦДО МАН Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Время Число №бп/п Месяц 2. Календарный учебный график. Алкены. Циклоалканы 20 3 Решение задач по теме «Алкины» 24. 27 3 Арены 25. 5 3 Решение задач по теме «Арены» 26. 12 3 Спирты 19 3 Решение задач по теме «Спирты» 28. 26 3 Фенолы 29. 2 3 Альдегиды 30. 9 3 Решение задач по теме «Альдегиды» 16 3 Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. 32. 23 3 33. 7 3 Решение задач по теме «Карбоновые кислоты» Амины. Аминокислоты. 34. 14 3 21 3 Решение задач по теме «Амины. Аминокислоты.» Гетероциклические соединения. 28 3 Итоговый тест. апрель 31. май 27. март 23. 35. 37. ИТОГО: 111 ЛИТЕРАТУРА: 1 2 3 4 5 Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985 Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983 Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006. Эткинс П. Молекулы. – М.: Мир, 1991.