Мергенёва О.В. Погружение в биологию.

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Погружение в биологию» предназначена для детей 10 – 11 лет (5 класс), посещающих
дополнительные занятия в МАУ ДО ЦДО «Малая академия наук».
Обобщение опыта и анализ типовых программ естественнонаучной
направленности, а также изучение литературы легли в основу создания программы.
Программа предусматривает развитие интереса школьников с самого начала
средней школы к исследовательской деятельности в естественнонаучном направлении,
развивает их самостоятельность в выборе направления деятельности, развивает
стремление к самообразованию.
Программа рассчитана на 1 год (всего 82,5 часа, 1.5 часа 2 раза в неделю – с 16
ноября). Численность обучающихся в группе – до 30 человек.
Актуальность программы
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в
области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения
адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию.
Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной
стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков,
знаний, умений.
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных
условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к
биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие
практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и
применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к
изучению биологии в 6–7 классах. В рамках данного курса запланированы лабораторные
работы и практические занятия, экскурсии.
Процесс выполнения практических работ создает условия для развития
продуктивного мышления, тягу к необычному и творческому. Одновременно дает
возможность побуждать, поддерживать и поощрять стремление обучающегося принимать
самостоятельные решения по ходу работы.
Занятия по программе призваны дополнить количество часов на изучение царств
живой природы в школьной программе для обучающихся, проявляющих интерес к
экспериментальной биологии.
На занятиях можно повторить и углубить знания по определённым разделам
биологии ученикам 5 классов, а также сформировать практические навыки работы со
световым и цифровым микроскопом и развить исследовательские умения обучающихся.
Программа имеет реальные возможности для ознакомления детей с различными
профессиями. Предпрофессиональная подготовка в дальнейшем является базой для более
осознанного подхода к выбору профессии.
Результативность программы заключается в том, что обучающимся дается
возможность принимать участие в научно-практических конференциях, участвуя в
городских, региональных, Российских соревнованиях. Программа предусматривает
применение средств диагностики достигнутых результатов (анкетирование, анализ
учебно-исследовательских работ обучающихся и др).
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение
практической составляющей школьной биологии.
Задачи:

•

формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере,
в результате деятельности человека в том числе;

•

формирование начальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни,
взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

•

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи
человека с ним;

•

формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия
деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов
растений;

•

формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем
необходимости рационального природопользования.

•

освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода
за ними.
Методы обучения

-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
-эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).
Формы обучения:
•

формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере,
в результате деятельности человека в том числе;

•

формирование начальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни,
взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

•

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи
человека с ним;

•

формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия
деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов
растений;

•

формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем
необходимости рационального природопользования.

•

освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода
за ними.
Ожидаемые результаты
2

Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы
в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и
бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
• необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и
таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов;
опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода
за ними.
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
1. Учебный план занятий.
3

№

Тема

Формы аттестации/контроля

Всего Теор. Практ.

1

Микромир

2

Зимующим птицам – нашу заботу

3

Красная книга

9

4

5

Тестирование

10,5

4

6,5

Представление проектов

12

3

9

Представление проектов

4

Тайны растений

18

6

12

Тестирование. Представление
проектов

5

Проект «Моя клумба»

18

6

12

Представление проектов

6

Тайны животных

15

3

12

Тестирование. Представление
проектов

82,5

26

56,5

Итого:

2.Календарный учебный график.
№
п/п

Меся
ц

Чи
сло

Время
проведе
ния
занятия

Форма
занятия

16

2

22

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

23

Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа

Ноябрь

1

3

4

29

5

30

Среда, Беседа
четверг
С 13:00
до
14:10

Колво
часо
в

1,5

Тема занятия

Форма контроля

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности. Правила
работы с микроскопом и
лабораторным
оборудованием.
Под микроскопом
однокеточные!

Устный опрос

1,5

Под микроскопом
многоклеточные
(растения)

Устный опрос

1,5

Под микроскопом
многоклеточные
(растения)

1,5

Под микроскопом
многоклеточные
(животные)

Устный опрос,
Проверка
оформления
практической
работы
Устный опрос

Проверка
оформления
практической
работы

4

6

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

7
8

7
13

1,5
1,5

9

14

Лекция
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Проектн
ая
гостинн
ая
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Проектн
ая
гостинн
ая

10

Декабрь

6

20

21

12

27

13

28

14

10

15

11

16

17

17

Январь

11

18

18

24

19

25

Под микроскопом
многоклеточные
(животные)

Устный опрос,
Проверка
оформления
практической
работы
Зимующие птицы!
Устный опрос
Как правильно кормить Устный опрос
зимующих птиц!

1,5

Правильная кормушка!

Устный опрос

1,5

Моя кормушка

Представление
проектов

1,5

Я – орнитолог!

Оценка
результатов
определений

1,5

Я – фенолог!

Оценка
результатов
наблюдений

1,5

Я – фенолог!

Оценка
результатов
наблюдений

1,5

Красная книга – почему Устный опрос
она красная?

1,5

Красная книга
(растения)

Бурятии Устный опрос

1,5

Красная книга
(растения)

Бурятии Устный опрос

1,5

Красная книга
(животные)

Бурятии Устный опрос

1,5

Красная книга
(животные)

Бурятии Устный опрос

1,5

Проект «Берегите их!»

Представление
проектов
5

31

21

1

22

7

23

8

24

14

25

15

Февраль

20

21

27

22

28

28

29

29

30

6

31

7

32

13
Март

26

33

14

34

20

Проектн
ая
гостинн
ая
Экскурс
ия
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция

1,5

Проект «Берегите их!»

Представление
проектов

1,5

Посещение зооуголка
Этнографического музея
Растения – друзья
человека (культурные
растения)

Устный опрос

1,5

Мир растений
(особенности мест
произрастания)

Устный опрос

1,5

Растения сорняки

Устный опрос

1,5

Как выращивать растения Проверка
(овощи)
оформления
практической
работы
Как выращивать растения Проверка
(овощи)
оформления
практической
работы
Как выращивать растения Проверка
(цветы)
оформления
практической
работы
Как выращивать растения Тестирование
(цветы)

1,5

Кто такой ландшафтный Устный опрос
дизайнер?

Практич
еская
работа
Проектн
ая
гостинн
ая
Лекция,
Практич
еская
работа
Игра

1,5

Проект «Моя клумба»

Представление
проектов

1,5

Проект «Моя клумба»

Представление
проектов

1,5

Посадка семян для
клумбы, составление
графика работ по уходу за
рассадой
Игра «Цветиксемицветик»

Оценка работы

Лекция,
Практич
еская
работа

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Посадка семян для
клумбы

Устный опрос

Результаты
командной
работы
Оценка работы

6

21

36

27

37

28

38

3

39

4

40

10

41

11

Апрель

35

Лекция,
Практич
еская
работа
Проектн
ая
гостинн
ая
Проектн
ая
гостинн
ая
Проектн
ая
гостинн
ая

1,5

Домашние и дикие!

1,5

Как правильно ухаживать Защита
за домашними животными проекта

1,5

Как правильно ухаживать Защита
за домашними животными проекта

1,5

Как правильно ухаживать Тестирование
за домашними животными

Лекция.
Практиче
ская
работа

1,5

Наблюдение за
поведением домашнего
питомца

Лекция

1,5

Дикий мир

Устный опрос

Проектн
ая
гостинн
ая
Проектн
ая
гостинн
ая
Проектн
ая
гостинн
ая
Игра

1,5

Проект «Разнообразие
жизни»

Защита
проекта

1,5

Проект «Разнообразие
жизни»

Защита
проекта

1,5

Проект «Разнообразие
жизни»

Защита
проекта

1,5

Игра «В мире животных»

Лекция,
Практич
еская
работа
Игра

1,5

Деревья – стражи леса

Командные
результаты
Устный опрос

1,5

Игра «Есть дело до
лесного дела»

17

43

18

44

24

45

25

46

2

47

3

Экскурс
ия

1,5

48

8

Экскурс
ия

1,5

49

10

1,5

50

15

Экскурс
ия
Лекция,
Практич
еская

Экскурсия «Изучение
состояния деревьев на
экологической тропе»
Наблюдение за природой
на пришкольной
территории
Экскурсия в РЭБЦ РБ

1,5

Подготовка клумб

Май

42

Устный опрос

Оценка
командных
результатов
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Наблюдение за
работой
7

51

16

52

22

53

23

54

29

55

30
Всего

работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Лекция,
Практич
еская
работа
Урокконтрол
ь

1,5

Подготовка клумб

Наблюдение за
работой

1,5

Посев семян

Наблюдение за
работой

1,5

Высадка рассады

Наблюдение за
работой

1,5

Высадка рассады

Наблюдение за
работой

1,5

Защита готовых проектов,
составление графика
ухода на лето
82,5 часов

Представление
проектов

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».