Муханова Е.С. Программирование на языке Logo

Пояснительная записка
Данная образовательная общеразвивающая программа предназначена для учащихся
5-6 классов

(11-13 лет), дополнительно изучающих программирование в Центре

дополнительного образования «Малая академия наук». (108 часов, 3 ч. в неделю).
Смена парадигм, обусловившая признание информатики как фундаментальной
естественной науки об информации и информационных процессах в природе и обществе,
усилила её общеобразовательную роль.
Овладение единым подходом к изучению информационных процессов, понимание
общности процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах
различной природы требует сознательного отношения учащихся к изучению информатики
на базовом или профильном уровнях.
Содержание обучения, представленное в программе учебного курса, имеет
практическую

направленность

и учитывает

актуальные

интересы

школьников.

Формирование умений и способов деятельности для решения важных, с точки зрения
учащихся, задач активизирует их исследовательский, творческий потенциал.
Кроме того, активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно
выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой
области знаний.
Курс

способствует

созданию

дополнительных

условий

для

проявления

индивидуальных образовательных интересов учащихся.
В рамках курса изучаются как общие понятия алгоритмизации и программирования,
так и реализация алгоритмических конструкций на конкретном языке программирования
(используется

диалект

языка

LOGO

в

среде

программирования

MSWLogo),

рассматриваются популярные классические алгоритмы. Кроме того, значительная часть
курса посвящена созданию моделей из различных предметных областей.
Общие требования к образованности учащихся
Для качественного обучения необходимо, чтобы школьники обладали базовыми
знаниями по математике на уровне 5 класса и элементарными навыками работы в файловой
системе.
Также приветствуется готовность к коллективному обучению, умение учиться
независимо от других, планировать и организовывать свою деятельность.

Концепция курса

Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у
учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления
алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования.
В рамках предлагаемого курса изучение основ программирования на языке Logo —
это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько
формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы
решения, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для
формирования мышления школьников, приёмов умственных действий, умения строить
модели, самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения
чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей
для

формирования

общеинтеллектуальных

и

общеучебных

умений

школьников

активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся.
Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются
элементами

информационной

компетенции —

одной

из

ключевых

компетенций

современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и
реализовывать его с помощью языков программирования — необходимое условие подготовки
современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе
рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того
важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ
на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт — освоенный
инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого
самовыражения учащихся в форме различных программ.
Цели изучения курса
Основными целями курса являются:
⋅

понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира,

принципы структурной алгоритмизации;
⋅

овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;

⋅

научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде

программы, написанной на языке программирования Logo.
Задачи курса
Основными задачами курса являются:
Образовательные:
⋅

познакомиться с понятиями языка программирования, процедуры, алгоритма;

⋅

сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки

программ средствами языка программирования Logo;
⋅

изучить основные конструкции языка программирования Logo, позволяющие

работать с простыми (скалярными) и составными (массивами, строками) типами данных;
⋅

научиться применять процедуры при написании программ на языке

программирования Logo;
⋅

научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих

программ;
⋅

познакомиться с компьютерными моделями, создаваемыми средствами языка

Logo.
Развивающие:
⋅

развитие логическое мышление учащихся;

⋅

развитие информационной культуры учащихся при решении задач;

⋅

развитие внимательности, самостоятельности.

Воспитательные:
⋅

формирование правильной самооценки учащихся;

⋅

воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим

(доброжелательность, чувство товарищества);
⋅

привитие у учащихся интереса к информатике: ученик должен чувствовать

эстетическое удовольствие от красиво решенной задачи, от установленной им
возможности приложения информатики к другим наукам.
Ожидаемые результаты курса
В рамках курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и
способами деятельности:
⋅

умеют составлять алгоритмы для решения задач;

⋅

умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ,

написанных на языке Logo;
⋅

владеют основными навыками программирования на языке Logo;

⋅

умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Logo;

⋅

умеют составлять и реализовывать на языке Logo несложные модели из

смежных курсов школьной программы;
⋅

вырабатывают навыки коллективной работы над совместным проектом.

Состав учебно-методического комплекта
Программа курса обеспечивается контрольно-измерительными материалами для
проведения текущего и итогового контроля, учебной программой.
Для проведения практических занятий в компьютерном кабинете необходим
следующий состав аппаратного и программного обеспечений.
Аппаратное обеспечение:
1.

Процессор не ниже Pentium III.

2.

Оперативная память не меньше 256 Мб.

3.

Дисковое пространство не меньше 50 Мб.

4.

Монитор с 16-битной видеокартой.

5.

Разрешение монитора не ниже 1024х768.

Программное обеспечение:
Операционная система: Windows 2000 или Windows XP и выше, Linux (Alt,

1.

Ubuntu, Kubuntu).
Приложение MSWLogo или FMSLogo.

2.

1. Учебный план занятий.

№
п/п

темы.

1.
2.

Введение
Раздел 1. Черепашья графика

3.
4.
5.

Название раздела,

Количество часов
Всего Теория Практика
1
9

2
21

Раздел 2. Программирование с 42
Черепашкой

14

28

Раздел 3. Моделирование с
Черепашкой
Дифференцированный зачёт

24

8

16

9

3

6

108

35

73

Итого:

3
30

Формы
аттестации/
контроля
Контрольная
работа №1
Контрольная
работа №2
Самостоятельная
работа
Защита проекта

Мес
яц

Число

Форма
занятия

Кол
-во
час
ов

Тема занятия

Место
проведения

№
п/
п

Время
проведения

2. Календарный учебный график.

Форма
контроля

3

3

21

Лекция,
практикум

3

4

25

Лекция,
практикум

3
3

6

9

Лекция,
практикум

3

7

16

Лекция,
практикум

3

Лекция,
практикум

3

Цвет. RGB-модель цвета

23

9.00-11.10

Лекция,
практикум

Октябрь

2

«Черепашка рисует
окружность, а мы узнаём, что
такое цикл»
Написание, создание
циклических программ

Лекция,
практикум

3

Вывод текста. Атрибуты
шрифта.

10

13

Лекция,
практикум

3

«Черепашка вспоминает всё,
чему научилась, а мы
готовимся к контрольной
работе».

11

20

Лекция,
практикум

3

Повторение.
Контрольная работа.

Лекция,
практикум

3

Раздел 2.
Программирование с
Черепашкой.
Переменные. Параметры
процедур
«Черепашка рисует
многоугольники, а мы создаём
процедуру с параметром»;
«Черепашка рисует спирали, а
мы продолжаем знакомство со
счётчиком repcount»;
«В дождике отражается солнце,
а мы используем переменные»

12

27

9.00-11.10

30

Ноябрь

9

Лекция,
практикум

3

14

11

Лекция,
практикум

3

Лекция,
практикум

3

15

18

9.00-11.10

4

Декабрь

13

Типы данных: число, слово,
список

Самостоят
ельная
работа

Самостоят
ельная
работа

«Черепашка рисует звёзды, а
мы узнаём, в чём измеряется
угол»
Циклический алгоритм.

5

8

Самостоят
ельная
работа

Кабинет № 35

Лекция,
практикум

Введение.
Знакомство с курсом.
Интерактивный электронный
учебник. Справочник.
Задачник. Компьютерный
исполнитель. СКИ.
Алгоритм.
Программирование.
Раздел 1.
Черепашья графика
«Черепашка узнаёт новую
команду, а мы учимся
создавать процедуры»
Рисование геометрических
фигур, многоугольников.

Самостоят
ельная
работа

Кабинет № 35

3

Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа

Кабинет № 35

18

Лекция,
практикум

Контроль
ная
работа 1
Самостоят
ельная
работа

Кабинет № 35

2

9.00-11.10

11

Сентябрь

1

Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа

Лекция,
практикум

3

«Спираль приобретает цвет, а
мы знакомимся со списками»

17

9

Лекция,
практикум

3

18

15

Лекция,
практикум

3

Лекция,
практикум

3

«Черепашка радуется дождику, а
мы генерируем случайные
числа»
«Черепашка рисует смайлики, а
мы знакомимся с новым типом
данных»
Ветвление

Лекция,
практикум

3

21

5

Лекция
Практикум

3

22

12

Лекция
Практикум

3

Лекция
Практикум

3

«Черепашка считает ответы, а
мы знакомимся с циклом while»

Лекция,
практикум

3

Контрольная
работа

3

Подготовка к контрольной
работе № 2
«Черепашка вспоминает про
счётчик и генератор, а мы
готовимся к контрольной
работе»
Контрольная работа № 2.

19

24

26

25

4

11

27

Март

26

18

9.00-11.10

23

9.00-11.10

29

Февраль

20

Лекция,
практикум

3

Лекция,
практикум

3

«Черепашка высаживает цветы,
а мы знакомимся с командой
управления if»
Команды ввода-вывода
«Черепашка задаёт вопросы, а
мы знакомимся с командами
ввода-вывода»
Цикл «пока»

Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа

29

1

Лекция,
практикум

3

8

Лекция,
практикум

3

Рекурсия. 3D-моделирование

Лекция,
практикум

3

Рекурсия. Хвостовая рекурсия

Лекция,
практикум

3

Рекурсивные процедуры.
Пространственные координаты.

Апрель

32

22

9.00-11.10

3

апрель

Лекция,
практикум

15

Контроль
ная
работа2
Самостоят
ельная
работа

25

31

Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа

Раздел 3.
Моделирование с Черепашкой
Звук и анимация.
Моделирование физических
процессов
Звук. Кодирование звука на
компьютере. Генерация звука
заданной частоты и
длительности. Команда wait.
Принцип компьютерной
анимации «нарисовалподождал-стёр-вычислил новое
положение».
Создание
простых
анимационных роликов. Массив
Черепашек. Создание множества
Черепашек и управление ими.

28

30

Кабинет № 35

22

Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа

Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа

Кабинет № 35

19

9.00-11.10

25

Январь

16

3

Режим perspective. Построение
трёхмерных моделей.

34

13

Практикум

3

Дифференцированный зачёт.
Подготовка проекта

Практикум

3

Подготовка проекта

Лекция,
практикум

3

Защита проекта

Всего

108

35

36

20

27

Кабинет № 35

Лекция,
практикум

9.00-11.10

6

Май

33

Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Самостоят
ельная
работа
Зачет

Учебно-методические материалы
1.

Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Рабочая тетрадь.

2.

Занимательное ЛОГОзнание : Интерактивный электронный учебник.

3.

Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Методические рекомендации.

4.

Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Задания для проведения

контрольной работы № 1 «Черепашья графика».
5.

Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Задания для проведения

контрольной работы № 2 «Программирование с Черепашкой».
6.

Татарникова Л. А. Занимательное ЛОГОзнание : Задания для итогового проекта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».